| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2003 СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И КРЕСЛО МАШИНИСТА МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Департамента здравоохранения МГТС России и ОАО Научно-производственное предприятие «Звезда» ИСПОЛНИТЕЛИ: от ВНИИЖГ: Т.Г. Береснева; А.Г. Лексин; Н.Г. Лосавио, к.т.н.; Н.И. Минеева; Б.И. Школьников, к.м.н. от ОАО НПП «Звезда»: А.С. Барер, д.м.н.; В.К. Костин; В.А. Наумов, к.т.н.; А.А. Шейкин, к.м.н. ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 25 июня 2003 года № Р-634у 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОКОМОТИВЫ,
МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ КРЕСЛО МАШИНИСТА МЕТОДИКА
ИСПЫТАНИЙ Дата введения 2003-06-27 1 Область примененияМетодика испытаний по проверке показателей эргономического и конструктивного соответствия конфигурации и механических характеристик смягчающих прокладок распространяется на испытания кресла машинистов локомотивов (ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также кресла машинистов управления движением (транспортный режим) специального самоходного подвижного состава железнодорожного транспорта (ССПС). Настоящая методика используется при сертификационных испытаниях. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие требования ГОСТ 24347-80 Обозначения и единицы величин ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 21889-76 Система «Человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования 3 Термины и определения
4 Объекты испытаний4.1 Объектом испытаний является унифицированное (модифицированное) кресло машиниста ТПС, МВПС и СПС. 4.2 Испытаниям подвергается объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям. 4.3 Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами и технологией, принят ОТК предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на предприятии). 4.4 Отбор объекта на испытания производят в соответствии с установленным в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории). 5 Проверяемые сертификационные показатели5.1 Таблица 1 - Проверяемые сертификационные показатели
5.2 Измеряемые показатели 5.2.1 Измеряемые показатели для определения эргономического и конструктивного соответствия конфигурации и механических характеристик смягчающих прокладок представлены в таблице 1. 5.2.2 Одновременно регистрируются: температура, относительная влажность, атмосферное давление. 6 Условия проведения испытаний6.1 Испытаниям подвергают прокладки как элемент кресла, представленного на испытания. 6.2 Заявитель должен представить акт о соответствии технической документации прокладок как элемента кресла, представленного на испытания. 6.3 Помещение, в котором проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе иметь освещенность не менее 200 лк и температуру окружающего воздуха (22 ± 2) °С. 6.4 Испытания проводят с прокладками, выдержанными не менее 24 часов (после изготовления) в следующих условиях: - температура в испытательном помещении (22 ± 2) °С; - атмосферное давление (84 - 107) кПа (630 - 800) мм рт. ст.); - относительная влажность (45 - 80) %. 7 Средства испытаний и погрешности измерений7.1 В набор измерительных средств входят: - линейка металлическая ГОСТ 427-75; предел измерений 500 мм; погрешность ±1 мм; - весы для статического взвешивания; предел измерения 10 кг; погрешность 0,005 кг; - штангенрейсмасс ШР-250-0,05; предел измерения 250 мм; погрешность ±0,05 мм; - индикатор ИЧ 010 кл I; предел измерений 10 мм; погрешность ±0,01 мм. 7.2 Испытания действительного напряжения сжатия прокладок сиденья и спинки проводят с использованием универсальных машин для испытаний на прочность: - машины разрывной модели FP 100/I (или ее аналога); предел измерений 10,0 кН; погрешность ±1 %; - машины разрывной «Инстрон» модели 1122 (или ее аналога); предел измерений 4900 Н; погрешность ±1 %; - пуансона технологического с формой и размерами, указанными на рис. 5; - пуансона технологического с формой и размерами, указанными на рис. 6. 7.3 Шаблоны, изготовленные в соответствии с формой и размерами, указанными на чертеже (Приложение Б): - для прокладки сиденья; - для прокладки спинки. 8 Порядок проведения испытаний8.1 Все измерения производят по перечню и в порядке, соответствующем таблице 2 Таблица 2 - Перечень и порядок проведения измерений
8.2 Размеры прокладок определяют с помощью линейки и штангенциркуля, массу измеряют взвешиванием на весах. 8.3 Все линейные измерения производят с погрешностью, указанной в разделе 7. В сводную таблицу заносят также, в качестве справочного показателя, вес образца. 8.4 Проверку действительных напряжений сжатия определяют как зависимость деформации прокладки ΔН, мм, от усилия Р, кГс. 8.5 Испытания прокладки сиденья производят на разрывной машине FP 100/1 по схеме, изображенной на рис. 5; ложемента спинки - на разрывной машине «Инстрон» (модель 1122) или их аналогах по схеме, изображенной на рис. 6. Скорость нагружения 10 ± 2 мм/мин. Максимальная нагрузка 400 ± 15 кГс. 8.6 Испытываемый образец прокладки сиденья укладывают на горизонтальную жесткую (недеформируемую) поверхность, надежно закрепленную под штоком нагрузочного устройства. На лицевой поверхности образцов в местах, обозначенных на рис. 5, размещают плоские деревянные пуансоны с формой и размерами, указанными на рисунке. Для сжатия прокладки сиденья используют пуансон с формой и площадью, соответствующими отпечатку на плоскости тазовой области человека с 5-перцентильной массой. Величина прикладываемых через динамометр усилий должна соответствовать указанным на рис. 7. Величину деформации (сжатия) прокладки сиденья ΔН, мм, регистрирует измерительный тракт разрывной машины FP 100/1 на диаграммной бумаге в виде непрерывной кривой. 8.7 Сжатие ложемента спинки проводят аналогичным способом, деревянным цилиндрическим пуансоном, размещаемым над центром поясничной опоры. Размеры пуансона указаны на рис. 6. Величина прикладываемых через динамометр усилий должна соответствовать указанным на рис. 8. Величину деформации (сжатия) поясничного выступа ΔН, мм, регистрирует измерительный тракт разрывной машины «Инстрон» (модель 1122) на диаграммной бумаге в виде непрерывной кривой. 9 Обработка результатов измеренийПолученные результаты действительных измерений отражают в таблице протокола и на диаграммах. 10 Оценка полученных результатов10.1 Оценка полученных результатов производится на основе сопоставления действительных измерений, выполненных по перечню и порядку, представленными выше (таблица 2), с соответствующими им нормативными значениями. 10.2 Напряжения сжатия прокладки для сиденья, ΔН, мм, устанавливают по диаграмме, представленной на рис. 7. Напряжения сжатия прокладки для спинки, ΔН, мм, устанавливают по диаграмме, представленной на рис. 8. 10.3 Действительные напряжения сжатия соответствуют предъявляемым требованиям, если их величины укладываются в заштрихованную зону. 10.4 Кресло по показателям «Обеспечение эргономического и конструктивного соответствия конфигурации и механических характеристик смягчающих прокладок» оценивается удовлетворительно, если все показатели по п. 5 удовлетворяют требованиям нормативной документации. 11 Оформление результатов испытанийРезультаты испытаний оформляют в виде протокола (Приложение А). 12 Требования безопасности12.1 При проведении испытаний прокладок на соответствие действительного напряжения сжатия на машинах типа FP 100/1 и «Инстрон» или их аналогах соблюдается ведомственная инструкция по технике безопасности при работе на них. 12.2 За безопасность испытателей несет ответственность руководитель испытаний. 12.3 Участники испытаний до их начала проходят предварительный инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90. 13 Требования к квалификации испытателейК проведению измерений допускается испытатель со средним и высшим специальным образованием и стажем работы в данной области не менее одного года. Рис. 1 Основные конструктивные параметры кресла, проверяемые
при Рис. 2 Формообразующие сечения профилированной прокладки сиденья Рис. 3 Формообразующие сечения профилированной прокладки спинки Рис. 4 Схема измерения толщины прокладки для сиденья: 1 - прокладка; 2 - жесткая поверхность; 3 -
штангенрейсмасс; Рис. 5 Форма
пуансона и схема нагружения прокладки сиденья 1 - прокладка; 2 - жесткое недеформируемое основание; Рис .6 Форма
пуансона и схема нагружения прокладки спинки 1 - прокладка; 2 - жесткое недеформируемое основание; Рис. 7 Нормативная
диаграмма действительного напряжения Рис. 8.
Нормативная диаграмма действительного напряжения Приложение А(обязательное) Образец
Приложение Б(обязательное)
Чертеж.
Чертеж.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |