| ||||||||
Постановление Минтруда РФ от 20 февраля 1996 г. № 11 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота" В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 16 октября 1995 года и от 9 декабря 1995 года Министерство труда Российской Федерации постановляет: Утвердить согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота согласно приложению.
Приложение
Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота 1. Общие положения1.1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. 1.2. Положение является нормативным актом, действие которого распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих: - перевозки грузов и пассажиров; - ледокольные работы; - аварийно-спасательные работы; - гидрографические работы; - научно-исследовательские работы; - учебный процесс; - портовые и служебно-вспомогательные работы; - дноуглубительные и рефулерные работы. 1.3. Положение не распространяется на членов экипажей судов: - рыболовецких и рыбной промышленности; - Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 1.4. Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, за исключением: - судовых медицинских работников; - лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа; - работников судовых ресторанов; - лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя; - лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса; - лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики; - представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.; - лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы. Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами. 2. Рабочее время2.1. Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии. 2.2. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье *); для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье. ______________ *) Сокращенный рабочий день для женщин - членов экипажей устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке меридианом 160 градусами западной долготы. 2.3. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся трех экипажей на 2 судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива. 2.4. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней. 2.5. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается. 2.6. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и другие обстоятельства, требующие обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением недоиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю. 2.7. Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и другие), в свободное от вахт (работ) время. 2.8. На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу. Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок. 2.9. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 часов. 3. Время отдыха3.1. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом на: а) ежедневный отдых, включая время для приема пищи; б) еженедельный отдых; в) отдых в праздничные дни; г) ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением). 3.2. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей. 3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. 3.4. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых. 3.5. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию членов экипажей, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива. При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха. Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается. 3.6. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2. настоящего Положения. Пример. Член экипажа отработал на судне в 1995 году с 5 июня по 8 сентября включительно по 8-часовому графику 99 дней. За время работы моряк использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности. Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 768 часов (8 часов × (99 - (2 + 1) дней). Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов. Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 5 июня по 8 сентября 1995 года составляла 552 часа (19 рабочих дней в июне по 8 часов - 152 часа, в июле - 168 часов, в августе - 184 часа и 6 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 48 часов). Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 27 дней отдыха ((768 час. - 552 час.) : 8 час). В случае работы члена экипажа по 10,5 часовому графику вахт с 5 июня по 8 сентября 1995 года включительно при приведенных выше условиях общее число отработанных им на судне часов составило 1013 часов (10,5 час. × 99 - 8 час. × 2 - 10,5 час.). По норме следовало отработать, как указано выше, 552 часа. Члену экипажа должно быть предоставлено 58 дней отдыха ((1013 час. - 552 час.) : 8 час. = 57,6 дня)). В случае, когда десятая доля дня составляет половину и более, значение округляется до целого дня. 3.7. В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха. 4. Аварийные и авральные работы4.1. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа. 4.2. К работам аварийного характера на судах морского флота относятся: а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие; б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место; в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие; г) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах. 4.3. К авральным работам на судах морского флота относятся: а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы; б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов; в) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей; г) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту; д) работы по установке и снятию землечерпательного каравана; е) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда. 4.4. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы). 4.5. Капитан должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ. 5. Оплата за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времениУсловия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.
| ||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |