Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

Письмо МЧС России от 12 ноября 2015 г. № 43-5413-11

Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в 2011 - 2015 годах по обеспечению функционирования и развития единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), позволила в целом решить задачу подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам.

Это позволило:

ежегодно повышать количество населения, прошедшего подготовку в области ГО и защиты от ЧС на 0,5 - 1,2 %. В 2015 году количество граждан, охваченных различными видами подготовки, составило более 70 млн человек, в том числе около 250 тыс. должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прошли обучение по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС;

улучшить деятельность руководителей органов исполнительной власти всех уровней, а также должностных лиц и работников ГО и РСЧС по планированию и организации выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий в ходе угрозы и возникновения опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам;

поддерживать на минимально необходимом уровне знания населением правил поведения, основных способов защиты и порядка действий в ЧС;

активизировать обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемам и способам действий при их участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обеспечить усвоение обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования правил и способов безопасного поведения в повседневной жизни с учетом всего спектра опасностей.

Наиболее качественно и целенаправленно подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС проводилась в Минздраве России, МВД России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Минтрансе России, Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Республике Татарстан и Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Курской, Свердловской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге.

Вместе с тем, в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное и комплексное решение задачи получения знаний, умений и навыков всеми группами населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Основными из них являются:

уровень подготовки ряда должностных лиц ГО и РСЧС не соответствует предъявляемым требованиям и характеризуется слабыми знаниями своих прав и обязанностей в области защиты населения от опасностей, отсутствием навыков в умении анализировать и оценивать обстановку, принимать своевременные, обоснованные и грамотные решения при угрозе и возникновении ЧС и управлять силами и средствами при ликвидации их последствий;

применяемые виды и методы подготовки недостаточно увязаны с практической деятельностью органов управления и сил РСЧС, а также не обеспечивают привитие населению твердых навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!";

ослаблен контроль со стороны руководящего состава ГО и РСЧС ряда органов власти и организаций за состоянием дел по подготовке органов управления ГО и РСЧС и поддержанием в готовности сил к действиям по защите от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;

несвоевременная подача заявок на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах ГО, что влияет на своевременность и качество отработки планов комплектования, ритмичность и эффективность учебного процесса;

медленно внедряется подготовка различных групп населения с применением электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий;

недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе, правилам действий в условиях бытовых опасностей и на дорогах;

несовершенство методических подходов, а также системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;

ряд УМЦ ГОЧС по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

существующая практика создания учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС) не дает ожидаемых результатов по реализации соответствующих видов подготовки населения;

комплексные планы мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в ряде случаев разработаны формально и реализуются без должной настойчивости, что влияет на качество подготовки неработающего населения;

учебно-материальная база (далее - УМБ) не в полной мере отвечает требованиям новых примерных программ обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в части проведения практических занятий и тренировок;

недостаточно полно и профессионально используются формы и методы работы личного состава МЧС России с населением по подготовке его в области безопасности жизнедеятельности;

недостаточное обеспечение образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасности жизнедеятельности" (далее - БЖД);

общеобразовательными организациями слабо используются возможности по задействованию части образовательной программы, формируемой другими участниками образовательного процесса, а также внеурочной деятельности для повышения уровня подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

ослаблено взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с УМЦ ГОЧС по совершенствованию подготовки преподавателей курса "ОБЖ" в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

возможности отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" (далее - ВДЮОД "Школа безопасности") по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию навыков безопасной жизнедеятельности используются не в полной мере, а в ряде субъектов Российской Федерации организационная деятельность по их созданию, регистрации и организации работы ведется недостаточно эффективно.

В целях устранения имеющихся недостатков и повышения уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС к выполнению функциональных обязанностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах, а остальных групп населения - к действиям при угрозе и возникновении опасностей, по применению способов и средств защиты, а также оказанию первой помощи,

Предлагаю:

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям продолжить и активизировать работу по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах, как ключевой составляющей формирования его культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

Территориальным органам и организациям МЧС России задачу формирования КБЖ населения считать одним из приоритетных направлений деятельности.

2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах в 2016 - 2020 годах считать повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", а также качества реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими.

3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:

развитии нормативной правовой и методической базы по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС, с учетом изменений, внесенных в Федеральные законы "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

изыскании и внедрении новых видов подготовки руководителей ГО, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также работающего населения;

организации и осуществлении курсового обучения соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС (приложение 1);

повышении персональной ответственности руководителей всех уровней за решение вопросов подготовки соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС;

организации, с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, и осуществлении обучения в данной области должностных лиц и работников ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в ФГБОУ ДПО "Учебные центры федеральной противопожарной службы" (далее - УЦ ФПС);

обучении населения навыкам практического применения средств радиационной, химической и биологической защиты в ходе проведения занятий, учений и тренировок по ГО и защите от ЧС с учетом использования в процессе обучения новейших образцов средств индивидуальной защиты и приборов радиационного и химического контроля;

активном использовании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) и иных автоматизированных систем информационного обеспечения населения для повышения качества подготовки в области защиты от ЧС;

использовании возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

разработке и принятии профессиональных стандартов для должностных лиц и работников ГО и РСЧС и обеспечении их реализации в ходе разработки программ обучения и в процессе подготовки соответствующих групп населения;

создании и оборудовании мест обучения и учебных объектов для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с приложением 2;

полном и качественном выполнении требований нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования в части изучения курса ОБЖ;

активизации деятельности органов управления ГО и РСЧС всех уровней по привлечению подрастающего поколения в ряды Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности";

организации и всестороннем обеспечении качественной подготовки и проведения соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный".

4. Кроме этого, в целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах:

Руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления:

организовать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах;

взять на контроль ежегодное оформление и направление до 1 августа в МЧС России заявок на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС в образовательных организациях МЧС России;

обеспечить в организационном и финансовом плане реализацию выделенных по заявке квот на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС;

организовать переработку не реже одного раза в 5 лет программы обучения работников центрального аппарата, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФГО), а также программ обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), создаваемых в организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их утверждение установленным порядком;

организовать взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) с территориальными органами МЧС России по вопросам планирования, организации и выполнения мероприятий по подготовке соответствующих групп населения;

заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям принять участие в переработке и обсуждении примерной основной образовательной программы по направлению подготовки "Техносферная безопасность";

разработать и обеспечить реализацию плана контроля подведомственных организаций по вопросу подготовки работников в области ГО и защиты от ЧС, а также личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных организациями;

организовать оформление и ведение журнала посещения занятий по ГО и защите от ЧС на каждую учебную группу, созданную в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и подведомственных организациях;

организовать ведение персонального учета должностных лиц и работников ГО и РСЧС федерального уровня, прошедших повышение квалификации или курсовое обучение за последние 5 лет;

обеспечить создание и оснащение классов, а также учебных площадок для проведения занятий, в том числе практических, по соответствующим программам обучения работников центральных аппаратов и подведомственных организаций;

при подготовке и представлении в МЧС России ежегодного доклада "Об организации и итогах подготовки работников центральных аппаратов, подведомственных служб, агентств и организаций в области защиты от ЧС и ГО" (Форма 1/ОБУЧ-Ф), приложение № 3 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения о наличии и состоянии учебно-материальной базы по ГО и защите от ЧС в ______________ за 20__ год" оформлять в соответствии с макетом таблицы представленной в приложении 3 к данным Организационно-методическим указаниям, а в приложении № 4 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения об организации обучения по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении _________ за 20__ год" исключить колонки 11 и 12.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

завершить приведение нормативной правовой базы, определяющей организацию и осуществление подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиями изменений и дополнений, внесенных в федеральные нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС;

обеспечить планирование и рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год вопросов, связанных с подготовкой населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах;

разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел "Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС";

организовывать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС с конкретизацией задач и мероприятий для органов местного самоуправления и подведомственных организаций;

ежегодно анализировать, обобщать и издавать распорядительный акт об итогах подготовки населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС в прошедшем году и организации его подготовки в следующем году;

перерабатывать и утверждать не реже одного раза в 5 лет программу обучения в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также программ обучения личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных субъектом Российской Федерации;

до 1 января 2017 года привести организационно-правовую форму УМЦ ГОЧС в соответствие с требованиями, позволяющими реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС;

ежегодно до 1 декабря организовывать разработку и утверждение плана комплектования обучающимися УМЦ ГОЧС и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы ГО) на следующий год;

организовывать контроль за разработкой и выполнением в органах местного самоуправления ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке неработающего населения муниципального образования в области ГО и защиты от ЧС;

довести в УМЦ ГОЧС охват обучаемых должностных лиц и работников ГО и РСЧС с применением дистанционных образовательных технологий до 10 %;

провести организационную работу по обеспечению образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "ОБЖ" и дисциплины "БЖД";

взять на контроль создание к концу 2017 года и организацию деятельности курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях;

разрабатывать и утверждать пятилетний план совершенствования УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки в области ГО и защиты от ЧС и ежегодно его корректировать.

Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

усилить методическое руководство и контроль за планированием и осуществлением подготовки руководителей ГО, председателей КЧС и ОПБ, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

повысить требовательность к качеству разработки организационных и планирующих документов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС и усилить контроль за их своевременным выполнением;

организовать с 1.01.2018 обучение должностных лиц и работников ГО территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в УЦ ФПС;

обеспечить проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный" с периодичностью 1 раз в 2 года (в год проведения Всероссийских соревнований и полевых лагерей);

закрепить практику проведения ежегодного межрегионального смотра-конкурса на лучший субъект Российской Федерации по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

взять на контроль своевременность подготовки главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации отчетов по форме 1/ОБУЧ, а также достоверность включаемой в них информации;

оказать организационную и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реконструкции УМБ в соответствии с Рекомендациями по составу и содержанию УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденными заместителем Министра 25.12.2014 № 2-4-87-51-14;

исключить формализм при проведении учений и тренировок по ГО и защите от ЧС и усилить контроль за сроками их проведения.

Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

инициировать и принять активное участие в разработке и сопровождении проектов нормативных правовых актов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечивающих их приведение в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и внесенных изменений в нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС;

повысить требовательность к планированию и осуществлению подготовки в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций;

проверять перед началом учебного года состояние и готовность УМБ субъектов Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, держать на постоянном контроле выполнение планов ее совершенствования;

оказать организационную и методическую помощь по созданию к концу 2017 года курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях;

разработать план участия сотрудников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подведомственных организаций, прошедших обучение в соответствии с приказом МЧС России от 05.02.2015 № 57, в работе с населением в области безопасности жизнедеятельности;

осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по подготовке и проведению ежегодных смотров-конкурсов на лучшую УМБ образовательных организаций по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД", конкурсов "Учитель года по ОБЖ" и "Преподаватель года по БЖД", а также интернет-олимпиад по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций;

обеспечить во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления улучшение обустройства, повышение эффективности функционирования и совершенствование качества оснащенности УМЦ ГОЧС, курсов ГО и УКП ГОЧС;

повысить качество организации и распространения передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;

повысить ответственность руководителей учений и тренировок по ГО и защите от ЧС за качественную отработку учебных вопросов, в т.ч. и с привлечением работающего и неработающего населения, а также обучающихся. Учебные вопросы должны разрабатываться с учетом ЧС, угроза возникновения которых наиболее вероятна для конкретного региона;

сведения о наличии и состоянии УМЦ ГОЧС, курсов ГО, укомплектованности их личным составом и наличии УМБ для обучения различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС (приложение № 3 к отчету по форме 1/ОБУЧ) оформлять и представлять в соответствии с макетом таблицы (приложение 4).

Начальникам образовательных организаций МЧС России, реализующих программы дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС:

при обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС обратить особое внимание на вопросы практических действий в ходе выполнения мероприятий по ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;

совершенствовать формы итоговой аттестации обучаемых путем развития системы электронного тестирования, создания фонда тестов, тестовых методик и программного обеспечения;

совершенствовать механизм мониторинга качества обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

направить деятельность по совершенствованию УМБ на создание электронной информационно-образовательной среды и реализацию программ обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Приложение:

1. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС на 5 л. в 1 экз.;

2. Места обучения и учебные объекты для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС на 1 л. в 1 экз.;

3. Макет таблицы "Приложение № 3 "Сведения о наличии учебных объектов УМБ по ГО и защите от ЧС в организациях" отчета по форме 1/ОБУЧ-Ф" на 1 л. в 1 экз.;

4. Макет таблицы "Приложение № 3 "Сведения о наличии и состоянии УМЦ ГОЧС, их филиалов, курсов ГО, УКП ГОЧС, укомплектованности их личным составом и наличии УМБ для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС" отчета по форме 1/ОБУЧ" на 1 л. в 1 экз.

 

 

В.А. Пучков

 

Приложение 1

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

I. Общие положения

1.1 Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС (далее - курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГО и защиты от ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

1.2 Курсовое обучение, как вид обучения соответствующих групп населения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 332, внесшим изменения в Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

1.5 Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС предусматривает получение знаний, умений и навыков соответствующими группами населения в ходе:

получения образования;

обучения по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;

прохождения курсового обучения;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

самостоятельной подготовки.

II. Организация и осуществление курсового обучения

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС органов местного самоуправления и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по ГО и защите от ЧС;

инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб (далее - личный состав формирований и служб);

все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления ГО и РСЧС (далее - работающее население).

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

работающее население и личный состав формирований и служб - ежегодно;

остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее - работники ГО и РСЧС) - не реже одного раза в 5 лет.

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - в организациях по месту работы;

с работниками ГО и РСЧС - на курсах ГО муниципальных образований, в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган, совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20 - 25 человек с учетом:

при обучении работающего населения - родственных профессий рабочих (должностей служащих);

при обучении личного состава формирований и служб - видов создаваемых формирований и служб;

при обучении работников ГО и РСЧС - исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС и уровня подготовки.

2.7 Формы курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;

с работниками ГО и РСЧС - очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструктора, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по обучающимся и вносит ее в соответствующие графы журнала.

2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение.

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в течение пяти лет.

III Заключительные положения

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента подписания организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.


 


Приложение 2

Места обучения и учебные объекты для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Органы власти и организации

Места обучения

Учебные объекты

УМЦ ГОЧС

курсы ГО

УКП ГОЧС

кабинет (класс)

лаборатории по дисциплине "БЖД"

учебные площадки

натурный участок местности

уголки ГОЧС

Центральный аппарат федерального органа исполнительной власти, организации, осуществляющие функции отраслевого управления, администрации органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

 

 

 

+

 

1 - 2

 

+

Субъект РФ

+

 

 

4 - 6 в УМЦ ГОЧС

 

3 - 4 в УМЦ ГОЧС

 

 

Муниципальные образования:

городской округ (муниципальный район)

 

+

 

2 - 3 на курсах ГО

 

1 - 2 на курсах ГО

 

 

поселение

 

 

+

 

 

 

 

+

Образовательные организации:

общеобразовательные

 

 

 

+

 

 

 

+

профессионального и высшего образования

 

 

 

+

+

 

 

+

Предприятия, учреждения и организации:

с численностью работников свыше 200 человек

 

 

 

+

 

1

 

+

создающие НАСФ

 

 

 

+

 

 

+

+

 


 


Приложение 3

Приложение № 3
к форме 1/ОБУЧ-Ф

Сведения о наличии учебных объектов учебно-материальной базы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организациях
________________________________________________ за 20__ год

(федеральный орган исполнительной власти)

 

№ п/п

Название организаций подведомственных федеральному органу исполнительной власти, в т.ч. образовательных

Учебные объекты (количество)

учебные классы

кабинеты БЖД (ОБЖ)

лаборатории по дисциплине "БЖД"

учебные площадки

натуральный участок местности

уголки ГОЧС

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

(должность, фамилия и подпись)

 


 


Приложение 4

Приложение № 3
к форме 1/ОБУЧ

Сведения о наличии и состоянии учебно-методических центров ГОЧС, их филиалов, курсов ГО, учебно-консультационных пунктов ГОЧС, укомплектованности их личным составом и наличии учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в _______________________________________________ за 20__ год

(субъект РФ, региональный центр)

 

№ п/п

Субъект РФ

УМЦ ГОЧС, их филиалы, курсы ГО и УКП ГОЧС

Учебно-материальная база УМЦ ГОЧС, курсов ГО (количество)

Всего имеется комплектов материальной базы для выездных занятий ГОЧС (автоклубы, мобильные учебные комплексы, переносимые комплексы и т.п.)

характеристика УМЦ ГОЧС

количество

укомплектованность личным составом (служащими), в %

учебные кабинеты (классы)

учебные площадки

натурные участки местности

объекты гражданской обороны, используемые в целях обучения

имеется

тип образовательной организации

срок окончания лицензии

реализация дистанционных образовательных технологий

филиалы УМЦ ГОЧС

Курсы ГО

УКП ГОЧС

УМЦ ГОЧС

филиалы УМЦ ГОЧС

курсы ГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



© 2013 Ёшкин Кот :-)