Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

НТ ЖТ ЦП 064-2003

НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ

Нормы безопасности

Москва

(Измененная редакция, Изм.)

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С. Оганьян, к.т.н.; В.И. Грек, к.т.н.; Э.Н. Никольская, к.т.н.; В.А. Пузанов, к.т.н.; Ю.Н. Соколов, к.т.н.; С.П. Авдеев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; В.Л. Кидалинский, к.т.н.

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от « 25 » июня 2003г. № Р-634у

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ

Нормы безопасности

Дата введения 2003-06-27

1 Область применения

Настоящие нормы безопасности распространяются на колесные пары (КП) специального подвижного состава и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

(Новая редакция, Изм.)

2 Нормы безопасности

Нормы безопасности, предъявляемые к колесным парам с буксами в сборе специального подвижного состава, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.

Нормы безопасности колесных пар специального подвижного состава

Таблица 1

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентирующий

способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

1.1. Прессовый способ формирования компонентов колесной пары с осью

1.1.1. Конечные усилия запрессовки, кН (тс)

ГОСТ Р 51775, п. 4.6.1.3

Приложение А

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.11)

Экспертиза

1.12. Форма диаграммы запрессовки

ГОСТ Р 51775 (п. 4.6.1.6)

Приложение Б

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.11)

Экспертиза

1.2. Контрольная осевая нагрузка при проверке на сдвиг при тепловом способе формирования элементов колесной пары, кН (тс)

ГОСТ Р 51775, (п. 4.6.1.4)

Приложение В

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.11)

Экспертиза

1.3. Номинальные размеры и допуски

1.3.1. Расстояние между внутренними гранями бандажей (ободьев цельнокатаных колес), мм

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.4)

1440+1-2

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.2)

Измерение

1.3.2. Ширина бандажа (обода), мм:

Устанавливается настоящими нормами

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.2)

при использовании локомотивных колес

140+3-2

Измерение

при использовании колес других типов

130+3

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.2)

Измерение

1.3.3. Допуск радиального биения круга катания относительно оси центров, мм, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.6)

0,5

ГОСТ Р 51775 (п.6.3.2)

Измерение

1.3.4. Допуск торцевого биения внутренних горцев бандажей (ободьев) колес относительно центров оси, мм, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.5)

1,0

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.2)

Измерение

1.3.5. Разность диаметров по кругу катания полностью обработанных колес, расположенных на одной оси, мм, не более:

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.3)

0,5

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.2)

Измерение

1.4. Качество поверхности:

параметр шероховатости поверхностей катания и гребней колес, Rа, мкм, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.7)

12,5

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.1)

Измерение

параметр шероховатости внутренних торцев ободьев колес, Rа, мкм, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.7)

25

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.1)

Измерение

рассредоточенные черновины на внутренних торцах ободьев колес, не выходящие на радиус сопряжения с гребнем колеса:

глубиной, мм, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.8)

1,0

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.1)

Измерение

суммарная площадь черновин, см2, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.8)

50

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.1)

Измерение

1.5. Статическая балансировка. Значение остаточного статического дисбаланса, кг×см, для КП с конструкционной скоростью от 100 до 120 км/ч, не более

ГОСТ Р 51775 (п. 4.7.10)

25

ГОСТ Р 51775 (п. 6.3.6)

Измерение

1.6. Коэффициент запаса сопротивления усталости оси1), не менее

ОСТ 32.88, (п. 8.2)

СТ ССФЖТ ЦП 086 (п. 6.1)

Экспертиза

для буксовой шейки и предподступичной части

1,5

для подступичной части

1,3

для заподступичной и средней части

1,3

1.7. Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса (цельного или составного) не менее 1)

ОСТ 32.83, (п. 8.4)

1,3

СТ ССФЖТ ЦП 086 (п. 6.1)

Экспертиза

1) Для колесных пар, техническое задание не которые утверждено после введения в действие настоящих изменений.

Перечень нормативных документов

Таблица 2

Обозначение нормативного документа

Наименование нормативного документа

Год введения, внесения изменений

ГОСТ Р 51775-2001

Колесные пары специального подвижного состава. Общие технические условия.

2001

ОСТ 32.88-97

Машины путевые. Оси колесных пар. Методика расчета на прочность.

1997

ОСТ 32.83-97

Колеса с дисковыми центрами тягового подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность. Методические указания.

1997

2002

СТ ССФЖТ ЦП 086

Специальный подвижной состав. Колесные пары с буксами и их составные части. Типовая методика испытаний на прочность.

2000

Таблицы 1, 2 (Новая редакция, Изм.)

Приложение А
(обязательное)

Конечные усилия запрессовки при формировании колесной пары прессовым методом

Таблица А.1

Составная часть колесной пары

Конечное усилие запрессовки на каждые 100 мм номинального диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

Колесо составное (колесо цельное)

Колесный центр

Ось

Рmin

Рmax

Рmin

Рmax

Рmin

Рmax

Ось:

- приводная

392 (40)

638 (65)

343 (35)

491 (50)

-

-

- неприводная

382 (39)

638 (65)

294 (30)

421 (43)

-

-

Осевая шестерня

-

-

-

-

196 (20)

294 (30)

(Измененная редакция, Изм.)

Приложение Б
(рекомендуемое)

Оценка формы диаграммы запрессовки

(Измененная редакция, Изм.)

Диаграмма запрессовки в соответствии с ГОСТ Р 51775 должна отвечать следующим требованиям:

- погрешность отображения диаграммы - не более 2,5 %;

- толщина линии записи - не более 0,6 мм;

- ширина диаграммной ленты - не менее 100 мм;

- масштаб записи по длине - не менее 1:2;

- одно деление по высоте диаграммы, равное 1,0 мм, должно соответствовать усилию не более 25 кН (2,5 тс).

Класс точности самопишущего прибора в соответствии с ГОСТ Р 51775 - не ниже 1,5 %.

Нормальная индикаторная диаграмма запрессовки по всей длине с начала до конца запрессовки должна иметь форму плавной, нарастающей, несколько выпуклой вверх, кривой. Длина диаграммы должна быть не менее 85 % ее теоретической длины L:

L = (L1 + H)i,

где L1 - длина участка контакта ступицы колеса (колесного центра) с осью, мм;

Н - дополнительное продвижение ступицы (если предусмотрено чертежом);

i - масштаб диаграммы по длине.

Допускаются следующие отклонения от нормальной формы диаграммы запрессовки:

1 В начальной точке диаграммы (зона перехода конической части в цилиндрическую) - скачкообразное повышение усилия до 49 кН (5 тс) с последующим горизонтальным участком до 5 % L.

2 В любой точке диаграммы запрессовки:

2.1 Наличие площадок или впадин в местах расположения выточек под масляные каналы на ступицах, количество которых должно соответствовать числу выточек;

2.2 Вогнутость кривой диаграммы с непрерывным нарастанием усилия при условии, что вся кривая, кроме оговоренных в 2.1 площадок и впадин, помещается выше прямой, соединяющей начало кривой с точкой, указывающей на данной диаграмме минимально допустимое усилие запрессовки Pmin для данного типа оси.

3 В конце диаграммы запрессовки:

3.1 Горизонтальная прямая на длине, не превышающей 15 % L;

3.2 Падение усилия не более 3% усилия запрессовки Pmaх = (d0/100)Pmax на длине, не превышающей 10 % L,

где d0 - номинальный диаметр посадочной поверхности колеса, колесного центра или оси;

Рmax - максимальное конечное усилие запрессовки в соответствии с таблицей А.1 приложения А.

3.3 Скачкообразное повышение усилия, если конструкцией колесной пары или технологией формирования предусмотрена запрессовка до упора в какой-либо элемент оси.

3.4 Колебание усилия с амплитудой не более 3 % усилия запрессовки Рmах на длине, не превышающей 10 % L.

4 Если конечное усилие запрессовки на 10 % меньше или больше предельных значений, определенных в таблице А.1 приложения А, изготовитель в присутствии представителя заказчика должен провести проверку прессовой посадки трехкратным приложением контрольной осевой нагрузки с выдержкой не менее 5 с. Для проверки уменьшенного конечного усилия запрессовки (но не более 10 % минимального значения, указанного в таблице А.1 приложения А) контрольная осевая нагрузка должна быть равной 1,2 фактического усилия запрессовки. Для проверки увеличенного конечного усилия (но не более 10 % максимального значения) контрольная осевая нагрузка должна соответствовать наибольшему усилию запрессовки в соответствии с таблицей А.1 приложения А.

5. В случае если при напрессовке колеса на ось будет получена неудовлетворительная по форме или длине сопряжения диаграмма, или конечное усилие запрессовки не будет соответствовать установленному в приложении А настоящих нормами значению, прессовое соединение бракуется и подлежит распрессовке. Распрессованное колесо разрешается повторно насаживать на тот же или другой конец оси или на другую ось без дополнительной механической обработки оси при условии, что на посадочных поверхностях подступичной части оси и отверстии ступицы нет задиров.

6. Не разрешается более двух раз напрессовывать колесо на один и тот же конец оси без дополнительной обработки одной из сопрягаемых поверхностей.

7. При перепрессовках конечное усилие должно соответствовать указанному в приложении А настоящих нормами с увеличением нижнего предела на 15 %.

5 - 7. (Введены дополнительно, Изм.)

Приложение В
(обязательное)

Проверка на сдвиг контрольной осевой нагрузкой

После завершения тепловой посадки и остывания соединения до температуры окружающей среды прочность соединения должна быть проверена на сдвиг контрольной осевой нагрузкой Рmах в соответствии с ниже приведенной таблицей

Таблица В.1 - Контрольные осевые нагрузки при проверке на сдвиг

Составная часть колесной пары

Контрольная осевая нагрузка на каждые 100 мм номинального диаметра посадочной поверхности при проверке на сдвиг Рmах, кН (тс)

Колесо составное (колесо цельное)

Колесный центр

Ось

Ось:

- приводная

638 (65)

491 (50)

-

- неприводная

638 (65)

421 (43)

-

Осевая шестерня

-

-

294 (30)

(Измененная редакция, Изм.).

Для конкретного посадочного диаметра контрольную осевую нагрузку определяют по формуле

P'max = (d0/100)Pmax,

где d0 - номинальный диаметр посадочной поверхности,

Рmax - максимальное конечное усилие запрессовки в соответствии с таблицей А.1 приложения А.



© 2013 Ёшкин Кот :-)