| ||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ
ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Назначение,
состав и характеристики решаемых
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 640-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ Назначение, состав и
характеристики решаемых задач подсистемы Global
navigation satellite system. Urban passenger transport dispatcher control
systems. Functions, structure and tasks Дата утверждения - 2011-12-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС). Настоящий стандарт устанавливает общие требования к назначению, составу и характеристикам решаемых задач подсистемы информирования пассажиров в системах диспетчерского управления наземным городским и пригородным пассажирским транспортом. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения ГОСТ 27833-88 Средства отображения информации. Термины и определения. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 51006, ГОСТ 27833, ГОСТ 34.003, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 подсистема информирования пассажиров: Автоматизированная система, представляющая собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих предоставление информационного контента пассажирам и другим потребителям транспортных услуг. 3.2 информационный контент: Совокупность буквенно-цифровой, графической, видео- и аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и содержащая сведения: - о маршрутах регулярных пассажирских перевозок; - об остановочных пунктах маршрута регулярных пассажирских перевозок; - о расписаниях регулярных пассажирских перевозок; - об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных пассажирских перевозок; - другая информация, связанная с осуществлением регулярных пассажирских перевозок; - о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении; - дополнительная информация, в том числе рекламного характера. 3.3 центр контроля и управления: Программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, формирование, управление, рассылку и доставку информационного контента в компоненты подсистемы информирования пассажиров, а также дистанционное управление электронными средствами отображения информации коллективного пользования. 3.4 подсистема информирования на остановочном пункте: Программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на остановочном пункте общественного транспорта. 3.5 подсистема информирования на транспортном средстве: Программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на борту пассажирского транспортного средства. 3.6 подсистема интернет-информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента в глобальной информационной сети Интернет. 3.7 подсистема мобильного информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента мобильными устройствами связи (сотовыми телефонами, смартфонами, коммуникаторами и устройствами, приравненными к ним). 3.8 подсистема информирования на информационном терминале: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента на информационных видеодисплейных терминалах (информационных киосках, платежных терминалах и устройствах, приравненных к ним). 4 Назначение подсистемы информирования пассажировНазначением подсистемы информирования пассажиров является обеспечение в непрерывном круглосуточном режиме пассажиров и других потребителей транспортных услуг достоверной информацией о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, оперативное информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении. 5 Состав подсистемы информирования пассажиров5.1 Состав подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также: - подсистему информирования на остановочном пункте; - подсистему информирования на транспортном средстве; - подсистему интернет-информирования; - подсистему мобильного информирования; - подсистему информирования на информационном терминале. 5.2 Состав полнофункциональной подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также подсистемы, указанные в 5.1. 5.3 Центр контроля и управления подсистемы информирования пассажиров является органом управления. 5.4 Подсистемы, указанные в 5.1, являются объектами управления, в состав которых входят: - аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на остановках (информационные табло и информационные видеотерминальные дисплеи остановочных пунктов); - аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на борту наземного пассажирского транспорта (наружные и внутрисалонные табло, речевые автоинформаторы, дисплеи или табло водителя); - программные средства подсистемы мобильного и интернет-информирования (прикладное программное обеспечение, загружаемое в мобильные устройства связи, Интернет-сервисы, интернет-порталы); - программные средства информационных терминалов; - аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб муниципальных образований (включая удаленные терминалы специалистов Транспортных управлений городских администраций); - аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб субъектов Российской Федерации. 6 Характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров6.1 По своим характеристикам решаемые подсистемой информирования пассажиров задачи подразделяются в зависимости от особенностей информационного контента, передаваемого в подсистемы, указанные в 5.1. 6.2 Задачи подсистемы информирования на остановочном пункте: - предоставление на остановочном пункте информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта; - информирование о времени прибытия на остановочный пункт ближайшего транспортного средства каждого вида транспорта, останавливающегося на остановочном пункте; - идентификация остановочного пункта в системе диспетчерского управления пассажирским транспортом поданным спутниковой навигации; - информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа; - информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций. 6.3 Задачи подсистемы информирования на транспортном средстве: - предоставление на борту наземного пассажирского транспорта информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта; - визуальное предоставление достоверной информации на наружных и внутрисалонных электронных информационных табло, управление ими; - отображение номера и названия маршрута на переднем и боковом табло, номера маршрута на заднем табло, а также изменение этих данных дистанционно из Центра контроля и управления или вручную водителем; - отображение на внутрисалонном информационном табло текста с названием остановки синхронно с голосовым воспроизведением соответствующего названия остановки цифровым речевым автоинформатором; - при наличии на транспортном средстве установленного и подключенного оборудования спутниковой навигации автоматическая привязка местоположения транспортного средства при движении по маршруту к трассе; - объявление остановок и воспроизведение других сообщений (о крупных пересадочных узлах, альтернативных маршрутах и режимах движения на них) с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов; - отображение на внутрисалонном информационном табло текстов дополнительной информации с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов; - формирование и загрузка в память бортового оборудования транспортного средства таблиц данных и голосовых сообщений для воспроизведения в салоне; - предоставление водителю выбора голосового сообщения для воспроизведения в салоне транспортного средства из набора сообщений, хранящихся в памяти бортового оборудования транспортного средства; - информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа, - информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций. 6.4 Задачи подсистемы интернет-информирования: - предоставление пользователям сети Интернет информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта; - предоставление информации о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку; - предоставление возможности прокладки оптимальных маршрутов с учетом пересадок и видов общественного транспорта; - информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа; - информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций; - обеспечение возможности передачи материалов информационного характера специализированным информационным и коммерческим службам (контакт-центры, информационные агентства, специальные Web-сервисы и интернет-порталы). 6.5 Задачи подсистемы мобильного информирования Предоставление пользователям мобильных устройств связи информации: - о действующих маршрутах движения наземного пассажирского транспорта; - об остановках на маршруте; - о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку. 6.6 Задачи подсистемы информирования на информационном терминале Предоставление населению информационно-справочных данных: - о работе наземного пассажирского транспорта; - об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа; - размещение на информационных терминалах материалов информационного характера в графическом и текстовом виде произвольной формы, включая дополнительную информацию. Ключевые слова: диспетчерское управление, наземный пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, подсистема информирования, средства отображения информации
| ||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |