| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (ГОСГРАЖДАНСТРОЙ) ИНСТРУКЦИЯ СН 540-81
Заменен: ВСН 49-86/Госгражданстрой «Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования», утв. приказом № 328 от 09.10.86 - БСТ 7-87 с. 15 Содержатся основные требования к проектированию генеральных планов, объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также инженерному оборудованию зданий яслей-садов, предназначенных для воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Для архитекторов-проектировщиков, работников просвещения и здравоохранения. Табл. 10 Разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Редакторы - канд. техн. наук И.М. Архаров, арх. В.И. Подольский (Госгражданстрой), кандидаты арх. Н.Б. Блохина, Н.Н. Щетинина, арх. М.Н. Тюричева (ЦНИИЭП учебных зданий).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Требования настоящей Инструкции распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Примечание. При проектировании зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны соблюдаться нормы главы СНиП по проектированию общественных зданий и сооружений и нормы главы СНиП по проектированию детских дошкольных учреждений. 1.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на: а) дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха, предназначенные для воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей; б) дошкольные учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей с нарушением зрения: слабовидящих (с остротой центрального зрения от 0 до 0,4); с косоглазием и амблиопией; в) дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, предназначенные для воспитания и обучения детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут ходить самостоятельно, обслужить себя, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы; г) дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта, предназначенные для воспитания умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности. 1.3. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать с учетом возрастных групп и мест в них согласно прил. 1. 1.4. При организации сети дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует, как правило, размещать их в городах с учетом обслуживания населения тяготеющих поселков и сельских населенных пунктов. 2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ2.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует размещать в селитебной, зеленой или пригородной зонах на земельных участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. 2.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха следует размещать на земельных участках, изолированных от магистральных улиц, так чтобы уровень шума вблизи здания не превышал 60 дБ (А). 2.3. Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место в. дошкольных учреждениях для детей: а) с нарушением слуха - 50 м2; б) с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и с нарушением интеллекта - 60 м2; в) с нарушением опорно-двигательного аппарата - 65 м2. 2.4. На земельном участке следует предусматривать теневые навесы, детские (групповые и общие) и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно прил. 2 к настоящей Инструкции. 2.5. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует размещать с учетом ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно табл. 1 настоящей Инструкции и главе СНиП по проектированию детских дошкольных учреждений. 2.6. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей в дошкольных учреждениях, проектируемых для всех климатических районов, кроме IA, IБ и IГ климатических подрайонов. В IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а во II климатическом районе, IB, IД и IIIА климатических подрайонах - с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек, санок и инвентаря, площадью 6 м2. 2.7. Ограждение участка дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать высотой 2 м. На участках дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта необходимо предусматривать ограду с запирающимися калитками и воротами. 2.8. На участках дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать освещение при средней горизонтальной освещенности групповых площадок - 10 лк, проездов и проходов - 6 лк. 3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ3.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать высотой не более двух этажей, а учреждения для детей с нарушением зрения - одноэтажными. 3.2. Состав и площади помещений дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта следует принимать согласно прил. 3 - 7 настоящей Инструкции. 3.3. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях дошкольных учреждений следует принимать согласно табл. 1. 3.4. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых и классах учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен быть не менее 2 % на уровне пола на глубине 2/3 от наружной стены с окнами; угол рассматривания - не менее 45° (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на первом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз этого ребенка). Таблица 1
Примечания: 1. Ориентацию окон помещений, не указанных в настоящей таблице, следует принимать согласно главе СНиП по проектированию детских учреждений. 2. В помещениях с длительным пребыванием детей для создания ровного освещения и устранения отблесков необходимо располагать, светопроемы (основные и используемые для подсвета) равномерно, а также предусматривать солнцезащитные устройства. ______________ 1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева. 3.5. Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития помещения каждой групповой ячейки следует проектировать изолированными от помещений других групповых ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь групповых ячеек между собой, а также с медицинскими помещениями, с общими помещениями для детей и со служебно-бытовыми помещениями. Медицинские помещения следует группировать и располагать изолированно от кухни и постирочной. 3.6. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития, проектируемых для строительства в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, следует предусматривать остекленные, неотапливаемые прогулочные веранды с одинарным остеклением, объединенные на несколько групп. Прогулочные веранды, как правило, должны проектироваться в непосредственной связи с групповыми помещениями. Допускается проектировать прогулочные веранды в виде пристроек или отдельно стоящими, связанными с основным зданием переходом. Примечания: 1. В наружных ограждениях прогулочных веранд следует предусматривать открывающиеся элементы не менее 25 % площади остекления для эффективного проветривания в период отсутствия детей. 2. При входах на прогулочные веранды следует предусматривать тамбуры, препятствующие прямому проникновению теплого воздуха в помещения веранд. 3.7. Приемную для родителей (вестибюль) следует размещать на первом этаже вблизи кабинета заведующей и медицинских помещений. 3.8. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать отдельный вход в групповые ячейки яслей и общий вход не более чем на две групповые ячейки сада. В двухэтажных зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата допускается устройство общего входа не более чем на три групповые ячейки сада, а в других учреждениях - не более чем на четыре. В зданиях, проектируемых для IA, IБ и IГ климатических подрайонов, допускается устройство общего входа э две групповые ячейки ясельного возраста при расположении их на втором этаже. 3.9. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха (слабослышащих) следует предусматривать: а) класс для занятий с основным естественным освещением слева и дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола); б) соединение класса для занятий с групповой двустворчатой дверью; в) изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети; г) смежное расположение спальных при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек; д) смежное расположение туалетной, групповой и спальни в групповой ячейке; е) изолированное помещение в кабинете радиотехника (для аудиологических исследований детей) с ограждением, обеспечивающим уровень проникающих шумов и вибрации не более 40 дБ (А); ж) изолированное расположение и вдали от классов для занятий и залов для музыкальных и гимнастических занятий помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование. 3.10. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) должны соблюдаться следующие требования при архитектурно-планировочном решении: а) плеопто-ортоптическую комнату и кабинет врача-окулиста следует предусматривать длиной не менее 6 м; в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение площадью 6 м2 (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет; б) класс не следует располагать в непосредственной близости с залом для музыкальных и гимнастических занятий; в) ограждающие поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка - 70 %, стен - 50 - 60 %, пола - 25 - 30 %, столов - 45 %; г) плеопто-ортоптическую комнату не следует располагать смежно с помещениями кухни и постирочной, имеющими электрооборудование. Примечание. В групповых ячейках в стенах между групповой и спальней, между групповой и туалетной допускается проектирование остекленной двери и остекленного оконного проема. 3.11. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) кроме требований п. 3.10 должны соблюдаться также следующие требования при архитектурно-планировочном решении: а) двери из помещений проектировать таким образом, чтобы створки их при открывании не представляли препятствий для детей; б) избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы скруглять (радиус 0,05 м); в) окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен. 3.12. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует: а) в лестничных клетках поручни для детей предусматривать с обеих сторон лестницы; б) все кабинеты для водных процедур размещать на первом этаже; в) кабинеты ЛФК и массажный располагать рядом с кабинетами электролечения и ванн. 3.13. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) должны соблюдаться следующие требования при архитектурно-планировочном решении: а) логопедическая комната должна быть связана, как правило, с групповой или раздевальной; б) туалетные в групповых ячейках должны быть связаны с групповой и спальней; в) в дверных проемах из групповых в спальне следует предусматривать уплотнители притворов; г) в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закругленными (радиус 0,05 м); д) в залах для музыкальных и гимнастических занятий и в комнате для корригирующей гимнастики покрытия полов следует делать дощатыми или из линолеума двух или трех цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат - в зависимости от площади помещений) для облегчения построения детей; е) высоту ограждения лестниц следует предусматривать до 1,8 м или устраивать сплошное ограждение сеткой; ж) при ванной комнате должно быть расположено помещение (площадью 6 м2) для отдыха детей после мытья и водных процедур. 3.14. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, не имеющих кабинета врача-окулиста, следует проектировать медицинскую комнату длиной не менее 6 м. 3.15. В групповых, игральных-столовых и классах подоконники следует предусматривать, как правило, на высоте 0,6 м от уровня пола. При угловом или двухстороннем расположении окон устройство указанной высоты подоконников допускается только с одной стороны. 3.16. Санитарно-техническое оборудование в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать согласно табл. 2. 3.17. Кухни дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать только с электрическим оборудованием. Таблица 2
Примечания: 1. Кабинеты: физиотерапевтический, окулиста-педиатра, врачей-консультантов, процедурный, логопедический, старшей сестры, помещения для электросвечения, теплолечения, комната для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой имеют один взрослый умывальник со смесителем. 2. Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, следует предусматривать согласно главе СНиП по проектированию детских дошкольных учреждений. 3.18. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В IA, IБ и IГ климатических подрайонах допускается предусматривать лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией). 4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ4.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами водопровода, горячего водоснабжения, канализации и внутренними водостоками. Проектирование этих систем следует выполнять согласно соответствующим главам СНиП. 5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ5.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами центрального отопления и вентиляции. Проектирование этих систем следует выполнять согласно соответствующим главам СНиП. 5.2. Теплоснабжение зданий следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или местных котельных. 5.3. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать подогрев поверхности пола в зимний период в игральных-столовых, групповых, приемных, раздевальных и спальнях, расположенных на первом этаже, до температуры 22 °С. 5.4. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует принимать в соответствии с табл. 3. Таблица 3
Примечание. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях, не указанных в настоящей таблице, следует принимать согласно главе СНиП по проектированию детских дошкольных учреждений. 6. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА6.1. Электроснабжение, электрооборудование и электрическое освещение зданий детских дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, Инструкции по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства и Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР, а также требований настоящего раздела. 6.2. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха необходимо предусматривать: а) установку штепсельных розеток для использования технических средств обучения в групповой, классе для занятий, в зале для музыкальных и гимнастических занятий на высоте 1,8 м от пола; б) общее освещение светильниками с лампами накаливания в помещениях с пребыванием детей; в) в классе для занятий кроме общего освещения дополнительно - верхний подсвет для настенной классной доски и местное освещение на столах для индивидуальных занятий сурдопедагога; г) освещенность при лампах накаливания для системы общего освещения помещений групповой, класса для занятий, зала для музыкальных и гимнастических занятий - 300 лк в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в раздевальной - 200 лк на полу; освещенность в вертикальной плоскости на настенной классной доске - 300 лк; д) в зале для музыкальных и гимнастических занятий магнитоиндукционную петлю, выполняемую следующим образом: изолированный медный провод (ППВ) прокладывается скрыто по периметру помещения на высоте 1 м от пола (окна обходить под подоконником, а двери - по верху), так чтобы образовалось шесть витков; начало, конец и отводы от каждого витка выводятся на клеммник, устанавливаемый около усилителя низкой частоты; е) в классе для занятий - каналы для подводки слаботочных линий от пульта управления у стола педагога к оборудованным сурдотехнической аппаратурой столам для детей. 6.3. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения следует предусматривать: а) в классе для занятий, групповых и в кабинете врача-окулиста - освещение светильниками с люминесцентными лампами белого света типа ЛБ для обеспечения освещенности не менее 500 лк в системе общего освещения в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в классе для занятий - подсвет настенной классной доски для обеспечения освещенности в вертикальной плоскости - 500 лк; б) в плеопто-ортоптических комнатах и в кабинетах врача-окулиста - 4 двойных штепсельных розетки на высоте 1,0 м от пола в соответствии с размещением оборудования. 6.4. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать: а) в помещениях групповых ячеек и изоляторе, в залах для музыкальных занятий и корригирующей гимнастики - светильники с лампами накаливания; б) в групповых кроме общего освещения - верхний подсвет демонстрационной и настенной классных досок; в) звуковую и световую палатную сигнализацию из групповых и спален в медицинскую комнату (дежурной медицинской сестре). 6.5. В помещениях с сурдотехническими средствами, в физиотерапевтическом кабинете следует предусматривать защитное заземление в соответствии с Инструкцией по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры Министерства здравоохранения СССР. 6.6. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития необходимо предусматривать аварийное освещение 5 лк на полу основных проходов (коридоры и лестничные клетки) и ступенях лестниц. 6.7. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития в помещениях групповых, игральных-столовых, спален, палат изолятора, залов для музыкальных и гимнастических занятий следует предусматривать: а) источники ультрафиолетового излучения эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/м2 площади помещений и устанавливать их на высоте 2,7 - 2,9 м от пола; б) источники бактерицидного облучения типа ДБ 15 из расчета 1 Вт/м3 комнаты и устанавливать их на высоте 2,7 - 2,8 м от пола. 6.8. В спальнях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать в рабочей зоне персонала местное освещение. 6.9. В логопедических комнатах дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне (на высоте 1,2 м), позволяющем менять угол наклона и высоту. 6.10. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать устройство автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях кроме туалетных, душевых, стиральных-разборочных, кладовых овощей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
______________ 1 В скобках даны названия групп по программе воспитания, утвержденной Министерством просвещения РСФСР. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примечания: 1. Устройство открытых плескательных бассейнов площадью 21 м2 допускается на участках дошкольных учреждений в III и IV климатических районах. 2. Открытые бассейны следует размещать вблизи общей физкультурной площадки. Плескательный бассейн следует проектировать глубиной 0,25 м. При бассейне следует предусматривать ванну для мытья ног и душ. 3. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует предусматривать вместо плескательного - плавательный бассейн с переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м и площадью 21 м2. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примечания: 1. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, проектируемых для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах, площадь класса для занятий следует увеличить до 27 м2. 2. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта допускается увеличивать площадь логопедической комнаты с 12 до 20 м2 (за счет площади групповой). 3. При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей Инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для вещей детей площадью 12 м2 на здание. 4. В дошкольных учреждениях с косоглазием и амблиопией плеопто-ортоптическая комната предусматривается одна на каждые 2 группы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
______________ 1 При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей Инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для личных вещей детей площадью 12 м2 на здание. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примечания: 1. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха и интеллекта допускается устройство второго зала площадью 4,16 м2 на ребенка. 2. В дошкольных учреждениях с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта допускается устройство кладовых для хранения физкультурного оборудования площадью 0,5 м2 на ребенка. 3. Площадь на одно место над чертой соответствует дошкольному учреждению для детей с нарушением зрения (слабовидящих), под чертой-с косоглазием и амблиопией. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примечание: В дошкольных учреждениях с нарушением слуха, зрения и интеллекта следует предусматривать две палаты в изоляторе, а с нарушением опорно-двигательного аппарата - три палаты. ПРИЛОЖЕНИЕ 7Примечания: 1. Площадь на одно место над чертой соответствует дошкольному учреждению для детей с нарушением зрения (слабовидящих), под чертой-с косоглазием и амблиопией. 2. В зданиях, проектируемых для строительства в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, площади кладовых сухих продуктов и овощей допускается увеличивать на 50 %. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |