| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ Система
межгосударственных нормативных документов МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ СИСТЕМА МСН 10-01-2012 МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ 2012 Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) 2 СОГЛАСОВАНЫ на XXXIX заседании МНТКС (8 декабря 2011 г., протокол № 39). За принятие межгосударственных строительных норм (МСН) проголосовали:
3 ВНЕСЕНЫ Секретариатом МНТКС 4 УТВЕРЖДЕНЫ решением XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности (МПСС) государств-участников Содружества Независимых Государств (6 июня 2012 г., № 7) 5 ВЗАМЕН МСН 1.01-01-2009 6 Дата введения в действие: на территории государства участника Содружества Независимых Государств (СНГ), присоединившегося к настоящему документу, дата его введения в действие устанавливается решением соответствующего компетентного национального органа и указывается при издании национального нормативного документа, идентичного МСН 10-01-2012. В соответствии с решением XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ при разработке проектов межгосударственных нормативных документов в области строительства и формировании единой для государств-участников СНГ нормативной базы проектирования и строительства МНТКС руководствуется требованиями настоящего документа. СОДЕРЖАНИЕ Взаимодействие в области технического нормирования и стандартизации в строительстве между соответствующими органами стран-участников СНГ было организовано в 1992 г. в целях обеспечения необходимого единства нормативной базы проектирования и строительства стран СНГ. В настоящее время эта работа осуществляется в рамках Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности, созданного в сентябре 1994 г. в Москве главами правительств стран СНГ. Организация разработки межгосударственных нормативных документов в строительстве возложена на МНТКС, которая сформирована органами исполнительной власти государств, осуществляющими функции по разработке и реализации технической политики в строительстве, включая его нормативное обеспечение (далее -органы управления строительством). Постоянно действующим рабочим органом МНТКС является секретариат МНТКС, функции которого с ноября 2010 г. по решению XXX заседания МПСС осуществляет Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»), Москва. С принятием в ряде стран СНГ нового законодательства о техническом регулировании в этих странах разработаны и введены в действие национальные технические регламенты в области строительства. Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ, принятой постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 3 декабря 2009 г. № 33-22, поставлена задача в ближайшие пять лет создать систему технического регулирования государств-участников СНГ, включая разработку и введение в действие межгосударственных технических регламентов. Межгосударственные регламенты, а также регламенты ЕврАзЭС и Таможенного союза, должны быть обеспечены соблюдением требований соответствующих межгосударственных и национальных нормативных документов. Настоящие МСН устанавливают основные принципы и общую структуру Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве, порядок разработки межгосударственных нормативных документов, их утверждения, введения в действие и применения в странах СНГ, в том числе участвующих в разработке общих для них технических регламентов в области строительства. Предусматривается последовательная работа по гармонизации и сближению требований межгосударственных нормативных документов в области строительства с требованиями международных и европейских стандартов, с учетом условий строительства и эксплуатации объектов на территории государств-участников СНГ, исходя из общих целей и задач технического регулирования строительства в этих государствах. МСН 10-01-2012 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
1 Область примененияНастоящие строительные нормы устанавливают основные принципы Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве (далее - Система) и общую структуру Системы, требования к входящим в нее нормативным документам, к их содержанию, построению, изложению и оформлению, а также порядку разработки, утверждения и применения. Положения настоящего документа обязательны при разработке межгосударственных нормативных документов в строительстве и при их применении в присоединившихся к ним государствах-участниках СНГ. 2 Нормативные ссылкиВ настоящих строительных нормах использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения; ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения; ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены; ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия межгосударственных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов; ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. 3 Термины и определенияИспользуемые в тексте термины и их определения приведены в приложении А. 4 Основные принципы Системы4.1 Система межгосударственных нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность региональных нормативных документов государств-участников СНГ, совместно разработанных заинтересованными государствами в целях формирования единой для государств нормативной базы проектирования и строительства, отвечающей общим задачам обеспечения безопасности в государствах и развития экономического сотрудничества. 4.2 Межгосударственные нормативные документы Системы определяют требования к объектам технического регулирования в строительстве на всех этапах их создания, эксплуатации или использования, исходя из общих целей технического регулирования в соответствии с назначением этих объектов. Эти документы должны способствовать решению стоящих перед строительством задач, в том числе в области обеспечения: безопасности строительных объектов для жизни и здоровья людей, животных и растений в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений; защиты людей, а также зданий и сооружений от неблагоприятных воздействий среды с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций; надежности и качества строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования зданий и сооружений; выполнения экологических требований, обеспечения рационального использования материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов; взаимопонимания участников инвестиционного процесса при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранения технических барьеров в международном сотрудничестве. 4.3 Межгосударственные нормативные документы Системы являются одним из средств межотраслевого регулирования при проектировании (включая изыскания), строительстве, эксплуатации и ликвидации строительных объектов, производстве и применении строительных материалов и изделий, в том числе в целях реализации требований межгосударственных технических регламентов государств-участников СНГ, а также технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. 4.4 Система формируется на единой методической и научно-технической основе как открытая для дальнейшего развития. 4.5 Межгосударственные нормативные документы Системы предусматривается разрабатывать с применением изложенных в разделе 6 методических принципов нормирования, обеспечивающих повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач при проектировании и строительстве. 4.6 В межгосударственных нормативных документах Системы предусматривается устанавливать требования, обеспечивающие необходимую сопоставимость, сближение и гармонизацию разрабатываемых межгосударственных нормативных документов Системы с международными стандартами, региональными стандартами европейского сообщества и национальными нормативными документами технически развитых зарубежных стран. 5 Объекты технического регулирования, структура и состав Системы5.1 Объектами технического регулирования в области строительства, требования к которым устанавливаются в нормативных документах Системы, являются: продукция строительства - строящиеся, вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта и эксплуатируемые здания и сооружения всех отраслей экономики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом для нормативных документов в области строительства объектом технического регулирования является строительная часть зданий и сооружений, включая внутренние системы инженерного обеспечения; процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений; строительные материалы и изделия, применяемые для изготовления и (или) возведения строительных конструкций и устройства внутренних систем инженерного обеспечения (водопровода, канализации и отопления) зданий и сооружений. Межгосударственные нормативные документы Системы не распространяются на технологические процессы и технологическое оборудование зданий и сооружений, независимо от их назначения, на оборудование машиностроения, применяемое для устройства систем вентиляции и кондиционирования воздуха, дымоудаления, газоснабжения, электроустановок зданий и сооружений, систем автоматизации, сигнализации, видеонаблюдения и управления, а также другую, применяемую в строительстве продукцию отраслей промышленности, не относящихся к промышленности строительных материалов и строительной индустрии, стандарты на которую принимаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). 5.2 Структура Системы определяется номенклатурой объектов регулирования и приведена в приложении Б. Для однородных объектов формируются комплексы (группы) документов различных видов, объединяемых единством целей и задач. В состав Системы входят технические нормативные документы следующих видов: межгосударственные строительные нормы - МСН; межгосударственные своды правил по проектированию и строительству - МСП; межгосударственные стандарты (в области строительства, включая строительные материалы и изделия) - ГОСТ. Кроме того, в строительстве предусматривается применять межгосударственные стандарты общетехнического характера и стандарты на используемую в строительстве продукцию различных отраслей промышленности, принимаемые МГС, а также межгосударственные нормативные документы, в соответствии с их статусом и областью применения, принимаемые органами государственного надзора. 5.3 Межгосударственные строительные нормы в рамках Системы предназначены для применения в присоединившихся государствах-участниках СНГ на обязательной основе. В соответствии с требованиями настоящих норм для обеспечения соблюдения требований межгосударственных технических регламентов в области строительства и в развитие базовых требований этих технических регламентов, в МСН должны устанавливаться требования по безопасности зданий и сооружений, включая застройку территорий и поселений, строительных конструкций и внутренних систем инженерного обеспечения, а также процессов изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации строительных объектов. Требования межгосударственных строительных норм к зданиям и сооружениям должны устанавливаться в форме задач по обеспечению безопасности, которые должны быть решены при проектировании и строительстве и в результате выполнения которых будут реализованы цели технического регламента. 5.4 Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству предназначены для применения на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами в целях обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ в области строительства и межгосударственных строительных норм и должны содержать проверенные практикой способы выполнения требований межгосударственных строительных норм. 5.5 Межгосударственные стандарты в области строительства предназначены для применения на добровольной основе в целях обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности межгосударственных технических регламентов и межгосударственных строительных норм и (или) обеспечения единства требований к качеству строительных материалов и изделий. Стандарты должны содержать рекомендуемые параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, методы их испытаний, требования к строительным материалам и изделиям, обеспечивающие техническое единство и качество при разработке и производстве этой продукции, а также сохраняемость свойств материалов и изделий в процессе эксплуатации зданий и сооружений. 6 Содержание, построение, изложение и оформление межгосударственных нормативных документов Системы6.1 Межгосударственные нормативные документы Системы должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на решение общих для документов Системы задач и обеспечивающие решение конкретных задач в соответствии с областью применения каждого документа. Требования этих документов должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии и передовом опыте стран СНГ, учитывать мировой опыт проектирования и строительства, требования международных стандартов и региональных европейских стандартов, национальных стандартов и норм технически развитых зарубежных стран. 6.2 Межгосударственные строительные нормы должны содержать требования к указанным в пункте 5.3 объектам технического регулирования - зданиям, сооружениям и соответствующим процессам, обеспечивающие достижение целей технических регламентов к этим объектам, включая: надежность зданий, сооружений и их систем - прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований в расчетных ситуациях эксплуатации; устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных ситуациях опасных природных воздействий; устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях; защиту здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений; безопасность людей от несчастных случаев и других угроз при эксплуатации зданий и сооружений, а также удобство пользования ими и доступность среды для маломобильных групп населения; охрану окружающей среды, сокращение расхода, в первую очередь, невозобновляемых ресурсов и уменьшение потерь тепла в зданиях и сооружениях. Межгосударственные строительные нормы не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также иных положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов государственного управления. В необходимых случаях в нормах следует приводить указания о соблюдении противопожарных, промышленных, санитарных, экологических и других требований регламентов, установленных компетентными органами. 6.3 Положения межгосударственных строительных норм следует формулировать, как правило, в виде требований к характеристикам объекта технического регулирования, связанных с его назначением и условиями эксплуатации (эксплуатационные положения или характеристики) с указанием правил и методов контроля соблюдения этих требований. Нормы, как правило, не должны содержать описательных (предписывающих) положений, относящихся к конструктивным и объемно-планировочным решениям, методам расчета и проектирования, применению конкретных типов и марок материалов и т.п., за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей технического регламента и при невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик, в том числе, в связи с отсутствием методов контроля. В таких случаях эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений. Межгосударственные строительные нормы не должны содержать ссылок на документы, предназначенные для применения на добровольной основе, за исключением необходимых ссылок на стандарты методов контроля и испытаний, применение которых в этом случае становится обязательным. 6.4 В межгосударственных сводах правил по проектированию и строительству приводят с необходимой полнотой оправдавшие себя на практике рекомендуемые способы достижения целей технических регламентов и решения конкретных задач по обеспечению безопасности, поставленных в межгосударственных строительных нормах. Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству, в частности, могут содержать: положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, а также эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений; объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей; методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований, а также инженерных систем; требования по применению строительных материалов, изделий, оборудования и другой промышленной продукции. Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству могут содержать извлечения из межгосударственных технических регламентов и строительных норм (со ссылкой на них), содержащие обязательные требования к продукции и процессам, в развитие которых эти своды правил разработаны, а также ссылки на межгосударственные стандарты или, в обоснованных случаях - на национальные стандарты государств-участников СНГ, устанавливающие требования к этой продукции и процессам. В межгосударственных сводах правил по проектированию и строительству могут устанавливаться также особенности применения в строительстве промышленной продукции, поставляемой по стандартам, которые в соответствии с настоящими нормами не входят в Систему нормативных документов в строительстве. 6.5 Межгосударственные стандарты Системы в зависимости от их вида устанавливают требования к объектам стандартизации в соответствии с ГОСТ 1.2 и ГОСТ 1.5, в том числе: требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации; требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве; контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и других сооружений, а также элементов инженерных систем; требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов, конструкций и оборудования; правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов, конструкций и оборудования. 6.6 Изложение и оформление межгосударственных строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству осуществляют с учетом требований, установленных ГОСТ 1.5. Обложки, предисловия и первые страницы оформляют в соответствии с приложениями В, Г, Д и Е. В заголовках может применяться прямой порядок слов. Обозначения межгосударственных строительных норм и сводов правил должны состоять из индекса (аббревиатуры) соответственно МСН или МСП и шифра документа: номера комплекса в структуре Системы, затем через тире - порядкового номера документа в комплексе и четырех цифр года утверждения документа. При этом порядковые номера МСН начинаются с цифры 01, а МСП - с цифры 101. Построение, изложение, оформление и обозначения входящих в Систему межгосударственных стандартов по строительству принимают в соответствии с ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.3 и ГОСТ 1.5. 6.7 Если за основу межгосударственных строительных норм или межгосударственных сводов правил приняты соответствующие международные или региональные европейские стандарты, то в предисловии к межгосударственным нормам и сводам правил приводят данные о степени их соответствия международным и (или) региональным европейским стандартам, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 1.3. 7 Разработка, утверждение, введение в действие и опубликование межгосударственных нормативных документов Системы7.1 Разработку межгосударственных нормативных документов Системы осуществляют в соответствии с ежегодно утверждаемыми МНТКС планами работ по межгосударственному техническому нормированию и стандартизации (далее - план). Финансирование работ по плану осуществляется всеми органами управления строительством (органами исполнительной власти, осуществляющими функции по разработке и реализации технической политики в строительстве) государств-участников СНГ на основе долевого участия в согласованных пропорциях. 7.2 Проект плана формируется секретариатом МНТКС (далее - секретариат) на основе предложений членов МНТКС и направляется им на рассмотрение не позднее, чем за два месяца до заседания МНТКС. В проект плана включают разработку межгосударственных нормативных документов Системы, заинтересованность в которых выразили не менее пяти государств или которые необходимы для обеспечения требований технического регламента СНГ, ЕврАзЭС или Таможенного союза. Секретариат осуществляет контроль за выполнением принятого плана и ежегодно представляет МНТКС отчет о его выполнении. 7.3 Государственный орган управления строительством, указанный в плане в качестве основного разработчика (далее - разработчик), определяет организацию-исполнителя, а при необходимости - соисполнителей и организует разработку межгосударственного нормативного документа Системы с учетом требований ГОСТ 1.2, ГОСТ 1.3 и ГОСТ 1.5 к разработке межгосударственных стандартов по следующим этапам: 1-й этап - разработка первой редакции проекта документа; 2-й этап - публичное обсуждение первой редакции документа, подготовка проекта второй редакции документа и представление проекта документа в секретариат; 3-й этап - подготовка окончательной редакции проекта документа; 4-й этап - организация процедуры согласования, утверждения (принятия) и регистрации документа на межгосударственном уровне. 7.4 На первом этапе органы управления строительством государств по запросу Секретариата представляют ему исходные данные, необходимые для учета при разработке первой редакции межгосударственного нормативного документа Системы. Секретариат направляет полученные исходные данные исполнителю. Исполнитель с учетом этих данных подготавливает проект документа в первой редакции и вместе с пояснительной запиской передает разработчику. Разработчик в срок, установленный планом, передает документы в секретариат. За основу при разработке первой редакции проекта межгосударственного нормативного документа Системы орган управления строительством любого государства может предложить национальный нормативный документ своего государства. В целях гармонизации межгосударственных нормативных документов Системы или сближения их требований с требованиями соответствующих международных и региональных европейских стандартов эти стандарты, а также национальные нормативные документы технически развитых зарубежных стран могут приниматься за основу при разработке первой редакции проекта межгосударственных строительных норм и сводов правил и стандартов. 7.5 На втором этапе Секретариат в течение трех недель после получения первой редакции проекта рассматривает его с точки зрения соблюдения требований настоящих межгосударственных строительных норм. При положительных результатах рассмотрения направляет его электронной почтой вместе с пояснительной запиской и сопроводительным письмом в органы управления строительством государств для проведения публичного обсуждения проекта и размещает проект на своем официальном сайте в сети Интернет. При отрицательных результатах рассмотрения проекта секретариат возвращает его разработчику на доработку в течение трех недель. Сроки проведения публичного обсуждения не менее двух месяцев. Органы управления строительством государств организуют проведение процедуры публичного обсуждения первой редакции проекта в соответствии с принятой процедурой. Органы управления строительством государств обеспечивают сбор замечаний и предложений по проекту документа от заинтересованных лиц государства, в том числе замечания смежных отраслей, и представляют обобщенные отзывы государств по проекту в секретариат, который передает их исполнителю. Исполнитель на основе обобщенных отзывов государств по проекту подготавливает проект документа во второй редакции, сводку отзывов замечаний и разногласий и вместе с пояснительной запиской к проекту второй редакции документа направляет разработчику, а разработчик - в секретариат. 7.6 На третьем этапе секретариат рассматривает сводку отзывов замечаний и разногласий с точки зрения обоснованности. При наличии принципиальных разногласий по второй редакции проекта секретариат запрашивает у органов управления строительством государств кандидатуры специалистов для формирования межгосударственной рабочей группы (МРГ) для снятия разногласий. Секретариат МНТКС формирует и организует работу МРГ. Работу МРГ возглавляет исполнитель. МРГ проводит согласительные совещания с целью выработки решений по разногласиям, оформляет протоколы совещаний и итоговое экспертное заключение. Протоколы совещаний, итоговое экспертное заключение подписывают члены МРГ - участники совещания и передают оригиналы подписанных документов в секретариат МНТКС. Секретариат МНТКС направляет копии подписанных документов исполнителю. Исполнитель с учетом полученных отзывов и решений, принятых на совещании МРГ, подготавливает проект документа в окончательной редакции и вместе с пояснительной запиской и сводкой отзывов с аргументацией по отклоненным предложениям передает разработчику. Разработчик направляет указанные документы в секретариат. Секретариат проводит редактирование представленного разработчиком проекта межгосударственного нормативного документа и вместе со всеми перечисленными материалами размещает на своем официальном сайте. 7.7 На четвертом этапе секретариат рассылает отредактированный проект межгосударственного нормативного документа в органы управления строительством государств на голосование, которое осуществляется по результатам рассмотрения представленного секретариатом проекта и проведения необходимых национальных согласительных процедур. Форма бюллетеня голосования приведена в приложении Ж. Межгосударственные строительные нормы согласовываются в рамках МНТКС по результатам голосования и утверждаются Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ, а межгосударственные своды правил по проектированию и строительству МНТКС в порядке, установленном настоящими межгосударственными строительными нормами. Проекты межгосударственных стандартов по строительству принимаются МНТКС в установленном ГОСТ 1.2 порядке с учетом требований настоящих межгосударственных строительных норм. Голосование по проекту межгосударственного нормативного документа Системы может быть проведено непосредственно на заседании МНТКС (с передачей бюллетеня). Проект межгосударственного нормативного документа считается согласованным или принятым, если за него проголосовало не менее двух третей числа заинтересованных в применении документа государств, принявших участие в голосовании (не менее трех). На основе результатов обсуждения и голосования по проекту документа секретариат МНТКС проводит окончательное редактирование текста и вносит в предисловие наименования государств и органов управления строительством, проголосовавших за принятие нормативного документа. В протоколе заседания МНТКС о согласовании или принятии межгосударственного нормативного документа и в самом документе указывают рекомендуемую дату его введения в действие. По решению МНТКС может устанавливаться единая для всех государств дата введения документа в действие. Государства, не голосовавшие за принятие межгосударственного нормативного документа Системы, могут в последующем присоединиться к нему. Последующее присоединение оформляют бюллетенем голосования. Секретариат рассылает государствам информацию об этом и вносит соответствующие изменения в предисловие к документу при очередном переиздании. 7.8 Секретариат МНТКС осуществляет регистрацию утвержденных межгосударственных строительных норм и сводов правил, ведет реестр зарегистрированных документов и осуществляет хранение подлинников этих документов. Регистрацию принятых межгосударственных стандартов осуществляет технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Надлежащим образом заверенные копии (дубликаты) зарегистрированных межгосударственных нормативных документов на бумажном носителе, а также их электронные версии Секретариат направляет в органы управления строительством государств для введения в действие в качестве национальных документов и официального опубликования этих документов. 7.9 Межгосударственные строительные нормы и своды правил вводятся в действие на территориях присоединившихся к ним государств в качестве национальных нормативных документов органами управления строительством, а межгосударственные стандарты - органами исполнительной власти государств в соответствии с их компетенцией. Если при утверждении (принятии) документов не установлена единая дата введения в действие, то конкретная дата введения документа в действие на территории соответствующего государства, но не позднее даты, рекомендованной МНТКС, указывается на основании решения соответствующего компетентного национального органа при издании в предисловии и на первой странице национального нормативного документа, идентичного межгосударственному нормативному документу Системы. По решению органов управления строительством отдельных государств при введении в действие межгосударственных строительных норм и сводов правил в качестве национальных нормативных документов с учетом требований национального законодательства в обозначении документа указывают дополнительно индекс (аббревиатуру) национального документа соответствующего вида. Например, для Украины - ДБН МСН 10-01-2012. Межгосударственные строительные нормы и межгосударственные своды правил по проектированию и строительству при введении их в действие на территории соответствующего государства не подлежат перерегистрации или дополнительной регистрации с присвоением им национальных регистрационных номеров. Если в соответствии с национальными особенностями в межгосударственных строительных нормах и (или) сводах правил необходимо установление дополнительных требований к объекту технического регулирования, возможность внесения которых допускается соответствующим межгосударственным нормативным документом и которые не нарушают требования этого документа, то такие требования могут быть приведены при введении в действие и издании в форме приложения к соответствующему национальному нормативному документу. 7.10 Официальное опубликование межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству осуществляет Секретариат. Официальное опубликование строительных норм и сводов правил, введенных в действие на территориях государств, и их распространение в государствах организуют органы управления строительством на официальном языке государства и (или) на русском языке. Межгосударственные стандарты в строительстве после регистрации в техническом секретариате Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации официально опубликовываются и распространяются в общем порядке, установленном для межгосударственных стандартов. 7.11 Разработка и принятие изменений к межгосударственным нормативным документам, а также их отмена осуществляются в порядке, аналогичном порядку разработки этих документов. 8 Применение межгосударственных нормативных документов Системы в государствах8.1 Межгосударственные строительные нормы, своды правил и стандарты применяют на территории присоединившихся к ним государств-участников СНГ непосредственно в качестве национальных в соответствии с национальным законодательством этих государств и требованиями настоящих строительных норм. Если межгосударственные строительные нормы, своды правил и стандарты включены в Перечни нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований межгосударственного технического регламента СНГ, технического регламента ЕврАзЭС или Таможенного союза, то они применяются на территориях государств-участников СНГ, членов ЕврАзЭС или Таможенного союза в соответствии с требованиями этих технических регламентов. 8.2 Межгосударственные строительные нормы, введенные в действие в качестве национальных строительных норм на территории соответствующего государства, являются обязательными для применения и исполнения всеми органами управления и надзора государства, юридическими и физическими лицами в соответствии с областью распространения этих документов. Соблюдение требований указанных строительных норм в комплексе с взаимосвязанными с ними межгосударственными стандартами на методы испытаний является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Разрешение на отступление от отдельных требований межгосударственных строительных норм, введенных в действие на территории государства в качестве национальных строительных, норм, в обоснованных случаях может дать только орган, которым эти нормы введены на территории государства, при наличии компенсирующих мероприятий и заключений соответствующих органов государственного надзора. В соответствии с особенностями национальной нормативно-правовой базы при введении в действие в государстве отдельных межгосударственных строительных норм в качестве национального документа может быть предусмотрено их применение на добровольной основе, если это не противоречит другим международным обязательствам государства. 8.3 Межгосударственные своды правил и стандарты применяются на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами, если эти документы введены в действие в качестве национальных нормативных документов и включены в перечни нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Применение указанных межгосударственных сводов правил или стандартов следует рассматривать как один из возможных способов выполнения соответствующих обязательных требований межгосударственных строительных норм. В качестве альтернативы могут применяться другие нормативные документы, предусмотренные указанными выше перечнями. Автор проекта на строительство может также разрабатывать в проекте собственные проектные решения, а строительная организация - применять технологические решения, обеспечивающее выполнение обязательных требований к объекту технического регулирования, не предусмотренные включенными в перечни документами. При этом возможность применения таких решений для обеспечения выполнения соответствующих обязательных требований должна быть подтверждена (для экспертизы, утверждения проекта и приемки объекта) расчетами, результатами исследований и экспериментов или другим способом. Применение межгосударственного свода правил или стандарта может стать обязательным в соответствии с условиями договора на проектирование, строительство или поставку материалов и изделий. 8.4 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение и правильность применения положений введенных на территории государства межгосударственных нормативных документов в соответствии с национальным законодательством. 8.5 В случае, если государство намерено прекратить применение принятого межгосударственного нормативного документа и, если это не противоречит требованиям действующих на территории этого государства технических регламентов СНГ, ЕврАзЭС или Таможенного союза, представитель этого государства в МНТКС должен уведомить об этом членов МНТКС и секретариат не позднее, чем за 6 месяцев до прекращения применения этого документа. Приложение АВ настоящих МСН применены следующие термины с соответствующими определениями: А.1 межгосударственный технический регламент в области строительства (interstate technical regulations in construction): Нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке международным договором государств-участников СНГ и устанавливающий обязательные для применения и исполнения в государствах требования к объектам технического регулирования в области строительства. А.2 нормативный документ (normative document): Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей. А.3 межгосударственные строительные нормы (interstate building codes): Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ, утвержденный Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ, в котором содержатся предназначенные для применения на обязательной основе требования к продукции строительства, а также к связанным с этими требованиями процессам. А.4 межгосударственный свод правил по проектированию и строительству (interstate code of practice in design and building construction): Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ, утвержденный Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве, в котором содержатся предназначенные для применения на добровольной основе технические правила и проектные решения, а также процедуры инженерных изысканий, проектирования, строительства или эксплуатации продукции строительства, определяющие способы достижения ее соответствия предъявляемым к ней обязательным требованиям технических регламентов и (или) межгосударственных строительных норм. А.5 гармонизированные нормативные документы (harmonized normative documents): Нормативные документы (стандарты), которые утверждены различными органами, распространяются на один и тот же объект и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информаций. Гармонизированные нормативные документы (стандарты) могут иметь различия в форме представления или даже в содержании. А.6 идентичные нормативные документы (identical normative documents): Гармонизированные нормативные документы (стандарты), идентичные по содержанию и по форме представления. Идентичные нормативные документы (стандарты) могут отличаться друг от друга обозначениями. А.7 модифицированные нормативные документы (modified normative documents): Гармонизированные нормативные документы (стандарты), которые имеют технические отклонения и различия по форме представления при условии их идентификации и объяснения. А.8 односторонне согласованный нормативный документ (unilaterally aligned normative document): Нормативный документ (стандарт), согласованный с другим нормативным документом таким образом, чтобы продукция, процессы, работы, услуги и информация, представляемые в соответствии с первым документом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот. Указанные документы не являются гармонизированными. А.9 неэквивалентные нормативные документы (inequivalent normative documents): Нормативные документы (стандарты), которые имеют неидентифицированные технические отклонения друг от друга и различия по форме представления. А.10 эксплуатационное положение нормативного документа (maintenance provision of normative document): Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с поведением этой продукции при ее использовании или эксплуатации (эксплуатационные характеристики). А.11 описательное (предписывающее) положение нормативного документа (prescriptive provision of normative document): Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с ее производством (описание проекта, конструктивных деталей, с указанием размеров и состава материалов и т.д.). А.12 продукция строительства (building production): Здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы на всех этапах их создания, эксплуатации или использования, включая прилегающие территории отведенных для них земельных участков. А.13 строительное сооружение (building works): Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для выполнения определенных потребительских функций в соответствии с его назначением. А.14 здание (building): Строительное сооружение, состоящее из наземной и, при необходимости, подземной частей с помещениями для проживания, пребывания и (или) осуществления деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных. А.15 наружная сеть инженерно-технического обеспечения (external supply net of engineering and technical services): Строительное сооружение (комплекс сооружений), предназначенное для выполнения функций по водоснабжению, канализации, тепло- и энергоснабжению (в том числе газоснабжению), обеспечению сигнализацией, автоматизацией и связью зданий и других строительных сооружений. А.16 помещение (premise): Замкнутое пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное со всех сторон строительными конструкциями. А.17 основание (здания или сооружения) (foundation soil): Массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от происходящих в нем природных и техногенных процессов. А.18 строительная конструкция (building structure): Часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. А.19 внутренняя система инженерно-технического обеспечения здания или сооружения (internal supply system of engineering and technical services): Часть здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения (в том числе газоснабжения), отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, внутреннего транспорта, мусороудаления, сигнализации, связи, автоматизации, управления и обеспечения безопасности. А.20 строительное изделие (building product): Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружений и систем инженерного обеспечения (водоснабжения, канализации и отопления). А.21 строительный материал (building material): Материал (в том числе штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений, а также изготовления строительных изделий. Приложение БСтруктура Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве
Приложение В
Приложение Г(обязательное) Форма предисловия межгосударственных строительных норм
Приложение ДФорма предисловия межгосударственного свода правил по проектированию и строительству
Приложение ЕФорма первой страницы межгосударственного нормативного документа в строительстве
Приложение Ж(обязательное) Форма бюллетеня голосования по проекту межгосударственного нормативного документа в строительстве
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |