| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Федеральной авиационной службы РФ "О введении Типовой программы и методики аварийно-спасательной подготовки экипажей ВС ГА" При проведении аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации в течение длительного времени использовалась "Комплексная программа аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации" (Указание МГА СССР от 1 марта 1989 г. № 118/У с дополнениями и приложениями). В целях дальнейшего совершенствования подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации, учитывая предложения авиакомпаний, авиационных учебных центров и накопленный опыт, приказываю: 1. Ввести в действие, с момента подписания настоящего приказа, "Типовую программу и методику аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации" (Приложение). 2. Руководителям авиационных учебных заведений, авиационных учебных центров и образовательных учреждений гражданской авиации: 2.1. На основании прилагаемой "Типовой программы и методики аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации" разработать и включить в общую программу подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации (переучивание, КПК, сезонной и т.д.) рабочие программы и методики аварийно-спасательной подготовки по соответствующим типам ВС и согласовать со Службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России и Отделом сертификации и подготовки летного состава и ВВК Управления государственного надзора за безопасностью полетов Федеральной авиационной службы России. 2.2. Организовать проведение аттестации в Центральной аттестационной комиссии Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации ФАС России инструкторско-преподавательского состава, осуществляющего аварийно-спасательную подготовку, технических средств обучения по аварийно-спасательным процедурам, а также рассмотрение и утверждение Программ по аварийно-спасательной подготовке, в соответствии с приказом Федеральной авиационной службы России от 07.07.97 № 141 "О Центральной комиссии по аттестации поисковых и аварийно-спасательных служб, формирований, спасателей и учебных заведений Федеральной авиационной службы России (ЦАК СПАСОП ГА)". 3. Аварийно-спасательную подготовку экипажей воздушных судов гражданской авиации проводить только в авиационных учебных центрах сертифицированных комплексной комиссией Федеральной авиационной службы России. 4. Указания МГА СССР от 1 марта 1989 г. № 118/У и ДВТ Минтранса РФ от 25 мая 1993 г. № ДВ-73/И, от 21 июля 1994 г. № ДВ 7.15-233 считать утратившими силу. 5. Внести соответствующие изменения в приказ ДВТ Минтранса РФ от 25 августа 1992 г. № ДВ-99. 6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора И.И. Валова.
Приложение Типовая программа и методика аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации А. Пояснительная запискаА.1. Аварийно-спасательная подготовка (АСП) - система знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных членам экипажей ВС для выполнения их обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке. А.2. Цель АСП - достижение такого уровня подготовленности членов экипажа, при которой обеспечивается надежность их, как элементов системы спасания людей, при возникновении на борту воздушного судна аварийной обстановки. Под такой системой понимается комплекс технических средств и организационных мероприятий на борту ВС и вне его, призванных обеспечивать спасание людей при авиапроисшествиях. А.3. Предмет (курс) АСП - это учебная дисциплина, предназначенная для подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации к действиям по обеспечению спасания людей в случае возникновения на борту ВС обстановки, угрожающей их безопасности. А.4. После прохождения курса АСП члены экипажа ВС должны: - иметь достаточное понимание о системе поиска и спасания пассажиров и членов экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие; - знать типовые аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации (особенности проявления, развития и влияние на человеческий организм); - знать основной порядок (базовые алгоритмы) действий в типовых аварийных ситуациях; - иметь твердые навыки применения бортового аварийно-спасательного оборудования ВС, знать основы его конструкции и особенности работы с учетом возможных отказов; - иметь навыки организации взаимодействия между членами экипажа на примере типовых аварийных ситуаций; - уметь принимать правильные решения при быстром развитии аварийных ситуаций; - иметь навыки руководства пассажирами, знать принцип предотвращения и подавления паники; - иметь навыки выполнения своих обязанностей в аварийных ситуациях при воздействии стресса; - обладать психологической устойчивостью к неожиданному возникновению аварийных ситуаций; - иметь навыки по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования после авиапроисшествия; - иметь навыки оказания доврачебной медицинской помощи. А.5. Аварийно-спасательная подготовка экипажей ВС ГА включает 4 этапа: - первоначальное обучение; - переподготовка на другой тип ВС; - ежегодная подготовка; - водная подготовка. А.6. Водная подготовка проводится с периодичностью 1 раз в 2 года. А.7. Типовая программа АСП содержит минимальные объемы учебного плана по этапам обучения. А.8. На основе типовой программы и методики АСП в авиационных учебных центрах составляются рабочие программы и методики преподавания курса АСП с учетом особенностей и условий практической деятельности, имеющихся технических средств обучения и специализации конкретных категорий экипажей ВС ГА. А.9. Рабочие программы курса АСП утверждаются руководителем авиационного учебного центра (АУЦ) и согласовываются руководителем службы ПАСОП регионального управления (РУ) или Центральной комиссией по аттестации поисковых и аварийно-спасательных служб, формирований, спасателей и учебных заведений ФАС России (ЦАК СПАСОП ГА). А.10. Оценка знаний слушателей производится по цифровой пятибалльной системе: 5 (пять), 4 (четыре), 3 (три), 2 (два), 1 (единица). А.11. Зачетными отметками для экипажей по АСП являются только 5 (пять) и 4 (четыре). Б. Учебный план аварийно-спасательной подготовки экипажей ВС ГА по этапам обученияБ.1. Цель: дать летному и кабинному персоналу ВС необходимые знания, умения и навыки, соответствующие требованиям, предъявляемым к экипажам ВС ГА по аварийно-спасательной подготовке. Б.2. Сроки обучения:
Б.3. Распределение времени по этапам обучения:
Б.4. Распределение времени теоретической и практической подготовки осуществляется при формировании рабочих программ. При этом продолжительность учебного часа составляет 45 мин. Продолжительность самоподготовки должна планироваться порядка 10 % от общего количества часов на теоретическую подготовку. Консультации проводятся в часы самоподготовки. Экзамены и зачеты планируются в рабочих программах. Б.5. Учебные планы рабочих программ должны содержать конкретные расчеты дней по срокам обучения и распределение учебного времени по дисциплинам. Б.6. Расчет дней по срокам обучения должен включать: - количество календарных дней; - количество учебных дней; - количество выходных дней; - продолжительность учебного дня (учебных и самостоятельных занятий). В. Содержание и объем АСП по этапам обучения
В.1. Количество учебных часов в тематическом плане приведено из расчета изучения одного типа ВС. При увеличении количества типов ВС, количество учебных часов по темам, обозначенным "*" в программах подготовки увеличивается кратно количеству типов изучаемых ВС. В.2. При подготовке экипажей самолетов МВЛ, грузовых самолетов и вертолетов, содержание и объем тем 1.2, 1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 4.4, 4.7, 4.8 может уточняться, исходя из состава оборудования находящегося на борту ВС. В.3. Оказание доврачебной медицинской помощи для членов кабинного экипажа изучается в соответствии с учебным курсом по медицинской подготовке бортпроводников. В.4. Темы и вопросы, изучаемые самостоятельно на этапе ежегодной подготовки: - система поиска и спасания пассажиров и членов экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие; - аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа; - требования НЛГС (НЛГВ) и руководящих документов по оснащению ВС аварийно-спасательным оборудованием; - состав, размещение аварийно-спасательного оборудования на воздушном судне; - основные данные и конструктивные особенности БАСО ВС; - основной порядок действий членов экипажа в аварийных ситуациях; - факторы, влияющие на выживание человека и особенности выживания в различных климатогеографических условиях; - основы анатомии и физиологии человека, характерные поражения человека при АП. Г. Методика подготовки на этапах обученияГ.1. Первоначальное обучение. Г.1.0. Общие положения Изучение предмета АСП должно проводиться логично и последовательно, как правило, на выпускном курсе учебного заведения. Методическое построение лекционных занятий должно соответствовать рекомендациям высшей школы (последовательность и доказательность изложения, логическая связь с предыдущим и последующим материалом, включать в изложение труднопредставляемого материала фрагменты кино-, видео- и диафильмов). Практические занятия должны проводиться поэтапно по принципу "рассказ - показ - самостоятельное выполнение". К выполнению упражнений допускаются слушатели, прошедшие теоретическую подготовку и ознакомившиеся с оборудованием, используемым в упражнениях. Г.1.1. Система поиска и спасания пассажиров и членов экипажа воздушного судна, терпящего бедствие. Данная тема является вводной по курсу АСП. Перед ее началом дается общая установка на прохождение курса АСП, предлагается список учебной и методической литературы. Г.1.1.1. Организация поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения полетов. На лекции рассматриваются: - основные принципы организации поиска и спасания, организация дежурства и степени готовности поисково-спасательных сил и средств. Данный вопрос желательно рассмотреть на примере конкретного района ответственности за поисково-спасательное обеспечение полетов. Г.1.1.2. Организация приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих бедствие. На лекции рассматриваются: организация дежурства радиосредств для приема сигналов бедствия, частота на которых передается сообщение о бедствии, действия экипажа и наземных служб, принявших сообщение о бедствии, работа системы КОСПАС-САРСАТ. Г.1.1.3. Организация и проведение поисково-спасательных работ. На лекции рассматриваются: действия экипажей поисковых ВС и десантных групп при выполнении поисково-спасательных работ, действия наземных поисково-спасательных групп при поисково-спасательных работах. Г.1.1.4. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома. На лекции рассматриваются: случаи, когда организуются и проводятся аварийно-спасательные работы, действия при получении сигнала тревоги, сигналы оповещения расчетов аварийно-спасательной команды (АСК), время развертывания спасательных расчетов, действия расчетов АСК на месте АП. Данный вопрос желательно рассмотреть на примере конкретного аэропорта. Г.1.1.5. Взаимодействие экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, со спасательными службами. На лекции рассматриваются: порядок передачи сигнала бедствия и сообщения о бедствии, основные действия экипажа ВС после вынужденной посадки на сушу и воду, эвакуация людей с места АП. Примечание: Рассматриваемые вопросы дополнительно выносятся на самоподготовку в объеме литературы, рекомендуемой по данной теме. Рекомендуемая литература: 1. "Наставление по авиационной поисково-спасательной службе", М., Военное издательство Министерства обороны, 1979 г. 2. "Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации". 3. Информации по безопасности полетов. Г.1.2. Аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа. 1.2.1. Типовые аварийные ситуации на борту ВС. На лекции рассматриваются: типы аварийных ситуаций, статистика возникновения аварийных ситуаций, факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа ВС при аварийных ситуациях, статистика гибели людей от воздействия поражающих факторов при аварийных ситуациях, возможность внезапного возникновения угрозы для безопасности людей на борту ВС (прерванный взлет, грубая посадка, сопровождающиеся пожаром на земле, внезапное приводнение при взлете с прибрежных аэродромов и др.), необходимость постоянной готовности экипажа к возникновению аварийной ситуации в полете и на земле. Необходимо привести примеры реальных АП с внезапным возникновением аварийной ситуации. Желательно рассказ сопровождать показом видеофильмов с сюжетами о реальных АП. Г.1.2.2. Пожар на борту и его последствия. На лекции рассматриваются: типы пожаров на борту ВС, основные поражающие факторы при пожаре (высокая температура, дым, токсичные продукты горения) и их воздействие на организм, особенности развития пожара, основные понятия о средствах противопожарной защиты на ВС (применение трудносгораемых и самозатухающих материалов, бортовые системы пожаротушения, ручные огнетушители, дымозащитное оборудование). Г.1.2.3. Разгерметизация кабин ВС. На лекции рассматриваются: характеристики воздушной среды, краткие сведения о механизме дыхания, организм человека в условиях изменяющегося барометрического давления, принципы и методы обеспечения дыхания в высотных условиях, краткие сведения о системах жизнеобеспечения пассажирских ВС. Г.1.2.4. Аварийная посадка ВС на сушу и воду и ее последствия. На лекции рассматриваются: основные поражающие факторы, возникающие на ВС при аварийной посадке на сушу (перегрузки, послеаварийный пожар, разрушение конструкции ВС и др.) и на воду (угроза затопления ВС), влияние этих факторов на человеческий организм, общие понятия о средствах защиты человека от воздействия поражающих факторов (кресла со средствами фиксации, системы аварийной эвакуации людей на сушу и воду). Рекомендуемая литература: 1. Лужецкий В.К. Противопожарная защита самолетов гражданской авиации. М., Транспорт, 1987 г., 144 с. 2. Черток В.Б. и др. Кислородное оборудование пассажирских самолетов. М., Транспорт, 1985, 141 с. 3. Акопов М.Г. и др. Системы оборудования летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1986, 368 с. 4. Александров М.Н. Безопасность человека на море. Л., Судостроение, 1983. - 208 с. Г.1.3. Бортовое аварийно-спасательное оборудование воздушного судна. Г.1.3.1. Требования норм, руководств и наставлений по оснащению ВС аварийно-спасательным оборудованием. На лекции рассматриваются: основные требования НЛГС (НЛГВ), НПП ГА-85, РЛЭ (для изучаемого ВС), по оснащению ВС аварийно-спасательным оборудованием (противопожарное оборудование, дымозащитное оборудование, кислородное оборудование, средства эвакуации людей из ВС, плавсредства и др.), соответствие аварийно-спасательного оборудования изучаемого ВС требованиям норм, руководств, наставлений. Г.1.3.2. Состав и размещение аварийно-спасательного оборудования на воздушном судне. На лекции рассматриваются: состав и количество БАСО, схема его размещения на ВС, комплектация при полетах в особых условиях. Г.1.3.3. Основные данные и конструктивные особенности БАСО ВС. На лекции рассматриваются: назначение оборудования, его технические характеристики и параметры, возможные отказы, порядок использования в аварийной ситуации, взаимосвязь факторов угрозы, сопровождающих аварийную ситуацию с возможностями использования БАСО (нагрузки при аварийной посадке - кресла со средствами фиксации), пожар на борту - противопожарное и дымозащитное оборудование, послеаварийный пожар (угроза взрыва) - аварийные выходы, вспомогательные средства эвакуации, аварийное освещение, дополнительное аварийно-спасательное оборудование, угроза затопления ВС при посадке на воду - аварийные выходы, плавсредства, аварийное освещение, дополнительное аварийно-спасательное оборудование, выживание в условиях автономного существования - аварийные запасы). В ходе рассказа должны широко использоваться плакаты, слайды, кино, видео и диафильмы, показ оборудования и его работа. Занятия целесообразно проводить в специализированном учебном классе, в котором должно находиться оборудование, используемое при показе. Г.1.3.4. Применение аварийно-спасательного оборудования. На практических занятиях каждым слушателем под руководством преподавателя-инструктора и самостоятельно выполняются обязательные упражнения. Упражнение 1.3.4.1. Отработка навыков по применению ручных огнетушителей. Цель: Выработать навыки в тушении горящих жидкостей и материалов, в правильном выборе и применении огнетушителей различных типов. Место проведения: учебный полигон. Обеспечение: огнетушители, применяемые на ВС, стенды, горючие жидкости и материалы для имитации пожара, спецодежда для слушателей. Порядок организации и выполнения: а) организация и тушение пожаров при горении конструкционных и декоративно-отделочных материалов. Стенд выполняется в виде пакета из чередующихся и скрепленных между собой двух образцов пенопласта ПС-4 толщиной 18 мм. Пакет размером 450×290×42 мм укрепляется вертикально на штативе, и все материалы пакета поджигаются одновременно с помощью фитиля, который укладывается в сквозное отверстие диаметром 30 мм, пробитое на высоте 100 мм от нижнего края пакета. Время от момента поджигания до начала тушения составляет 1 минуту (пламя должно охватывать не менее 2/3 поверхности модели). Тушение пожара проводится с наветренной стороны с начального расстояния 2 - 3 м, в случае необходимости возможны приближения к очагу пожара с любой стороны. Пожар считается подушенным, если не возникает повторного воспламенения и отсутствия тления. б) Организация и тушение пожаров (при горении жидких горючих веществ). Тушение проводится на противне размером 1,3×0,7×0,1 м, в который наливается 10 л керосина Т-1 или ТС-1 (или их смеси). На поверхность жидкости помещают куски пенопласта ПС-4, покрывая ими площадь 0,3 - 0,4 м. Время от момента поджигания до начала тушения составляет 1 мин. (К этому времени горение схватывает всю поверхность противня, а высота пламени достигает 0,5 - 0,8 м). Тушение проводится по тем же правилам, что и в а); в) Организация и тушение пожаров при тлении декоративно-отделочных материалов. Модель представляет собой прямоугольный металлический каркас размером 450×290×42 мм, стенки которого представляют собой проволочную сетку с ячейками 36×36 мм. Пакет наполняется ватой в количестве 250±80 г. Для образования тлеющего пожара материал поджигается до появления устойчивого открытого пламени, затем пламя сбивается и после развития тления до охвата половины объема модели, начинается тушение. Оно производится с расстояния 1,5 - 2 м. Струя водоэтиленгликолевой смеси направляется сверху вниз. По мере необходимости, тушение производится со всех сторон. Пожары считаются потушенными, если после тушения отсутствует тление. Слушатель должен уметь полностью ликвидировать очаг пожара за время заданное инструктором. При проведении упражнения обращается особое внимание на обеспечение безопасности слушателей на тренировке. Примечание: Допускается тушение пожара 2 - 3 слушателями одновременно. Тушение производится углекислотными или водоэтиленгликолевыми огнетушителями (не фреоновыми). Упражнение 1.3.4.2. Отработка навыков по применению кислородного и дымозащитного оборудования. Цель: Выработать навыки в применении кислородного и дымозащитного оборудования. Место проведения: учебный класс или тренажер (при отсутствии тренажера списанное ВС). Обеспечение: кислородное и дымозащитное оборудование членов экипажа и пассажиров ВС. Порядок организации и выполнения: Слушатели под контролем инструктора отрабатывают навыки по применению кислородного и дымозащитного оборудования с учетом особенностей его эксплуатации. Бортпроводники дополнительно отрабатывают навыки с кислородным оборудованием по оказанию помощи пассажирам (в качестве пассажиров могут выбираться слушатели). Инструктор контролирует в ходе упражнения умение быстро и правильно одевать кислородную и дымозащитную маски, производить их подгонку по лицу, подстыковывать маски к кислородному баллону, определять работоспособность по индикатору и манометру кислородного прибора, уметь правильно выбирать режимы работы оборудования. Упражнение 1.3.4.3. Отработка навыков по открытию аварийных выходов. Цель: Выработать навыки в открытии аварийных выходов ВС. Место проведения: тренажер (при отсутствии тренажера - списанное или реальное ВС). Порядок организации и выполнения: Инструктор выполняет показ открытия аварийных выходов ВС, включения системы аварийного освещения. Обращается внимание на возможные отказы при открытии аварийных выходов, а также правила открытия выходов при послеаварийном пожаре или при посадке на воду. Слушатели под контролем инструктора отрабатывают навыки открытия всех аварийных выходов (дверей, аварийных люков, форточек, блистеров), как изнутри, так и снаружи ВС, а также порядок включения системы аварийного освещения. Инструктор контролирует умение быстро и правильно открывать аварийные выходы ВС, включать систему аварийного освещения. При выполнении упражнения, обращается особое внимание на обеспечение безопасности слушателей. Упражнение 1.3.4.4. Отработка навыков по применению средств эвакуации. Возможно совмещение с упражнением 1.3.4.3. Цель: Выработать навыки в применении средств эвакуации (трапы, желоба, канаты). Место проведения: тренажер (при отсутствии тренажера - списанное или реальное или реальное ВС). Порядок организации и выполнения: Инструктор выполняет показ размещения и применения средств эвакуации из ВС. Слушатели под контролем инструктора отрабатывают навыки приведения в действие трапов, канатов, порядок спуска по ним. Обращается внимание на возможные отказы трапов и их использование при этом, а также на работу трапов в условиях послеаварийного пожара и различных положениях ВС при посадке. Инструктор контролирует умение быстро и правильно приводить в рабочее положение трапы, желоба, канаты, а также спускаться по ним. При выполнении упражнения, особое внимание обращается на обеспечение безопасности слушателей. Упражнение 1.3.4.5. Отработка навыков применения аварийных радиостанций. Цель: Выработать навыки в применении аварийных радиостанций. Место проведения: учебный класс. Обеспечение: аварийные радиостанции, установленные на ВС. Порядок организации и выполнения: Слушатели под контролем инструктора отрабатывают навыки применения аварийных радиостанций. Обращается внимание слушателей на порядок использования радиостанций в рамках системы КОСПАС-САРСАТ. Инструктор контролирует умение правильно приводить в действие аварийные радиостанции. Рекомендуемая литература: 1. Нормы летной годности самолетов. 2. Нормы летной годности вертолетов. 3. НПП ГА-85. 4. Руководства по летной эксплуатации ВС. 5. Руководства по технической эксплуатации ВС. 6. Заводские инструкции и руководства по эксплуатации БАСО. Г.1.4. Действия экипажа в аварийных ситуациях. Г.1.4.1. Основной порядок действий членов экипажа в аварийных ситуациях На лекции рассматриваются: порядок действий членов экипажа при возникновении пожара на борту ВС, разгерметизации ВС, перед вынужденной посадкой, при эвакуации пассажиров на сушу и воду, при внезапном возникновении аварийной ситуации, взаимодействие членов экипажа, основные принципы предупреждения и подавления паники среди пассажиров, руководство пассажирами. Для закрепления полученных знаний и отработки навыков принятия решений целесообразно практиковать ролевые игры с проигрышем различных вариантов развития ситуации. Подобные игры желательно проводить также с использованием персональных ЭВМ. Ролевые игры проводит психолог. Г.1.4.2. Отработка взаимодействия членов экипажа при вынужденной посадке. Общие рекомендации: при проведении практических занятий по данной теме, упражнения строятся таким образом, чтобы для обучаемых создавались элементы внезапности возникающих аварийных ситуаций, требующих от слушателей проявление таких качеств как психологическая устойчивость к неожиданности, умение идентифицировать угрозу, принимать быстрое и правильное решение в создаваемой ситуации, умение четко выполнять свои обязанности при воздействии стресса, грамотно руководить пассажирами. На практических занятиях всеми слушателями вместе и каждым слушателем самостоятельно, поэтапно выполняются обязательные упражнения под руководством преподавателя-инструктора. Упражнение 1.4.2.1. Отработка взаимодействия экипажа при эвакуации пассажиров на сушу. Цель: Выработать навыки организации взаимодействия между членами экипажа в аварийных ситуациях при эвакуации пассажиров на сушу. Место проведения: тренажер (при отсутствии тренажера - списанное ВС, оборудованное под тренажер или реальное ВС). Обеспечение: Весь комплекс бортового аварийно-спасательного оборудования, установленного на ВС, дымогенератор, имитаторы пожара, отказов аварийных выходов и трапа, спецодежда для слушателей. Порядок организации и выполнения: Инструктор формирует из слушателей "экипаж" в составе, определяемом РЛЭ ВС. "Экипаж" размещается на своих рабочих местах. Группа слушателей в количестве до 20 человек выполняет роль пассажиров. Инструктор выдает "экипажу" задание на отработку взаимодействия в различных аварийных ситуациях: а) подготовка к аварийной посадке на сушу; б) пожар на борту ВС; в) эвакуация пассажиров на сушу. При отработке указанных ситуаций члены экипажа должны действовать в соответствии с РЛЭ ВС. В ходе упражнений инструктор использует различные средства, находящиеся в его распоряжении (дымогенератор, имитатор пожара, имитаторы заклинивания аварийных выходов, трапов, системы освещения и др.) для усложнения условий выполнения поставленных задач, по мере отработки более простых. Целесообразно проводить отработку указанных ситуаций сначала раздельно, поэтапно, постепенно усложняя задачи и заканчивать их комплексной отработкой ситуации, включающей все компоненты и имеющей максимальную сложность. При отработке упражнений, инструктор обращает внимание курсантов на допускаемые ошибки, добиваясь правильного выполнения упражнений. На завершающем этапе, упражнения выполняются с контрольным хронометражем времени. Упражнение завершается разбором. При проведении упражнения особое внимание обращается на обеспечение безопасности слушателей. Г.1.5. Выживание в условиях автономного существования после АП. Г.1.5.1. Факторы, влияющие на выживание человека и особенности выживания в различных климатогеографических условиях. На лекции рассматриваются: условия выживания на море, в арктических условиях, выживание в пустыне и в горах, стрессы в условиях борьбы за выживание (чрезмерная жара или холод; опасность, исходящая от животных; голод; страх; паника; шок; ранения и травмы: отравление пищей); методы выживания (поддержание жизни, подготовка сигнальных средств, установление радиосвязи при наличии радиооборудования, оказание первой помощи при ранениях, шоке и заболеваниях, защита оставшихся в живых от воздействия сил стихии, обеспечение укрытий, защита от солнечных ожогов, использование средств для обогрева (костры, одеяла, снежные дома), расположение, очищение, сохранение продуктов питания и источников воды. При рассказе необходим показ имеющихся в распоряжении учебного заведения кино- и видеофильмов. Г.1.5.2. Действия экипажа в условиях автономного существования. На практических занятиях всеми слушателями вместе и каждым слушателем самостоятельно, поэтапно выполняются обязательные упражнения. Упражнение 1.5.2.1. "Действия экипажа при автономном существовании в арктических условиях". Цель: вьработать умение в строительстве убежищ из снега, их обогреву, обеспечении жизнедеятельности людей в убежищах из снега. Место проведения: Равнинная (холмистая) местность с толщиной снежного покрова не менее 15 см и настом, удерживающим вес человека. Обеспечение: лыжи, ножи, сухое горючее, аварийный запас, чайник, кружки. Организация и порядок выполнения: Упражнение отрабатывается в соответствии с "Методическими указаниями по проведению комплексных наземных тренировок по обеспечению жизнедеятельности экипажа и пассажиров после вынужденной Посадки", Часть 2. Актюбинск: АВЛУ ГА, 1984 г. Упражнение 1.5.2.2. Действия экипажа при автономном существовании в условиях пустыни. Цель: Выработать умение в строительстве убежища и обеспечение жизнедеятельности людей в условиях пустыни. Обеспечение: полиэтиленовая пленка 1×1 м, парашютная ткань, кружки, резиновые трубки диаметром пять миллиметров, лопаты туристические, аварийный запас. Организация и порядок выполнения: Упражнение отрабатывается в соответствии с "Методическими указаниями по проведению комплексных наземных тренировок по обеспечению жизнедеятельности экипажа и пассажиров после вынужденной посадки", Часть 1, АВЛУ ГА, 1983 г. Упражнение 1.5.2.4. Ориентирование на местности без навигационных средств. Цель: выработать умение по определению стороны горизонта, географических координат путем применения подручных средств. Выработать навыки по привязке карты к местности. Место проведения: Любая местность с открытым горизонтом. Обеспечение: Авиационный астрономический ежегодник, штурманская линейка, карта местности (полетная бортовая). Организация и порядок выполнения: Последовательность выполнения упражнения изложена в "Задании на проведение экспериментов по аварийной астронавигации", АВЛУ ГА, 1983 г. Рекомендуемая литература: 1. "Выживание", М., "Воздушный транспорт", 1988 г. 2. Сгибнев А.К. Методические указания для проведения учебно-тренировочных занятий с курсантами летных училищ по вопросам выживания в экстремальных условиях, М., ГосНИИ ГА, 1987 г., - 22 с. Г.1.6. Оказание доврачебной медицинской помощи. Г.1.6.1. Основы анатомии и физиологии человека. Поражения человека в аварийных ситуациях. На лекции рассматриваются: Основы анатомии и физиологии человека, поражения человека в аварийных ситуациях (ожоги - при пожаре на борту, кислородная недостаточность - при разгерметизации, шок, травмы, ранения - при аварийной посадке ВС на сушу и воду, заболевания - в условиях автономного существования). Г.1.6.2. Оказание доврачебной медицинской помощи. На практических занятиях слушателями поэтапно выполняются обязательные упражнения. Упражнение 1.6.2.1. Действия экипажа по оказанию первой медицинской помощи. Цель: выработать умение различать пострадавших на живых и мертвых, выработать навыки в остановке наружных кровотечений, в наложении повязок на раны и ожоги, в наложении шин, в проведении непрямого массажа сердца и искусственного дыхания, в проведении инъекций и противошоковых мероприятий. Место проведения: Специализированный класс. При отсутствии специализированного класса проводить занятия в медицинском учебном заведении или лечебном учреждении на условиях аренды. Обеспечение: Комплект медицинского инструмента, перевязочный материал, муляж для реанимации. Организация и порядок выполнения: Занятия проводит врач. Упражнение 1.6.2.2. Оказание медицинской помощи при автономном существовании. Цель упражнения: Выработать навыки по организации питания раненых, по подготовке их к транспортировке, по уходу за тяжелораненными. Место проведения: Специализированный класс. Обеспечение: Комплект медицинского имущества, перевязочный материал. Организация и порядок выполнения: занятия проводит врач. Рекомендуемая литература: 1. "Выживание", М., "Воздушный транспорт", 1988 г. 2. Методические указания по проведению комплексных наземных тренировок по обеспечению жизнедеятельности людей после вынужденной посадки, АВЛУ ГА, 1983 г. Г.2. Методика подготовки на этапе переподготовки на другой тип ВС. Г.2.1. Бортовое аварийно-спасательное оборудование воздушного судна. Данная тема дается в порядке и объеме темы 1.3 на этапе первоначального обучения, применительно к конкретному типу ВС, на который переучивается слушатель. Г.2.2. Действия экипажа в аварийной обстановке. Данная тема дается в порядке и объеме темы 1.4 на этапе первоначального обучения, применительно к конкретному типу ВС, на котором переучивается слушатель. Г.3. Ежегодная подготовка. Г.3.1. Анализ результатов АП в ГА за последний год. Разбор реальных АП. На лекции рассматриваются следующие вопросы: организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ГА, анализ результатов АП в ГА за последний год, примеры авиапроисшествий, когда члены экипажа сыграли важную роль в обеспечении спасения пассажиров, краткое описание последних происшествий на основании официальных документов. Рекомендуется показ видеофильмов с сюжетами из иностранной и отечественной кинохроники по последствиям реальных авиапроисшествий, анализ проблем, возникших при спасении пассажиров и членов экипажа в аварийных ситуациях. Г.3.2. Применение аварийно-спасательного оборудования. Практические занятия проводятся в порядке п. 1.3.4. этапа первоначального обучения. Применение аварийно-спасательного оборудования осуществляется на тренажерах или на ВС по "заданию на тренировку" для каждого типа ВС, к которому допущены обучаемые. Задания на тренировку по каждому типу ВС приведены в Приложении 1. В процессе проведения занятий основной упор делается на выявление уровня знаний и навыков членов экипажей и восстановлению их до необходимого уровня. При этом в проведение занятий вносятся требуемые коррективы по объему тех или иных упражнений в зависимости от уровня подготовки слушателей. Упражнение по применению ручных огнетушителей проводится в полном объеме упражнений 1.3.4.1. этапа первоначального обучения. Часть упражнений в зависимости от уровня подготовки экипажей ВС ГА может быть, по усмотрению инструктора, заменена показом соответствующих киновидеофильмов. Рекомендуемая литература: 1. Руководства по летной эксплуатации ВС. 2. Методические рекомендации по психологической подготовке членов летных экипажей ГА, Ульяновск, Центр СЭВ ГА, 1987. 3. "Ошибки пилота" человеческий фактор"/Пер. с англ. А.С. Щербакова, М., Транспорт, 1986 г. Г.4. Водная подготовка. Г.4.1. Анализ авиапроисшествий, связанных с приводнением ВС. На лекции рассматриваются вопросы связанные с аварийным приводнением ВС: организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в ГА, анализ результатов АП, примеры авиапроисшествий, когда члены экипажа сыграли важную роль в обеспечении спасения пассажиров, краткое описание последних происшествий на основании официальных документов. Рекомендуется показ видеофильмов с сюжетами из иностранной и отечественной кинохроники по последствиям реальных авиапроисшествий, анализ проблем, возникших при спасении пассажиров и членов экипажа. Г.4.2. Руководящие документы, регламентирующие наличие на борту ВС аварийных плавсредств. На лекции рассматриваются: основные требования НЛГС (НЛГВ), НПП ГА-85, РЛЭ (для изучаемого ВС), по оснащению ВС аварийных плавсредств. Г.4.3. Устройство и ТГХ авиационных спасательных плавсредств. Основные правила и порядок их применения. На лекции рассматриваются аварийно-спасательные плавсредства, их назначение, технические характеристики и параметры, возможные отказы, и порядок использования при аварийном приводнении, взаимосвязь факторов угрозы, сопровождающих аварийное приводнение (аварийные выходы, вспомогательные средства эвакуации, аварийное освещение, дополнительное аварийно-спасательное оборудование, угроза затопления ВС, выживание в условиях автономного существования, аварийные запасы и средства сигнализации). В ходе рассказа должны широко использоваться плакаты, слайды, кино, видео и диафильмы, показ оборудования и его работа. Занятия целесообразно проводить в специализированном учебном классе, в котором должно находится оборудование, используемое при показе. Г.4.4. Действия экипажа при вынужденной посадке на воду. На лекции рассматриваются: порядок действий членов экипажа при аварийной посадке на воду, эвакуации пассажиров на воду и групповые плавсредства, взаимодействие членов экипажа, основные принципы предупреждения и подавления паники среди пассажиров, руководство пассажирами. Для закрепления полученных знаний и отработки навыков принятия решений целесообразно практиковать ролевые игры с проигрышем различных вариантов развития ситуации. Подобные игры желательно проводить также с использованием персональных ЭВМ. Г.4.5. Действия экипажа ВС, по организации эвакуации пассажиров из ВС в воду, с использованием спасательных плавсредств. Общие рекомендации: при проведении практических занятий по данной теме, упражнения строятся таким образом, чтобы для обучаемых создавались различные элементы возникающих аварийных ситуаций, требующих от слушателей проявление таких качеств как психологическая устойчивость к неожиданности, умение противостоять опасности, принимать быстрое и правильное решение в создаваемой ситуации, умение четко выполнять свои обязанности при воздействии стресса, грамотно руководить пассажирами. На практических занятиях всеми слушателями вместе и каждым слушателем самостоятельно, поэтапно выполняются обязательные упражнения под руководством преподавателя-инструктора Упражнение 4.5.1. Правила обращения с надувным спасательным жилетом. Цель: Выработать навыки в применении спасательных; жилетов. Место проведения: бассейн, тренажер. Обеспечение: жилеты (взрослые и детские), детские спасательные люльки, лодки используемые на ВС, спецодежда для слушателей. Порядок организации и выполнения: Инструктор выполняет показ размещения и применения надувных спасательных жилетов. Слушатели под контролем инструктора отрабатывают на тренажере навыки извлечения с мест расположения и приведение их в действие. Обращается внимание на возможные отказы плавсредств и их использования при этом. В бассейне проводятся занятия по отработке практических навыков использования спасательных плавсредств на воде. Инструктор контролирует умение быстро и правильно извлекать и приводить в действие спасательные плавсредства, использовать их на воде. При проведении упражнения особое внимание обращается на обеспечение безопасности слушателей на тренировке. Упражнение 4.5.2. Отработка навыков плавания, взаимопомощи и выживания в спасательных жилетах. Цель: Выработать навыки плавания, взаимопомощи и выживания в спасательных жилетах. Место проведения: бассейн, тренажер или специальный участок водной акватории. Обеспечение: жилеты (взрослые и детские), детские спасательные люльки, лодки, используемые на ВС, спецодежда для слушателей. Порядок организации и выполнения: В бассейне или на водной акватории производится отработка практического использования плавсредств. Инструктор организует показ и правильное выполнение слушателями таких обязательных элементов: - момент ввода в действие системы газонаполнения жилета; - положение рук на жилете при входе в воду; - положение тела при входе в воду; - вход в воду с высоты поверхности воды; - вход в воду с высоты около 1 метра над поверхностью воды; - плавание в жилете; - буксировка пострадавших; - оказание помощи пострадавшим; - регулирование давления газа в жилете; - коллективные действия для выживания и обнаружения. Упражнение 4.5.3. Подготовка плота к работе и введение в действие групповых плавсредств. Цель: Выработать навыки подготовки и применения групповых плавсредств, имеющихся на борту. Место проведения: Тренажер, бассейн или специальный участок водной акватории. Обеспечение: Плавсредства, применяемые на изучаемом типе ВС. Порядок организации и выполнения: На тренажере отрабатываются действия экипажа по проведению подготовки к вынужденной посадке на воду, подготовке к использованию спасательных плавсредств в соответствии с РЛЭ ВС. Упражнение 4.5.4. Организация и этапы эвакуации пассажиров с ВС в спасательные плоты. Правила размещения людей на плоту. Действия экипажа ВС после размещения пассажиров на плотах. Работа с оборудованием плота. Цель: Выработать навыки организации взаимодействия при вынужденной посадке ВС на воду для спасения при помощи индивидуальных и групповых средств спасения, имеющихся на борту. Место проведения: Тренажер, бассейн или специальный участок водной акватории. Обеспечение: Плавсредства, применяемые на изучаемом типе ВС. Порядок организации и выполнения: В бассейне или на водной акватории производится отработка практического использования плавсредств. Инструктор организует показ и правильное выполнение слушателями таких обязательных элементов: - вход на плот с "борта ВС"; - переворачивание плота; - выход на плот из воды; - перемещение по плоту; - размещение людей и грузов на плоту; - работа с оборудованием плота. При наличии специализированного тренажера для отработки действий при вынужденном приводнении вертолета отрабатываются 2 ситуации: - с погружением тренажера в воду до уровня нижней кромки аварийных выходов (ситуация - вертолет на плаву); - с полным погружением кабины вертолета и ее поворотом относительно продольной оси на 180 град. (ситуация - быстрое затопление). В обеих ситуациях экипаж должен, действуя в соответствии с РЛЭ, отработать навыки покидания вертолет при посадке на воду. Для обеспечения безопасности тренировки в воде должен находится водолаз-спасатель. После завершения отработки упражнений производится разбор. Г.4.6. Общие и специальные сведения о выживании в условиях водного пространства. Выживание в условиях открытого океана с использованием аварийного запаса плота ПСН25-ЗОА. Действия экипажа при автономном существовании на водной поверхности. Общие рекомендации: при проведении практических занятий по данной теме, упражнения строятся таким образом, чтобы для обучаемых создавались различные элементы возникающих ситуаций, требующих от слушателей проявление таких качеств как психологическая устойчивость к неожиданности, умение противостоять опасности, принимать быстрое и правильное решение в создаваемой ситуации, умение четко выполнять свои обязанности при воздействии стресса, грамотно руководить пассажирами. На практических занятиях всеми слушателями вместе и каждым слушателем самостоятельно, поэтапно выполняются обязательные упражнения под руководством преподавателя-инструктора. Упражнение 4.6.1. Действия экипажа при автономном существовании на водной поверхности Цель: выработать умение в пользовании плавсредствами, оказание помощи утопающим, обеспечении жизни людей на воде. Место проведения: водная акватория в районе учебного заведения. Обеспечение: авиационные плавсредства, аварийные средства сигнализации, мегафон. Упражнение проводится при наличии лодки со спасателем и медсестры с медицинской аптечкой. Организация и порядок выполнения: в соответствии с методическими указаниями по проведению комплексных наземных тренировок по обеспечению жизнедеятельности экипажа и пассажиров после вынужденной посадки. Часть 1, АВЛУ ГА, 1983. Е. Преподавательский составЕ.1. Преподаватели (инструкторы) должны подбираться с учетом их практической подготовки, чтобы курс АСП носил более практический, а не только теоретический характер. Е.2. Преподаватели должны быть аттестованы в ЦАК СПАСОП ГА ФАС России. Е.3. Качества, которыми должен обладать потенциальный инструктор: 1). Достаточная теоретическая и практическая подготовка; 2). Хорошая физическая подготовка и выносливость, позволяющие показать правильное выполнение всех упражнений; 3). Простота и четкость выражения в устной и письменной форме. Е.4. Для качественного усвоения курса АСП число слушателей в группе должно составлять 5 - 8 человек, если это не оговаривается в программе и методике АСП.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |