| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Государственной корпорации по атомной энергии
"Росатом" "Об утверждении Типовых отраслевых методических рекомендаций по применению требований технических регламентов" В связи с совершенствованием методического и информационного обеспечения работ по применению обязательных требований национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза в структурных подразделениях и организациях Госкорпорации "Росатом" приказываю: 1. Утвердить Типовые отраслевые методические рекомендации по применению требований технических регламентов (далее - Методические рекомендации, приложение № 1). 2. Назначить директора Департамента технического регулирования Павлова Д.В. владельцем терминов - "национальный технический регламент" и "объект технического регулирования". 3. Руководителям организаций (приложение № 2) обеспечить в соответствии с Регламентом по взаимодействию организации и Госкорпорации "Росатом" принятие в организации, а также в организациях в контуре их управления, локальных нормативных актов на основании Методических рекомендаций, и представить в Департамент технического регулирования (Павлов Д.В.) информацию о принятом локальном нормативном акте организации Госкорпорации "Росатом" и мерах по внедрению требований Методических рекомендаций. Срок - 10.04.2015. 4. Рекомендовать руководителям акционерных обществ Госкорпорации "Росатом", обществ с ограниченной ответственностью Госкорпорации "Росатом", их дочерних и зависимых обществ, федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет права собственника имущества, учреждений Госкорпорации "Росатом", за исключением организаций, указанных в п. 3 настоящего приказа: 4.1. Разработать и утвердить на основании Методических рекомендаций локальный нормативный акт организации Госкорпорации "Росатом". Срок - 20.03.2015. 4.2. Представить в Департамент технического регулирования (Павлов Д.В.) информацию о принятом локальном нормативном акте организации Госкорпорации "Росатом" и мерах по внедрению требований Методических рекомендаций. Срок - 10.04.2015. 5. Признать утратившими силу: приказ Госкорпорации "Росатом" от 02.02.2011 № 1/79-П "О первоочередных мерах по обеспечению реализации требований технических регламентов"; приказ Госкорпорации "Росатом" от 14.09.2011 № 1/773-П "О проведении мероприятий по реализации технических регламентов в организациях Госкорпорации "Росатом".
Типовые отраслевые методические рекомендации по применению технических регламентов(утв. приказом Государственной корпорации по атомной энергии
"Росатом" 1. Назначение и область применения 1.1. Настоящие Типовые отраслевые методические рекомендации по применению технических регламентов (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях организации деятельности по применению технических регламентов. 1.2. Методическими рекомендациями предлагается определить подходы по обеспечению соблюдения требований по безопасности к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленных техническими регламентами в организациях. 1.3. Методические рекомендации предназначены для работников организаций, осуществляющих деятельность, подпадающую под требования технических регламентов. 1.4. Настоящие Методические рекомендации относятся к бизнес-процессу "Управление развитием системы технического регулирования" группы бизнес-процессов "Техническое регулирование" [4.7]. 1.5. Основные положения о техническом регулировании и особенностях технического регулирования в области использования атомной энергии приведены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. Данное приложение сформировано с использованием отдельных положений нормативных актов по техническому регулированию. 2. Термины и сокращения 2.1. В данном разделе приводятся основные термины и сокращения, используемые в настоящих Методических рекомендациях. 2.2. Термины и определения.
2.3. Сокращения и расшифровка.
2.4. В приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям приведен перечень ранее утвержденных в Корпорации терминов и определений, которые используются в Методических рекомендациях. 3. Рекомендации по порядку применения технических регламентов 3.1. Применение технических регламентов предусматривает выполнение следующих работ: получение информации о технических регламентах; оценка области распространения технических регламентов и определение объектов технического регулирования; организация внедрения технических регламентов; разработка Плана мероприятий по соблюдению требований технического регламента; составление отчетности о применении технических регламентов; контроль и учет соблюдения требований технических регламентов. 3.2. В рамках получения информации о технических регламентах не реже одного раза в неделю рекомендуется проводить мониторинг технических регламентов, документов по стандартизации, а также других документов необходимых для применения технических регламентов. 3.2.1. Актуальные версии технических регламентов рекомендуется получать на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 3.3. После получения информации о принятии, вступлении в силу, изменении или отмене технических регламентов, документов по стандартизации, а также других документов необходимых для применения технических регламентов организуется и осуществляется работа по оценке области распространения технического регламента и определению объектов технического регулирования в организации. 3.3.1. При оценке области распространения технических регламентов необходимо учитывать, что некоторые технические регламенты имеют ограничения по применению их положений на объектах использования атомной энергии. Примечание. Например, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" не распространяется на машины и оборудование, специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии, в том числе и на общепромышленное оборудование в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. [4.3] 3.3.2. При наличии объектов технического регулирования, выпускаемых или используемых в организации, устанавливается тип продукции - изготавливаемая и/или используемая (потребляемая) организацией. Результатом этой работы является - составление перечня объектов технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента. 3.3.3. На основании проведенной оценки области распространения технического регламента и составленного перечня объектов технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента, ответственным за организацию и проведение работ по техническому регулированию рекомендуется принять решение о внедрении технического регламента в организации. 3.4. После принятия решения о применении технического регламента рекомендуется провести анализ требований технического регламента и документов по стандартизации, которые могут быть доказательной базой по его применению, оценку ресурсов необходимых для соблюдения требований технического регламента: финансовые затраты, наличие квалифицированного персонала, знающего требования, устанавливаемые техническим регламентом и документами по стандартизации, наличие соответствующей организационно-распорядительной и технической документации. 3.4.1. В организации рекомендуется определить документы в области стандартизации, устанавливающие требования в отношении объектов технического регулирования, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента и документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия. 3.4.2. Внедрение технических регламентов рекомендуется осуществлять в соответствии с Планом мероприятий по соблюдению требований технического регламента. 3.5. План мероприятий по соблюдению требований технического регламента рекомендуется утверждать организационно-распорядительным документом организации. 3.5.1. В Плане мероприятий по соблюдению требований технического регламента рекомендуется предусмотреть: внедрение документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента, либо других документов необходимых для применения технического регламента, включая документы организации; организационно-технические мероприятия по соблюдению требований технического регламента; обучение персонала; выбор и осуществление схем оценки соответствия; разработку корректирующих мероприятий (при необходимости) по разработке/доработке необходимой организационно-распорядительной и/или технической документации по обеспечению выполнения требований технического регламента; планирование затрат на реализацию мероприятий по соблюдению требований технического регламента; разработку и введение при необходимости документов по стандартизации или других технических документов для соблюдения требований технического регламента; ответственных за выполнение мероприятий; контроль соблюдения требований технического регламента. 3.6. Отчетность о применении технических регламентов рекомендуется осуществлять в отношении применяемых в организации технических регламентов и выполненных мероприятий по соблюдению требований технического регламента (регламентов) и направлять в Департамент технического регулирования. 3.6.1. Сводный отчет о применении технических регламентов рекомендуется формировать на основе решения о применении каждого технического регламента в организации. 3.6.2. Сводный отчет о выполнении мероприятий по соблюдению требований технических регламентов рекомендуется формировать по результатам выполнения Плана (Планов) мероприятий по соблюдению требований технического регламента. 3.6.3. После реализации Плана мероприятий по соблюдению требований технического регламента отчетность по нему в дальнейшем рекомендуется не включать в сводный отчет о выполнении мероприятий по соблюдению требований технических регламентов. 3.6.4. Рекомендуемая форма сводного отчета о применении технических регламентов и пример ее заполнения приведены в приложениях № 3 и 4 к настоящим Методическим рекомендациям. 3.6.5. Рекомендуемая форма сводного отчета о выполнении мероприятий по соблюдению требований технических регламентов и пример ее заполнения приведены в приложениях № 5 и 6 к настоящим Методическим рекомендациям. 3.6.6. Для удобства обработки информации отчеты рекомендуется выполнять в формате Excel. 3.7. Контроль и учет соблюдения требований технического регламента. 3.7.1. В организациях рекомендуется осуществлять контроль и учет применения технического регламента (регламентов), в соответствии с установленным в организации порядком и графиком проведения проверок. 4. Нормативные ссылки 4.1. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010. 4.2. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 "Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза". 4.3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011, утвержден 18.10.2011 Решением № 823 Комиссии Таможенного союза 4.4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". 4.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 362 "Об особенностях технического регулирования в части разработки и установления государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" обязательных требований в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции". 4.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 № 173 "Об утверждении положения об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции". 4.7. Структура группы бизнес-процессов "Техническое регулирование", утвержденная приказом Корпорации от 21.01.2011 № 1/26-П. 5. Порядок внесения изменений 5.1. Ответственным за актуализацию Методических рекомендаций является Департамент технического регулирования. 5.2. В случае если инициатором изменений Методических рекомендаций выступает не Департамент технического регулирования, то инициатор внесения изменений должен предоставить в Департамент технического регулирования обоснование практической целесообразности таких изменений. 5.3. Решение о внесении изменений в Методические рекомендации принимает директор Департамента технического регулирования. 5.4. Изменения Методических рекомендаций после оценки их целесообразности проходят процедуру согласования в установленном в Корпорации порядке. Приложение № 1к Методическим рекомендациям Общие положения о техническом регулировании 1. Технический регламент 1.1. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). [4.4] 2. Национальный технический регламент. 2.1. Национальный технический регламент принимается в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. [4.4] 2.2. Национальный технический регламент является нормативным правовым актом, доказательной базой которого могут являться документы в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований национального технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия, а также могут быть документы в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение его требований. 2.3. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальный технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента, правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, требования энергетической эффективности и ресурсосбережения. [4.4] 2.4. Перечень действующих национальных технических регламентов можно найти на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 3. Технический регламент Таможенного союза. 3.1. Технический регламент Таможенного союза разрабатывается и принимается в целях обеспечения на таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. [4.1] 3.2. Технический регламент Таможенного союза является нормативно-правовым актом, который принимается решением Совета Евразийской экономической комиссии (до 01.07.2012 решением Комиссии Таможенного союза), доказательной базой могут являться документы в области стандартизации, утверждаемые решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. 3.3. Технический регламент Таможенного союза разрабатывается только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526. [4.2] 3.4. В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества. 3.5. Продукция, в отношении которой принят технический регламент Таможенного союза, выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом Таможенного союза. 3.6. Перечень действующих технических регламентов Таможенного союза представлен на сайте Евразийской экономической комиссии. 3.7. Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения содержатся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. [4.4] 3.8. Учет документов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечение их доступности заинтересованным лицам осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [4.4] 4. Особенности технического регулирования в области использования атомной энергии. 4.1. В отношении продукции, которая применяется на объектах использования атомной энергии и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов связанных с указанной продукцией, наряду с обязательными требованиями технических регламентов могут разрабатываться и устанавливаться не противоречащие федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии иные обязательные требования. [4.5] 4.2. В качестве документов, устанавливающих обязательные требования в отношении продукции и процессов, применяются нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, технические регламенты, техническая документация (проектная, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация) на продукцию или продукцию и процессы, документы в области стандартизации в отношении продукции и процессов. [4.5] 4.3. В качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции (работам, услугам) и (или) процессам, применяются: а) национальные стандарты; б) своды правил; в) отраслевые стандарты до их отмены в связи с принятием соответствующих национальных стандартов (предварительных национальных стандартов); г) стандарты организаций; д) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; е) предварительные национальные стандарты; ж) национальные стандарты (предварительные национальные стандарты) ограниченного распространения; з) технические условия. [4.6] 4.4. Наряду с обязательными требованиями в отношении продукции и процессов обязательные требования в отношении продукции и процессов могут устанавливаться государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственных контрактах (договорах). [4.5] Приложение № 2к Методическим рекомендациям Используемые термины и определения Настоящее информационно-справочное приложение содержит перечень ранее утвержденных в Госкорпорации "Росатом" терминов и определений, используемых в Типовых отраслевых методических рекомендациях по применению технических регламентов.
Приложение № 3к Методическим рекомендациям Форма сводного отчета о применении технического регламента (регламентов) СВОДНЫЙ ОТЧЕТ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА (РЕГЛАМЕНТОВ)
Приложение № 4к Методическим рекомендациям Пример заполнения сводного отчета о применении технических регламентов СВОДНЫЙ ОТЧЕТ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
Приложение № 5к Методическим рекомендациям Форма сводного отчета о выполнении мероприятий по соблюдению требований технического регламента (регламентов) за 20__ год СВОДНЫЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА (РЕГЛАМЕНТОВ) ЗА 20__ год
Примечание: используемые сокращения
Приложение № 6к Методическим рекомендациям Пример заполнения сводного отчета о выполнении СВОДНЫЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ЗА 2015 год
к приказу Государственной корпорации Перечень организаций Госкорпорации "Росатом", с которыми подписаны регламенты по взаимодействию между акционерным обществом/федеральным государственным унитарным предприятием и Госкорпорацией "Росатом"ОАО "ЦентрАтом"; АО "Атомэнергопроект"; АО ФЦЯРБ; АО "Наука и инновации"; АО "Русатом Оверсиз"; АО "НИАЭП"; ЗАО "Гринатом"; ОАО "Атомкомплект"; АО "Техснабэкспорт"; ОАО "ОТЭК"; ОАО "Концерн Росэнергоатом"; ОАО "ТВЭЛ"; АО "Атомредметзолото"; АО "Атомэнергомаш"; Uranium One Holding N.V.; ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |