| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Министерства строительства и "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, № 12, ст. 1296), и пунктом 4 части 2 статьи 4, частью 5 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358; 2012, № 53, ст. 7614, 7616, 7643; 2013, № 19, ст. 2330, № 30, ст. 4077, № 52, ст. 6976, 6982; 2014, № 26, ст. 3366, 3406; 2014, № 30, ст. 4218) приказываю: 1. Утвердить: Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно приложению № 1 к настоящему приказу; показатели технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядок их мониторинга согласно приложению № 2 к настоящему приказу. 2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности (Демченко О.Н.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в срок не позднее 10 дней со дня его подписания. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.
Приложение № 1Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (утв. приказом Министерства строительства и I. Общие положения1. Настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. 2. В настоящих Требованиях применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358; 2012, № 53, ст. 7614, 7616, 7643; 2013, № 19, ст. 2330, № 30, ст. 4077, № 52, ст. 6976, 6982) (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") и других нормативных правовых актах в сфере водоснабжения и водоотведения. 3. Цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Задачами проведения технического обследования являются: а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния. 4. Обязательное техническое обследование проводится: а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет; б) при разработке организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями; в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". 5. При проведении технического обследования для решения задачи, предусмотренной подпунктом "в" пункта 3 настоящих Требований, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, проводит предусмотренные настоящими Требованиями действия в том числе в отношении соответствующих бесхозяйных объектов. 6. Техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. 7. В случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения органом местного самоуправления поселения или городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации. 8. Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности. II. Объекты технического обследования9. Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". III. Состав работ по техническому обследованию10. Состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. 11. При проведении камерального обследования водопроводных и канализационных сетей рассматривается следующая нормативно-техническая документация: а) проектная документация (включая чертежи - план, профиль, спецификации, пояснительная записка), содержащая функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения; б) исполнительная документация, содержащая сведения о технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях; в) эксплуатационная документация в соответствии с регламентом эксплуатации водопроводной (канализационной) сети; г) иная документация, содержащая сведения: о техническом состоянии водопроводных и канализационных сетей и элементов сети, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости; об аварийности сооружений, сетей горячего водоснабжения, водопроводных и канализационных сетей, уровне потерь в сетях и сооружениях водоснабжения; о сроках эксплуатации и износе сетей и сооружений; о результатах определения качества воды (исходной и после водоподготовки) в точках, определенных в программе производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды; о результатах определения качества сточных вод в точках, определенных программой контроля состава и свойств сточных вод, для определения технической возможности очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы за период не менее 2 лет. При отсутствии перечисленной технической информации составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (включая установленное на таких объектах оборудование). 12. При проведении камерального обследования оборудования, установленного на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, рассматривается следующая нормативно-техническая документация: паспорт на оборудование, руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования, проектная документация, исполнительная документация (содержащая сведения о соответствии выполненных в натуре работ с проектной документацией или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях), план-график планово-предупредительного ремонта, отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта, акт технического освидетельствования объекта, аварийный акт (содержащий сведения о повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на водопроводной сети или нарушение их эксплуатации). 13. При наличии в организациях, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, информационных систем учета, созданных для централизованного ведения и актуализации данных о местоположении, технических характеристиках водопроводных и канализационных сетей, сооружений, оборудования, а также бухгалтерской, эксплуатационной, ремонтной и иной информации, отражающей техническое состояние объектов, камеральное обследование проводится на основании анализа сведений таких информационных систем. 14. По результатам анализа нормативно-технической документации на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения должны быть установлены следующие данные: а) год постройки объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; б) дата ввода в эксплуатацию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) материал, диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа; г) расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопровода и иных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; д) сведения об аварийности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период с момента проведения предыдущего технического обследования, а в случае проведения технического обследования в соответствии с настоящими требованиями впервые - за последние 5 лет; е) информация о проведении аварийных и ремонтных работ на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем); ж) информация о наличии или отсутствии технической возможности сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, обеспечивать подготовку питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом состояния источника водоснабжения; з) информация о наличии или отсутствии технической возможности канализационных очистных сооружений обеспечивать проектные параметры очистки сточных вод и соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. 15. Техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования. Техническая инвентаризация объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя: а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры); б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая: наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов; оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек; сравнение данных об объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании. в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического обследования, включающее в том числе: проведение теледиагностики трубопроводов; поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами; диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий и сооружений; замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования. 16. Программа инструментального обследования разрабатывается на основе результатов и выводов камерального, натурного и визуально-измерительного обследований, при этом инструментальное обследование обязательно проводится: а) в случае предварительного вывода о необходимости модернизации объекта; б) в случае предварительного вывода о предаварийном состоянии. В иных случаях решение о проведении инструментального обследования принимается по усмотрению организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при недостаточности данных камерального и визуально-измерительного анализа для достижения целей технического обследования 17. Программы обследований разрабатываются в зависимости от вида, материала изготовления и состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и условий их эксплуатации. Программы обследований должны быть нацелены на выявление и оценку дефектов и повреждений, характерных для объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с учетом материала изготовления и состояния обследуемых объектов и условий их эксплуатации. 18. По итогам технической инвентаризации определяются: а) уровень износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования. в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов. 19. Износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы. В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы. В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". 20. Технико-экономическая эффективность объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется для каждого объекта технического обследования либо группы объектов, имеющих единые признаки (расположение, функциональное назначение, модель и марка). Для каждой группы объектов обследования формируется перечень показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель (например: фактическое потребление электроэнергии на транспортировку единицы объема сточных вод (кВт-час/куб. м.), периодичность технического обслуживания ед./час наработки). К показателям технико-экономической характеристики объекта также относится коэффициент полезного действия. Технико-экономическая эффективность объекта определяется в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов. 21. Для объектов централизованных систем водоснабжения производится определение (оценка): а) проектных и фактических характеристик объектов водоснабжения на период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей, полезного объема резервуарного парка; б) технических характеристик сооружений водоподготовки с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; в) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве питьевой (горячей) воды, подаваемой водопроводными станциями в распределительную водопроводную сеть, требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения; г) оптимальности эксплуатационных характеристик сооружений водозабора, водоподготовки, насосных станций и водопроводной сети; д) удельного количества повреждений на водопроводной сети, продолжительности перерывов водоснабжения; е) технологических нарушений на сооружениях водоподготовки и водопроводной сети за год, предшествующий проведению оценки; ж) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей; з) качества питьевой (горячей) воды на выходе с водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети на соответствие требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекомендуемая форма оценки технических возможностей сооружений водоподготовки на соответствие проектным параметрам качества питьевой воды (горячей воды), соответствующей требованиям действующих нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям на выходе с водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети, приведена в приложении № 1. 22. Для объектов централизованных систем водоотведения производится определение (оценка): а) объемов сброса сточных вод, подвергающихся очистке, в том числе: доли сточных вод, подвергающейся очистке в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения; доли поверхностных сточных вод, подвергающихся очистке в общем объеме поверхностных сточных вод, принимаемых в централизованную ливневую систему водоотведения; доли промывных вод водопроводных станций, подвергающихся очистке, в общем объеме сброса промывных вод водопроводных станций; доли сточных вод, прошедших обеззараживание, обеспечивающее нормативное качество сточных вод по микробиологическим показателям, в общем объеме сброса сточных вод; б) объемов сброса неочищенных сточных вод; в) наличия прямых выпусков с формированием сведений по водоему-приемнику, диаметрам, расходам сточных вод; г) проектных и технических характеристик объектов водоотведения в период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей; д) технического состояния тоннельных коллекторов на основе результатов технического осмотра, обследования с использованием мобильных диагностических средств; е) аварийности на сооружениях водоотведения и количества засоров в канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки; ж) технологических нарушений на сооружениях водоотведения и канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки; з) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей; и) технических характеристик и возможности канализационных очистных сооружений и сооружений по обработке осадка сточных вод обеспечивать проектные параметры качества очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод; к) технических характеристик объектов для хранения осадка сточных вод и наличия дефицита или резерва их мощности; л) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве, соответствующем требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения; м) оптимальности эксплуатационных характеристик канализационной сети, канализационных очистных сооружений, сооружений по обработке осадка сточных вод (в том числе, с определением доли осадка сточных вод, обработанного или утилизированного до экологически безопасного состояния); н) содержания загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод и соответствия состава и свойств сточных вод требованиям, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Оценка технической возможности канализационных очистных сооружений очищать сточные воды до нормативных показателей производится путем сравнения фактических показателей состава и свойств очищенных сточных вод (включая бактериологические показатели) на соответствие проектным параметрам очистки сточных вод, установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитам на сбросы, а в части определения эффективности сооружений обеззараживания сточных вод - на соответствие санитарным нормам и правилам. Для канализационных очистных сооружений, не обеспеченных узлами обеззараживания сточных вод, оценка эффективности обеззараживания не производится. Для оценки используются среднегодовые значения состава и свойств сточных вод за период не менее двух лет (за исключением случаев отсутствия таких данных при передаче бесхозяйных объектов), а также информация о количестве проб очищенных сточных вод, не соответствующих проектным параметрам очистки и установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), лимитам на сбросы по каждому нормируемому показателю. При соответствии фактического среднегодового качества сточных вод проектным параметрам очистки или концентрации в составе НДС, лимитов на сбросы окончательная оценка производится с учетом числа проб сточных вод, не соответствующих проектным или нормативным показателям. В результате выявляются показатели, по которым не достигается стабильного нормативного качества сточных вод. Рекомендуемая форма оценки технических возможностей канализационных сооружений по очистке сточных вод до проектных параметров и установленных нормативов (лимитов) приведена в приложении № 2. 23. Помимо указанных в настоящем разделе требований, в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7344, ст. 7359; № 51, ст. 7447; 2012, № 26, ст. 3446; № 29, ст. 3989; № 53, ст. 7595; 2013, № 14, ст. 1652; № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961, ст. 6964, ст. 6966), Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6076; 2008, № 30, ст. 3604, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2142; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4209; 2011, № 27, ст. 3880; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7061; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 23, ст. 2871), приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный № 17498), с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 8 декабря 2012 г. № 577 "О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и в правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 г. № 182" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 февраля 2012 г., регистрационный № 23360), организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, специализированной организацией должен проводиться энергетический аудит с составлением энергетического паспорта организации. IV. Порядок проведения технического обследования24. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления) о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. 25. В информации, направляемой организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в органы местного самоуправления содержатся сведения о лицах, в том числе специализированных организациях (в случае их привлечения), которые будут осуществлять техническое обследование, а также план проведения технического обследования, разрабатываемый в соответствии с пунктом 27 настоящих Требований. 26. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" по решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления. В случае принятия решения о привлечении к проведению технического обследования представителей органов местного самоуправления организациям, осуществляющим водоснабжение и (или) водоотведение, направляется уведомление с указанием информации о представителях органа местного самоуправления, привлекаемых к проведению технического обследования. 27. План проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения содержит: а) перечень объектов, подлежащих техническому обследованию; б) сроки (этапы) проведения технического обследования; в) перечень параметров, технических характеристик или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых будет проведено техническое обследование; г) сведения об уполномоченном лице организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, утвердившем план. 28. После проведения натурного и выборочно-инструментального обследования план проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения может быть откорректирован, о чем организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение, информируют органы местного самоуправления. 29. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления вправе запросить у организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, информацию о результатах проведения технического обследования, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". 30. По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации и возможные проектные решения. 31. Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения формулируются с учетом: а) аварийности в течение срока эксплуатации; б) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; в) ремонтопригодности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; г) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; д) технической возможности сооружений водоподготовки по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и (или) технической возможности канализационных очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы; е) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; ж) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии. V. Согласование результатов технического обследования с органами местного самоуправления32. В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа. 33. После подписания акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган местного самоуправления. 34. По итогам рассмотрения акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, уведомляется о принятом решении. 35. Основанием для отказа в согласовании акта является выявление несоответствия акта положениям пункта 30 настоящих Требований или порядку проведения и (или) результатам технического обследования. В случае отказа в согласовании акта указывается причина отказа. 36. Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями, либо уполномоченным представителем органа местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа. 37. В случае отказа в согласовании акта, акт дорабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и направляется на согласование повторно в порядке, предусмотренном настоящей главой. 38. В случае возникновения разногласий между организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и органом местного самоуправления рекомендуется создание согласительной комиссии.
Приложение № 1Рекомендуемая форма
Приложение № 2Рекомендуемая форма
Приложение № 2Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения и порядок их мониторинга (утв. приказом Министерства строительства и 1. Настоящий документ определяет показатели технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе определяет показатели технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей. 2. При формировании показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются: 1) достижение показателей надежности и качества при обеспечении потребителей питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности объектов систем централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. 3. Технико-экономическое состояние объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения оценивается по показателям, характеризующим: состояние объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в эксплуатации; объекты, планируемые к строительству реконструкции или модернизации при реализации инвестиционных программ. 4. Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в эксплуатации: а) оценка степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения (далее - физический износ); б) оценка состояния оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; в) показатель технического состояния сетей; г) энергетическая эффективность объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; д) оценка экономической эффективности работы объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения. 5. Оценка степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (реального состояния) и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения осуществляется по 5 основным группам: а) оборудование новое или почти новое, нарушений в работе не выявляется, к состоянию и внешнему виду нареканий нет; б) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки, которые устраняются в межремонтные интервалы; в) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки (чаще, чем указанные заводом изготовителем межремонтные интервалы); г) оборудование в работе, но по выявленным показателям находится в предаварийном или аварийном состоянии, эксплуатация оборудования нежелательна или опасна; д) оборудование не работает по причине невозможности эксплуатации вследствие явных нарушений конструкций или элементов. Для каждого вида оборудования групп "в" и "г" рекомендуется указать возможность ремонта и узлы/элементы, нуждающиеся в ремонте. В случае, если бухгалтерский износ данного оборудования не более 50 %, рекомендуется выяснить причины такого несоответствия. Рекомендуется учитывать факторы, влияющие на оборудование. В том случае, если оборудование работает с нарушениями вследствие несоблюдения технологических режимов, это рекомендуется указать отдельно. 6. Для учета степени физического износа оборудования при определении технико-экономического состояния применительно к оборудованию групп "в" и "г" рекомендуется указывать стоимость замены оборудования, а также стоимость годового обслуживания (ремонт, материалы и запчасти). При проведении ремонтных работ оборудования при необходимости составляется дефектная ведомость. 7. Оценка состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения: для группы "а" в интервале от "0 %" до "15 %"; для группы "б" в интервале от "16 %" до "40 %" - если оборудование по наработке прошло капитальный ремонт, а в межремонтные интервалы оборудование работает без аварий (допустимы незначительные сбои); для группы "в" в интервале от "41 %" до "60 %" - оборудование прошедшее более 1 капитального ремонта и (или) имеющее сбои в работе чаще, чем положено проведением ППР (при этом оборудование не вызывает аварийных ситуаций); для группы "г" в интервале от "61 %" до "80 %" - оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации - нарушением работы водопроводных и канализационных сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося в непосредственной близости. Оборудование не может эксплуатироваться без постоянного надзора; для группы "д" от "81 %" до "100 %" - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала. Эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу. В том случае, если нарушение целостности оборудования носит временный характер, и его возможно устранить в результате ремонта, для такого оборудования указываются две группы, например: "в (б)" - то есть на данный момент оборудование соответствует группе "в", но ожидающийся плановый ремонт изменит группу на "б". 8. Оценка технического состояния водопроводных и канализационных сетей характеризуется долей ветхих, подлежащих замене сетей (водопроводных или канализационных), и определяется по формуле:
где - протяженность сетей (водопроводных или канализационных), находящихся в эксплуатации; - протяженность ветхих сетей (водопроводных или канализационных), находящихся в эксплуатации. 9. Оценка энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется исходя из расхода электрической энергии на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на расчетную единицу измерения. 10. Оценка экономической эффективности работы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе по группам однородных объектов, проводится путем сравнения удельных расходов на эксплуатацию различных объектов, а также путем оценки величины снижения таких расходов в случае модернизации или реконструкции объекта. 11. В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения (далее - мониторинг показателей) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). 12. Мониторинг показателей проводится с целью выявления, сбора, анализа и систематизации информации в целях определения результатов достижения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, установленных инвестиционными и производственными программами, путем проведения технического обследования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также анализа и оценки мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планом мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планом снижения сбросов. 13. Основными задачами мониторинга показателей являются: а) оценка и анализ выполнения показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; б) предложения по корректировке инвестиционных и производственных программ с учетом происходящих изменений. 14. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, после согласования акта с органом местного самоуправления направляет в уполномоченный орган акт и значения показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, определенные по итогам проведения технического обследования.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |