| ||||
Нормативные документы в сфере деятельности ___________________________________________ Серия 09 Документы
по безопасности, Выпуск 36 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА Москва ЗАО НТЦ ПБ 2013 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности» разработаны на основе и взамен Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (РД 09-539-03), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 8 и не подлежащего применению на основании приказа Ростехнадзора от 15.10.2012 № 584. Федеральные нормы и правила устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах указанных отраслей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, предназначены для организаций, проводящих эту экспертизу, и применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам. СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗФедеральной
службы по экологическому, Зарегистрирован
Минюстом России 29 декабря 2012 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». 2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 марта 2003 г. № 8 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2003 г., регистрационный № 4524; Российская газета, 2003, № 105).
________________ * Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 12. (Примеч. изд.) Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1. Порядок* разработан в соответствии с: Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, 4591, 4596; № 49, ст. 7015, ст. 7025) (далее - Федеральный закон); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123); Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. № 64 (зарегистрировано Минюстом России 8 декабря 1998 г., регистрационный № 1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 35-36), в редакции постановления Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 г. № 48 (зарегистрировано Минюстом России 23 августа 2002 г., регистрационный № 3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 39) (далее - Правила проведения экспертизы промышленной безопасности); Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 744; 2009, № 21, ст. 2576; № 52, ст. 6574; 2010, № 16, ст. 1920; № 51, ст. 6937; 2011, № 8, ст. 1118) (далее - Положение о составе разделов проектной документации). ________________ * Порядком в пункте 2 документа назван Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Очевидно, имеются в виду Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». (Примеч. изд.) 2. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов*1 химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (далее - Порядок) устанавливает требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (требования п. 1 приложения 1 Федерального закона*2). ________________ *1 Согласно Федеральному закону сами опасные производственные объекты не подлежат экспертизе промышленной безопасности. Очевидно, вместо «опасных производственных объектов» должен быть предлог «в»; ср. наименование документа. (Примеч. изд.) *2 В указанном пункте нет требований. (Примеч. изд.) 3. Требования Порядка обязательны для выполнения должностными лицами Ростехнадзора**, организациями и специалистами, непосредственно осуществляющими экспертизу промышленной безопасности объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. ________________ ** В документе нет требований, относящихся к должностным лицам Ростехнадзора. (Примеч. изд.) 4. В настоящем Порядке используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе, а также в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности. 5. Объектами экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие настоящего Порядка, являются: проектная документация*** на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих объектов; ________________ *** Согласно Федеральному закону экспертизе промышленной безопасности подлежат следующие виды документации: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. Проектная документация экспертизе промышленной безопасности не подлежит. (Примеч. изд.) технические устройства, применяемые и предназначенные для применения**** на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих опасных производственных объектах; ________________ **** Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для применения на опасных производственных объектах, Федеральным законом не предусмотрена. (Примеч. изд.) здания и сооружения на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих опасных производственных объектах*. ________________ * Согласно Федеральному закону экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. (Примеч. изд.) II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ6. Экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, учитывающую специфику химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности, проводят независимые организации, имеющие соответствующую лицензию**. ________________ ** Очевидно, лицензия должна быть у каждой организации, а не одна у всех. (Примеч. изд.) 7. Экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности. 8. Требования к организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности. 8.1. Экспертные организации*** проводят экспертизу промышленной безопасности в соответствии с настоящим Порядком, основываясь на принципах независимости. ________________ *** Очевидно, имеются в виду указанные в пункте 8 организации, осуществляющие экспертизу промышленной безопасности. (Примеч. изд.) 8.2. Экспертные организации при проведении экспертизы используют помещения (собственные, заказчика, арендуемые на договорной основе), оборудование и оргтехнику, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности, подготовки и оформления отчетов и заключений экспертизы. Оценка технического состояния зданий, сооружений и технических устройств с применением методов неразрушающего контроля (НК) проводится специалистами по неразрушающему контролю лабораторий НК, аттестованными в установленном порядке. 8.3. Экспертные организации при выполнении экспертизы промышленной безопасности руководствуются действующим законодательством в области промышленной безопасности и нормативными правовыми актами по соответствующим направлениям экспертной деятельности. 8.4. Экспертные организации должны располагать как минимум одним работником*, удовлетворяющим квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, для которого работа в данной организации является основной. ________________ * Очевидно, как минимум, один работник должен быть в каждой организации, а не один во всех. (Примеч. изд.) 9. Для выполнения отдельных видов экспертных работ экспертная организация (далее - Исполнитель) может привлекать как сторонние организации, имеющие правовые основания для осуществления данного вида деятельности в области экспертизы промышленной безопасности**, так и отдельных квалифицированных и аттестованных в установленном порядке экспертов, а также аттестованных специалистов по неразрушающему контролю. ________________ ** Согласно Федеральному закону проведение экспертизы промышленной безопасности само является видом деятельности в области промышленной безопасности. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» конкретные лицензируемые виды деятельности состоят из выполнения работ, оказания услуг, т.е. экспертные работы составляют экспертизу промышленной безопасности, и правовым основанием для них должно быть наличие лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Примеч. изд.) 9.1. В случае, когда организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее - Заказчик), имеет в своей структуре аттестованное в установленном порядке подразделение неразрушающего контроля, уровень квалификации специалистов которого позволяет выполнять отдельные виды работ по неразрушающему контролю, то допускается привлекать специалистов Заказчика, аттестованных в установленном порядке, к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в программе проведения экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами Заказчика, и формулироваться требования к качеству работ по форме и содержанию отчетных документов. 9.2. Руководитель экспертных работ и эксперты, кроме указанных в п. 9.1 настоящего Порядка, выполняющие экспертизу, не могут являться штатными работниками предприятия - организации, эксплуатирующей опасный производственный объект*. ________________ * Согласно Федеральному закону опасный производственный объект является предприятием, которое не может быть организацией, эксплуатирующей этот опасный производственный объект (предприятие). (Примеч. изд.) 10. Требования к заключению экспертизы промышленной безопасности. 10.1. Структура и содержание заключения экспертизы промышленной безопасности должны соответствовать требованиям Правил проведения экспертизы промышленной безопасности. 10.2. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать анализ и оценку проектных и технических решений по обеспечению промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости объекта. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ11. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов**. ________________ ** Очевидно, пропущено техническое перевооружение. (Примеч. изд.) 11.1. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации проводится: перед принятием решения о начале капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; после внесения изменений и дополнений в проектную документацию на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. 11.2. При экспертизе промышленной безопасности проектной документации рассматриваются: пояснительная записка; исходные данные для проектирования, в том числе сведения об основных взрывопожароопасных и токсичных свойствах веществ, обращающихся в производстве; проектная документация и изменения к ней (в том числе ранее выполненные проекты, имеющиеся у Заказчика по рассматриваемому производству); схема планировочной организации земельного участка; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации работ ликвидации опасного производственного объекта в объеме требований раздела 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию*; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в объеме требований раздела 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию**; рабочая документация по разделам проекта. ________________ * В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ указанное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов: а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию таких объектов указанным Положением не установлены. В указанном Положении всего 3 раздела. Очевидно, имеется в виду не раздел 7 Положения, а раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. (Примеч. изд.) ** Очевидно, имеется в виду не раздел 9 указанного Положения, а раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. (Примеч. изд.) 11.3. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации осуществляется относительно: проекта в целом; отдельных частей проекта. 11.4. При экспертизе промышленной безопасности проектной документации проводится анализ и оценка: принятого технологического процесса в части его безопасности и надежности, обоснованности технических решений и мероприятий по обеспечению безопасности ведения работ, предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий; характеристик основных взрывопожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, товарного продукта и отходов; правильности разбивки технологической системы на отдельные технологические блоки и определения категории их взрывоопасности с целью обеспечения минимального уровня взрывоопасности технологических блоков, входящих в технологическую систему; оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных и аварийных работ; применяемых в проекте решений по компоновке технологического оборудования; безопасности и рациональности проектных решений по размещению зданий и сооружений исходя из расчета радиусов зон возможных разрушений; применения новых технологий и материалов при проектировании объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности; сравнения предлагаемого метода производства с другими известными методами, в том числе в зарубежной практике, на предмет его безопасности; автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем оперативного управления, прогнозирования, обнаружения, предупреждения и ликвидации аварий; условий обеспечения взрывобезопасности зданий и их вентиляции, возможности автоматического поддержания заданных параметров эксплуатации, управления, эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации; эффективности систем резервирования для обеспечения бесперебойности технологических процессов в случае отключения систем энергоснабжения, а также соответствия категории надежности электроснабжения технологических блоков в соответствии с категорией их взрывоопасности; мероприятий по обеспечению контроля герметичности и выполнения требований по защите оборудования от коррозии, выполнение условий надежности; выполнения требований взрывопожаробезопасности и химической безопасности, предъявляемых к системам приточно-вытяжной вентиляции, к контролю загазованности, к зданиям и сооружениям в зависимости от опасности технологического процесса; выбора основного и вспомогательного оборудования, его компоновки и схем обвязки, оснащения запорной, регулирующей арматурой, предохранительными устройствами и системами автоматического управления, регулирования, защиты, сигнализации, контроля и учета, уровня взрывозащищенности электрооборудования; выполнения решений по определению расчетного срока эксплуатации, категории технологических трубопроводов; обеспечения безопасных условий труда для эксплуатационного персонала, достаточности мер по локализации и ликвидации последствий аварий. 12. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. 12.1. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также: при отсутствии паспорта на техническое устройство; при выработке установленного срока эксплуатации или количества циклов нагружения; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства; при истечении установленных сроков хранения технических устройств; при воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки) в результате нарушения регламентированного режима работы, в том числе вследствие аварии, или иных техногенных или природных воздействий; при проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства. Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 № 195 «Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах» (зарегистрирован Минюстом России 28.09.2009, регистрационный № 14894). 12.2. Экспертиза технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, предусматривает оценку соответствия машин, технологического оборудования, систем машин и (или) оборудования, агрегатов, аппаратуры, механизмов требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также оценку технического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. 12.3. Перечень документации, используемой при экспертизе технических устройств, применяемых на объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, включает: паспорт технического устройства; эксплуатационные документы, содержащие методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его основных узлов, ресурс и срок эксплуатации, порядок, объем, сроки технического обслуживания, ремонта и диагностирования; сертификаты утверждения типа средств измерения*; акты испытаний, проводимых в процессе эксплуатации технического устройства; сертификаты соответствия и разрешения на применение (при наличии); акты, отчеты о выполненных работах при проведении капитальных ремонтов и реконструкции технического устройства; комплект чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект технического устройства, а также организации- изготовителя; проектные данные, устанавливающие технологические параметры эксплуатации технического устройства, оснащения его средствами контроля и безопасности, автоматического регулирования технологических параметров; акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технического устройства; документы, отражающие фактические технологические параметры работы оборудования (технологический регламент на производство продукции**, паспорт технического устройства); заключения ранее проводимых экспертиз промышленной безопасности данного технического устройства и сведения о выполнении рекомендаций, направленных на обеспечение его безопасной эксплуатации; документы, подтверждающие сроки эксплуатации технического устройства, периодичность проведения экспертизы и методики оценки его технического состояния. ________________ * Такие сертификаты выдавались в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», утратившим силу на основании Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ с тем же наименованием. В настоящее время выдача таких сертификатов законодательством не предусмотрена. Тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. (Примеч. изд.) ** Очевидно, технологический регламент на производство продукции (технического устройства) может отсутствовать в организации, применяющей техническое устройство на опасном производственном объекте. (Примеч. изд.) 12.4. Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств состоит из следующих основных этапов: предварительный этап; выполнение работ по натурному обследованию объекта (работа выполняется на производственной площадке Заказчика): оценка результатов экспертизы; оформление, согласование и утверждение* заключения экспертизы промышленной безопасности. ________________ * В последующем тексте согласование и утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности не упоминаются. (Примеч. изд.) 12.5. Предварительный этап. Предварительный этап включает в себя рассмотрение письменной заявки Заказчика работ, содержащей первичную информацию об объектах экспертизы: тип, название, идентификационное отличие (регистрационный номер, инвентарный номер); технологическое назначение; параметры работы (давление, температура, среда, наличие циклических нагрузок); сведения о конструкции (размеры, материал); границы технического устройства (в т.ч. по фланцевым разъемным соединениям с технологическими трубопроводами) и состав технического устройства как объекта экспертизы; причина, вызвавшая необходимость проведения экспертизы. Результаты рассмотрения письменной заявки являются исходной информацией для составления программы работ и календарного плана работ, в которых должна содержаться следующая информация: перечень объектов экспертизы, их назначение и основные характеристики; перечень необходимых документов, которые должен предоставить Заказчик Исполнителю в процессе проведения экспертизы. 12.6. Выполнение работ по натурному обследованию объекта. Выполнение натурного обследования объекта экспертизы проводится в соответствии с программой, согласованной Заказчиком и утвержденной руководителем экспертной организации, при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, национальных стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования. 12.6.1. В процессе выполнения экспертизы допускается обоснованная Исполнителем корректировка программы, если внесенные им изменения не противоречат требованиям применяемой при экспертизе нормативной документации. При необходимости корректировку порядка контроля объекта проводит эксперт, ответственный за проведение экспертизы. 12.6.2. Допускается вносить изменения в календарный план, если перенос сроков окончания работ по экспертизе не требует продления, установленного правилами по безопасной эксплуатации объекта экспертизы, срока проведения его очередного технического освидетельствования (ревизии). 12.6.3. В случае невозможности проведения какого-либо из обязательных видов испытаний объекта при проведении экспертизы и составления заключения экспертизы промышленной безопасности допускается (при обосновании экспертной организацией) использовать результаты его предыдущего испытания без внесения изменений в программу. Если срок проведения испытаний объекта в процессе экспертизы совпадает по времени с необходимостью проводить его очередное техническое освидетельствование (ревизию), то по результатам испытаний (до окончания работ по экспертизе) экспертом делается запись в техническом паспорте о результатах технического освидетельствования. 12.6.4. Если в процессе проведения экспертизы выявлены нарушения, несоответствия или дефекты, препятствующие выдаче положительного заключения, но не требующие вывода объекта экспертизы из эксплуатации, Исполнитель должен уведомить Заказчика в течение 2-х недель с момента выявления данного факта. Кроме того, Исполнитель может рекомендовать перечень мероприятий по приведению объекта в соответствие с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности. Положительное заключение экспертизы без вывода объекта из эксплуатации может быть выдано только после проведения компенсирующих мероприятий по устранению выявленных нарушений, несоответствий или дефектов, контроль за которыми осуществляет экспертная организация, проводившая экспертизу. 12.6.5. Если в процессе проведения экспертизы выявлены нарушения, несоответствия или дефекты, свидетельствующие о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта без проведения ремонтных работ, объект немедленно должен быть выведен из технологического цикла и эксплуатация его должна быть приостановлена. Информация о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта экспертизы передается в территориальный орган Ростехнадзора. 12.7. Оценка результатов экспертизы. 12.7.1. Анализ полученных результатов обследования объекта (в том числе испытания на прочность и контроля неразрушающими методами) осуществляется в процессе их проведения в соответствии с действующими нормами по конкретному виду работ. 12.7.2. После проведения всех работ по натурному обследованию объекта экспертизы Исполнитель выдает Заказчику замечания, выявленные в результате обследования. 12.7.3. Заказчик официально информирует Исполнителя об устранении выявленных замечаний. 12.7.4. После проверки информации Заказчика об устранении замечаний по результатам экспертизы и обобщения всех результатов экспертная организация оформляет проект заключения экспертизы промышленной безопасности и направляет его Заказчику. 12.7.5. Если в результате экспертизы установлено, что объект экспертизы не соответствует требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических документов, то экспертная организация оформляет отрицательное заключение по объекту, о чем информирует Заказчика и территориальный орган Ростехнадзора. 12.7.6. Отчетные материалы по отдельным видам работ оформляются согласно требованиям соответствующего нормативного документа на данный вид работы и приводятся в приложении к заключению экспертизы промышленной безопасности. 13. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах. 13.1. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений проводится в следующих случаях: при выработке зданиями и сооружениями, установленных проектом или другими документами сроков службы; при воздействии на здание (сооружение) факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также пожарами и взрывами; периодически в процессе эксплуатации согласно требованиям технической документации. 13.2. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности должна включать: проверку соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений; определение пространственного положения строительных конструкций, их фактических сечений и состояния соединений; уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок; определение фактической прочности материалов и конструкций в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия рабочего процесса технологическому регламенту на производство продукции; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта; поверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций. 13.3. При проведении экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности подлежит рассмотрению: проектная документация и разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); сертификаты, технический паспорт, удостоверяющие качество конструкций и материалов; акты расследования аварий и нарушений технологических процессов, влияющих на условия эксплуатации зданий (сооружений); заключения экспертизы промышленной безопасности ранее проводимых экспертиз в части выполнения указаний, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации; установленные нормативные сроки эксплуатации зданий (сооружений) и периодичность проведения экспертиз их технического состояния; документы о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения) и другая эксплуатационная документация. 13.4. На основании вышеперечисленных материалов проводится анализ и оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности о техническом состоянии строительных конструкций, рекомендации и мероприятия по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |