НБ ЖТ ЦВ-ЦТ 078-2003
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
|
ИЗДЕЛИЯ РЕЗИНОВЫЕ УПЛОТНИИТЕЛЬНЫЕ ТОРМОЗНЫХ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Нормы безопасности
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ
Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский
научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС России» (ФГУП
ВНИИЖТ МПС России)
ВНЕСЕНЫ Центральным
органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте -
Департаментом технической политики МПС России, Департаментом
пути и сооружений МПС России
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В
ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 25 июня 2003 г. № Р-634у
3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
РЕЗИНОВЫЕ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ТОРМОЗНЫХ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Нормы безопасности
|
Дата введения 2003-06-27
Настоящие нормы безопасности
распространяются на резиновые уплотнительные изделия тормозных пневматических
систем подвижного состава и применяются при проведении сертификации в системе
сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта.
Нормы безопасности, предъявляемые к
резиновым уплотнительным изделиям тормозных пневматических систем подвижного
состава, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые
даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Нормы безопасности изделий резиновых уплотнительных тормозных
пневматических систем
Наименование сертификационного
показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие требования к
сертификационному показателю
|
Нормативное значение сертификационного показателя
|
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки
(контроля, испытаний) сертификационного показателя
|
Регламентируемый способ подтверждения соответствия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
Требования к резиновым уплотнительным изделиям
|
1.1. Размеры
изделий
|
|
|
ГОСТ 166
ГОСТ
11358
|
Измерительный
контроль
|
1.1.1.
Предельные отклонения размеров изделий (кроме манжет тормозных приборов),
неуказанные в чертежах, мм
|
Устанавливаются
настоящими нормами
|
|
|
|
Размеры
изделий:
|
|
|
|
|
длина, ширина до 20,0 включ
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,3
|
|
Измерительный
контроль
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
0,3
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
0,3
|
|
Измерительный
контроль
|
диаметр св. 20,0 до 50,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,5
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
0,5
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
± 0,5
|
|
|
диаметр св. 50,0 до 100,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,8
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
1,0
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
0,5
|
|
|
диаметр св. 100,0 до 150,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
1,0
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
1,5
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
1,0
|
|
|
диаметр св. 150,0 до 240,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
1,5
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
2,0
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
1,5
|
|
|
диаметр св. 240,0
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
1,5
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
2,0
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
2,0
|
|
|
толщина до 3,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,1
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
0,3
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
+0,6
|
|
|
-0,2
|
толщина св. 3,0 до 5,0 включ.
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,2
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
0,5
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
+0,6
|
|
|
-0,3
|
толщина св. 5,0
|
|
|
|
|
диафрагм
|
-
|
±
0,3
|
|
|
прокладок и уплотнителей (уплотнений)
|
-
|
±
0,8
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
±
0,5
|
|
|
высота до 4,0 включ.
|
|
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
± 0,3
|
|
|
высота св. 4,0 до 6,5 включ.
|
|
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
± 0,5
|
|
|
высота св. 6,5 до 10,0 включ.
|
|
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
|
+0,8
|
|
|
-0,4
|
высота св. 10,0
|
|
|
|
|
манжет и воротников тормозных цилиндров
|
-
|
+1,0
|
-0,5
|
отверстия рабочих каналов прокладки до 50,0 включ.
|
|
±
0,3
|
|
|
отверстия рабочих каналов прокладки св. 50,0
|
|
±
0,5
|
|
|
1.1.2
Предельные отклонения размеров изделий манжет тормозных приборов, неуказанные
в чертежах, мм
|
Устанавливаются
настоящими нормами
|
|
ГОСТ 166
|
Измерительный
контроль
|
диаметр до 20,0 включ.
|
±
0,3
|
диаметр св. 20,0 до 100,0 включ.
|
±
0,5
|
диаметр св. 100,0
|
|
±
1,0
|
|
|
диаметр св. 200,0
|
|
± 1,5
|
|
|
высота до 5,0 включ.
|
|
±
0,3
|
|
|
высота св. 5,0
|
|
±
0,5
|
|
|
1.2. Изменение
массы изделий после воздействия стандартных сред
|
ГОСТ
9.030, п. 2.6
|
Соответственно
нормам стандартных образцов резин
|
ГОСТ
9.030, метод А
|
Испытания
|
1.3. Твердость
изделий по Шору А, единицы Шора А
|
Устанавливается
настоящими нормами
|
|
ГОСТ 263
|
Испытания
|
Твердость изделий должна быть равна
твердости соответствующих групп резин с допускаемым отклонением ± 3 единицы
Шора А интервал твердости на изделии должен быть равен интервалу твердости,
соответствующему конкретной группе резин (Приложение Б)
|
1.4.
Морозостойкость
|
Устанавливается
настоящими нормами
|
|
|
|
Манжета (V-образного сечения) с наружным
диаметром от 45 до 300 мм после сжатия в течение (3 ± 1) с до соприкосновения
диаметрально противоположных сторон внутренней поверхности должна
восстановиться не менее, чем на половину первоначального расстояния между
ними и не иметь трещин в течение времени, мин.
|
(3,0
± 0,3)
|
ГОСТ 13837
|
Измерительный
контроль
|
ГОСТ 13494
|
Воротники (L-образного сечения тарельчатые) с
наружным диаметром до 300 мм, прокладки и диафрагмы после изгиба в течение (3
± 1) с на угол (90 ± 5)° должны
восстановиться не менее, чем на половину угла изгиба и не иметь на
поверхности трещин в течение времени, мин.
|
|
(3,0
± 0,3)*
|
ГОСТ 13837
|
Измерительный
контроль
|
ГОСТ 13494
|
Манжеты и воротники тормозных цилиндров диаметром свыше 300 мм после
изгиба с помощью динамометра в течение (3 ±
1) с на угол (45 ± 3)° должны
восстановиться не менее, чем на половину угла изгиба, и не иметь на
поверхности трещин в течение времени, мин
|
|
(3,0
± 0,3)*
|
ГОСТ 13837
|
Измерительный
контроль
|
ГОСТ 13494
|
Усилие изгиба по
динамометру должно быть не более 166 Н (17 кгс)
|
|
|
|
|
Эластическое восстановление образцов из прокладок после их сжатия на
(20 ± 2) % и выдержки в течение (5,0
± 0,5) мин. при температуре минус 55 °C с предельным отклонением минус 2 °C в
месте вдавливания индентера должно соответствовать нормам через (3,0 ± 0,5)
мин. после освобождения образца, мм, не менее
|
|
|
ГОСТ
13808
|
Измерительный
контроль
|
от 1,00 до 2,50 включительно
|
|
0,10
|
|
|
св. 2,50 до 5,00 включительно
|
|
0,20
|
|
|
св. 5,00 до 10,00 включительно
|
|
0,25
|
|
|
1.5. Внешний
вид изделий
|
Устанавливается
настоящими нормами
|
В
соответствии с Приложением А
|
Аттестованная
методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории)
|
Визуальный
и инструментальный контроль
|
2. Требования к резинам изделий
|
|
|
По группам резин в соответствии с приложением А
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
3а
|
4
|
5
|
6
|
6а
|
|
|
2.1. Условная
прочность при растяжении, Мпа,
не менее
|
Устанавливается настоящими
нормами
|
8,8
|
7,8
|
7,8
|
7,8
|
8,8
|
7,8
|
5,9
|
9,8
|
ГОСТ
270
|
Испытания
|
2.2.
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее
|
Устанавливается настоящими
нормами
|
160
|
160
|
140
|
140
|
160
|
90
|
100
|
100
|
ГОСТ
270
|
Испытания
|
2.3. Твердость
по Шору А, единицы Шора A
|
Устанавливается настоящими
нормами
|
70 ± 5
|
75 ± 5
|
75 ± 5
|
|
75 ± 5
|
|
90 ± 5
|
|
ГОСТ 263
|
Испытания
|
2.4. Коэффициент морозостойкости по эластическому
восстановлению после сжатия на 20 %, не менее:
|
Устанавливается настоящими
нормами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТ
13808
|
Испытание
|
при
температуре минус 50 °C
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,15
|
|
|
при
температуре минус 55 °C
|
|
0,15
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
0,15
|
-
|
-
|
|
|
при
температуре минус 60 °C
|
|
-
|
-
|
0,15
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
при
температуре минус 65 °C
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
|
|
2.5.
Относительная остаточная деформация после старения в воздухе три сжатии на 20
% в течение (24-2) ч, %, не более:
|
Устанавливается
настоящими нормами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТ
9.029
|
Испытание
|
при температуре (70 ± 1) °C
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
50
|
-
|
|
|
при температуре (100 ± 1) °C
|
|
55
|
55
|
60
|
60
|
50
|
60
|
-
|
60
|
|
|
2.6. Изменение
массы после воздействия сред в течение (24-2) ч, при (70 ± 2) °C,
%, в пределах
|
Устанавливается
настоящими нормами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТ
9.030
|
Испытание
|
Стандартная жидкость СЖР-3 (ТУ 38.10195-86)
|
От
-1,0 до +11
|
От
-5,0 до +3,0
|
От
-3,0 до +8,0
|
От
-3,0 до +8,0
|
-
|
От
-2,0 до +10
|
-
|
-
|
|
|
Стандартная жидкость СЖР-2 (ТУ 38.10195-86)
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
От
-3,0 до +5,0
|
От
-4,0 до +3,0
|
|
|
Консистентная смазка ЦИАТИМ 221 (ГОСТ 9433-80)
|
|
|
|
|
|
От
-3,0 до +6,0
|
|
|
|
|
|
(Измененная редакция, Изм.)
Перечень нормативной документации
Таблица 2
Обозначение НД
|
Наименование
НД
|
Кем
утвержден
Год
издания
|
ГОСТ
9.024-74
|
ЕСЗКС. Резины.
Методы испытаний на стойкость к термическому старению
|
1974
|
ГОСТ
9.029-74
|
ЕСЗКС Резины.
Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия
|
1974
|
ГОСТ
9.030-74
|
ЕСЗКС. Резины.
Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких
агрессивных сред
|
1974
|
ГОСТ 166-89
|
Штангенциркули.
Технические условия
|
1989
|
ГОСТ 263-75
|
Резина. Метод
определения твердости по Шору А
|
1975
|
ГОСТ
270-75
|
Резина. Метод
определения упруго-прочностных свойств при растяжении
|
1975
|
ГОСТ 427-75
|
Линейки
измерительные металлические. Технические условия
|
1975
|
ГОСТ
11358-89
|
Толщиномеры и
стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
|
1989
|
ГОСТ 13494-80
|
Транспортиры
геодезические. Технические условия
|
1980
|
ГОСТ
13808-79
|
Резина. Метод
определения морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия
|
1979
|
ГОСТ 13837-79
|
Динамометры
общего назначения. Технические условия
|
|
(Новая редакция, Изм.)
Таблица А.1 - Допускаемые отклонения
внешнего вида изделий
Допускаемые отклонения внешнего вида
|
Наименование
изделия
|
Диафрагма
|
Манжета
и воротник
|
Прокладка
|
Уплотнитель
(уплотнение)
|
Рабочая
поверхность
|
Нерабочая
поверхность
|
Рабочая
поверхность
|
Нерабочая
поверхность
|
Рабочая
поверхность
|
Нерабочая
поверхность
|
Рабочая
поверхность
|
Нерабочая
поверхность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1. Возвышение,
отпечаток на поверхности
|
Допускается
высотой не более 0,3 мм, длиной не более 3,0 мм
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм, диной не более 4,0 мм (для манжет и воротников
тормозных цилиндров - высотой не более 1,0 мм без ограничения длины)
|
Допускается
высотой не более 0,3 мм, длиной не более 4,0 мм
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм без ограничения длины
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм без ограничения длины
|
2. Углубление
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 0,3 мм, диной не более 4,0 мм (для манжет и воротников
тормозных цилиндров - глубиной, шириной не более 0,5 мм, длиной не более 8,0
мм)
|
Допускается диаметром
не более 0,3 мм, в количестве не более 3 шт.
|
Допускается
глубиной, шириной не более 0,3 мм без ограничения длины
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной, шириной не более 0,3 мм, длиной не более 4,0 мм
|
3. Включение
|
Допускается
диаметром не более 0,15 мм
|
Допускается
диаметром не более 0,5 мм
|
Допускается
диаметром не более 0,15 мм
|
Допускается
диаметром не более 0,3 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров -
диаметром не более 2,0 мм)
|
Допускается
диаметром не более 0,3 мм, в количестве не более 3 шт.
|
Допускается
диаметром не более 2,0 мм, в количестве не более 5 шт.
|
Допускается
диаметром не более 0,15 мм
|
Допускается
диаметром не более 1,0 мм
|
4. Выпрессовка
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 1,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 0,5 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров -
высотой не более 1,5 мм)
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 1,5 мм
|
Не допускается
|
Допускается
высотой не более 1,0 мм
|
5. Срез, вырыв
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм
|
Не допускается
|
Не допускается
(для манжет и воротников тормозных цилиндров допускается глубиной не более
2,0 мм, длиной не более 5,0 мм)
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм
|
6. След
обработки
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
(для манжет тормозных приборов не допускается)
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
7. Пузырь
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Допускается
диаметром не более 0,5 мм
|
Не допускается
|
Допускается
диаметром не более 0,5 мм
|
8. Скол
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм (для манжет и воротников
тормозных цилиндров допускается глубиной не более 1,0 мм без ограничения
длины)
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм
|
9. Трещина
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
10.
Механическое повреждение
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
(для манжет и воротников тормозных цилиндров допускается
глубиной не более 0,2 мм, длиной не более 4,0 мм)
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
Не допускается
|
11. Разнотон,
след течения
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
Допускается
|
12. Оголение
арматуры
|
Не допускается
|
Допускается
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
13.
Недопрессовка, раковина
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не. более 0,3 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров -
глубиной не более 2,0 мм, длиной не более 5,0 мм), длиной не более 3,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 3,0 мм
|
Не допускается
|
Допускается
глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 3,0 мм
|
(Измененная редакция, Изм.)
Приложение Б
Резины, используемые для уплотнительных изделий
тормозных пневматических систем подвижного состава
Таблица Б.1
Группа
резины
|
Наименование
изделия
|
Условия
эксплуатации
|
|
Температурный
интервал работоспособности, °C
|
Тип
смазки
|
|
1
|
Диафрагмы
|
от минус 55
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
до плюс 55
|
|
2
|
Манжеты,
воротники, уплотнители (уплотнения)
|
от минус 55
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
до плюс 55
|
|
3
|
Манжеты,
воротники, L-образного сечения, уплотнители
(уплотнения)
|
от минус 60
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
до плюс 60
|
|
|
3а
|
Диафрагмы
|
от минус 60
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
до плюс 60
|
|
4
|
Диафрагмы,
манжеты
|
от минус 65
|
Смазка
консистентная ЦИАТИМ-221
|
|
до плюс 60
|
|
5
|
Прокладки
(кроме прокладок крана машиниста), втулки подвески
тормозного башмака
|
от минус 55
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
до плюс 55
|
|
6
|
Прокладки
крана машиниста
|
от минус 50 до
плюс 70
|
Смазка
пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01)
|
|
6а
|
|
(Новая редакция, Изм.)
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
|
Номера
листов (страниц)
|
Номер
документа
|
Подпись
|
Дата
|
Срок
введения изменения
|
Измененных
|
Замененных
|
Новых
|
Аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|