| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому В целях обеспечения эффективности осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений» приказываю: Утвердить прилагаемые Методические указания по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации.
Методические указания (утв.
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому I. Общие положения1. Методические указания по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации (далее - Методические указания) содержат общие положения по проведению проверок гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на этапе их эксплуатации с учетом их особенностей и рекомендации по организации и проведению этих проверок. 2. Методические указания распространяются на ГТС, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Термины и определения, необходимые для целей настоящего документа, приводятся в приложении № 1 к настоящим Методическим указаниям. 3. Методические указания разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108), постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876), постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (далее - Административный регламент). 4. Методические указания предназначены для применения должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении ими деятельности по проверкам ГТС на этапе их эксплуатации. 5. Задачей федерального государственного надзора в области безопасности ГТС является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими эксплуатацию ГТС, требований к обеспечению безопасности ГТС, установленных законодательством Российской Федерации. 6. Предметом проверки при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации ГТС обязательных требований. 7. Порядок, правила, периодичность и сроки проведения проверок определяются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ. Права и обязанности должностных лиц Ростехнадзора при проведении проверки определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108. 8. В соответствии с пунктом 24 Административного регламента исполнение государственной функции при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС включает в себя следующие административные процедуры: организация проверок; проведение проверок; оформление результатов проверок; контроль исполнения выданных предписаний; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений. 10. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ для ГТС устанавливается, что срок проведения плановой проверки должен быть не более чем 30 рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц Ростехнадзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлён руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней. 11. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, является истечение одного года со дня: выдачи в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения на эксплуатацию ГТС; окончания проведения последней плановой проверки. Основания для проведения внеплановой проверки также указываются в статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ. 12. Плановые проверки в периоды, не имеющие заранее определённых временных границ или представляющие повышенную опасность для ГТС (периоды паводков, навигации), проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Ростехнадзора, которым также устанавливается дата начала и окончания проведения проверки. 13. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки. Типовая форма распоряжения или приказа Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141). 14. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора вручаются под роспись должностными лицами Ростехнадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю владельца (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Ростехнадзора обязаны представить в целях подтверждения своих полномочий информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях, в целях подтверждения их полномочий. 15. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа). 16. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа). 17. Результатом исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в соответствии с Административным регламентом является составление по результатам проверки акта и его вручение, выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, составление протокола об административном правонарушении (возбуждение дела об административном правонарушении). 18. Акт проверки должностным лицом Ростехнадзора, осуществляющим проверку, составляется в соответствии с типовой формой акта проверки Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа), установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. В соответствии с пунктами 66, 67 Административного регламента в акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование и место нахождения ГТС; наименование органа государственного контроля (надзора) (Ростехнадзор, территориальный орган Ростехнадзора); дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Ростехнадзора; дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки (указывается в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры); фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб, обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. 19. В журнале учета проверок, которые ведутся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141, должностными лицами Ростехнадзора осуществляется запись о проведенной проверке. II. Особенности организации и проведения проверок ГТС20. Организация плановой проверки предусматривает порядок подготовки, согласования и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489). Ежегодный план проведения плановых проверок формируется в Ростехнадзоре (центральном аппарате и в территориальных органах) и составляется по типовой форме, приведенной в приложении к Правилам подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489. 21. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности Ростехнадзор (центральный аппарат и его территориальный органы) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход. Понятие риск-ориентированного подхода установлено частью 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. 22. В ежегодном плане проведения плановых проверок Ростехнадзора (центрального аппарата и территориального органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, Административным регламентом указываются: наименования и места нахождения гидротехнических сооружений, в отношении которых планируется проведение мероприятий по контролю; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование территориального органа и (или) структурного подразделения Ростехнадзора, осуществляющего плановую проверку. 23. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Утвержденный руководителем Ростехнадзора ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Ростехнадзора. 24. О проведении плановой проверки в форме документарной проверки или выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Ростехнадзором не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. 25. При проведении документарной проверки в дополнение к перечисленным в пункте 15 настоящих Методических указаний документам необходимо использовать необходимую информацию и сведения о ГТС из надзорных дел, которые велись на этапе строительства (если они имеются у Ростехнадзора). 26. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Ростехнадзор (центральный аппарат или территориальный орган) направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведении документарной проверки. 27. Результаты проверки оформляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. 28. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа); оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю. 29. В процессе осуществления выездных проверок проводится комплекс мероприятий в рамках заявленного предмета проверки и в соответствии со специально разработанной программой проверки с целью углубленного анализа деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осмотра и оценки безопасности ГТС. 30. Государственному инспектору необходимо вести записи о выявленных нарушениях (дата, время, место, вид и характер нарушения) для использования этих записей при составлении акта проверки с тем, чтобы не указывать в акте проверки каждое отдельное нарушение из ряда однотипных нарушений, а группировать их. 31. В соответствии с пунктом 70 Административного регламента, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований должностные лица Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. В приложении № 2 к настоящим Методическим указаниям приводится типовая форма предписания. 32. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, нарушений правил эксплуатации гидротехнических сооружений, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера либо повлекли причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 33. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 32 настоящих Методических указаний, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, без согласования с органами прокуратуры. 34. Установление в отношении ГТС первого класса (далее также - объект повышенной опасности) режима постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 35. Режим постоянного государственного надзора на ГТС I класса осуществляется на основании утвержденного руководителем территориального органа Ростехнадзора графика проведения мероприятий по контролю. 36. Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю: обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования; проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности; проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»); рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям; рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС; рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования; рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, и их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности; участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях ГТС при подготовке декларации безопасности ГТС; наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности; наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте; наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности; проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов; проверка правильности установления класса ГТС; осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. 37. Результаты проверки ГТС I класса, в отношении которого осуществляется режим постоянного государственного надзора, отражаются должностными лицами в акте проверки по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141, и в надзорном деле объекта повышенной опасности. III. Рекомендации по проведению выездных плановых проверок ГТС38. Должностным лицам Ростехнадзора для каждой выездной плановой проверки рекомендуется разрабатывать программу такой проверки. 39. Программа выездной плановой проверки составляется ответственным за проведение проверки должностным лицом и прикладывается к приказу (распоряжению) о проведении проверки. Типовая форма программы проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в области безопасности ГТС приводится в приложении № 3 к настоящим Методическим указаниям. 40. В программу выездной проверки рекомендуется включать вопросы безопасности ГТС, которые определяются уникальными особенностями проверяемого ГТС с учетом его назначения, проектных решений, типа и класса, а также соответствующих требований нормативных правовых актов. Перечень документации и вопросов для проверки ГТС и механического оборудования гидроэлектростанции (далее - ГЭС) приводится в приложении № 4 к настоящим Методическим указаниям. Перечень документации и вопросов для проверки ГТС водохозяйственного комплекса приводится в приложении № 5 к настоящим Методическим указаниям. Перечень документации и вопросов для проверки ГТС промышленных предприятий приводится в приложении № 6 к настоящим Методическим указаниям. 41. В программу выездных проверок Ростехнадзора в отношении ГТС включаются вопросы, которые наиболее актуальны на текущий момент времени для оценки безопасности находящихся в эксплуатации ГТС. С целью определения перечня возможных проблемных вопросов безопасности проверяемого ГТС следует провести изучение документации ГТС. 42. В программе проверки указывается цель проведения проверки, которая должна соответствовать цели проверки, указанной для этого мероприятия в ежегодном плане проведения плановых проверок, а также даты начала и продолжительность проверки, что и в ежегодном плане проведения плановых проверок. 43. При проведении проверочных мероприятий в рамках выездной плановой проверки Ростехнадзора проводится проверка наличия: эксплуатационной документации, в том числе документации по обеспечению качества в организации (учредительные документы владельца ГТС, структура эксплуатирующей организации, документы о назначении на должность руководителя эксплуатирующей организации, документы, подтверждающие полномочия назначенных представителей, приказ о распределении обязанностей в руководстве эксплуатирующей организации, в том числе за эксплуатацию ГТС, должностные инструкции персонала, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации ГТС); нормативной документации, используемой эксплуатирующей организацией при эксплуатации ГТС; разрешения на ввод в эксплуатацию ГТС; проектной и исполнительской документации, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию, документации на техническое перевооружение, при необходимости, документации на консервацию или ликвидацию ГТС; критериев безопасности ГТС и документации по контролю (мониторингу) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; паспортов и заводских инструкций по эксплуатации на установленное оборудование на ГТС; плана ликвидации возможных аварий ГТС и журналы противоаварийных тренировок руководства и персонала; документов и протоколов об организации обучения и проверки знаний персонала, эксплуатирующего ГТС; документов, подтверждающих аттестацию персонала, эксплуатирующего ГТС; договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС; правил эксплуатации ГТС; правил эксплуатации водохранилища; документов, подтверждающих регистрацию ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений; разрешения на эксплуатацию ГТС; расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; декларации безопасности ГТС, утвержденной органом федерального государственного надзора; актов о произошедших авариях и отказах в работе ГТС и оборудования, материалов расследования их причин; актов проведенных ремонтно-восстановительных работ; материалов ежегодных мероприятий по подготовке ГТС к прохождению весеннего половодья и пропуску дождевых паводков; правоустанавливающего документа на земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией ГТС; документации по проведению технического освидетельствования и ремонтов. 44. При проведении плановой выездной проверки в соответствии с программой проверки проводится анализ и оценка соответствия деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и состояния безопасности ГТС на этапе эксплуатации требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных норм и правил, стандартов в области безопасности ГТС. В приложении № 7 к настоящим Методическим указаниям приводится перечень нормативных правовых актов в области безопасности ГТС, рекомендуемых для применения при проведении проверок ГТС на этапе их эксплуатации. 45. При проверке рассматриваются материалы технической эксплуатации ГТС, в том числе данные мониторинга безопасности ГТС, результаты проведения испытаний, специальных экспертиз, оценок выполнения владельцем (эксплуатирующей организацией) условий действия разрешения на эксплуатацию ГТС и ранее выданных предписаний по устранению нарушений требований безопасности при эксплуатации ГТС, проводится анализ причин снижения уровня безопасности ГТС. 46. При выездной плановой проверке одним из основных методов оценки соответствия является визуальный осмотр ГТС. Рекомендуется проводить визуальный осмотр территории размещения гидроузла и ГТС с целью оценки на качественном уровне технического состояния важных компонентов для безопасной эксплуатации ГТС, гидроузла и уровня их безопасности. При визуальном осмотре рекомендуется делать записи о выявленных недостатках во внешнем виде ГТС, оборудования, об отступлениях от проектных решений сооружений и (или) при размещении оборудования на ГТС, о других отмеченных нарушениях требований безопасности. Эти записи составляют основу для дальнейшего анализа в отношении приемлемости (недопустимости) выявленных при осмотре отступлений и позволяют обоснованно указывать на несоответствия безопасной эксплуатации ГТС в акте проверки. 47. На русловой ГЭС рекомендуется проводить осмотр здания ГЭС с размещенными в нём гидроагрегатами, подводящие спиральные камеры гидротурбин, отсасывающие трубы, мусорозадерживающие решётки, а также плотины, их оборудование, другие ГТС, которые входят в состав ГЭС. 48. На приплотинных ГЭС рекомендуется проводить осмотр напорной по всему напорному фронту плотины, машинного зала и здания ГЭС, турбинных водоводов, специальных напорных тоннелей, оборудования и других компонентов, важных для обеспечения нормальной эксплуатации объекта. 49. На деривационной ГЭС рекомендуется проводить визуальный осмотр бетонной водосливной плотины станционного узла с водозабором деривации, подводящим и отводящим каналами; головной бетонной или грунтовой насыпной плотины; комплекса различных по конструкции деривационных ГТС и сооружений на деривации. 50. На гидроаккумулирующей гидроэлектростанции (далее - ГАЭС) рекомендуется проводить визуальный осмотр следующих ГТС: верхнего аккумулирующего бассейна, образованного с помощью дамб, системы дренажей; реверсивного водоприёмника, располагающегося в районе верхнего аккумулирующего бассейна и предназначенного для подачи воды в напорные трубопроводы; компонентов водоприёмника (подпорные стенки, здание водоприёмника, крепление подводящего канала и железобетонный понур); температурных компенсаторов, ремонтных и аварийно-ремонтных затворов; козлового крана; нижнего аккумулирующего бассейна; донного водосброса; здание ГАЭС и другие элементы. 51. На тепловой электрической станции (далее - ТЭС) и объектах промышленности рекомендуется проводить визуальный осмотр: пульпопроводов; золошлакоотвалов; шлакоотвалов; береговых насосных станций; насосных станций осветленной воды; шлакопроводов; водосбросных колодцев; трубопроводов технического водоснабжения (напорные циркуляционные водоводы, сливные циркуляционные водоводы, сбросные каналы) и других ГТС, в том числе ГТС объектов промышленности, обеспечивающих аккумулирование жидких промышленных отходов. 52. На ГТС объектов энергетики и объектах (предприятий) промышленности рекомендуется осматривать: гребень, откосы, бермы дамб, плотин на предмет явных осадок, деформаций, перемещений, открытых выходов фильтрационного потока; дренажные устройства на предмет их работоспособности; водосливные поверхности водосбросных сооружений, конструктивные элементы сооружений со стороны нижнего бьефа, включая водобойные колодцы, гасители энергии, рисберму в части их соответствия проекту и неповреждённости, функциональной пригодности; подпорные и разделительные стенки на предмет их устойчивости; зоны примыкания бетонных сооружений к грунтовым сооружениям и берегам в отношении их водонепроницаемости; подводящие и отводящие каналы в отношении устойчивости их откосов, отсутствия заиления; противоволновые и другие крепления берегов в отношении их функциональной пригодности; бетонные кладки с выявлением в них мест, имеющих признаки коррозии бетона, сквозные трещины, являющиеся очагами сосредоточенной фильтрации, интенсивного выщелачивания бетона (вымыванием из него извести фильтрующей водой), механических повреждений бетонной кладки (сколы углов элементов, раздробление бетона в отдельных зонах). 53. При обнаружении негативных фактов состояния ГТС (наличие промоин, оползней, просадок, выпучивания грунта и вымывания его в дренажи, каверн и трещин в теле сооружения, разрушения крепления откосов и ливнеотводящих устройств), выявленных при их осмотре, необходимо это отражать в акте проверки и выдавать предписания по их ликвидации, а также по устранению причин их появления. 54. При выездной проверке ГТС ТЭС и объектов промышленности проверяется ведение эксплуатирующей организацией документации (журналов), в которой фиксируется информация по осуществляемому контролю за: негативными процессами на ГТС; оползневым разрушением откосов ограждающих дамб золошлакоотвалов; работоспособностью системы дренажей; осадками и кренами ГТС; трещинообразованием и развитием трещин; работоспособностью водосбросных колодцев отвода осветленной воды с золошлакоотвала; целостностью трубопроводов с пульпой золошлаков и осветленной водой, опорных элементов под них; техническим состоянием здания насосной станции (её наземной и подземной частей); водозаборных оголовков, насосов, другого оборудования, обеспечивающего работу системы гидроудаления золы и шлака в золошлакоотвал. 55. Во время выездной проверки ГТС ГЭС (ГАЭС): осмотру подлежат смотровые галереи, системы дренажей в ГТС и в здании ГЭС на соответствие их технических состояний проекту и функциональной пригодности; проверяется соответствие проектной документации по установке размещаемого на ГТС оборудования; оценивается готовность к работе насосов откачки воды, которая может поступать в помещения в результате фильтрации или из-за непредвиденных прорывов из водопроводящих трактов; возможность отвода воды, профильтровавшейся в подземные помещения; исправность вентиляционных установок, аварийного освещения, запасных выходов; оценивается процедура контроля владельца (эксплуатирующей организации) ГТС за состоянием обеспеченности безопасного выхода для работников из подземных помещений (помещений, находящихся на отметках ниже уровня верхнего бьефа) и состояние этих выходов; проверяется готовность к работе гидромеханического оборудования здания ГЭС (затворы и защитные заграждения с их механизмами, средства дистанционного или автоматического управления и сигнализации); оценивается водонепроницаемость, правильность посадки на порог и плотность прилегания к опорному контуру затворов; проверяется отсутствие перекосов и недопустимых деформаций затворов, которые в эксплуатации будут работать под напором, а также подъемных и транспортных устройств; проверяется на водоводах, которые подходят к турбинному оборудованию, состояние сороудерживающих решеток, сороудерживающих решеток водоприемника, в других местах, где они должны быть установлены по проектной документации; оценивается готовность устройств для электрообогрева сороудерживающих решеток. 56. Во время выездной проверки ГТС ГЭС (ГАЭС) проверяется документация, свидетельствующая о проверках (опробованиях) функционирования, работоспособности, вибростойкости: аварийных быстродействующих затворов, предохраняющих турбину от разгона. Скорость аварийных быстродействующих затворов должна соответствовать проектной документации, что обеспечивается наладкой механизма, обслуживающего затвор; глубинных затворов водосбросов зданий ГЭС (вибростойкость затворов при пульсации давления, срывах струи при вакууме, гидравлических ударах, наличие (отсутствие) предусмотренных проектом аэрационных отверстий, которые должны быть постоянно свободны для прохода воздуха); ремонтного затвора отсасывающих труб (в безнапорном состоянии) и действие прижимных устройств. 57. При осмотре ГТС I, II, III классов различного назначения проверяется наличие систем мониторинга (состояния окружающей среды, сейсмологического мониторинга, сейсмометрического мониторинга, вибрационного мониторинга на гидросиловом оборудовании, мониторинга перемещений и усилий в компонентах ГТС, иных измерительных устройств, серверов сбора, обработки, ведения баз данных), их соответствие проектной документации, а также состояние ведения записей и архива данных с результатами мониторинга. 58. При проверке ГТС ГЭС и ГАЭС устанавливается наличие документации владельца (эксплуатирующей организации) ГТС, содержащей сведения о результатах проводимой им проверки функциональной пригодности к эксплуатации основного гидроэнергетического и гидромеханического оборудования, а также эксплуатационной документации по проведению технического обслуживания и ремонта основного гидроэнергетического и гидромеханического оборудования. 59. Проверяется состояние подъезда к ГТС и проезжей части по гребню плотины. 60. При выездных проверках Ростехнадзора осматриваются ГТС объектов водохозяйственного назначения (комплекса), представляющие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Методом визуального осмотра проверяется техническое состояние ГТС инженерной защиты территорий, берегозащитных сооружений, защитных дамб, водостоков, водовыпусков, насосных станций. 61. При выездной проверке ГТС инженерной защиты территорий, берегозащитных сооружений рассматриваются правила эксплуатации берегозащитных сооружений, материалы по учету аварий и документация владельца и (или) эксплуатирующей организации в части выполняемых им визуальных осмотров и контроля: состояния оснований, каменных постелей и упорного пояса береговых защитных сооружений; общего состояния поверхности откосного крепления, подпорных стен, шпунтов; последствий волновых, ледовых воздействий и скоростей течения на подводную и надводную части сооружений; состояния обратных фильтров и выноса грунтов из основания крепления; сохранности (полноты) профиля набросных сооружений; просадки, выпучивания и оползания грунтовой части сооружений; исправности всех элементов, защищающих основания сооружений от подмыва (например, полнота профилей искусственных и естественных пляжей, положение плит, сохранность шпор, бун); работоспособности дренажных устройств, водостоков и водовыпусков; наличия нор землеройных животных и мероприятий по предупреждению их образования и развития. Также при проверке ГТС инженерной защиты территорий, берегозащитных сооружений следует установить наличие учета изменений условий эксплуатации берегозащитных сооружений в части: увеличения значений волновых воздействий; увеличения значений параметров низового размыва, в том числе в связи с искусственным вмешательством в установившийся или естественный режим работы сооружений (дноуглубление, изъятие пляжевого материала); превышения установленных (паспортных) внешних нагрузок на сооружения; ломки льда вблизи сооружений при помощи судов, а также образования пригрузки от торосов; случаев производства взрывных работ на расстоянии от сооружений, менее определенного специальным расчетом предельного безопасного расстояния; повышения агрессивности вод, омывающих сооружения; контроля швартовки у береговых укреплений плавсредств всех видов, кроме мест, специально отведенных и оборудованных для этой цели; устройства свалок снега вдоль береговых укреплений, кроме мест, специально отведенных для этой цели; загромождения плавающими предметами акватории вдоль береговых укреплений; использования береговых укреплений для прыжков в воду и ловли рыбы; складирования посторонних предметов на покрытия откосного укрепления; подхода судов на расстояние, опасное для сохранности береговых укреплений. 62. При выездной проверке ГТС инженерной защиты территорий, берегозащитных сооружений проверяется наличие документации, подтверждающей деятельность владельца (эксплуатирующей организации) ГТС при появлении признаков, угрожающих сохранности и устойчивости сооружений инженерной защиты: акты внеочередных технических осмотров подводной (водолазами) и надводной частей сооружений. Очередные технические осмотры подводной части сооружений проводятся водолазами и выполняются не реже одного раза в год в теплое время года: на реках и водохранилищах - при низких горизонтах воды, на морях - в штилевые периоды. В акте осмотра фиксируется состояние сооружений на день осмотра с приложением подробной дефектной ведомости, определяющей состав и сроки проведения работ по содержанию и текущему ремонту сооружений, по капитальному ремонту; документация со сведениями о наличии осадочных марок и реперов, наблюдениях за осадкой тела защитных дамб, размывами вдоль основания верхового откоса и периодичностью наблюдений, выполняемых оценках допустимости осадок защитных дамб. Контрольные нивелировки осадочных марок и реперов в начальный период эксплуатации выполняются один - два раза в месяц, а после затухания осадки сооружения один - два раза в год. После каждого шторма редкой повторяемости выполняется внеочередная контрольная нивелировка. Точность нивелирования защитных дамб должна соответствовать требованиям не ниже, чем для ГТС III класса. Результаты нивелировок осадочных марок и реперов представляются в виде графиков осадок сооружения. Необходимо рассматривать эти результаты с учетом их привязки к геодезической опорной сети; документация по выполнению режимных наблюдений за размывами и устойчивостью откосов; за ледовым режимом водоема или водотока. Рекомендуется запрашивать абрис ледовой обстановки, составленный на основе плана-схемы, с поясняющим материалом для соответствующего периода; документация по учету выполняемых работ по поддержанию нормального работоспособного состояния защитной дамбы (по ликвидации просадки и трещин в теле дамбы, последствий оползня на внутреннем откосе, последствий выхода фильтрационных вод на внутреннем откосе, по устранению фильтрации вдоль сооружений, пересекающих тело или основание защитной дамбы, сквозных промоин дамбы); документация по проведению технических осмотров ГТС инженерной защиты территорий и берегозащитных сооружений владельцем (эксплуатирующей организацией). Осмотры проводятся на реках и водохранилищах - перед началом снеготаяния; после спада максимальных горизонтов воды; за месяц до среднего срока начала осеннего ледохода; после каждого шторма; при приемке сооружений после текущего или капитального ремонта. На морях - после каждого сгона льда или торосов; перед началом штормовых периодов; после каждого шторма; при приемке сооружений после текущего или капитального ремонтов. 63. В случаях установления методом визуального осмотра наличия сосредоточенных очагов фильтрации на поверхности откосов или дрен защитных сооружений, в местах сопряжения берегозащитных сооружений с другими сооружениями и берегами необходимо отражать это в акте проверки, указывать на нарушения и выдавать предписания по ликвидации негативных процессов. 64. При выездной проверке Ростехнадзором защитных дамб проводится осмотр гребня дамбы, его дорожного полотна и бортовых камней, откосов дамбы с их креплением, дренажных устройств, сходов, съездов и мест пересечений с различными инженерными коммуникациями, придамбовых кюветов и водовыпусков с подъемными механизмами или задвижками на предмет наличия (отсутствия) признаков их неудовлетворительного состояния: выход воды из низового откоса и мест сопряжения дамбы с другими сооружениями, появление мутной воды, указывающей на вынос грунта из тела или основания дамбы; наличие трещин, деформаций или иных нарушений прочности конструкции; подмыв крепления откоса дамбы скоростями течения или волнением; неудовлетворительное состояние фильтровой подготовки, вынос грунтов из основания крепления; неработоспособность дренажных устройств на внутренних откосах дамбы; просадки и выпучивание откосов и гребня дамбы; появление нор землеройных животных; состояние растительности на откосах и гребне дамбы; завалы, просадки, забивание плавающими предметами, льдом и наносами и образование фильтрации вдоль водопроводящих труб; ведение хозяйственной деятельности на прилегающей к верховому откосу дамбы акватории и на самом откосе, которая может приводить к снижению функциональной способности защитной дамбы. 65. Должностными лицами Ростехнадзора при проверках защитных дамб: рассматривается документация, в которой приводятся данные о выполненных работах по содержанию защитных дамб, по поддержанию их в полной исправности, по оценкам надежности и работоспособности технического состояния всех элементов дамб (земляного тела сооружения, откосных креплений, водовыпусков, придамбовых дренажей, сходов, съездов), а также правила эксплуатации защитных дамб; проверяется наличие неснижаемого аварийного запаса материалов, оборудования и запасных частей и его соответствие составу, количеству и местам складирования согласно проектной документации. Аварийный запас материалов в денежном выражении должен составлять не менее пяти процентов от общей стоимости сооружений. 66. При проверках водостоков, водовыпусков рассматриваются материалы по учету аварий на них и по ликвидации причин, вызвавших аварии. Не допускается аварийное состояние на водостоках. К аварийному состоянию водостоков относятся: промерзание водосточных труб с образованием ледяных и грязеледяных пробок; завалы снегом дождеприемных колодцев; провалы и деформации отдельных звеньев водостоков; образование провальных воронок на трассах. 67. Методом визуального осмотра оценивается состояние конструкций водовыпусков, стыков и служебных мостиков, состояние затворов, шандор, задвижек, подъемных приспособлений и иного оборудования водовыпусков, их работоспособность для обеспечения: самотечного или принудительного (с перекачкой) удаления талых и дождевых вод за пределы контура обвалования; неподтопления территорий; недопущения создания условий для размывов склонов и плоскостного смыва; оползней; готовности к приему и отводу талых и дождевых вод; функционирования очистных сооружений. 68. При выездных проверках должностными лицами Ростехнадзора проводится осмотр насосных станций и проверяется техническое состояние: здания насосной станции; оборудования насосной станции, обеспечивающего бесперебойную подачу воды в водоводы, откачку дренажных, талых и дождевых вод; контрольно-измерительных приборов; систем отопления и вентиляции; подъемно-транспортного оборудования; электрической части станции и автоматики. 69. При осмотре ГТС различного назначения проверяется: наличие инструкции по технической эксплуатации насосной станции; наличие документации, отражающей деятельность по обеспечению работы насосной станции, по содержанию и текущему ремонту оборудования насосной станции. Функциональная способность насосной станции оценивается с учетом: работы других насосных станций и аккумулирующих емкостей в комплексе инженерной защиты; количества и производительности насосных агрегатов; величины притока дренажных, талых и дождевых вод; наличия документации, в которой фиксируются результаты проведения наблюдений на насосной станции за появлением фильтрации, трещин и повреждений, осадками зданий, сооружений и оборудования. Контроль за осадками зданий насосных станций согласно проектной документации проводится в первый год эксплуатации ежемесячно, а в последующие годы - один раз в год или чаще, в зависимости от стабилизации осадок; наличия оборудования для вентилирования свободного пространства (пятикратный часовой обмен воздуха); соответствия проектной документации оконных переплётов машинного зала насосных станций, наличие специальных устройств для открывания окон, исправность окон насосной станции, содержание сороудерживающих решеток; наличия у владельца (эксплуатирующей организации) ГТС документации, в которой фиксируются принимаемые им меры: возможности восстановления устойчивости зданий и сооружений при появлении в стенах и фундаментах трещин; по проводимому контролю воздушной среды в закрытых приемных камерах насосных станций с целью предупреждения образования взрывоопасной смеси вследствие попадания в сточные воды горючих веществ (бензин, керосин, минеральные масла), а также метана, углекислоты, сероводорода. Производственное оборудование насосных станций должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», утверждённого постановлением Госстандарта СССР 6 июня 1991 г. № 807. 70. При выездных проверках здания насосной станции оценивается соответствие здания насосной станции требованиям пожарной безопасности, в том числе: обеспеченность противопожарным инвентарем; соответствие условий размещения оборудования насосных станций проектной документации; надежность и наличие приборов аварийного освещения (переносные аккумуляторные фонари); соответствие системы изолирования от грунтовых вод и затопления поверхностными водами помещений насосной станции, заглубленных ниже уровня земли, проектной документации. 71. При проверках безопасности водохранилищ, образованных подпорными ГТС, в том числе ГТС IV класса, прудов мелиоративного назначения (независимо от процента водообеспеченности), дамб обвалования проверяется наличие: правил эксплуатации водохранилищ; технического проекта и рабочей документации; генерального плана пруда или водохранилища; ведомости постоянных реперов, актов геодезической разбивки сооружений; специальной службы эксплуатации, осуществляющей систематический надзор за ГТС, текущий ремонт сооружений; обученного персонала по обслуживанию прудов и малых водохранилищ. 72. При проверках Ростехнадзора деятельности службы эксплуатации ГТС водохранилищ оценивается соблюдение обязательных требований в части: своевременного выявления причин, которые могут привести к тем или иным деформациям, устранения происшедших разрушений; обеспечения подачи необходимого количества воды водопотребителям в соответствии с графиком потребления; обеспечения безаварийного пропуска паводков; проведения мероприятий по подготовке к зимней эксплуатации; выполнения регулярных измерений уровней воды в нижних и верхних бьефах, а также расходов воды потребителем и попусков в нижний бьеф; ведения журнала контроля состояния сооружений, оборудования, выполнения ремонтных работ, ведения паспортов на каждое ГТС. 73. При выездной проверке должностными лицами Ростехнадзора проверяется готовность к прохождению весеннего половодья, пропуску дождевых паводков. В том числе проверяется наличие: приказа паводковой комиссии; плана мероприятий на случаи прохождения половодья, пропуска паводка; порядка регулирования (наполнения и сработки) водохранилища в зависимости от гидрологического прогноза и конкретных метеоусловий; актов проверки состояния напорных откосов плотины, водосбросных и водозаборных сооружений, каналов, дамб и береговой зоны чаши водохранилища; актов эксплуатирующей организации по ремонту всех сооружений, конструкций и механизмов, связанных с прохождением паводка, контрольно-измерительной аппаратуры, особенно пьезометров по земляным сооружениям и основанию, опробованию затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления, подъемных механизмов затворов; аварийных бригад; графиков дежурств ответственных лиц, ремонтного персонала; порядка круглосуточного дежурства; обеспеченность транспортными средствами. 74. Во время плановой или внеплановой проверки Ростехнадзора оценивается готовность к пропуску весеннего половодья, ливневого (дождевого) паводка в части: наличия планов выполнения эксплуатационных природоохранных мероприятий; наличия процедур, порядка, технического обеспечения наблюдений за состоянием чаши прудов и водохранилищ; выполнения наблюдений за уровнями воды в верхнем и нижнем бьефах водохранилища при половодье (паводке); проведения визуальных осмотров плотины, водосброса, водозаборных сооружений, дренажных устройств после прохождения обильного дождя; проведения замеров уровней воды в пьезометрах. 75. После прохождения половодья, пропуска паводка при выездной проверке Ростехнадзора проверяется деятельность владельца (эксплуатирующей организации) ГТС в части: осмотра ГТС и гидромеханического оборудования рабочих и аварийных водовыпусков водохранилищ; осмотра и инструментальных обследований и измерений состояния подводных частей; обследования бетонных поверхностей и креплений откосов; осмотра и оценки исправности контрольно-измерительной аппаратуры; наличия графиков маневрирования затворами в штатном и аварийном режимах; осмотра и инструментальных обследований надводных частей ГТС; оценки состояния берегов; отбора проб воды на химический анализ; контроля за зарастанием водохранилища, сбором и удалением мусора; наличия документации по учету работ, выполненных для обеспечения безопасного прохождения половодья или пропуска паводка. 76. При проведении плановой или внеплановой проверки Ростехнадзора выполняется анализ документации владельца (эксплуатирующей организации) ГТС, в которой отражается анализ вопросов безопасности ГТС и территорий после прохождения половодья, пропуска паводка в части: осуществлённого осмотра и контроля земляной плотины; осмотра железобетонных и бетонных сооружений, металлических конструкций; контроля за ремонтно-восстановительными работами; учета ремонтных работ; восстановления запасов аварийных материалов; наличия в технических паспортах ГТС внесённых изменений с учетом их ремонтов, модернизаций; проверки функциональной пригодности и чувствительности пьезометров; графиков проведения противоаварийных тренировок с персоналом, обеспечивающим эксплуатацию ГТС; оценки общего состояния гребня, берм, верховых и низовых откосов плотины, осадок, просадок; наличия оползней и других деформаций на склонах, выхода фильтрационных вод на откосах сооружений и в обход их; оценки состояния и работы дренажных устройств, элементов контрольно-измерительной аппаратуры, выступающих над поверхностью земли; наличия актуализированных планов по ликвидации аварийных ситуаций на объектах, регламентов о порядке оповещения при возникновении угрозы возможной аварии. 77. При поведении выездной проверки Ростехнадзора проверяется: деятельность по обеспечению техники безопасности работников при эксплуатации (обслуживании) ГТС и водохранилищ; ведение и хранение текущей документации: журнал наблюдения за уровнями воды в водохранилище; журнал наблюдения за уровнем воды в пьезометрах; журнал наблюдений за состоянием сооружений водохранилища; журнал учета ремонтов и работ по сооружениям; журнал измерения расходов фильтрации. 78. Для всех ГТС различного назначения, аварии на которых способны создать чрезвычайные ситуации, во время выездной проверки должностными лицами Ростехнадзора проверяется: регулярность (в соответствии с нормативными требованиями и проектной документацией) проведения обследований ГТС в рамках текущей деятельности по эксплуатации; документация, подтверждающая деятельность по проведению систематических анализов причин нарушений безопасности ГТС и своевременному предупреждению подобных нарушений, в том числе перерастающих в аварии ГТС; деятельность владельца (эксплуатирующей организации): по сбору, обработке и анализу информации о надежности ГТС (наличие распорядительных документов, форм сбора и учета выявленных на ГТС дефектов, учета ликвидированных дефектов); по соблюдению требований и условий действия разрешений; по актуализации имеющегося комплекта документов для обеспечения безопасности при эксплуатации ГТС, в том числе правил эксплуатации ГТС; по контролю качества технических освидетельствований ГТС и их элементов, ремонтных работ; по приемке нового оборудования на этапе эксплуатации ГТС; по контролю работоспособности измерительной аппаратуры; по учету выполняемых работ, обследований и проверок в процессе эксплуатации ГТС; по обеспечению сохранности документации с актами осмотра ГТС, результатами экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе эксплуатации ГТС и его оборудования; по контролю исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях; документация с результатами наблюдений и контроля владельцем (эксплуатирующей организацией) на соответствие проекту: осадок сооружений; уровней грунтовых вод на плотине и на площадке; числа реперов для контроля осадок ГТС; критериев безопасности ГТС. 79. При проверках Ростехнадзора ГТС различного назначения проверяется документация, подтверждающая деятельность владельца (эксплуатирующей организации) ГТС в отношении: определения потребностей в количестве персонала, уровня его подготовки и квалификации; аттестации и (или) проверки знаний и навыков персонала, выполняющего работы (предоставляющего услуги), влияющие на безопасность ГТС; разработки, выполнения, анализа и корректировки программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала; ведения документации (записей) по управлению персоналом; наличия инструкций по определению ответственности и допусков к работе по профессиональным признакам персонала; наличия должностных инструкций специалистов, выполняющих работы, оказывающих услуги; проверки знаний у работников, допущенных к выполнению опасных работ на конкретном рабочем месте при эксплуатации; наличия инструкций по технике безопасности на рабочих местах; наличия инструкций по ведению оперативной документации на рабочих местах; наличия процедур отбора организаций, участвующих в производстве ремонтно-восстановительных работ; наличия тематических указателей (перечней) нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, применяющихся эксплуатирующей организацией при осуществлении деятельности по эксплуатации ГТС; наличия инструкций по эксплуатации оборудования; наличия инструкций по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и ГТС; наличия противоаварийных инструкций на рабочих местах; наличия выписки из плана ликвидации аварии ГТС. 80. Должностными лицами Ростехнадзора при выездных проверках ГТС различного назначения запрашиваются у владельца (эксплуатирующей организации): годовые планы технического обслуживания и ремонта оборудования; графики профилактического технического обслуживания; условия проведения технического обслуживания, средства обеспечения технического обслуживания; документация о наличии, состоянии и содержании подъемно-транспортных средств и установок автономного резервного электропитания, иного специального оборудования и инструментов. 81. Должностными лицами Ростехнадзора при проверках ГТС критически важных объектов, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций при авариях ГТС, запрашивается и анализируется документация по обеспечению физической защиты (охраны) ГТС и системы физической защиты, включая проверку наличия: системы охранной сигнализации; системы управления доступом; системы телевизионного наблюдения; системы оперативной связи; инженерных средств охраны; вспомогательных систем и средств, обеспечивающих функционирование физической защиты. 82. Должностными лицами Ростехнадзора при выездных проверках проверяются инструкции по аварийной готовности, в том числе в отношении: установления уровней аварийной готовности и вмешательства; наличия перечня организационных мероприятий на ГТС на случай аварийной ситуации, включая оповещение персонала; наличия перечня организационных мероприятий на территориях возможного затопления, включая оповещение населения. Приложение № 1к
Методическим указаниям по проверке Авария гидротехнического сооружения - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на ГТС, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от правил эксплуатации ГТС, утвержденных в установленном порядке, сброс воды из водохранилища, опасных веществ, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации ГТС и повлекли причинение вреда физическим или юридическим лицам. Приложение № 2к
Методическим указаниям по проверке (Типовая форма)
Приложение № 3к
Методическим указаниям по проверке (Типовая форма) Программа проверки юридического лица, индивидуального
предпринимателя
Приложение № 4к
Методическим указаниям по проверке (Типовая форма) Перечень документации и вопросов для проверки
Приложение № 5к
Методическим указаниям по проверке (Типовая форма) Перечень документации и вопросов для проверки
Приложение № 6к
Методическим указаниям по проверке Перечень документации и вопросов для проверки
Приложение № 7к
Методическим указаниям по проверке 1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. 2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. 4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». 8. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». 9. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в случае аварии на опасном объекте». 10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ». 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях». 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений». 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений». 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1081 «Об утверждении правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения». 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений». 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения». 19. Приказ Минприроды России от 26 января 2011 г. № 17 «Об утверждении Методических указаний по разработке правил использования водохранилищ». 20. Приказ Минприроды России от 29 января 2013 г. № 34 «Об утверждении Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений». 21. Приказ Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. № 49 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации». 22. Приказ Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации». 23. Приказ Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 24. Приказ Генпрокуратуры России от 12 мая 2010 г. № 200 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 25. Приказ Генпрокуратуры России от 28 ноября 2012 г. № 433 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 26. Приказ Ростехнадзора от 27 сентября 2012 г. № 546 «Об утверждении рекомендаций к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)». 27. Приказ Ростехнадзора от 30 октября 2013 г. № 506 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». 28. Приказ Ростехнадзора от 24 января 2013 г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики». 29. Приказ Ростехнадзора от 3 февраля 2014 г. № 39 «Об организации работы по согласованию проектов правил использования водохранилищ, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р». 30. Приказ Ростехнадзора от 26 февраля 2014 г. № 78 «Об организации работы по представлению в Федеральное агентство водных ресурсов информационных данных о поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору гидротехнических сооружениях». 31. Приказ Ростехнадзора от 2 сентября 2009 г. № 772 «Об организации и методическом сопровождении внеплановых проверок гидроэлектростанций Российской Федерации». 32. Приказ Ростехнадзора от 11 августа 2009 г. № 697 «Об организации работы по формированию и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов информационных данных о поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору гидротехнических сооружениях». 33. Приказ Ростехнадзора от 24 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». 34. Приказ Ростехнадзора от 31 мая 2012 г. № 319 «Об утверждении Правил формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора». 35. Приказ Ростехнадзора от 2 октября 2015 г. № 394 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». 36. Постановление Госгортехнадзора России от 12 января 1998 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России». 37. Постановление Госгортехнадзора России от 4 июля 2001 г. № 27 «Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-417-01)». 38. Постановление Госгортехнадзора России от 28 января 2002 г. № 6 «Об утверждении Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов». 39. Постановление Госгортехнадзора России от 4 февраля 2002 г. № 10 «Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-443-02)». СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |