| ||||||||||
Федеральная служба
ПОЛОЖЕНИЕ (РБ-072-11) Введено в действие Москва 2011 Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ. Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Выпускается впервые1. _______________ 1 Разработано коллективом авторов в составе: Петровского Н.П., Гареева М.Д., Субботина Е.П., Кушневского Л.Н., Алешкина Г.Г., Капитановой Е.С. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Хрокало И.О., Бокова Д.А. (Ростехнадзор). СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения1. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ (далее - РВ) в организации, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. 2. Настоящее Положение распространяется на проведение инвентаризации РВ, подлежащих государственному учету и контролю. 3. Инвентаризация РВ в организации проводится в целях: 1) определения наличного количества РВ (для учетных единиц) в организации; 2) установления соответствия фактических параметров (массы и/или объема РВ в учетных единицах) учетным данным по РВ; 3) предотвращения потерь РВ, несанкционированного использования и хищения РВ; 4) проверки целостности учетных единиц с РВ; 5) формирования информации о наличии РВ для представления органам государственной власти и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности. Учетными единицами РВ при учете и контроле являются: 1) для закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) - отдельный источник; 2) для изделий из обедненного урана - отдельное изделие (кроме изделий и материалов, предназначенных для изготовления тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок); 3) для открытого радионуклидного источника (далее - ОРИ) в виде отдельного изделия - отдельный источник; 4) для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке, либо партия РВ однородного радионуклидного состава; 5) для отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ) - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент. 4. Процедуру инвентаризации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, действующих в организации, осуществляющей обращение с РВ (далее - организация). 5. Инвентаризации в организации подразделяются на первичные, плановые и внеочередные. 6. Первичная инвентаризация в организации проводится единоразово при её регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и радиоактивных отходов (далее - РАО) и если инвентаризация в системе государственного учета и контроля РВ и РАО до этого не проводилась. Она предназначена для определения исходных параметров характеристик РВ. При первичной инвентаризации измеряются и идентифицируются все РВ, находящиеся в организации, включая ЗРИ, радиационные источники, ОРИ. Отчетная информация в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО не предоставляется в её информационный центр при проведении первичной инвентаризации: 1) радионуклидных источников в датчиках пожарной сигнализации; 2) радиофармацевтических препаратов, наборов для иммунологического анализа; 3) радиоизотопных генераторов медицинского назначения, кроме генераторов радона; 4) меченных радионуклидами соединений; 5) радиоизотопных препаратов и растворов на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125; 6) эталонных источников, входящих в состав приборов. Первичной инвентаризации не подлежат РВ, учет которых производится в системе государственного учета и контроля ядерных материалов. Руководителям организаций, проводящих первичную инвентаризацию, рекомендуется назначать лиц, ответственных за ее проведение, формировать инвентаризационные комиссии из специалистов, имеющих необходимую квалификацию. 7. Плановые инвентаризации РВ, включая радионуклиды в ОЯТ, в организации рекомендуется проводить по подразделениям, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в год. 8. Внеочередные инвентаризации рекомендуется проводить: 1) при смене материально ответственного лица; 2) в случае изменения организационно-правовой формы организации; 3) при ликвидации организации (подразделения); 4) при реорганизации организации (подразделения) или полного прекращения работ с РВ; 5) при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в пункты нахождения или хранения РВ); 6) при установлении факта хищения РВ; 7) после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (авария и другие чрезвычайные обстоятельства); 8) в иных случаях по решению руководителя организации, органа управления системой государственного учета и контроля РВ и РАО на федеральном уровне, по требованию органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии. II. Организация проведения инвентаризации9. Для проведения инвентаризации РВ в организации рекомендуется выпустить организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) ее руководителя или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации). В указанном документе рекомендуется определить: 1) подразделение/подразделения организации, в которых будет проводиться инвентаризация; 2) персональный состав инвентаризационных комиссий, лиц, ответственных за проведение инвентаризации; 3) сроки подготовки инвентаризуемых РВ и необходимых для проведения инвентаризации оборудования, материалов, документов; 4) мероприятия по обеспечению выполнения процедур инвентаризации; 5) сроки проведения инвентаризации и предоставления отчетных документов; 6) время, после которого запрещаются любые перемещения РВ на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение РВ: 10. В организации могут быть образованы центральная инвентаризационная комиссия (далее - ЦИК) и рабочие инвентаризационные комиссии (далее - РИК). Как правило, ЦИК распространяет свою деятельность на всю организацию, а РИК - на подразделение организации. По решению руководителя организации могут быть образованы как несколько РИК, так и одна инвентаризационная комиссия, объединяющая функции центральной и рабочей комиссии. Рекомендуется назначать состав ЦИК организации один раз в год; РИК - перед каждой инвентаризацией. Состав комиссии рекомендуется определять так, чтобы обеспечить правильность, полноту, объективность результатов инвентаризации. 11. В состав инвентаризационных комиссий включается не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее состав изменен приказом (распоряжением) руководителя организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 12. В состав ЦИК организации рекомендуется назначать: 1) председателем комиссии - должностное лицо, которое отвечает за организацию учета и контроля РВ в организации; 2) членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля РВ и РАО. В состав ЦИК также могут быть назначены: 1) специалисты по учету РВ и измерениям; 2) представители службы безопасности, отдела технического контроля; 3) другие специалисты. 13. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции: 1) методическое руководство организацией и проведением инвентаризаций в подразделениях организации; 2) контроль выполнения РИК требований нормативной и технической документации по подготовке и проведению инвентаризации; 3) оказание методической помощи РИК при проведении инвентаризации; 4) контроль за правильным оформлением и своевременным предоставлением в ЦИК отчетных документов по инвентаризации; 5) рассмотрение и обобщение представленных материалов по итогам инвентаризации; 6) представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации в установленной форме; 7) контроль выполнения РИК решений и рекомендаций ЦИК. 14. В состав РИК назначаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам учета и контроля РВ в соответствии с программами обучения. При этом председателем комиссии рекомендуется назначать руководителя подразделения организации, в котором проводится инвентаризация, или заместителя руководителя этого подразделения, а членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю РВ. В состав РИК также могут быть назначены: 1) специалисты по компьютерному учету РВ; 2) специалисты по учету РВ и измерениям; 3) представитель службы безопасности; 4) представитель отдела технического контроля; 5) другие специалисты. 15. На РИК рекомендуется возлагать следующие функции: 1) проведение инвентаризации РВ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов по учету и контролю РВ в организации; 2) регистрацию и доведение до ЦИК сведений обо всех недостатках, имевших место в учете и контроле РВ в подразделении организации между инвентаризациями; 3) оформление и предоставление отчетных документов. 16. Проверка фактического наличия РВ в организации проводится при обязательном участии лиц, ответственных за РВ (кладовщиков, ответственных хранителей). 17. Персоналу, осуществляющему подготовку и проведение инвентаризации, а также членам инвентаризационных комиссий рекомендуется пройти подготовку и проверку знаний по выполнению процедур инвентаризации согласно установленному в организации порядку. Процедура инвентаризации 18. В процедуру инвентаризации рекомендуется включать: 1) подготовку к инвентаризации; 2) проведение инвентаризации в подразделении; 3) оформление результатов инвентаризации (заполнение инвентаризационных форм); 4) анализ результатов инвентаризации. 19. При подготовке к проведению инвентаризации в подразделении организации рекомендуется: 1) определить мероприятия для проведения инвентаризации; 2) подготовить учетные и отчетные документы, необходимые для проведения инвентаризации; 3) подготовить документы перевода РВ в РАО, документы на передачу РВ, документы о расходовании РВ; 4) подготовить учетные единицы с РВ к проведению инвентаризации в подразделении в состояние, удобное для проверки их наличия, целостности и идентификационных номеров; 5) составить список наличного количества (далее - СНК) учетных единиц РВ в организации (подразделении организации) на дату инвентаризации, рекомендуемая форма которого приведена в приложении № 1 к настоящему Положению; 6) подготовить оборудование и технические средства измерений к проведению инвентаризации в подразделении. 20. При проведении инвентаризации РВ в подразделении организации рекомендуется выполнять процедуры: 1) сверки идентификаторов пломб и проверки их целостности и работоспособности; 2) проверки наличия, типа и идентификаторов учетных единиц, для неразборных учетных единиц - проверки целостности; 3) сверки атрибутивных признаков (признаков, допускающих их проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля) учетных единиц РВ с данными СНК; 4) проведения подтверждающих измерений характеристик РВ и наличия ионизирующего излучения от учетных единиц; 5) измерения РВ, учетные данные по которым отсутствуют, либо их достоверность не подтверждается состоянием средств контроля доступа (далее - СКД); 6) проверки соответствия РВ паспортным данным; 7) заполнения в СНК графы, отражающей результаты проверки; 8) оформления акта инвентаризации РВ. Подготовка документов для проведения инвентаризации 21. При подготовке документов для проведения инвентаризации РВ членам РИК рекомендуется проверить их состав и содержание. К документам, содержащим необходимую информацию о РВ при проведении инвентаризации, технических средствах и методах измерений РВ, оборудовании, используемом при обращении с РВ, относятся, как правило, следующие: 1) организационно-распорядительные документы (приказ или распоряжение руководителя организации на проведение инвентаризации, планы подготовки и проведения инвентаризации, разработанные инвентаризационной комиссией); 2) документы, определяющие процедуры проведения инвентаризации в подразделении организации (стандарты, инструкции, методики); 3) документы, определяющие порядок выполнения измерений (стандарты, руководства, инструкции, методики, методические рекомендации); 4) учетные документы по РВ; 5) документы перевода РВ в другую категорию; 6) документы на передачу РВ; 7) документы о расходовании РВ; 8) отчетные документы по предыдущей инвентаризации РВ; 9) эксплуатационные документы на технические средства (инструкции, паспорта, формуляры, сертификаты, акты поверки и калибровки). Указанные документы рекомендуется предоставлять членам инвентаризационных комиссий при проведении инвентаризации РВ в подразделении организации. 22. При проведении инвентаризации радионуклидных источников в датчиках пожарной сигнализации, радиофармацевтических препаратах, наборах для иммунологического анализа, радиоизотопных генераторах медицинского назначения (кроме генераторов радона), меченных радионуклидами соединениях, радиоизотопных препаратах и растворах на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, эталонных источниках, входящих в состав приборов, рекомендуется использовать процедуры инвентаризации, установленные в организации для ЗРИ. Подготовка радиоактивных веществ к проведению инвентаризации 23. До начала работы инвентаризационной комиссии РВ в подразделении организации рекомендуется привести в состояние, удобное для проверки наличия учетных единиц, их целостности, считывания их идентификационных номеров, а также проверки наличия и состояния пломб, установленных на упаковках с РВ. 24. Все РВ, которые до начала инвентаризации находятся в емкостях, не имеющих идентификаторов, рекомендуется перевести в учетные единицы (поместить в специальные упаковки с установленными на них пломбами, имеющими индивидуальные идентификаторы) и необходимые данные по ним занести в учетные документы. Для учетных единиц в виде изделий с РВ, не помещенных в упаковку, идентификационным номером является нанесенный на изделие заводской (серийный) номер. 25. Однотипные учетные единицы с РВ, находящиеся в хранилищах или в местах временного хранения в подразделении организации, рекомендуется объединять в группы и размещать на специально выделенных площадках, стеллажах или в шкафах сейфового типа (сейфах). Для облегчения идентификации места нахождения каждой учетной единицы с РВ в подразделении организации на видном месте рекомендуется наносить нумерацию. Размещение каждой учетной единицы в хранилище организации рекомендуется документально регистрировать на картограмме хранилища, в учетных документах и в электронной базе данных системы учета и контроля РВ и РАО организации. 26. В подразделениях организации, имеющих в обращении большое количество различных РВ, для удобства проведения инвентаризации рекомендуется выделять отдельные участки для работы РИК. 27. Для мест временного хранения РВ рекомендуется составлять картограмму с указанием идентификационных номеров учетных единиц и мест их размещения (номер стеллажа, место на стеллаже, номер сейфа). 28. При подготовке РВ к проведению инвентаризации также рекомендуется выполнить следующие мероприятия: 1) на периоды инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии прекратить любые перемещения РВ, включая их отправление и получение; 2) проверить внесение всех необходимых данных в учетные документы. Составление списка наличного количества радиоактивных веществ 29. В качестве исходных документов для проведения дальнейших процедур инвентаризации рекомендуется составлять СНК РВ, подготовленный и подписанный материально ответственным лицом в подразделении организации, который предоставляется РИК подразделения организации или ЦИК организации. В него рекомендуется включать учетные данные о каждой учетной единице в подразделении организации, приведенные в учетных документах подразделения организации (журналах учета РВ, картограммах) на начало инвентаризации. Достоверность СНК РВ на момент инвентаризации рекомендуется подтверждать путем его сверки с данными оперативных и учетных документов, баз данных. 30. Однотипные учетные единицы, включаемые в СНК РВ, рекомендуется документально объединять в группы РВ в открытом и закрытом виде. 31. К началу инвентаризации СНК РВ в подразделении организации рекомендуется предоставлять инвентаризационной комиссии в форме, удобной для сличения фактических и учетных данных. При этом в СНК РВ по подразделению организации рекомендуется включать все РВ, состоящие в нем на учете. 32. Наряду с СНК РВ, к началу инвентаризации рекомендуется представлять инвентаризационной комиссии приходно-расходные журналы учета РВ в открытом и закрытом виде, приборов, аппаратов и установок, укомплектованных радионуклидными источниками, в которых отражены имевшие место передачи РВ в другие организации или подразделения организации с момента предыдущей инвентаризации. Инвентаризация выполняется для всех РВ, находящихся в подразделении организации, независимо от их принадлежности (полученные во временное пользование или на ответственное хранение). Сведения о РВ, приборах, аппаратах и установках, укомплектованных радионуклидными источниками, переданных в другие организации или подразделения организации и снятых с учета в данном подразделении, не рекомендуется включать в СНК РВ данного подразделения. Подготовка документов, оборудования и измерительных средств к инвентаризации радиоактивных веществ 33. В процессе подготовки и проведения инвентаризации выполняется проверка документов, подтверждающих качество выполненных измерений, проверка протоколов измерений для оценки соблюдения требований по контролю качества измерений. 34. Для измерений при проведении инвентаризации используется совокупность средств и методов, назначенных в программе измерений в отношении каждого РВ. 35. При необходимости рекомендуется выполнить контрольные измерения характеристик РВ, дополнительную поверку средств системы измерений. 36. При подготовке оборудования к проведению инвентаризации РВ рекомендуется: 1) проверить наличие, состояние и соответствие оборудования требованиям эксплуатационных документов; 2) проверить наличие и дату последней проверки оборудования. 37. При подготовке средств измерения к проведению инвентаризаций рекомендуется технические средства измерения РВ проверить на соответствие предъявляемым требованиям. III. Проведение инвентаризации.
|
|
к Положению о порядке проведения инвентаризации радиоактивных веществ в организации, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2011 г. № 764 |
(рекомендуемая форма)
|
к Положению о порядке проведения |
|
УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ должность ___________________________________ Ф.И.О. ___________________________________ подпись руководителя организации «____» _______________20__ г. |
Рекомендуемое содержание акта инвентаризации радиоактивных веществ в подразделении организации Настоящий акт составлен в том, что инвентаризационной комиссией в составе: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ проведена инвентаризация РВ в подразделении № .... 1. Основные результаты инвентаризации РВ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Результаты проверки ведения учетной и составления отчетной документации на РВ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Результаты проверки состояния СКД ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. Результаты проверки наличия и условий хранения РВ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Председатель комиссии ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О., подпись) Члены комиссии ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О., подписи)
|