| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ Требования безопасности и методы контроля
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО «ПГУПС») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1227-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ Требования безопасности и методы контроля Automatics and telemechanics railway
systems on rail classification yards. Дата введения - 2013-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях железнодорожного транспорта (далее - системы). Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам систем. Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании, изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе систем, а также при оценке соответствия систем требованиям безопасности. Настоящий стандарт не распространяется на системы управления, системы и устройства автоматики и телемеханики технологического железнодорожного транспорта организаций и на системы управления движением городского рельсового транспорта. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431. 4 Требования безопасности4.1 Требования к функциям систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях4.1.1 Требования к системам железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях4.1.1.1 Системы должны минимизировать риск нанесения ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей среде в результате столкновений подвижных единиц (железнодорожных поездов, локомотивов, железнодорожных подвижных составов, отцепов) с недопустимой скоростью или схода с рельсов. Состояние железнодорожных путей, стрелочных переводов, искусственных сооружений, железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав), перевозимого груза и систем железнодорожной автоматики и телемеханики должно обеспечивать непревышение допустимой количественной величины риска указанных транспортных происшествий. 4.1.1.2 Организация движения подвижных составов на сортировочной станции, в соответствии с принятыми технологическими процессами, должна осуществляться иерархической системой управления с использованием средств автоматизации и механизации различных технологических операций. 4.1.1.3 По характеру технологических операций различают районы управления парка прибытия составов сортировочной горки, парков формирования и отправления подвижных составов. 4.1.1.4 Условия безопасности движения подвижных составов должны контролироваться во всех районах управления, кроме района сортировочной горки, системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. 4.1.2 Функции, реализуемые системами железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках4.1.2.1 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны обеспечивать безопасное управление движением подвижных составов при: - подаче подвижного состава на горку для его роспуска; - надвиге подвижного состава на сортировочную горку и его роспуске; - осаживании подвижного состава с горба сортировочной горки на пути приемного парка; - маневровых передвижениях подвижного состава в пределах сортировочного парка с выездом на горб сортировочной горки и на обходной путь; - параллельном роспуске подвижных составов с двух горбов сортировочной горки и с параллельных путей надвига. 4.1.2.2 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны выполнять следующие функции безопасности: - горочной централизации; - перевода горочной стрелки; - автоматического регулирования скорости скатывания отцепов; - увязки электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики. 4.1.2.3 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны выполнять следующие технологические функции: - технический контроль и отображение на рабочих местах операторов сортировочной горки состояния железнодорожных стрелок, светофоров, рельсовых участков, вагонных замедлителей, осаживателей, тормозных упоров, устройств определения веса, длины, ходовых свойств и скорости движения отцепов, счета числа осей в отцепах, контроля заполнения подгорочных путей и других средств автоматизации путевых объектов; - сбор, обработку, диагностику и протоколирование данных об изменении состояний путевых, постовых и локомотивных устройств системы, а также управляющих воздействий оперативного персонала; - формирование программ сортировки подвижных составов и контроль реализации команд управления техническими средствами и оперативным персоналом; - телеуправление движением горочных локомотивов в маршрутах надвига; - управление очисткой стрелок; - управление и контроль энергоснабжения объектов станции; - управление и контроль воздухопроводной сетью; - управление тормозными упорами и осаживателями отцепов на путях сортировочного парка. 4.2 Требования к реализации функций безопасности системами железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках4.2.1 Требования к реализации функций безопасности горочной централизации4.2.1.1 Горочная централизация должна обеспечивать: - взаимодействие с устройствами электрической централизации стрелок и сигналов парка прибытия в маршрутах надвига и осаживания; - контроль положения горочных стрелок и занятость стрелочных и бесстрелочных секций сортировочной горки; - замыкание всех пошерстных стрелок, по которым осуществляется роспуск подвижного состава, а также охранных стрелок, исключающих выход подвижного состава в зону роспуска; - управление светофорами с исключением взаимных враждебных маршрутов; - контроль условий безопасного перевода горочных стрелок при реализации индивидуальных команд оператора горочного поста на перевод или маршрутных заданий автоматического режима; - формирование, регистрацию, накопление маршрутных заданий и программ автоматического перевода стрелок распределительной зоны сортировочной горки; - контроль фактической реализации маршрутных заданий отцепов; - фиксацию результатов роспуска подвижных составов и передачу данных на вышестоящий уровень управления сортировочной станцией; - подготовку автоматического перевода горочных стрелок в соответствии с маршрутным заданием, которая должна осуществляться при выполнении следующих вспомогательных функций: а) трансляции маршрутного задания на перевод стрелок перед отцепом; б) слежения за перемещением отцепов с контролем наличия защитного интервала между ними; в) определения разделительной стрелки в маршрутах отцепов, следующих друг за другом; г) фиксации нагона одного отцепа другим; д) восстановления маршрутного задания нагнавшего отцепа после разделения отцепов на тормозной позиции. 4.2.2 Требования к функции безопасности перевода горочной стрелки4.2.2.1 При реализации функции перевода горочной стрелки должны выполняться следующие условия: - начало перевода горочной стрелки при свободном состоянии горочного стрелочного участка; - возможность перевода и изменения направления перевода свободной горочной стрелки при любом исходном положении остряков; - время перевода горочной стрелки не более 0,6 с; - доведение остряков горочной стрелки до крайнего положения при вступлении отцепа на пред-стрелочный участок во время начавшегося перевода стрелки; - автоматический возврат остряков горочной стрелки в первоначальное положение при свободном состоянии стрелочного участка, если нет информации о переведенном положении горочной стрелки более 1,2 с; - завершение перевода горочных стрелок в контролируемое положение в случае отключения источников электроснабжения во время их перевода; - индивидуальный контроль каждой горочной стрелки с фиксацией крайних положений остряков и состояния отсутствия контроля положения; - определение взреза горочной стрелки и фиксацию отсутствия контроля горочной стрелки более 5 с; - фиксацию занятого состояния горочной стрелки подвижным составом при освобождении стрелочной рельсовой цепи при проходе длиннобазного вагона. 4.2.2.2 При выполнении функции перевода горочной стрелки необходимо исключить: - перевод горочной стрелки под подвижным составом (перевод горочной стрелки при занятом стрелочном участке); - остановку перевода горочной стрелки в случае отключения источников электроснабжения в момент начавшегося ее перевода; - остановку перевода горочной стрелки при вступлении отцепа на предстрелочный участок во время перевода стрелки; - перевод горочной стрелки при освобождении рельсовой цепи горочной стрелки под длиннобазным вагоном; - несанкционированный перевод пошерстной горочной стрелки, не включенной в горочную автоматическую централизацию; - установку маневрового маршрута из сортировочного парка через замедлители вагонов без контроля их отторможенного состояния. 4.2.3 Требования к реализации функции безопасности автоматического регулирования скорости скатывания отцепов4.2.3.1 При выполнении функции автоматического регулирования скорости скатывания отцепов скорость соударения отцепов не должна быть более 1,5 м/с. 4.2.3.2 Для выполнения функции автоматического регулирования скорости скатывания отцепов необходимо обеспечить: - выбор оптимальной скорости роспуска подвижного состава в зависимости от длины отцепа и расположения разделительной стрелки; - фиксацию момента отрыва отцепа; - определение длины и ходовых свойств отцепа; - определение скорости движения отцепа; - реализацию разъединения отцепов на тормозной позиции после фиксации нагона; - определение и регулирование интервалов между отцепами; - определение точки прицельного торможения отцепа; - определение необходимой скорости выпуска отцепа с тормозной позиции; - управление замедлителями в режимах интервального и прицельного торможений с исключением возможности выдавливания колес отцепа; - определение местоположения отцепов на путях сортировочного парка и равномерное заполнение сортировочных путей; - телеуправление скоростью горочного локомотива при надвиге; - на сортировочных горках недостаточной высоты определение и регулирование необходимого ускорения отцепа. 4.2.3.3 При реализации функции автоматического регулирования скорости скатывания отцепов должна исключаться: - ошибка в определении скорости выхода отцепа из тормозной позиции более чем 0,25 м/с; - погрешность в определении местоположения отцепов на железнодорожных путях сортировочного парка в зоне до 1000 м более 8 %; - превышение допустимой скорости движения при телеуправлении горочным локомотивом. 4.2.4 Требования к реализации функций безопасности увязки электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики4.2.4.1 Функции безопасности увязки электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики следующие: - замыкание маневрового маршрута на путь надвига; - замыкание и фиксация маршрута надвига; - открытие светофоров по маршруту надвига на разрешающее показание; - размыкание маршрута надвига. 4.2.4.2 Увязка электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики должна обеспечивать: - фиксацию согласия оператора горки на установку дежурным парка приема маршрута надвига или маневров в сторону горочного пути надвига; - фиксацию отмены согласия оператора горки на установку дежурным поста электрической централизации стрелок и сигналов маршрута надвига или маневрового маршрута в сторону горочного светофора; - возможность замыкания маршрутов надвига с приемоотправочных путей на горочный путь надвига и открытия светофоров (с приемоотправочного пути, попутных маневровых светофоров) при наличии согласия оператора горки; - возможность замыкания маневровых маршрутов на горочный путь надвига с открытием светофора при наличии согласия оператора горки; - возможность замыкания маршрутов надвига без открытия светофоров по маршруту надвига при отсутствии согласия оператора горки; - возможность замыкания маневровых маршрутов на горочный путь надвига без открытия светофора при отсутствии согласия оператора горки; - возможность экстренного гашения (перекрытия на запрещающее показание) всех светофоров по маршруту надвига командой дежурного по станции поста электрической централизации; - включение разрешающего показания выходного светофора с приемоотправочного пути в маршруте надвига в зависимости от сигнальных показаний горочного светофора; - включение разрешающего показания на маневровых светофорах попутного направления в маршруте надвига при разрешающем показании горочного светофора; - включение запрещающего показания на маневровых светофорах попутного направления и на выходном светофоре с приемоотправочного пути при включении сигнального показания «назад» на горочном светофоре. При этом на маршрутном указателе выходного светофора с приемоотправочного пути, участвующего в маршруте надвига, должно включаться световое сигнальное показание в виде буквы «Н»; - включение извещения на горочном посту при занятии подвижным составом участка пути перед горочным светофором в режиме подтягивания; - включение разрешающего сигнального показания на маневровых светофорах встречного направления по маршруту надвига при включении сигнального показания «назад» на горочном светофоре; - возможность отмены маршрута надвига и маневрового маршрута; - автоматическое размыкание маршрута надвига по частям; - автоматическое посекционное размыкание маневрового маршрута; - возможность искусственного размыкания секций маршрута надвига и маневрового маршрута; - автоматическое размыкание неиспользуемой части маршрута надвига при повторном роспуске после осаживания состава в сторону приемоотправочного пути по команде «назад» дежурного горочного поста; - индикацию состояния объектов управления; - индикацию команд, отдаваемых оператором горочного поста и относящихся к маршрутам надвига или маневровым маршрутам на путь надвига. 4.2.4.3 Увязка электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики должна исключать: - замыкание маршрута надвига с открытием светофоров без согласия оператора горочного поста; - замыкание маневрового маршрута на путь надвига с открытием светофоров без согласия оператора горочного поста; - посекционное размыкание маршрута надвига; - замыкание поездных маршрутов приема на путь и отправления с пути в противоположной стрелочной горловине при замыкании пути в маршруте надвига; - замыкание маршрута надвига при наличии маршрутов приема на этот путь или отправления с пути в противоположной стрелочной горловине; - отмену маршрута надвига дежурным по станции без отмены согласия надвига и перекрытия горочного светофора; - сближение подвижных составов при осаживании менее чем на 50 м; - разрешающее показание на повторителе горочного светофора при подтягивании подвижного состава с занятием перед ним перекрывающего участка; - разрешающее показание горочного светофора, ограждающего маршрут роспуска, в случаях нарушения любого контролируемого в маршруте условия безопасности движения (потеря контроля горочной стрелки на время более 5 с, взрез горочной стрелки, отключение основных источников электроснабжения); - разрешающее показание маневрового светофора при нарушении любого контролируемого при установке данного маршрута условия безопасности (враждебные маршруты отсутствуют, ходовые и охранные стрелки имеют контроль нужного положения, замедлители вагонов в маршруте вытяжки в отторможенном состоянии, стрелки электрической централизации в маневровом районе замкнуты, есть команда включения светофора). 4.3 Требования к эксплуатационной совместимости систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках4.3.1 Конструкция аппаратных средств систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках, предназначенных для размещения около железнодорожных путей (напольное оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики) должна отвечать требованиям габарита подвижного состава и габарита строений, расположенных вблизи указанных конструкций. 4.3.2 Технические средства систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны выполнять свои функции во всех предусмотренных при их разработке и (или) проектировании условиях и режимах, не создавая при этом препятствий для функционирования как других технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, так и остальных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. 4.3.3 Параметры быстродействия систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны обеспечивать выполнение всех предусмотренных функций в заданном диапазоне скоростей и характеристик подвижных составов. а) смежных постов электрической централизации стрелок и сигналов горочной автоматической централизации; б) мониторинга; в) управления движением локомотивов (системы автоматической и маневровой локомотивной сигнализации, автоматического управления тормозами); г) смежных и более высоких уровней управления перевозочным процессом. 4.3.5 Технические средства систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны обеспечивать безопасный интерфейс с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики, действующими на данной сортировочной горке. 4.4 Требования к аппаратным и программным средствам систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках4.4.1 Аппаратные и программные средства систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны быть разработаны, спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы во всех предусмотренных проектом условиях и режимах работы при соблюдении всех требований, установленных в эксплуатационной документации, обеспечивалось выполнение всех функций по обеспечению безопасности движения подвижных составов (см. 4.2) в течение установленного срока службы. После обнаружения отказа, допустимой последовательности отказов система железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке должна переходить в необратимое защитное состояние. - обеспечивать корректное выполнение всех функций по обеспечению безопасности движения подвижных составов (см. 4.2); - быть тестируемыми и диагностируемыми; - сохранять работоспособность после перезагрузок, вызванных сбоями и отказами аппаратных средств и источников электропитания; - контролировать целостность программ и данных; - быть защищены от несанкционированного доступа, от потерь и искажений при хранении, вводе, выводе, возникновении сбоев при обработке информации. 4.4.7 Программные средства, как встраиваемые в аппаратные средства, так и поставляемые на носителях записи, не должны иметь свойств и характеристик, не описанных в технической документации на программные средства (недекларированные возможности). 4.5 Критерии опасных отказов систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках при реализации функций безопасностиКритериями опасных отказов систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках при реализации функций безопасности являются: - невыполнение какого-либо условия безопасности при реализации системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке функций, указанных в 4.2; - нарушение положений концепции безопасности, в соответствии с которой построены аппаратные и программные средства системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке; - отклонение хотя бы одного показателя безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке за пределы установленных норм; - выход показателей качества функционирования, влияющих на безопасность системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, за пределы установленных норм в результате ее перехода в предельное состояние; - выработка системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке ложных контрольных и управляющих сигналов, переводящих ее в опасное состояние. 5 Методы контроля5.1 Общие положения5.1.1 Основными методами контроля являются: а) оценка соответствия систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и ее составных частей требованиям безопасности в форме экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации. Экспертная оценка на стадии разработки проводится с целью установления: - полноты реализации системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке функций по обеспечению безопасности движения подвижных составов, установленных заданием на проектирование; - достаточности и обоснованности технических приемов и мероприятий, которые применены в системе железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, для реализации положений концепции обеспечения безопасности с целью исключения опасных отказов; - полноты программ и методик испытаний; - полноты результатов испытаний системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и ее составных частей; - обоснованности и корректности рассчитанных количественных показателей безопасности. На стадии изготовления экспертиза проводится с целью оценки полноты выполнения требований разработчика при изготовлении системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и ее составных частей. Экспертиза на стадии эксплуатации проводится для оценки показателей безопасности функционирования системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке в реальных условиях и режимах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; б) оценка соответствия системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и ее составных частей требованиям безопасности в форме испытаний. На этапе разработки целями испытаний являются следующие: - подтверждение соответствия требованиям безопасности элементов системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и программных компонентов в форме автономных испытаний. По результатам этих испытаний определяется соответствие полученных характеристик этих элементов требуемым значениям, а также готовность перехода к этапу комплексных проверок; - проверка взаимодействия между собой частей программ и аппаратуры, интегрированных на данном этапе разработки; - оценка эффективности защиты от сбоев и отказов аппаратных средств; - проверка работы системы контроля и локализации отказов; - возможность реконфигурации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и обеспечения защитного состояния; - проверка работы системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке на стойкость к внешним воздействующим факторам; - процедуры адаптации к полигону внедрения. На этапе изготовления испытания проводятся с целью обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции. Эксплуатационные испытания проводятся с целью подтверждения заявленных требований безопасности в реальных условиях и режимах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке; в) расчетные методы обоснования количественных показателей безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке. На этапе разработки расчетные методы используются для определения предполагаемого уровня безопасности программно-аппаратных средств системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке. На этапе эксплуатации на основании статистических данных об отказах системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке определяется ее фактический уровень безопасности. 5.1.2 Методы контроля выполнения требований безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке должны быть согласованы с этапами разработки, изготовления и эксплуатации. Перечень контролируемых требований на каждом этапе и соответствующих методов контроля указан в таблице 5.1. Контролируемые требования должны быть установлены в программе обеспечения безопасности. Результаты выполнения методов контроля должны быть представлены в документе «Доказательство безопасности». Таблица 5.1
5.2 Контроль требований безопасности к функциям, реализуемым системами железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горкахКонтроль требований безопасности к функциям, реализуемым системами железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках, выполняется на основе проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации, проверки наличия документации, подтверждающей выполнение проверяемых требований безопасности и испытаний. На этапе разработки системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке организация-разработчик разрабатывает и согласовывает с организацией-заказчиком и испытательной лабораторией (центром), аккредитованной на проведение работ по оценке соответствия железнодорожной автоматики и телемеханики требованиям безопасности (далее - испытательная лаборатория (центр)), документацию с описанием функций, реализуемых системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке. При внесении изменений в программно-аппаратные средства системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, при добавлении функций, реализуемых ей, должны производиться повторно согласование документации, экспертиза и испытания в испытательной лаборатории (центре). При проектировании сортировочной горки организация-проектировщик на основе проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации должна определить необходимый набор функций, реализуемых системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке для данного полигона управления, и при необходимости согласовать с организацией-заказчиком и организацией-разработчиком требуемый объем доработок. При вводе в эксплуатацию полнота функций, реализуемых системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, должна быть подтверждена при проведении приемочных испытаний в объеме, предусмотренном программой и методикой приемочных испытаний. Программа и методика приемочных испытаний должны отражать все функции, реализуемые системой железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке. Программа и методика испытаний должны разрабатываться организацией-разработчиком системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке и согласовываться с организацией-заказчиком, организацией-проектировщиком и испытательной лабораторией (центром). В процессе эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке полнота реализуемых функций должна оцениваться по результатам мониторинга и статистических отчетов в соответствии с методическими указаниями по надежности в технике и сбору и обработке информации о надежности изделий в эксплуатации [1]. 5.3 Контроль требований безопасности к эксплуатационной совместимости систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горкахКонтроль требований безопасности к эксплуатационной совместимости систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке выполняется на основе проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации, проверки наличия документации, подтверждающей выполнение проверяемых требований безопасности и испытаний. На этапе разработки системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке организация-разработчик разрабатывает и согласовывает с организацией-заказчиком документацию по увязке разрабатываемой системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики, действующими на данной сортировочной горке. Испытательная лаборатория (центр) при участии организации-разработчика проводит экспертизу и испытания для подтверждения реализации увязки разрабатываемой системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики. При внесении изменений в технические решения по увязке системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики производятся повторно согласование документации, экспертиза и испытания в испытательной лаборатории (центре). При проектировании сортировочной горки в рамках экспертизы проекта проверяется выполнение требований к размещению аппаратных средств, функциональной, информационной и конструктивной совместимости системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке. Для этапа эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке соответствие проекту должно быть подтверждено при проведении приемочных испытаний. 5.4 Контроль требований безопасности к аппаратным и программным средствам систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горкахКонтроль выполнения требований безопасности к аппаратным и программным средствам систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должен выполняться на основе проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации, подтверждающей выполнение проверяемых требований безопасности, расчетных методов и испытаний. На этапе разработки системы организация-разработчик должна разработать и согласовать с испытательной лабораторией (центром) документ «Доказательство безопасности». В документе «Доказательство безопасности» должно быть представлено аргументированное обоснование того, что программно-аппаратные средства системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке соответствуют предъявляемым к ним требованиям безопасности. В документе «Доказательство безопасности» должны быть указаны выводы о следующем: - требования безопасности заданы в полном объеме; - требования, предъявляемые к системе железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, в полном объеме реализованы в программно-аппаратных решениях; - программно-аппаратные решения не привносят дополнительных негативных свойств относительно первоначальных требований безопасности; - представленные доказательства обоснованы и достоверны. Испытательная лаборатория (центр) при участии организации-разработчика должна провести экспертизу и испытания для подтверждения доказательного материала, представленного в документе «Доказательство безопасности». Подтверждение обоснованности количественных показателей безопасности должно производиться с использованием расчетных методов. Система железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке должна допускаться в эксплуатацию только при наличии положительного заключения от испытательной лаборатории (центра). На этапе эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке выполнение требований безопасности к аппаратным и программным средствам должно оцениваться экспертными и расчетными методами по результатам мониторинга и статистических отчетов об отказах системы. Сбор и обработка данных о безопасности и надежности эксплуатируемой системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке осуществляется в соответствии с методическими указаниями по надежности в технике и сбору и обработке информации о надежности изделий в эксплуатации [1], с выделением при этом отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения. Анализ последствий отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения осуществляется в соответствии с методическими указаниями по надежности в технике и методам оценки показателей надежности по экспериментальным данным [2]. Библиография
Ключевые слова: железнодорожная автоматики и телемеханика, сортировочная станция, сортировочная горка, требования безопасности, критерии опасных отказов, методы контроля
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |