| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТО РЖД 1.09.004-2007 Стандарт ОАО "РЖД" Вагоны грузовые и рефрижераторные магистральных
железных дорог Дата введения 2008-02-01 1. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает порядок продления назначенного срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД", его филиалов и дочерних обществ, предназначенных для эксплуатации на сети железных дорог колеи 1520 мм, назначенный срок службы которых истекает или истек. Настоящий стандарт не распространяется на сменные узлы и детали вагонов (автосцепное, автотормозное оборудование, тележки), которые проходят контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт в соответствии с действующей технической документацией и, при необходимости, заменяются в установленном порядке. Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД". Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД"*. _____________ * Действие настоящего стандарта в части обязательных требований, предъявляемых к сторонним организациям, должно оговариваться в договорах с ОАО "РЖД" в соответствии с установленным порядком". (Измененная редакция. Изм. № 1) 2. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями. 2.1 Срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.6] 2.2 Назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.10] Примечание: По истечении назначенного срока службы объект должен быть изъят из эксплуатации и должно быть принято решение, предусмотренное соответствующей нормативно-технической документацией - направление в ремонт, списание, уничтожение, проверка и установление нового назначенного срока и т.д. 2.3 Остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.8] 2.4. Техническая диагностика: Область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов. [ГОСТ 20911-89, статья 3] 2.5. Контроль неразрушающий: Контроль, при котором не должна быть нарушена пригодность технических устройств к применению и эксплуатации. 2.6. Исполнитель (организация-исполнитель): Организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по договору. 3. Общие положения3.1. Работы по продлению назначенного срока службы вагонов проводятся на ремонтных предприятиях ОАО "РЖД", его филиалов и дочерних обществ. (Измененная редакция. Изм. № 1) 3.2. Основным критерием установления возможности продления назначенного срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов является наличие у них остаточного ресурса или возможности его возобновления, оцениваемое путем проведения технического диагностирования. 3.3. Допускается проводить продление назначенного срока службы грузовым вагонам постройки не ранее 1964 года. 3.4. Для проведения работ по техническому диагностированию ремонтное предприятие должно иметь Свидетельство на право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления назначенного срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов (далее - Свидетельство), выданное по представлению администрации железных дорог Российской Федерации Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций. 3.5. Порядок и условия выдачи Свидетельства приведены в приложении А. 3.6. Техническое диагностирование вагонов проводится по разработанным программам и методикам технического диагностирования конкретных видов и моделей подвижного состава с учетом физико-химических свойств разрешенных к перевозкам в них грузов. Программы и методики технического диагностирования не должны противоречить Единым методическим указаниям по техническому диагностированию [1]. 3.7. По результатам технического диагностирования разрабатывается Техническое решение, которым устанавливают один из следующих видов ремонта: деповской (ДР-ТД) и капитальный (КР-ТД) ремонты по техническому диагностированию или капитальный ремонт с продлением срока полезного использования (КРП), при условии выполнения которых продлевают назначенный срок службы вагонов до срока, указанного в Техническом решении. При этом общий срок службы вагонов с учетом продления не должен превышать при выполнении ДР-ТД и КР-ТД полуторного назначенного срока службы, а при выполнении КРП - двойного, указанного в технических условиях (ТУ) завода-изготовителя на вагон. Для вагонов, срок службы которых по ТУ завода-изготовителя составляет 40 лет, срок службы может быть продлен после КРП, при этом общий срок службы вагонов с учетом продления не должен превышать полуторного назначенного срока службы, указанного в ТУ завода-изготовителя. Отсчет нового назначенного срока службы вагона устанавливают с даты согласования Технического решения в железнодорожной администрации. (Новая редакция. Изм. № 1) 3.8. Эксплуатация вагонов с продлением назначенного срока службы по Техническому решению осуществляется с момента регистрации сведений о продлении назначенного срока службы вагонов в автоматизированной базе данных паспортов вагонов (АБД ПВ) Информационного вычислительного центра железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА). (Новая редакция. Изм. № 1) 4. Правила продления назначенного срока службы вагоновДля продления назначенного срока службы вагонов, выработавших свой назначенный срок службы, принимаются следующие правила: 4.1. При направлении вагонов в ремонт, назначенный срок службы которых истек или истекает в следующий межремонтный период, определяют вид ремонта для проведения работы по продлению назначенного срока службы и направляют эти вагоны на ремонтное предприятие, имеющее Свидетельство на право проведения работ по техническому диагностированию, и оформляют документы согласно приложениям Б или Е. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.2. Ремонтное предприятие проводит в полном объеме работы по техническому диагностированию представленных вагонов в заявке по методикам, разработанным в соответствии с действующими Едиными методическими указаниями по техническому диагностированию грузовых и рефрижераторных вагонов (ЕМУ) [1], а для вагонов, перевозящих опасные грузы - также и в соответствии с действующей нормативной и технической документацией, утвержденной Ростехнадзором Российской Федерации. 4.3. По результатам этих работ ремонтное предприятие подготавливает в соответствии с приложением В в трех экземплярах (для опасных грузов - в четырех экземплярах в соответствии с приложением Г) Техническое решение об установлении новых назначенных сроков службы вагонов с указанием необходимого вида и объема ремонта (ДР-ТД, КР-ТД, КРП) и согласовывает его в железнодорожной администрации. Для вагонов, перевозящих опасные грузы, ремонтное предприятие, при наличии у него соответствующей лицензии Ростехнадзора, разрабатывает Заключение экспертизы промышленной безопасности, которое регистрируется в Ростехнадзоре. При отсутствии у ремонтного предприятия указанной лицензии работу по экспертизе промышленной безопасности вагонов для перевозки опасных грузов проводит субподрядная организация, имеющая такую лицензию. (Новая редакция. Изм. № 1) 4.4. При решении собственником о проведении вагонам КРП и наличии у ремонтного предприятия права на проведение КРП по ТУ для вагонов конкретного типа, собственник вагонов вправе ему поручить, после выполнения вагонам КРП (с обязательным техническим диагностированием), подготовку Технического решения по форме приложения Ж в трех экземплярах (для вагонов, перевозящих опасные грузы - по форме приложения И в четырех экземплярах). 4.4. Один экземпляр Технического решения ремонтное предприятие оставляет на хранение у себя, один остается в железнодорожной администрации(для опасных грузов - один экземпляр передается в Ростехнадзор Российской Федерации), а последние передаются собственнику вагонов. 4.5. После выполнения ремонтных работ, указанных в Техническом решении, ремонтное предприятие составляет акт по форме приложения Д. 4.6. Ремонтное предприятие направляет в ИВЦ ЖА - информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций участников Соглашения о совместном использовании грузовых и рефрижераторных вагонов в международном сообщении - информацию о продлении назначенного срока службы вагонов и кода выполненной модернизации в составе сообщения 1354 о выпуске вагонов из ремонта. 4.7. Все документы, на основании которых вагону продлен назначенный срок службы (оригинал Технического решения, уведомление формы ВУ-36, квитанции о приеме ИВЦ ЖА электронных сообщений 1354 и др.), ремонтное предприятие хранит до истечения продленного назначенного срока службы вагона. 4.8. Если при поведении КРП изменились технические параметры вагона (модель, тара, грузоподъемность), ремонтное предприятие составляет новый технический паспорт формы ВУ-4М с указанием новой модели вагона (или модификации), выполненного ремонта и нового назначенного срока службы вагона. Если технические параметры вагона не изменялись, то в имеющийся у собственника паспорт вагона формы ВУ-4М вносятся данные о выполненном ремонте и новый назначенный срок службы вагона. Оригинал паспорта вагона формы ВУ-4М хранится у собственника вагона. 4.9. Документы, подтверждающие выполнение работ по продлению назначенного срока службы, собственник вагона направляет в железнодорожную администрацию, которая в свою очередь формирует заявку в адрес ИВЦ ЖА для внесения изменений в АБД ПВ. 5. Порядок передачи информации в ИВЦ ЖАИнформация о продлении назначенного срока службы грузовых вагонов передается в составе сообщения 1354 о выпуске вагонов из ремонта с указанием в поле модернизации кода по структуре из четырех знаков: первый знак - цифра "8" - указывает, что вагону продлен срок службы; второй знак: - цифра "0" - вагону произведен капитальный ремонт по документации (техническим условиям), согласованной железнодорожной администрацией (владельцем инфраструктуры, железной дорогой); - цифра "1" - вагону произведен деповской или капитальный ремонт согласно Техническому решению на эту работу, выданному специализированной организацией-исполнителем, имеющей право продления назначенного срока службы грузовых вагонов; третий и четвертый знаки - количество лет, на которые вагону продлен срок службы. Приложение АВключение организации в перечень организаций, имеющих право на проведение работ по продлению назначенного срока службы вагонов, осуществляется Комиссией Совета по представлению соответствующей железнодорожной администрации (владельца инфраструктуры, железной дороги). Организация, претендующая на включение в перечень организаций, имеющих право на проведение работ по продлению назначенного срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов, представляет в департамент вагонного хозяйства ОАО "РЖД" следующие документы: А.1 Заявление, с указанием конкретного вида деятельности в соответствии с установленной классификацией: а) техническое диагностирование грузовых и рефрижераторных вагонов (кроме вагонов для опасных грузов) для определения остаточного ресурса и возможности продления назначенных сроков службы; б) техническое диагностирование специализированных грузовых вагонов для перевозки опасных грузов (кроме цистерн с котлами, работающими под давлением более 0,07 МПа) для определения остаточного ресурса и возможности продления назначенных сроков службы; в) техническое диагностирование вагонов цистерн, в которых груз перевозится под давлением более 0,07 МПа или в которых давление более 0,07 МПа создается периодически при выгрузке, для определения остаточного ресурса и возможности продления назначенных сроков службы. А.2 Лицензию (разрешение) на заявленный вид деятельности, выданную государственной надзорной организацией для проведения работ согласно п.п. А.1а, А.1б и А.1в, выданную соответствующим государственным органом. А.3 Для проведения работ по п. А.1а необходимо дополнительно представить: А.3.1 Копии учредительных документов и документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия. А.3.2 Данные о предприятии, включая место его основной деятельности и краткую информацию об опыте работы в области вагоностроения. А.3.3 Справку о наличии у организации комплекта нормативной, технической и методической документации по продлению назначенного срока службы грузовых вагонов, согласованную Комиссией Совета. А.3.4 Справку об испытательной базе предприятия и справку о наличии средств неразрушающего контроля. Минимально необходимым комплексом технических средств является наличие: - стенда растяжения-сжатия для испытания вагонов продольными нагрузками (для испытания опытного образца вагона при проведении работ по получению разрешения на производство КРП конкретного типа вагона); - стенда-горки или вагона-лаборатории для испытания вагонов на соударения; стенда ресурсных испытаний вагонов; - средства неразрушающего контроля (толщиномеры, дефектоскопы и пр.); - стенда или оборудования для производства гидравлических испытаний котлов железнодорожных цистерн (при лицензировании на диагностирование цистерн). А.3.5 Справку о наличии на предприятии системы контроля качества. А.3.6 Данные об уполномоченных лицах, которые представляют предприятие при осуществлении работ по продлению назначенного срока службы вагонов. А.3.7 Сведения о наличии квалифицированного персонала, необходимого для выполнения работ по продлению назначенного срока службы. Комиссия Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций формирует группу экспертов из числа специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, ведущих научно-исследовательских центров, которая проводит экспертизу представленных документов и дает заключение о возможности представления на утверждение Комиссии Совета и оформления Свидетельства на право выполнения работ по продлению назначенного срока службы (диагностики, заключения о возможности продления назначенного срока службы). Срок действия Свидетельства устанавливается на 5 лет, по истечении которых Комиссия Совета рассматривает повторно представленные документы на продление срока действия Свидетельства. Приложение БФорма заявки на проведение работ по продлению назначенного срока службы вагонов собственности
Приложение ВФорма Технического решения о продлении назначенного срока службы вагонов собственности
Приложение Г
Приложение ДФорма Акта о проведении работ по ремонту и модернизации грузовых вагонов
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение И
Библиография[1] Единые методические указания по техническому диагностированию грузовых и рефрижераторных вагонов государств - участников Соглашений о совместном использовании грузовых и рефрижераторных вагонов в международном сообщении. Утверждены Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии (Протокол от 16 января 2003 года). [2] Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены МПС России 26 мая 2000 года № ЦРБ-756. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |