| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОДМ 218.6.010-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО Москва 2013 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ»). 2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. 3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 21.02.2013 № 207-р. 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
1 Область применения1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по подготовке, проведению и оформлению результатов аудита обеспечения безопасности дорожного движения (далее - аудита) на автомобильных дорогах общего пользования [1, 2]. 1.2 Настоящий методический документ предназначен для организаций, осуществляющих внешний и внутренний аудит проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта и автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации. 1.3 Настоящий методический документ рекомендуется для применения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Российской Федерации. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85) СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95*) 3. Термины и определенияВ настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. 3.2 аудит безопасности дорожного движения: Проверка результатов деятельности организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации и безопасности дорожного движения. 3.3 аудитор: Специалист, имеющий высшее или среднее техническое образование автодорожного или автотранспортного профиля и стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее 3 лет. 3.4 аудиторская организация: Организация, специализирующаяся на проведении аудита безопасности дорожного движения, имеющая в своем штате не менее трех аудиторов. 3.5 аудируемое лицо: Проектная, строительная или дорожная организация, чьи результаты деятельности проверяются аудитом. 3.6 аудируемая дорога: Обследуемая в результате аудита автомобильная дорога (проект дороги). 3.7 безопасность дорожного движения: Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий. 3.8 владельцы автомобильных дорог: Российская Федерация, ее административно-территориальные единицы, юридические и физические лица, в собственности которых находятся автомобильные дороги, а также юридические лица, за которыми автомобильные дороги закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 3.9 внешний аудит: Аудит, проводимый независимыми организациями. 3.10 внутренний аудит: Аудит, проводимый специалистами самой организации или от ее имени для внутренних целей. 3.11 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. 3.12 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. 3.13 дорожная организация: Орган управления дорожного хозяйства, в чьем управлении находится аудируемая дорога (сеть или участок дороги). 3.14 дорожные условия: Комплекс факторов, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и режимы движения по дороге потоков транспортных средств. 3.15 заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит. 3.16 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, характеризующийся уровнем аварийности, показатели которого превышают установленные критические значения. 3.17 пользователи автомобильными дорогами: Физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения. 3.18 программа аудита: Совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. 3.19 организация дорожного движения: Комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. 3.20 технические средства организации дорожного движения: Дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства. 4. Общие положения4.1 Аудит безопасности дорожного движения автомобильной дороги подразумевает независимый от мнения проектировщиков или дорожных организаций анализ ее безопасности, эффективности организации дорожного движения и состояния ее транспортно-эксплуатационных характеристик, способствующих совершению ДТП [3]. 4.2 Целью проведения аудита является установление соответствия проектных решений автомобильной дороги и деятельности проектных и дорожных организаций по организации и безопасности дорожного движения требованиям нормативных документов [4, 5]. 4.3 Объектами аудита являются: - проектная документация на линейные объекты капитального строительства; - характеристики дорожных условий автомобильных дорог; - параметры и состояние технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД); - схемы и методы организации дорожного движения; - участки концентрации ДТП; - другие специальные объекты. 4.4 Заказчиком аудита могут быть: - для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, органы управления автомобильными дорогами; - для автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные управлять такими дорогами; - для частных автомобильных дорог - владельцы таких дорог. 4.5 Подготовка и проведение аудита осуществляются организациями-аудиторами, уполномоченными Федеральным дорожным агентством, и аудиторами организаций, уполномоченными владельцами автомобильных дорог. 4.6 Объекты аудита и объемы работ при проведении внешних аудитов определяются договором, заключаемым между владельцем автомобильных дорог и организацией-аудитором. 4.7 Вопросы, решаемые в ходе аудита, определяются заказчиком. 4.8. Ресурсы, выделенные для аудита, должны быть достаточны для назначенного объема работ. 4.9 Результативность аудита определяется соблюдением двух основных требований. • Обязательностью и регулярностью аудита на каждой стадии технологического этапа дорожного проекта. Выполнение требования может быть достигнуто с помощью различных вариантов распределения ответственности между экспертами в течение всего процесса аудита безопасности дорожного движения. • Формальностью процедуры аудита. Выполнение этого требования упрощается с помощью использования контрольных листов. 4.10 Виды аудита в зависимости от стадии жизненного цикла автомобильной дороги приведены в таблице 1. Таблица 1 - Виды аудита
4.11 В зависимости от организации аудита он может быть внешним и внутренним, по периодичности проведения - плановым и внеплановым. 4.12. При проведении аудита безопасности дорожного движения рекомендуется использовать нормативно-технические документы для оценки условий движения на автомобильных дорогах и разработки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. 5. Виды аудита5.1 Внешний аудит заключается в проверке организациями-аудиторами или независимыми аудиторами на автомобильной дороге отдельных или всех направлений деятельности дорожных организаций, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Внутренний аудит выполняется аудиторами владельцев автомобильных дорог. 5.2 Внешний плановый и внеплановый аудит (может) проводится на автомобильных дорогах федерального значения на основании: • плана-графика проведения аудита, утвержденного Федеральным дорожным агентством в случаях: - поступления обоснованных жалоб и предложений от юридических или физических лиц, в которых содержится информация о нарушениях требований обеспечения безопасности дорожного движения со стороны дорожных организаций; - сомнений в достоверности информации, представленной в отчетных материалах ранее проведенных внутренних аудитов; - существенных изменений в организации дорожного движения и т.п.; • договора между владельцами автомобильных дорог и организациями-аудиторами. 5.3 Периодичность проведения внешнего планового аудита при эксплуатации автомобильных дорог федерального значения составляет 5 лет. 5.4. При проектировании автомобильных дорог внешний аудит может быть организован в рамках проведения негосударственной технической экспертизы проектной документации организациями, имеющими соответствующую аккредитацию и специализацию. 5.5 Порядок, сроки и объем проведения внутренних аудитов, а также правила оформления и хранения материалов их проведения определяются владельцами автомобильных дорог. 5.6 Внутренний аудит следует проводить систематически, планомерно, проверяя все процессы и подразделения предприятия. 5.7 Во время внутренних аудитов должен соблюдаться принцип: аудитор отвечает только за достижение целей аудита. Аудитор может рекомендовать как устранить несоответствие, но не отвечает за устранение выявленных недостатков. 6. Основные этапы проведения аудита6.1 Любой процесс аудиторской проверки определяется как совокупность организационных, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур по ГОСТ Р ИСО 19011-2012. 6.2 Стадиями реализации аудита являются: - организационная; - исследовательская; - составление отчета аудитора. 6.3 Типовая схема проведения аудита приведена на рисунке 1. Глубина и объем аудита зависят от области применения, сложности конкретного аудита и предполагаемого использования заключений по результатам аудита. Рисунок 1 - Типовая схема проведения аудита (пунктирные линии указывают на то, что действия по результатам аудита не являются частью аудита) 6.4 Объекты аудита и объемы работ при выполнении внешних аудитов определяются техническим заданием, который готовит заказчик аудита (владелец автомобильной дороги). 6.5 После назначения (утверждения) организации-аудитора заказчик направляет в подрядные организации письмо-циркуляр, в котором указываются сроки, основные направления аудита и организация-аудитор. 6.6 После подписания контракта на проведение аудита организации-аудитору рекомендуется: - осуществить подборку необходимых для проведения аудита основных и вспомогательных документов; - подготовить транспортные средства, приборы и инструменты, необходимые для сбора информации при аудите о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, состоянии технических средств организации дорожного движения; - предупредить руководителя дорожной организации о проведении аудита не менее чем за пять дней до начала его выполнения с целью предоставления возможности подготовки необходимых материалов и принятия организационных мер по обеспечению участия в аудите ответственных представителей со стороны дорожной организации. 6.7 При проведении внешнего аудита аудиторам рекомендуется: - зарегистрироваться в журнале учета проверок (если он ведется в дорожной организации); - провести предварительное совещание с руководителем дорожной организации (уполномоченным представителем); - провести аудит в строгом соответствии с программой аудита; - зафиксировать результаты аудита на бумажном и электронном носителях; - обеспечить сохранность и возврат полученных в процессе аудита документов; - не разглашать полученные в ходе аудита сведения, относящиеся к коммерческой или иной охраняемой законом информации. 6.8 Должностными лицами дорожных организаций предоставляются аудиторам запрашиваемые документы и материалы в соответствии с программой аудита. 6.9 Организация-аудитор назначает приказом руководителя аудиторской группы. 6.10 Для управления программой аудита должен назначаться руководитель. 6.11 Для каждого вида аудита определяются цели, область и критерии в пределах программы аудита. 6.12 При проведении аудита рекомендуется учитывать следующие факторы: - достаточность и наличие необходимой информации для планирования аудита; - сотрудничество с проверяемой организацией; - наличие времени и необходимых ресурсов. 7. Разработка программы аудита7.1 Программа аудита определяет характер, временные рамки (сроки) и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения общего плана аудиторской проверки. 7.2 Программа аудита разрабатывается на основании технического задания заказчика организацией-аудитором. 7.3 Разработке программы аудита должна предшествовать аналитическая подготовительная работа, в процессе которой аудиторам рекомендуется: - изучить результаты последнего аудита, если он проводился, в целях ознакомления с характером установленных ранее несоответствий и замечаний; - проанализировать информацию о состоянии аварийности на аудируемой дороге (рост или снижение общего количества ДТП, а также происшествий по причине неудовлетворительных дорожных условий и т.д.); - установить перечень и адреса мероприятий на автомобильной дороге за последние 2 - 3 года. Программа аудита в общем виде должна содержать: - наименование аудируемой дороги, дорожной организации, в чьем управлении находится аудируемая дорога, владельца дороги и организации-аудитора; - основание для проведения аудита; - сроки проведения аудита; - Ф.И.О., должность аудиторов; - объекты аудита; - этапы работ по проверке объектов аудита. 8. Управление программой аудита8.1 Общие положения 8.1.1 Программа аудита может включать как полный аудит, так и выборочный (специальный) в зависимости от размера, характера деятельности и сложности аудируемой автомобильной дороги. 8.1.2 Программа аудита необходима для планирования и организации работ, а также обеспечения ресурсами при проведении аудита. 8.1.3 На рисунке 2 изображена блок-схема процесса управления программой аудита. Рисунок 2 - Схема процесса управления программой аудита 8.2. Цели программы аудита 8.2.1 Для того, чтобы спланировать аудит и провести его, необходимо детализировать цели программы аудита, которые определяются техническим заданием. 8.2.2. Основными целями аудита безопасности дорожного движения являются: - снижение количества ДТП и тяжести их последствий; - повышение транспортно-эксплуатационных характеристик дороги; - устранение мест концентрации ДТП; - приведение элементов обустройства и ТСОДД в соответствие с нормативными требованиями; - предложения по реализации мероприятий по устранению или смягчению влияния дорожных условий на риск совершения ДТП. 8.2.3 Эти цели могут основываться на: - выбранных приоритетах в организации и безопасности дорожного движения; - эффективности использования ресурсов; - соблюдении законодательных, нормативных и контрактных требований; - требованиях потребителя (например, перевозчиков опасных грузов, участников движения с ограниченными физическими способностями и т.п.). 8.2.4 При необходимости в программу аудита могут быть включены и другие вопросы анализа деятельности предприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. 8.3 Объем программы аудита Объем программы аудита определяется следующими факторами: - размером, характером и сложностью проводимого обследования; - областью распространения, целями и продолжительностью каждого запланированного аудита; - частотой проведения аудитов; - количеством, важностью, сложностью проверяемых процессов; - рекомендациями стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита; - результатами предыдущих аудитов или анализом предыдущих программ аудитов. 8.4 Ресурсы аудита При определении необходимых данных для программы аудита необходимо учитывать: - собираемые сведения (показатели) для проведения аудита; - методы аудита; - наличие аудиторов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудита; - объем программы аудита; - время для проведения обследования; - уже имеющиеся данные в автоматизированных базах дорожных данных «Дорога» и ИРС «Монстр». 8.5 Процедуры аудита 8.5.1 Процедура аудита должна включать: - планирование и составление графиков аудита; - обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту; - выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности; - проведение аудита; - проведение последующих аудитов, если это требуется; - ведение записей программы аудита; - мониторинг выполнения программы аудита и ее результативности; - отчет о результатах аудита. 8.5.2 Для небольших объемов аудита возможно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой. 8.6 Выполнение программы аудита Выполнение программы аудита включает следующие этапы работ: - доведение программы аудита до соответствующих сторон; - координирование и составление графиков аудита и других действий, относящихся к программе аудита; - обеспечение подбора групп по аудиту; - предоставление необходимых сведений для проведения аудита; - обеспечение проведения аудита в соответствии с программой аудита; - подготовку отчета по результатам аудита и предоставление его заказчику. 9. Задачи участников аудита9.1 Заказчик аудита 9.1.1 В процессе аудита заказчику рекомендуется осуществлять координацию действий всех участников проекта и контроль за его проведением. 9.1.2 Заказчик аудита направляет в дорожную организацию письмо-циркуляр о сроках аудита, организации-аудиторе, необходимости выделения представителя организации. 9.2 Организация- аудитор 9.2.1 Для проведения внешнего аудита оформляются предписания на проведение аудита, которые подписываются руководителем организации-аудитора. Предписания выдаются аудиторам. Форма предписания приведена в приложении А. 9.2.2 При подготовке к внешнему аудиту организация-аудитор обязана: - подготовить программу аудита; - осуществить подбор необходимых для проведения аудита материалов и документации; - провести подготовку приборов и инструментов, необходимых для сбора информации о дорожных условиях, транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, состоянии технических средств организации дорожного движения, методах организации дорожного движения и наличии мест концентрации ДТП. 9.2.3 При проведении внешнего аудита аудиторы обязаны: - зарегистрироваться в журнале учета проверок (если он ведется в дорожной организации); - провести предварительное совещание с руководителем дорожной организации (уполномоченным представителем); - провести аудит в строгом соответствии с программой аудита; - зафиксировать результаты аудита на бумажном и электронном носителях; - обеспечить сохранность и возврат полученных в процессе аудита документов; - не разглашать полученные в ходе аудита сведения, относящиеся к коммерческой или иной охраняемой законом информации. 9.2.4 Организация-аудитор несет ответственность за проведение внешнего аудита, регистрацию свидетельств аудита, а также за достоверность и объективность результатов аудита в рамках предоставленных полномочий в соответствии с планом-графиком и программой его проведения. 9.3 Дорожная организация 9.3.1 При проведении внешнего аудита рекомендуется, чтобы представитель дорожной организации участвовал в обследовании автомобильной дороги, в оценке условий дорожного движения и планировании мероприятий по организации и безопасности дорожного движения. 9.3.2 Должностные лица дорожной организации обязаны предоставлять аудиторам запрашиваемые документы и материалы в соответствии с программой аудита. 9.3.3 При проведении аудита дорожная организация или лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, вправе: - получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; - получить от аудиторской организации заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг; - осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 9.3.4 При проведении аудита аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано: - заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; - создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного проведения аудита, осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудита, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц; - не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита; - оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудита нарушения соблюдений норм обеспечения безопасности дорожного движения; - своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией дорожной организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам; - исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 9.3.5 При внутреннем аудите аудитор(ы) готовит отчет для группы проектирования проекта, в котором определяются проблемные стороны принятых в проекте решений по организации и безопасности дорожного движения на рассматриваемой автомобильной дороге. Результаты аудита обсуждаются на заключительной встрече, в которой участвуют все вышеупомянутые участники: группа проектирования проекта и аудитор(ы). 9.3.6 Группа проектирования проекта выполняет оценку финансовых возможностей по принятию предложений аудитора(ов). 10. Рекомендуемые требования к аудиту при проектировании автомобильных дорог10.1 Общие требования 10.1.1 На любой стадии аудита проектных работ требуется решение следующих задач: - сведение к минимуму вероятности возникновения ДТП на стадии эксплуатации объекта; - применение результативных решений для сведения к минимуму последствий вероятных ДТП на тех участках дороги, где невозможно исключить риск полностью; - сокращение задержек движения транспортных потоков; - снижение затрат на последующих этапах технологического развития дорожного проекта за счет выявления и исключения дефектов на предыдущих этапах. 10.1.2 Объектами аудита при проектировании автомобильных дорог являются: - геометрические элементы дороги; - расчетные скорости на смежных участках; - характеристики сочетания элементов плана и продольного профиля дороги; - пересечения и примыкания; - искусственные сооружения; - технические средства организации дорожного движения; - элементы обустройства дороги. 10.1.3 При проведении аудита рекомендуется уделять внимание тому, чтобы проект автомобильной дороги содержал инженерные решения, обеспечивающие безопасный и бесперебойный пропуск транспортных средств и грузов, которые по своим габаритным размерам, весовым и иным параметрам удовлетворяют требованиям соответствующих технических регламентов, если иное не предусмотрено техническим заданием на проектирование. 10.2 Рабочий проект 10.2.2 При аудите рабочего проекта рекомендуется оценивать соответствие нормативным требованиям местоположения и обустройства: - пешеходных переходов в разных уровнях; - наружного освещения; - автобусных остановок; - пешеходных дорожек и тротуаров; - велосипедных дорожек; - железнодорожных переездов; - искусственных сооружений; - АЗС (АГЗС); - проектируемых и существующих зданий и сооружений дорожного и автотранспортного назначения. 10.2.3 На стадии рабочего проекта при аудите следует обратить особое внимание на обеспечение расстояния видимости. Расчетное расстояние видимости в проектах должно быть обеспечено в местах пересечений и примыканий с существующей дорогой, железнодорожных переездов, пешеходных переходов, остановок маршрутного транспорта, на кривых в плане и профиле. 10.2.4 В проекте должны быть заложены такие параметры, чтобы по всей протяженности дороги расстояние видимости гарантировало возможность совершения водителем безопасного маневра, исключающего ДТП, при возникновении на дороге неординарной ситуации. 10.3 Проекты организации дорожного движения 10.3.1 При аудите проектных работ рекомендуется особое внимание уделять проектам организации дорожного движения (ПОДД) и комплексным схемам организации дорожного движения (КСОДД), основной целью которых является обеспечение безопасного пропуска транспортных и пешеходных потоков. 10.3.2 Аудит ПОДД рекомендуется проводить при их разработке на стадиях: - строительства и эксплуатации новых автомобильных дорог; - реконструкции и последующей эксплуатации существующих автомобильных дорог; - проведения строительных, ремонтных или геодезических работ на существующих проезжих частях дорог; - размещения строительных площадок при сносе, возведении и реконструкции объектов различного назначения. 10.3.3 При аудите ПОДД и КСОДД рассматриваются методы организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также правильность установки технических средств организации дорожного движения. 10.3.4 При аудите анализируется соответствие требованиям действующих нормативных документов в направлении решения следующих задач: - обеспечения безопасности участников дорожного движения; - введения необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; - своевременного информирования участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; - обеспечения правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. 10.3.5 Аудит технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства автомобильных дорог должен включать оценку соответствия нормативным требованиям параметров и правил их применения: - дорожных знаков и светофоров; - линий дорожной разметки; - ограждающих и направляющих устройств; - средств организации движения пешеходов и велосипедистов; - средств улучшения условий видимости. 11. Рекомендуемые требования к аудиту при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог11.1 Во время строительства автомобильной дороги аудит может проводиться как самостоятельно, так и быть включенным в состав работ по контролю качества. 11.2 До ввода автомобильной дороги в эксплуатацию заказчик может организовать проведение аудита автомобильной дороги, который включает оценку: - соответствия обустройства дороги техническими средствами организации дорожного движения проектной документации; - качества используемых технических средств организации дорожного движения; - соблюдения требований нормативно-технических документов по обустройству дороги и обеспечению безопасности дорожного движения; - соответствия показателя ровности и коэффициента сцепления дорожного покрытия нормативным требованиям (проектной документации и технических регламентов). 11.3 Аудит при реконструкции и капитальном ремонте автомобильной дороги проводится с целью оценки: - безопасности движения транспортных средств и пешеходов; - обеспечения бесперебойного пропуска транспортных и пешеходных потоков; - безопасности работы дорожных рабочих, а также строительной техники в зоне производства работ. 12. Рекомендуемые требования к аудиту существующих дорог12.1 Аудит существующих дорог должен быть направлен на выявление и своевременное устранение неудовлетворительных дорожных условий, способствующих возникновению ДТП и участков их концентрации. 12.2 Такой вид аудита может быть полным или специальным, направленным на обследование определенных параметров дороги. 12.3 Аудит существующих автомобильных дорог может проводиться следующими способами: - как дополнение к плановым мероприятиям по содержанию дороги (внутренний аудит); - как масштабный план мероприятий по снижению уровня ДТП на сети автомобильных дорог или план мероприятий для участка сети (внутренний аудит); - как программа аудита для всей сети дорог в целом с расстановкой необходимых мероприятий в порядке приоритетности (внешний аудит). 12.4 Аудит существующей автомобильной дороги требует условного прохождения пешком и/или проезда на автомобилях (дорожных лабораториях) по обследуемой дороге с тем, чтобы проверить обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильной дороге с точки зрения различных категорий ее пользователей. Во время обследования рекомендуется вести фото- и видеосъемку, которые являются составным элементом доказательной базы рисков совершения ДТП, обосновывающей предложения по их минимизации. 12.5 При аудите безопасности дорожного движения производится обследование: - дорожных условий; - транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги; - организации дорожного движения; - расстановки и правильности применения ТСОДД; - правильности применения элементов обустройства; - мест концентрации ДТП. 12.6 При аудите рекомендуется уделять внимание факторам, определяющим возможность возникновения опасности на автомобильной дороге при ее эксплуатации, к которым относятся: • соблюдение пользователями автомобильных дорог требований нормативно-технических документов, предъявляемых: - к габаритным размерам, параметрам общей массы и осевых нагрузок, а в отдельных случаях и иным характеристикам транспортных средств, используемых в перевозочном процессе, и их техническому состоянию; - к скоростному режиму движения автомобилей с учетом типа транспортного средства, категории автомобильной дороги и погодно-климатических особенностей, при которых осуществляется перевозочный процесс как в штатных условиях эксплуатации автомобильной дороги, так и при проведении эксплуатационной службой тех или иных технологических операций по ее содержанию и ремонту; • соответствие проекту параметров геометрических элементов плана и продольного профиля дороги, дорожной одежды и искусственных сооружений, а также обстановки пути и инженерного обустройства эксплуатируемой автомобильной дороги; • соблюдение техническим персоналом дорожно-эксплуатационных организаций установленных требований: - к срокам и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог; - к организации и технологии выполнения дорожных работ; - к организации дорожного движения в местах производства дорожных работ; - к условиям эксплуатации сооружений обслуживания движения и благоустройства автомобильной дороги, расположенных в придорожной полосе эксплуатируемой дороги; - к организации и проведению контроля качества выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и мониторинга ее эксплуатационного состояния. 12.7 Состав и объемы работ по аудиту существующих дорог в каждом конкретном случае определяются программой работ на основе технического задания заказчика с учетом требований действующих нормативных документов. 12.8 При ограниченных ресурсах аудит рекомендуется в приоритетном порядке проводить на участках концентрации ДТП. 12.9 При работе аудиторов на автомобильной дороге заполняются контрольные листы установленного стандарта, которые могут совершенствоваться с расширением практики и опыта аудита. 13. Рекомендуемые требования по проведению специального аудита13.1 Специальному аудиту могут подлежать: - маршруты общественного транспорта; - здания и сооружения обслуживания движения; - участки дорог с наружным освещением; - искусственные сооружения; - железнодорожные переезды и пр. 13.2 При аудите маршрутов общественного нерельсового транспорта осуществляют: - оценку состояния покрытия проезжей части на маршруте и в зоне остановок; - проверку наличия и состояния дорожных знаков, разметки и светофоров; - проверку соблюдения требований нормативных документов при разметке и обустройстве остановок; - измерение скорости сообщения в свободных условиях и в часы пик; - учет интенсивности и состава движения транспортного потока, а также автобусов в часы пик; - измерение ширины полос движения на различных участках; - оценку состояния специальной полосы для движения общественного нерельсового транспорта и порядок ее использования; - проверку возможности выделения специальной полосы для маршрутов общественного нерельсового транспорта или его участков в случае ее отсутствия. 13.3 При аудите освещенности проверяют наличие наружного освещения и оценивают уровень освещенности по СНиП 23-05-95* (СП 52.13330.2011): - на автомобильных дорогах в населенных пунктах; - на пересечениях автомобильных дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним, а также на кольцевых пересечениях; - в местах интенсивного движения пешеходов (в зоне торговых центров, магазинов, школ, предприятий и других мест массового тяготения населения); - в местах производства дорожных работ; - на искусственных сооружениях и железнодорожных переездах. 13.4 При аудите искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, подземных пешеходных переходов) проверяют: - соблюдение требований нормативных документов по их эксплуатации; - состояние ограждающих устройств; - сопряжение проезжих частей автомобильной дороги и искусственного сооружения; - состояние конструктивных элементов (тротуаров, перил и т.д.); - подмостовой габарит; - состояние водоотвода, освещение подземных пешеходных переходов, наличие ориентирующих устройств; - состояние автобусных остановок, наличие твердого покрытия на съездах. 13.5 При аудите железнодорожных переездов проверяют: - соответствие его категории условиям движения; - элементы плана и профиля дороги на подходах к переезду; - обеспечение видимости переезда; - оборудование переезда дорожными знаками, устройствами автоматики, светофорами, шлагбаумами, искусственным освещением, ограждениями, габаритными воротами, защитными устройствами; - наличие пешеходных дорожек; - наличие разметки проезжей части дороги на подходах к переезду и разметки на вертикальных элементах; - состояние проезжей части подъездов и настила. 13.6 Специфическими вопросами, которые также могут потребовать аудита, могут быть: - временные изменения условий движения, связанные с проведением дорожных работ; - условия безопасности для пешеходного движения; - условия безопасности для велосипедного движения; - условия безопасности движения детей в зоне детских учебных заведений; - оборудование мест производства работ на проезжей части; - наличие и состояние стоянок и площадок отдыха; - ледовые переправы и пр. 14. Аудиторы14.1 Численность аудиторов 14.1.1 Численность состава (группы) аудиторов может существенно различаться в зависимости от типа и масштаба проекта. Рекомендуемая численность состава - от двух до пяти человек. 14.1.2 При внутреннем аудите и небольших объемах работ его может проводить один аудитор. 14.2 Рекомендуемые требования к аудиторам 14.2.1 В своей работе аудитору рекомендуется быть подготовленным к выполнению следующих действий: - применению принципов, процедур и методов аудита; - планированию и организации работ; - проведению аудита в течение установленного срока; - установлению приоритетов и ориентации на существенные моменты; - сбору данных посредством результативного опроса, наблюдений и анализа документов, записей и данных; - пониманию соответствующих методов и результатов выборочного исследования для аудита; - проверке точности собранных данных; - подтверждению достаточности и приемлемости свидетельств аудита для подкрепления выводов аудита и заключений; - оценке факторов, влияющих на достоверность выводов и заключений по результатам аудита; - использованию рабочих документов для записи деятельности при аудите; - подготовке отчетов по аудиту; - сохранению конфиденциальности данных. 14.2.2 Для применения критериев аудита знания и навыки аудиторов в этой области должны охватывать федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, технические регламенты, постановления Правительства Российской Федерации, национальные стандарты, строительные нормы и правила, ведомственные документы в области организации и безопасности дорожного движения. 14.3. Рекомендуемые требования к составу аудиторов 14.3.1 Группа аудиторов возглавляется ее руководителем, в обязанности которого входят: - обеспечение заключения договоров с заказчиком; - участие в определении общего задания команде, установлении показателей и критериев, подлежащих комплексному исследованию, и оценке их предполагаемого количества на базовый период; - разработка программы проведения аудита; - осуществление планирования и установления распорядка работы команды; - проведение необходимых мероприятий по организационному, материально-техническому, финансовому и методическому обеспечению работы группы; - контроль и координация деятельности аудиторов и согласования их решений; - организация подготовки и сдачи отчетов о результатах работы по проведенному аудиту. 14.3.2 При проведении аудита на стадии проектирования и строительства автомобильной дороги рекомендуется привлекать в качестве аудиторов специалистов, работающих в области организации и безопасности дорожного движения. 14.3.3 К проведению аудита при необходимости могут привлекаться дополнительные специалисты: - сотрудники ГИБДД, обладающие достаточным опытом работы; - работники автотранспортных предприятий и пр. 15. Листы контроля и их назначение15.1 Листы контроля - инструмент структурирования и идентификации вопросов, которые необходимо изучить при проведении аудита. 15.2 Цель листов контроля: - оказать аудитору помощь в проведении обследования объекта на основе стандартной процедуры, охватывая полный перечень вопросов, связанных с безопасностью движения на данном участке автомобильной дороги; - обеспечить систематизированный сбор информации для анализа и подготовки мер для повышения безопасности дорожного движения. 15.3 Листы контроля могут быть использованы при: - аудите проектов автомобильных дорог; - выездах для проведения аудита существующих автомобильных дорог; - анализе индивидуальных мнений аудиторов; - подготовке отчетов по аудиту. 15.4 Листы контроля являются первичными документами аудита и прикладываются к отчету. 15.5 Листы контроля могут быть также использованы для последующего составления перечня рекомендаций по совершенствованию организации и безопасности дорожного движения на автомобильной дороге. 15.6 Рекомендуется следующая процедура использования листов контроля: - до начала проведения аудита группа аудиторов совместно принимает решение о том, какие именно листы контроля будут использованы; - группа может решить использовать типовые листы контроля к конкретному объекту аудирования либо разработать новые с учетом специфики объекта аудита. 15.7 Форма и содержание листов контроля могут быть изменены в зависимости от объекта аудита. 16. Оформление результатов аудита16.1 Аудиторское заключение готовится группой аудиторов. Все разногласия, возникающие во время подготовки заключения, должны быть согласованы между заинтересованными сторонами. 16.2 По результатам проведения аудита руководителем группы аудита составляется отчет в трех экземплярах, в котором указываются: - номер и дата составления отчета; - основание для проведения аудита; - наименование аудируемой дороги (сети дорог); - протяженность аудируемой дороги; - наименование дорожных организаций, в чьем управлении находится автомобильная дорога (сеть дорог); - наименование организации-аудитора; - сроки проведения аудита; - должность, Ф.И.О. сотрудников, проводивших аудит; - перечень объектов аудита; - перечень установленных замечаний и несоответствий; - рекомендации и предложения по результатам аудита; - экспресс-оценка эффективности мер по организации и безопасности дорожного движения, предлагаемых аудиторами, с учетом затрат; - предложения по очередности и срокам устранения замечаний и несоответствий; - сведения о предыдущих аудитах (кем и когда проводились, замечания и несоответствия, принятые меры по устранению); - общие выводы по результатам аудита; - дополнительные сведения. 16.3 Два экземпляра отчета передаются заказчику аудита, один экземпляр хранится в организации-аудиторе. 16.4 Рекомендации по оценке условий движения на автомобильных дорогах даны в приложении Б. 17. Использование результатов аудита автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации17.1 Результаты аудита автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации, используются для: - оценки степени соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений установленным нормам исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения; - установления факторов и условий, способствующих возникновению ДТП и участков их концентрации; - обоснования мероприятий по организации и безопасности дорожного движения при планировании дорожных работ и формировании целевых программ по повышению безопасности дорожного движения; - оценки результатов деятельности дорожных организаций по снижению уровня дорожной аварийности. 17.2 Результаты аудита автомобильных дорог федерального значения рекомендуется учитывать при обновлении данных автоматизированного банка дорожных данных «Дорога». Для использования результатов аудита автомобильных дорог регионального значения рекомендуется создавать соответствующие специализированные банки данных. Приложение АПримерные формы по оформлению аудитаПриложение БОценка условий движения на автомобильных дорогах при аудитеБ.1 Оценка дорожных условий и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог Б.1.1 При оценке дорожных условий и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог на объектах аудита рекомендуется использовать: • показатели аварийности: - абсолютные показатели; - относительные показатели; - удельные показатели; • экономические показатели, связанные с потерями от ДТП; • транспортно-эксплуатационные показатели: - интенсивность движения; - состав движения; - коэффициент загрузки дороги движением; - скорость движения; - обеспеченность видимости в плане и профиле; - показатель ровности дорожного покрытия; - коэффициент сцепления шины колеса автомобиля с дорожным покрытием; - загрязненность дорожного покрытия и пр. Б.1.2 Оценку степени опасности (уровня безопасности дорожного движения) участков эксплуатируемых и проектируемых автомобильных дорог рекомендуется проводить с использованием следующих основных показателей: - относительных показателей аварийности (показателей риска ДТП); - коэффициентов безопасности; - коэффициентов аварийности; - числа конфликтных ситуаций; - коэффициента вариации фактически обеспеченной максимальной скорости движения; - психо-физиологических показателей; - экспертных мнений аудиторов и др. Б.1.3 При аудите проводится визуальная оценка состояния дорожных условий по ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52766-2007. Она позволяет получить данные о состоянии дороги, выявить места повреждения элементов дороги, определить объем повреждений, необходимый для планирования работ по обеспечению безопасности дорожного движения. В процессе визуальной оценки дороги ее рекомендуется делить на однотипные участки протяженностью от 100 до 1000 м, границы которых назначаются по однотипным или близким дефектам. Расстояния устанавливаются по датчику пройденного пути или, используя ресурсы систем ГЛОНАСС или GPS. Особое внимание рекомендуется уделять вопросам обеспечения видимости дороги в плане, профиле и на пересечениях. Нормы обеспечения видимости должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85 (СП 34.13330.2012). Б.1.4 Для видео- и фотофиксации состояния дорожного покрытия, обочин, разделительной полосы и обустройства дороги рекомендуется иметь специальное видео- и фотооборудование. Б.2 Оценка организации дорожного движения Б.2.1 Оценку организации дорожного движения рекомендуется проводить по следующим основным показателям: - обеспечению эксплуатационных скоростей движения; - транспортным задержкам и перепробегам; - задержкам пешеходов. Б.2.2 При оценке организации дорожного движения выполняются: - анализ транспортных и пешеходных потоков; - определение состава транспортных потоков; - определение скорости движения транспортных средств; - анализ существующих условий движения, позволяющий объективно оценить степень оптимальности используемых на автомобильной дороге схем и методов организации дорожного движения; - обоснованное назначение мероприятий, направленных на совершенствование организации дорожного движения. Б.2.3 Оценку скоростей движения транспортных средств на всей протяженности дороги рекомендуется выполнять методом «плавающего автомобиля», а на отдельных коротких участках - с использованием специальных приборов (измерителей скоростей). Б.2.4 В местах производства дорожных работ рекомендуется оценивать обеспечение максимального использования свободной ширины проезжей части и установку режимов движения, в наибольшей мере сочетающие требования безопасности и удобства движения [6]. Рекомендуется уделять внимание установлению направления и порядка движения транспортных потоков, назначению рациональной скорости движения и ограничению маневров автомобилей на участке дороги, обеспечению плавного перевода транспортных средств на свободные полосы движения. Б.3 Оценка технических средств организации дорожного движения Б.3.1 Целью оценки технических средств организации дорожного движения является выявление их наличия, характеристики технического состояния, правильности размещения и их функционирования, предложения по устранению недостатков по ГОСТ Р 52289-2004. Б.3.2 При оценке дорожных знаков проверяют их наличие, соответствие дислокации и типоразмеру, размещение с учетом наилучшей видимости участниками движения как в светлое, так и в темное время суток, а также удобство эксплуатации и обслуживания. Б.3.3 Рекомендуется особое внимание уделять эксплуатационному состоянию знаков. Оно оценивается визуально и с помощью приборов. Поверхность знаков должна быть чистой, без видимых следов разрушения. Символы, надписи и другие обозначения на них не должны иметь повреждений, которые могут привести к ошибкам при распознавании знака. Элементы крепления знака не должны искажать информацию, расположенную на его обратной поверхности. Стойки знаков не должны быть повреждены, наклонены и погнуты. Рекомендуется обращать внимание на вероятность их повреждения транспортными средствами, закрытие зелеными насаждениями, мачтами освещения и другими предметами, а также на то, чтобы на протяжении всей дороги или маршрута знаки по возможности располагались единообразно по высоте и расстоянию от кромки проезжей части. Б.3.4 При оценке дорожной разметки проверяются ее эксплуатационное состояние и правильность применения совместно с дорожными знаками. Разметка должна быть хорошо видимой в любое время суток, ее разрушение не должно быть таким, чтобы она становилась непонятной водителям, коэффициент сцепления не должен быть ниже значения, при котором разметка может быть причиной возникновения ДТП. Б.3.5 При оценке светофоров оцениваются их внешнее техническое состояние, соответствие принятой фазности разъезда транспортных потоков реальным дорожным условиям. Сигналы светофоров должны однозначно восприниматься водителями, а их видимость обеспечиваться с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения. Все сигналы светофоров должны быть исправными и включаться в последовательности, предусмотренной схемой организации движения. Б.3.6 При оценке дорожных ограждений проверяются их наличие в соответствии с требованиями нормативных документов, техническое состояние, высота установки и пр. Б.3.7 При оценке дорожных ограждений, выполненных из железобетонных элементов, рекомендуется обращать внимание на то, чтобы на них не было трещин, сколов, обнажающих детали арматуры. Состояние ограждений должно обеспечивать надежное восприятие на них разметки. Б.3.8 При оценке металлических ограждений необходимо обращать внимание на устройство соединений секций балок (планок) между собой внахлестку и только с помощью болтов, наличие компенсатора между стойкой и планкой, защиту от коррозии всех основных и вспомогательных элементов ограждений. Б.3.9 При оценке тросовых ограждений рекомендуется обращать внимание на наличие возможных прогибов и надежное закрепление их концевых и начальных участков. Б.4 Участки концентрации ДТП Б.4.1 Участки концентрации ДТП рекомендуется выявлять на основе действующих нормативных документов по стандартным показателям аварийности [7]: • абсолютного количества ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период; • коэффициента относительной аварийности (количества ДТП, приходящегося на 1 млн. авт.-км) за расчетный период. Б.4.2 На участках концентрации ДТП выполняется топографический анализ происшествий при необходимости с привлечением информации о ДТП с материальным ущербом. Б.4.3 На участках концентрации ДТП осуществляется количественная оценка ДТП и тяжести их последствий, определяются причины и сопутствующие дорожные условия, приведшие к ним, за базовый период (год). Б.4.4 При аудите участков концентрации ДТП уделяется внимание дорожным факторам, которые способствуют их возникновению [8]: - наличию дефектов эксплуатационного состояния покрытия проезжей части и обочин, технических средств организации дорожного движения и инженерного оборудования дорог, снижающих безопасность дорожного движения; - сложным сочетаниям геометрических элементов трассы, не обеспечивающих равномерный режим движения транспортных средств; - недостаточному по сравнению с нормами расстоянию видимости проезжей части и встречных автомобилей на кривых в плане и в продольном профиле; - нарушению зрительной плавности трассы и ясности дальнейшего направления дороги; - неудовлетворительному уровню содержания дорог; - разделению, слиянию и пересечению транспортных потоков на пересечениях и примыканиях дорог, на которых планировка и схемы организации движения не отвечают установленным требованиям; - несоответствию параметров геометрических элементов трассы дороги состоянию покрытия и придорожной обстановки, способствующих значительному превышению безопасной скорости движения; - отсутствию оборудованных пешеходных переходов в необходимых местах, способствующему неожиданному появлению пешеходов на проезжей части; - отсутствию или дефектам инженерного оборудования на эксплуатируемых железнодорожных переездах, а также несоблюдению нормативных требований к расстоянию видимости приближающихся поездов. Б.4.5 Для каждого обследованного участка концентрации ДТП выполняется прогноз эффективности планируемых мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Б.4.6 По результатам аудита участков концентрации ДТП составляется перечень мероприятий с требуемыми объемами и стоимостями, которые необходимо реализовать на данных участках дороги. Предлагаемые мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП рекомендуется ранжировать по эффективности устранения ущерба от ДТП. Б.4.7 При выполнении оценки условий движения на автомобильных дорогах при аудите рекомендуется использовать данные диагностики автомобильных дорог в автоматизированной базе дорожных данных «Дорога» [9]. Б.4.8 Для рационального использования ресурсов при разработке и внедрении локальных мероприятий рекомендуется производить ранжирование участков автомобильной дороги (участков концентрации ДТП) по ущербу от ДТП, степени оценки опасности, качеству организации дорожного движения и дорожных условий [10, 11]. Б.4.9 По результатам оценки условий движения на автомобильных дорогах при аудите делаются предложения по устранению выявленных недостатков и назначению мероприятий по организации и безопасности дорожного движения. Библиография
Ключевые слова: аудит безопасности дорожного движения, аудитор, проверка, листы контроля качества, дорожные условия Руководитель организации-разработчика Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ») Генеральный директор К.В. Могильный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |