| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПРИКАЗ 
 Москва Об утверждении федеральных норм и правил в области
использования  В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), приказываю: Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15). 
 СОДЕРЖАНИЕ 
 
 Федеральные
нормы и правила  I. Назначение и область применения1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203). 2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением: 1) пунктов хранения ядерных материалов; 2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях; 3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании; 4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение; 5) загрязненных радионуклидами территорий; 6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований; 7) продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте 1.4 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534; Российская газета, 2009 г., № 171/1), (далее - НРБ-99/2009); 8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации: а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1; б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009. 3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. II. Общие положения4. Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты). 5. Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты). Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования. 6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей. Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты. 7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты). 8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач: предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее - несанкционированные действия); своевременное обнаружение несанкционированных действий; задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей; реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий. Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением. 9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты. 10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов. 11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях. 12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте. 13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил. На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. III. Уровни физической защиты радиационных объектов14. Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты. Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности. 15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться: категория последствий диверсии на радиационном объекте; категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности; установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников. 16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте: I категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите; II категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации (предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны; III категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия); IV категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники. Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации. 17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности: категория 1 - чрезвычайно опасно для человека; категория 2 - очень опасно для человека; категория 3 - опасно для человека; категория 4 - опасность для человека маловероятна; категория 5 - опасность для человека очень маловероятна. 18. Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D). 19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации. 20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам. Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников. Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов. IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам. 22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении № 3 к настоящим Правилам. Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении № 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы. 23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта. V. Уведомление о несанкционированных действиях в
отношении 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
   к
  федеральным нормам и правилам в области   | 
 
Уровни физической защиты радиационных объектов
| 
   Категория последствий диверсии на радиационном объекте  | 
  
   Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников  | 
  
   Уровень физической защиты  | 
 
| 
   I  | 
  
   Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается.  | 
  
   А  | 
 
| 
   II  | 
  
   Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   А  | 
 
| 
   Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   Б  | 
 |
| 
   III  | 
  
   Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   Б  | 
 
| 
   Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   В  | 
 |
| 
   IV  | 
  
   Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   Б  | 
 
| 
   Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной опасности.  | 
  
   В  | 
 |
| 
   Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.  | 
  
   Г  | 
 
Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень А.
| 
   к
  федеральным нормам и правилам в области   | 
 
Состав требований к системе физической защиты
| 
   № п/п  | 
  
   Требования к системе физической защиты  | 
  
   Уровень физической защиты  | 
 |||||||||
| 
   А  | 
  
   Б  | 
  
   В  | 
  
   Г  | 
 ||||||||
| 
   1.  | 
  
   Требования к организационным мерам  | 
 ||||||||||
| 
   1.1.  | 
  
   Руководителем организации должны быть документально определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на каждом радиационном объекте.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   На периоды отсутствия указанных ответственных лиц должны документально определяться лица, их замещающие.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   1.2.  | 
  
   Сотрудники радиационного объекта в рабочее время должны выполнять комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного доступа на радиационный объект (далее - самоохрана).  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.3.  | 
  
   Радиационный объект должен размещаться в защищенной зоне.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.4.  | 
  
   Входы (двери, калитки, ворота) радиационных объектов в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.5.  | 
  
   На радиационном объекте должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, использующихся в системе физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   Порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей и пломбировочных устройств должен включать:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |||||||
| 
   регистрацию всех лиц, получивших доступ к пломбировочным устройствам и ключам;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   регистрацию выдачи и сдачи пломбировочных устройств и ключей;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   проверку наличия пломбировочных устройств и ключей и меры по предотвращению их несанкционированного использования;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   замену в кратчайшие сроки замков (при использовании кодовых замков - их кодов отбывания) и ключей при обнаружении факта или при появлении подозрения относительно их несанкционированного использования.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   1.6.  | 
  
   Мобильные радиационные источники в период использования вне радиационного объекта должны находиться под постоянным наблюдением и контролем работника, который письменным распоряжением руководства организации уполномочен использовать указанные радиационные источники и должностными обязанностями которого определено выполнение задач их физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   Каждый вынос (вывоз) мобильных радиационных источников за пределы радиационного объекта должен проводиться по письменному разрешению руководителя организации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   При выносе указанного мобильного радиационного источника за пределы радиационного объекта соответствующий работник должен выполнить запись в журнале учета местонахождения мобильных радиационных источников с указанием своей фамилии, причины, даты и времени выноса, места проведения работ с радиационным источником. После возвращения мобильного радиационного источника на радиационный объект должна выполняться соответствующая запись о возврате радиационного источника на место.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников должен храниться на радиационном объекте не менее одного года с момента последней записи в нем.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   1.7.  | 
  
   На радиационном объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением требований к системе физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.8.  | 
  
   При обнаружении несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководитель организации должен немедленно принимать меры по оценке ситуации и проверке наличия и местонахождения соответствующего радиационного источника и его радионуклидного источника.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   В случае обнаружения пропажи радиоактивных веществ, радиационного источника, закрытого радионуклидного источника должны немедленно приниматься меры по их розыску и возвращению, а также по уведомлению о несанкционированных действиях в порядке, установленном пунктом 24 настоящих Правил.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   Факты несанкционированных действий должны документироваться в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться в организации не менее трех лет с даты последней записи в нем.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   1.9.  | 
  
   Охрана радиационных объектов должна быть организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране радиационных объектов.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.10.  | 
  
   Условия и порядок охраны, функции, права и обязанности персонала охраны, необходимость его оснащения должны быть определены руководителем организации совместно с организацией, выполняющей функции охраны.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.11.  | 
  
   Руководитель организации должен утвердить документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.12.  | 
  
   Доступ посетителей на радиационный объект должен осуществляться в присутствии ответственного лица.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.13.  | 
  
   В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований к физической защите на радиационном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними нормативными актами, на радиационном объекте должны быть приняты компенсирующие меры.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.14.  | 
  
   На радиационном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем организации план обеспечения физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.15.  | 
  
   На радиационном объекте должна быть организована техническая эксплуатация инженерно- технических средств физической защиты. Для этого должны быть разработаны план-график технического обслуживания и план проверок технического состояния и работоспособности инженерно- технических средств физической защиты на очередной год.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   1.16.  | 
  
   В организации должна быть создана служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Обязанности сотрудников службы безопасности должны быть определены в положении об этой службе.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   1.17.  | 
  
   Лица, имеющие разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, в пунктах хранения на радиационном объекте, должны быть определены в перечне, утвержденном руководителем организации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   1.18.  | 
  
   На радиационном объекте должно применяться правило двух лиц.  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.  | 
  
   Требования к инженерно-техническим средствам Физической защиты  | 
 ||||||||||
| 
   2.1.  | 
  
   Периметр защищенной зоны должен быть оборудован:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||||||
| 
   физическими барьерами (или представлять собой физической барьер);  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   техническими средствами охранной сигнализации;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   средствами оптико-электронного наблюдения.  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.2.  | 
  
   Не должно быть участков на периметре защищенной зоны, недоступных для наблюдения.  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Средства обнаружения несанкционированного проникновения в защищенную зону должны быть размещены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки («мертвые зоны»).  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.3.  | 
  
   Периметр радиационного объекта должен быть оснащен физическим барьером или представлять собой физический барьер.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   2.4.  | 
  
   Несанкционированное проникновение на радиационный объект должно обнаруживаться средствами охранной сигнализации, сигналы тревоги от которых должны поступать на программно-аппаратный комплекс или устройство, осуществляющее сбор, обработку, хранение и отображение сигналов тревоги и информации о состоянии и функционировании инженерно- технических средств физической защиты, а также управление функционированием указанных средств (далее - пульт управления системы физической защиты).  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.5.  | 
  
   Места возможного несанкционированного проникновения на радиационный объект должны контролироваться с использованием средств системы оптико-электронного наблюдения.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.6.  | 
  
   Шкафы (сейфы, клети), в которых находятся закрытые радионуклидные источники категории 1, 2, 3 по потенциальной радиационной опасности, должны быть оснащены техническими средствами охранной сигнализации, обеспечивающими обнаружение несанкционированного вскрытия.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Сигналы тревоги должны поступать на пульт управления системы физической защиты.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |||||||
| 
   2.7.  | 
  
   Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средствами тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении несанкционированных действий ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.8.  | 
  
   В комплексе инженерно-технических средств физической защиты должно быть реализовано обнаружение отказов технических средств с отображением информации об отказах на пульте управления системы физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.9.  | 
  
   Сигналы тревоги и отказов технических средств физической защиты должны регистрироваться дежурным сотрудником пульта управления системы физической защиты и фиксироваться в журнале функционирования инженерно-технических средств физической защиты или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. Журнал и (или) информация электронных протоколов функционирования инженерно-технических средств физической защиты должны храниться в организации не менее одного года с даты последней записи в них.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.10.  | 
  
   Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средством связи с оператором пульта управления системы физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.11.  | 
  
   Электропитание инженерно-технических средств физической защиты должно осуществляться с использованием резервных источников, обеспечивающих автоматическое переключение электропитания на резервное (в случае отключения основного электропитания) и обратно при восстановлении основного электропитания.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.12.  | 
  
   В организации должно быть создано специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - пункт управления системы физической защиты).  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   На пункте управления должен постоянно находиться оператор из состава персонала физической защиты, на которого запрещается возлагать другие обязанности. За его действиями на пункте управления должен быть обеспечен контроль.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |||||||
| 
   2.13.  | 
  
   Входы в помещение пункта управления системы физической защиты должны быть постоянно заперты изнутри, а в помещении должен круглосуточно находиться сотрудник персонала физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Доступ в помещения пункта управления системы физической защиты посторонним лицам должен быть запрещен.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.14.  | 
  
   Для обеспечения защиты персонала, находящегося в помещении пункта управления системы физической защиты, от поражения огнем из стрелкового оружия помещение пункта должно быть оборудовано инженерными средствами физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.15.  | 
  
   Дата и время снятия с охраны каждого радиационного объекта и сдачи его под охрану должны фиксироваться на пункте управления системы физической защиты в журнале вскрытия или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.16.  | 
  
   При поступлении на пульт управления системы физической защиты сигналов тревоги от средств охранной сигнализации или тревожно-вызывной сигнализации оператор на пункте управления системой физической защиты должен осуществлять визуальную оценку ситуации на участке тревоги с использованием системы оптико-электронного наблюдения.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   2.17.  | 
  
   Доступ людей и транспорта в защищенную зону должен осуществляться соответственно через людские и транспортные контрольно-пропускные пункты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Доступ на радиационный объект должен осуществляться с использованием средств системы контроля и управления доступом.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.18.  | 
  
   Контрольно-пропускной пункт на периметре защищенной зоны радиационного объекта должен быть оборудован средствами связи с оператором пункта управления системы физической защиты и персоналом охраны.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   В помещении дежурного по контрольно-пропускному пункту должна быть установлена кнопка тревожно-вызывной сигнализации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.19.  | 
  
   Людские контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения проноса:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||||||
| 
   предметов из металла;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   радиоактивных веществ.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   Транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения провоза радиоактивных веществ.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   2.20.  | 
  
   Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   3.  | 
  
   Требования к персоналу физической защиты  | 
 ||||||||||
| 
   3.1.  | 
  
   Лица, ответственные за физическую защиту, должны пройти обучение и иметь необходимую квалификацию, а также иметь допуск к работе по выполнению должностных обязанностей.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 ||||||
| 
   Сведения о прохождении обучения указанных лиц и допуске к работе должны документироваться и храниться в организации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 |||||||
| 
   3.2.  | 
  
   Персонал физической защиты организации должен периодически проходить аттестацию на соответствие квалификационным требованиям. Порядок аттестации персонала физической защиты определяется руководителем организации в общей системе аттестации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   Периодичность проведения аттестации не должна превышать трех лет. Результаты аттестации должны отражаться в соответствующих актах комиссий и утверждаться приказом руководителя организации.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   3.3.  | 
  
   Отбор персонала физической защиты должен проводиться с учетом образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
| 
   3.4.  | 
  
   К эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должен допускаться персонал физической защиты:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||||||
| 
   прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты в объеме функциональных обязанностей;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   сдавший зачет квалификационной комиссии на знание материальной части инженерно-технических средств физической защиты, правил их эксплуатации, правил и мер безопасности, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности;  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   получивший удостоверение на право эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 |||||||
| 
   3.5.  | 
  
   На оператора пункта управления системы физической защиты не должны быть возложены обязанности, не связанные с их служебной деятельностью.  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 ||||||
Примечание. Знаком «+» обозначено наличие требования для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.
| 
   к
  федеральным нормам и правилам в области   | 
 
Документы по физической защите, подлежащие разработке
(наличию) 
в организации
| 
   № п/п  | 
  
   Наименование документа  | 
  
   Уровни физической защиты  | 
 |||
| 
   А  | 
  
   Б  | 
  
   В  | 
  
   Г  | 
 ||
| 
   1.  | 
  
   Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Инструкции по самоохране радиационных объектов  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   3.  | 
  
   Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   4.  | 
  
   Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   5.  | 
  
   Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   6.  | 
  
   Документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   7.  | 
  
   Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   8.  | 
  
   Документ, устанавливающий модель нарушителей  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   9.  | 
  
   Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   10.  | 
  
   Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   11.  | 
  
   Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   12.  | 
  
   План обеспечения физической защиты  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 
| 
   13.  | 
  
   План взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 
| 
   14.  | 
  
   Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на радиационные объекты  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 
| 
   15.  | 
  
   Журнал учета несанкционированных действий  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
 
| 
   16.  | 
  
   План проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
 
| 
   17.  | 
  
   Положение о службе безопасности  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
Примечание. Знаком «+» обозначено требование к наличию документа в организации для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.
| 
   к
  федеральным нормам и правилам в области   | 
 
Содержание плана обеспечения физической защиты
План обеспечения физической защиты должен содержать следующие сведения:*
расположение радиационных объектов на территории организации;
описание и характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения для каждого радиационного объекта;
размещение радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения на радиационном объекте, порядок работы с ними при использовании по назначению;
состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты и размещение его элементов и составных частей;
состав персонала физической защиты;
порядок обеспечения доступа на радиационные объекты;
меры по организации взаимодействия и оповещения руководства организации, персонала физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
меры по организации взаимодействия руководства организации с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами
безопасности в чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
перечень компенсирующих мер до устранения выявленных нарушений инженерно-технических средств физической защиты;
меры по поддержанию квалификации персонала физической защиты;
порядок проведения объектового контроля за состоянием системы физической защиты;
порядок представления уведомления о несанкционированных действиях в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
________
* Содержание плана обеспечения физической зашита уточняется в соответствии с требованиями для соответствующих уровней физической защиты. Для исключения дублирования информации допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.