| ||||
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2017 г. № 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц. 2. Дополнить перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 35, ст. 5326; 2017, № 9, ст. 1361), пунктом 38 следующего содержания: "38. Федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.". 3. Министерству экономического развития Российской Федерации в 5-месячный срок со дня принятия настоящего постановления утвердить: индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами; порядок оформления и содержание заданий уполномоченным должностным лицам национального органа по аккредитации на проведение мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами, а также порядок оформления результатов проведения таких мероприятий.
Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц (утв. постановлением Правительства РФ от 30 марта 2017 г. № 360) I. Общие положения1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации (далее - аккредитованные лица). 2. Задачами государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц (далее - государственный контроль) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения аккредитованными лицами требований, установленных Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и иных требований, установленных в том числе актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - обязательные требования), а также принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений этих требований. 3. Государственный контроль осуществляет Федеральная служба по аккредитации. К проведению отдельных мероприятий в рамках государственного контроля могут привлекаться эксперты, экспертные и иные организации в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 4. Государственный контроль осуществляется посредством проведения внеплановых документарных и (или) выездных проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами. Плановые проверки при осуществлении государственного контроля не проводятся. 5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются: а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации; б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по аккредитации, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля; в) иные должностные лица Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля. 6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля, пользуются правами, исполняют обязанности и соблюдают ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, а также несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля, при проведении мероприятий в рамках государственного контроля вправе: а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций необходимые для осуществления государственного контроля документы, сведения (информацию) и материалы о деятельности аккредитованных лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю; б) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении выездной проверки посещать и обследовать в ходе проведения проверки используемые при осуществлении деятельности аккредитованным лицом территории, здания, строения, сооружения и помещения, получать доступ к используемым аккредитованным лицом оборудованию, средствам измерений, иным техническим средствам, веществам и материалам; в) запрашивать и получать от руководителя и работников аккредитованного лица все необходимые для достижения целей мероприятий по государственному контролю документы (информацию), в том числе надлежащим образом заверенные копии таких документов (с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации), а также требовать от руководителя и работников аккредитованного лица письменные и (или) устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, в том числе в отношении знания ими и соблюдения при осуществлении своей деятельности критериев аккредитации, утвержденных в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", положений документов, образующих систему менеджмента качества аккредитованного лица; г) пользоваться необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, электронными носителями информации, сканерами, телефонами, средствами видеозаписи, фотоаппаратами, иными техническими средствами, вносить их в помещения, принадлежащие аккредитованным лицам, в отношении которых проводятся проверки; д) направлять в уполномоченные органы материалы о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в деятельности аккредитованных лиц для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; е) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями; ж) осуществлять иные права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами в национальной системе аккредитации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. II. Организация и проведение проверок соблюдения обязательных требований, принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений8. Внеплановая проверка на основании информации, указанной в части 6 статьи 23, части 2 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проводится по мотивированному представлению должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного контроля (далее - мотивированное представление). Мотивированное представление готовится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля, указанным в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, в месячный срок со дня поступления указанной информации (за исключением информации, поступающей в рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований). Срок подготовки мотивированного представления может быть продлен должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля, указанным в подпункте "а" или "б" пункта 5 настоящего Положения, до 3 месяцев в случае поступления в Федеральную службу по аккредитации новой информации, которая может дополнительно свидетельствовать о нарушении аккредитованным лицом обязательных требований, либо в случае необходимости проведения предварительной проверки поступившей в Службу информации или предварительного запроса информации у органов и организаций. 9. По итогам рассмотрения мотивированного представления должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля, указанное в подпункте "а" или "б" пункта 5 настоящего Положения, с учетом материальных и кадровых ресурсов, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по аккредитации, мероприятий по контролю в отношении иных аккредитованных лиц, проводимых и планируемых к проведению, а также сроков направления запросов может принять решение: а) о проведении в отношении аккредитованного лица внеплановой выездной или документарной проверки (с указанием планируемых сроков проведения проверки, определяемых с учетом информации о потенциальной опасности и риске для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изложенной в обращениях граждан и организаций); б) о проведении мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами; в) об учете информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, в рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами; г) об учете информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, в рамках проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; д) о направлении запроса (запросов) и (или) информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, в государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и организации, включая изготовителей и продавцов продукции, в отношении которой проводились, проводятся или будут проводиться работы по оценке соответствия обязательным требованиям; е) о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе о выдаче аккредитованному лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. 10. Внеплановая проверка деятельности аккредитованного лица проводится в случае выявления при проведении мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, параметров его деятельности, соответствие которым или отклонение от которых свидетельствует о высокой вероятности нарушения им обязательных требований, которая определяется в соответствии с индикаторами риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. 11. Предварительная проверка информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, проводится в соответствии с частями 3.2 - 3.5 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе при массовом поступлении обращений от одного и того же гражданина, одной и той же организации, поступлении обращений от гражданина, права и законные интересы которого непосредственно не затронуты, и отсутствии подтвержденных сведений о причинении вреда или возникновении ситуаций, указанных в подпункте "б" пункта 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а также поступлении сходных обращений от разных граждан и организаций, стиль изложения и способ подачи информации которых дает основания предполагать координацию их действий. 12. В случае если в ходе осуществления мероприятий по государственному контролю в отношении аккредитованного лица были обнаружены признаки нарушения обязательных требований иными аккредитованными лицами, указанные сведения могут быть использованы для подготовки мотивированного представления согласно пункту 8 настоящего Положения. 13. В случае наличия сомнений в обоснованности содержащихся в акте проверки и предписании к нему выводов, в том числе в случае неоднозначного толкования положений обязательных требований, проверка соблюдения которых была осуществлена, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля, вправе направить материалы проверки для рассмотрения рабочей группой, созданной решением руководителя Федеральной службы по аккредитации. Рабочая группа готовит заключение об обоснованности или о необоснованности содержащихся в акте проверки и предписании к нему выводов, на основании которого руководитель Федеральной службы по аккредитации или уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение об изменении указанного предписания и (или) отмене результатов проверки, в том числе об отмене указанного предписания, решения Федеральной службы по аккредитации о приостановлении или прекращении действия аккредитации, принятого на основании соответствующего акта проверки. III. Организация и проведение мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами14. К мероприятиям по государственному контролю, осуществляемым без взаимодействия с аккредитованными лицами, относятся мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований при размещении сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также при распространении рекламы проведения работ (оказания услуг) в области оценки соответствия, обеспечения единства измерений. 15. Мероприятия по государственному контролю, осуществляемые без взаимодействия с аккредитованными лицами, проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по аккредитации. 16. К проведению мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, могут быть привлечены учреждения, подведомственные Федеральной службе по аккредитации, а также эксперты, экспертные и иные организации. Указанным учреждениям, экспертам, экспертным и иным организациям могут направляться запросы о предоставлении информации, необходимой для проведения мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами. 17. Привлечение к мероприятиям по государственному контролю, осуществляемым без взаимодействия с аккредитованными лицами, учреждений, подведомственных Федеральной службе по аккредитации, экспертов, экспертных и иных организаций осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации, ограничивающих распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну или иную конфиденциальную информацию, а также требований по недопущению возникновения конфликта интересов. 18. В целях проведения мероприятия по государственному контролю, осуществляемого без взаимодействия с аккредитованным лицом, Федеральная служба по аккредитации вправе запрашивать информацию у аккредитованного лица, которое не является участником этого мероприятия по государственному контролю, физических и юридических лиц, а также иных участников национальной системы аккредитации, обладающих информацией о деятельности аккредитованного лица, в отношении которого проводится указанное мероприятие. 19. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами проводится на основании сведений о деятельности аккредитованных лиц, предоставленных ими согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, иных реестрах, организация формирования и ведения которых осуществляется Федеральной службой по аккредитации, сведений, полученных из иных государственных или муниципальных информационных систем, а также других сведений, находящихся в свободном доступе или в распоряжении Федеральной службы по аккредитации. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами проводятся на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по аккредитации. 20. По результатам мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами может быть принято решение о проведении внеплановой проверки при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частью 6 статьи 23 и частью 2 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", либо направлено в адрес аккредитованного лица предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (при наличии сведений о готовящемся нарушении или признаков нарушения обязательных требований). IV. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований21. Федеральная служба по аккредитации в целях предупреждения нарушений аккредитованными лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений обязательных требований, подготавливаемыми с учетом положений части 2 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 22. В рамках мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований Федеральная служба по аккредитации обеспечивает обобщение типовых нарушений обязательных требований, в том числе по результатам деятельности комиссии по апелляциям, осуществляющей свою деятельность на основании Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 436 "Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации", случаев привлечения лиц к административной ответственности, результатов оспаривания решений, действий (бездействия) Федеральной службы по аккредитации и ее должностных лиц в судебном и административном порядке.
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |