ФТС ЖТ ЦТ 086-2002
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
|
Технический
регламент
Локомотивы
и моторвагонный подвижной состав
Колеса составные чистовые и колеса цельнокатаные
чистовые
Требования по сертификации
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием
Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический
институт подвижного состава МПС России (ФГУП ВНИКТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С.
Оганьян, к.т.н.; В.И. Грек, к.т.н.; Э.Н. Никольская, к.т.н.; А.А. Рыбалов,
к.т.н.; Л.В. Пирогова
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС
России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
2. ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС
России от «06» 03 2003 г. № Р-215у
3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Система сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте
Локомотивы и моторвагонный подвижной состав
Колеса составные чистовые и колеса цельнокатаные чистовые
Требования по сертификации
|
Дата введения 2003-03-14
Настоящий технический регламент МПС России
устанавливает обязательные для применения в Системе сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте (ССФЖТ) технические требования для сертификации
составных чистовых и цельнокатаных чистовых колес колесных пар (КП) локомотивов
и моторвагонного подвижного состава (МВПС) (далее - колеса КП).
Настоящие Требования являются техническим
регламентом МПС России и обязательны для соблюдения всеми юридическими лицами,
независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности,
осуществляющими разработку, изготовление и поставку колес КП.
2.1. Реализацию требований по сертификации,
установленных настоящим техническим регламентом, осуществляют путем
обязательного их включения в нормативные документы, технические задания
(технические требования), технические условия, программы и методики испытаний
на колеса КП. Контроль включения требований по сертификации осуществляет МПС
России при согласовании (утверждении)
указанных документов.
2.2. Выполнение требований по сертификации,
установленных настоящим техническим регламентом, является необходимым условием,
обеспечивающим безопасность движения, безопасность жизни и здоровья людей,
окружающей среды и сохранности имущества.
2.3. Оценку соответствия объектов сертификации
настоящим Требованиям по сертификации осуществляет Регистр сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ) с
привлечением аккредитованных в ССФЖТ экспертных центров по сертификации. При
оценке соответствия используют протоколы сертификационных испытаний,
проведенных аккредитованными в ССФЖТ испытательными центрами (ИЦ) (лабораториями), другие виды доказательных
материалов, установленные в ССФЖТ, а также учитывают результаты анализа опыта
эксплуатации.
Требования по обязательной сертификации,
предъявляемые к колесам КП, утверждены заместителем Министра путей
сообщения Российской Федерации В.Н. Пустовым и приведены в таблице 1.
Сведения о нормативных документах, на
которые даны ссылки в таблице 1,
приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Требования по обязательной
сертификации составных чистовых и цельнокатаных чистовых колес колесных пар
локомотивов и моторвагонного подвижного состава
№ п/п
|
Наименование сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие требования к
сертификационному показателю
|
Нормативное значение сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки
(контроля, испытаний) сертификационного показателя
|
Регламентируемый способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Составные чистовые колеса колесной пары
|
1.1. Бандажи чистовые
|
1.1.1
|
Химический
состав
|
ФТС
ЖТ ТМ 02, п. 2.2
|
По
сертификату1)
|
ГОСТ
398, п. 6.2
|
Наличие
сертификата
|
1.1.2
|
Механические
свойства
|
ФТС
ЖТ ТМ 02, п. 2.4
|
То
же
|
ГОСТ
398, пп. 6.4 - 6.6
|
То
же
|
1.1.3
|
Качество
внутренней посадочной поверхности - поверхностные дефекты
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.12
|
Не
допускаются
|
ГОСТ 21105, п. 4
|
Инструментальный
контроль
|
1.1.4
|
Геометрические
размеры:
|
|
|
|
Измерения
|
- радиусы
сопряжения элементов профиля выточки бандажа под бандажное кольцо и под
упорный бурт, мм, не менее
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.8
|
2,5+0,3
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.2
|
ОСТ
32.166, п. 4.3.4
|
- на кромках
выточки, выходящих на внутреннюю посадочную поверхность бандажа, должны быть
фаски:
|
|
|
То же
|
|
ширина, мм
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.8
|
1,5
|
ОСТ
32.166, п. 4.3.4
|
угол, град
|
То
же
|
45
|
или радиус скругления, мм
|
ОСТ
32.166, п. 4.3.4
|
1,5
|
- отклонение
от круглости посадочной поверхности бандажа2), мм, не более
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.9
|
0,13)
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.2
|
ОСТ
32.166, п. 4.3.5
|
- отклонение
профиля продольного сечения посадочной поверхности бандажа2, мм,
не более (в случае ее конусообразности направление конусности должно
совпадать с направлением конусности центра КП)
|
То
же
|
0,053)
|
ГОСТ
11018, пп. 7.3.2; 7.3.4
|
- разность в
значениях отклонений профиля продольного сечения посадочных поверхностей
бандажа и обода2), мм, не более
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.4
|
0.0253)
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.2
|
1.1.5
|
Шероховатость,
Ra мкм, не более:
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.7
|
|
ГОСТ
11018, п. 7.4
|
Измерения
|
- внутренней
посадочной поверхности
|
- поверхности
выточки под бандажное кольцо
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.8
|
То
же
|
1.1.6
|
Качество
поверхности:
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.7
|
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.1
|
Измерения
|
- черновины на
ширине 10 мм от упорного бурта и выточки под бандажное кольцо
|
ОСТ
32.166, п. 4.3.2
|
Не
допускаются
|
- черновины
общей площадью не более 16 см2 при максимальной длине одной
черновины не более 40 мм на ширине более 10 мм от упорного бурта и выточки
под бандажное кольцо, шт., не более
|
|
2
|
1.2. Посадка бандажа на обод колесного центра
|
1.2.1
|
Разнонаправленность
конусностей посадочных поверхностей обода центра КП и бандажа
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.4
|
Не
допускается
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.4
|
То
же
|
1.2.2
|
Натяг бандажа
тепловым способом на обод центра КП с посадочным диаметром d
· 103 мм, мм
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.14
|
1,2
- 1,6
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.3
|
-«-
|
1.2.3
|
Температура
нагрева бандажа для посадки на центр КП, °C
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.15
|
От 250 до 300
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.9
|
-«-
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.1
|
1.2.4
|
Разность
температур различных участков бандажа при нагреве, °C, не более
|
|
504)
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.9
|
Измерения
|
1.2.5
|
Температура
бандажа перед установкой бандажного кольца, °C, не ниже
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.16
|
200
|
То
же
|
То
же
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.3
|
1.2.6
|
Температура
бандажа при окончательном обжатии его бурта, °C, не ниже
|
То
же
|
100
|
-«-
|
-«-
|
1.2.7
|
Максимальное
усилие обжатия бурта бандажа, кН
|
-«-
|
500
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.11
|
-«-
|
1.2.8
|
Зазор между
торцами бандажного кольца, мм, не более
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.16
|
2,0
|
То
же
|
-«-
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.4
|
1.2.9
|
Плотность
посадки бандажного кольца - глухой звук от удара молотком
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.16
|
Не
допускается
|
-«-
|
Комиссионный
органолептический контроль
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.3
|
1.2.10
|
Плотность
посадки бандажа - глухой звук от удара молотком
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.16
|
То
же
|
-«-
|
То
же
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.4
|
1.2.11
|
Предельная
деформация прижимного бурта, мм, не более
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.3
|
3,0
|
ОСТ
32.166, п. 5.3
|
Измерения
|
1.2.12
|
Длина
раскатанного прижимного бурта, мм
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.5
|
25+5
|
То
же
|
То
же
|
1.2.13
|
Качество
поверхности раскатанного прижимного бурта - трещины
|
ОСТ
32.166, п. 4.5.5
|
Не допускаются
|
ОСТ
32.166, п. 5.5
|
Инструментальный контроль
|
2. Колеса цельнокатаные чистовые
|
2.1
|
Химический
состав
|
ГОСТ 10791, п. 1.4
|
По
сертификату5
|
ГОСТ 10791, п. 3.2
|
Наличие
сертификата
|
ФТС
ЖТ ТМ 02, п. 1.2
|
2.2
|
Механические
свойства
|
ГОСТ 10791, п. 1.10
|
То
же
|
ГОСТ 10791, пп. 3.3;
3.4
|
То
же
|
ФТС
ЖТ ТМ 02, п. 1.5
|
2.3
|
Геометрические
размеры, мм, не более:
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.4
|
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.2
|
Измерения
|
- отклонение
от круглости и отклонение профиля продольного сечения отверстия ступицы2)
(в случае конусообразности больший диаметр отверстия ступицы должен быть
обращен к внутреннему торцу ступицы)
|
0,0253)
|
2.4
|
Шероховатость
отверстия ступицы колеса Ra, мкм, не
более:
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.3
|
|
ГОСТ
11018, п. 7.4
|
То
же
|
- при тепловом способе формирования
|
2,5
|
- при прессовом способе формирования
|
|
5,0
|
2.5
|
Остаточный
статический дисбаланс (для КП локомотивов и МВПС, с конструкционной скоростью
свыше 100 км/ч), кг · см, не более
|
ГОСТ
11018, п. 4.3.2.13
|
12,5
|
ГОСТ
11018, п. 7.3.8
|
Измерения
|
2.6
|
Предел
выносливости колеса на базе не менее 20 млн. циклов, МПа
|
ОСТ
32.83, п. 8.4.2
|
ОСТ
32.83, таблица 5
|
СТ
ССФЖТ ЦТ 085, пп. 8.4.5; 9.2.4
|
Экспертиза
технической документации6) или стендовые испытания
|
______________
1) Сертификат на заготовку бандажа (черновой бандаж), если
проводилась сертификация заготовки бандажа (чернового бандажа), или сертификат
на металл заготовки бандажа (чернового бандажа).
2) Наименование показателя - в соответствии с ГОСТ
24642.
3) Нормативные значения сертификационных показателей
установлены настоящим техническим регламентом, даны в соответствии с
приведенными в настоящем регламенте терминами и на основе нормативных значений
по ГОСТ
11018.
4) Нормативные значения сертификационных показателей
установлены настоящим техническим регламентом.
5) Сертификат на заготовку колеса (черновое колесо), если проводилась
сертификация заготовки колеса (чернового колеса), или сертификат на металл
заготовки колеса (чернового колеса).
6) В установленном в ССФЖТ порядке могут быть учтены
результаты стендовых испытаний, проведенных до сертификации.
Примечания:
1. Если завод-изготовитель КП оснащает ее чистовыми
составными колесами с использованием чистовых бандажей собственного
производства,
заготовки которых (черновые бандажи) получает в порядке поставок, то в состав
требований по сертификации КП наряду с проверкой на соответствие требованиям ФТС
ЖТ ЦТ 063 включают также проверку на соответствие требованиям раздела 1 настоящего ФТС.
2. Если завод - изготовитель КП оснащает ее чистовыми составными
колесами с использованием чистовых бандажей, изготавливаемых из заготовок
(черновых бандажей) собственного производства, то в состав требований по
сертификации КП наряду с проверкой на соответствие требованиям по примечанию 1
включают также проверку на соответствие требованиям ФТС ЖТ ТМ 02 на заготовки
бандажей (черновых бандажей).
3. Если завод - изготовитель осуществляет чистовую механическую
обработку приобретенных заготовок цельнокатаных колес, то в состав требований
по сертификации КП включают наряду с проверкой на соответствие требованиям ФТС
ЖТ ЦТ 063 также проверку на соответствие требованиям раздела 2
настоящего ФТС.
4. Если завод - изготовитель КП использует для чистовой механической
обработки цельнокатаных колес заготовки собственного производства, то в состав
требований по сертификации КП наряду с проверкой на соответствие требованиям по
примечанию 3 включают также проверку на соответствие требованиям ФТС ЖТ ТМ 02
на заготовки цельнокатаных колес (черновые цельнокатаные колеса).
5. Если чистовые цельнокатаное или составное
колесо являются предметом поставки, то требования, относящиеся к состоянию
поверхностей его сопряжения с осью, исключают из сертификата чистового колеса и
проверяют на заводе-изготовителе КП, так как поставка чистовых колес
осуществляется без окончательной обработки этих поверхностей.
6. Если завод-изготовитель чистовых составных колес использует для
чистовой механической обработки заготовки бандажей (черновые бандажи)
собственного производства, то в состав требований по сертификации составных
колес наряду с проверкой на соответствие требованиям раздела 1
настоящего ФТС включают также проверку на соответствие требованиям ФТС ЖТ ТМ 02
на заготовки бандажей (черновые бандажи).
7. Если завод-изготовитель цельнокатаных колес
использует для чистовой механической обработки заготовки собственного
производства,
то в состав требований по сертификации цельнокатаного колеса наряду с проверкой
на соответствие требованиям раздела 2
настоящего ФТС включают также проверку на соответствие требованиям ФТС ЖТ ТМ 02
на заготовки цельнокатаные колес (черновые цельнокатаные колеса).
Таблица 2 - Перечень нормативных документов (НД)
Обозначение НД
|
Наименование
НД
|
Кем
утвержден
|
Срок
действия
|
Номер
и срок введения принятых изменений
|
Год
издания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ГОСТ
398-96
|
Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава
железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия
|
Госстандарт 1998
|
б/о
|
нет
|
ГОСТ 10791-89
|
Колеса
цельнокатаные. Технические условия
|
Госстандарт
1989
|
б/о
|
№
1-07.92
|
ГОСТ
11018-2000
|
Тяговый
подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие
технические условия
|
МГС
2001
|
б/о
|
нет
|
ГОСТ 21105-87
|
Контроль
неразрушающий. Магнитопорошковый метод
|
Госстандарт
1988
|
б/о
|
№
1-05.90
|
ГОСТ
24642-81
|
Допуски формы
и расположения поверхностей. Основные термины и определения
|
Госстандарт
1981
|
б/о
|
нет
|
ОСТ
32.83-97
|
Колеса с
дисковыми центрами тягового подвижного состава. Расчеты и испытания на
прочность. Методические указания
|
МПС
России 1997
|
б/о
|
нет
|
ОСТ
32.166-2000
|
Соединение
бандажа с колесным центром. Технические условия
|
МПС
России 2000
|
б/о
|
нет
|
ФТС
ЖТ ЦТ ТМ 02-98
|
Металлопродукция
для железнодорожного подвижного состава. Требования по сертификации
|
МПС
России 1998
|
б/о
|
№
1-02.99
|
№
2-04.99
|
ФТС
ЖТ ЦТ 063-2000
|
Локомотивы и
моторвагонный подвижной состав. Колесные пары с буксами. Требования по
сертификации
|
МПС
России 2001
|
б/о
|
нет
|
СТ
ССФЖТ ЦТ 085-2000
|
Локомотивы и
моторвагонный подвижной состав. Колесные пары с буксами и их составные части.
Типовая методика испытаний на прочность
|
МПС
России 2001
|
б/о
|
нет
|
Лист регистрации изменений
Изменение
|
Номера
листов (страниц)
|
Номера
документов
|
Подпись
|
Дата
|
Срок
введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|