| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение Министерства экономического развития РФ "По результатам экспертизы нормативного правового акта СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 мая 2010 г." В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 633), Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ № 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу нормативного правового акта СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 мая 2010 г. (далее - нормативный акт, СанПиН 2.1.2.2631-10), и сообщает следующее. 1. В ходе проведения экспертизы нормативного акта с 15 мая 2013 г. по 15 июня 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена в сети Интернет на официальном сайте Минэкономразвития России, а также по адресу www.regulation.gov.ru. Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены письмом Минэкономразвития России от 15 июня 2012 г. № Д26и-500 в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (далее - представители предпринимательского сообщества), а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 15 июня 2012 г. № Д26и-499. Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности послужили следующие причины. В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 января 2013 г. № ИШ-П13-11пр по результатам проходившей 25 января 2013 г. встрече И.И. Шувалова с предпринимателями Приморского края Минэкономразвития России поручено провести оценку регулирующего воздействия действующих норм и правил на предмет наличия в них требований, создающих необоснованные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, в частности по вопросам организации сбора и утилизации отходов предприятий, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Действующие нормативные правовые акты не могут быть рассмотрены в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, однако могут быть проанализированы в рамках исполнения постановления № 633, приказа Минэкономразвития России № 634. Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 213 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов". СанПиН 2.1.2.2631-10 введен в действие с 1 августа 2010 г. 2. По результатам проведенной экспертизы обращаем внимание на следующие положения, создающие необоснованные затруднения ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. 2.1. Нормативный акт содержит избыточное требование о наличии в составе помещений парикмахерских, косметических, маникюрных, педикюрных и массажных кабинетов, соляриев отдельного помещения прачечной площадью от 9 м2 на 1 рабочее место "(с учетом типа стиральной машины)". При этом установлено исключение из указанного требования для организаций, осуществляющих централизованную стирку белья. Обращаем внимание, что указанное требование является невыполнимым для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в помещениях, рассчитанных на обслуживание 1 - 2 клиентов. Ширина стиральной машины, в зависимости от типа загрузки белья варьируется от 40 до 60 см, длина напольной сушилки для белья в разложенном состоянии составляет от 96 см до 205 см. Кроме того, на российском рынке представлены сушилки настенные, потолочные, занимающие минимальную полезную площадь помещений. Полагаем, что субъекты предпринимательской деятельности могут самостоятельно выбирать оптимальные для их помещения средства как для стирки, так и для сушки белья. Одновременно обращаем внимание, что при использовании только одноразового белья стиральная машина может не понадобиться. Таким образом, требование строки 10 Приложения 1 к нормативному акту о площади отдельного помещения прачечной, равной 9 м2 на 1 рабочее место, должно быть исключено из указанного Приложения. Нормативным актом установлено требование об использовании "только чистого белья для обслуживания клиентов", "запас чистого белья (...) должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого клиента (пункт 9.10 нормативного акта), а также о наличии отдельного помещения для организации стирки использованного белья "со специальным оборудованием" (пункт 9.12 нормативного акта). Полагаем, указанных требований достаточно для достижения цели сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2.2. Согласно пункту 3.6 нормативного акта в педикюрных кабинетах "должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды". Обращаем внимание, что для организаций, оказывающих услуги аппаратного педикюра, не требуется использование ванн для ног. Считаем необходимым определить исключение из требования пункта 3.6 нормативного акта о наличии не менее двух ванн для ног для кабинетов, предназначенных только для аппаратного маникюра. 2.3. Согласно пункту 6.4 нормативного акта при отсутствии централизованного горячего водоснабжения допускается установка проточных водонагревательных устройств с подключением к системе холодного водоснабжения. Использование непроточных нагревателей допускается только в качестве резервного источника водоснабжения". Остается неясным ограничение для использования непроточных водонагревательных устройств. Такие устройства, как правило, более экономичны с точки зрения потребления электроэнергии. Полагаем целесообразным предусмотреть возможность использования как проточных, так и непроточных водонагревательных устройств в нормативном акте. 2.4. Согласно пункту 9.13 нормативного акта запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос. Полагаем, что указанное запрещение избыточно: при надлежащей дезинфекции кисточка, так же как и все остальные инструменты, полагаем, может использоваться при оказании парикмахерских услуг. Считаем необходимым изменить редакцию пункта 9.13 нормативного акта: слова "запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос" заменить на слова "использование кисточек для удаления остриженных волос допускается только при условии их дезинфекции после каждого клиента". 2.5. Согласно пункту 9.6 нормативного акта "остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметичные емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют (утилизируют) в установленном порядке". Обращаем внимание, что нормативный правовой акт - документ прямого действия, его требования должны однозначно пониматься как субъектами предпринимательской деятельности, так и контролирующими органами. Считаем необходимым указать порядок "удаления (утилизации)" остриженных волос. Остается неясным, какой "установленный порядок" имеется в виду. 2.6. При введении СанПиН 2.1.2.2631-10 срок его действия не был установлен, что является нарушением требований статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) в части обоснования сроков и условий введения санитарных правил в действие, а также пункта 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (далее - Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании), предусматривающего, что срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. 3. По результатам проведенного исследования Минэкономразвития России пришло к следующим выводам: В соответствии с пунктом 10 Приказа № 634 в нормативном акте содержатся положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, касающиеся наличия в нормативном акте требований, связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, наличия персонала, осуществления не связанных с предоставлением информации или подготовкой документов работ, услуг в связи с организацией, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые, по мнению субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованно усложняют ведение деятельности либо приводят к существенным издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности. По результатам экспертизы приказа полагаем целесообразным: 3.1. Исключить из Приложения 1 к нормативному акту требование о площади отдельного помещения прачечной, равной 9 м2 на 1 рабочее место. 3.2. Определить исключение из требования пункта 3.6 нормативного акта о наличии не менее двух ванн для ног для кабинетов, предназначенных только для аппаратного маникюра. 3.3. Предусмотреть в пункте 6.4 нормативного акта возможность использования как проточных, так и непроточных водонагревательных устройств при отсутствии централизованного горячего водоснабжения. 3.4. Изменить редакцию пункта 9.13 нормативного акта: слова "запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос" заменить словами "использование кисточек для удаления остриженных волос допускается только при условии их дезинфекции после каждого клиента". 3.5. Указать в пункте 9.6 нормативного акта порядок удаления (утилизации) остриженных волос. 3.6. Установить срок действия нормативного акта в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 52-ФЗ. 4. Проект заключения экспертизы направлялся в Роспотребнадзор письмом Минэкономразвития России от 11 июля 2013 г. № Д26и-731. Письмом Роспотребнадзора от 1 августа 2013 г. № 01/8743-13-23 в Минэкономразвития России поступили комментарии Службы к проекту заключения экспертизы. Роспотребнадзор полагает возможным учесть предложения пунктов 2.1 - 2.5 заключения экспертизы в части: - исключения требований приложения 1 к СанПиН 2.1.2.2631-10 в отношении площади отдельного помещения прачечной, равной 9 м2 на 1 рабочее место; - использования непроточных водонагревательных устройств (бойлерных установок); - уточнения пункта 3.6 СанПиН 2.1.2.2631-10 об отсутствии необходимости двух ванн для ног для кабинетов, в которых осуществляется только аппаратный педикюр, по технологии, не требующей размягчения кожи стоп с использованием воды; - допущения использования кисточек для удаления остриженных волос при условии их дезинфекции после каждого клиента. В отношении пункта 2.6 заключения экспертизы Роспотребнадзор отмечает, что остриженные волосы удаляются (утилизируются) как твердый бытовой отход, порядок удаления (утилизации), порядок удаления (утилизации) которых устанавливается иными нормативными правовыми актами и не может являться предметом рассматриваемого нормативного акта. Вместе с тем, Роспотребнадзор считает возможным уточнить положения пункта 9.6 СанПиН 2.1.2.2631-10, взамен слов "в установленном порядке" указав, что остриженные волосы удаляются (утилизируются) вместе с твердыми бытовыми отходами. В отношении пункта 2.7 заключения экспертизы Роспотребнадзор указывает следующее: "Требования постановления Правительства Российской Федерации имеют прямое действие и при утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10 не предусматривался иной срок действия, чем это установлено пунктом 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании*. Таким образом, нарушение действующего законодательства Российской Федерации отсутствует, что подтверждено фактом государственной регистрации СанПиН 2.1.2.2631-10 Минюстом России. При этом, основываясь на положениях Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, срок действия санитарных правил может быть установлен при их утверждении, либо в последующем при необходимости продлен". _____________ * Согласно пункту 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. Проект заключения был размещен в сети Интернет по адресу www.regulation.gov.ru, а также направлялся представителям предпринимательского сообщества на предоставление отзыва в срок до 30 июля 2013 г. Поступившие в Минэкономразвития России в установленный срок отзывы, замечания и предложения были рассмотрены при доработке проекта заключения. Результаты рассмотрения отзывов представлены в Справке о результатах рассмотрения отзывов, замечаний и предложений при доработке проекта заключения об экспертизе после его размещения в сети Интернет (приложение 2 к данному заключению). 5. По итогам проведенных публичных консультаций по проекту заключения экспертизы, рассмотрения позиции разработчика нормативного акта Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. В соответствии с пунктом 3 Постановления № 633 Минэкономразвития России считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о необходимости внесения изменений в отдельные положения СанПиН 2.1.2.2631-10, указанные в пункте 3 настоящего заключения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Приложения: 1. Сводная таблица отзывов, замечаний и предложений на 10 л. в 1 экз. 2. Справка о результатах рассмотрения отзывов, замечаний и предложений при доработке проекта заключения об экспертизе после его размещения в сети Интернет на 6 л. в 1 экз. Приложение 1к Заключению
об экспертизе СанПиН
2.1.2.2631-10 Сводная таблица отзывов, замечаний и предложений
Приложение 2к Заключению
об экспертизе СанПиН
2.1.2.2631-10 Справка о результатах рассмотрения отзывов, замечаний и предложений при доработке проекта заключения об экспертизе после его размещения в сети Интернет
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |