| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Письмо МЧС России от 12 ноября 2015 г. № 43-5413-11 Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в 2011 - 2015 годах по обеспечению функционирования и развития единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), позволила в целом решить задачу подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам. Это позволило: ежегодно повышать количество населения, прошедшего подготовку в области ГО и защиты от ЧС на 0,5 - 1,2 %. В 2015 году количество граждан, охваченных различными видами подготовки, составило более 70 млн человек, в том числе около 250 тыс. должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прошли обучение по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС; улучшить деятельность руководителей органов исполнительной власти всех уровней, а также должностных лиц и работников ГО и РСЧС по планированию и организации выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий в ходе угрозы и возникновения опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам; поддерживать на минимально необходимом уровне знания населением правил поведения, основных способов защиты и порядка действий в ЧС; активизировать обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемам и способам действий при их участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ; обеспечить усвоение обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования правил и способов безопасного поведения в повседневной жизни с учетом всего спектра опасностей. Наиболее качественно и целенаправленно подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС проводилась в Минздраве России, МВД России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Минтрансе России, Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Республике Татарстан и Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Курской, Свердловской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге. Вместе с тем, в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное и комплексное решение задачи получения знаний, умений и навыков всеми группами населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Основными из них являются: уровень подготовки ряда должностных лиц ГО и РСЧС не соответствует предъявляемым требованиям и характеризуется слабыми знаниями своих прав и обязанностей в области защиты населения от опасностей, отсутствием навыков в умении анализировать и оценивать обстановку, принимать своевременные, обоснованные и грамотные решения при угрозе и возникновении ЧС и управлять силами и средствами при ликвидации их последствий; применяемые виды и методы подготовки недостаточно увязаны с практической деятельностью органов управления и сил РСЧС, а также не обеспечивают привитие населению твердых навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"; ослаблен контроль со стороны руководящего состава ГО и РСЧС ряда органов власти и организаций за состоянием дел по подготовке органов управления ГО и РСЧС и поддержанием в готовности сил к действиям по защите от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах; несвоевременная подача заявок на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах ГО, что влияет на своевременность и качество отработки планов комплектования, ритмичность и эффективность учебного процесса; медленно внедряется подготовка различных групп населения с применением электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий; недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе, правилам действий в условиях бытовых опасностей и на дорогах; несовершенство методических подходов, а также системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС; ряд УМЦ ГОЧС по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; существующая практика создания учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС) не дает ожидаемых результатов по реализации соответствующих видов подготовки населения; комплексные планы мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в ряде случаев разработаны формально и реализуются без должной настойчивости, что влияет на качество подготовки неработающего населения; учебно-материальная база (далее - УМБ) не в полной мере отвечает требованиям новых примерных программ обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в части проведения практических занятий и тренировок; недостаточно полно и профессионально используются формы и методы работы личного состава МЧС России с населением по подготовке его в области безопасности жизнедеятельности; недостаточное обеспечение образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасности жизнедеятельности" (далее - БЖД); общеобразовательными организациями слабо используются возможности по задействованию части образовательной программы, формируемой другими участниками образовательного процесса, а также внеурочной деятельности для повышения уровня подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности; ослаблено взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с УМЦ ГОЧС по совершенствованию подготовки преподавателей курса "ОБЖ" в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; возможности отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" (далее - ВДЮОД "Школа безопасности") по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию навыков безопасной жизнедеятельности используются не в полной мере, а в ряде субъектов Российской Федерации организационная деятельность по их созданию, регистрации и организации работы ведется недостаточно эффективно. В целях устранения имеющихся недостатков и повышения уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС к выполнению функциональных обязанностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах, а остальных групп населения - к действиям при угрозе и возникновении опасностей, по применению способов и средств защиты, а также оказанию первой помощи, Предлагаю: 1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям продолжить и активизировать работу по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах, как ключевой составляющей формирования его культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ). Территориальным органам и организациям МЧС России задачу формирования КБЖ населения считать одним из приоритетных направлений деятельности. 2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах в 2016 - 2020 годах считать повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", а также качества реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими. 3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на: развитии нормативной правовой и методической базы по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС, с учетом изменений, внесенных в Федеральные законы "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; изыскании и внедрении новых видов подготовки руководителей ГО, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также работающего населения; организации и осуществлении курсового обучения соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС (приложение 1); повышении персональной ответственности руководителей всех уровней за решение вопросов подготовки соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС; организации, с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, и осуществлении обучения в данной области должностных лиц и работников ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в ФГБОУ ДПО "Учебные центры федеральной противопожарной службы" (далее - УЦ ФПС); обучении населения навыкам практического применения средств радиационной, химической и биологической защиты в ходе проведения занятий, учений и тренировок по ГО и защите от ЧС с учетом использования в процессе обучения новейших образцов средств индивидуальной защиты и приборов радиационного и химического контроля; активном использовании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) и иных автоматизированных систем информационного обеспечения населения для повышения качества подготовки в области защиты от ЧС; использовании возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработке и принятии профессиональных стандартов для должностных лиц и работников ГО и РСЧС и обеспечении их реализации в ходе разработки программ обучения и в процессе подготовки соответствующих групп населения; создании и оборудовании мест обучения и учебных объектов для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с приложением 2; полном и качественном выполнении требований нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования в части изучения курса ОБЖ; активизации деятельности органов управления ГО и РСЧС всех уровней по привлечению подрастающего поколения в ряды Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности"; организации и всестороннем обеспечении качественной подготовки и проведения соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный". 4. Кроме этого, в целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах: Руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления: организовать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах; взять на контроль ежегодное оформление и направление до 1 августа в МЧС России заявок на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС в образовательных организациях МЧС России; обеспечить в организационном и финансовом плане реализацию выделенных по заявке квот на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС; организовать переработку не реже одного раза в 5 лет программы обучения работников центрального аппарата, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФГО), а также программ обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), создаваемых в организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их утверждение установленным порядком; организовать взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) с территориальными органами МЧС России по вопросам планирования, организации и выполнения мероприятий по подготовке соответствующих групп населения; заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям принять участие в переработке и обсуждении примерной основной образовательной программы по направлению подготовки "Техносферная безопасность"; разработать и обеспечить реализацию плана контроля подведомственных организаций по вопросу подготовки работников в области ГО и защиты от ЧС, а также личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных организациями; организовать оформление и ведение журнала посещения занятий по ГО и защите от ЧС на каждую учебную группу, созданную в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и подведомственных организациях; организовать ведение персонального учета должностных лиц и работников ГО и РСЧС федерального уровня, прошедших повышение квалификации или курсовое обучение за последние 5 лет; обеспечить создание и оснащение классов, а также учебных площадок для проведения занятий, в том числе практических, по соответствующим программам обучения работников центральных аппаратов и подведомственных организаций; при подготовке и представлении в МЧС России ежегодного доклада "Об организации и итогах подготовки работников центральных аппаратов, подведомственных служб, агентств и организаций в области защиты от ЧС и ГО" (Форма 1/ОБУЧ-Ф), приложение № 3 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения о наличии и состоянии учебно-материальной базы по ГО и защите от ЧС в ______________ за 20__ год" оформлять в соответствии с макетом таблицы представленной в приложении 3 к данным Организационно-методическим указаниям, а в приложении № 4 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения об организации обучения по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении _________ за 20__ год" исключить колонки 11 и 12. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: завершить приведение нормативной правовой базы, определяющей организацию и осуществление подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиями изменений и дополнений, внесенных в федеральные нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС; обеспечить планирование и рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год вопросов, связанных с подготовкой населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах; разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел "Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС"; организовывать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС с конкретизацией задач и мероприятий для органов местного самоуправления и подведомственных организаций; ежегодно анализировать, обобщать и издавать распорядительный акт об итогах подготовки населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС в прошедшем году и организации его подготовки в следующем году; перерабатывать и утверждать не реже одного раза в 5 лет программу обучения в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также программ обучения личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных субъектом Российской Федерации; до 1 января 2017 года привести организационно-правовую форму УМЦ ГОЧС в соответствие с требованиями, позволяющими реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС; ежегодно до 1 декабря организовывать разработку и утверждение плана комплектования обучающимися УМЦ ГОЧС и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы ГО) на следующий год; организовывать контроль за разработкой и выполнением в органах местного самоуправления ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке неработающего населения муниципального образования в области ГО и защиты от ЧС; довести в УМЦ ГОЧС охват обучаемых должностных лиц и работников ГО и РСЧС с применением дистанционных образовательных технологий до 10 %; провести организационную работу по обеспечению образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "ОБЖ" и дисциплины "БЖД"; взять на контроль создание к концу 2017 года и организацию деятельности курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях; разрабатывать и утверждать пятилетний план совершенствования УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки в области ГО и защиты от ЧС и ежегодно его корректировать. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: усилить методическое руководство и контроль за планированием и осуществлением подготовки руководителей ГО, председателей КЧС и ОПБ, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; повысить требовательность к качеству разработки организационных и планирующих документов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС и усилить контроль за их своевременным выполнением; организовать с 1.01.2018 обучение должностных лиц и работников ГО территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в УЦ ФПС; обеспечить проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный" с периодичностью 1 раз в 2 года (в год проведения Всероссийских соревнований и полевых лагерей); закрепить практику проведения ежегодного межрегионального смотра-конкурса на лучший субъект Российской Федерации по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; взять на контроль своевременность подготовки главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации отчетов по форме 1/ОБУЧ, а также достоверность включаемой в них информации; оказать организационную и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реконструкции УМБ в соответствии с Рекомендациями по составу и содержанию УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденными заместителем Министра 25.12.2014 № 2-4-87-51-14; исключить формализм при проведении учений и тренировок по ГО и защите от ЧС и усилить контроль за сроками их проведения. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации: инициировать и принять активное участие в разработке и сопровождении проектов нормативных правовых актов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечивающих их приведение в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и внесенных изменений в нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС; повысить требовательность к планированию и осуществлению подготовки в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций; проверять перед началом учебного года состояние и готовность УМБ субъектов Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, держать на постоянном контроле выполнение планов ее совершенствования; оказать организационную и методическую помощь по созданию к концу 2017 года курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях; разработать план участия сотрудников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подведомственных организаций, прошедших обучение в соответствии с приказом МЧС России от 05.02.2015 № 57, в работе с населением в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по подготовке и проведению ежегодных смотров-конкурсов на лучшую УМБ образовательных организаций по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД", конкурсов "Учитель года по ОБЖ" и "Преподаватель года по БЖД", а также интернет-олимпиад по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций; обеспечить во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления улучшение обустройства, повышение эффективности функционирования и совершенствование качества оснащенности УМЦ ГОЧС, курсов ГО и УКП ГОЧС; повысить качество организации и распространения передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС; повысить ответственность руководителей учений и тренировок по ГО и защите от ЧС за качественную отработку учебных вопросов, в т.ч. и с привлечением работающего и неработающего населения, а также обучающихся. Учебные вопросы должны разрабатываться с учетом ЧС, угроза возникновения которых наиболее вероятна для конкретного региона; сведения о наличии и состоянии УМЦ ГОЧС, курсов ГО, укомплектованности их личным составом и наличии УМБ для обучения различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС (приложение № 3 к отчету по форме 1/ОБУЧ) оформлять и представлять в соответствии с макетом таблицы (приложение 4). Начальникам образовательных организаций МЧС России, реализующих программы дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС: при обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС обратить особое внимание на вопросы практических действий в ходе выполнения мероприятий по ГО, предупреждения и ликвидации ЧС; совершенствовать формы итоговой аттестации обучаемых путем развития системы электронного тестирования, создания фонда тестов, тестовых методик и программного обеспечения; совершенствовать механизм мониторинга качества обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; направить деятельность по совершенствованию УМБ на создание электронной информационно-образовательной среды и реализацию программ обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Приложение: 1. Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС на 5 л. в 1 экз.; 2. Места обучения и учебные объекты для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС на 1 л. в 1 экз.; 3. Макет таблицы "Приложение № 3 "Сведения о наличии учебных объектов УМБ по ГО и защите от ЧС в организациях" отчета по форме 1/ОБУЧ-Ф" на 1 л. в 1 экз.; 4. Макет таблицы "Приложение № 3 "Сведения о наличии и состоянии УМЦ ГОЧС, их филиалов, курсов ГО, УКП ГОЧС, укомплектованности их личным составом и наличии УМБ для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС" отчета по форме 1/ОБУЧ" на 1 л. в 1 экз.
Приложение 1Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций I. Общие положения 1.1 Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС (далее - курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГО и защиты от ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС. 1.2 Курсовое обучение, как вид обучения соответствующих групп населения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 332, внесшим изменения в Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления. 1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. 1.5 Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС предусматривает получение знаний, умений и навыков соответствующими группами населения в ходе: получения образования; обучения по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС; прохождения курсового обучения; участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по ГО и защите от ЧС; информирования и пропаганды знаний в данных областях; самостоятельной подготовки. II. Организация и осуществление курсового обучения 2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит. 2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят: председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций всех уровней; неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС органов местного самоуправления и организаций; руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб и их заместители; лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по ГО и защите от ЧС; инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС; личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб (далее - личный состав формирований и служб); все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления ГО и РСЧС (далее - работающее население). 2.3 Периодичность прохождения курсового обучения: работающее население и личный состав формирований и служб - ежегодно; остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее - работники ГО и РСЧС) - не реже одного раза в 5 лет. Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным. 2.4 Места проведения курсового обучения: с работающим населением и личным составом формирований и служб - в организациях по месту работы; с работниками ГО и РСЧС - на курсах ГО муниципальных образований, в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение. 2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение. На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган, совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС. В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, форму обучения, а также желательные сроки его проведения. Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования организации, осуществляющей курсовое обучение. 2.6 Комплектование учебных групп. Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20 - 25 человек с учетом: при обучении работающего населения - родственных профессий рабочих (должностей служащих); при обучении личного состава формирований и служб - видов создаваемых формирований и служб; при обучении работников ГО и РСЧС - исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС и уровня подготовки. 2.7 Формы курсового обучения: с работающим населением и личным составом формирований и служб - очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде; с работниками ГО и РСЧС - очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение. 2.10 Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструктора, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу. Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы. До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по обучающимся и вносит ее в соответствующие графы журнала. 2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения. Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение. Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в течение пяти лет. III Заключительные положения 3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента подписания организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы. 3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.
Приложение 2Места обучения и учебные объекты для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Приложение 3Приложение
№ 3
Приложение 4Приложение
№ 3
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |