| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ В настоящих Рекомендациях рассматриваются вопросы формирования курортных зон и бальнеологических комплексов в условиях развития и реконструкции сложившихся бальнеологических курортов. Они разработаны на основе изучения и обобщения опыта проектирования и строительства санаторно-курортных учреждений на сложивщихся курортах, анализа методов проведения реконструкции курортов и отдельных санаторно-курортных учреждений в Советском Союзе и за рубежом. В Рекомендациях дается методика проектирования курортных зон и комплексов санаторно-курортных учреждений на стадии разработки проектов детальной планировки и технико-экономических обоснований. Рекомендации предназначены для научных работников и проектировщиков, занимающихся реконструкцией существующих курортов. ПРЕДИСЛОВИЕ В Советском Союзе постоянно растет забота о благосостоянии, здоровье и отдыхе трудящихся. Охрана здоровья трудящихся и связанный с этим рост санаторно-курортного строительства, а также постоянное совершенствование методов санаторной помощи дают большой социально-экономический эффект, так как лечение и профилактика заболеваний приводят к повышению общей трудоспособности населения страны. Огромные масштабы развития курортно-оздоровительной сети являются особенностью системы здравоохранения нашей страны. В существующей системе курортов одно из ведущих мест занимает группа бальнеологических курортов, на долю которых приходится 40 % общего их числа. Кроме того, в последние годы в СССР, как и во всем мире, наметилась тенденция дальнейшего развития бальнеолечения, в том числе и на курортах, ранее принадлежавших к разряду климатических (Анапа, Большой Сочи, Сухуми и т.д.). Поэтому все большее значение приобретают специфические вопросы, связанные с организацией и формированием планировочной структуры бальнеологических курортов. Лечебные ресурсы основных бальнеологических курортов страны (Пятигорск, Трускавец, Кисловодск, Ессентуки и т.д.) используются в настоящее время только на 20 - 50 %, что позволяет в ближайший период вести санаторно-курортное строительство в первую очередь на этих курортах. Дальнейшее развитие сложившихся курортов тесно связано с задачами преобразования их планировочной структуры, реконструкции существующего санаторного фонда, создания пространственной среды, обеспечивающей оптимальные условия для лечения и отдыха. Реконструкция сложившихся курортов также связана с вопросами охраны и восстановления окружающей среды и вопросами градостроительного прогнозирования, обеспечивающего регулирование и возможность дальнейшего их развития на перспективу. Основными факторами, влияющими на реконструкцию курортных зон бальнеологических курортов, являются: исторически сложившиеся планировочная и объемно-пространственная структура курорта, существующий санаторно-курортный фонд; отсутствие четкого функционального зонирования территории курорта; сложившаяся система медицинского обслуживания. Применяемые в последние годы прогрессивные принципы планировки и застройки курортов на основе рационального использования природных ресурсов и оптимизации санаторно-курортного лечения предусматривают: полную оценку всех ресурсов при определении масштаба развития курорта (независимо от современной потребности, как это имело место прежде, что приводило к необходимости систематического пересмотра принятых планировочных решений); четкое зонирование курортных территорий как в масштабе курорта, курортной зоны, так и в масштабе комплекса санаторно-курортных учреждений и отдельного учреждения; укрупнение санаторно-курортных учреждений и формирование Комплексов. Переход к застройке курортов крупными комплексами санаторно-курортных учреждений, который был определен постановлением Совета Министров СССР № 723 от 28 августа 1970 г. «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха», утвердил новое направление в курортном строительстве, позволяющее значительно повысить социальный и экономический эффект всей отрасли в целом. Сокращение эксплуатационных затрат в условиях застройки курортов комплексами при значительном сокращении удельных капиталовложений на строительство приводит к общему сокращению приведенных затрат, что с экономической точки зрения является значительным преимуществом по сравнению со строительством отдельных автономных учреждений санаторно-курортного назначения. С градостроительной точки зрения строительство комплексов создает условия для формирования интересных законченных архитектурно-пространственных ансамблей, обеспечивающих комфортные условия для лечения и отдыха. Являющийся крупным градостроительным образованием комплекс существенно влияет на формирование облика курортной зоны и курорта в целом. Поэтому проектирование бальнеологических комплексов нельзя вести без учета архитектурно-планировочного решения всей курортной зоны и всего курорта и его следует начинать уже в процессе создания генерального плана и проекта детальной планировки курортной зоны. Поиски новых архитектурно-планировочных и пространственных решений бальнеологического комплекса и определение его места в сложившейся структуре курорта - одна из актуальных задач в проблеме реконструкции курортных зон. Настоящие Рекомендации разработаны на основе изучения и обобщения опыта проектирования и строительства санаторно-курортных учреждений на сложившихся курортах, анализа методов проведения реконструкции курортов и отдельных санаторно-курортных учреждений в нашей стране и за рубежом. В Рекомендациях рассматриваются вопросы планировки и застройки курортных зон и комплексов санаторно-курортных учреждений в условиях формирования новой планировочной структуры развивающихся сложившихся курортов. Целью данных Рекомендаций явилось также предложение метода комплексного подхода к разработке вариантов проектного решения специалистами смежных профессий (архитекторами, экономистами, инженерами, дендрологами и др.) в процессе совместной работы на всех этапах выполнения проекта, что обеспечивает возможность выработки общих оценочных критериев при выборе оптимального варианта. В разработке Рекомендаций приняли участие институты: ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий (арх. А.Я. Сюнькова - руководитель темы и инж.-экон. Ф.Г. Тышлер) и КиевНИИПградостроительства (канд. арх. Т.Ф. Панченко, арх. Е.И. Вандаловская). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Рекомендации освещают вопросы планировки и застройки реконструируемых бальнеологических курортов и предназначены для применения при разработке проектов детальной планировки и составления ТЭО курортных зон и комплексов санаторно-курортных учреждений. 1.2. Реконструкция сложившихся бальнеологических курортов - это процесс усовершенствования их пространственно-планировочной организации, застройки и благоустройства в соответствии с требованиями общества на данном этапе его развития. Реконструкция предусматривает улучшение санитарно-гигиенического состояния и архитектурно-планировочной организации курортов и их курортных зон на основе прогрессивных методов градостроительства, курортологии, охраны лечебных ресурсов и окружающей среды. Реконструкция курорта призвана обеспечить оптимальное функционирование курорта в целях улучшения условий лечения, отдыха и проживания временного и постоянного населения курорта. Реконструкция курортных образований - процесс постоянный, ее проводить рекомендуется с учетом перспективного развития курорта. 1.3. Основными задачами реконструкции бальнеологических курортов являются: усовершенствование планировочной структуры курорта, регулирование его перспективного развития как в границах самого курорта, так и в границах прилегающих к нему территорий, осуществление территориального зонирования самого курорта и его частей (рис. 1); рациональное использование территорий курорта, особенно наиболее пригодных для курортного строительства по микроклиматическим и ландшафтным условиям и в зоне выхода минеральных источников; оздоровление природной среды путем проведения комплексных мероприятий по очистке воздушного и водных бассейнов, озеленению территорий, выносу за границы курорта вредных предприятий и устройств; усовершенствование структуры медицинского и культурно-бытового обслуживания, развитие и расширение общекурортных центров обслуживания, включение дифференцированных специализированных центров обслуживания в единую планировочную систему; сохранение памятников архитектуры и органичное включение их в современную застройку; коренное усовершенствование транспортного и инженерно-технического оснащения курорта и проведение необходимых мероприятий по инженерной подготовке территорий. Рис. 1. Пример преобразования планировочной структуры а -
существующее положение; б - перспективное развитие; 1 - курортные
территории; 1.4. Характер и степень реконструктивных мероприятий курорта зависят от сложившихся условий: ценности и степени освоения лечебных (минеральные воды, лечебные грязи, климат) и природных (ландшафтных) ресурсов; состояния существующей застройки: степени ее износа, капитальности, инженерно-технического оснащения территорий; эффективности использования территорий; масштаба перспективного развития курорта. 1.5. Реконструкция курорта предусматривает решение архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических, технико-экономических задач путем проведения следующих мероприятий: последовательного освобождения территорий, пригодных для санаторно-курортного строительства, от любой застройки некурортного назначения (промышленных и коммунально-складских учреждений и сооружений, жилых и общественных зданий общегородского назначения, ветхого и аварийного фондов); ликвидации или вывода за границы курортной зоны промышленных и коммунально-складских предприятий и сооружений в специальные, промышленные и коммунально-складские зоны; планомерного упорядочения жилой и санаторно-курортной застройки с целью четкого зонирования территорий курорта по их функциональному назначению; укрупнения и модернизации существующих мелких санаторно-курортных учреждений, формирования комплексов санаторно-курортных учреждений; расширения зоны зеленых насаждений курорта - общекурортных парков и лесопарков с включением их в общую систему зеленых насаждений прилегающих к курорту территорий (лесов, садов, виноградников, лугов и т.д.), восстановления и обогащения существующих ландшафтов, создания санитарно-защитных зон; модернизации и расширения сложившихся лечебных и культурно-бытовых центров обслуживания, создания элементов централизованного обслуживания на базе формирования бальнеологических комплексов и значительного развития общекурортных центров, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей всех групп временного населения курорта; выявления памятников архитектуры, истории, культуры и зон существующей застройки, подлежащих охране, и включения их в архитектурно-планировочную композицию курорта; приведения зон санитарной охраны лечебных природных ресурсов (минеральных источников, лечебных грязей) в соответствие с требованиями «Положения о курортах»; преобразования транспортных и пешеходных связей, инженерного оборудования и инженерной подготовки территорий; создания зон для организации массового отдыха постоянного населения курорта. Последовательность и сроки проведения реконструкции должны обеспечивать создание целостных градостроительных образований на всех этапах реконструкции курорта. 1.6. Выбор территории для санаторно-курортного строительства необходимо осуществлять на основе детальной оценки природных ресурсов с учетом условий медицинского зонирования. При определении необходимой для развития реконструируемого курорта территории следует учитывать как освоенные территории, планировка и застройка которых подлежат преобразованию, так и пригодные для этих целей свободные прилегающие к курорту территории. При этом, независимо от места размещения нового строительства и методов проведения реконструктивных мероприятий, должны быть обеспечены оптимальные условия пребывания для лечащихся в соответствии с современными медицинскими требованиями и соответствующим уровнем обслуживания. 1.7. Строительство новых санаторно-курортных учреждений на реконструируемых курортах может осуществляться: на полностью освоенных территориях курортной зоны со сложившейся объемно-планировочной структурой (в историческом «ядре» зоны); на частично освоенных территориях, непосредственно примыкающих к границам сложившейся курортной зоны; на территориях в периферийной части курорта в пределах его границы; на территориях за пределами границ курорта, но в зоне его влияния. Строительство новых санаторно-курортных учреждений в тех или иных условиях влияет на характер и степень реконструктивных мероприятий внутри сложившейся курортной зоны (рис. 2). 1.8. В процессе преобразования планировочной структуры курорта размещение, планировка и застройка селитебных территорий должны осуществляться в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. Рис. 2. Пример размещения новых санаторно-курортных
учреждений 1 -
территории санаторно-курортных учреждений; 2 - территории курортного
центра; 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ КУРОРТНОЙ ЗОНЫ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРОРТА2.1. Принципы реконструкции и дальнейшего развития курортной зоны определяются на стадии генерального плана курорта и уточняются, а при необходимости изменяются при разработке ТЭО, проекта детальной планировки (ПДП) курортной зоны или комплекса санаторно-курортных учреждений. Необходимость изменения планировочной структуры курортной зоны, принятой в генеральном плане, может возникнуть в результате выявления дополнительных данных о характере или величине лечебной базы курорта, влияющих на ее формирование. Такие данные могут быть получены в результате уточнения утвержденной на стадии генерального плана лечебной базы (сокращение или увеличение запасов минеральных вод, выявление новых источников и т.п.) или изменения медицинской направленности курорта. Вместимость санаторно-курортных учреждений курортной зоны и их профиль устанавливаются медицинским заданием на разработку ТЭО и проекта детальной планировки курортной зоны или комплекса санаторно-курортных учреждений в соответствии с уточненной комплексной оценкой запасов природных лечебных ресурсов. Кроме того, при разработке планировочной структуры курортной зоны следует предусматривать ее возможное перспективное развитие, исходя из необходимости полного использования имеющихся природных ресурсов. Примечание. Генплан разрабатывается сроком на 25 - 30 лет. На период разработки ПДП или ТЭО возможно появление дополнительных лечебных факторов: разведаны новые источники, определена целесообразность использования лечебных грязей для расширения профиля курорта и т.д. Комплексный градостроительный анализ территории2.2. При разработке ТЭО, проекта детальной планировки курортной зоны или бальнеологического комплекса реконструируемого курорта необходимо проводить комплексную градостроительную оценку современного состояния территории, которая предусматривает: комплексную ландшафтную оценку; оценку существующей застройки и сложившейся планировочной структуры; инженерно-строительный анализ и экономическую оценку; градостроительную характеристику всей территории курортной зоны и отдельных ее частей. При определении территории, необходимой для развития курортной зоны, следует учитывать как освоенные территории, планировка и застройка которых подлежат преобразованию, так и пригодные для этой цели свободные от застройки территории. Размеры территории курортной зоны определяются в соответствии с расчетной вместимостью курорта по укрупненным нормативным показателям, принятым в «Инструкции по планировке и застройке курортов и зон отдыха» . 2.3. Особенностью ландшафтов сложившихся курортов является наличие антропогенного влияния на природу, часто проявляющегося в нарушении санитарно-охранных зон и естественных ландшафтов: строительство в зоне санитарной охраны источников, сокращение площади зеленых насаждений, неправильное использование существующих ценных ландшафтов, нарушение рельефа местности и т.д. Комплексная ландшафтная оценка территорий курортной зоны призвана выявить: ландшафты, не подлежащие застройке; емкость природных ландшафтов; условия оптимального использования существующих ландшафтов; условия, обеспечивающие увеличение природного потенциала существующих ландшафтов (при необходимости); мероприятия по восстановлению и обогащению существующих ландшафтов (изменение рельефа, создание водоемов, облесение, изменение типов и характера насаждений); особенности эстетического восприятия ландшафта. Основной целью защитных мероприятий является сохранение ценных ландшафтов данной территории и предотвращение их нарушений вследствие отрицательного воздействия человека на окружающую природу. Ландшафтная оценка территории сложившегося курорта (рис. 3) предусматривает: выявление наиболее ценных ландшафтов, подлежащих охране и ограниченному использованию; выделение ландшафтов, подвергшихся отрицательному антропогенному влиянию и нуждающихся в проведении рекультивационных мероприятий, и ландшафтов, требующих проведения мероприятий по их обогащению; выделение типов ландшафтов по уровню допустимых нагрузок; изучение характера и особенностей эстетического восприятия существующих ландшафтов (соотношения открытых и закрытых пространств, выявление природного масштаба и наилучших точек обзора и восприятия ландшафта); такая оценка ландшафта необходима при разработке объемно-планировочных решений курортной зоны и каждого отдельного здания; выявление памятников природы и материальной культуры, являющихся объектами туристской привлекательности. Рис. 3. Ландшафтная оценка территории курортной зоны 1 -
лесопарк; 2 - курортный парк; 3 - питомник; 4 - ландшафт,
требующий обогащения; Определение границ и нормативов, в которых эксплуатация природных ресурсов не вступает в противоречие с требованиями сохранения окружающей среды, является обязательным условием при планировке и застройке курортных зон. Основным критерием для определения этих границ является оптимальная вместимость каждой природной территории (определение необходимой площади территории на 1 человека, которая определяется для каждого конкретного случая). Возможны три случая использования природных территорий: «закрытый» баланс территорий (спрос равен емкости природных территорий); емкость природных территорий превышает спрос (позволяет резервировать часть территории для перспективного использования); спрос выше суммарной емкости природных территорий (требует проведения специальных мероприятий, обеспечивающих сохранность природного комплекса). Емкость и пропускная способность могут искусственно увеличиваться: расширением дорожно-площадочной сети, усилением охранных мероприятий, регулированием движения и пр. На основании проведенного анализа составляется комплексная ландшафтная схема, которая дополняется схемой допустимых рекреационных нагрузок на существующие ландшафты. 2.4. Оценка существующей застройки курортной зоны предусматривает: анализ и оценку существующей санаторно-курортной сети; анализ и оценку зданий и сооружений некурортного назначения; выявление зданий, и сооружений, представляющих культурно-историческую ценность и подлежащих обязательному сохранению и реконструкции (реставрации) Анализ существующей курортной сети должен предусматривать характеристику курортной сети в целом и оценку каждого из санаторно-курортных учреждений и общекурортных служб. 2.5. Характеристика курортной сети в целом должна содержать перечень санаторно-курортных учреждений и общекурортных служб, их суммарную и среднюю вместимость, медицинскую специализацию курортной сети. Здесь же должно быть отражено наличие (или отсутствие) централизованных хозяйственных служб (прачечных, складов, автохозяйств и т.д.), а также дана общая характеристика систем инженерного обеспечения курортной сети. Кроме того, необходимо выявить мощность (пропускную способность) общекурортных служб (поликлиник, водогрязелечебниц, курзала, бассейна и т.д.) и соответствие их пропускной способности современной потребности санаторно-курортных учреждений. 2.6. При оценке состояния существующих санаторно-курортных учреждений и общекурортных служб должны быть выявлены: вместимость каждого санаторно-курортного учреждения; наличие локальной лечебной базы и соответствие ее пропускной способности вместимости данного санаторно-курортного учреждения; соответствие отдельных зданий и сооружений санаторно-курортного учреждения их функциональному назначению, а также современным нормам и требованиям к зданиям данного типа; техническое состояние каждого здания и сооружения санаторно-курортных учреждений и общекурортных служб, а также систем инженерного обеспечения. 2.7. При анализе и оценке состояния существующей курортной сети в целом и каждого санаторно-курортного учреждения определяют: возможность дальнейшего развития курортной сети, исходя из пропускной способности общекурортной лечебной базы и систем инженерного обеспечения; возможность дальнейшего использования зданий, существующих санаторно-курортных учреждений и общекурортных служб в целом и каждого из зданий, входящих в их состав1; возможность проведения частичной или полной реконструкции зданий и сооружений, входящих в состав лечебно-курортного учреждения и общекурортных служб2; целесообразность изменения функционального назначения отдельных зданий проведением частичной или полной реконструкции. ______________ 1 Определяется на основании оценки их технического состояния. Эта оценка выполняется бюро технической инвентаризации (БТИ) при исполкомах городских и районных Советов по заказу проектной организации или организации, финансирующей разработку ПДП. 2 Производится с привлечением к работе сотрудников краеведческих музеев, представителей общества охраны памятников и общественности курорта. 2.8. При оценке состояния существующих зданий некурортного назначения определяется: техническое состояние каждого здания и системы его инженерного обеспечения; возможность и необходимые меры, обеспечивающие его использование (приспособление) для целей санаторно-курортного строительства; целесообразность изменения функционального назначения и проведения частичной или полной реконструкции. 2.9. Проведенный анализ существующей застройки позволяет выявить все «опорные» здания или зоны «опорной» застройки в сложившейся части курортной зоны. Результаты анализа существующей застройки курортной зоны наносятся на соответствующую схему или опорный план (рис. 4). Рис. 4. Оценка существующей застройки курортной зоны 1 - зона
исторической застройки; 2 - архитектурные, исторические, культурные
памятники; 2.10. Инженерно-строительному анализу и экономической оценке подвергаются участки курортной зоны, выделенные в результате ландшафтной оценки для курортного строительства. Это необходимо для сравнения между собой указанных участков по степени экономической эффективности их освоения и для выбора оптимального варианта и последующего определения очередности их освоения. 2.11. Степень экономической эффективности освоения курортных территорий на данном этапе оценки определяется величиной дополнительных затрат, вызываемых удорожающими факторами. Удорожающими факторами являются: сложные инженерно-геологические условия строительства; возмещение народнохозяйственного ущерба в связи со строительством на реконструируемых и осваиваемых территориях. Все эти факторы, в свою очередь, содержат ряд компонентов, различных по своему природному характеру и степени влияния на общую величину дополнительных затрат. Удорожание строительства, связанное со сложными инженерно-геологическими условиями, обусловлено удорожанием строительства объектов на участках со значительным уклоном поверхности, с просадочными грунтами, на подрабатываемых, затопляемых, заболоченных и т.п. территориях (рис. 5). Рис. 5. Инженерно-геологическая оценка территории курортной зоны 1 -
территории с уклоном местности до 5 %; 2 - то же, до 15 %; 3 - тo
же, 20 %; 4 - то же, 30 %; Компонентами удорожающих факторов, представляющих собой возмещение народнохозяйственного ущерба, являются компенсируемые затраты, связанные: с изъятием земель из сельскохозяйственного производства; со сносом производственных, жилых и общественных зданий, а также различных сооружений (рис. 6). Рис. 6. Оценка использования территории курортной зоны 1 -
территории санаторно-курортных учреждений; 2 - одноэтажная усадебная
застройка; 2.12. Разнохарактерность перечисленных компонентов удорожающих факторов не позволяет по «натуральным» (физическим) показателям сравнить их между собой и определить степень их влияния на общую величину дополнительных затрат. Для общей оценки удорожающих факторов эти компоненты следует сделать сопоставимыми, т.е. привести к единой для всех компонентов системе оценок. Это можно проделать путем применения балльной оценки. При этом за основу оценки принимается удельная величина дополнительных затрат в расчете на 1 га территории, на которой строительство усложнено одним или несколькими компонентами. Помимо оценки компонентов в баллах целесообразно приводить их оценку в виде процентов от удельной (в расчете на 1 га осваиваемой территории) стоимости строительства без удорожающих факторов. Для приведения всех компонентов к сопоставимому виду и последующей общей оценки удорожающих факторов может быть рекомендована десятибалльная оценочная шкала, в которой число баллов убывает по мере увеличения дополнительных удельных затрат. Опыт строительства курортно-оздоровительных объектов показывает, что максимальная величина дополнительных удельных затрат (удорожаний) за счет каждого из перечисленных компонентов удорожающих факторов не превышает 150 тыс. руб. на 1 га осваиваемой территории. В рекомендуемой десятибалльной системе указанная максимальная величина дополнительных удельных затрат оценена в 1 балл. Уменьшение удорожаний на 15 тыс. руб/га повышает оценку на 1 балл. 2.13. Экономическую оценку территории со значительным уклоном поверхности следует производить в соответствии с табл. 1.
При оценке остальных компонентов особых инженерно-геологических условий строительства следует учитывать, что: просадочные грунты II типа уменьшают оценку на 1 балл, при этом величина дополнительных удельных затрат составит от 0 до 5 % удельной стоимости строительства без удорожающих факторов (в расчете на 1 га); строительство на подрабатываемых территориях при радиусе кривизны сдвига земной поверхности 7 - 20 км также уменьшает оценку на 1 балл и требует дополнительных затрат в размере до 5 % удельной стоимости строительства; строительство на затопляемых и подтопляемых территориях не вызывает значительных удорожаний, но в совокупности с одним или обоими предыдущими компонентами может снизить оценку на 1,5 - 2,5 балла; строительство на заболоченных территориях аналогично предыдущему компоненту. 2.14. Компенсируемые затраты возникают в связи с ликвидацией основных фондов, размещающихся на осваиваемой под курортное строительство территории, или изъятием из сельскохозяйственного производства пахотных земель и других сельскохозяйственных угодий. Величина компенсируемых затрат, вызываемых ликвидацией основных фондов, определяется остаточной стоимостью этих фондов (балансовая стоимость за вычетом износа). Компенсация за снос жилого фонда индивидуальных застройщиков (домовладельцев) определяется размером стоимости строительства нового жилого фонда по действующим нормам обеспечения жилой площадью всего контингента проживающих. В отдельных случаях, при необходимости, размер указанных компенсаций индивидуальным застройщикам за сносимые строения может определяться по оценочной стоимости этих строений. Компенсации за изъятие из оборота сельскохозяйственных земель предусматривают возмещение ущерба от неполного использования сделанных ранее капиталовложений в мелиоративные, ирригационные и т.п. мероприятия (в размере остаточной величины) и ущерба, возникающего в результате потери в народнохозяйственном балансе сельскохозяйственной продукции в объеме, который мог бы быть получен на отчуждаемой земле при использовании всех ее потенциальных возможностей. В этом случае величина ущерба учитывается в размере капиталовложений в освоение новых земель с целью получения на них равной по объему, ассортименту и качеству продукции. Кроме того, следует учитывать (в стоимостном выражении) объем сельскохозяйственной продукции, который недополучит народное хозяйство за период освоения новых земель. Для оценки территории по величине возмещаемого ущерба необходимо суммарные компенсируемые затраты привести к удельному показателю на 1 га осваиваемой территории. В табл. 2 приведена рекомендуемая система оценки территории курортной зоны по удельной величине компенсируемых затрат.
Результатом экономической оценки участков территории курортной зоны по компонентам удорожающих факторов должна явиться сравнительная комплексная экономическая оценка, представляющая собой сумму частных оценок по компонентам. 2.15. Градостроительная оценка территорий курортной зоны (рис. 7) содержит: оценку планировочной значимости проектируемых территорий с учетом сложившейся планировочной структуры; характеристику пространственных особенностей всей курортной зоны и ее частей с учетом природных условий и сложившейся сохраняемой застройки. Анализ участков территории куротной зоны по ландшафтной инженерной и экономической характеристикам должен завершаться градостроительной оценкой каждого участка, позволяющей выявить наиболее «ценные» в планировочном отношении территории, зоны наиболее интенсивной и ограниченной застройки, зоны регулируемой и повышенной этажности, определить масштаб застройки каждого участка и рекомендовать принцип объемно-пространственного решения. Рис. 7. Градостроительная оценка территории курортной зоны 1 -
территории, не подлежащие застройке; 2 - территории на повышенных
отметках, 2.16. Комплексный анализ территории курортной зоны позволяет детально оценивать территориальные ресурсы как по градостроительной характеристике, так и по экономическим показателям предстоящих затрат на их освоение и подразделить всю территорию на отдельные участки по степени пригодности для курортного освоения. Схема комплексного анализа территории курортной зоны (рис. 8) дополняется данными, приведенными в табл. 3 и характеризующими отдельные участки территории по величине их балльной оценки и градостроительной характеристике. Рис. 8. Комплексная оценка территории курортной зоны 1 -
территории, исключаемые из застройки; 2 - территории наиболее ценные в
планировочном
Такой анализ является необходимым условием разработки архитектурно-планировочного решения курортной зоны, а также выбора оптимального варианта (при условии разработки нескольких вариантов) и определения очередности строительства и реконструкции. 2.17. На основе изучения всех полученных материалов составляются следующие схемы: современного состояния курортной зоны (опорный план); комплексного ландшафтного анализа территории курортной зоны; «опорной» застройки курортной зоны, в которой дается анализ состояния всех существующих зданий и сооружений и анализ объектов, представляющих культурно-историческую ценность (возможны случаи совмещения с опорным планом курортной зоны); комплексной оценки территории курортной зоны, в которой рассматриваются инженерно-строительные условия, экономическая оценка и градостроительные особенности (схема дополняется сводной таблицей, характеризующей каждый участок по всем параметрам). 2.18. При разработке нескольких вариантов архитектурно-планировочных решений варианты оцениваются по градостроительным и экономическим критериям. При выборе из равнозначных по градостроительным критериям вариантов оптимального архитектурно-планировочного решения необходимо учитывать фактор наибольшей экономической целесообразности. В условиях реконструкции сложившихся курортов это определяется удельной величиной предстоящих единовременных затрат (в расчете на 1 га осваиваемой территории). Удельная величина единовременных затрат содержит: затраты на инженерную подготовку территории - террасирование, устройство подпорных стенок, осушение, противооползневые, противоселевые и противолавинные мероприятия и т.д.; затраты на строительство магистральных инженерных сетей и сооружений; дополнительные затраты, вызываемые удорожающими факторами (см. пп. 2.11 - 2.14). 2.19. На формирование и архитектурно-планировочное решение курортной зоны влияет ряд факторов: природные условия (равнинный, горный, залесенный ландшафты, ветровые и температурные характеристики территорий); современное состояние курортной зоны (плотность застройки, степень ценности и сохранности застройки, сложившаяся планировочная структура); медицинский профиль курорта (бальнеоклиматический, бальнео-питьевой, бальнеогрязевой и пр.). Функциональное зонирование территории курортной зоны2.20. Необходимым условием преобразования курортной зоны на реконструируемых курортах является проведение четкого функционального зонирования территории с выделением: зоны размещения собственно санаторно-курортных учреждений, зоны общекурортного центра или системы центров, зоны общекурортных зеленых насаждений. В процессе реконструкции и развития курортных зон на крупных бальнеологических курортах необходимо стремиться осуществлять зонирование территорий курортных зон по основным видам входящих в них санаторно-курортных учреждений: санатории для взрослых, санатории для детей и подростков, санаторные пансионаты или курортные гостиницы (рис. 9). В крупных многопрофильных бальнеологических курортах с наличием нескольких лечебных факторов возможно зонирование территорий по медицинскому профилю размещаемых в них санаторно-курортных учреждений: для больных с заболеванием опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, дыхательных путей и т.д. Рис. 9. Пример зонирования территории курортной зоны по
составу I - центральная санаторная зона; II - провальская санаторная зона; III - санаторная зона на Восточном склоне гор Машук; IV - детская санаторная зона; V - северо-восточная санаторная зона; VI - зона туристских гостиниц 2.21. Осуществление четкого функционального зонирования курортных зон на сложившихся курортах предусматривает обязательный вывод в соответствующие зоны курорта всех учреждений и сооружений некурортного назначения - жилой застройки, коммунально-хозяйственных и промышленных предприятий и сооружений, учреждений общегородского назначения, расположенных на территориях, благоприятных для санаторно-курортного строительства. При этом следует стремиться к созданию санитарно-защитного разрыва между курортной зоной и зоной расселения постоянного населения курорта шириной не менее 200 м. Учитывая особо сложные условия, возникающие при реконструкции сложившихся курортов, в зоне санитарно-защитного разрыва могут размещаться учреждения культурно-бытового назначения, общегородские скверы, бульвары и т.д. Архитектурно-планировочная организация2.22. Расчет элементов территории курортной зоны следует производить в соответствии с ВСН 23-76 с учетом возможного снижения принятых показателей на 10 - 25 %. 2.23. Основным структурным элементом курортной зоны на развивающихся и реконструируемых бальнеологических курортах принимается бальнеологический комплекс, обеспечивающий оптимальные условия пребывания и лечения больных, экономичный в строительстве и эксплуатации. Бальнеологический комплекс - группа однородных по назначению учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, в состав которой входят учреждения медицинского, культурно-бытового и спортивного обслуживания. Комплексы санаторно-курортных учреждений в условиях сложившихся курортов организуются на основе централизованного хозяйственного обслуживания и единой системы инженерных коммуникаций и транспорта. Вопросы организации этих видов обслуживания (гаражное хозяйство, склады, хозяйственные дворы) решаются путем их включения в соответствующие централизованные системы курорта, определенные на стадии разработки генерального плана. 2.24. Особенностью реконструируемых бальнеологических курортов является наличие сложившейся курортной зоны, состоящей из самостоятельных санаторно-курортных учреждений, лечебного и культурно-бытового центров и общекурортного парка. Как правило, существующая курортная зона располагается в местах выхода на поверхность минеральных источников, на территориях, наиболее пригодных для санаторно-курортного строительства с точки зрения природных условий, и подлежит первоочередной реконструкции. В зависимости от состояния существующей застройки курортных зон их реконструкцию можно осуществлять: выборочным строительством отдельных санаторно-курортных зданий с максимальным сохранением сформировавшегося архитектурного облика центральной части курорта; повышением плотности застройки существующих санаторно-курортных учреждений и строительством новых курортных зданий преимущественно общественного назначения; укрупнением и кооперированием существующих санаторно-курортных учреждений до комплексов и строительством на их территориях новых курортных зданий за счет сносимой малоценной и ветхой застройки; полной реконструкцией существующей застройки с частичным или полным сносом существующих зданий; освоением свободных от застройки территорий. 2.25. В зависимости от сложившихся градостроительных и природных условий архитектурно-планировочная структура курортной зоны бальнеологического курорта может быть: компактной - формироваться вокруг единого общекурортного центра и содержать один или несколько комплексов санаторно-курортных учреждений, или разобщенной - состоять из нескольких территориально удаленных курортных зон, объединенных единой системой общекурортных центров и парков (рис. 10). Рис. 10. Примеры формирования курортных зон в сложившихся а - курорт
Карловы-Вары (Чехословакия); б - курорт Хисар-Момин-Баня (Болгария); В процессе развития и реконструкции возможны следующие варианты формирования курортных зон: в результате реконструкции и развития существующих мелких санаторно-курортных учреждений и объединения их в единый комплекс (рис. 11) на базе существующего, реконструируемого и развиваемого общекурортного центра (вариант наиболее характерен для курортов малой величины - до 5000 мест); из комплексов санаторно-курортных учреждений, часть которых создается в результате кооперирования и укрупнения отдельных существующих санаторно-курортных учреждений (рис. 12), объединенных новым общекурортным центром и общекурортным парком, при этом существующий общекурортный центр входит в состав одного из вновь создаваемых комплексов (вариант наиболее характерен для небольших курортов, подлежащих значительному развитию); из комплексов санаторно-курортных учреждений различного типа и вместимости (рис. 13). Композиционным центром архитектурно-планировочной структуры проектируемой курортной зоны сохраняется сложившийся общекурортный центр, который подвергается реконструкции и развитию (вариант характерен для средних и крупных курортов с развитым существующим общекурортным центром). В зависимости от градостроительной ситуации, принадлежности и современного состояния отдельные санатории в составе сложившейся курортной зоны могут функционировать самостоятельно, без включения их в состав вновь формируемых комплексов. Рис. 11. Формирование курортной зоны реконструируемого
малого а -
существующее положение; б - проектное предложение; 1 -
санаторно-курортные учреждения; Рис. 12. Формирование курортной зоны реконструируемого и
развиваемого а - существующее положение; б - проектное предложение; I - существующий общекурортный центр; II - новый общекурортный центр; 1 - курортные территории; 2 - территории жилой застройки; 3 - коммунально-складские и промышленные территории Рис. 13. Формирование курортной зоны реконструируемого и
развиваемого а -
существующее положение; б - проектное предложение; 1 - курортные
территории; 2.26. Формирование бальнеологических комплексов в структуре сложившихся и реконструируемых курортов предусматривает в их составе строительство центров комплексного обслуживания (лечебные, культурно-бытовые и спортивные учреждения), что значительно повышает уровень комфорта пребывания на курорте. При этом уменьшается нагрузка существующих (централизованных лечебных) общекурортных учреждений и значительно улучшается обслуживание больных амбулаторного сектора. 2.27. При совершенствовании структуры сложившейся курортной зоны реконструируемого курорта следует учитывать необходимость сохранения и перспективного развития на всех бальнеологических курортах сектора амбулаторного обслуживания и строительство в связи с этим курортных гостиниц для приема амбулаторных больных. Численность амбулаторного сектора на различных бальнеологических курортах зависит от профиля курорта, значения (союзный, республиканский) и его природных условий. 2.28. Обслуживание лечащихся в амбулаторном секторе на реконструируемых курортах должно быть организовано на базе существующих общекурортных учреждений. Курортные гостиницы рекомендуется размещать в «зоне влияния» сложившегося общекурортного лечебного центра (рис. 14), которая определяется установленными нормами радиусов пешеходной доступности1 до лечебных учреждений («Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха»). ________________ 1 Для курортов с большими уклонами местности к радиусам пешеходной доступности могут быть введены коэффициенты уклона местности - 1 м подъема на 10 м по горизонтали и коэффициент прямолинейности - 1,3. Рис. 14. Примеры построения границы «зоны влияния» сложившегося лечебного центра 1 -
курортные территории; 2 - территории жилой застройки; Строительство курортных гостиниц в границах сложившихся центров реконструируемых курортов позволит: наиболее рационально использовать ценные курортные территории в зоне выхода минеральных источников и размещения сложившейся сети общекурортных лечебных учреждений; рационально использовать существующие общекурортные лечебные учреждения, входящие в состав сложившегося общекурортного лечебного центра (поликлиники, водо- и грязелечебницы); гибко проводить реконструкцию сложившихся частей курортной зоны, максимально включая исторически сложившуюся застройку (историческое ядро курорта) в архитектурно-планировочную композицию; активно формировать общекурортный центр, включая в общекурортную сеть обслуживающие учреждения курортных гостиниц (рестораны, кафе, парикмахерские, кинозалы и т.д.), которые в определенное время могут входить в систему открытой сети курорта и обслуживать всех отдыхающих. 2.29. При размещении курортных гостиниц в курортной зоне реконструируемого курорта возможны следующие варианты их строительства: выборочное строительство в результате уплотнения или частичного сноса существующей застройки; формирование комплексов гостиниц на базе частичной (в зоне влияния существующего общекурортного лечебного центра) автономии обслуживающей группы учреждений (учреждений питания, культурно-зрелищного или бытового обслуживания) или полной автономии обслуживающих учреждений (на территориях, удаленных от общекурортного лечебного центра). При этом возможны случаи размещения всего гостиничного фонда в «зоне влияния» сложившегося курортного центра или вынос части его на вновь осваиваемые под курортное строительство территории курортной зоны. 2.30. В «зоне влияния» сложившегося лечебного центра курорта, кроме курортных гостиниц, могут также сохраняться автономные санатории, обслуживаемые через сеть общекурортных учреждений. За пределами границы «зоны влияния» общекурортного лечебного центра реконструируемые санатории следует объединять в комплексы или создавать дополнительные лечебные центры для обслуживания группы сохраняемых санаториев, обеспечивая тем самым оптимальный лечебно-охранительный режим лечащихся. Формирование общекурортного центра2.31. Большое внимание на современном курорте рекомендуется уделять формированию общекурортного центра, входящие в его состав учреждения открытой сети обслуживания должны удовлетворять возрастающим запросам всех групп населения курорта (временного и частично постоянного). В состав общекурортного центра входят: лечебные учреждения (общекурортная поликлиника, питьевые галереи, бальнеолечебницы, грязелечебница), учреждения культурно-зрелищного и спортивного назначения (театры, кинотеатры, танцевальные залы, музеи, библиотеки, курзалы, стадионы, корты и др.), торгово-бытового назначения (магазины, кафе-рестораны, столовые, киоски, комбинаты бытового обслуживания, почта-телеграф, сберкассы и т.д.). Размещение центра на территориях, равноудаленных от перспективных границ курортной зоны, обеспечивает равные условия его использования для всех пребывающих на курорте. В зависимости от величины курорта, характера сложившейся планировочной структуры существующей застройки, перспектив развития курорта определяются направление и принципы формирования общекурортного центра. Формирование общекурортного центра может осуществляться в результате: преобразования сложившегося центра благодаря выборочной реконструкции и строительства новых учреждений обслуживания в его старых границах; преобразования и расширения существующего общекурортного центра за счет освоения наряду с реконструируемыми территориями новых незастроенных территорий; создания новых центров на свободных от застройки территориях. 2.32. На архитектурно-планировочное решение и состав учреждений общекурортного центра влияют следующие факторы: величина курорта и размеры курортной зоны; значение курорта в системе курортного района; природные особенности курорта; историко-культурная значимость курорта и наличие объектов туристской привлекательности; существующая архитектурно-планировочная структура сложившейся курортной зоны (традиционные места формирования центра, наличие «опорных» зданий) и сложившийся исторический «образ» курорта. 2.33. При формировании общекурортного центра (рис. 15) возможны различные архитектурно-планировочные решения, в том числе: локальный центр (в едином ядре); линейный центр; развитая система центров. Рис. 15. Примеры формирования общекурортных центров а -
формирование локального центра: б - формирование линейного центра; Для курортов вместимостью менее 5000 мест формируется единый локальный центр, который может быть совмещен с центром комплекса санаторно-курортных учреждений. Для курортов вместимостью свыше 5000 мест возможно линейное развитие центра по мере увеличения всей курортной зоны. Крупные курорты с расчлененной планировочной структурой курортной зоны могут иметь развитую систему общекурортного центра. Однако во всех случаях формирования общекурортного центра необходимо стремиться к созданию компактного центра, объединяющего здания самого различного назначения. Следует избегать чрезмерного зонирования отдельных частей общекурортного центра по их функциональному назначению, так как это приводит к неравномерной их загрузке в течение суток, что обусловлено установленным режимом дня лечащихся на курорте. Создание общекурортного центра с атмосферой праздничного многообразия и повышенной эмоциональной напряженности является необходимым дополнением к спокойной, уравновешенной атмосфере зоны размещения санаторно-курортных учреждений и их комплексов. Система культурно-бытового и медицинского обслуживания на курорте2.34. В процессе формирования курортных зон, в состав которых входят комплексы санаторно-курортных учреждений, на сложившихся курортах создается двух-, трех-, четырехступенчатая система культурно-бытового и медицинского обслуживания лечащихся (рис. 16), которая находится в прямой зависимости от размеров курортной зоны, принятой планировочной структуры и объемно-планировочного решения самих комплексов. Рис. 16. Культурно-бытовое и медицинское обслуживание на курорте 1 -
обслуживание в составе учреждения; 2 - учреждения обслуживания в
комплексном центре; Обслуживание в бальнеологических комплексах организуется в составе: самого учреждения (столовые, лечебные и культурно-зрелищные помещения); центра бальнеологического комплекса (лечебные и культурно-зрелищные учреждения, спортивные сооружения и учреждения торгово-бытового назначения); общекурортного центра (лечебные, культурно-зрелищные учреждения, учреждения торгово-бытового назначения и спортивные сооружения). На курортах с расчлененной структурой курортной зоны, состоящей из нескольких подзон, появляется дополнительная ступень обслуживания - центр подзоны, обеспечивающий повседневное и периодическое обслуживание лечащихся. Общегородские центры также обслуживают временное население курорта (центральные универмаги, рынки). На реконструируемых курортах при формировании центров общекурортного обслуживания номенклатура и величина учреждений, входящих в состав комплексных и общекурортных центров, должны учитывать действующие учреждения культурно-бытового обслуживания, расположенные в курортной зоне и сохраняемые на расчетный срок и первую очередь строительства. При определении вместимости учреждений культурно-бытового обслуживания курортной зоны следует исходить из условий обеспечения культурно-бытовым обслуживанием 100 % прибывающих на курорт. Расчет вместимости учреждений медицинского и культурно-бытового обслуживания закрытой сети (обслуживание временного населения курорта в составе санаториев и их комплексов) следует производить в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию санаториев. Расчет вместимости учреждений открытой сети курорта (учреждений, входящих в общекурортную сеть обслуживания) следует производить в соответствии с «Инструкцией по планировке и застройке курортов и зон отдыха». В зависимости от планировочной структуры курорта и места, занимаемого в ней курортной зоной, следует предусматривать увеличение расчетных показателей сети культурно-бытового обслуживания в расчете на обслуживание постоянного населения курорта, проживающего в прилегающей жилой застройке (в пределах 500 м), и работающих в курортных учреждениях (до 35 % обслуживающего персонала в максимальную смену). Система зеленых насаждений2.35. В процессе преобразования планировочной структуры сложившихся курортов одно из важнейших мест занимают мероприятия по созданию системы зеленых насаждений курортной зоны. Для сложившихся курортов характерно нарушение норм площади зеленых насаждений в расчете на одного отдыхающего, а также разрушение существующих естественных ландшафтов. Расширение и развитие системы зеленых насаждений курортной зоны - общекурортных парков, лесопарков, бульваров, скверов и аллей - является одной из основных задач реконструкции сложившейся курортной зоны. Большое значение при этом приобретают мероприятия по восстановлению и обогащению существующего ландшафта, организация пространственных связей общекурортных зеленых насаждений с окружающим природным ландшафтом (горами, лесами, садами, лесопарками, лугопарками, реками, природными достопримечательностями) и включение его таким образом в общую композицию зеленых насаждений курортной зоны (рис. 17). Рис. 17. Формирование системы зеленых насаждений общекурортного пользования 1 -
территории курортного парка; 2 - территории курортных учреждений; 3
- лесопарки; 2.36. В число мероприятий по созданию системы зеленых насаждений курортной зоны на реконструируемых курортах входят: создание развитой системы зеленых насаждений в сложившейся курортной зоне и увеличение площадей зеленых насаждений общего пользования на одного отдыхающего до установленных норм (путем увеличения площади зеленых насаждений в результате сноса ветхой застройки, сокращения системы дорог и площадей); охрана уникальных природных комплексов, восстановление и обогащение существующих ландшафтов; создание зеленых благоустроенных пешеходных связей по направлениям наиболее массового потока лечащихся (к бюветам, лечебным и спортивным центрам); создание развитой системы зеленых связей общекурортных зеленых насаждений с лесопарковым поясом курорта, обеспечивающих расширение сети пешеходных маршрутов (терренкуров, прогулочных дорог и т.д.); расширение, развитие и благоустройство общекурортных парков, обеспечение их многофункционального использования путем создания специализированных зон: активного отдыха и развлечений (культурно-массовых учреждений, спортивных сооружений, детских площадок), тихого отдыха, лечебной физкультуры и климатотерапии; проведение мероприятий, обеспечивающих сохранение существующих и формируемых ландшафтов с учетом ожидаемой нагрузки. К мероприятиям по восстановлению и обогащению существующих ландшафтов относятся: восстановление и изменение существующего рельефа; облесение территорий; создание искусственных водоемов; изменение типов или характера зеленых насаждений; осуществление мероприятий по увеличению рекреационного потенциала существующего ландшафта (создание сети дорог, площадок, изменение типа растительности). 2.37. Расчетные нормы территорий зеленых насаждений (парков, бульваров, скверов) и усредненные нормы допустимых нагрузок (плотность посещений) на лесные массивы, устанавливаемые в зависимости от режима эксплуатации, следует принимать в соответствии с ВСН 23-75. При ограниченных возможностях развития общекурортных зеленых насаждений в границах реконструируемых курортных зон допускается снижать установленные на них нормы (но не более чем на 20 %) при условии активного включения в общую систему зеленых насаждений прилегающих лесопарковых территорий. При недостатке зеленых насаждений в лесопарковом поясе сложившегося курорта необходимо включать в систему зеленых насаждений курорта и курортной зоны прилегающие территории сельскохозяйственного назначения (пашни, сады, виноградники, луга) озеленяя непригодные для сельского хозяйства территории (балок, оврагов, болот, дорог) и создавая сеть пешеходных прогулочных маршрутов (терренкуров), соединяющих отдельные участки лесопарковых зон. Система транспортных и пешеходных связей2.38. При реконструкции системы транспорта в сложившихся курортных зонах сеть дорог, проездов, улиц, площадей должна обеспечивать все потребности курорта во всех видах транспортного обслуживания с учетом сокращения затрат времени на транспортные передвижения и соблюдения санитарно-гигиенических условий в пределах курорта и курортной зоны. Первоочередными задачами реконструкции транспортной системы курортной зоны являются: вынос за пределы курортной зоны существующих магистралей и сооружений внешнего транспорта, которые должны размещаться за пределами границ курортной зоны, с соблюдением санитарно-защитного пояса не менее 500 м; максимальное сокращение существующей дорожно-транспортной сети; вывод существующего массового транспорта за пределы курортной зоны с организацией конечных остановок массового городского транспорта на границе курортных зон и общекурортного центра; организация (при значительной протяженности территории курортной зоны и на крупных курортах) маршрутов внутрикурортного специального транспорта, связывающего удаленные комплексы и отдельные учреждения с общекурортным центром (выбор вида транспорта следует производить на основе технико-экономического расчета вариантов с учетом санитарно-гигиенических норм и технических характеристик предложенных видов транспорта); создание системы пешеходных связей, объединяющих все элементы курортной зоны, с обязательным разделением пешеходных маршрутов и транспортных магистралей. 2.39. При формировании новой транспортной структуры реконструируемой курортной зоны, сокращающей протяженность транспортных дорог и магистралей, часть существующих дорог может быть использована для создания пешеходных маршрутов, что обеспечивается изменением существующего профиля дорог, максимальным их озеленением и превращением в аллеи, скверы или бульвары, оборудованные малыми архитектурными формами (скамейками, цветниками, питьевыми фонтанчиками и т.д.). Проектирование системы транспортных и пешеходных связей следует вести в соответствии с ВСН 23-75, 2.40. На бальнеологических курортах с большими перепадами высот курортных территорий следует развивать вертикальный пассажирский транспорт (фуникулеры, лифты, канатные дороги), обеспечивающие наиболее комфортные условия для лечащихся, сокращение автобусных маршрутов и расширение границ активного использования удаленных зон парковых и лесопарковых насаждений. 3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |