| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", предусматривающую поэтапное комплексное решение проблемы питьевого водоснабжения. 2. Принять предложение Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, об осуществлении в 1999 - 2000 годах первоочередных мероприятий по обеспечению населения России питьевой водой (далее именуются - первоочередные мероприятия) с финансированием этих мероприятий за счет федерального бюджета в размере не более 9 процентов общего объема средств, необходимых для их осуществления. Принять к сведению, что не менее 91 процента средств, необходимых для осуществления первоочередных мероприятий, выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также привлекаются из внебюджетных источников. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1998 году разработку на базе Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" региональных программ обеспечения населения питьевой водой. 4. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации в 1999 - 2000 годах первоочередных мероприятий. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать финансирование в установленном порядке проектов по реализации в 1999 - 2000 годах первоочередных мероприятий в рамках федеральных инвестиционных программ на соответствующий год. 5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации доработать проект федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в IV квартале 1999 г.
Концепция федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 292) Обеспечение населения России питьевой водой является для многих регионов страны одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения. Основным источником питьевого водоснабжения является речной сток, среднемноголетние ресурсы которого составляют 4262 куб. километра, при значительной неравномерности его распределения по территории страны. Другим источником питьевого водоснабжения служат подземные воды, потенциальные эксплуатационные ресурсы которых превышают 300 куб. километров в год. Качество вод поверхностных водных объектов России в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное почти для всех видов водопользования. Используемые для водоснабжения населения подземные воды имеют лучшее качество и в основном отвечают требованиям ГОСТа "Вода питьевая". Действующая в стране система водоснабжения населения находится в чрезвычайно плохом состоянии. Более 40 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68 процентов водопотребителей в городах и поселках городского типа и около 10 процентов в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды; по многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны. В неудовлетворительном состоянии находятся водоразводящие сети, износ которых доходит до 50 процентов и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды. Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют ежесуточно около 5 млн. куб. метров, более 20 процентов воды теряется из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда. Загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет за собой ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения во многих регионах России, обусловливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В Российской Федерации каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям; почти треть населения страны пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий. Отставание России от развитых стран по средней продолжительности жизни и повышенная смертность (особенно детская) в определенной мере связаны с потреблением недоброкачественной воды. Проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды имеют общегосударственное значение и требуют комплексного решения. В Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" определены основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой. Цели, сроки и этапы реализации программыГлавными целями федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" (далее именуется - Программа) являются улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Российской Федерации; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. Для достижения этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, а также развития нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды. В Программе достижение этих целей предусматривается в 3 этапа. На первом этапе (1999 - 2000 годы) намечается осуществление следующих мероприятий: экономия питьевой воды; улучшение качества питьевой воды в регионах и городах с наибольшим несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических нормативов; расширение использования подземных вод в городах и регионах, где поверхностные воды сильно загрязнены; восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии либо подающих воду непитьевого качества; улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения. На втором этапе (2001 - 2005 годы) намечено расширить работы по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения. На третьем этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения. В Программе предусматривается разработка и реализация инвестиционных, научно-технических и инновационных подпрограмм. На первом этапе при реализации инвестиционных подпрограмм должны быть использованы результаты уже проведенных научных исследований, доведенных до стадии разработки конструкторской документации, и обеспечен ввод в эксплуатацию опытно-промышленных образцов на базе новых технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Одновременно в рамках научно-технических и инновационных подпрограмм будут развернуты исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие внедрение передовых научно-технических достижений при реализации инвестиционных подпрограмм на последующих стадиях. Таким образом, будет обеспечено опережающее выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их своевременное внедрение в практику. Инвестиционные подпрограммы1. Развитие систем водоснабжения и водоотведенияВ городах и поселках городского типа Российской Федерации эксплуатируется 8659 систем централизованного водоснабжения (водопроводов) и 6354 комплекса отдельных водопроводных сетей. Имеющиеся мощности водопроводов используются со значительной перегрузкой и не обеспечивают бесперебойного водоснабжения во многих городах и регионах. В ряде городов вода подается в жилые районы по графику, со значительными перебоями. Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения многих крупных городов являются поверхностные воды. Почти в половине городов с населением свыше 100 тыс. человек централизованное водоснабжение либо полностью основано на поверхностных водах, либо оно составляет более 90 процентов в балансе водопотребления. Так как поверхностные воды практически не защищены от загрязнения, население этих городов находится под постоянной угрозой потребления воды, не соответствующей нормативам качества. Используемые технологии водоподготовки в условиях продолжающегося ухудшения качества воды в водоисточниках не обеспечивают подготовку питьевой воды до нормативных требований. Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселках городского типа составляет 185 тыс. километров, из которых в ветхом состоянии находятся 26,4 тыс. километров, что обусловливает значительные утечки воды. Ежегодно предприятиями коммунального хозяйства сбрасывается в водные объекты около 14 куб. километров сточных вод, из которых до нормативных значений очищается всего лишь 1,3 куб. километра, или 9 процентов. Положение усугубляется тем, что значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 50 процентов в отдельных городах) поступает на очистные сооружения коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Только незначительная часть городов имеет системы ливневой канализации с полным комплексом очистных сооружений, вследствие чего в водные объекты с селитебных территорий поступает много загрязненных стоков. Для решения указанных проблем необходимо предусмотреть осуществление следующих мер: строительство и реконструкция водопроводных сооружений; реконструкция систем водоснабжения жилых зданий; реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций; строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод; сбор и очистка поверхностного стока с селитебных территорий. Особое внимание будет уделено расширению использования подземных вод. Это диктуется необходимостью обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций и в первую очередь относится к крупным городам и отдельным регионам, водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных источников. Важным направлением работ должна стать реконструкция систем водоснабжения жилых зданий прежде всего в целях экономии питьевой воды. На первом этапе намечено выполнить работы по реконструкции водоразборной арматуры и арматуры смывных бачков внутридомовых систем водоснабжения. Реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций будут проводиться на основе новых современных технологий приготовления питьевой воды. В 1999 - 2000 годах предусматривается приступить к этим работам в регионах и городах с наибольшими отклонениями качества питьевой воды от требований гигиенических нормативов (в республиках Дагестан, Калмыкия, Карелия, Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике, в Алтайском крае, в Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Ульяновской областях и некоторых других регионах). Строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод предусмотрены в городах, испытывающих наибольшее негативное влияние сточных вод на качество воды питьевых водозаборов. В этих же городах намечены первоочередные мероприятия по сбору и очистке поверхностного стока с селитебных территорий. Расчетная стоимость мероприятий по строительству и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения и водоотведения составит 130330,3 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах - 8731,8 млн. рублей. Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения и водоотведения позволит увеличить долю использования подземных вод на питьевые цели на 20 процентов, создать на их базе надежные системы резервного питьевого водоснабжения, существенно улучшить качество питьевой воды, повысить технологическую и санитарную надежность централизованных систем водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20 - 25 процентов, увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2 - 3 раза по сравнению с существующими нормативами, улучшить экологическую обстановку на территории населенных мест. Для водоснабжения сельских населенных пунктов в основном используются подземные воды (9,8 млн. куб. метров/сутки, или 87 процентов от общего объема водопотребления), а также поверхностные источники (1,4 млн. куб. метров/сутки, или 13 процентов). Из водопроводов несельскохозяйственного назначения сельские потребители получают 430 тыс. куб. метров/сутки. В отдельных районах используется привозная вода (140 тыс. куб. метров/сутки). Из 145 тыс. сельских населенных пунктов России, в которых проживает 37,1 млн. человек, системы централизованного водоснабжения имеют 68 тыс. населенных пунктов с численностью населения 25,4 млн. человек. В сельской местности водой низкого качества пользуются 16,6 млн. человек (45 процентов), в том числе 11,1 млн. человек используют воду непитьевого качества из децентрализованных источников и 5,5 млн. человек потребляют недоброкачественную воду из-за несовершенства сельских централизованных систем водоснабжения. Таким образом, основной задачей в области развития систем водоснабжения и водоотведения в сельской местности является осуществление мероприятий по обеспечению населения водой нормативного качества. В 1999 - 2000 годах в сельской местности намечается осуществить следующие первоочередные мероприятия: восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии; реконструкция систем водоснабжения, подающих воду непитьевого качества; строительство новых систем водоснабжения в районах, где распространены некондиционные воды, установка контейнерных сооружений водоподготовки для обеспечения населения и животных водой нормативного качества по временной схеме; обеспечение населения водой питьевого качества в зонах радиоактивного заражения. Первоочередное строительство групповых водопроводов намечено в Республике Башкортостан, в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Курганской, Ленинградской, Ростовской, Рязанской, Саратовской областях и некоторых других регионах. В тех сельских населенных пунктах, где намечено строительство новых централизованных систем водоснабжения, одновременно будут строиться системы водоотведения с полным комплексом очистных сооружений, что позволит существенно повысить степень благоустройства населенных пунктов. Расчетная стоимость мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах составит 138806,4 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах - 9081,7 млн. рублей. Осуществление намеченных мероприятий позволит увеличить общее потребление воды в расчете на одного сельского жителя с 283 литров/сутки в настоящее время до 344 литров/сутки в 2010 году, в том числе на хозяйственно-питьевые нужды - с 93 до 127 литров/сутки. Будет существенно повышена надежность и качество водообеспечения сельских населенных пунктов, снижена заболеваемость сельских жителей, связанная с водным фактором. Среди мер, позволяющих улучшать качество питьевого водоснабжения, существенное значение будут иметь меры по улучшению состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, включающие: проведение обследования состояния первого пояса зон санитарной охраны, их восстановление; осуществление работ по предотвращению фильтрации вод из хвосто- и шламохранилищ, накопителей отходов животноводческих комплексов во втором и третьем поясах зон санитарной охраны; вынос из второго пояса зон санитарной охраны особо опасных загрязняющих объектов (свалок, полигонов твердых отходов, золо-, шлако- и солеотвалов и т.д.). В 1999 - 2000 годах намечено осуществить работы по улучшению состояния зон санитарной охраны на водозаборах подземных вод в районах с наиболее напряженной экологической обстановкой в республиках Башкортостан и Татарстан, в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, в Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Самарской, Челябинской областях и некоторых других регионах. Расчетная стоимость работ по улучшению состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения составит 1900 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах - 127,3 млн. рублей. На территории Российской Федерации находятся в эксплуатации 1896 водохранилищ емкостью более 1 млн. куб. метров каждое с суммарным полезным объемом около 327,4 куб. километра. Более 90 процентов суммарного полезного объема приходится на 400 водохранилищ емкостью свыше 10 млн. куб. метров каждое. 785 водохранилищ с полезным объемом 234,7 куб. километра используются комплексно, остальные имеют преимущественно отраслевое назначение. В целях повышения надежности водоснабжения в ряде регионов страны, где отсутствуют запасы подземных вод в достаточном количестве и нормативного качества, целесообразно строительство водохранилищ питьевого назначения. В 1999 - 2000 годах необходимо ввести в эксплуатацию Долгобродское водохранилище (для водоснабжения г. Челябинска), Новозлатоустовское (для водоснабжения г. Златоуста), Курское и Тамбовское водохранилища; продолжить строительство Верхне-Араслановского (на р. Уфе) и Верхне-Упинского (на р. Упе в Тульской области) водохранилищ, провести реконструкцию ряда небольших водохранилищ питьевого назначения в Свердловской области; начать строительство Митинского наливного водохранилища для обеспечения водоснабжения г. Кургана; обеспечить реконструкцию водохранилищ и гидросооружений на реках Пионерской, Богатой и Артемовке в Приморском крае. В целом за 1999 - 2010 годы намечается осуществить строительство водохранилищ питьевого назначения общей полезной емкостью 2,9 куб. километра, что позволит существенно повысить надежность водоснабжения. Стоимость строительства водохранилищ составит ориентировочно 4419 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах 296,1 млн. рублей. В качестве дополнительной меры по улучшению обеспечения населения питьевой водой рассматривается создание предприятий по розливу питьевой воды на базе надежно защищенных от загрязнения подземных вод. Использование экологически чистой бутылированной и пакетированной питьевой воды может иметь существенное значение также в чрезвычайных ситуациях. Строительство предприятий по розливу питьевой воды намечено в городах Астрахани, Волгограде, Ставрополе, Элисте, Ростове-на-Дону, Махачкале, Оренбурге, Кургане, Челябинске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и других и будет осуществляться коммерческими организациями за счет внебюджетных средств. В целях улучшения обеспечения систем коммунального и сельскохозяйственного водоснабжения необходимыми для их эксплуатации материалами и оборудованием в Программе следует предусмотреть развитие мощностей отечественных предприятий по выпуску оборудования и реагентов для очистки и обеззараживания питьевой воды. 2. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабженияОдной из главных причин загрязнения водных объектов является ежегодное поступление в них более 58 куб. километров сточных вод, из которых более 22 куб. километров являются загрязненными. Основными загрязняющими веществами, поступающими в водные объекты со сточными водами, являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические вещества, соединения фосфора, азота, тяжелые металлы и токсичные химические вещества. Кроме контролируемых сбросов, в поверхностные водные объекты поступает значительное количество органических и взвешенных веществ, минеральных удобрений и ядохимикатов, смываемых с водосборных территорий талыми и дождевыми водами, а также вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями. Резко возросло бактериальное загрязнение поверхностных водоемов. В значительной степени это связано с ежегодно увеличивающимся числом аварийных сбросов неочищенных сточных вод, крайне неудовлетворительным состоянием канализационных коллекторов и нарушением в большинстве случаев режима обеззараживания стоков, сбрасываемых предприятиями коммунального хозяйства. Неудовлетворительное состояние водоисточников, особенно поверхностных, создает большие трудности для эффективного решения проблемы питьевого водоснабжения населения страны. Поэтому решение задачи обеспечения населения питьевой водой не должно сводиться только к водоподготовке, развитию систем подачи и распределения воды. Оно должно быть направлено также на улучшение и восстановление качества поверхностных, а в некоторых регионах и подземных вод. С учетом этого в Программе необходимо предусмотреть меры по: очистке поверхностного стока с селитебных территорий, строительству систем водоотведения в городах и сельских населенных пунктах, улучшению состояния зон санитарной охраны водоисточников; обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; защите источников питьевого водоснабжения от вредного воздействия объектов животноводства; расчистке русел рек и ложа водохранилищ; укреплению берегов рек и водохранилищ; строительству ограждающих дамб для отсечения мелководий водохранилищ; мониторингу водных объектов. Расчетная стоимость реализации этих мер составит 22546,7 млн. рублей, в том числе на первом этапе (1999 - 2000 годы) - 873 млн. рублей. В результате осуществления указанных мер, а также при реализации водоохранных мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Возрождение Волги" и другими федеральными целевыми программами, поступление загрязняющих веществ в водные объекты - источники питьевого водоснабжения сократится на 40 - 50 процентов, значительно уменьшится их поступление с водосборных территорий этих объектов. При этом к 2001 году в основном будет прекращено поступление неочищенных сточных вод в водные объекты, а к 2010 году - недостаточно очищенных; произойдет существенное снижение процессов эвтрофирования водоемов. Научно-технические и инновационные подпрограммы3. Разработка технологий по рациональному использованию и экономии питьевой водыВ целях рационального использования и экономии питьевой воды в жилищном секторе необходимо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации водоразборной арматуры и арматуры смывных бачков внутридомовых систем водоснабжения. Кроме того, целесообразны разработка и реализация пилотных проектов по реконструкции систем водоснабжения жилых зданий, совершенствование и внедрение системы контроля за рациональным потреблением питьевой воды, разработка и внедрение прогрессивных тарифов на воду. Осуществление указанных мероприятий позволит обеспечить сокращение потребления питьевой воды, уменьшить затраты на эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, снизить загрязнение водных объектов за счет лучшей очистки сточных вод при той же производительности очистных сооружений, сократить капиталовложения на строительство головных сооружений водопроводов и удельное потребление питьевой воды в коммунальном хозяйстве. 4. Совершенствование водозаборов из поверхностных и подземных источников и технологий подготовки питьевой водыВ целях повышения эффективности работы водозаборов из поверхностных источников и снижения негативного влияния водозаборов на биологические ресурсы водных объектов необходимо предусмотреть создание и внедрение усовершенствованных конструкций водоприемных устройств и сооружений. Для улучшения работы водозаборов подземных вод целесообразно проведение их инвентаризации, создание банка данных, характеризующих технико-экономические, санитарно-гигиенические и экологические параметры водозаборов; усовершенствование конструкций водозаборных скважин, фильтров, подъемного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Внедрение новых технологических решений по совершенствованию водозаборов должно проводиться только после проведения соответствующей санитарно-гигиенической экспертизы. Кроме того, необходимо предусмотреть совершенствование методов и средств физико-химической и биологической очистки воды путем использования процессов тонкослойного осаждения, интенсификации реагентной обработки, новых типов фильтровальных сооружений и фильтрующих материалов, процессов озонирования и сорбции на угольных фильтрах и порошковых сорбентах, использования мембранной технологии. В подпрограмме должны быть предусмотрены следующие мероприятия: разработка комплекса мероприятий по защите подземных вод от истощения и загрязнения; разработка комплекса гигиенических требований к методам анализа, устройствам и материалам для подготовки питьевой воды; разработка технологий и создание опытных образцов блочных водоочистных установок малой производительности; создание автоматизированных банков данных по системам централизованного водоснабжения; освоение методов повышения санитарной надежности водозаборных сооружений и улучшения качества отбираемой воды; разработка и освоение новых и усовершенствование существующих технологий подготовки питьевой воды; разработка технической документации на новое оборудование и материалы для обеззараживания питьевой воды; разработка технических решений по реконструкции и строительству водоочистных станций. В 1999 - 2000 годах предусматривается расширение использования локальных бытовых и групповых установок глубокой доочистки воды для питьевых целей в местах ее непосредственного потребления. Такие установки необходимо использовать в первую очередь в регионах с кризисной экологической обстановкой, а также для оснащения лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений, предприятий пищевой промышленности и общественного питания. 5. Научно-исследовательские и поисково-оценочные работы для расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабженииГлавным преимуществом подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, является более высокая степень их защищенности от загрязнения по сравнению с поверхностными водами. В целях обеспечения расширения использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо осуществить проведение следующих основных работ и исследований: инвентаризация разведанных месторождений подземных вод и оценка возможностей освоения неэксплуатируемых месторождений; оценка обеспеченности населения ресурсами подземных вод питьевого качества; исследование процессов формирования эксплуатационных ресурсов подземных вод в различных гидрогеологических и водохозяйственных условиях; региональная оценка эксплуатационных ресурсов подземных вод с учетом природоохранных ограничений; обоснование природоохранных критериев, определяющих допустимые нормы воздействия техногенной деятельности на подземные водные объекты и допустимое воздействие отбора подземных вод на окружающую природную среду; исследование закономерностей изменения качества подземных вод под влиянием естественных и техногенных факторов и разработка методики прогноза изменения их качества в типовых условиях; уточнение карты гидрогеологического районирования для целей сельскохозяйственного водоснабжения масштаба 1:1000000; проведение поисково-оценочных работ на подземные воды в отдельных регионах. Выполнение указанных работ в сочетании с мероприятиями по реконструкции и строительству водозаборов подземных вод позволит увеличить долю использования подземных вод на питьевые цели, повысить надежность водообеспечения населения, обеспечить создание резервных источников водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций. 6. Развитие систем подачи и распределения питьевой водыГлавная задача в работе по развитию систем подачи и распределения питьевой воды состоит в создании средств, технологий, материалов и оборудования, которые позволят обеспечить строительство инженерных сетей и применение материалов нового поколения, имеющих надежную антикоррозионную защиту и высокий срок службы, и одновременно с этим осуществлять поэтапно выполнение восстановительных работ на изношенных и вышедших из строя трубопроводах. С учетом состояния трубопроводных систем необходимо провести ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе по обеспечению повышения надежности и устойчивости работы водопроводных сетей путем применения компьютерной техники для совершенствования режима подачи и распределения воды и обнаружения повреждений. Кроме того, важно обеспечить разработку, освоение и усовершенствование материалов для защиты наружных и внутренних поверхностей трубопроводов, реконструкции и расширения водопроводных систем. Реализация намечаемых научных исследований и разработок позволит существенно удешевить и ускорить поиски дефектов в трубопроводах, повысить надежность эксплуатации и срок службы подземных трубопроводов, обеспечить экологическую безопасность, продлить срок службы действующих систем водоснабжения, сократить расходы на электроэнергию и другие эксплуатационные затраты. 7. Научные исследования по обеспечению защиты от загрязнения источников питьевого водоснабженияСовременное неудовлетворительное состояние водных объектов показывает, что проблемы в области охраны вод от загрязнения и истощения не только не нашли решения, но и значительно обострились, особенно в последние годы. В этой связи приоритетным направлением развития водного хозяйства должно стать радикальное улучшение условий воспроизводства и охраны водных ресурсов, проведение водоохранных мероприятий на водосборе, совершенствование системы мониторинга состояния водных объектов и контроля за соблюдением правил водопользования. Намечаемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривают разработку и внедрение систем экологических критериев эксплуатации источников питьевого водоснабжения, рекомендаций по локализации и ликвидации аварийных загрязнений водных объектов, особенно нефтепродуктами, технологий защиты водных объектов от загрязнения сточными водами животноводческих комплексов, современных конструкций сооружений по очистке сточных вод предприятий промышленности и коммунального хозяйства. Расчетная стоимость реализации научно-технических и инновационных подпрограмм составит 3167,3 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах 204,3 млн. рублей. Нормативно-правовое обеспечениеВ 1999 - 2000 годах необходимо разработать нормативные правовые документы, осуществить замену устаревших стандартов, строительных норм и правил, а также обеспечить разработку ряда научно-технических документов по методам подготовки и средствам контроля качества и транспортировки питьевой воды. В 2001 - 2010 годах предусматривается продолжить работы по совершенствованию нормативной базы в целях повышения технологической и санитарной надежности систем и сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населенных пунктов. Расчетная стоимость работ по нормативно-правовому обеспечению программных мероприятий составит 4,2 млн. рублей, в том числе в 1999 - 2000 годах - 1,5 млн. рублей. Ресурсное обеспечение и механизм реализации программных мероприятийФинансирование Программы предусматривается осуществлять в основном за счет привлечения средств внебюджетных источников, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета. Средства федерального бюджета могут использоваться в форме государственной поддержки следующих мероприятий: реконструкция и строительство уникальных систем водоснабжения и водоотведения в крупных городах; реконструкция и строительство в сельской местности систем водоснабжения, требующих больших капитальных вложений (межрегиональные групповые водопроводы и станции по очистке воды); строительство предприятий по изготовлению сооружений и установок водоснабжения и канализации в контейнерном и блочно-модульном исполнении; работы по улучшению состояния важнейших водных объектов источников питьевого водоснабжения; проведение исследований и разработок по определению технических условий, регламентов, методов эксплуатации оборудования в системах водоснабжения; разработка новых технологий, материалов, приборов и оборудования для водообеспечения; совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам водоснабжения и водоотведения. Важным источником финансирования программных мероприятий станут средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде платежей за пользование водными объектами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при пользовании подземными водами, которые должны использоваться строго по целевому назначению для осуществления мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране поверхностных и подземных вод. Общие прогнозные затраты на осуществление программных мероприятий составят 301473,9 млн. рублей, в том числе на первом этапе (1999 - 2000 годы) 19382, 7 млн. рублей. Перечень основных направлений работ по обеспечению населения России питьевой водой приведен в приложении № 1. Прогнозируемые объемы инвестиций на осуществление программных мероприятий по экономическим районам даны в приложении № 2. Государственным заказчиком - координатором Программы целесообразно определить Министерство природных ресурсов Российской Федерации, а государственными заказчиками по отдельным направлениям работ и объектам федерального значения - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Функции государственных заказчиков мероприятий регионального и местного значения следует возложить на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные органы разрабатывают на базе настоящей Концепции региональные программы обеспечения населения питьевой водой и организуют их выполнение. Методическое руководство разработкой региональных программ обеспечения населения питьевой водой осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Финансирование работ по Программе за счет федерального бюджета будет осуществляться целевым назначением через государственных заказчиков. Отбор предложений по реализации отдельных инвестиционных проектов, а также по выполнению научно-исследовательских работ должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305. Для координации научных исследований, проводимых в рамках Программы, создается межведомственный научно-технический совет из числа ведущих ученых, а также работников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Приложение № 1к Концепции федеральной
целевой программы Перечень основных направлений работ по обеспечению населения России питьевой водой
Приложение № 2к Концепции федеральной
целевой программы Прогнозируемые объемы инвестиций на осуществление программных мероприятий по экономическим районам
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |