| |||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ Рекомендации по структуре и составу элементов
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1403-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание Введение В настоящее время организации разных организационно-правовых форм, видов деятельности и размеров широко внедряют стандарты на системы менеджмента, такие как стандарты ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, OHSAS 18000 и другие, а также стандарты этих серий с дополнительными требованиями для определенных отраслей. На практике данные системы эффективно функционируют только в том случае, если организация встраивает их в свою общую систему менеджмента. Однако для этого организации необходимо ясно понимать структуру своей общей системы менеджмента, состав и взаимосвязь ее элементов. Цель настоящего стандарта - предоставить рекомендации по структуре и составу элементов общей системы менеджмента организации. ГОСТ Р 55272-2012 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ Рекомендации по структуре и составу элементов Organization management systems. Guidelines for structure and composition of elements Дата введения - 2013-06-01 1 Область примененияНастоящий стандарт содержит рекомендации по формированию структуры и состава элементов системы менеджмента организации в целом. Он применим к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, вида деятельности и размера. Настоящий стандарт не предназначен для сертификации или договорных целей. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий национальный стандарт: ГОСТ Р ИСО 9000-2008* Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь __________ * С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000-2011 вводится в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту сслыку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р ИСО 9000-2008. 4 Структура и состав элементов системы менеджмента организации4.1 Структура и состав элементов системы менеджмента для каждой организации определяются ее предназначением (миссией) и стратегическими целями, организационной структурой, структурой ее ресурсов и составом процессов, которые реализует организация для достижения своих целей. Для результативного и эффективного функционирования системы менеджмента руководству организации следует обеспечить решение следующих задач: - определить, документально оформить и поддерживать в актуальном состоянии организационную структуру и состав ее элементов, отразив в ней подчиненность руководителей и подразделений, их основные функции; - определить состав процессов системы менеджмента организации и документально оформить схему их взаимодействия; - определить состав и разработать процедуры, в том числе документированные, с учетом требований применяемых организацией стандартов на системы менеджмента, а также с учетом потребностей самой организации. Организационная структура является уникальной для каждой организации. Высшему руководству следует формировать ее с учетом миссии организации, стратегии, направлений деятельности, используемых ресурсов, производимой продукции, размеров организации, компетентности персонала и других факторов. 4.3.1 При определении состава и взаимосвязи процессов, необходимых организации для достижения ее целей и постоянного совершенствования деятельности, следует ориентироваться на их укрупненную структуру, основанную на процессном подходе к деятельности организации (см. рисунок 1). Рисунок 1 - Структура процессов системы менеджмента 4.3.2.1 Разработка и развертывание стратегии и политики При определении состава необходимых для системы менеджмента элементарных процессов этой группы организации следует рассмотреть: - мониторинг среды организации; - определение и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; - выработку стратегии и политики, в том числе по аспектам деятельности; - развертывание стратегии и политики; - информирование заинтересованных сторон о стратегии и политике. 4.3.2.2 Менеджмент ресурсов Состав процессов этой группы определяется составом ресурсов, которые необходимы организации для реализации ее целей. В общем случае организацией используются следующие виды ресурсов: - инфраструктура; - производственная среда; - финансы; - информация; - знания; - технологии; - природные ресурсы; - партнеры. Организация в зависимости от важности тех или иных видов ресурсов может объединять в одном процессе (с одним ответственным за процесс и самостоятельной единой процедурой) менеджмент нескольких видов ресурсов (например, информацию, знания и технологию) либо выделять в самостоятельный процесс отдельную часть менеджмента того или иного ресурса, например в менеджменте такого ресурса, как персонал, выделить в качестве самостоятельного процесса «подготовку персонала». 4.3.2.3 Процессы жизненного цикла продукции (услуги) Еще одна группа процессов - процессы жизненного цикла продукции (услуги), поставляемой организацией своим потребителям. Состав таких процессов зависит от миссии организации и используемых ею бизнес-моделей. Как правило, в жизненном цикле продукции выделяют следующие процессы: - изучение рынка; - определение и анализ требований к продукции; - разработка продукции; - закупки; - производство продукции (предоставление услуг); - поставка; - монтаж; - обслуживание; - утилизация. 4.3.2.4 Мониторинг, измерения, самооценка, анализ Процессы этой группы служат организации для оценки степени достижения запланированных целей, уровня удовлетворенности заинтересованных сторон и определения необходимости изменений в системе менеджмента для ее постоянного улучшения. Следующие процессы следует рассмотреть организации для включения в свою систему менеджмента: - мониторинг удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон; - мониторинг процессов и продукции; - действия с несоответствиями; - внутренние проверки; - самооценка; - бенчмаркинг; - анализ со стороны руководства. 4.3.2.5 Улучшения и инновации Процессы этой группы организация реализует для определения того, какие именно меры по улучшению существующих или введению новых подходов следует реализовать. Следующие принципы следует рассмотреть организации для включения в систему менеджмента: - корректирующие действия; - предупреждающие действия (в т. ч. по снижению рисков); - улучшение на основе цикла PDCA (планирование - осуществление - проверка -действие); - определение и введение инноваций. 4.4 Для оптимального сочетания элементов организационной структуры с процессами системы при их планировании организации следует определить руководителей процессов, а также обеспечить участие и взаимодействие подразделений и должностных лиц таким образом, чтобы взаимоувязать все элементы системы менеджмента организации, избежать «потерь» как внутри процессов, так и при взаимодействии с другими процессами. Разработка схемы взаимодействия процессов, а также карт процессов может способствовать решению данной задачи. Условная схема, иллюстрирующая участие подразделений (функций) организации в процессах системы менеджмента, приведена на рисунке 2. Подразделения (функции) организации Рисунок 2 - Участие подразделений организации в процессах системы менеджмента 4.5 Структура документированных элементов системы, включающая документированные процедуры и плановые документы, должна формироваться с учетом необходимости интегрированного внедрения в единую систему менеджмента требований различных стандартов на системы менеджмента, таких как ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 27001, OHSAS 18001 и др. Для этого организации следует определить, какие из процедур будут интегрированными, а какие специфическими. При их разработке следует учитывать взаимосвязь между этими двумя группами процедур. На рисунке 3 представлена иерархия документов системы менеджмента. Рисунок 3 - Иерархия документов системы менеджмента Ключевые слова: менеджмент качества, система, элемент
| |||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |