| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации (утв. Минздравом СССР и Минпросом СССР 28, 30 июня 1983 г. СОДЕРЖАНИЕ Настоящие методические рекомендации разработаны Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений Госгражданстроя при Госстрое СССР, Молдавским научно-исследовательским институтом гигиены и эпидемиологии и подготовлены к утверждению Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, Управлением снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием Министерства просвещения СССР. Общие требования к детской мебелиОснащение детских дошкольных учреждений мебелью, соответствующей гигиеническим требованиям, и правильное ее использование имеет большое значение для нормального физического развития, профилактики нарушений осанки и зрения детей. При использовании мебели в позе «сидя» сохраняется устойчивое равновесие, уменьшается мышечное напряжение и возможность преждевременного утомления, сохраняется нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, в первую очередь касаются размеров столов и стульев. Наименее утомительна поза сидя возможна только при соответствии размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. Высота сиденья стула должна соответствовать длине голени со стопой (в обуви); глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра. Обязательно должно быть выдержано соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Расстояние по вертикали от заднего, обращенного к ребенку края стола до сиденья стула - дифференция - равно разности высоты сиденья и высоты локтевой точки свободно опущенной руки сидящего ребенка с добавлением 4 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает ребенка опускать или поднимать правое плечо во время работы за столом (рисование, лепка), что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до крышки стола. Расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула -дистанция спинки - должна превышать передне-задний размер грудной клетки ребенка не более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки стула ребенок лишен возможности использовать спинку как дополнительную опору. В этом случае центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, поза становится неудобной, развивается утомление. Расстояние по горизонтали между задним краем крышки стола и краем сиденья -дистанция сиденья - должна быть только отрицательной, т.е. стул должен заходить за край стола на 4 см. Если стул отодвинут от стола (положительная дистанция), ребенок вынужден тянуться вперед, поза становится неудобной, прогрессирует утомление. Специальными исследованиями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения при колебании роста детей в пределах 10 - 15 см существенно не разнятся. На основании этого для детей ясельного и дошкольного возраста ростом до 100 см принята ростовая шкала с интервалом 10 см, при росте выше 100 см - 15 см. Рост детей измеряют ростомером или специальной линейкой длиной до 140 см. На ростомере или линейке наносят цветными красками деления, соответствующие ростовым группам детей, начиная с 50 см (таблица 1). Рост детей измеряется в обычной обуви. Если используются данные роста из истории развития ребенка, необходимо к указанным показателям прибавить 1,5 см на высоту каблука. Дети за год прибавляют в росте до 10 см, поэтому следует измерять рост детей два раза в год и в связи с этим по возможности пересаживать их в соответствии с ростом. Основные размеры столов и стульев для детей ясельного
Для детей младшей ясельной группы /7 мес. - 1 г. 8 мес./ могут применяться столы для кормления с соотношением элементов, соответствующих мебели группы А. В яслях-садах следует использовать детские столы трех типов: четырехместный для детей 1,5 - 5 лет, двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5 - 7 лет; двухместный трапециевидной формы для детей 1,5 - 4 лет /дополнительный/. Для оборудования спален яслей-садов используются кровати двух типов: I - с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3-х лет; II - для детей в возрасте от 3-х до 7 лет (таблица 2). Для удобства пользования в кроватях I типа обязательно предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет опускания бокового ограждения или откидывания части его. Размеры кроватей для детей ясельного и дошкольного возраста
Допускается изготовлять по согласованию с потребителем кровати большей длины, если их размещение соответствует санитарным требованиям. В дошкольных учреждениях, не имеющих стационарных спален, допускается для дневного сна использовать кровати-раскладушки с твердым основанием. Использование двухярусных кроватей возможно только по согласованию с органами санэпидемслужбы. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое или с незначительным блеском непрозрачное покрытие светлого тона: светло-зеленого, светло-серого, серовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого цвета или отделываться с сохранением текстуры древесины. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, (не более 0,46 Вт/м⋅К), быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств. Мебель не должна иметь шероховатостей, острых и колющих деталей, способных привести к травме; для трансформируемых элементов необходимо наличие фиксаторов. Полимерные материалы, используемые для изготовления детской мебели, должны быть разрешены органами санитарно-эпидемиологической службы. Маркировка мебелиСтолы и стулья должны иметь фабричную цифровую маркировку. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула указывают в числителе группу, а в знаменателе диапазон роста детей, для которых предназначена мебель; например,
Цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм соответствующего цвета (таблица 1) наносится на спинку стула сзади и на стол сбоку непосредственно потребителем. Чтобы дети младших групп знали свое место, спереди на спинку стула наклеивается картинка-символ. Аналогичные картинки-символы наклеиваются на шкафы для одежды. Расстановка мебелиРазмещение мебели и оборудования должно обеспечивать удобное наблюдение за всеми детьми, находящимися в помещении, давать возможность подойти к каждому ребенку во время обслуживания или занятий. В определенное время дня, во время утреннего приема и переодевания, связанного с прогулками, движение в приемных и раздевальных помещениях становится довольно интенсивным, поэтому при размещении оборудования в раздевальных следует прежде всего определить направление движения людей в помещении и разместить оборудование в более спокойных зонах, максимально освободив проходы от мебели. Шкафы для верхней одежды желательно располагать по периметру помещения, чтобы воспитателю было удобно наблюдать за одевающимися детьми. Скамьи для переодевания следует устанавливать так, чтобы оставались свободные подходы к шкафам и достаточное пространство для открывания дверок. Учитывая необходимость постоянного наблюдения за детьми раннего ясельного возраста, зоны кормления, пеленания, рабочее место воспитателя должно располагаться с учетом удобного обзора всего помещения игральной и спальни (если между этими помещениями есть визуальная связь). В целях лучшей инсоляции зона бодрствования должна располагаться в наиболее освещенной части игральной. Манежи ставят длинной стороной параллельно оконным проемам на расстоянии не менее 1 м от окна. Мебель для бодрствования детей 2 - 8 месяцев желательно располагать ближе к пеленальным столам. Дети двухлетнего возраста более продолжительное время могут проводить, играя за детскими столами. В связи с этим размещение столов должно обеспечивать наилучшие условия для зрительной работы ребенка. Желательно так расположить столы, чтобы их стороны были под углом 45° по отношению к плоскости оконного проема. Такое расположение мебели обеспечит наилучшую освещенность рабочих поверхностей столов. Для удобства обслуживания детей зона кормления должна находиться в непосредственной близости от буфетного помещения. При расстановке двухместных столов необходимо обеспечить левостороннее освещение. При размещении четырехместных столов необходимо стремиться, чтобы большинство детей имело боковое освещение. Двухместные столы устанавливаются не более, чем в 3, а четырехместные не более, чем в 2 ряда. Расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,45 м. Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно составлять не менее 0,45 м. Первые столы в рядах должны быть установлены по отношению к доске на таком расстоянии, чтобы обеспечить угол рассмотрения в 35°. Первыми во всех рядах ставятся столы наименьшего типоразмера. Далее более высоких ростовых групп. Детям с пониженным зрением отводят первые столы в наиболее освещенной зоне (у светонесущей стенки). Часто болеющих детей сажают дальше от оконных проемов. Детям с пониженным слухом отводятся первые места в рядах ближе к воспитателю. Для учета правильного рассаживания детей рекомендуется пользоваться картой (приложение 3). Расположение детских кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и уборки помещения. Расстояние проходов должно составлять не менее 0,45 м. Минимальное расстояние между стоящими кроватями 0,3 м. При меньшем расстоянии необходима установка экранов высотой от ложа кровати не менее 0,3 м. Расстояние от наружных стен до кроватей должно составлять 0,7 - 1,0 м. Распределение мебели по группамРаспределение мебели различных размеров по комнатам в детских дошкольных учреждениях должно соответствовать числу детей разного роста в группах. Ориентировочное количество мебели для детских дошкольных учреждений при нормативной наполняемости групп (в ясельных группах 20 человек, в дошкольных - 25) представлено в «Перечнях мебели для детских дошкольных учреждений» (Приложение 1). Для учета обеспеченности мебелью детских дошкольных учреждений и ее использования рекомендуется на каждую группу завести карту, в которой указывается сколько столов, стульев и кроватей имеется в группе и сколько соответствует росту детей (Приложение 2). Администрация и воспитатели при оборудовании дошкольных учреждений должны руководствоваться указанными рекомендациями. Ответственность за обеспечение мебелью и ее правильной расстановкой несет заведующий детским дошкольным учреждением. Постоянный контроль за выполнением настоящих методических рекомендаций возлагается на медицинских работников детского дошкольного учреждения. Периодический контроль за правильным использованием мебели в дошкольных учреждениях осуществляется органами госсаннадзора.
Приложение 1к Методическим указаниям Перечни мебели для детских дошкольных учреждений
Приложение 2к Методическим указаниям
Примечание: 1. Карта заполняется не позднее 15 сентября воспитателем и медицинским работником дошкольного учреждения. 2. Количество столов и стульев указывается по их маркировочному знаку. Приложение 3к Методическим указаниям
Примечание: карта заполняется не позднее 15 сентября воспитателем и медицинским работником дошкольного учреждения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |