| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕКОМЕНДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ МЕТОДИКА
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МИ 2092-90 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ Москва 1991 СОДЕРЖАНИЕ
Настоящая рекомендация устанавливает методику выполнения измерений массы мазута в цистернах (группе цистерн) железнодорожного маршрута на пунктах отгрузки (далее - поставщик), или приемки (далее - потребитель) при учетно-расчетных операциях. 1. НОРМЫ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИИ1.1. Нормы точности измерений массы нетто мазута, содержащегося в цистернах железнодорожного маршрута (далее - мазут в цистернах), в соответствии с ГОСТ 26976 устанавливают: для цистерн грузоподъемностью до 100 т - не более ±0,8 %; для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т - не более ±0,5 %. 1.2. Средства измерений должны обеспечивать следующие нормы точности: 1.2.1. Погрешность измерения уровня мазута в цистерне должна обеспечивать определение объема мазута с погрешностью не более ±0, 2%. 1.2.2. Погрешность измерения плотности мазута не должна превышать ± 0,3 %. 1.2.3. Погрешность измерения температуры мазута не должна превышать ±0,5 °С. 1.2.4. Массовая доля воды в мазуте (далее - влажность мазута) не должна превышать 1,0 %. 1.3. Погрешность градуировки железнодорожных цистерн не должна превышать: для цистерн грузоподъемностью до 100 т - ±0,5 %; для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т - ±0,25 %. 2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА2.1. При выполнении измерений должны применяться следующие средства измерений и устройства: метрошток по ГОСТ 18987, с длиной шкалы 3300 мм; термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 1 °С; термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 0,1 °С; термометры сопротивления по ГОСТ 6651; ареометр по ГОСТ 18481, АНТ-1 или АН; устройство для определения воды в нефтепродукте по ГОСТ 2477; вспомогательные средства: переносной пробоотборник по ГОСТ 2517; цилиндры для ареометров по ГОСТ 18481; термостат или водяная баня по ГОСТ 3900. 2.2. Средства измерений должны быть аттестованы (поверены) органами Государственной метрологической службы. 2.3. Допускается применять, наравне с указанными в п. 2.1, вновь разработанные или находящиеся в применении средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию в органах Государственной метрологической службы и удовлетворяющие требованиям рекомендации. 3. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ3.1. Массу мазута с учетом влажности (брутто) в цистернах железнодорожного маршрута или группе цистерн определяют объемно-массовым статическим методом по ГОСТ 26976. 3.2. При применении объемно-массового метода измеряют уровень, температуру, плотность мазута в цистерне и, при необходимости, влажность мазута. 3.2.1. Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком с предельно допустимыми погрешностями измерения: по всей длине шкалы не более ±2 мм и от начала до середины шкалы не более ±1 мм. 3.2.2. Температуру мазута в цистерне следует измерять ртутным термометром или термометрами сопротивления с предельно допустимой погрешностью измерения не более ±0,5 °С. 3.2.3. Уровень и температуру мазута в цистерне измеряют одновременно. 3.2.4. Поставщик измеряет плотность мазута в лаборатории ареометром с погрешностью не более ±0,5 кг/м3 и заносит ее значение в сопроводительную документацию (далее - паспортная плотность). 3.2.5. Потребитель при расчете массы мазута в цистерне может принимать за плотность данной партии мазута паспортную плотность, не контролируя ее при получении. 3.3. Объем мазута в цистерне вычисляют, используя «Таблицы калибровки железнодорожных цистерн», по уровню наполнения, измеренному при помощи метроштока. 3.4. Массу брутто мазута в цистерне вычисляют умножением объема мазута на его плотность, измеренную при температуре измерения уровня мазута в цистерне или пересчитанную с учетом разницы температур мазута при измерении плотности и при измерении уровня мазута в цистерне, или с использованием паспортной плотности. 3.5. Масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн может быть определена другими методами, обеспечивающими выполнение требований ГОСТ 26976 в части норм точности измерений масс нефтепродуктов. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ4.1. Лица, выполняющие измерения, должны пройти обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 4.2. При отборе проб мазута необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в ГОСТ 2517. 4.3. Средства освещения мест проведения измерений уровня и температуры мазута должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении в соответствии со СНиП 2.11.4. 5. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИИПри выполнении измерений уровня мазута в цистерне и его температуры в точечных пробах должны быть соблюдены следующие условия: температура окружающего воздуха - от плюс 50 до минус 50 °С; температура мазута - от 15 до 100 °С; состояние погоды - без осадков. 6. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ6.1. Перед выполнением измерений проверяют: исправность метроштока. Поверхность шкалы отсчета протирают мягкой тканью насухо; исправность пробоотборника, комплектность. При наличии загрязнения пробоотборник протирают бензином и просушивают. 6.2. Отбор проб 6.2.1. Точечные пробы из железнодорожных цистерн отбирают-в соответствии с ГОСТ 2517. 6.2.2. Перед отбором проб цистерны группируют не переставляя (визуально) по их вместимости (50, 60, ..., 140 м3), соответствующей определенным типам цистерн (см. приложение 1). Примечания 1. Маршрут железнодорожных цистерн может формироваться как из одной так и из нескольких партий мазута. 2. Партия мазута включает цистерны, заполненные мазутом одного поставщика, имеющим одинаковые характеристики, указанные в паспорте на качество-мазута. 3. Настоящая рекомендация рассматривает железнодорожный маршрут, состоящий из одной партии. 6.2.3. Точечные пробы из группы цистерн железнодорожного маршрута одной вместимости (например 60 м3), насчитывающей, более восьми цистерн, отбирают из трех цистерн, а из группы цистерн, насчитывающей менее восьми цистерн, - из двух. Объединенную пробу составляют для каждой группы смешением равных объемов точечных проб. Примеры: 1. В железнодорожном маршруте, состоящем из 30 цистерн вместимостью 60 м3, отбирают три пробы. 2. В железнодорожном маршруте, состоящем из двух групп цистерн (15 шт. вместимостью 60 м3 и 20 шт. вместимостью 70 м3), отбирают шесть проб (три пробы из цистерн первой группы и три пробы из цистерн второй группы). 6.2.4. Точечные пробы из цистерн железнодорожного маршрута могут быть отобраны из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух в соответствии с ГОСТ 2517. В этом случае составляют одну объединенную пробу смешением точечных проб пропорционально объемам мазута в цистернах, из которых отобраны пробы. 6.2.5. Упаковку, маркировку и хранение проб осуществляют в соответствии с ГОСТ 2517. 7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ7.1. Измерение уровня мазута в цистерне 7.1.1. Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком через люк колпака котла цистерны в двух противоположных точках люка по оси цистерны. Метрошток опускают на нижнюю образующую котла строго вертикально и следят, чтобы он не попадал в углубление для нижних сливных приборов. 7.1.2. Показания по метроштоку отсчитывают с точностью до 1 мм. При получении расхождений между результатами измерений в двух противоположных точках люка более 5 мм измерения повторяют. 7.1.3. За действительное значение уровня мазута принимают среднее арифметическое значений результатов измерений в двух противоположных точках. Полученный результат округляют до целого сантиметра (значение менее 5 мм отбрасывают, а 5 мм и более считают за целый сантиметр), т.е. уровень мазута измеряют с погрешностью не более ±5 мм. Примечание. При заполнении цистерны менее 95 % ее вместимости округление полученного результата до целого сантиметра не допускается. 7.2. Измерение температуры мазута в цистерне 7.2.1. Температуру мазута в цистерне измеряют одновременно с измерением уровня сразу же после извлечения каждой точечной пробы ртутным термометром или термометрами сопротивления, расположенными на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей. 7.2.2. Термометр погружают в мазут, находящийся в пробоотборнике, на глубину, указанную в техническом паспорте на данный термометр, и выдерживают в пробе 1 - 3 мин до принятия) столбиком ртути постоянного положения. 7.2.3. Не вынимая термометра из пробы мазута или термометров сопротивления из цистерны, отсчитывают температуру с точностью до 1 °С. 7.2.4. За действительное значение температуры мазута для каждой группы цистерн железнодорожного маршрута принимают среднее арифметическое значение результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления данной группы цистерн (tcp) в градусах Цельсия, вычисленное по формуле где ti -температура n-й точечной пробы или показание i-x термометров сопротивления, °С; n - число проб (n = 3 или n = 2) или число измерений термометрами сопротивления. Примечание. В случае отбора проб по п. 6.2.4 по формуле (1) определяют среднее арифметическое значений результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления маршрута железнодорожных цистерн. 7.3. Измерение плотности мазута 7.3.1. Плотность мазута следует измерять в лаборатории в объединенной пробе в соответствии с ГОСТ 3900. Объединенную пробу составляют из точечных проб в соответствии с п. 6.2.3 или 6.2.4. 7.3.2. Пересчет плотности мазута, измеренной в лаборатории потребителя или поставщика, на плотность при температуре, при которой определен его объем в цистерне, проводят по приложению 2, данные которого получены путем пересчета данных таблицы 53 В ИСО 91/1. 7.4. Массовую долю воды в мазуте (влажность мазута) определяют в лаборатории поставщика или потребителя в объединенной пробе мазута по ГОСТ 2477 и вычитают ее из массы брутто мазута. При определении массы нетто мазута у потребителя может быть принята влажность мазута, измеренная в лаборатории поставщика, указываемая в сопроводительных документах. 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ МАЗУТА В МАРШРУТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН8.1. Массу с вычетом влажности (нетто) мазута в каждой цистерне из группы цистерн одной вместимости (m) в килограммах определяют по формуле где ρгр - плотность мазута в группе цистерн, измеренная в лаборатории в объединенной пробе и пересчитанная по п. 7.3.2, кг/м3; V - объем мазута в цистерне, м3; W - влажность мазута, определяемая по п. 7.4, %. 8.2. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн (М) в килограммах определяют по формуле где mi - масса нетто мазута в i-й цистерне, кг; N - число цистерн в маршруте. Примечание. При отборе проб по п. 6.2.4 массу нетто мазута в цистернах определяют по формуле (2) при одной плотности для всего маршрута железнодорожных цистерн, измеренной в объединенной пробе и пересчитанной по п. 7.3.2. 8.3. Предел допускаемой погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн (δ) в килограммах определяют по формуле где М - масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн, рассчитанная по формуле (3), кг; Δ - норма точности измерения массы мазута в цистернах, %, значения которой приведены в п. 1.1. 8.4. Измеренная масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн после наполнения на пункте отгрузки или после слива цистерн на пункте приемки может быть сверена с массой мазута в резервуаре. При этом погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн, полученные суммированием погрешностей измерения масс в отдельных цистернах и при измерении массы в резервуаре, должны находиться в пределах допустимых значений погрешностей, рассчитанных, исходя из норм точности измерения масс в цистернах и резервуаре в соответствии с ГОСТ 26976. 8.5. Если маршрут железнодорожных цистерн сформирован из нескольких партий мазута, то по формуле (3) определяют массу каждой партии мазута и их суммированием рассчитывают массу мазута в маршруте. 9. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ9.1. Результаты измерений уровня, температуры, плотности мазута в цистернах заносят в «Журнал расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах» (см. приложение 3). 9.2. По результатам измерений по п. 9.1 определяют массу мазута в цистернах и в маршруте железнодорожных цистерн. Примеры заполнения журнала приведены: 1) в приложении 4 при отборе проб по п. 6.2.3 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя; 2) в приложении 5 при отборе проб по п. 6.2.3 и использовании плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительной документации; 3) в приложении 6 при отборе проб по п. 6.2.4 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя. 9.3. Результаты измеренной массы мазута используют для учета и при разрешении разногласий между поставщиком и потребителем в соответствии с действующими инструкциями Госарбитража СССР. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Вместимость цистерн, м3 |
Тип цистерн |
50 |
5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 36 |
60 |
25; 25а; 26; 26а; 27; 27а; 30 |
70 |
53; 53а; 59; 62 |
80 |
66 |
90 |
64 |
100 |
28; 29; 56 |
140 |
31; 61 |
Значения плотности мазута в зависимости от температуры (по таблице 53 В ИСО 91/1)
Примечание. Для пересчета плотности мазута, измеренной в лаборатории потребителя или поставщика, например, при температуре 25 °С, равной 907 кг/м3, на плотность при температуре, при которой измерен уровень мазута в цистерне, например 52 °С, необходимо:
в горизонтальной строке, соответствующей температуре 25 °С, найти интервал значений плотности (903,3 - 913,3), в пределах которого находится измеренное значение плотности 907 кг/м3. Найти разность значений плотности: (907,0 - 903,3) кг/м3 = 3,7 кг/м3;
в вертикальной графе 5 (соответствующей значению плотности 906,3 кг/м3).
Найти значение плотности, соответствующее 52 °С, оно равно 885,0 кг/м3.
Так как измеренное значение плотности 907 кг/м3 больше, чем указанное в таблице 903,3 кг/м3 на 3,7 кг/м3, необходимо прибавить это значение к найденному значению, плотности при 52 °С, то есть (885,0 + 3,7) кг/м3 = 888,7 кг/м3.
Таким образом, плотность мазута при температуре 52 °С равна 888,7 кг/м3.
ФОРМА ЖУРНАЛА РАСЧЕТА МАССЫ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (МАЗУТА) В ЦИСТЕРНАХ
______________________________________________________________
наименование предприятия, код
Журнал расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах
«__» __________ 19__ г.
Порядковый номер цистерны в составе маршрута |
Номер |
Тип (вместимость, м3) цистерн |
Номер паспорта на мазут |
Влажность, % |
Плотность при 20 °С по документам, кг/м3 |
Измеренный уровень, см |
Объем, м3 |
Проба |
Температура, °С |
Плотность при температуре измерения, кг/м3 |
Масса брутто по результатам измерения, кг |
Масса нетто по результатам расчета с учетом влажности, кг |
|
железнодорожной накладной |
цистерны |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Начальник участка (смены) ___________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Учетчик топлива (оператор) __________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Примечания:
1. В графе 9 объем мазута в цистернах определяют по таблицам калибровки железнодорожных цистерн в соответствии с п. 3.3.
2. В графе 6 влажность мазута, указанная по данным поставщика или определенная в соответствии с п. 7.4.
3. В графе 10 ставят знак «+» против той цистерны, из которой отбирают пробу.
4. В графе 13 массу брутто по результатам измерений определяют как произведение данных граф 9 и 12.
5. В графе 14 массу нетто (с учетом влажности) определяют как произведение данных графы 13 на значение (
6. Массу мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют суммированием данных графы 14.
________________________________________________________________________________
наименование предприятия, код
Пример
заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае
отбора проб
по вместимости цистерн и измерения плотности мазута в лаборатории потребителя
«15» мая 1990 г.
Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Примечания:
Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:
1. По данным измерений температуры мазута в точечных пробах (графа 11) определяют значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 60 м3 по формуле (1) и округляют полученный результат до целого градуса Цельсия:
значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 70 м3
2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории потребителя (например для группы цистерн вместимостью 60 м3 при температуре tρ = 38 °С ρV = 932,9 кг/м3, для группы цистерн вместимостью 70 м3 при tρ = 40 °С ρV = 930,3 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах по формуле п. 7.3.2, используя данные п. 1 примечания и приложения 2. Пересчитанные значения:
для групп цистерн вместимостью 60 м3: |
(932,9 - 924,7) кг/м3 = 8,2 кг/м3; ρV = (920,7 + 8,2) кг/м3 = 928,9 кг/м3; |
для групп цистерн вместимостью 70 м3: |
(930,3 - 923,3) кг/м3 = 7 кг/м3; ρV = (920 + 7) кг/м3 = 927,0 кг/м3. |
Пересчитанные значения плотности (928,9; 927,0 кг/м3) заносят в графу 12 в соответствии с вместимостью цистерн.
3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс в графе 14:
М = 1638012 кг.
4. Предел допускаемой погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют по формуле (4)
|
__________________________________________________________________________________________
наименование предприятия, код
Пример заполнения журнала расчета массы Жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и использования плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительных документах
«15» мая 1900 г.
Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Примечания:
Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:
1. По данным измерений температуры мазута в точечных пробах (графа 11) определяют значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 60 м3 по формуле (1)
значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 70 м3
2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории поставщика при 20 °С и указанную в сопроводительных документах (943,2 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах (см. приложение 4).
Пересчитанные значения:
для групп цистерн вместимостью 60 м3: |
ρV = 927,2 кг/м3; |
для групп цистерн вместимостью 70 м3: |
ρV = 926,6 кг/м3. |
Пересчитанные значения плотности (927,2 ; 926,6 кг/м3) заносят в графу 12 в соответствии с вместимостью цистерн.
3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс и заносят в графу 14 (см. приложение 4).
_____________________________________________________________________________________________________
наименование предприятия, код
Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб независимо от вместимости цистерн и измерения плотности в лаборатории потребителя
«__» ___________ 1990 г.
Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________
подпись инициалы и фамилия
Примечания:
Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:
1. По данным измерений температуры мазута в точечных в пробах определяют среднюю температуру мазута маршруте железнодорожных цистерн по формуле (1)
2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории потребителя (например при температуре tρ = 40 °С ρа = 932,2 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах (см. приложение 4).
Пересчитанное значение ρV =926,2 кг/м3. Это значение заносят в графу 12.
3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс и заносят в графу 14 (см. приложение 4).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАНА Всесоюзным научно-исследовательским институтом расходометрии
РАЗРАБОТЧИКИ
Б.Г. Хусаинов, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник (руководитель темы); М.М. Мигранов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель)
2. УТВЕРЖДЕНА ВНИИР 10.09.90
3. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ВНИИМС 17.09.90
4. РАЗРАБОТАНА ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
ГОСТ 18987-73 |
|
СНиП 2.11.4-79 |