| ||||||
Письмо Госстроя РФ и Минтруда РФ "Об информации о решении проблем формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на примере двух-трех регионов Российской Федерации" Несмотря на меры, предпринимаемые Госстроем России и Минтрудом России в направлении нормативно-методического обеспечения работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, общая ситуация с решением проблем доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в подавляющем большинстве городов Российской Федерации остается крайне неудовлетворительной. В связи с этим Правительство Российской Федерации (поручением от 28 января 1999 г. № ВГ-П10-02854) обратило внимание на необходимость усиления контроля за соблюдением требований строительных норм и правил об учете потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения при проектировании и строительстве жилых и общественных зданий. Современное состояние дел в реализации генеральных направлений государственной социальной политики в этой сфере, определенной Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 245, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", было рассмотрено на состоявшемся 16 октября 1998 года заседании Межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, где особое внимание было обращено на опыт отдельных регионов в обеспечении активного взаимодействия территориальных органов социальной защиты населения с соответствующими органами архитектуры и градостроительства при участии местных общественных объединений инвалидов, что способствует достижению эффективных результатов в создании для инвалидов условий доступности к объектам социальной инфраструктуры. Во исполнение решения Межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, принятого по результатам заседания 16 октября 1998 г. (протокол № 5, раздел 11, пункты 3 и 7), Госстрой России и Минтруд России направляют информацию о достигнутом в отдельных регионах и городах Российской Федерации положительном опыте в решении проблем формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Одновременно Госстрой России и Минтруд России рекомендуют оказывать всемерное содействие внедрению в практику деятельности органов социальной защиты населения и органов архитектуры и градостроительства положений РДС 35-201-98 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" (пункт 2.2) и создавать необходимые условия для формирования и работы временных или постоянных экспертных комиссий с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности информации и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов на территориях городских и сельских поселений.
Приложение Информация о решении проблем формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на примере двух-трех регионов Российской ФедерацииОсновные, генеральные направления государственной социальной политики России в обеспечении средствами архитектуры и градостроительства равных со всеми гражданами прав для инвалидов определены Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 245, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры". В рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 59, Минтруд России совместно с Госстроем России разработали, утвердили и ввели в действие комплект нормативной и методической документации, предназначенной для обеспечения организации и проведения в городах и других поселениях Российской Федерации мероприятий по реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 15) и Градостроительного кодекса (статья 17). В целях решения проблем инвалидов средствами архитектуры и градостроительства соответствующие нормативные положения и требования включены в строительные нормы и правила: СНиП 2.08.01-97 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", СНиП 21.09.02-85 "Производственные здания", СНиП 2.09.04-97 "Административные и бытовые здания", СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство: планировка и застройка городских и сельских поселений". Внесены необходимые уточнения в ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Введен в действие РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства", в которой установлен порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства с учетом обязательного наличия решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения. На основании этой Инструкции во многих регионах страны местными органами экспертизы установлен контроль за уровнем учета требований доступности для инвалидов при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений. Разработан и введен в действие РДС 35-201-98 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры". В этот документ включены рекомендации по возможным вариантам организации внутригородского пассажирского обслуживания инвалидов. Подготовлены и изданы массовым тиражом 10 выпусков "Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения". Министерством путей сообщения Российской Федерации при участии и согласовании Минтруда России разработаны и введены в действие нормативные документы по проектированию железнодорожных вокзалов: ВСН 01-91/МПС "Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования" и ОНТП 01-97 "Отраслевые нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования". В этих нормативных документах выделены специальные разделы, которые посвящены требованиям по обеспечению условий доступности для инвалидов. Кроме того, по заданию Минтруда России совместно с Госстроем России разработан, согласован Минтрансом России и издан массовым тиражом выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения". Этот выпуск вошел в серию "Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения". Таким образом, в настоящее время в основном сформирована нормативно-методическая база для обеспечения работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Полный Перечень разработанной и введенной в действие нормативно-методической документации приведен в Приложении. За последние годы достигнуты определенные успехи и в создании условий для организации транспортного пассажирского обслуживания инвалидов. Для обеспечения производства и сертификации специализированных средств пассажирского транспорта, приспособленных для обслуживания инвалидов, по инициативе Госстандарта России, поддержанной Минтрудом России, разработан и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования". По заданию Минтруда России и в соответствии с договором от 15 декабря 1994 г. № 2.2 разработан и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов". В настоящее время на машиностроительных предприятиях, в том числе и на Брянском предприятии медицинского оборудования, созданы условия для серийного производства или оснащения специальным оборудованием транспортных средств, приспособленных для обслуживания инвалидов. На железнодорожном транспорте эксплуатируются 30 купейных вагонов, закупленных в Германии и приспособленных для перевозки инвалидов. По информации Министерства путей сообщения Российской Федерации, на одном из отечественных вагоностроительных предприятий созданы условия для выпуска, при необходимости, аналогичных вагонов. Руководствуясь указанными выше нормативными документами и методическим материалами, в отдельных регионах и городах России (в Республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Мордовия, Краснодарском и Хабаровском краях, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Тульской, Челябинской и Ярославской областях, городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) в настоящее время разработаны и утверждены региональные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, начаты работы по выполнению мероприятий, направленных на приспособление к потребностям инвалидов городской среды, зданий и сооружений социальной инфраструктуры. В Краснодаре - при ремонте и реконструкции улицы Красной, центральной улицы города, на всем ее протяжении выполнены удобные для инвалидов пешеходные переходы через проезжую часть. В результате в центре города созданы условия, удобные не только для передвижения инвалидов в креслах-колясках, но и для людей пожилого возраста, женщин с детскими колясками, а также для современной уборочной техники. С учетом потребностей инвалидов запроектированы и построены: в Кемеровской области - 8 школ, 26 магазинов, 10 лечебных учреждений, 6 клубов, 29 административных зданий, 1 вокзал и другие объекты; в Калужской области - 1 школа, 2 лечебных учреждения, 3 банка, 5 жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями социально - культурного обслуживания и другие объекты; в Пензенской области - 8 школ, 1 лечебное учреждение, 1 учреждение общественного питания; в Волгоградской области - 23 специализированных жилых дома в районных центрах области; в Ростовской области - разработаны эталоны градостроительной и проектно-сметной документации для создания среды жизнедеятельности, удобной инвалидам. По поступающей информации, в ряде территорий (Республике Калмыкия, Владимирской, Брянской, Калужской, Волгоградской, Пензенской, Новосибирской областях и некоторых других) организовано проведение адресного ремонта, оборудования и необходимой реконструкции жилищного фонда, который занимают инвалиды или семьи с инвалидами. В процессе этих работ производится переоборудование кухонь, санитарных узлов, расширение дверных проемов, оснащение помещений специальными средствами, а также устройство пристенных поручней. Администрацией Хабаровского края принято постановление, согласно которому юридические лица, не обеспечившие необходимых условий для свободного доступа инвалидов, подвергаются штрафу в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. К определенным достижениям последних лет в области совершенствования специального образования в области создания условий для формирования доступной инвалидам среды жизнедеятельности можно отнести то, что в отдельных высших учебных заведениях Хабаровского края, Новосибирской, Ивановской, Ростовской областей введен курс "Формирование среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения". Большой интерес представляет опыт отдельных регионов и городов страны, где впечатляющие на общем уровне результаты достигнуты в большей степени благодаря поиску рациональных путей решения проблем создания для инвалидов доступной среды в городах и активному участию местных общественных организаций инвалидов в формировании и реализации программных мероприятий по обеспечению условий доступности объектов социальной инфраструктуры. Так, многоплановая и интересная работа в организации работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности проводится в г. Екатеринбурге, где мэр города возглавил координационный Совет по делам инвалидов, созданный при администрации города. В состав Совета вошли руководители структурных подразделений администрации города, главы администраций городских районов и представители общественных объединений инвалидов. Решения, которые принимает Совет, все органы городского самоуправления обязаны исполнять неукоснительно. В феврале 1998 года в г. Екатеринбурге утверждена комплексная программа "Инвалид", в которой значительное место отведено большому числу целевых мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. Следовало бы отметить, что именно в г. Екатеринбурге впервые в отечественной практике предусмотрено при оформлении документов на аренду нежилых помещений обязывать арендаторов создавать условия доступности для инвалидов. Подобная рекомендация включена в РДС 35-201-98 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры". Такая форма организации работ по приспособлению зданий и помещений торгово-бытового обслуживания населения к потребностям инвалидов могла бы быть рекомендована для распространения и в других городах России. С начала 1998 года управление благоустройства г. Екатеринбурга при выдаче условий на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы обязывает заказчиков предусматривать возможность беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В течение только первого квартала 1998 года на этих условиях согласовано 45 проектов на объекты строительства и реконструкции, в 20 архитектурно-планировочных зданиях предписано выполнить необходимые мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов. В соответствии с комплексной программой "Инвалид" в Екатеринбурге выполнены следующие работы: 97 квартир, в которых проживают инвалиды I и II групп, оборудовано техническими средствами, приспособлениями и устройствами, помогающими инвалидам самостоятельно передвигаться по квартире, пользоваться ванной и туалетными помещениями; в академическом драматическом театре устроен доступный для инвалидов вход и установлен лифт, предназначенный для инвалидов на креслах-колясках; обустроены с учетом потребностей инвалидов остановки городского пассажирского транспорта; Главархитектурой г. Екатеринбурга подготовлены задания на разработку проектной документации по семи крупным планировочным узлам наиболее оживленных общественно значимых городских районов; завершена реконструкция специального жилого дома для ветеранов, разработана проектно-сметная документация на строительство пятиэтажного жилого дома на 49 квартир для инвалидов и ветеранов с блоком обслуживания и встроенными гаражами, а также на строительство девятиэтажного дома на 152 квартиры для престарелых граждан и инвалидов. В г. Екатеринбурге при Республиканском научно-практическом центре медико-социальной реабилитации детей и подростков "Бонум" создан центр творческий реабилитации детей-инвалидов. В Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, впечатляющих результатов по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности достигла ассоциация инвалидов "Преодоление". Благодаря инициативе и настойчивости этой общественной организации инвалидов, сегодня а городе 28 зданий имеют доступные инвалидам входы с необходимыми пандусами и поручнями. В перечень зданий и сооружений, оборудованных для инвалидов, входят: здание администрации Октябрьского района, центральный рынок, здание Народного Хурала Республики Бурятия, здания трех поликлиник, культурно-спортивный комплекс в Октябрьском районе, здания кинотеатра и Министерства социальной защиты населения, больница скорой помощи, здание мэрии города Улан-Удэ, Бурятская филармония, Дом книги, гостиница "Бурятия", главпочтамт, универмаг "Юбилейный", здание Мосбизнесбанка. В процессе планового ремонта дорожного полотна по предложению ассоциации инвалидов "Преодоление" выполнены удобные для инвалидов пешеходные переходы с тротуаров через проезжую часть улиц. В результате необходимые мероприятия на всем протяжении улицы были выполнены без дополнительных расходов финансовых средств и материальных ресурсов. По результатам первых шагов в практике проектирования и строительства объектов, связанных с обеспечением условий доступности для инвалидов, ассоциация инвалидов "Преодоление" организовала собственную специальную строительную бригаду. Это позволило существенно ускорить и значительно снизить стоимость выполняемых работ. В Новгороде Великом по инициативе областного правления ВОИ и при поддержке главного архитектора г. Новгорода в 1997 году определен перечень социально значимых для инвалидов объектов социальной инфраструктуры города, подлежащих приспособлению к потребностям инвалидов в первоочередном порядке, выдано проектное задание на разработку проектной документации и составление смет для устройства пандусов и реконструкцию входных узлов этих объектов. Решением администрации г. Новгорода от 5 мая 1998 г. № 1528 утвержден перечень объектов, подлежащих первоочередному оборудованию необходимыми устройствами и приспособлениями с целью обеспечения их доступности для инвалидов. В результате последовательной работы в Новгороде Великом на многих перекрестках через пешеходные переходы через проезжую часть улиц оборудованы доступными для инвалидов съездами. Пандусами оборудованы также входы в здания поликлиники № 3, городского отделения Сберегательного банка и детского кафе "Сказка". Начаты работы по устройству входного пандуса при входе в здание центральной аптеки № 54. В целях удешевления работ по проектированию и строительству удобных для инвалидов съездов и подходов к зданиям областная организация ВОИ проводит конкурсный отбор подрядчиков на выполнение таких работ, а также создала собственное производственное предприятие. Приложение Перечень нормативных документов и методических материалов, необходимых для руководства при разработке проектной документации на строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов1. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". 2. СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания". 3. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания". 4. СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания". 5. СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания". 6. СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий". 7. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. 8. ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Изменение № 1 (Приказ Председателя Госкомархитектуры от 29 ноября 1991 г. № 166) и Изменение № 2 (Постановление Минстроя России от 26 июля 1994 г. № 18-3). 9. РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства". 10. РДС 35-201-98 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры". Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения: 11. Выпуск 1. "Общие положения". 12. Выпуск 2. "Градостроительные требования". 13. Выпуск 3. "Жилые здания и комплексы". 14. Выпуск 7. Часть 1. "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей - инвалидов". 15. Выпуск 10. "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: амбулатории, поликлиники, аптеки". 16. Выпуск 12. "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения". 17. Выпуск 13. "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения". 18. Выпуск 14. "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи". 19. Выпуск 19. "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения". 20. Выпуск 20. "Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий".
| ||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |