| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ТОПЛИВА СУДОВЫЕ Технические условия ISO 8217:2010
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. № 1149-ст 4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 8217:2010 «Нефтепродукты. Топлива (класс F). Спецификация на судовые топлива» (ISO/FDIS 8217:2010 «Petroleum products - Fuels (class F) - Specifications of marine fuels»). При этом потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации учтены в дополнительных разделах 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий. Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДВ 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание ГОСТ Р 54299-2010 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОПЛИВА СУДОВЫЕ Технические условия Marine fuels. Specifications Дата введения - 2012-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на судовые топлива, получаемые из продуктов переработки нефти и газовых конденсатов. Судовые топлива не должны содержать неорганические кислоты, отработанные смазочные масла, биопроизведенные материалы, отличные от уровня «de minimis»1), и никакие дополнительные компоненты или механические отходы, которые представляют опасность для эксплуатации судов, вредны для персонала или увеличивают загрязнение окружающей среды (см. приложение А). 1) «de minimis» - количество, которое не должно превращать топливо в неприемлемое для применения в судовых двигателях. Судовые топлива предназначены для применения в судовых энергетических установках и для поставки на экспорт. Для улучшения эксплуатационных свойств топлив разрешается использование присадок, допущенных к применению в установленном порядке. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство ГОСТ Р 50837.6-95 Топлива остаточные. Определение прямогонности. Метод определения общего осадка ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии ГОСТ Р 53708-2009 Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода ГОСТ Р 54273-2010 Нефть и нефтепродукты. Руководство по таблицам измерения параметров ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра ГОСТ Р ИСО 10307-1-2009 Нефтепродукты. Определение содержания общего осадка в остаточных жидких топливах. Часть 1. Метод горячей фильтрации ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Марки и коды ОКП3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок (дизелей и котлов) и включает в себя: - четыре марки дистиллятного топлива, одно из них для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей: DMX, DMA, DMZ, DMB - код ОКП 02 5196; - 11 марок судовых остаточных топлив: RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700 - код ОКП 02 5213. 4 Условные обозначенияВ условном обозначении дистиллятного судового топлива указывают марку топлива. Пример - Судовое топливо, DMX, ГОСТ Р 54299-2010 В условном обозначении остаточного судового топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С. Примеры 1 Судовое топливо, RMA 10, ГОСТ Р 54299-2010 2 Судовое топливо, RMG 380, ГОСТ Р 54299-2010 5 Технические требования5.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке. Постановку на промышленное производство осуществляют по ГОСТ Р 15.201. 5.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1. Таблица 1 - Требования к судовым дистиллятным топливам
5.3 По физико-химическим показателям судовые топлива остаточные должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2. 5.4 Требования на газотурбинные топлива судового назначения приведены в [23], который включает необходимые свойства топлив во время их транспортирования и на месте налива судна. Таблица 2 - Требования к судовым остаточным топливам
6 Требования безопасности6.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 6.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 мг/м3 - согласно ГН 2.2.5.1313 [30]. Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании. Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [31]. Концентрацию углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по [32] или аналогичным метрологически аттестованным методом. 6.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека. 6.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов. 6.5 Судовое топливо не обладает способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывает повышенной чувствительности организма, усиленного роста тканей. 6.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний 62 °С - для судового дистиллятного топлива и 91 °С - для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно. 6.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, составы СЖБ. 6.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении. При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру. 6.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018. 6.10 Помещение, в котором проводят работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией. Места интенсивного выделения паров судового топлива в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами. В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители. Требования к технологическому процессу производства и проведению контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий должны соответствовать СП 2.2.2.1327 [33]. 6.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322 [34]. 6.12 Необходимыми мерами предосторожности при работе с судовым топливом является применение средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034. При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010 и средства индивидуальной защиты рук- в соответствии с ГОСТ 12.4.020; мази и пасты - в соответствии с ГОСТ 12.4.068. 6.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить предварительные, при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказами Минздрава РФ, утвержденными в установленном порядке, а также инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 7 Требования охраны окружающей среды7.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02. Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/м3 согласно ГН 2.1.6.1338 [35]. 7.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий судового топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением данного продукта, герметичного оборудования; строгое соблюдение технологического режима. 7.3 При производстве, хранении и применении судового топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву. 8 Правила приемки8.1 Судовые топлива принимают партиями. Партией считается любое количество судового топлива, изготовленного в ходе непрерывного технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 и настоящего стандарта. 8.2 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию. 9 Методы испытанийДля объединенной пробы берут 3 дм3 топлива. При определении плотности по ГОСТ Р 51069 или [3] показания ареометра, полученные при температуре окружающего воздуха для судовых дистиллятных топлив и при температуре 50 °С - 60 °С для остаточных, должны быть приведены к результатам при температуре 15 °С по таблице 53В [37]. При определении плотности по [4] к значению плотности, измеренному при любой температуре, отличающейся от 15 °С, следует вводить поправку на коэффициент расширения стекла и использовать таблицу 53В стандарта [37]. В настоящем стандарте в качестве арбитражного метода испытаний приведен ГОСТ Р 51947. В случае разногласий в отношении содержания серы в топливе все стороны должны прийти к соглашению по одному и тому же сертифицированному эталону серы (см. приложение В). Температуру вспышки в закрытом тигле для топлив, указанных в таблице 1, определяют в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356. Температуру вспышки для топлив, указанных в таблице 2, определяют в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. приложение Е). В качестве арбитражного метода применяют ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 (см. приложение ДА). 9.5 Общий осадок горячим фильтрованием Если внешний вид топлива марки DMB оценивается как нечистый и прозрачный (см. 9.7), то общий осадок следует определять по ГОСТ Р 50837.6 или [13]. Допускается использовать любую из стандартных процедур старения, указанных в [24]: определение ускоренного общего осадка или потенциального общего осадка. В качестве арбитражного метода применяют определение потенциального общего осадка (см. приложение ДА). Внешний вид судового дистиллятного топлива следует оценивать визуальным методом при хорошем неослепляющем освещении без теней при температуре 10 °С - 25 °С. Топливо марок DMX, DMA или DMZ должно иметь чистый и прозрачный внешний вид. Если эти марки топлива подкрашены (например, черные) и непрозрачны, то это влияет на соответствие требованию относительно чистого и прозрачного внешнего вида, и в этом случае содержание воды не должно превышать 200 мг/кг, определенное методом кулонометрического титрования по Фишеру в соответствии с [38]. Если внешний вид топлива марки DMB позволяет визуальную оценку и кажется чистым и прозрачным, испытание на общий осадок горячим фильтрованием и содержание воды не требуется. Арбитражный метод испытания - согласно [25] (см. приложение F). Арбитражный метод испытания - согласно [25] (см. приложение F). 9.10 Содержание алюминия плюс кремний Арбитражный метод испытания - согласно [25] (см. приложение G). 9.11 Отработанное смазочное эталонное масло (ОСМ) Считается, что судовое топливо содержит ОСМ, когда содержание кальция и цинка или кальция и фосфора выше установленных пределов (см. таблицу 2). Арбитражный метод испытания - согласно [26] (см. приложение Н). Содержание сероводорода (H2S) - согласно таблице 1 или таблице 2 (см. приложение С). Примечание - H2S является в высшей степени токсичным газом. Опасно подвергаться высоким концентрациям паров, в крайних случаях это может быть смертельным. Чрезвычайно важно, что владельцы судов, операторы и другие ответственные группы продолжают поддерживать соответствующие меры техники безопасности, предназначенные для защиты команды и всех, кто подвергается действию H2S (см. приложение С). Кислотное число - согласно таблице 1 или таблице 2. Примечание - Пределы по кислотному числу включены в настоящий стандарт (см. приложение D). Стабильность к окислению - согласно таблице 1. Процессы на нефтеперерабатывающих заводах, используемые для производства дистиллятных топлив, могут привести к продуктам с ограниченной стабильностью к окислению. Кроме того, несудовые дистиллятные топлива могут содержать значительный массовый процент (например, в некоторых областях в настоящее время от 5 % до 7 %) биополученных продуктов, т. е. сложных метиловых эфиров жирных кислот (FAME), которые могут влиять на стабильность топлива к окислению. Более того, транспортирование чистого дистиллятного топлива и дистиллятного топлива, содержащего FAME, особенно посредством многопродуктовых трубопроводных перекачек, показало, что некоторое количество FAME переносится в чистое дистиллятное топливо (см. приложение I). Смазывающая способность - согласно таблице 1. Примечание - Техническое требование по смазывающей способности было включено в настоящий стандарт и применимо к светлым дистиллятным топливам с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050 % масс). Предел смазывающей способности основан на существующих требованиях для высокоскоростных двигателей внутреннего сгорания и промышленных дизельных двигателей, работающих в жестком режиме. 9.16 Расчетный индекс углеродной ароматизации Таблица 2 дополнена такой характеристикой воспламенения, как расчетный индекс углеродной ароматизации (CCAI), чтобы аннулировать топлива с нехарактерными соотношениями «плотность-вязкость». Определение CCAI - согласно приложению J. Что касается двигателей и/или условий применения, где известно, что качество воспламенения имеет решающее значение, расчет CCAI по уравнению J.1 (см. приложение J) дает основу для поставщиков и покупателей остаточных топлив для согласования более узких характеристик качества воспламенения. Что касается марок RME 180 и RMK 380 в случае смешения при максимальной плотности или близкой к ней, предел CCAI может ограничить комбинацию плотности и вязкости. Содержание натрия должно соответствовать требованиям, установленным в таблице 2. Примечание - Предел содержания натрия включен из-за влияния металлов, присутствующих в топливах, на отложение золы и высокотемпературную коррозию (см. приложение F). 9.17 Удельная теплота сгорания Удельная теплота сгорания для судовых топлив не нормируется; в случае необходимости для характеристики эксплуатационных свойств топлива удельную теплоту сгорания рассчитывают по формулам, приведенным в приложении К. 9.18 Прецизионность и интерпретация результатов испытания Методы испытаний, установленные в таблицах 1 и 2 , содержат определение прецизионности: повторяемость и воспроизводимость. Определение воспроизводимости для CCAI приведено в приложении J. В случае возникновения разногласий следует применять [39], который охватывает применение данных прецизионности при интерпретации результатов испытания (см. приложение L). 10 Транспортирование и хранение10.1 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение судового топлива - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность судового топлива, - в соответствии с [40] и [41]. 10.2 Хранение проб судового топлива проводят по ГОСТ 2517. 11 Гарантии изготовителя11.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества судового топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 11.2 Гарантийный срок хранения судового топлива - один год со дня изготовления. 11.3 По истечении гарантийного срока хранения судовое топливо анализируют перед применением на соответствие требованиям настоящего стандарта. Приложение А
|
(J.1) |
где р15 - плотность при 15 °С, кг/м3;
v - кинематическая вязкость, мм2/с;
Т - температура, при которой определяется кинематическая вязкость, °С.
Примечания
1 В настоящем стандарте судовые дистиллятные топлива марок DMX, DMA, DMZ, DMB (см. таблицу 1 имеют минимальный цетановый индекс (см. [7]).
Если требуется оценка воспламеняемости дистиллятных топлив, приведенная в таблице 1, то предлагается применять [7] для получения наибольшего приближения к фактической характеристике воспламеняемости, чем с принятыми параметрами CCAI.
2 В ряде стран продолжаются работы по разработке альтернативных методов общих характеристик горения остаточных топлив.
В попытке указать как характеристики воспламенения, так и характеристики сгорания был установлен стандартный метод испытания с использованием камеры сгорания постоянного объема (CCVC), см. [49]. Топлива с аналогичными плотностями и вязкостями (т. е. аналогичные CCAIS) могут иметь разные характеристики воспламенения и свойства сгорания.
J.2 Использование номограммы
Для быстрой оценки значения CCAI остаточного топлива можно пользоваться рисунком J.1, соединяя прямой линией оси вязкости, выраженной в миллиметрах в квадрате на секунду (мм2/с) при 50 °С (см. А на рисунке J.1) и плотности, выраженной в килограммах на метр кубический (кг/м3) при 15 °С (см. В на рисунке J.1) с осью CCAI (см. С на рисунке J.1). Значения, полученные по рисунку J.1, являются приблизительными.
J.3 Расчет прецизионности CCAI
Воспроизводимость значения CCAI конкретного топлива зависит от воспроизводимости R, значений плотности и вязкости, из которых рассчитывается значение CCAI. Наивысшая положительная воспроизводимость CCAI достигается, когда воспроизводимость для плотности прибавляется к значению плотности, а воспроизводимость для вязкости вычитается из значения вязкости.
Кривая воспроизводимости CCAI, построенная по точкам в зависимости от вязкости, приведена на рисунке J.2.
Воспроизводимость плотности является константой (независимой от величины плотности) и, следовательно, воспроизводимость CCAI изменяется только в зависимости от вязкости топлива. Применение воспроизводимости приведено в приложении L.
А - кинематическая вязкость при 50 °С, мм2/с; В - плотность при 15 °С, кг/м3; С - CCAI
Рисунок J.1 - Номограмма для получения CCAI
Рисунок J.2 - График воспроизводимости CCAI в зависимости от вязкости
К.1 Удельную теплоту сгорания не контролируют при производстве топлива, но ее можно определять для характеристики его эксплуатационных свойств.
- удельная теплота сгорания (высшая):
(K.1) |
- удельная теплота сгорания (низшая):
(К.2) |
где r15 - плотность при 15 °С, кг/м3;
Ww - массовая доля воды, %;
Wa - массовая доля золы, %;
Ws - массовая доля серы, %.
В качестве альтернативы, в целях быстрой оценки, низшую удельную теплоту сгорания можно определять по рисунку К.1, который построен на основании формулы (К.2). Однако полученные значения могут рассматриваться только как приблизительные.
К.3 Удельная теплота сгорания для дистиллятных топлив может быть рассчитана с точностью, приемлемой для потребителя, по формулам:
- удельная теплота сгорания (высшая):
(K.3) |
- удельная теплота сгорания (низшая):
(K.4) |
где r15 - плотность при 15 °C, кг/м3;
Ww - массовая доля воды, %;
Wa - массовая доля золы, %;
Ws - массовая доля серы, %.
Чтобы внести поправку на золу и воду, вычитают 0,01 QRnp(Ww + Wa) из низшей теплоты сгорания QRnp, полученной по графику.
Рисунок К.1 - Низшая теплота сгорания остаточных топлив, МДж/кг
Прецизионность и интерпретация результатов испытания
L.1 Введение
Претензии к качеству топлива можно разделить обычно на две категории:
- проблема, возникающая на борту;
- разногласия по пригодности продукта до его применения.
В любом случае топливо следует протестировать, чтобы установить его природу. При разногласии, соответствует ли результат пределу, установленному стандартом, или превышает его, сделана ссылка на процедуры в соответствующих разделах [39].
L.2 Применение стандарта [39]
В [39] приведена также процедура проверки полученного единичного результата испытания на соответствие нормы, указанной в спецификации.
С учетом воспроизводимости результатов испытаний превышение норматива, указанного в спецификации на основании единичного результата испытания, не может служить для покупателя основанием для вывода о несоответствии продукта требованиям спецификации.
L.3 Получатель с единичным результатом испытания
Получатель, у которого нет информации по истинному значению характеристики, отличному от единичного результата испытания, может считать, что продукт выходит за предел стандарта с 95 %-ной вероятностью, только если результат испытания:
a) больше предела стандарта плюс 0,59, умноженное на воспроизводимость R, в случае максимального предела;
b) меньше предела стандарта минус 0,59, умноженное на воспроизводимость R, в случае минимального предела.
Пример - Получатель заказал топливо марки RMG 380, в котором:
- максимальный предел вязкости равен 380 мм/с2 при 50 °С;
- воспроизводимость R метода испытания [1] равна 0,074, умноженное на 380 мм2/с, при 50 °С.
Следовательно, получатель может считать, что продукт не соответствует стандарту с 95 %-ной вероятностью, если единичный результат испытания более 396, 59 мм2/с при 50 °С.
L.4 Поставщик с единичным результатом испытания
Поставщик, не имеющий информации по истинному значению показателя, отличающемуся от единичного результата, может считать, что продукт соответствует стандарту с 95 %-ной вероятностью, только если результат испытания:
a) в случае максимального предела - меньше или равен пределу стандарта минус 0,59, умноженное на воспроизводимость R;
b) в случае минимального предела - больше или равен пределу стандарта плюс 0,59, умноженное на воспроизводимость R.
Применение вышеприведенных уравнений дано для руководства поставщика и не следует интерпретировать как обязательное. Значения, указанные в перечислениях а) или b), не являются доказательством несоответствия.
Пример - Поставщик провел испытание топлива марки RMG 380, в котором:
- максимальный предел вязкости равен 380 мм2/с при 50 °С;
- воспроизводимость R метода испытания [1] равна 0,074, умноженное на 380 мм2/с, при 50 °С.
Следовательно, поставщик может считать, что продукт соответствует стандарту с 95 %-ной вероятностью, если единичный результат испытания равен или не более 363,41 мм2/с при 50 ºС.
L.5 Решение споров
Стандарт [39] раздел 10 представляет соответствующую процедуру в случае, если поставщик и получатель не могут достичь соглашения по качеству продукта. Однако эта процедура охватывает только ситуацию, где каждая лаборатория анализирует образцы топлива, которые являются частями от одного образца.
Таблица ДА.1
Наименование показателя |
Метод испытания |
Вязкость кинематическая при 40 °С и 50 °С, мм2/с |
По[1] |
Плотность при 15 °С, кг/м3 |
По ГОСТ Р 51069 |
Цетановый индекс |
По [7] |
Массовая доля серы, % |
По ГОСТ Р 51947 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
|
Содержание сероводорода, мг/кг |
По [10] |
Кислотное число, мг КОН/г |
По [12] |
Общий осадок горячим фильтрованием, % масс. |
|
Стабильность к окислению, г/м3 |
|
Коксуемость 10 %-ного остатка перегонки, % |
По [15] |
Коксовый остаток, % |
По [15] |
Температура помутнения, °С |
По [17] |
Температура текучести, °С |
По [18] |
Содержание воды, % об. |
По [20] |
Зольность, % |
По [21] |
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна (WSD 1,4) при 60 °С, мкм |
|
Общий осадок со старением, % масс. |
По [24] |
Содержание ванадия, мг/кг |
По [25] |
Содержание натрия, мг/кг |
По [25] |
Содержание алюминия + кремния, мг/кг |
По [25] |
Отработанные смазочные масла (ОСМ): содержание, мг/кг: - кальция и цинка - кальция и фосфора |
По [26] |
Таблица ДБ.1
Обозначение ссылочного |
Степень |
Обозначение и наименование ссылочного |
IDT |
ИСО 3104:1994 «Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости» |
|
|
АСТМ Д 445-06 «Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и расчет динамической вязкости)» |
|
IDT |
ИСО 3675:1998 «Нефть сырая и жидкие нефтепродукты. Лабораторное определение плотности. Метод с использованием ареометра» |
|
IDT |
АСТМ Д 1298-1998 (2005) «Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в градусах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром» |
|
IDT |
ИСО 10307-1:2009 «Нефтепродукты. Общий осадок в топочных мазутах. Часть 1. Метод испытания на фильтруемость в горячем состоянии» |
|
ГОСТ Р ИСО 12205-2007 |
IDT |
ИСО 12205:1995 «Нефтяные жидкости. Определение стойкости к окислению средних дистиллятных топлив» |
IDT |
ИСО 12156-1:2006 «Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности на испытательном стенде с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания» |
|
IDT |
АСТМ Д1250-08 «Стандартное руководство по таблицам измерения параметров нефти и нефтепродуктов» |
|
ГОСТ Р ИСО 14214-2009 |
MOD |
ЕН 14214:2003 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний» |
Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты; - MOD - модифицированные стандарты. |
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой
примененного
в нем международного стандарта
Таблица ДВ.1
Структура настоящего стандарта |
Структура международного стандарта ИСО 8217:2010 |
Раздел 1 Область применения |
Раздел 1 Область применения |
Раздел 2 Нормативные ссылки |
Раздел 2 Нормативные ссылки |
Раздел 3 Марки и коды ОКП |
- |
Раздел 4 Условные обозначения |
- |
Раздел 5 Технические требования |
Раздел 6 Новые технические требования, пункты 6.1, 6.2, таблицы 1 и 2 |
Раздел 6 Требования безопасности |
- |
Раздел 7 Требования охраны окружающей среды |
- |
Раздел 8 Правила приемки |
Раздел 4 Отбор проб |
Раздел 9 Методы испытания |
Раздел 7 Методы испытаний |
Раздел 10 Транспортирование и хранение |
- |
Раздел 11 Гарантии изготовителя |
- |
Приложение А (справочное) Вредные материалы |
Приложение А (информационное) Биотоплива и смеси |
Приложение В (справочное) Содержание серы |
Приложение В (информационное) Вредные материалы |
Приложение С (справочное) Сероводород |
Приложение С (информационное) Содержание серы |
Приложение D (справочное) Кислотное число |
Приложение D (информационное) Сероводород |
Приложение Е (справочное) Температура вспышки |
Приложение Е (информационное) Удельная теплота сгорания |
Приложение F (справочное) Натрий и ванадий |
Приложение F (информационное) Характеристики воспламенения остаточных топлив |
Приложение G (справочное) Катализаторная крошка |
Приложение G (информационное) Температура вспышки |
Приложение Н (справочное) Отработанные смазочные масла |
Приложение Н (информационное) Кислотность |
Приложение I (справочное) Биопроизведенные топлива и метиловые эфиры жирных кислот |
Приложение К (информационное) Частицы катализатора |
Приложение J (справочное) Характеристика воспламеняемости остаточных судовых топлив |
Приложение J (информационное) Натрий и ванадий |
Приложение К (справочное) Удельная теплота сгорания |
Приложение I (информационное) Отработанные смазочные масла |
Приложение L (справочное) Прецизионность и интерпретация результатов испытания |
Приложение L (информационное) Прецизионность и интерпретация результатов испытания |
Приложение ДА (обязательное) Арбитражные методы испытаний |
- |
Приложение ДБ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте |
- |
Приложение ДВ (справочное) Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта |
- |
Ключевые слова: судовые топлива, вязкость кинематическая, зольность, механические примеси, температура вспышки, температура застывания, сера, кислотное число, коксуемость, плотность, методы испытания