| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 4 Рабочая среда кабины ISO
16121-4:2011
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1. ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика» 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст 4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины» (ISO 16121-4:2011 «Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses - Part 4: Cabin environment»). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5). При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя. В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]). Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм). Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4). Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2012-12-01 1. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса. Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ИСО 5128 Акустика. Измерение шума внутри автомобилей (ISO 5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles) ИСО 6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination) ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц (ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration) ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов (ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration) ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность (ISO 16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses - Part 2: Visibility) SAE J381 Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения (SAE J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles) 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями. 3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать. 3.2 тестовый объем расхода воздуха (test air flow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м3/ч). 3.3 коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра. Коэффициент эффективности = (С1 - С2)/(С1), где С1 - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра; С2 - концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра; Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности. 3.4 начало отсчета времени, t0 (time zero, t0): Расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени. Примечание - Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2. 4. Климатические условия и вентиляция4.1. Основные требования Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона. Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду. Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении. 4.2. Климатические условия в кабине водителя 4.2.1. Отопление Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем1). _____________ 1 Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя. В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления. 4.2.2. Кондиционирование воздуха (при наличии) Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов. В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий. 4.3. Вентиляция 4.3.1. Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима. 4.3.2. Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть. 4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла 4.4.1. Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381. 4.4.2. Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2. 4.5. Качество воздуха Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем1). В приложении В приведен обзор типовых критериев рабочих характеристик, измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2. ______________ 1) Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя. 5. Шум внутри транспортного средства2)______________ 2) При применении настоящего стандарта следует помнить, что на территории Российской Федерации в области охраны труда приоритетными являются государственные нормативные требования. 5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования. 5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью Leq (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А). 5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А). 5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.). Приложение
А
|
Размер частицы, мкм |
Пределы эффективности, % |
0,5 - 1,0 |
> 30 |
1,0 - 2,0 |
> 42 |
2,0 - 3,0 |
> 66 |
3,0 - 5,0 |
> 84 |
5,0 - 10,0 |
> 90 |
В.2 Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м3/ч и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.
Таблица В.2 - Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин) |
Пределы эффективности фильтрации газов, % |
n-Бутан, t0 |
> 75 |
n-Бутан, 5 мин |
> 20 |
Толуол, t0 |
> 75 |
Толуол,5 мин |
> 70 |
so2, t0 |
> 75 |
SO2, 5 мин |
> 60 |
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 5128:1980 |
- |
* |
ИСО 6549:1980 |
NEQ |
ГОСТ 28261-89 «Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров» |
ISO/TS 11155-1:2001 |
* |
|
ИСО 11155-2:2009 |
* |
|
ИСО 16121-2:2011 |
IDT |
ГОСТ ИСО 16121-2-2011 «Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность» |
SAE J381 (2009) |
- |
* |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты; - NEQ - неэквивалентные стандарты. |
VDV 234, Drivers workplace in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany |
|
TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997 |
|
[3] |
STRP Report # 6, Ergonomic study of the drivers workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association |
[4] |
NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999 |
[5] |
Swedish Road and Transport Research Institute, Drivers Cab in Buses, Phase 3: Field tests - summary |
Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000 |
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, климатические условия, вентиляция, отопление, качество воздуха, шум, фильтрация частиц, фильтрация газов