| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЬЕКТАХ, ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ
Москва-2003 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Методика разработана в целях реализации федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098, Концепции создания структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, утвержденной МЧС России в марте 2003 года. Методика разработана Федеральным центром науки и высоких технологий "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (ФЦ ВНИИ ГОЧС) МЧС России с участием специалистов ООО «Экономические программы» (ООО «ЭкоПрог»), Методика может использоваться федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органов управления ГОЧС), взаимодействующими с ними службами, а также научно-исследовательскими, проектными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж, эксплуатацию и капитальный ремонт зданий и сооружений. Методика определяет: · последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений; · правила сопряжения СМИС с едиными дежурно- диспетчерскими службами (ЕДДС); · способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов. В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС. Актуальность методики обусловлена необходимостью создания автоматизированных взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС, позволяющих предупредить или значительно уменьшить последствия возникновения пожаров, несанкционированного проникновения в служебные помещения, аварий на системах жизнеобеспечения, аварий связанных с выбросом химически-опасных веществ, проноса и использования различных взрывчатых, биологически или радиационно-опасных веществ, террористических актов. Случаи взрывов домов из-за утечки газа или при использовании различных взрывчатых веществ, нарушения условий жизнедеятельности населения из-за аварийных нарушений теплоснабжения (отопления в зимний период) или отключения электроэнергии, внезапных обрушений конструктивных элементов зданий подтверждают актуальность данной методики. Разработчики методики: д.т.н., профессор Шахраманьян М.А, д.т.н., Качанов С.А., к.т.н. Запорожец А.И., к.т.н. Попов А.П., Гутарев С.В., Гинзбург В.В., Бурмистров В.А., Волков О.С., д.т.н., профессор Топольский Н.Г., Шахраманьян A.M. Апробация основных положений методики была проведена на различных объектах федерального, регионального и субъектового уровня Российской Федерации. Методика была разработана ФЦ ВНИИ ГОЧС в рамках утвержденной МЧС России в марте 2003 года Концепции создания структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Методика прошла экспертизу Межведомственного координационного научного совета по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, протокол от 18 сентября 2003 г. № 3(18). Методика аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19 декабря 2003 г. № 9. Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам. Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Аварийно-спасательные работы в чрезвычайных ситуациях - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (по ГОСТ Р 22.0.02). Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (по ФЗ о техническом регулировании). Безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (по ФЗ о техническом регулировании). Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - осуществляемое на основании действующего законодательства рассмотрение проектной документации с целью выявления степени соответствия проектных решений требованиям обеспечения защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий воздействия современных средств поражения, диверсий и террористических актов. Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (по № 73-ФЗ). Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (по № 73-ФЗ). Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (по ФЗ о техническом регулировании). Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (по ФЗ о техническом регулировании). Дестабилизирующий фактор - отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений. Единая дежурно-диспетчерская служба города (ЕДДС) - орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (по ГОСТ Р 22.3.05). Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02). Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия (по ФЗ о техническом регулировании). Здание - строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.). Зона вероятной чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой существует или не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02). Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах. Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, террористический акт, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. Инженерный риск обрушения здания (сооружения) - это величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год. Инженерная безопасность здания (сооружения) - это величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению опасному для жизни людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил (по ГОСТ Р 22.0.02). Неотложные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно- спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно- эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (по ФЗ о техническом регулировании). Особо опасное производство - участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют потенциально опасные вещества. Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (по ФЗ о техническом регулировании). Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02). Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (по № 116-ФЗ). Промышленный объект, подлежащий декларированию безопасности - субъект предпринимательской деятельности (организация), имеющий в своем составе одно или несколько особо опасных производств, расположенных на единой площадке. Риск возникновения чрезвычайной ситуации - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02). Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (по ФЗ о техническом регулировании). Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Система безопасности - программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач пожарной безопасности, охранной безопасности и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях. Система жизнеобеспечения - программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения функционирования оборудования (теплоснабжение, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение и т.п.) потенциально опасных объектов, зданий и сооружений. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи на ЕДДС для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени. Сооружения - мосты, туннели, путепроводы и т.п. Сооружение двойного назначения (СДН) - инженерное сооружение производственного, общественного, коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения. Степень повреждения здания (сооружения) - это величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения (по ГОСТ Р 22.0.02). 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ, ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ 2.1.1 Безопасность зданий и сооружений промышленного, социально-бытового, жилого и иного назначения должна обеспечиваться путем их оборудования системами безопасности, жизнеобеспечения и СМИС и их информационного сопряжения с автоматизированными системами ЕДДС. 2.1.2 СМИС создаются в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества в контролируемых зданиях и сооружениях и выступают как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов. 2.1.3 СМИС строятся на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно в зданиях и сооружениях и передачу информации об их состоянии по каналам связи на ЕДДС для последующей обработки с целью оценки, прогноза и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени. 2.1.4 Объектами контроля и в ряде случаев управления являются: инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений; подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: · теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование ; · водоснабжение и канализация; · электроснабжение; · газоснабжение; · инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; · лифтовое оборудование; · система голосового оповещения; · система охранной безопасности; · система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.). 2.1.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов: · нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов; · нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления; · нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях; · нарушения в подаче газа, вызванные авариями на трубопроводах; · отказы в работе лифтового оборудования; · загазованность контролируемых помещений; · ситуации, связанные с возникновением пожароопасных ситуаций; · несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения; · отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; · нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. 2.1.6 СМИС должны обеспечивать: · предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций; · непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений; · решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных; · получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских; · автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.); · повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС; · оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях; · документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации; · организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания. 2.1.7 В состав СМИС должны входить следующие компоненты: · комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры); · многофункциональная кабельная система; · сеть передачи информации; · система сбора и обработки информации; · административная система. В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д. В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.). В многофункциональную кабельную систему включаются: · кабеленесущие конструкции; · электрические и слаботочные кабели; · коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы). В систему сбора и обработки информации входят: · серверы ввода-вывода; · локальная и (или) глобальная вычислительные сети; · рабочие станции диспетчеров; · программный комплекс. В административную систему входят: · организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения); · эксплуатационно-техническая и распорядительная документация; · документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС. 2.1.8 ЕДДС в части решения задач безопасности зданий и сооружений должны решать следующие основные задачи: · получение от СМИС информации о чрезвычайной ситуации или текущей информации; · анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерских служб (далее ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение; · обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС; · оперативное управление аварийно-спасательными и пожарными силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий); · обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС; · постоянное информирование дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах; · представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов); · доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия; · обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности. Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные положения". 2.1.9 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы МЧС России. 2.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводится следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий: · определение и согласование между администрацией города, органом управления ГОЧС и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС в жилых зданиях и сооружениях, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС; · уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС в зданиях и сооружениях; · разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС в зданиях и сооружениях во всех режимах ее функционирования; · разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для дальнейшего совершенствования ЕДДС в части их информационного сопряжения с СМИС; · получение необходимых разрешений и разработка технического проекта сети связи зданий и сооружений с центральным диспетчерским пунктом ДЕЗ и ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования по техническим условиям оператора связи; · совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС в зданиях и сооружениях; · сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС с СМИС. 2.2.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются: - организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города; - технический этап, на протяжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города. Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города на организационном этапе разрабатываются и утверждаются следующие документы: - положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города; - инструкции об обмене информацией между центральными диспетчерскими пунктами ДЕЗ зданий и сооружений, ЕДДС и городскими ДДС; - дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и другие. На техническом этапе создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города разрабатываются техническое задание и технический проект на создание автоматизированной системы. На основании этих документов создаются и вводятся в эксплуатацию СМИС. 2.2.3 Для придания необходимого юридического статуса СМИС установленным порядком вводятся в действие: типовое положение о СМИС и типовое положение о ЕДДС города в части контроля зданий и сооружений. 2.2.3.1 В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатываются на основе типовых положений и утверждаются в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля зданий и сооружений", инструкции об обмене информацией между центральными диспетчерскими пунктами ДЕЗ зданий и сооружений, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы. 2.2.3.2 С целью унификации и стандартизации проектирования и дальнейшего развития СМИС в качестве головной организации по данному вопросу целесообразно определить Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций». Для разработки необходимого методического, специального программного, информационного и технического обеспечения головной организацией привлекаются специализированные научно- исследовательские учреждения и организации заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. 2.2.3.3 Головная организация по созданию СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные города Российской Федерации типовые технические задания и проекты, создает их опытные участки, а также обеспечивает научно- техническое сопровождение и сертификацию создаваемых автоматизированных систем. 2.2.3.4 Типовая проектная документация на СМИС и их информационное сопряжение с ЕДДС города разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в "Градостроительном кодексе Российской Федерации" (сверхкрупные города, с численностью населения свыше 3 млн. чел.; крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн. чел.; крупные с численностью населения от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел.; большие, с численностью населения 100 - 250 тыс. чел.; средние, с численностью населения 50 - 100 тыс. чел.; малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс. чел.). СМИС и их информационное сопряжение с ЕДДС города в городах Москва и Санкт-Петербург разрабатываются по отдельным техническим заданиям и проектам. Работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны осуществляться только теми организациями, у которых имеется необходимое количество специалистов (не менее 5) прошедших обучение в специально создаваемом на базе ФЦ ВНИИ ГОЧС учебном центре и получившими соответствующие лицензии. ФЦ ВНИИ ГОЧС может предоставлять право на проведение учебных работ в области СМИС организациям и научным учреждениям, специализирующимся в области создания систем безопасности в чрезвычайных ситуациях, после проведения обучения и аттестации специалистов (преподавателей) из этих учреждений. В этом случае этим организациям выдаются соответствующие лицензии ФЦ ВНИИ ГОЧС на право проведения работ по обучению создания СМИС сроком на 1 год. По истечении указанного срока лицензии она может быть продлена ФЦ ВНИИ ГОЧС сроком на 1, 2 или 3 года. Учебные центры по созданию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны решать следующие задачи: подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов осуществляющих оценку, экспертизу и приемку СМИС; аттестацию юридических и физических лиц на предмет разрешения проведения работ по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС; управление патентной деятельностью в области СМИС; консалтинг, лицензирование, подготовку и реализацию инновационных решений, научное, программно-техническое и учебно- методическое сопровождение реализации проектов связанных с созданием, внедрением, эксплуатацией и модернизацией СМИС на различных объектах. Программы обучения специалистов в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений составляются учебным центром ФЦ ВНИИ ГО ЧС и утверждаются руководством МЧС России. ФЦ ВНИИ ГО ЧС или организации, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, выдают юридическим и физическим лицам лицензии на проектирование, монтаж, эксплуатацию и модернизацию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений и ведут их реестровый учет. Лицензии на право проведения работ по проектированию, монтажу, эксплуатации и модернизации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений выдаются сроком на 1 год. По истечении указанного срока лицензии она может быть продлена ФЦ ВНИИ ГОЧС или организациями, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, сроком на 1, 2 или 3 года. ФЦ ВНИИ ГОЧС ведет общий реестр выданных учебным центрам и юридическим лицам лицензий и организует их опубликование в специализированных изданиях. Организации, которым ФЦ ВНИИ ГОЧС предоставлено право на проведение обучения в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений, должны ежеквартально предоставлять ФЦ ВНИИ ГОЧС перечень юридических лиц, которым ими выданы лицензии на проведение указанных выше работ. В субъектах Российской Федерации управления (главные управления) ГОЧС осуществляют следующие функции: территориальный реестровый учет организаций, получивших лицензии на проведение работ по созданию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений; надзор за выполнением правовых и нормативных документов в части проектирования и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений; организацию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников управления ГОЧС, осуществляющих надзор за проектированием, созданием и эксплуатацией взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений; выдачу и согласование в установленном порядке исходно- разрешительной проектно-эксплуатационной документации на взаимосвязанные системы безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений; выполнение задач, возложенных на ЕДДС города в части взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений. Обоснованное решение должно приниматься при рассмотрении проекта и законченного изделия. Должен выполняться авторский надзор на всех стадиях проектирования, монтажа и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС. Подлежат оценке и проверке следующие положения: Соответствие основным требованиям к построению взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений. Соответствие перечню обязательных функций взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности зданий и сооружений по типу и назначению объекта отрасли. Соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района. Наличие подготовленных кадров в части проектирования и создания систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС. 3.1.1 Комиссии должны быть предоставлены следующие сведения об объекте, оборудованном взаимосвязанными системами безопасности, жизнеобеспечения и СМИС: - полное название объекта; - место расположения объекта с указанием района (районов), населенного пункта (пунктов), рядом расположенных объектов, транспортных коммуникаций, жилой застройки и расстояний до них, описание природно-климатических условий в районе (районах) объекта с точки зрения наличия опасных природных процессов, требующих осуществления мероприятий по инженерной защите территории, зданий и сооружений; - основные проектные характеристики: назначение, выпускаемая продукция, производительность или мощность, энергопотребление, собственные энергозапасы, имеющиеся потенциально опасные и вредные технологические установки, процессы, материалы и выделения; - основание и намечаемые сроки строительства или реконструкции (с указанием очередности); - численность проживающих в здании или работников на предприятии, в том числе в максимальную смену, а также продолжающих работать в военное время, т.е. наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объекта; - возможность возникновения на объекте аварийных ситуаций, исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов); - категорию по ГО, к которой отнесен проектируемый объект (организация) - особой важности, первая, вторая, некатегорированный; - группу по ГО территории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой располагается объект строительства (для объектов на территориях, отнесенных к категориям по ГО); - категории и группы по ГО расположенных вблизи объекта строительства организаций и территорий (если такие имеются); - требования к защитным сооружениям ГО, возможные источники ЧС техногенного характера на проектируемом объекте; - возможные источники ЧС природного и техногенного характера в районе строительства объекта; - сведения о системах оповещения, в том числе о локальных системах оповещения; - о мерах предотвращения постороннего вмешательства в деятельность потенциально опасного объекта; - сведения о разработках декларации промышленной безопасности или декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения; - описание технологических процессов; - дополнительные особые сведения, которые должны быть учтены при функционировании СМИС объекта; - наименование проектной и эксплуатирующей СМИС объекта организаций; - наименование контролирующих органов и материалы проверок и предписаний. По результатам обследования составляется примерная (типовая) таблица 1 Таблица 1
3.2.1 Цель проведения комплексных испытаний Целью проведения комплексных испытаний является проверка обеспечения надежного взаимодействия взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС конкретного объекта и ЕДДС города. 3.2.2 Основания для проведения комплексных испытаний Основанием для проведения комплексных испытаний СМИС объекта являются: · предписание территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о проведении комплексных испытаний взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта; · приемка законченного строительством здания или сооружения в эксплуатацию (решение Рабочей комиссии); · завершение индивидуальных испытаний взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта. Проверке должны подвергаться следующие компоненты: · комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры); · многофункциональная кабельная система; · сеть передачи информации; · система сбора и обработки информации; · административная система; · ЕДДС города в части взаимодействия с СМИС объекта. 3.2.4 Порядок проведения комплексных испытаний Для проведения комплексных испытаний взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта председателем Рабочей комиссии (представитель территориального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) по приемке законченного строительством объекта создается рабочая группа в составе представителей следующих организаций: · Заказчик; · Служба эксплуатации здания; · Генеральная проектная организация; · Специализированная проектная организация, выполнявшая проект взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта; · Генеральная подрядная организация; · Специализированная подрядная организация, выполнявшая монтажные и пуско-наладочные работы взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта; · Подрядная организация, выполнявшая работы по организации канала связи между СМИС объекта и ЕДДС города; · Территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Рабочая группа производит следующие проверки и испытания: · проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС; · проверку качества n полноты эксплуатационной документации; · автономное испытание взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта; · автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города; · комплексное испытание взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта в составе ЕДДС города. Испытания должны проводиться по утвержденным установленным порядкам методикам. 3.2.5. Результаты комплексных испытаний Результаты проведения комплексных испытаний взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием следующих данных: · назначение каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания; · перечень лиц, проводивших испытания с указанием зоны ответственности каждого лица; · состав технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания; · перечень методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов; · перечень протоколов автономных испытаний элементов системы; · перечень носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний; · обобщенные результаты испытаний; · выводы о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания. По результатам проведения комплексных испытаний рабочая группа принимает решение о возможности приемки взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение рабочей группы оформляется актом приемки взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены рабочей группы, и утверждает председатель Рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. По результатам комплексной диагностики взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта в составе ЕДДС города оформляется «Протокол инженерного соответствия взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС объекта», который подписывается всеми членами Рабочей комиссии, проводившими диагностику взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС и утверждается начальником территориального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 07.05.1998 г. «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.1994 г. «О безопасности» от 5.03.1992 г. с изменениями от 24.12.1993 г. «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 23.07.1997 г. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА (СОВЕТА МИНИСТРОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 г. № 1113. «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 г. № 1309. «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19.09.1998 г. № 1115. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 10.03.1993 г. № 178. «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24.03.1997 г. № 334. «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03.08.1996 г. № 924/ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.2000 г. № 1008. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. № 1094. «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10.11.96 г. № 1340. «О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов» от 02.02.1998 г. № 142. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.1999 г. № 526. «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 06.11.1998 г. № 1303. РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг». Минстрой России, 1996г. «Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений». Минстрой России, 1997 г. «Положение о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу (Госстрой России)». № МЧС России 1-4-29/1 от 22.6.01, № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.6.01. «Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России». Приказ МЧС России от 31.07.01 № 340. «Положение о государственной экспертизе проектов МЧС России». Приказ МЧС России от 10.07.01 № 309. «Положение о системах оповещения гражданской обороны» Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07.12.1998 г. № 701/212/803. «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 07.09.1999 г. № 66. Изменение № 1 к «Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 27.10.2000 г. № 62. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обследований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений». ГОСТ Р 22.0.01-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения». ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий». ГОСТ Р 22.1.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения». ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения». ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения». ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». ГОСТ Р 23.0.01. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения». ГОСТ Р 22.0.02. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 г. постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. № 148-ст). ГОСТ Р 22.0.05. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения». ГОСТ Р 22.0.06. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы». ГОСТ Р 22.0.07. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций». ГОСТ Р 22.3.03. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения». ГОСТ 12.1.010-76 «Взрывобезопасность. Общие требования». ГОСТ 12.1.033 «ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения». СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». «Рекомендации по проектированию запасных пунктов управления». СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны». СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий». СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования». НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности". НПБ 107-97 «Определение категорий наружных установок по пожарной опасности». НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». НПБ 102-95 «Автозаправочные станции контейнерного (блочного) исполнения. Противопожарные требования». РД 03-260-99 «Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов». МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте». Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М: ВНИИ ГОЧС, 1993. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2) - М: МЧС России, 1984. РД 08-120-96 «Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов». РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов». СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны». СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |