| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование 5.1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ Обоснование целевых показателей Методические рекомендации Москва 2014 1. Разработаны: Федеральным бюджетным учреждением науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Н.В. Зайцева, П.З. Шур, А.Л. Гусев, А.Т. Шарифов, Н.Г. Атискова, Е.В. Хрущёва); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (А.С. Сбоев, В.А. Хорошавин); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (О.В. Митрохин, Л.М. Симкалова). 2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 28 ноября 2013 г. 3. Введены в действие с момента утверждения. 4. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ
5.1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ Обоснование целевых показателей для планирования Методические рекомендации I. Область применения1.1. Настоящие методические рекомендации рассчитаны на применение органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при обосновании целевых показателей для планирования государственного задания на выполнение государственных услуг (работ) для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Роспотребнадзора, - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений - при установлении причин и выявлении условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний людей, связанных с неблагоприятными факторами среды обитания. 1.2. Методические рекомендации разработаны для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации работы по улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания в течении установленного государственным заданием периода времени. 1.3. Требования, изложенные в настоящих методических рекомендациях, направлены на эффективное расходование бюджетных средств, достижение запланированных целевых показателей качества среды обитания и целевых показателей здоровья. 1.4. Методические рекомендации предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. II. Нормативные правовые и методические документы,
|
|
|
и сформировать массивы по показателю здоровья, а также по показателю качества среды обитания по структуре, представленной в табл. 3 и 4.
Из дальнейшего расчета исключить значения показателя здоровья и показателя качества среды обитания с маркером выбора «1».
По табл. 3 и 4 подсчитать k0 - количество «0» в табл. 3 и подсчитать kk0 - количество «0» в табл. 4.
Форма представления показателя здоровья
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель здоровья ________________________________________________________________________ |
|||||
Возрастная группа _________________________________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Показатель здоровья за (G - K+ 1) год |
Показатель здоровья за (G - K+ 2) год |
и т.д. |
Показатель здоровья за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
Форма представления показателя качества среды обитания
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель качества среды обитания __________________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Показатель среды обитания за (G - K+ 1) год |
Показатель среды обитания за (G - K+ 2) год |
и т.д. |
Показатель среды обитания за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
Маркеры выбора территории по показателю здоровья
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель здоровья ________________________________________________________________________ |
|||||
Возрастная группа _________________________________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Маркер выбора зa (G - K + l) год |
Маркер выбора за (G - K + 2) год |
и т.д. |
Маркер выбора за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
Маркеры выбора территории по показателю качества среды обитания
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель качества среды обитания __________________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Маркер выбора зa (G - K + l) год |
Маркер выбора за (G - K + 2) год |
и т.д. |
Маркер выбора за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
На первом этапе обоснования критериальных значений для показателей санитарно-эпидемиологической обстановки необходимо вычислить по маркерным таблицам оценки максимального правдоподобия для вероятности того, что маркер равен «0» для показателя здоровья и показателя качества среды обитания.
р1 - оценка вероятности того, что показатель здоровья на территории (ПЗji) будет ниже среднеарифметического выборочного показателя здоровья ().
р2 - оценка вероятности того, что показатель качества среды обитания на территории (ИПji) будет ниже среднеарифметического выборочного показателя среды обитания ().
Оценки максимального правдоподобия необходимы для выбора плана непрерывного контроля санитарно-эпидемиологической ситуации.
Для расчета критериального значения показателя здоровья, необходимо вычислить - среднее по территориям, имеющим ранг «0» и S0 по формулам:
|
(5) |
|
(6) |
k0 - количество «0» в табл. 3.
В качестве критериального значения показателя здоровья принимается значение:
|
(7) |
Для расчета критериального значения показателя качества среды обитания необходимо вычислить - среднее по территориям, имеющим ранг «0» и S00 по формулам:
|
(8) |
|
(9) |
kk0 - количество «0» в табл. 4.
В качестве критериального значения показателя качества среды обитания принимается значение:
|
(10) |
По табл. 1 и 2, а также с учетом КПЗ и КИП составляются табл. 5 и 6.
Если для территории субъекта Российской Федерации уровень нарушений здоровья ниже своего критериального значения (ПЗji ≤ КПЗ), то территории присваивается маркер «0», в противном случае территории присваивается маркер «1». Результаты заносятся в табл. 5.
Маркеры территории по показателю здоровья
для моделирования непрерывного контроля
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель здоровья ________________________________________________________________________ |
|||||
Возрастная группа _________________________________________________________________________ |
|||||
Критериальный показатель здоровья КПЗ ______________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Маркер выбора за (G - K+ 1) год |
Маркер выбора за (G - K+ 2) год |
и т.д. |
Маркер выбора за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
Подсчитать количество маркеров «1» в табл. 5 и обозначить k1.
Аналогично, если для территории субъекта Российской Федерации показатель среды качества обитания ниже своего критериального значения (ИПji ≤ КИП), то территории присваивается маркер «0», в противном случае территории присваивается маркер «1». Результаты заносятся в табл. 6.
Маркеры территории по показателю качества среды обитания
для моделирования непрерывного контроля
Субъект Российской Федерации _____________________________________________________________ |
|||||
Показатель среды обитания __________________________________________________________________ |
|||||
Критериальный показатель здоровья КИП ______________________________________________________ |
|||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Маркер выбора за (G - K+ 1) год |
Маркер выбора за (G - K+ 2) год |
и т.д. |
Маркер выбора за G год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Территория 1 |
|
|
и т.д. |
|
2 |
Территория 2 |
|
|
и т.д. |
|
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
|
|
и т.д. |
|
Таблицы маркеров территорий по показателю здоровья и показателю качества среды обитания являются основой для реализации непрерывного контроля санитарно-эпидемиологической обстановки.
Для выбора плана непрерывного контроля санитарно-эпидемиологической обстановки (установления правил остановки контроля для принятия решения) необходимо:
- рассчитать оценки вероятности p1 и р2 по формулам (3 - 4) для показателя здоровья и показателя качества среды обитания соответственно;
- установить число критических ситуаций в общем числе исследованных временных периодов, k (устанавливается экспертно, рекомендуется и применяется в методических рекомендациях k = 2);
- выбрать r - число временных периодов, учитываемых в плане непрерывного контроля по значениям k = 2 и р по табл. 7 либо установить экспертно (рекомендуется r = 4).
Определение числа временных периодов, учитываемых в плане
непрерывного контроля, в зависимости от оценки вероятности
непревышения среднеарифметического выборочного показателя
k = 2 |
0,99 ≤ P |
0,98 |
0,97 |
0,96 |
0,95 |
0,93 - 0,94 |
0,91 - 0,92 |
0,88 - 0,9 |
0,84 - 0,87 |
r |
17 |
15 |
14 |
13 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
k = 2 |
0,78 - 0,83 |
0,7 - 0,77 |
0,57 - 0,69 |
0,37 - 0,56 |
0,1 - 0,36 |
Р < 0,1 |
r |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Расчет характеристики (математического ожидания числа временных периодов до наступления критической ситуации μ(Еr,2) плана непрерывного контроля санитарно-эпидемиологической обстановки производится по формуле:
По формуле (11) при р = p1, рассчитывается значение математического ожидания числа проконтролированных временных периодов до наступления остановки контроля для показателя здоровья по каждой территории μПЗ(Еr,2). При р = p2 по формуле (11) рассчитывается математическое ожидание проконтролированных временных периодов до наступления остановки контроля для показателя качества среды обитания по каждой территории μИП(Еr,2).
При r = 4 правилом остановки контроля являются следующие последовательности маркеров: (1,1), (1,0,1) и (1,0,0,1). При появлении одной из этих последовательностей непрерывный контроль останавливается для принятия решения. Формально для непрерывного контроля с памятью считается, что до начала контроля наблюдался маркер «1». Решение принимается с учетом количества проконтролированных временных периодов до остановки контроля. Если число проконтролированных временных периодов до остановки контроля больше математического ожидания, то контроль возобновляют без принятия каких-либо действий. Если число проконтролированных объектов до остановки контроля меньше или равно математическому ожиданию, то принимают меры к улучшению ситуации и возобновляют контроль.
После того как определен план непрерывного контроля (правила остановки контроля для принятия управленческого решения), необходимо выполнить следующие действия в соответствии с планом контроля:
1. Определить количество единиц по табл. 5 и обозначить k1.
2. Определить количество остановок контроля (о1) по табл. 5.
3. Определить количество остановок контроля (о2) по табл. 6.
4. Установить количество остановок контроля по табл. 5, которые совпали с остановками по табл. 6 (о3).
В случае если о3 = 0, то связь показателя качества среды обитания и показателя здоровья на данный временной период отсутствует и дальнейшие расчеты не нужны.
5. Для установления причинно-следственных связей между показателями санитарно-эпидемиологической обстановки на основе параллельного непрерывного контроля с памятью нужно вычислить оценку вероятности того, что остановки контроля по показателю здоровья и показателю качества среды обитания произойдут одновременно по формуле:
|
(12) |
В случае если р3 ≤ 0,05, то вероятность связи показателя качества среды обитания и показателя здоровья за данный временной период находится на уровне статистической погрешности и считается, что она отсутствует, следовательно дальнейшие расчеты не нужны.
6. Вычислить оценку вероятности того, что показатель здоровья выше критериального значения (ПЗji > КПЗ):
|
(13) |
Управляемый показатель здоровья (УПЗ) - максимально возможная величина изменения показателя здоровья в результате действий всех субъектов управления определяется по формуле:
|
(14) |
Фоновый показатель здоровья (ФПЗ), не зависящий от управляющих действий, находится по формуле:
|
(15) |
При достижении фонового значения показатель здоровья не будет зависеть от показателя качества среды обитания.
В случае если о3 = 0 или р5 ≤ 0,05, вероятность связи показателя качества среды обитания и показателя здоровья за данный временной период отсутствует и УПЗ = 0.
Количество управляемых случаев нарушения здоровья (всего), что является эквивалентом значения среднегодового популяционного риска здоровью, по территории (субъекту Российской Федерации) равно:
|
(16) |
КНВГ - количество населения возрастной группы по территории (субъекту Российской Федерации).
Фоновый показатель качества среды обитания равен:
|
(17) |
Достижение показателем качества среды обитания значения ФИП характеризует разрыв его связи с показателем здоровья.
Управляемый показатель качества среды обитания (УИП) - максимально возможная величина изменения показателя качества среды обитания в результате действий всех субъектов управления определяется по формуле:
|
(18) |
Достижение показателем качества среды обитания значения ФИП характеризует отсутствие риска нарушения здоровья, связанного с факторами среды обитания.
Целевым критерием при планировании государственного задания на выполнение государственных услуг (работ) является отсутствие или максимально возможное снижение управляемой доли показателя качества среды обитания в системе Роспотребнадзора при фиксированном финансовом обеспечении.
Целевой показатель качества среды обитания (ЦИП) определяется по формуле:
|
(19) |
Величина (ДС), на которую нужно изменить текущий уровень показателя качества среды обитания для достижения целевого значения, определяется по формуле:
ДС = УИП⋅β, где |
(20) |
β - коэффициент, характеризующий вклад органов и организаций Роспотребнадзора (0 < β ≤ 1). Рекомендуемые величины β приведены в табл. 8 (получены на основе статистических данных по Пермскому краю).
Действия органов и организаций Роспотребнадзора в управляемом показателе качества среды обитания определяются отчетными формами в системе Роспотребнадзора: 1-контроль; 1-АЭ; 1-07. На рис. 1 показана общая структура для показателей санитарно-эпидемиологической обстановки.
Рекомендуемые величины коэффициента, характеризующего
вклад органов и организаций Роспотребнадзора
№ п/п |
Показатель среды обитания |
Доля управляющих действий органов и организаций Роспотребнадзора |
1 |
Удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
0,26 |
2 |
Удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
0,12 |
3 |
Удельный вес проб воды в водоемах 2-й категории, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
0,11 |
4 |
Удельный вес проб воды в водоемах 2-й категории, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
0,2 |
5 |
Удельный вес замеров искусственной освещенности, не соответствующих гигиеническим нормативам |
0,23 |
6 |
Удельный вес замеров шума, не соответствующих гигиеническим нормативам |
0,09 |
7 |
Удельный вес замеров вибрации, не соответствующих гигиеническим нормативам |
0,34 |
Рис. 1. Структура показателей санитарно-эпидемиологической обстановки
Целевой показатель здоровья (ЦПЗ) определяется по формуле:
|
(21) |
Величина (ДЗ), на которую изменится текущий уровень показателя здоровья вследствие достижения показателем качества среды обитания своего целевого значения, равна:
ДЗ = УПЗ⋅β0, где |
(22) |
β0 - коэффициент, характеризующий вклад органов и организаций Роспотребнадзора в показатель здоровья, связанный с соответствующими показателями качества среды обитания, определяется по формуле
|
(23) |
r - число показателей качества среды обитания, воздействующих на показатель здоровья, произведения по всем k от 1 до r.
Для определения территорий с неблагоприятными, предкритическими и критическими ситуациями, при которых необходимо принятие управленческого решения, нужно проанализировать табл. 5 и 6.
Если в расчетном году, в соответствии с выбранным планом непрерывного контроля, для i-й территории зафиксированы остановки для показателя здоровья и показателя качества среды обитания, то ситуация на территории оценивается как критическая и она заносится в табл. 9.
Для определения территорий с предкритическими (неблагоприятными) ситуациями, которые характеризуются опасностью перехода в критические (предкритические) ситуации на следующий год, необходимо рассчитать табл. 5а аналогично табл. 5, табл. 6а аналогично табл. 6. Табл. 5а будет заполняться с помощью проверки условия: если , то территории присваивается маркер «0», в противном случае территории присваивается маркер «1». Таблица 6а будет заполняться с помощью проверки условия: если , то территории присваивается маркер «0», в противном случае территории присваивается маркер «1».
Если в расчетном году, согласно табл. 5а и 6а, для i-й территории наступила остановка непрерывного контроля для показателя здоровья и показателя качества среды обитания, но ситуация на этой территории не признана критической, то она оценивается как пред-критическая и заносится в табл. 9. Аналогично устанавливаются неблагоприятные ситуации. В остальных случаях ситуация на территории безопасная.
Для территорий с критической, предкритической и неблагоприятной ситуацией рассчитать:
- величину снижения показателя качества среды обитания до целевого значения (ДСТi):
|
(24) |
- целевой показатель качества среды обитания (ЦИПТi):
|
(25) |
- величину снижения показателя здоровья до целевого значения (ДЗТi):
|
(26) |
- целевой показатель здоровья (ЦПЗТi):
|
(27) |
Для расчета показателей популяционного риска здоровью, связанного с показателем санитарно-эпидемиологической обстановки, дополнительно вычисляются и заносятся в табл. 9:
- абсолютное количество управляемых в системе Роспотребнадзора случаев по i-й территории в G-м году (СУРGi):
|
(28) |
- абсолютное количество управляемых случаев по i-й территории в G-м году (СУGi):
|
(29) |
- абсолютное количество случаев всего на территории (КСВGi):
|
(30) |
Целевые показатели санитарно-эпидемиологической обстановки по территориям
Субъект Российской Федерации _______________________________________________________________________________ |
||||||||||||
Показатель здоровья (для заболеваний - код по МКБ-Х) ___________________________________________________________ |
||||||||||||
Возрастная группа ___________________________________________________________________________________________ |
||||||||||||
Год ______________ |
||||||||||||
Фоновый показатель качества среды обитания, ФИП _________________ |
||||||||||||
Управляемый показатель качества среды обитания, УИП _____________ |
||||||||||||
Управляемый Роспотребнадзором показатель качества среды обитания, ДС ___________________ |
||||||||||||
Фоновый показатель здоровья, ФПЗ __________________ |
||||||||||||
Управляемый показатель здоровья, УПЗ ______________ |
||||||||||||
Управляемый Роспотребнадзором показатель здоровья. ДЗ _________________ |
||||||||||||
№ п/п |
Территории субъекта Российской Федерации |
Напряженность санитарно-эпидемиологической ситуации |
Показатель качества среды обитания на территории, единицы измерения |
Количество населения возрастной группы на территории |
Показатель здоровья на территории, единицы измерения |
Количество случаев на территории |
||||||
текущий |
целевой |
величина снижения текущего доцелевого |
текущий |
целевой |
величина снижения текущего до целевого |
управляемые Роспотребнадзором |
управляемые всеми субъектами надзора |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Территория 1 |
Ситуация 1 |
ИПG1 |
ЦИПТ1 |
ДСТ1 |
КНВГG1 |
ПЗG1 |
ЦПЗТ1 |
ДЗТ1 |
СУРG1 |
СУG1 |
КСВG1 |
2 |
Территория 2 |
Ситуация 2 |
ИПG2 |
ЦИПТ2 |
ДСТ2 |
КНВГG2 |
ПЗG2 |
ЦПЗТ2 |
ДЗТ2 |
СУРG2 |
СУG2 |
КСВG2 |
… |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
N |
Территория N |
Ситуация N |
ИПGN |
ЦИПТN |
ДСТN |
КНВГGN |
ПЗGN |
ЦПЗТN |
ДЗТN |
СУРGN |
СУGN |
КСВGN |
Для оценки качества выполнения государственного задания необходимо произвести следующие расчеты за два временных периода подряд (два года).
Управляемая доля показателя здоровья в системе Роспотребнадзора (УДПЗ) находится по формуле:
Вычислить управляемую долю показателя здоровья:
- (УДПЗ1) по формуле (31) за предыдущий временной период;
- (УДПЗ2) по формуле (31) за текущий временной период. Коэффициент качества выполнения государственного задания находится по формуле:
KR = УДПЗ1 - УДПЗ2 |
(32) |
Если KR > 0, то коэффициент качества выполнения положительный, ситуация улучшилась на:
|
Если KR = 0, то коэффициент качества выполнения не изменился по сравнению с уровнем предыдущего временного периода (например, года).
Если KR < 0, то коэффициент качества выполнения отрицательный, ситуация ухудшилась на:
|