Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 14 августа 2013 г. № 298

"Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ"

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № АД-П9-427 приказываю:

утвердить прилагаемую комплексную стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации.

 

Министр

С.Е. Донской

 

Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации

(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 14 августа 2013 г. № 298)

I. Общие положения

1. Предметом комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (далее - комплексная стратегия) являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

2. Для целей настоящей комплексной стратегии используются следующие понятия:

отходы потребления - подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции);

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

утилизация (использование) отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация);

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и (или) обеззараживание отходов на специализированных установках, предусматривающая уменьшение количества отходов и (или) их опасности для окружающей среды, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов, включая сортировку, разборку, очистку, к дальнейшей утилизации (использованию);

твердые коммунальные (бытовые) отходы - отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства;

раздельный сбор отходов - сбор отходов, предусматривающий разделение по видам и составу в целях дальнейшей утилизации (использования);

оператор по обращению с отходами потребления - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность сбору, накоплению, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов потребления;

упаковка - продукция, которая используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения товаров, сырья и готовой продукции;

отходы товаров (продукции) - отходы потребления, оставленные их собственником в месте накопления отходов или переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации оператору по обращению с отходами, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации (использования) отходов товаров (продукции) - это установленное отношение количества товаров (продукции) определенного вида, упаковки таких товаров (продукции), реализованных физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и подлежащих утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров (продукции) соответствующего вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, выраженное в процентах.";

экологический взнос - взнос, уплачиваемый производителями, импортерами товаров (продукции), подлежащих утилизации (использованию), в качестве обеспечения утилизации (использования) отходов товаров (продукции).

3. Ежегодно в России образуется более 60 млн. тонн твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее - ТКО), что составляет около 400 кг отходов на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7 - 8 % собираемых ТКО, остальной их объем направляется на захоронение.

Низкий процент утилизации (использования) ТКО связан с недостаточным развитием инфраструктуры: в настоящее время в России функционирует 243 комплекса по утилизации (использованию) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов.

При этом система сбора и анализа статистической информации о ТКО охватывает не все источники их образования, отсутствуют средства объективного учета количества образующихся ТКО.

4. Физические лица-собственники (наниматели) жилых помещений, в результате жизнедеятельности которых образуются ТКО, не несут ответственности за их конечное удаление экологически безопасным способом.

5. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:

а) загрязнение и захламление земель;

б) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;

в) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТКО;

г) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).

Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции).

6. Столь низкий процент переработки ТКО обусловлен рядом следующих причин:

а) ликвидирована система заготовки и переработки "вторичного сырья", которая функционировала в СССР, а надлежащая система управления деятельностью по обращению с ТКО за "постсоветский" период не создана;

б) произошел скачкообразный рост потребления населением, особенно городским, товаров (продукции), которые после утраты своих потребительских свойств относятся к ТКО, а также увеличения количества упаковочных отходов;

в) инфраструктура по раздельному сбору, утилизации (использованию) и обезвреживанию образовавшихся ТКО имеет крайне недостаточное развитие;

г) предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТКО неэффективен.

7. Передача в 2004 г. полномочий по организации обращения с ТКО от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления ещё более усугубила ситуацию. При выполнении своих обязанностей по организации обращения с ТКО муниципальные образования:

а) испытывают недостаток финансовых средств для реализации возложенных полномочий по регулированию деятельности по обращению с отходами;

б) располагают ограниченными возможностями по учету геологических и физико-географических условий и по привлечению инвестиций для создания и развития инфраструктуры по удалению ТКО;

в) не могут принимать решения межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТКО.

8. Комплексная стратегия представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО.

Реализация направлений действий, предусмотренных комплексной стратегией, должна обеспечить:

сокращение образования ТКО;

кратное увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;

сокращение объемов ТКО, направляемых на захоронение;

уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.

9. Комплексная стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. № Пр-1102.

II. Главная цель и основные задачи комплексной стратегии

10. Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

11. Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением следующих основных задач:

а) совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;

б) создание эффективной системы управления в области обращения с ТКО;

в) развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТКО;

г) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО;

д) внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;

е) совершенствование ценообразования при обращении с ТКО;

ж) развитие системы экологического и санитарно-эпидемиологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;

з) обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО.

III. Приоритеты, принципы и целевые показатели деятельности по обращению с ТКО

12. Комплексная стратегия основана на общепризнанной иерархии приоритетов государственной политики в области обращения с отходами (в порядке снижения приоритета):

а) максимальное использование исходного сырья и материалов;

б) сокращение объёма образования и снижение класса опасности отходов;

в) обработка (предварительная подготовка) отходов к утилизации (использованию);

г) утилизация (использование) отходов;

д) другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

е) обезвреживание отходов;

ж) размещение отходов экологически и санитарно-эпидемиологически безопасным способом.

13. Основными принципами комплексной стратегии являются:

а) соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

б) соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО;

в) участие каждого гражданина и всего населения в организации деятельности по минимизации количества ТКО и их негативного воздействия на окружающую среду;

г) неотвратимость наказания за нарушения законодательства Российской Федерации при обращении с ТКО;

д) предотвращение загрязнения компонентов природной среды ТКО;

е) рациональное использование природных и иных материальных ресурсов, содержащихся в потребляемой товарах (продукции).

14. Целевыми показателями, характеризующими деятельность по обращению с ТКО, являются:

а) количество образующихся ТКО (календарный год, кг (т));

б) количество образования ТКО на душу населения (календарный год, кг (т));

в) количество ТКО, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение) (календарный год, кг (т));

г) доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО (календарный год, проценты);

д) доля ТКО, используемых для производства тепловой и электрической энергии к общему объёму отходов (календарный год, проценты);

е) другие показатели, устанавливаемые в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области обращения с отходами.

IV. Основные направления действий по реализации комплексной стратегии

15. Основными направлениями действий по решению задачи совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО являются:

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации комплексной стратегии;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы норм и правил, регулирующих деятельность по обращению с ТКО, в законодательстве Российской Федерации;

в) снижение и снятие избыточных административных барьеров в сфере обращения с ТКО;

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов потребления:

с содержанием органических компонентов;

без предварительной механической и химической обработки отходов и их сортировки по компонентам, подлежащим утилизации (использованию);

в объектах размещения отходов потребления, не соответствующих установленным к таким объектам экологическим требованиям;

д) установление правил к организации сбора ТКО с разделением на разные виды, включая сортировку определенной части отходов у источника образования, с целью увеличения объемов и снижения затрат на утилизацию (использование);

е) усиление ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

ж) установление в критериях оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО;

з) внесение дополнений в законодательство Российской Федерации с целью гармонизации требований к обращению с медицинскими отходами и с ТКО.

16. Основными направлениями действий по решению задачи создания эффективной системы управления в области обращения с ТКО являются:

а) наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации рядом полномочий по обращению с ТКО, включая:

организацию деятельности по сбору, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению ТКО;

установление тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение отходов ТКО;

установление норм накопления ТКО;

установление порядка сбора ТКО;

установление запрета на размещение отходов, не прошедших обработку.

б) формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с ТКО;

в) принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных программ обращения с ТКО и другими отходами потребления, включающих:

баланс количественных характеристик образования, утилизации (использования), обезвреживания, размещения ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (с периодическим обновлением не реже, чем один раз в пять лет);

значения целевых показателей в области обращения с ТКО, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

перечень мероприятий в области обращения с ТКО с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с ТКО;

г) принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальных схем обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами и другими отходами потребления, включающих:

источники и объемы образования твердых коммунальных (бытовых) отходов по районам;

мощности по их переработке и удалению;

сведения о потоках отходов;

баланс образования и удаления отходов;

потенциал развития мощностей;

запрет на эксплуатацию объектов по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов потребления, не включенных в территориальные схемы;

д) включение в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектов инфраструктуры, предоставляющих населению услуги по удалению ТКО и обеспечивающие их преимущественную утилизацию (использование);

е) установление в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации региональных индикаторов и показателей, характеризующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

17. Основными направлениями действий по решению задачи развития инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТКО являются строительство и развитие межмуниципальных:

а) транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки ТКО к конечному удалению, включающих обустроенные площадки для сбора (в том числе раздельного) и накопления ТКО, станции перегрузки ТКО, мусоросортировочные станции;

б) центров сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

в) объектов по утилизации (использованию) ТКО;

г) объектов по обезвреживанию ТКО для получения тепловой и электрической энергии, для получения метана при обработке органических компонентов, входящих в состав ТКО;

д) полигонов захоронения отходов потребления, соответствующим установленным к ним экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

18. Основными направлениями действий по решению задачи обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО являются:

а) установление экологических и санитарно-эпидемиологических требований к сбору, обезвреживанию и размещению ТКО, а также отдельных компонентов ТКО (ртутные энергосберегающие лампы, электротехнические изделия и др.);

б) установление экологических и санитарно-эпидемиологических требований к объектам размещения отходов потребления, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду таких объектов;

в) выявление и ликвидация свалок и рекультивация полигонов захоронения отходов потребления, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и среды обитания.

19. Основными направлениями действий по решению задачи внедрения механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО являются:

а) экономическое стимулирование раздельного сбора ТКО и сокращения их объемов, поступающих на захоронение;

б) установление общепризнанного принципа "расширенной ответственности производителя (импортера)" товаров (продукции), подлежащих утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции), подлежащие утилизации (использованию), по обеспечению их утилизацию (использование) в соответствии с нормативами утилизации (использования) отходов товаров (продукции) и установление порядка реализации данного принципа, предусматривающего альтернативность исполнения данной обязанности:

- самостоятельно: путем эксплуатации собственных мощностей по переработке или договоров на сбор, утилизацию (использование) с операторами по обращению с отходами, в том числе в объединении с иными производителями, импортерами товаров (продукции), принявших на себя обязательство по самостоятельному обеспечению утилизации (использования) отходов,

- посредством уплаты экологического взноса.

в) формирование специальных финансовых инструментов для аккумулирования финансовых средств за счет реализации принципа "расширенной ответственности производителя (импортера)" в целях субсидирования строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры по удалению ТКО;

г) установление дифференцированных земельных налогов при размещении объектов для удаления ТКО на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и на землях, находящихся в муниципальной собственности, в зависимости от назначения объекта (по сбору и утилизации (использованию), по обезвреживанию, по захоронению ТКО);

д) установление норм накопления ТКО на территориях субъектов Российской Федерации.

20. Основными направлениями действий по решению задачи совершенствования ценообразования при обращении с ТКО является:

установление раздельных тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение ТКО.

21. Основными направлениями действий по решению задачи развития системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО являются:

а) развитие у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, ресурсосберегающего отношения при потреблении товаров (продукции), в том числе направленного на экономию материальных ресурсов;

б) внедрение инновационных методов информационной и пропагандистской работы с населением по вопросам обращения с ТКО;

в) государственная поддержка издания литературы, направленной на образование и просвещение в области обращения с ТКО;

г) формирование и повышение экологической и гигиенической культуры, начиная от воспитанников детских садов, учащихся и студентов образовательных учреждений до специалистов предприятий и организаций, а также органов государственного и муниципального управления;

д) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически и гигиенически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической и гигиенической грамотности у обучающихся;

е) поощрение активного участия населения в мероприятиях по раздельному сбору и утилизации (использованию) ТКО.

22. Основными направлениями действий по решению задачи обеспечения сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО являются:

а) нанесение на товары (продукцию) в упаковке и без упаковки специальной экомаркировки в соответствии с принятыми международными стандартами в целях:

принятия производителями решений относительно разработки новых или усовершенствования существующих товаров (продукции) и упаковки к ним;

указания предпочтительного способа удаления после употребления;

упрощения процесса раздельного сбора отходов после утраты такими товарами (продукцией) своих потребительских свойств;

б) проведение информационных и агитационных кампаний среди населения в целях повышения информированности о способах минимизации образования отходов, способах их удаления, в том числе посредством утилизации (использования);

в) организация доступа всех слоев общества к информации о межрегиональных и межмуниципальных центрах сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

г) установление обязанности по периодической публикации предприятиями по утилизации (использованию) ТКО отчетов о проводимой ими природоохранной деятельности;

д) издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного сбора ТКО;

е) совершенствование системы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с ТКО, включая использование единых единиц измерения (кг(т)).

V. Ресурсное обеспечение реализации комплексной стратегии

23. Финансирование реализации комплексной стратегии обращения с ТКО осуществляется за счет средств федерального бюджета (в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма концессионных соглашений, включая финансовые средства, поступающие от реализации принципа "расширенной ответственности производителя (импортера)".

VI. Этапы реализации комплексной стратегии

24. План по реализации мероприятий, предусмотренных комплексной стратегией указан в приложении к настоящей комплексной стратегии.

25. Первый этап - проведение институциональных изменений в управлении ТКО и совершенствование нормативной правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО для реализации комплексной стратегии - 2013 - 2015 годы.

26. Второй этап - создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения, развитие системы экологического и гигиенического воспитания и образования - 2016 - 2020 годы.

27. Третий этап - достижение значений целевых показателей и показателей задач, установленных в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - 2021 - 2030 годы.

 


Приложение

к комплексной стратегии обращения
с твердыми коммунальными (бытовыми)
отходами в Российской Федерации

План по реализации мероприятий, предусмотренных Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации

п/п

Наименование мероприятия

Ответственные исполнители

Срок реализации

I. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

1

Обеспечение сопровождения проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" при рассмотрении его палатами Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации и в других проводимых палатами Федерального Собрания Российской Федерации мероприятиях, связанных с рассмотрением и доработкой законопроекта.

Минприроды России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2013 - 2014 гг.

2

Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение перечня видов отходов потребления, захоронение которых запрещается.

Минприроды России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

В течение 12 - 24 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

3

Подготовка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок сбора твердых коммунальных (бытовых) отходов на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и с требованиями в сфере охраны здоровья человека.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

В течение 12 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

4

Подготовка проекта федерального закона, предусматривающего усиление административной ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

Минприроды России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2015 г.

5

Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего установление при проведении оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

Минрегион России,

Минприроды России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2014 г.

6

Подготовка доклада в Правительство Российской Федерации с предложениями по внесению дополнений в законодательство Российской Федерации с целью гармонизации требований к обращению с медицинскими отходами и с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

Минздрав России,

Роспотребнадзор,

Минприроды России,

Росприроднадзор,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2014 г.

II. Создание эффективной системы управления в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

7

Закрепление за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по:

организации деятельности по сбору, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов;

установлению норм накопления ТКО;

установлению порядка сбора ТКО;

установлению запрета на размещение отходов, не прошедших обработку.

Минприроды России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

В рамках проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

8

Формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

2016 - 2017 гг.

9

Подготовка и принятие региональных программ обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами и другими отходами потребления.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2014 - 2016 гг.

10

Подготовка и принятие территориальных схем обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами и другими отходами потребления в субъектах Российской Федерации

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

Росприроднадзор

2014 - 2016 гг.

11

Включение в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектов инфраструктуры, предоставляющих населению услуги по удалению твердых коммунальных (бытовых) отходов и обеспечивающих их преимущественное утилизацию (использование)

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

2015 - 2016 гг.

12

Установление в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации региональных индикаторов и показателей, характеризующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2014 - 2020 гг.

13

Реализация мероприятий, предусматривающих достижение прогнозных региональных индикаторов и показателей, характеризующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, определенных в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и региональных программах обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами и другими отходами потребления.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

хозяйствующие субъекты

2021 - 2030 гг.

III. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов

14

Строительство и развитие межмуниципальных объектов по обеспечению деятельности в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

2016 - 2020 гг.

IV. Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных (бытовых) отходов

15

Подготовка и принятие ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих экологические и санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Минприроды России,

Роспотребнадзор

В течение 24 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

16

Подготовка и принятие ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих экологические и санитарно-эпидемиологические требования к объектам размещения отходов потребления.

Минприроды России,

Роспотребнадзор

 

В течение 24 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

17

Проведение работ по выявлению и ликвидации свалок и рекультивации полигонов захоронения отходов потребления, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и среды обитания.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

хозяйствующие субъекты

2013 - 2020 гг.

V. Внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

18

Подготовка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих дифференцирование земельных налогов при размещении объектов для удаления твердых коммунальных (бытовых) отходов на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и на землях, находящихся в муниципальной собственности, в зависимости от назначения объекта (по сбору и использованию, по обезвреживанию, по захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов).

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

 

2015 г.

19

Подготовка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих нормы накопления твердых коммунальных (бытовых) отходов на территориях субъектов Российской Федерации

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

В течение 6 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

VI. Совершенствование ценообразования при обращении с ТКО

20

Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего разделение тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение твердых коммунальных (бытовых) отходов.

федеральные органы исполнительной власти, определенные в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

В течение 6 месяцев после принятия проекта федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".

VII. Развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

21

Подготовка и представление в Правительство Российской Федерации доклада с предложениями о внедрении инновационных методов информационной и пропагандистской работы с населением по вопросам обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

Минприроды России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

хозяйствующие субъекты

2015 г.

22

Подготовка и представление в Правительство Российской Федерации доклада с предложениями по государственной поддержке издания литературы, направленной на образование и просвещение в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

Минприроды России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2015 г.

23

Подготовка и представление в Правительство Российской Федерации доклада с предложениями по формированию и повышению экологической и гигиенической культуры, начиная от воспитанников детских садов, учащихся и студентов образовательных учреждений до специалистов предприятий и организаций, а также органов государственного и муниципального управления

Минприроды России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2015 г.

24

Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы

Минприроды России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2015 г.

VIII. Обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

25

Проведение информационных и агитационных кампаний среди населения в целях повышения информированности о способах минимизации образования отходов, способах их удаления, в том числе посредством утилизации (использования)

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, Росприроднадзор

2016 - 2020 гг.

26

Организация доступа всех слоев общества к информации о межрегиональных и межмуниципальных центрах сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, Росприроднадзор

2016 - 2020 гг.

27

Подготовка и принятие ведомственного нормативного правового акта, устанавливающего форму и срок периодической публикации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по утилизации (использованию) отходов, отчетов о деятельности в области охраны окружающей среды

Минприроды России

2015 г.

28

Издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного сбора ТКО

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, Росприроднадзор

2016 - 2020 гг.

29

Совершенствование системы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с ТКО

Росприроднадзор,

Росстат

2014 г.

 

 



© 2013 Ёшкин Кот :-)