| ||||
Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование 2.3.7.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ Социально-гигиенический мониторинг. Методические указания Москва 2006 1. Разработаны: ГУ НИИ питания РАМН (В.А. Тутельян, С.А. Хотимченко, Н.А. Михайлов, А.А. Джатдоева); ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Н. Беляев, М. В. Фокин, А.А. Иванов, М.В. Калиновская); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.Н. Брагина). 2. Рекомендованы Государственной Комиссией по санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 17 августа 2006 г. 4. Введены в действие с 1 ноября 2006 г. 5. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ
2.3.7.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ Социально-гигиенический мониторинг. Методические указания 1. Область применения1.1. Настоящие методические указания устанавливают принципы сбора, обработки и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга контаминации продовольственного сырья и пищевых продуктов химическими веществами. 1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федерального медико-биологического агентства, научно-исследовательских организаций гигиенического профиля, медицинских учебных заведений, а также всех заинтересованных организаций-участников ведения социально-гигиенического мониторинга. 2. Нормативные ссылки2.1. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (в редакции от 09.05.05 № 45-ФЗ, от 31.12.05 № 199-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 2.2. Закон Российской Федерации от 02.01.00 № 29-ФЗ (в редакции от 31.12.05 № 199-ФЗ) «О качестве и безопасности пищевых продуктов». 2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.06 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга». 2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.00 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения». 2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.00 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов». 2.6. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». 3. Общие положения3.1. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится социально-гигиенический мониторинг в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 3.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга следует руководствоваться «Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.06 № 60. 3.3. Настоящие методические указания устанавливают: - принципы организации ведения раздела СГМ «Контаминация продовольственного сырья и пищевых продуктов химическими веществами»; - принципы организации сбора данных и формирования информационной базы; - описание расчетных показателей, использующихся для анализа содержания контаминантов химической природы в продовольственном сырье и пищевых продуктах, и примеры расчетов; - методические подходы к оценке результатов анализа. 3.4. В целях ведения мониторинга используются данные наблюдений: а) за состоянием здоровья населения - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с использованием отчетных форм государственной статистики; б) за структурой и качеством питания и безопасностью пищевых продуктов - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики; в) за химическими факторами среды обитания человека, в том числе за антропогенными источниками воздействия на окружающую среду - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой государственной статистики. 3.5. В рамках мониторинга за качеством и безопасностью пищевых продуктов существует мониторинг за контаминацией продовольственного сырья и пищевых продуктов химическими веществами, обеспечивающий сбор, хранение и анализ данных о контаминации продовольственного сырья и пищевых продуктов. 4. Термины и определенияСоциально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. Мониторинг за качеством и безопасностью пищевых продуктов - система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, производимых, импортируемых и реализуемых на территории Российской Федерации с последующей оценкой влияния пищевых продуктов на состояние здоровья населения. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемая на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. База данных - упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Контаминация - содержание в пищевых продуктах биологических агентов и химических веществ, влияющих на их безопасность. 5. Организация ведения раздела
|
|
n - искомый номер варианты;
N - общее количество значений в вариационном ряду. Если в результате расчета номер варианты представляет собой не целое число, то необходимо округлить его в большую сторону до ближайшего целого числа.
7.2. Для расчета указанных показателей требуется наличие базы данных, содержащей первичные материалы. Поэтому на всех этапах и осуществляется полная передача информации.
Примеры расчета
Вариационный ряд: 0; 0; 0; 0,26; 0,27; 0,31; 0,32; 0,35; 0,39; 0,41; 0,45; 0,47; 0,48.
Количество проб, содержащих контаминанты: 10.
Пусть гигиенический норматив составляет 0,40.
Тогда количество проб с превышением МДУ равно 4.
Среднее значение = (0 + 0 + 0 + 0,26 + 0,27 + 0,31 + 0,32 + 0,35 + 0,39 + 0,41 + 0,45 + 0,47 + 0,48)/13 = 0,28.
Медиана - в данном вариационном ряду медианой является варианта 0,32, т. к. шесть значений (0, 0, 0, 0,26, 0,27, 0,31) меньше 0,32 и столько же значений (0,35, 0,39, 0,41, 0,45, 0,47, 0,48) больше 0,32. Если бы одна из вариант отсутствовала, и общее число вариант было бы четным, то в качестве медианы следовало бы принять полусумму двух средних вариант:
медиана = (0,32+0,35)/2 = 0,335 |
Номер варианты, соответствующий 90-му процентилю = (13 (число вариант)×90)/100 = 11,7. При округлении полученного числа в большую сторону, номер варианты будет равен 12. Таким образом, двенадцатая варианта, соответствующая 0,47, является 90 %-м уровнем (90-м процентилем).
8.1. Оценка полученных материалов по изучению загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов в системе социально-гигиенического мониторинга включает следующие мероприятия.
8.1.1. Оценка полученных результатов относительно ДК или МДУ по административным территориям, в целом по Российской Федерации.
8.1.2. Сравнительная оценка полученных результатов на основании распределения:
- среднего содержания контаминанта в продукте по территориям, что позволяет ранжировать территории по приоритетности содержания тех или иных контаминантов в тех или иных группах пищевых продуктов;
- групп продуктов по значению среднего содержания в них определенного контаминанта по административным территориям или в целом по Российской Федерации, что позволяет ранжировать продукты питания по приоритетности содержания в них тех или иных контаминантов.
8.1.3. Результаты оценки должны быть использованы для ранжирования:
- административных территорий по удельному весу проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по содержанию определенного контаминанта, в зависимости от группы продуктов и вида контаминанта;
- групп продуктов по удельному весу проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по содержанию определенного контаминанта, в пределах административной территории или в целом по Российской Федерации.
8.2. Полученные результаты могут быть использованы для принятия решений о порядке и периодичности контроля за содержанием контаминантов в пищевых продуктах, а также для расчета уровней их поступления с рационами питания населения при оценке риска для здоровья населения.
8.3. Полученные результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений, направленных на снижение уровней содержания контаминантов в пищевых продуктах и уровней поступления контаминантов с рационами питания населения.