| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОАО "Российские железные дороги" СБОРНИК
СТАНДАРТОВ TOM I
Екатеринбург
ОАО "Российские железные дороги" СБОРНИК
ТОМ I ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" СТАНДАРТ ОАО "РЖД" СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СТО РЖД 1.15.005-2009 Утвержден
Распоряжением ОАО "РЖД" СОДЕРЖАНИЕ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ В целях формирования в ОАО "РЖД" систем управления охраной труда, промышленной безопасностью, оценки эффективности функционирования этих систем, утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2010 г. СТО РЖД 1.15.005-2009 "Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "РЖД". Начальникам департаментов (управлений), филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД": а) довести настоящее распоряжение для сведения всех работников; б) обеспечить изучение стандарта с причастными; в) контроль за реализацией требований стандарта возложить на начальника Управления охраной труда, промышленной безопасности экологического контроля Черкасова В.В. Старший вице-президент ОАО "РЖД" В.А. Гапанович УТВЕРЖДЕН распоряжением ОАО "РЖД" от 09.12.2009 г. № 2495р СТО РЖД 1.15.005-2009 СТАНДАРТ ОАО "РЖД" СИСТЕМА
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Дата введения - 01-02-2010 ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН ООО "Дюпон Наука и Технологии" 2 ВНЕСЕН Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 9 декабря 2009 г. № 2495р 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Цель внутренних аудитов системы управления охраной труда и промышленной безопасностьюСистема управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУ ОТ и ПБ) является частью интегрированной системы менеджмента ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и используется для разработки и осуществления политики компании в области ОТ и ПБ и управления рисками компании в области ОТ и ПБ. Одним из процессов СУ ОТ и ПБ в ОАО "РЖД" является проведение аудитов первой, второй и третьей сторон. В настоящем стандарте приводятся требования к аудитам системы управления ОТ и ПБ, проводимым второй стороной, которые называются внутренними аудитами (см. п. 4.5.5 OHSAS 18001:2007) на уровне ОАО "РЖД". При этом аудиты, проводимые первой стороной, являются самооценкой на уровне руководителей объектов ОАО "РЖД". Аудиты, проводимые третьей стороной, представляют системную оценку со стороны внешнего по отношению к ОАО "РЖД" органа. Основные цели внутренних аудитов системы управления ОТ и ПБ заключаются в следующем: - оценка эффективности функционирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на объектах ОАО "РЖД"; - оценка соответствия процессов и механизмов управления ОТ и ПБ объекта аудита корпоративной политике, целям, стандартам и применимым законам, нормам и правилам; - выявление элементов системы управления ОТ и ПБ, требующих улучшения; - улучшение показателей по ОТ и ПБ и совершенствование СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД" в целом. 1.2. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает требования к областям и объектам внутренних аудитов управления охраной труда и промышленной безопасностью ОАО "РЖД", филиалов ОАО "РЖД" и структурных подразделений ОАО "РЖД", порядку планирования, подготовки, проведения и документирования результатов, планированию, контролю исполнения корректирующих действий и квалификации внутренних аудиторов. Настоящий стандарт предназначен для применения центральным аппаратом управления ОАО "РЖД", железными дорогами - филиалами ОАО "РЖД" (далее - железные дороги), другими филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД". Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО "РЖД". Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД". 1.3. Принципы аудитаСогласно ИСО 19011 основу проведения внутренних аудитов (или, аудитов второй стороны) составляют следующие принципы: - этичное поведение - основа профессионализма; - беспристрастность - обязательство по предоставлению объективных и точных отчетов; - профессиональная осмотрительность - прилежание и здравый смысл при проведении аудита; - независимость - основа беспристрастности и объективности заключений аудита; - свидетельство - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений (выводов) в процессе систематического аудита. 1.4. Преимущества внутренних аудитов СУ ОТ и ПБВнутренние аудиты СУ ОТ и ПБ проводятся независимыми по отношению к объекту аудиторами для обеспечения объективной оценки и выявления возможностей для дальнейшего улучшения практики управления ОТ и ПБ на объекте. Внутренние аудиты помогают: - удостовериться, что на объекте отслеживаются уровни травматизма, профессиональных заболеваний и происшествий, ведется работа по снижению этих показателей и достигается улучшение ситуации по сравнению с предшествующими периодами; - выявить проблемные вопросы и установить приоритетность действий по совершенствованию СУ ОТ и ПБ; - оценить качество аудитов первой стороны, проводимых на объекте; - защитить интересы заинтересованных лиц, включая безопасность и благополучие работников, подрядчиков, заказчиков, посетителей и жителей близлежащих населенных пунктов, и минимизировать потери и материальную ответственность компании. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы: - Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.03.2005 № 3-П; - ГОСТ Р ИСО 9000-2008 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" - ГОСТ Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента"; - ГОСТ 12.0.230-2007 Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда"; - Политика ОТ, ПБ и ОС ОАО "РЖД"; - СТО РЖД 1.15.002-2008 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". 3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. (ГОСТ Р ИСО 19011). Аудит ОТ и ПБ второй стороны (или внутренний аудит) - полная или частичная проверка системы управления ОТ и ПБ на объекте, выполняемая квалифицированными независимыми аудиторами ОАО "РЖД". Аудит ОТ и ПБ первой стороны - проверка системы управления ОТ и ПБ объекта, осуществляемая руководством или сотрудниками данного объекта. Аудит ОТ и ПБ третьей стороны - проверка системы управления ОТ и ПБ объекта, осуществляемая персоналом, не входящим в штат ОАО "РЖД"; инспекции, проводимые государственными учреждениями. Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита. (ГОСТ Р ИСО 19011). Безопасность - отсутствие неприемлемого риска потери. (OHSAS 18001). Вводное совещание - встреча команды внутренних аудиторов руководителем и другими работниками объекта для согласования целей аудита, подтверждения порядка и плана работы, а также обсуждения вопросов, требующих пояснения; проводится непосредственно на объекте. Внутренний аудитор (аудитор второй стороны) СУ ОТ и ПБ - сотрудник ОАО "РЖД", обладающий соответствующими знаниями, навыками, опытом работы и отвечающий требованиям настоящего стандарта для проведения аудитов второй стороны (внутренних аудитов) СУ ОТ и ПБ, прошедший обучение и имеющий соответствующий сертификат. Выводы (наблюдения) аудита - результат оценки собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита. (ГОСТ Р ИСО 19011). Заключение по результатам аудита - выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита. (ГОСТ Р ИСО 19011). Заключительное совещание - встреча команды внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ с руководителем и другими работниками объекта для представления и обсуждения заключения по результатам аудита; проводится непосредственно на объекте. Команда внутренних аудиторов - два или несколько аудиторов, проводящих аудит на объекте. Компетентность - проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и умение. (ГОСТ Р ИСО 19011). Контактное лицо объекта - лицо, назначенное руководителем объекта, на котором проводится внутренний аудит, для предоставления информации и координации работы команды внутренних аудиторов. Контактное лицо объекта не может являться членом команды внутренних аудиторов объекта. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов - лицо в центральном аппарате управления, отвечающее за координацию программы внутренних аудитов в ОАО "РЖД". Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия. (ГОСТ Р ИСО 9000). Несоответствие - невыполнение требований. (ГОСТ Р ИСО 9000). Примечание: невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах СУ ОТ и ПБ и/или отсутствие его реализации при функционировании системы. Область аудита - содержание и границы аудита. Примечание: область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности и процессов организации, а также указание необходимого периода времени. План аудита - описание деятельности и мероприятий по проведению аудита. (ГОСТ Р ИСО 19011). Подрядчик - любое предприятие, не входящее в состав ОАО "РЖД", предоставляющее товары или услуги согласно договору. В целях настоящего стандарта под подрядчиками понимаются внешние исполнители, находящиеся на объекте и занимающиеся техническим обслуживанием или строительством, сопровождением услуг или производства, либо другие подрядчики, выбранные для включения в объем проведения аудита. Проверяемый объект - одно или несколько структурных подразделений железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", на котором проводится аудит. Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный интервал времени и направленных на достижение конкретной цели. (ГОСТ Р ИСО 19011). Происшествие - событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю на производстве. Протокол - документ, содержащий конкретные вопросы, которые необходимо охватить аудитору при проведении аудита на объекте. Региональный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ - лицо в филиале ОАО "РЖД", отвечающее за реализацию программы внутренних аудитов ОТ и ПБ в рамках данного филиала ОАО "РЖД". Руководитель команды внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ - лицо, назначенное корпоративным руководителем программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ, руководящее проведением аудита на конкретном объекте, которое отвечает обязательным требованиям настоящего стандарта относительно квалификации и обучения. Свидетельства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены. (ГОСТ Р ИСО 19011). Стажер - специалист, прошедший теоретическую подготовку по программе внутренних аудитов ОТ и ПБ и находящийся на объекте в составе команды внутренних аудиторов для получения практического опыта. Эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. 3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: ГОСТ Р - государственный стандарт Российской Федерации. НБТ - Служба (отдел) охраны труда и промышленной безопасности железных дорог. НОДБТ - Отдел (сектор) охраны труда и промышленной безопасности отделений железных дорог. ОАО "РЖД" - Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". ОТ - охрана труда. ПБ - промышленная безопасность. Роспрофжел - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. СИЗ - средства индивидуальной защиты. СУ - система управления. СУ ОТ - Система управления охраной труда. ЦБТ - Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД". ЭК - экологический контроль. 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АУДИТОВ. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯОтветственность за реализацию настоящего стандарта несут руководители всех уровней управления ОАО "РЖД". Специалисты департаментов, управлений, служб, отделов охраны труда и промышленной безопасности различных уровней берут на себя консультативную и организационную поддержку по внедрению и реализации настоящего стандарта, а также выполняют роль экспертов в решении спорных вопросов. 4.1. Полномочия и ответственность корпоративного руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБКорпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД" назначается из числа сотрудников центрального аппарата управления ОАО "РЖД" приказом ОАО "РЖД". В обязанности корпоративного руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ входит следующее: - поддержка реализации данного стандарта на практике; - организация работы по обновлению требований стандарта, включая приложения; - определение частоты проведения внутренних аудитов по каждому типу объекта; - составление годовой программы проведения внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ; - организация ведения базы данных отчетов по результатам внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ и по выполнению плана корректирующих действий; - отбор и организация подготовки внутренних аудиторов; - консультирование по содержанию программы подготовки для новых аудиторов и по программе переподготовки для опытных аудиторов, контроль за реализацией программы подготовки; - ведение реестра внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД". 4.2. Полномочия и ответственность регионального руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ филиала (структурного подразделения)Каждый филиал и структурное подразделение ОАО "РЖД" должны соблюдать положения настоящего стандарта в отношении объектов, включенных в программу проведения внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. Региональной руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ к ПБ филиала (структурного подразделения) назначается приказом (распоряжением) ОАО "РЖД". В обязанности регионального руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ входит: - определение объектов, подлежащих внутреннему аудиту в рамках данного филиала (структурного подразделения); - разработка графиков проведения внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ объектов филиала (структурного подразделения); - ввод в корпоративную базу графиков проведения внутренних аудитов на объектах филиала (структурного подразделения); - проверка независимого положения руководителя команды аудиторов и членов команды относительно объекта аудита; - обеспечение коммуникации с объектом аудита (например, направление письма с уведомлением об аудите); - управление средствами, выделенными для реализации программы внутренних аудитов в данном филиале (структурном подразделении); - доведение до филиала (структурного подразделения) и объектов необходимой информации, касающейся программы внутренних аудитов ОТ и ПБ, включая изменения в программе, результаты аудитов по другим объектам и т.д. (информация о результатах аудита объектов филиала в части основных выводов и плана корректирующих действий может быть применима к целому ряду объектов филиала); - мониторинг выполнения плана корректирующих действий по результатам аудита на объектах филиала (структурного подразделения) и доведение информации о статусе вопроса до корпоративного руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ; - своевременное представление в центральный аппарат управления ОАО "РЖД" заявки на подготовку новых аудиторов от филиала (структурного подразделения) в случае увольнения, изменения функциональных полномочий. 4.3. Полномочия и ответственность руководителя объекта, на котором проводится аудит4.3.1. В обязанности руководителя объекта, на котором проводится аудит, входит следующее: - организация подготовки необходимой документации для проведения аудита; - заблаговременное доведение информации об аудите до всех участников процесса со стороны объекта, в частности о необходимости их присутствия и активного участия согласно плана аудита; - обеспечение помещения для проведения встреч в соответствие с планом аудита; - обеспечение доступа команды внутренних аудиторов на производственные площадки, включая возможность фотографирования по согласованию с органами (службой) безопасности; - организация выполнения плана корректирующих действий по результатам аудита и других действий до закрытия вопросов по всем выводам аудита; - обеспечение присутствия и участия руководителей и специалистов, необходимых для проведения аудитов; - информирование регионального руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ о выполнении плана корректирующих действий; - представление региональному руководителю программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ обратной связи о работе команды внутренних аудиторов с целью совершенствования процесса аудита. 4.3.2. Для проведения внутреннего аудита на объекте приказом руководителя объекта назначается контактное лицо. Контактное лицо объекта оказывает поддержку команде внутренних аудиторов в течение всего процесса аудита ОТ и ПБ. Контактное лицо освобождается от выполнения своих должностных обязанностей на время посещения объекта внутренними аудиторами. В обязанности контактного лица объекта входит следующее: - содействие руководителю команды внутренних аудиторов в разработке детального плана работы для обеспечения эффективности аудита на объекте: - помощь в сборе документации, запрошенной руководителем команды внутренних аудиторов для подготовки к проведению аудита и в процессе проведения аудита; - участие в ежедневных совещаниях команды внутренних аудиторов на объекте при необходимости; - ознакомление с проектом отчета о результатах аудита и представление своих замечаний; - поддержка контактов с другими лицами или руководителями других объектов для извлечения максимальной пользы из выводов аудита. 4.4. Полномочия и ответственность руководителя и членов команды внутренних аудиторовВнутренние аудиты СУ ОТ и ПБ осуществляются командами внутренних аудиторов, составленными из числа внутренних аудиторов ОАО "РЖД" согласно утвержденному Реестру (см. п.п. 5.4, 5.5 настоящего стандарта). Внутренние аудиторы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей на время посещения проверяемого объекта. Руководитель команды внутренних аудиторов должен выполнять следующие функции: - взаимодействовать с корпоративным и региональным руководителями программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ по согласованию объема запланированного аудита; - распределять обязанности между членами команды в зависимости от их компетенций; - составлять план аудита для последующего согласования с руководителем объекта; - вносить изменения в план аудита на месте, если таковое представляется необходимым для улучшения качества работ; - запрашивать от руководителя объекта и направлять для изучения остальным членам команды материалы для подготовки к проведению внутреннего аудита; - проводить вводное совещание на объекте перед началом аудита и заключительное совещание на объекте после проведения аудита; - отслеживать, чтобы проводимый внутренний аудит СУ ОТ и ПБ соответствовал положениям настоящего стандарта и другим стандартам ОАО "РЖД", если таковое применимо; - докладывать руководству объекта и региональному руководителю программы аудитов о выводах аудита; - контролировать качество и эффективность проводимого аудита. Внутренние аудиторы должны выполнять следующие функции: - анализировать материалы объекта, полученные для подготовки к аудиту, изучать требования стандартов и инструкций компании; - оценивать системы и методы управления ОТ и ПБ объекта согласно требованиям настоящего стандарта; - анализировать полученные выводы и проверять их достоверность; - удостовериться в том, что выводы соответствуют критериям, приведенным в настоящем стандарте; - готовить отчеты об аудите; - выполнять требования по документообороту ОАО "РЖД". 5. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СУ ОТ И ПБ5.1. Обеспечение системного подходаПрограмма внутреннего аудита по ОТ и ПБ действует применительно к системе управления и оценивает эффективность данной системы на основе выборочного анализа соответствия требованиям, а также направлена на обеспечение непрерывного совершенствования СУ ОТ и ПБ. Внутренний аудит СУ ОТ и ПБ проводится на соответствие требованиям Системы управления охраной труда, изложенной в СТО РЖД 1.15.002, и Системы управления промышленной безопасностью. 5.2. Объекты внутреннего аудита СУ ОТ и ПБОбъектами внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ являются: - подразделения аппарата управления ОАО "РЖД"; - филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД"; - структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД". 5.3. Планирование внутренних аудитовВнутренние аудиты СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД" проводятся на плановой и внеплановой основе. Проведение плановых аудитов СУ ОТ и ПБ включает в себя формирование годовой программы проведения внутренних аудитов, введение в действие, обеспечение выполнения контроля. Внеплановые аудиты могут проводиться по следующим причинам: - ухудшение показателей по ОТ и ПБ; - изменения в структурном подразделении (реорганизация, освоение новых видов услуг); - распоряжение руководства ОАО "РЖД". Региональные руководители программы внутренних аудитов ОТ и ПБ до 25 ноября текущего года составляют график проведения внутренних аудитов по своим филиалам на предстоящий год и предлагают возможные даты аудитов для рассмотрения корпоративному руководителю программы внутренних аудитов. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов формирует годовую программу внутренних аудитов ОТ и ПБ в целом по ОАО "РЖД" и до 15 декабря текущего года направляет ее региональным руководителям. Программа вводится в действие приказом (распоряжением) ОАО "РЖД". Региональный руководитель доводит до сведения предприятий региона программу аудита в срок до 25 декабря. Программа внутренних аудитов должна содержать. - название объекта; - даты проведения аудитов, включая общее число дней, выделяемое на каждый аудит, при этом средняя рекомендуемая продолжительность проведения аудита на объекте составляет 3 - 4 дня; - количество членов команды внутренних аудиторов. Частота проведения аудитов того или иного объекта определяется с учетом следующих факторов: - эффективность аудитов первой стороны; - результаты предыдущих аудитов и показатели работы по ОТ и ПБ за отчетный период; - наличие потенциально опасных факторов и тип объекта; - вопросы управления изменениями (например, оптимизация персонала, реорганизация процессов управления ОТ и ПБ и др.). Внутренние аудиты объекта проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет. При возникновении внештатных ситуаций региональный руководитель программы аудитов СУ ОТ и ПБ должен направить запрос корпоративному руководителю о переносе сроков проведения аудита ОТ и ПБ объекта филиала с указанием причины и предложением по новым срокам. 5.4. Требования к внутренним аудиторамДля реализации программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ в ОАО "РЖД" формируется Реестр внутренних аудиторов. В целях обеспечения принципа независимости оценки группа аудиторов должна быть представлена сотрудниками центрального аппарата, филиалов и структурных подразделений и включать как работников управлений, служб, отделов по ОТ и ПБ, так и производственных руководителей и специалистов. Ответственность за представление кандидатов в состав Реестра внутренних аудиторов от центрального аппарата, железных дорог и структурных подразделений несут их непосредственные руководители. Кандидаты во внутренние аудиторы должны соответствовать следующим требованиям: - производственный стаж не менее 5 лет; - высшее образование; - глубокое владение вопросами ОТ и ПБ, заинтересованное отношение к проблемам в области ОТ и ПБ, внутренняя убежденность в важности работы в этой области. Кандидаты во внутренние аудиторы должны успешно освоить программу обучения внутренних аудиторов по системе управления охраной труда и промышленной безопасностью (см. п. 5.5 настоящего стандарта), обладать знаниями и квалификацией в области нормативных требований, технологий контроля за соблюдением норм ОТ и ПБ, процедур аудита системы управления ОТ и ПБ. Работник может быть включен в Реестр внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД" только при условии успешного прохождения аттестации по завершении подготовки по программе обучения внутренних аудиторов и получения соответствующего сертификата. 5.5. Подготовка внутренних аудиторовОтветственность за отбор и подготовку внутренних аудиторов несет корпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. Подготовка внутренних аудиторов проводится перед допуском к самостоятельной работе. Аттестация внутренних аудиторов и выдача сертификатов проводится в соответствии с программой компании. Программа подготовки внутренних аудиторов должна включать в себя: - обучение в аудитории (3 - 5 дней) с последующей сдачей экзамена и получением положительного заключения аттестационной комиссии; - практическую стажировку - участие в аудите 1 объекта не менее 2 дней в паре с опытным аудитором (не менее одной стажировки для каждого аудитора); - собеседование с опытным аудитором по результатам практической стажировки; - выдачу сертификата (в случае удовлетворительного заключения аттестационной комиссии и по итогам собеседования с опытным аудитором). Программа подготовки знакомит кандидатов во внутренние аудиторы с требованиями настоящего стандарта, развивает навыки проведения аудитов (например, планирования, проведения собеседования и наблюдений, анализа документов и написания отчетов), а также вырабатывает общее понимание методологии проведения аудита: - знание и понимание требований СУ ОТ и ПБ ОАО "РЖД", на соответствие которым проводятся аудиты; - владение методами наблюдения, проведения интервью, оценивания, работы с Протоколом аудита и расчета оценки соответствия; - владение навыками, необходимыми для планирования, организации, управления процессом аудита, общения; - аудитор должен обладать выдержкой, способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения общих целей и задач; - аудитор должен уметь применять личные качества для беспристрастного сбора и оценки объективных доказательств; построения наилучших для достижения целей аудита взаимоотношений с персоналом проверяемой стороны; формирования выводов и заключений на основании наблюдений и сохранения приверженности этим выводам вопреки возможному давлению, направленному на внесение изменений, не основанных на доказательствах. Повышение квалификации и периодическая проверка знаний проводится не реже одного раза в пять лет по графику, утвержденному корпоративным руководителем программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. При этом проверка знаний внутренних аудиторов на уровне ОАО "РЖД" осуществляется комиссией под председательством корпоративного руководителя программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ, а внутренних аудиторов на уровне структурного подразделения - региональным руководителем. В состав комиссии включаются руководители и специалисты, которые в свою очередь прошли проверку знаний и были аттестованы, при этом комиссия должна состоять не менее, чем из трех человек. Проверка знаний внутренних аудиторов проводится в индивидуальном порядке по вопросникам, разработанным на основании настоящего стандарта, документов, содержащих требования охраны труда и промышленной безопасности, элементов системы управления охраной труда, входящих в программу проведения внутреннего аудита. Результаты проверки знаний оформляются протоколом, в котором фиксируется оценка знаний проверяемого аудитора (сдал, не сдал). Лица, получившие положительную оценку, подтверждают действие имеющегося у них сертификата внутреннего аудитора. Внутренние аудиторы, показавшие при проверке неудовлетворительные знания, временно отстраняются от проведения внутренних аудитов. В этом случае проводится дополнительное обучение аудитора, и в течение двух недель после обучения он обязан пройти повторную проверку знаний. В случае получения повторной неудовлетворительной оценки, данный аудитор подлежит исключению из Реестра. Внеочередная проверка знаний у внутренних аудиторов независимо от сроков предыдущей проверки проводится: - при введении новых требований или внесении изменений и дополнений в стандарт по внутреннему аудиту системы управления охраной труда и промышленной безопасностью; - по результатам оценки, проведенной корпоративным руководителем программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ, если было выявлено и установлено низкое качество проведения аудита командой аудиторов на проверяемом объекте; - если были установлены факты ненадлежащей работы внутреннего аудитора; - при перерыве в проведении аудитов специалистом более 12 месяцев. Состав внутренних аудиторов фиксируется при составлении Реестра внутренних аудиторов системы управления ОТ и ПБ ОАО "РЖД", корпоративный руководитель программы внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ ежегодно (до 1 января) готовит Реестр внутренних аудиторов системы управления ОТ и ПБ ОАО "РЖД" (далее - Реестр). Реестр утверждается распоряжением ОАО "РЖД" и доводится до сведения всех заинтересованных сторон. Копии Реестров направляются во все филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД". В случае необходимости в текущем календарном году в Реестр могут вноситься изменения. Общий корпоративный Реестр ведет корпоративный руководитель программы внутренних аудитов; на региональном уровне региональный руководитель вносит необходимые изменения и предоставляет их корпоративному руководителю. 5.6. Основные этапы проведения внутреннего аудитаОсновные этапы процесса проведения внутреннего аудита системы (управления ОТ и ПБ включают: - подготовку к проведению аудита на объекте; - работу на объекте; - завершение аудита, включая разработку отчета по результатам аудита на объекте, плана корректирующих действий и сроков его реализации. 5.6.1. Порядок действий при подготовке к проведению внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ на объекте Подготовка к проведению внутреннего аудита состоит из следующих шагов: - выбор и назначение руководителя и членов команды внутренних аудиторов (за 30 календарных дней до даты начала проведения аудита); - запрос документов для предварительного ознакомления и анализа членами команды внутренних аудиторов (за 20 календарных дней до даты начала проведения аудита); - согласование плана-графика и организационных деталей проведения аудита на объекте (за 10 календарных дней до даты начала проведения аудита); - проведение совещания команды внутренних аудиторов (за 5 календарных дней до начала проведения аудита, возможно по телефону). Выбор и назначение руководителя и членов команды внутренних аудиторов Для проведения внутреннего аудита системы управления ОТ и ПБ проверяемого объекта формируется команда внутренних аудиторов из списка людей, включенных в Реестр на текущий год. Команда аудиторов должна состоять из 2 - 4 человек в зависимости от размеров объекта. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов проводит выбор членов команды внутренних аудиторов и назначает руководителя команды. Руководитель и члены команды аудиторов должны быть независимыми по отношению к объекту, на котором проводится аудит, и соответствовать требованиям, приведенным в настоящем стандарте. Обеспечение принципа независимости оценки не допускает формирование команды аудиторов объекта из числа сотрудников объекта. Подбор членов команды внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ предполагает совмещение опыта и знаний членов группы с конкретными задачами и этапами проведения аудита, принимая во внимание обязанности членов группы, возложенные на них в ходе предыдущих аудитов. Руководитель команды внутренних аудиторов должен обладать опытом проведения внутренних аудитов в качестве члена команды аудиторов, опытом работы в области ОТ и ПБ, обладать знаниями применимых норм и правил, политики компании и стандартов, техническими знаниями в области ОТ и ПБ, а также навыками руководства, включая навыки: - организации и планирования; - письменного и устного изложения информации, - работы с людьми; - ведения переговоров и умения оказывать влияние. ОАО "РЖД" может также воспользоваться услугами квалифицированных внешних консультантов в качестве членов команды аудиторов при условии выполнения требований настоящего стандарта. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ согласует с членами команды внутренних аудиторов возможность их участия в аудите обозначенного объекта. В случае необходимости замены какого-либо из предполагаемых членов команды корпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ пользуется Реестром внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ, утвержденным на текущий год, а также сведениями о текущей загрузке аудиторов по программе. Окончательный состав команды внутренних аудиторов для проведения аудита на проверяемом объекте оформляется распоряжением ОАО "РЖД". Согласование графика проведения аудита на объекте и запрос документов для предварительной подготовки До проведения запланированного внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ руководитель команды аудиторов связывается с руководством объекта, руководителем отдела ОТ и ПБ и контактным лицом объекта для: - подтверждения точных дат запланированного аудита: - разъяснения процесса проведения аудита; - запроса документов для анализа. В аудитах могут принимать участие наблюдатели. Участие наблюдателей во внутреннем аудите СУ ОТ и ПБ проверяемого объекта утверждает руководитель объекта при согласовании с руководителем команды аудиторов. В состав наблюдателей могут войти представители руководства, технические эксперты, аудиторы, проходящие обучение, либо другие лица, проявляющие особый интерес к процессу аудита. В случае участия наблюдателей необходимо дать четкое определение характера их участия, чтобы не оказать влияние на эффективность и качество проведения аудита. По согласованию с руководителем команды аудиторов возможно привлечение в состав команды внутренних аудиторов помощника аудитора без права предоставления рекомендаций (для сбора данных) технического консультанта (узкопрофильный специалист). Руководитель команды внутренних аудиторов направляет письмо руководителю проверяемого объекта с перечнем необходимых данных документов, запрашиваемых командой аудиторов. Запрашиваемые документы должны быть предоставлены для предварительного анализа на менее, чем за 10 календарных дней до даты начала аудита. Ответственность за своевременное предоставление запрашиваемых документов лежит на руководителе объекта. Ниже приводятся примерный перечень документов, анализируемых при подготовке к аудиту: - положение о филиале в структурном подразделении; - схема расположения объекта; - правила внутреннего распорядка - организационная структура; - списочная численность работающих, перечень профессий, список сотрудников службы (отдела) ОТ и ПБ, их квалификация и обязанности; - программа по ОТ и ПБ объекта на текущий год; - перечень инструкций, утвержденных работодателем; - 3 - 4 инструкции по профилирующим профессиям и видам работ; - 3 - 4 примера отчетов по последним аудитам объекта; - информация о проблемах в области ОТ и ПБ, характерных для объекта; - локальные документы по охране труда и промышленной безопасности; - подрядные услуги и работы, выполняемые на объекте и за его пределами, но влияющие на состояние ОТ и ПБ объекта; - последний отчет о внутреннем аудите СУ ОТ и ПБ, план мероприятий и отчет о его выполнении. Следует иметь в виду, что часть информации, приводимой в списке, уже может быть получена из других источников (например, из документации ОАО "РЖД" или филиала). Получение этой информации до проведения аудита позволяет команде аудиторов разработать эффективный план, построенный с учетом особенностей объекта. Проведение совещания команды внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ до начала аудита Руководитель команды внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ должен провести переговоры с каждым членом команды (возможно по телефону) до начала аудита. Целями такого обсуждения являются прояснение деталей, касающихся распределения обязанностей между членами команды и доработка плана проведения аудита. План проведения аудита включает перечень задач, которые должны быть выполнены во время аудита, время, выделяемое на их выполнение, и определение частников со стороны проверяемого объекта и команды аудиторов. Во время этого совещания члены команды должны: - оценить общую информацию, полученную с объекта, выявить недостающие сведения; - договориться о логистических деталях (проезд, проживание, перемещения между местом проживания и объектом). Согласование организационных деталей Руководитель команды аудиторов должен связаться с руководителем или контактным лицом проверяемого объекта для проработки организационных деталей, в частности: - вновь подтвердить даты проведения аудита; - указать Ф. И. О. и данные членов команды аудиторов для оформления пропусков; - еще раз обсудить план проведения аудита, а также перечислить документы, которые внутренние аудиторы могут запросить для ознакомления во время пребывания на объекте; - подтвердить детали приезда - отъезда членов команды аудиторов; - подтвердить организацию помещения для совещаний и предоставление необходимых технических средств и средств индивидуальной защиты для членов команды аудиторов. 5.6.2. Порядок действий при проведении внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ на проверяемом объекте Проведение вводного совещания Руководитель команды внутренних аудиторов начинает каждый аудит с проведения вводного совещания с руководством проверяемого объекта, работниками отдела ОТ и ПБ, другими сотрудниками по необходимости. На этом совещании также присутствуют и остальные члены команды внутренних аудиторов. Вопросы для обсуждения на вводном совещании включают: - объем и задачи внутреннего аудита; - представление членов команды внутренних аудиторов и разъяснение их ролей и функций; - освещение основных выводов последнего внутреннего аудита, и как команда аудиторов планирует включить эту информацию в данный аудит; - подтверждение графика проведения аудита на объекте; - подтверждение сроков проведения заключительного совещания. Ознакомление с объектом Команда внутренних аудиторов начинает свое ознакомление с проверяемым объектом с прохождения вводного инструктажа по ОТ и ПБ в целях обеспечения безопасности пребывания на объекте, получения необходимых СИЗ. После этого команда внутренних аудиторов совместно с контактным лицом проводит ознакомительный обход проверяемого объекта для получения общего представления об объекте, включая его размеры, расположение участков, где выполняются работы и мероприятия, имеющие отношение к объему аудита. Такой обход дает группе возможность задать некоторые вопросы общего характера о системе управления ОТ и ПБ. Цель первоначального осмотра заключается в том, чтобы определить области особого внимания при более детальном посещении объекта и убедиться в том, что план аудита был составлен адекватно. Сбор фактов Сбор фактов для формирования выводов и разработки рекомендаций по результатам аудита осуществляется с использованием различных источников: - индивидуальные интервью с ключевыми руководителями объекта и специалистами; - изучение документации, представленной для подготовки к аудиту и во время проведения аудита на объекте; - наблюдения на рабочих местах (условия, порядок выполнения работы), включая беседы с рабочими и руководителями различных уровней. При сборе фактов команда внутренних аудиторов руководствуется Протоколом по СУ ОТ и ПБ, представленным в приложении к настоящему стандарту. Внутренние аудиторы должны собрать репрезентативную информацию, достаточную для того, чтобы подтвердить соответствие требованиям, обосновать выводы о несоответствии требованиям и оценить уровень эффективности функционирования системы управления ОТ и ПБ проверяемого объекта. В ходе аудита внутренние аудиторы должны собрать факты по четырем типам информации: - Информация физического характера - относится к категориям оценки, которые аудитор может физически наблюдать (например, наличие СИЗ или применение безопасных методов работы). - Документальная информация - относится к категориям оценки, которые можно подтвердить путем изучения документов. Эта информация дает возможность аудитору прочитать о действующей практике в соответствующих нормативных документах. - Косвенная информация (косвенные свидетельства) - часто бывает полезной, помогая внутреннему аудитору получить общее впечатление о реализации системы управления ОТ и ПБ на практике (например, порядок и безукоризненность ведения документации, отношение и нравственная позиция персонала к вопросам ОТ и ПБ, уровень обучения и квалификации работников отдела ОТ и ПБ и др.) - Информация о мнениях и представлениях работников - относится к информации, получаемой в ходе собеседований с руководителями объекта и работниками разных уровней. При этом внутренний аудитор должен учитывать, что личные склонности и пристрастия, знания (или их отсутствие) и уровень обучения интервьюируемых людей может в большой степени повлиять на полученные сведения. Навыки и методы, существующие для сбора информации, разъясняются и отрабатываются в деталях в ходе программы подготовки по внутренним аудитам СУ ОТ и ПБ. Помимо этого, для получения дополнительных рекомендаций по методам проведения аудитов на объекте, включая вопрос об объеме выборки для подтверждения достоверности выводов аудита, следует обращаться к корпоративному или региональному руководителям программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. Анализ и оценка Основываясь на проведенных собеседованиях, анализе документов и наблюдениях на производственных участках, внутренние аудиторы проводят обработку собранных данных и фактов, используя для этого протокол аудита, сделанные записи и личный опыт. Эта работа может быть выполнена совместно с сотрудниками отдела ОТ и ПБ и другого персонала проверяемого объекта, если это необходимо. Аудитор оценивает соответствие СУ ОТ и ПБ по конкретному вопросу Протокола аудита с учетом следующих принципов оценки: - полнота описания и документирования предмета вопроса (стандарты ОАО "РЖД", документированные процедуры и руководящие документы, инструкции, технологические процессы, приказы и распоряжения); - эффективность и результативность применения предмета вопроса в практической деятельности объекта; - предмет вопроса, может быть и не применим для реализации на конкретном объекте, в этом случае вопрос Протокола аудита не оценивается. Каждый вопрос Протокола аудита может получить оценку 10, 8, 6, 4 или 0 баллов или "н/о" - не оценивается, которая записывается в крайнем правом поле Протокола аудита. Оценочная шкала вопросов приведена в таблице 3 Приложения А. Команда аудиторов должна оценить результаты аудита с целью определения корректирующих действий, направленных на дальнейшее совершенствование практики и методов управления ОТ и ПБ. Выводы по результатам аудита должны делаться с учетом как государственных, так и внутренних требований по ОТ и ПБ, а также с учетом лучшей практики в данной области. Выводы должны быть четко документированы. Для поддержки и обоснования результатов аудита выводы должны быть: - изложенными по существу; - беспристрастными; - объективными и убедительными (если дать изучить другой команде внутренних аудиторов те же аргументы и доказательства, они должны прийти к тем же заключениям). Для разработки выводов, отвечающих названным критериям, команда аудиторов должна определить действующие методы управления, которые: - отклоняются от государственных нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, что должно быть отражено в окончательном отчете. (Если ситуация выглядит потенциально серьезной, либо выводы связаны с судебным разбирательством, необходимо проконсультироваться у юриста); - отклоняются от политики, стандартов и процедур ОАО "РЖД" или других требований в пределах объема аудита; - не подпадают под пункты выше, но которые влияют на показатели по ОТ и ПБ и функционирование СУ (например, нечеткое распределение функций и обязанностей, недостатки в документации, недостатки при выполнении инструкций либо потенциально слабые стороны, которым на текущий момент не уделено внимания в требованиях). Команда внутренних аудиторов анализирует предварительные выезды и выявляет общие характеристики или тенденции, указывающие на ключевые проблемы. Задача заключается в том, чтобы определить основные отступления от государственных нормативных или корпоративных требований и сгруппировать факты и наблюдения так, чтобы сделанные выводы были понятны руководству объекта. Например, если отступления от государственных нормативных требований по обучению персонала были отмечены в нескольких различных областях (например, работы на высоте, работы в замкнутом пространстве, газоопасные работы), то руководству будет важно указать на сложившуюся общую тенденцию в системе обучения по ОТ и ПБ объекта. Классификация статуса несоответствий Применяется следующая классификация статуса выводов: - Статус закрытого имеет несоответствие, по которому были реализованы соответствующие корректирующие действия непосредственно вовремя проведения аудита объекта. Аудитор должен удостовериться в успешном выполнении корректирующих действий. - Статус нового имеет несоответствие, которое не было выявлено входе предыдущего внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ. - Статус повторного имеет несоответствие, выявленное в ходе предыдущего внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ, по которому не было выполнено корректирующих действий, или несоответствие, аналогичен выводу, сделанному в ходе предыдущего аудита. Внутренние аудиторы должны с особой осторожностью относиться к повторяющимся несоответствиям. Если выявляется проблема, установленная в ходе предыдущего аудита, и она не полностью устранена, то необходимо произвести оценку и обсудить дальнейшие корректирующие действия с руководством и контактным лицом объекта. Определение категории несоответствий Несоответствия могут быть определены по следующим пяти категориям: - требования государственных нормативных документов; - требования политики и стандартов компании; - указания / наблюдения; - локальный факт, требующий внимания (не включается в письменный отчет об аудите); - рекомендованная практика. Несоответствия, относящиеся к государственным нормативным документам, касаются федеральных законов, нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в которые входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, а также постановления Правительства Российской Федерации, документы федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию, и международные договоры. Несоответствия, относящиеся к политике и стандартам компании, касаются обязательных требований, приводимых в стандартах ОАО "РЖД" и локальных инструкциях объекта. Несоответствия, относящиеся к указаниям / наблюдениям, касаются необязательных практик или программам, которые важно доводить до сведения руководства объекта по одной или нескольким из следующих причин: - оно может оказать влияние на соответствие государственным нормативным или корпоративным требованиям в будущем, хотя на текущий момент объект этим требованиям удовлетворяет; - оно указывает на неспособность системы следовать надлежащей практике эксплуатации (например, повторные или многочисленные происшествия); - если проблемы, на которые указывает это несоответствие, не будут решены, то это может привести к материальной ответственности руководителя объекта (например, в связи с нанесением ущерба окружающей среде или с риском для здоровья людей). Классификация несоответствий, принадлежащих одновременно к нескольким категориям, проводится следующим образом: - если несоответствие можно отнести к категории "Требования государственных нормативных актов" или "Требования компании", его необходимо отнести к категории "Требования государственных нормативных актов"; - если несоответствие можно отнести к категории "Требования государственных нормативных актов" или "Указания / Наблюдения", его необходимо отнести к классу "Требования государственных нормативных актов"; - если несоответствие можно отнести к категории "Требования компании" или "Указания / Наблюдения", его следует отнести к классу "Требования компании". Классификация несоответствий, опирающихся на международные стандарты, проводится следующим образом: - если требования тех или иных международных стандартов интегрированы в государственные нормативные акты, то любой вывод, опирающийся на эти стандарты, следует считать относящимся к категории "Требования государственных нормативных актов"; - если ОАО "РЖД" или объект, на котором проводится аудит, принял ли стандарты в качестве обязательных, то любой вывод, опирающийся на эти стандарты, следует считать относящимся к категории "Требования компании"; - в иных случаях эти типы выводов считаются выводами из категории "Указания / Наблюдения". Выводы о локальном факте, требующем внимания, касаются незначительной и легко исправимой ситуации, не попадающей под вышеперечисленные категории. К этим фактам могут относиться незначительные отклонения в показателях и возможности для улучшения СУ ОТ и ПБ, которая, в целом, эффективно функционирует, либо важные факты, выходящие за пределы объема данного аудита. На такие факты обращается внимание соответствующего руководителя, однако, в письменный отчет об аудите они не включаются. Рекомендованная практика - это корректирующее действие или программа корректирующих действий, предлагаемая для внедрения, в том числе, и на других объектах ОАО "РЖД". Рекомендованная практика включается в отчет в качестве отдельного приложения и не учитывается при выставлении общего балла за аудит. Составление рекомендаций Основываясь на выводах относительно сильных сторон и методов и практики, требующих улучшения, команда аудиторов составляет список рекомендаций для руководства проверяемого объекта. Для оказания помощи в правильной расстановке приоритетов по корректирующим действиям руководством объекта, все рекомендации можно распределить по следующим уровням: Уровень 1: Действия, имеющие высший приоритет - связаны с ситуациями, которые могут создавать серьезный риск для работников, акционеров, заказчиков, компании в целом, ее репутации, окружающей среды, населения, или приводят к уголовной или гражданской ответственности за соответствующие нарушения. Уровень 2: Приоритетные действия, не отвечающие критериям Уровня 1, однако, выходящие за рамки единичного случая или случайной ситуации. Уровень 3: Рекомендации, являющиеся по своему характеру организационными, или относящиеся к отдельному случаю или случайной ситуации. Проведение заключительного совещания По окончании внутреннего аудита СУ ОТ и ПБ проверяемого объекта команда аудиторов проводит заключительное совещание с руководителем объекта, специалистами отдела ОТ и ПБ, другими руководителями и специалистами, включая подрядчиков, если это целесообразно. Эта встреча является завершающим этапом процесса аудита на проверяемом объекте и началом оформления официального отчета. Ее цель заключается в донесении информации о выводах аудита до руководства с тем, чтобы добиться единого понимания выявленных фактов, что позволит подготовить своевременные и необходимые корректирующие действия по улучшению ситуации. На этой встрече руководству проверяемого объекта следует передать копию подготовленной презентации с выводами аудита. Во время заключительного совещания руководителю команды внутренних аудиторов необходимо: - напомнить участникам совещания цель и реализованный план аудита; - отметить сильные стороны проверяемого объекта; - представить выявленные несоответствия и замечания, связав их с возможными рисками для СУ ОТ и ПБ объекта; - отметить необходимость и целесообразность корректирующих действий, направленных на постоянное улучшение. Команда внутренних аудиторов передает персоналу проверяемого объекта, участвовавшему в аудите, анкету для оценки работы, проведенной ими на объекте. Заполненные анкеты контактное лицо проверяемого объекта направляет региональному руководителю программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ в течение 3 дней после отъезда команды внутренних аудиторов. После обработки анкет полученную информацию используют для совершенствования программы аудита СУ ОТ и ПБ. 5.6.3. Порядок действий после завершения внутреннего аудита на проверяемом объекте Отчет об аудите Команда внутренних аудиторов готовит отчет о проведенном внутреннем аудите СУ ОТ и ПБ проверяемого объекта с учетом мнений и комментариев, высказанных руководителем объекта на заключительном совещании в течение одного дня на объекте после проведения заключительного совещания. Типовой отчет о проведенном внутреннем аудите СУ ОТ и ПБ включает следующую информацию: - общие данные и область аудита (например, название и адрес объекта, даты проведения аудита, Ф. И. О внутренних аудиторов, и др.); - объем и цели аудита; - план проведения аудита - основные выводы (сильные стороны и области для улучшения); - приоритетные рекомендации по совершенствованию СУ ОТ и ПБ - классификация каждого вывода и пояснения к нему в соответствии с настоящим стандартом; - ссылки на применимые политику, стандарты, нормы и правила; рекомендации по улучшению; - заключение. В срок до 5 календарных дней с момента завершения аудита на проверяемом объекте окончательный отчет направляется руководителем команды внутренних аудиторов в адрес руководителя объекта, корпоративного и регионального руководителей программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. План корректирующих действий и отчет об их выполнении В течение 15 календарных дней с момента получения окончательного отчета руководство проверяемого объекта разрабатывает и утверждает план корректирующих действий, в котором фиксируется порядок корректирующих действий согласно выводам и рекомендациям команды внутренних аудиторов, ожидаемые сроки выполнения и ответственные лица. Руководитель отдела ОТ и ПБ проверяемого объекта должен вести постоянный контроль за сроками внедрения корректирующих действий на объекте и регулярно докладывать о ходе выполнения плана региональному руководителю программы внутренних аудитов филиала. Продление сроков завершения корректирующих действий Если корректирующее действие, относящееся к Уровням 2 или 3, не может быть завершено к контрольной дате, ответственное лицо за исполнение плана представляет для утверждения руководителю проверяемого объекта новую контрольную дату. Это должно быть сделано до того, как срок выполнения мероприятия будет просрочен, и только в том случае, если причины продления сроков связаны с обстоятельствами, не контролируемыми руководством объекта, и/или если такая задержка не приведет к повышению уровня риска. При корректирующих действиях по выводам Уровня 1 перенос даты завершения не допускается. Утверждение переноса сроков завершения корректирующих действий предполагает анализ ситуации и письменное разрешение руководителя объекта. Если обоснования для переноса сроков недостаточны, то в документах указывается на отставание от утвержденного графика, если корректирующие действия не будут завершены к первоначальной контрольной дате. Если продление сроков утверждается, то копия документа с утверждением переноса сроков направляется корпоративному и региональному руководителям программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. Если корректирующие действия не будут завершены к новой дате, то рекомендуется считать это срывом графика. При выполнении того или иного корректирующего действия срок может быть перенесен не более одного раза. Документ, фиксирующий продление сроков, должен содержать: - рекомендацию (оригинальный текст отчета об аудите); - корректирующее действие (план мероприятий); - первоначальный срок исполнения; - сводные данные о ходе работ; - описание действий, необходимых для завершения работ; - причины переноса сроков; - предлагаемый новый срок исполнения; - промежуточные механизмы контроля; - подпись лица, ответственного за корректирующие действия (возможна электронная подпись) и дата подписания; - подпись руководителя объекта (возможна электронная подпись) и дата подписания. 6. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДАННОГО СТАНДАРТАНастоящий стандарт пересматривается и обновляется по мере необходимости, но не позднее, чем через пять лет с даты последней редакции. Приложение АКоманда внутренних аудиторов оценивает соответствие требованиям СУ ОТ проверяемого объекта по конкретным вопросам, перечисленным в данном Протоколе в таблице № 3, с учетом следующих принципов оценки: - полнота описания и документирования предмета вопроса (стандарты ОАО "РЖД", документированные процедуры и руководящие документы, инструкции, технологические процессы, приказы и распоряжения); - эффективность и результативность применения предмета вопроса в практической деятельности объекта. Если предмет вопроса не применим для реализации на объекте, в этом случае вопрос не оценивается. Каждый вопрос протокола может получить оценку 10, 8, 6, 4 или 0 баллов или "н/о" - не оценивается, которая записывается в крайнем правом поле. Балл выставляется за соответствие элемента установленным требованиям. Оценочная шкала приведена в таблице № 1. Таблица № 1
В случае, если оценка отлична от 10 баллов, аудитором в соответствующем поле фиксируются признаки несоответствия требованиям, указывающие на определенное нарушение в деятельности объекта. Нумерация разделов и пунктов настоящего протокола соответствует СТО РЖД 1.15.002. При расчете общей оценки СУ ОТ и ПБ проверяемого объекта все вопросы данного Протокола считаются равнозначными. Общая оценка представляет собой процентное соотношение между полученным количеством баллов в результате проведенного аудита к максимально возможному количеству баллов по всем оцениваемым вопросам.
Шкала оценки соответствия СУ ОТ и ПБ приведена в таблице № 2. Таблица № 2 Оценка степени соответствия СУ ОТ и ПБ
Список вопросов для оценки соответствия СУ ОТ и ПБ объекта при проведения внутреннего аудита
Приложение БФОРМА ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Приложение ВФОРМА ОТЧЕТА ПО ПЛАНУ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
ПриложениеОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ СУ ОТ И ПБ В рамках аудитов третьей стороны рекомендуется проводить оценку качества исполнения программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ с привлечением независимых подрядчиков. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ в сотрудничестве со специалистами центрального аппарата управления ОАО "РЖД" и независимым подрядчиком оценивают и подготавливают отчет о состоянии и реализации программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ. По результатам проведенной оценки формируется отчет, который представляется на рассмотрение высшему руководству компании. Оценка качества программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ предполагает проверку того, реализуется ли программа в ОАО "РЖД" и его филиалах и структурных подразделениях с соблюдением положений настоящего стандарта. Оценка качества исполнения программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ выполняется раз в три года и охватывает следующие параметры: - число запланированных внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ по сравнению с числом проведенных; - выполнение программы по подготовке внутренних аудиторов и накапливание опыта внутренними аудиторами; - анализ работы региональных руководителей программы внутренних аудиторов СУ ОТ и ПБ; - анализ соблюдения независимости проведения аудитов; - фактические сроки представления отчетов о результатах внутренних аудитах СУ ОТ и ПБ и их качество; - фактические сроки и качество разработки планов корректирующих действий; - фактические сроки и качество отчетов о выполнении корректирующих действий. В отчете об оценке качества исполнения программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ указываются сильные стороны программы, области, в которых необходимы улучшения, а также рекомендации по совершенствованию процесса внутреннего аудита. Корпоративный руководитель программы внутренних аудитов СУ ОТ и ПБ ведет базу данных для контроля выполнения корректирующих действий по рекомендациям, приведенным в отчетах об оценке качества исполнения программы внутренних аудитов. БИБЛИОГРАФИЯ[1] Регламент взаимодействия ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2007 г. № 577р [2] Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.06.2006 № 90-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.03.2005 № 3-П [3] Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. № 413 [4] Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, утвержденное Постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 14.09.2009 г., № 21.118 [5] Приказ ОАО "РЖД" от 9 сентября 2005 г. № 140 "О структуре управления ОАО "РЖД" и распределении обязанностей между президентом, первым вице-президентом, старшими вице-президентами, вице-президентами и отдельными членами правления ОАО "РЖД" [6] Положение об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 25.05.2009 г. № 57 [7] Типовое положение о службе (отделе) охраны труда и промышленной безопасности железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 19 февраля 2004 г. № 1212р [8] Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 16 февраля 2006 г. № ВМ-1258 [9] Распоряжение ОАО "РЖД" от 19 апреля 2005 г. № 538р "О дополнительных мерах безопасности труда при производстве работ по комплексной реконструкции участков железных дорог" [10] Приказ ОАО "РЖД" от 30 марта 2006 г. № 57 "О видах поощрений в ОАО "РЖД" [11] Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 [12] Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.06.2008 г. № 23 "Положение о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО "РЖД" [13] Приказ ОАО "РЖД" от 13 октября 2003 г. № 21 "О применении Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта" [14] Распоряжение ОАО "РЖД" от 22 июня 2004 г. № 2635р "О подготовке нормативных документов по охране труда в ОАО "РЖД" [15] Правила подготовки нормативных документов ОАО "РЖД", утвержденные приказом ОАО "РЖД" от 14 декабря 2004 г. № 230 [16] Распоряжение ОАО "РЖД" от 14 апреля 2004 г. № 1897р "О порядке внесения ОАО "РЖД" предложений по совершенствованию ведомственных нормативных актов" [17] Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением (Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 [18] Правила разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, утвержденные МПС России 21 марта 2002 г. № ЦБТ-882 [19] Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 октября 2004 г. № 3484р "Об утверждении внутренних форм статистической отчетности по охране труда, промышленной безопасности и непроизводственному травматизму" [20] Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209) [21] Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 (зарегистрировано Минюстом России 22 марта 2007 г. № 9133) [22] Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 (зарегистрировано Минюстом России (22 марта 2007 г. № 9133) [23] Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (зарегистрированы Минюстом России 22 января 2003 г. № 4145) [24] Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные МЧС России 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы Минюстом России 27 июня 2003 г. № 4838) [25] Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 11 июня 2004 г. № 2529р [26] Положение об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 7 сентября 2004 г. № 3236р [27] Положение о проверке знаний ответственных за электрохозяйство ОАО "Российские железные дороги", его филиалов и структурных подразделений, утвержденное ОАО "РЖД" 28 декабря 2003 г. [28] Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г. № 3999) [29] Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 [30] Приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 "О совершенствовании системы расследований и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2001 г. № 2828) [31] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577) [32] Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. № 244 [33] Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, утвержденное Роспотребнадзором, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. [34] Методика анализа и оценки профессиональных рисков в ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2005 г. № 2144р [35] Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 г. № 562н [36] Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н [37] Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи, утвержденные постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 (зарегистрированы Минюстом России 15 июля 2003 г. № 4901) [38] Положение о порядке обеспечения работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и функциональных филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода, утвержденное ОАО "РЖД" 19 сентября 2006 г. № ВП-8343 [39] Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики (раздел 5. Железные дороги), утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 г. № 297 [40] Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 8 июня 2006 г. № 1153р [41] Инструкция о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденная ОАО "РЖД" 19 июня 2006 г. [42] Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденные МПС России 25 ноября 1996 г. № ЦМ-407 [43] Положение об организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных веществ федеральным железнодорожным транспортом (ПЛА-2001), утвержденное приказом Минатома России и МПС России от 15 февраля 2002 г. № 78/5 (зарегистрировано Минюстом России 29 марта 2002 г. № 3332) [44] Положение о системе управления промышленной безопасностью в ОАО "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 23 декабря 2005 г. № ВМ-12267 [45] Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС России 11 ноября 1992 г. № ЦУО-112 (зарегистрированы Минюстом России 24 декабря 1992 г. № 112) [46] Приказ МПС России от 8 января 1994 г. № 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте" [47] Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 11 мая 2005 г. № 652р
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |