| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОЗЯЙСТВО ЖИДКОГО КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Дата введения - 2010-01-29 Москва 2009 ПРЕДИСЛОВИЕ Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения». Сведения о стандарте 1. РАЗРАБОТАН ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского» 2. ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ» 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 21.12.2009 № 94/2 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
Дата введения - 2010-01-29 1 Область применения1.1 Стандарт устанавливает требования к приемке, хранению, организации учета количества жидкого котельного топлива, поступающего на ТЭС, организации контроля его основных параметров, а также общие технические требования к узлам контроля и учета. 1.2 Стандарт предназначен для применения генерирующими компаниями, владельцами ТЭС, организациями, эксплуатирующими ТЭС, проектными организациями, а также организациями, несущими ответственность за организацию выполнения работ по учету жидкого котельного топлива ТЭС и осуществляющими претензионную работу. 1.3 При организации работ по приемке, хранению жидкого котельного топлива на ТЭС следует также руководствоваться СТО 70238424.27.100.033-2009, СТО 70238424.27.100.035-2009. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативно-правовые документы и стандарты: Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» Часть 1 Федеральный закон Российской Федерации от 26.01.96 № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» Часть 2 Федеральный закон Российской Федерации от 05.08.00 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» Часть 2 Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.03 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ПР 50.2.002-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений ПР 50.2.009-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений ГОСТ Р 51000.4-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения ГОСТ Р 8.603-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы для взвешивания автотранспортных средств в движении. Методика поверки ГОСТ Р 8.598-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром ГОСТ Р 8.569-98 ГСИ. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки ГОСТ Р 8.580-2001 ГСИ. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов ГОСТ Р 8.599-2003 ГСИ. Плотность и объем нефти. Таблицы коэффициентов пересчета плотности и массы ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения ГОСТ Р 8.595-2004 ГСИ. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Методы определения содержания воды ГОСТ 8.207-76 (2006) ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия ГОСТ 6370-83 Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей ГОСТ 8.513-84 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения ГОСТ 12.4.137-84 Обувь специальная кожаная для защиты от нефти, нефтепродуктов, кислот, щелочей, нетоксичной и взрывоопасной пыли. Технические условия ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности ГОСТ 8.002-86 ГСИ. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения ГОСТ 27574-87 Костюмы женские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условия ГОСТ 27575-87 Костюмы мужские для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Технические условия ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия ГОСТ 8.346-2000 ГСИ. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки ГОСТ 8.570-2000 ГСИ. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения СТО 70238424.27.100.033-2009 Хозяйство жидкого котельного топлива ТЭС. Условия создания. Нормы и требования СТО 70238424.27.100.035-2009 Хозяйство жидкого котельного топлива. Прием, хранение, подготовка и подача на ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения, обозначения и сокращения3.1 Термины, определения В настоящем стандарте применены термины в соответствии с СТО 70238424.27.010.001-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 фактический высотный трафарет (базовая высота): Фактически измеренное расстояние по вертикали от днища резервуара до верхнего края замерного люка в постоянной точке измерения. 3.1.2 масса нетто: Разность массы брутто и массы тары. 3.1.3 поставщик (топливоснабжающая организация): Собственник жидкого котельного топлива или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки жидкого котельного топлива потребителям по договорам. 3.1.4 потребитель топлива: Юридическое лицо (ТЭС), приобретающее топливо у поставщика. 3.1.5 партия топлива: Количество топлива, поставляемого по одной накладной. 3.2 Обозначения и сокращения В настоящем стандарте применены следующие обозначения: ТЭС - тепловая электрическая станция; ГТУ - газотурбинная установка. 4 Организация и проведение входного контроля материальных ресурсов, расходуемых на технологические нужды4.1 Общие положения 4.1.1 Основным видом материальных ресурсов, расходуемых электростанциями на технологические нужды (на производство электроэнергии и тепла), является жидкое (для целей настоящего стандарта) топливо. Топливо, расходуемое электростанциями на другие цели, рассматривается как вспомогательный материал. Рекомендуемая форма договора на поставку жидкого котельного топлива приведена в приложении А. 4.1.2 Все жидкое топливо, поступающее на ТЭС и расходуемое на технологические и другие нужды (цели), а также хранящееся на складе и отпускаемое сторонним организациям, подлежит строгому учету. Учет жидкого котельного топлива (далее по тексту топливо) включает: - определение его количества и качества в требуемом объеме и с требуемой точностью; - периодическую инвентаризацию; - предъявление претензий поставщикам и транспортным организациям при обнаружении расхождений по количеству и качеству топлива; - документальную регистрацию выполняемых операций. 4.1.3 Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества. К выполнению измерений допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие курсы обучения, сдавшие экзамен по технике безопасности и изучившие инструкции по эксплуатации применяемых средств измерений и вспомогательных устройств. Лица (приемщики и учетчики топлива), привлекаемые к выполнению измерений, должны: - пройти обучение и инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004; - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, установленные для объекта, на котором проводят измерения; - выполнять измерения в специальной одежде и обуви по ГОСТ 12.4.137, ГОСТ 27574 и ГОСТ 27575; - периодически контролировать содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которое не должно превышать предельно допускаемых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005. 4.1.4 Все операции по учету топлива оформляются документами, формы которых с примерами их заполнения приведены в приложениях Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, П, Р, С. Эти формы являются рекомендуемыми и в них могут быть внесены изменения с тем, чтобы они отражали особенности конкретной электростанции или районной котельной. 4.1.5 Поступление, расходование, переадресовка (далее - движение) топлива на электростанции, а также остатки топлива по результатам инвентаризации отражаются в формах первичной документации, приведенных в приложениях Е, Ж, Л, Н, П, Р. 4.1.6 Данные о количестве поступившего и израсходованного топлива и его остатках отражаются в документах статистической отчетности, приведенных в приложениях В, Г, Д, И, К, М, С. 4.1.7 Учет топлива подразделяется на оперативный, технический и бухгалтерский, каждый из которых ведется соответствующими службами и подразделениями электростанции. 4.1.7.1 Оперативный учет отражает движение топлива в натуральном исчислении и включает: приемку топлива от поставщиков по количеству и качеству, определение его расхода на технологические нужды, ведение претензионной работы, а также периодическую инвентаризацию. Оперативный учет жидкого котельного топлива является функцией эксплуатационного персонала или участка цеха, в ведении которого находится топливное хозяйство. Анализ качественных показателей топлива выполняется подразделением, на которое возложена обязанность по выполнению и проведению анализов топлива по качеству (как правило, химической лабораторией). Организация приема, разгрузки, хранения и подачи топлива на технологические нужды определяется соответствующими местными инструкциями. 4.1.7.2 Технический учет отражает расход топлива на технологические нужды в натуральном и условном исчислении, при этом определяется основной показатель, характеризующий эффективность использования топлива на электростанции, удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии и тепла, а также размеры экономии (перерасхода) топлива в целом по электростанции. Технический учет должен выполняться, как правило, службой, в обязанности которой входит производственно-техническое обеспечение работы электростанции. 4.1.7.3 Бухгалтерский учет представляет собой документальную регистрацию топлива в денежном и натуральном выражении, а также контроль всех хозяйственных операций, связанных с движением топлива и расчетами с поставщиками. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией электростанции или энергокомпании, при этом бухгалтерия ТЭС подготавливает исходные материалы. Примечание - Данные по бухгалтерскому учету жидкого котельного топлива, поступившего на ТЭС, в настоящем стандарте не приводятся и не рассматриваются. 4.1.8 Ответственность за организацию и постановку учета топлива на ТЭС несут директор и главный бухгалтер электростанции. 4.1.9 В договорах на поставку топлива, заключаемых, как правило, непосредственно с производителями (поставщиками) или посредниками, следует предусматривать конкретные положения по проведению контроля количества и качества топлива, как у поставщика, так и у потребителя, так как основным документом при рассмотрении споров в арбитражном суде является договор. При выборе поставщика топлива помимо цены следует учитывать способ доставки топлива, транспортные затраты, возможность поставки топлива в требуемом количестве и качестве, возможность инвестиции средств поставщиком топлива в реконструкцию (техперевооружение) электростанции. Условия договора должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (Федерального закон от 30.11.94 № 51-ФЗ). 4.1.10 На электростанции должен быть обеспечен контроль всего количества поступающего топлива. Контроль качества жидкого котельного топлива может осуществляться как периодически (при этом обязательно в тех случаях, когда есть сомнения в соответствии качества топлива техническим условиям, стандартам и условиям поставки), так и постоянно. 4.1.11 Настройка и техническое обслуживание установленных на электростанции контрольно-измерительных приборов, предназначенных для непрерывного и периодического определения количества и качества топлива (весов, влагомеров, плотномеров, автоматических отборников проб мазута и др.), производятся, как правило, службой, в ведении которой находятся средства тепловой автоматики и измерений, или соответствующим ей другим подразделением по графику, разработанному в соответствии с требованиями завода-изготовителя (или другими документами), и утвержденному руководством электростанции. 4.1.12 Предназначенные для коммерческих расчетов с поставщиками средства измерения (весы, калориметры, метрштоки, рулетки и др.), подлежащие аттестации и периодической поверке территориальными органами Росстандарта, должны иметь в паспорте прибора клеймо государственного поверителя и предъявляться на государственную поверку в установленные сроки. На электростанции должен быть составлен согласованный с органами Росстандарта график поверки. Организация и порядок проведения поверки должны соответствовать ПР 50.2.002, ПР 50.2.006, ГОСТ Р 8.595, ГОСТ 8.002, ГОСТ 8.513. 4.1.13 На все резервуары для приема и хранения жидкого котельного топлива должны быть составленные специализированными организациями градуировочные таблицы. Стационарные стальные вертикальные резервуары (РВС) со стационарными и плавающими крышами и понтонами вместимостью от 100 до 50000 м3 должны быть отградуированы по ГОСТ 8.570 (с учетом последующих изменений и дополнений), резервуары вертикальные цилиндрические железобетонные со сборной стенкой вместимостью от 50 до 30000 м3 - по методическим указаниям [1]. Резервуары стальные горизонтальные вместимостью от 3 до 200 м3 - по ГОСТ 8.346 (с учетом последующих изменений). После каждого капитального ремонта и вызванного в связи с этим изменения вместимости резервуара должна проводиться повторная градуировка резервуара. После оснащения резервуара внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и заново утверждена в установленном порядке. Срок действия градуировочных таблиц на резервуары для учетно-расчетных операций - до пяти лет. Градуировочные таблицы на резервуары для учетно-расчетных операций утверждаются органом Росстандарта. Периодический пересчет градуировочных таблиц на резервуары для оперативного учета не проводится. Градуировочные таблицы на резервуары для оперативного учета утверждает технический руководитель предприятия, аккредитованного на право проведения градуировочных работ. Для проведения градуировки и составления таблиц должен привлекаться специально обученный персонал. Организации, проводящие градуировку, должны быть зарегистрированы в органах Госстандарта, и иметь право на проведение таких работ. Для каждого резервуара должен быть определен высотный трафарет (базовая высота). Базовая высота определяется при приемке резервуара в эксплуатацию после окончания монтажа или капитального ремонта и заносится в технологическую карту резервуара. Величину высотного трафарета следует проверять ежегодно с помощью рулетки с лотом. При изменении величины базовой высоты не менее чем на 3 % от величины, определенной при приемке в эксплуатацию или последнего ремонта, должен проводиться внеочередной внутренний осмотр резервуара с зачисткой резервуара от донных отложений. Базовая высота должна измеряться службой, в ведении которой находится метрологическое обеспечение деятельности электростанции или энергокомпании. Результаты измерений оформляются актом, утверждаемым руководством ТЭС. Технологические трубопроводы нефтепродуктов должны градуироваться согласно методическим указаниям [2]. Градуировочные таблицы на трубопроводы должны пересматриваться при изменении схемы трубопровода, протяженности или диаметра отдельных его участков, но не реже 1 раза в 10 лет. 4.1.14 Контроль за соблюдением сроков периодической поверки средств измерений на электростанциях и правильностью ведения поверок по ГОСТ Р 8.563, ГОСТ Р 8.568 должен осуществляться соответствующей службой, в ведении которой находится метрологическое обеспечение деятельности электростанции или энергокомпании. Контроль правильности учета жидкого котельного топлива по количеству должен возлагаться на службу энергокомпании, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство, по качеству, как правило, на химическую службу энергокомпании. 4.1.15 Использование электростанциями методов измерений и оборудования, не предусмотренных нормативно-технической документацией, может быть допущено только после их аттестации по ГОСТ Р 8.580 и с разрешения службы, в ведении которой находится метрологическое обеспечение деятельности энергокомпании. 4.1.16 Техническое обслуживание вагонных весов (надзор, ремонт) и их поверка (не реже одного раза в полугодие) производятся, как правило, службой, в ведении которой находится метрологическое обеспечение деятельности электростанции, или службой, в ведении которой находится метрологическое обеспечение деятельности энергокомпании. Вагонные весы могут передаваться на техническое обслуживание (надзор, ремонт, поверку) предприятию железной дороги или другой специализированной организации. 4.1.17 Отбор проб топлива вручную из цистерн или из резервуаров производится согласно ГОСТ 2517 персоналом топливно-транспортного участка электростанции. Отбор проб нефтепродуктов оформляют актом. Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах. В акте указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба, и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ. Обработка проб топлива и выполнение всех видов их анализов производятся химической службой (лабораторией) электростанции и в отдельных случаях химической службой энергокомпании согласно п. 4.1.3. 4.1.18 Результаты анализов качества поступившего и поданного на сжигание топлива фиксируются в журналах (как правило, химической службы электростанции) по каждому виду топлива в отдельности. 4.1.19 Аналитические лаборатории (химических служб электростанций, энергокомпаний) должны быть аттестованы и аккредитованы по ГОСТ Р 51000.4 по тем показателям качества топлива, по которым ТЭС ведет претензионную работу с поставщиками. 4.1.20 Энергокомпаниям следует организовывать систематический надзор за проведением анализов проб топлива на электростанциях путем инспекторских проверок и обмена контрольными пробами между лабораториями электростанций. Периодичность проверок (но не реже одного раза в квартал) и их характер устанавливаются энергокомпанией. 4.1.21 Окончательным документом о движении топлива за месяц на ТЭС является акт по форме ТТ-22 (приложение П), утверждаемый директором электростанции. 4.1.22 Сведения о движении топлива за сутки, пятидневку или другой период являются оперативными. 4.1.23 Электростанции, передающие по договору функции контроля топлива другой компетентной организации, должны в договоре обусловить выполнение требований настоящего стандарта. Условия договора должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.94 № 51-ФЗ). 4.2 Приемка жидкого котельного топлива по количеству 4.2.1 Массу жидкого котельного топлива, поступающего в цистернах по железной дороге или автотранспортом, определяют: - прямым методом статических измерений массы жидкого котельного топлива, основанном на прямых измерениях массы продукта статическим взвешиванием или взвешиванием в движении железнодорожных (или автомобильных) цистерн и составов, или - косвенным методом статических измерений, основанном на объемно-массовом методе измерений. Массу жидкого котельного топлива, поступающего водным транспортом и по трубопроводам, определяют косвенным методом статических измерений (путем обмера в резервуарах). При этом электростанция вправе применять метод определения массы, отличный от того, который использует поставщик. Определение массы мазута в железнодорожных цистернах прямым методом статических измерений (методом взвешивания) является предпочтительным. 4.2.2 Для взвешивания топлива, поступающего по железной дороге, на электростанциях должны быть установлены аттестованные вагонные весы по ГОСТ 30414, обеспечивающие пределы погрешности взвешивания цистерны в железнодорожном составе или целиком состава. 4.2.3 При взвешивании должны соблюдаться заводские инструкции по эксплуатации вагонных весов в части скоростей прохождения цистерн по платформе весов, грузоподъемности цистерн и др. Предпочтительным способом определения массы порожних цистерн является их взвешивание. Если же массу порожних цистерн электростанция принимает по трафарету, то их взвешивание производится обязательно в случае обнаружения в них битумных остатков, о чем должно быть указано в договоре на поставку топлива. 4.2.4 Масса приходуемого топлива рассчитывается с учетом предельных расхождений и норм естественной убыли при перевозках (см. приложение Т). Предельные расхождения и естественная убыль рассчитываются от массы нетто, указанной в накладных. 4.2.5 Приемка топлива по количеству может осуществляться по составу (маршруту) в целом или каждой цистерне в отдельности, о чем должно быть указано в договоре на поставку топлива. 4.2.5.1 При прямом методе статических измерений массу топлива определяют по результатам взвешивания на автомобильных и железнодорожных весах (аттестованных по ГОСТ Р 8.568 и ГОСТ Р 8.603 соответственно) железнодорожных и автомобильных цистерн с топливом и без него. 4.2.5.2 Оценивание погрешности измерений массы топлива при прямых методах измерений величин проводят в соответствии с ГОСТ 8.207 и руководящим документом [3]. 4.2.5.3 Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы брутто нефтепродукта не должны превышать: - при прямом методе статических измерений взвешиванием на весах расцепленных цистерн - 0,40 %; - при прямом методе статических измерений взвешиванием на весах движущихся не расцепленных цистерн и составов из них - 0,50 %. 4.2.5.4 При приемке жидкого котельного топлива косвенным методом статических измерений (объемно-массовым) массу жидкого котельного топлива определяют по результатам измерений: а. уровня жидкого котельного топлива: - в железнодорожных цистернах с помощью переносного измерителя недолива ИНД-1 М согласно методике [4] или переносного метрштока в соответствии с требованиями, изложенными в таблицах калибровки железнодорожных цистерн; - в автомобильных цистернах - с помощью переносного метрштока; - по трубопроводам - с помощью стационарных уровнемеров, установленных на резервуарах ТЭС, используемых для приема топлива; - водным транспортом - либо по осадке судов, либо с помощью стационарных уровнемеров, установленных на резервуарах ТЭС, используемых для приема топлива; а) плотности жидкого котельного топлива - средством измерений плотности или ареометром в лаборатории по ГОСТ 3900, ГОСТ Р 51069, ГОСТ 8.599 или лабораторным плотномером в точечной пробе продукта, отобранной по ГОСТ 2517; б) температуры жидкого котельного топлива - термометром в точечных пробах или с помощью переносного (или стационарного) преобразователя температуры (термопары), опускаемого на 1/3 высоты от нижней образующей цистерны. 4.2.5.5 Объем топлива определяется при поступлении: - железнодорожным транспортом - по градуировочным таблицам железнодорожных цистерн, составленным на каждый сантиметр высоты, с использованием результата измерений уровня. Среднее значение вместимости дробных частей сантиметра вычисляется расчетным путем; - в автоцистернах - по градуировочным таблицам автоцистерн (автоцистерны должны быть поверены территориальным органом Росстандарта по ГОСТ Р 8.569) с использованием результатов измерения уровня; - по трубопроводам или водным транспортом - по градуировочным таблицам резервуаров электростанции, используемых для учетно-расчетных операций по приему жидкого котельного топлива (в период приемки топлива его расходование из резервуара не допускается, а измерение уровня производится после его отстоя в течение не менее 10 минут). При этом градуировочные таблицы должны быть составлены на каждый сантиметр высоты и утверждены территориальным органом Росстандарта. Масса жидкого котельного топлива определяется умножением объема топлива на измеренную плотность по ГОСТ 3900. Предельная относительная погрешность при измерении объемно-массовым методом не должна превышать (в соответствии с ГОСТ Р 8.595): - при измерении массы жидкого котельного топлива от 120 т и выше - 0,60 %; - при измерении массы жидкого котельного топлива до 120 т - 0,75 %. 4.2.5.6 Содержание механических примесей в топливе определяют по ГОСТ 6370. 4.2.5.7 Содержание воды в топливе определяют в соответствии с ГОСТ 2477. 4.2.5.8 Уровень топлива в каждой железнодорожной (автомобильной) цистерне при косвенном методе статических измерений необходимо измерять дважды (по каждой противоположной стороне верхнего люка по оси цистерны). Метршток следует опускать медленно, не допуская волн на поверхности топлива и ударов о днище. Метршток должен опускаться строго в вертикальном положении. Измерения проводят при установившемся уровне топлива и отсутствии пены. Показания рулетки или метрштока отсчитывают с точностью до 1 мм. Если расхождения превышают 1 мм, измерения необходимо повторить. Метршток до и после измерений необходимо насухо протереть мягкой тряпкой. 4.2.6 Информация о подходе транспортных средств с топливом (и другими грузами) регистрируется в журнале по форме ТТ-1 (приложение Б). Журнал является оперативным документом должностного лица электростанции (как правило, начальника смены железнодорожного участка службы, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции), в обязанности которого вменен учет подхода транспортных средств. 4.2.7 Порядок подачи и уборки цистерн, способы учета простоя, места приемки, а также формы приемо-сдаточной документации устанавливаются договором с учетом требований правил безопасности [5] на эксплуатацию подъездных путей, на подачу и уборку вагонов и погрузочно-разгрузочные работы, заключаемым электростанциями с предприятием железной дорогой или другой организацией, осуществляющей транспортно-экспедиционное обслуживание. 4.2.8 Приемосдатчик или другое лицо, выполняющее его функции, получает от транспортной организации (железной дороги, речного или морского пароходства и др.) документы (накладные, коносаменты и др.) на топливо, которые сверяются с данными фактически поданных под разгрузку транспортных средств (номера транспортных средств, их типы, грузоподъемность, виды груза и др.). Сверка данных поступивших транспортных средств и вида груза на местах приема-сдачи может также производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов или натурным методом, о чем должно быть указано в договоре. Если на состав (группу цистерн) была выписана одна накладная, а в пути произошла утрата (отцепка) одной или нескольких цистерн, то железнодорожной станцией примыкания в накладной об этом должна быть сделана соответствующая отметка. 4.2.9 Результаты контроля взвешиванием количества принятого жидкого котельного топлива заносятся в ведомость учета топлива и других грузов, прибывших в железнодорожных цистернах и принятых взвешиванием по форме ТТ-3 (приложение В). Ведомость подписывается лицом, выполняющим функции весовщика-приемщика. Ведомость заполняется посменно или за сутки в целом и является оперативным документом для контроля поступления транспортных средств с топливом. При необходимости отбираются пробы мазута для определения количества в нем воды, при этом делается соответствующая отметка в гр. 10 ведомости формы ТТ-3. 4.2.10 Результаты контроля объемно-массовым методом количества принятого жидкого котельного топлива (мазута) заносятся в ведомость учета жидкого котельного топлива, принятого обмером в железнодорожных цистернах по форме ТТ-5 (Приложение Д). Ведомость подписывается лицом, выполняющим функции приемщика топлива. Если одно и то же лицо одновременно исполняет обязанности и приемщика и учетчика топлива, ведомость допускается не заполнять. При необходимости отбираются пробы мазута для определения количества в нем воды, при этом делается соответствующая отметка в гр. 10 ведомости формы ТТ-5. 4.2.11 Ведомости по формам ТТ-3 и ТТ-5, подписанные лицами, ответственными за приемку топлива, передаются лицу, выполняющему функции учетчика топлива, а отобранные при приемке топлива пробы, как правило - в химическое подразделение (лабораторию) ТЭС. 4.2.12 Результаты контроля количества жидкого котельного топлива, поступившего по трубопроводу или водным транспортом и принятого обмером в резервуарах, заносятся в форму ТТ-10 (приложение Л) при приеме топлива в присутствии поставщика. Форма ТТ-10 должна быть им подписана. Эта форма составляется в трех экземплярах: один - для бухгалтерии, другой - поставщику и третий остается в службе, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство ТЭС. 4.2.13 На основе данных, содержащихся в ведомостях ТТ-3 или ТТ-5, в транспортных документах, и результатов выполненных, как правило, химической лабораторией ТЭС, анализов проб, лицо, выполняющее функции учетчика топлива, производит расчет массы приходуемого топлива (с учетом допустимых предельных расхождений и норм естественной убыли при перевозках). 4.2.14 Результаты расчетов массы жидкого котельного топлива, принятого методом взвешивания, заносятся в форму ТТ-4 (приложение Г), которую подписывают руководитель подразделения, в ведении которого находится топливно-транспортное хозяйство электростанции, и лицо, проводившее расчеты (выполняющее функции учетчика топлива). 4.2.15 Результаты расчетов массы топлива, принятого по объемно-массовому методу заносятся в форму ТТ-9 (приложение К), которую подписывают руководитель подразделения, в ведении которого находится топливно-транспортное хозяйство электростанции, и лицо, проводившее расчеты (выполняющее функции учетчика топлива). Форма ТТ-4 составляется в отдельности по каждому виду топлива и по каждому поставщику, а форма ТТ-9 - в отдельности по каждому поставщику. 4.2.16 При обнаружении недостачи должен составляться акт: - при приемке жидкого котельного топлива взвешиванием - по форме ТТ-6 (приложение Е); - при приемке жидкого котельного топлива обмером в железнодорожных цистернах - по форме ТТ-7 (приложение Ж). Эти акты составляются по каждой накладной или каждому поставщику в отдельности и подписываются комиссией в составе руководителя подразделения, в ведении которого находится топливно-транспортное хозяйство ТЭС, лиц, ответственных за приемку топлива (выполняющих функции весовщика топлива, приемщика топлива) и иных лиц, если их участие в приемке топлива оговорено в договоре на поставку. Акты по форме ТТ-6 и акты по форме ТТ-7 утверждаются директором электростанции (лицом его замещающим) или лицом, специально уполномоченным для данной работы (юристом). 4.2.17 Сведения о недостаче топлива из форм ТТ-4, ТТ-9 заносятся в сводную ведомость по форме ТТ-24 (приложение С). 4.2.18 Акты по формам ТТ-6, ТТ-7 и ТТ-10 являются основанием для подготовки претензионных и арбитражных документов (см. раздел 5 настоящего стандарта). 4.2.19 Определение массы приходуемого топлива производится в зависимости от фактического расхождения между массой топлива, определенной при приемке, и массой топлива, указанной в железнодорожной накладной. Если при приемке анализ топлива на влажность показал, что значения влажности находятся в пределах ГОСТ 10585, то топливо приходуется по «сухой массе», указанной в накладной. Масса оприходованного и израсходованного жидкого котельного топлива во всех формах указывается дробью: в числителе масса при фактической влажности, в знаменателе - «сухая масса», определенная расчетом. Во всех статистических отчетах приход, расход и остатки жидкого котельного топлива указываются также двумя строчками: в верхней - при фактической влажности, а в нижней - по «сухой массе». 4.2.19.1 При положительном или отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, не превышающему допустимого предельного расхождения, приходуется масса топлива, указанная в накладной. 4.2.19.2 При положительном расхождении, превышающем допустимое предельное расхождение, а также при отрицательном расхождении по абсолютному значению, превышающему сумму допустимого предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, приходуется масса топлива, определенная при приемке. 4.2.19.3 При отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, не превышающему суммы допустимого предельного расхождения и нормы естественной убыли при перевозках, приходуется масса топлива, указанная в железнодорожной накладной, за вычетом нормы естественной убыли, которая списывается в установленном порядке. 4.2.20 В случае отрицательного фактического расхождения, по абсолютному значению превышающего сумму допустимого предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, поставщику должны предъявляться материальные претензии за недостачу топлива. 4.2.21 Во время проведения операций по приемке топлива в случае обнаружения технических неисправностей цистерн, признаков недостачи или хищений топлива составляются коммерческие акты. 4.3 Приемка жидкого котельного топлива по качеству 4.3.1 Приемка жидкого котельного топлива по качеству заключается в контроле соответствия поступившего топлива ГОСТ 10585 или ГОСТ 305 и техническим условиям, предусмотренным в договорах в зависимости от вида топлива и условий эксплуатации, по которым ведется претензионная работа (марка, влажность, содержание серы, механических примесей, величин теплоты сгорания и др.). При сдаче поставщик выдает покупателю на каждую партию нефтепродуктов паспорт их качества по всем показателям ГОСТ 10585 и ГОСТ 305 (ТУ). Паспорт качества предприятия-изготовителя (поставщика) является основным документом, который дает право на применение топлива по назначению. Количество экземпляров паспорта качества, подлежащих выдаче покупателю, предусматривается в договорах. Контроль качества жидкого котельного топлива должен осуществляться на ТЭС при приеме, хранении и использовании его по назначению. 4.3.2 Способ контроля качества поступившего на электростанцию топлива определяется договором на поставку топлива с данным поставщиком. Контроль качества поступившего на электростанцию топлива производится путем отбора проб и их химического анализа. Отбор проб жидкого котельного топлива производится из цистерн (при поставке по железной дороге) и из трубопроводов перед приемными резервуарами (при поставке по трубопроводу) по ГОСТ 2517. Отбор проб жидкого котельного топлива по ГОСТ 2517 для выполнения анализа его качеств осуществляется на приемно-сливном устройстве из первой и последней цистерны, а также от каждой третьей цистерны каждой партии. 4.3.3 При использовании дизельного топлива в ГТУ обязательному контролю подлежат следующие показатели: вязкость, плотность, температуры вспышки и застывания, зольность, коксуемость, массовая доля серы, воды, механических примесей, содержание сероводорода водорастворимых кислот и щелочей. Для поддержания свойств топлива на требуемом для ГТУ уровне, необходимо систематически контролировать показатели его качества, влияющие на эксплуатацию и техническое обслуживание ГТУ и всего топливного хозяйства, при приеме, хранении и использовании этого топлива на ТЭС. Все физико-химические показатели качества дизельного топлива должны определяться методами, указанными в разделе технических требований стандарта на топливо (ГОСТ 305). 4.3.4 Отобранные пробы в соответствии с действующими стандартами обрабатываются и анализируются по показателям, являющимся браковочными по условиям поставки топлива. Результаты анализа этих проб фиксируются химическим подразделением ТЭС в журнале по учету качества поступающего на электростанцию топлива и используются в претензионной работе. Если по результатам контрольного анализа будет установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям Инструкций Госарбитража СССР № П-6 [6] и № П-7 [7] (далее - Инструкции), то вторая часть пробы направляется на анализ (в объеме требований нормативных документов) в аккредитованную лабораторию. Третью часть пробы используют как арбитражную в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта. 4.3.5 В случае обнаружения нарушений показателей по количеству и качеству, установленных в договоре, приемка жидкого котельного топлива должна быть приостановлена до прибытия представителя поставщика или оно должно быть слито в специальную емкость. 4.3.6 Запрещается осуществлять приемку топлива с неизвестными и неизученными характеристиками по взрывопожаробезопасности. 4.4 Приемка топлива, переадресованного с других предприятий 4.4.1 На электростанцию может поступить переадресованное топливо (ранее предназначавшееся другим предприятиям). Переадресовка топлива производится по договоренности между электростанциями (энергокомпаниями). 4.4.2 Организация, переадресовавшая топливо, обязана заранее поставить об этом в известность участвующие стороны (электростанции, энергокомпании). 4.4.3 Соответствующие службы (служба) электростанции, получившей переадресованное топливо, в тот же день выписывают извещение о переадресовке по форме ТТ-8 (приложение И) в двух экземплярах, один из которых бухгалтерия электростанции направляет предприятию, которому ранее предназначалось топливо, другой остается в бухгалтерии ТЭС. Извещение является основанием для расчетов за полученное топливо. 4.4.4 Приемка переадресованного топлива производится в обычном порядке, только в верхней части всех составляемых форм делается отметка «Переадресованное топливо». 4.5 Списание естественных потерь топлива при перевозках 4.5.1 Под естественной убылью топлива понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований Инструкций [6] и [7]), являющиеся следствием воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты топлива от потерь при перевозках. 4.5.2 Норма естественной убыли - это предельно допустимые значения безвозвратных потерь топлива, происходящих непосредственно при перевозках. Она применяется только в тех случаях, когда масса топлива по данным поставщика превышает массу топлива по данным потребителя (определенную в процессе приемки путем взвешивания, обмером в цистернах или резервуарах) на значение, большее допустимого предельного расхождения в определении массы топлива. До установления этого факта списание топлива в пределах норм естественной убыли не допускается. Не допускается также распространение норм естественной убыли на невзвешенную часть топлива маршрута (состава). 4.5.3 Списание потерь от естественной убыли при перевозках производится только за отчетный месяц на основании ведомости по форме ТТ-24 (приложение С). 5 Претензионная работа с поставщиками и перевозчиками топлива5.1 Предъявление претензий при обнаружении несоответствия по количеству, качеству топлива и других нарушений договора поставки является обязанностью электростанции. 5.2 Организация претензионной работы, порядок предъявлений претензий и исков, а также содержание претензионных и исковых документов должны соответствовать требованиям договора на поставку топлива. 5.3 Претензии к поставщику и перевозчикам топлива должны направляться электростанцией не позднее чем в месячный срок. В такой же срок после получения претензии поставщик, перевозчик (грузоотправитель) обязан мотивированным письмом сообщить результаты ее рассмотрения получателю. 5.4 В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензий или неполучения в срок ответа на претензию электростанция вправе предъявить иск в арбитражный суд. 5.5 Приемка по количеству и качеству производится, как правило, с участием представителя поставщика или других лиц (представителей общественности), если иное не оговорено в договоре. 6 Претензионная работа с поставщиками по качеству топлива6.1 На каждую партию отгружаемого жидкого котельного топлива поставщик обязан выслать в адрес электростанции паспорт его качества, в котором указывается: марка, влажность, содержание серы, плотность, температура вспышки и другие показатели, по которым ведется претензионная работа (в зависимости от условий обеспечения надежной эксплуатации ТЭС и экологических требований). 6.2 При обнаружении расхождений между данными паспорта о качестве топлива, превышающих оговоренные заключенным договором, следует оформить претензию поставщику. Претензионное требование должно соответствовать Федеральным законам Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ и от 26.01.96 № 14-ФЗ. 6.3 При возникновении разногласий в оценке качества жидкого котельного топлива между потребителем, поставщиком и производителем основанием для решения вопроса являются результаты анализов арбитражных проб, выполненных в нейтральной лаборатории по согласованию сторон, и положения договора на поставку топлива с данным поставщиком. 6.4 Для лабораторных испытаний подготавливаются три экземпляра пробы жидкого котельного топлива: - первый экземпляр поступает в лабораторию электростанции; - второй экземпляр - в лабораторию грузоотправителя (по его требованию); - третий экземпляр - хранится в качестве контрольного на электростанции (для контроля в нейтральной лаборатории). Третью часть пробы используют как арбитражную в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта. 6.5 При приемке жидкого котельного топлива обмером, претензия за повышенное содержание влаги не предъявляется, так как этот фактор учитывается в претензии за недостающее топливо. 6.6 Претензии, возникающие при перевозках топлива по железной дороге, заканчиваются составлением (с участием приемосдатчика ТЭС) коммерческих актов или уплатой штрафов в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 10.01.03 № 18-ФЗ. 7 Претензионная работа с поставщиками и перевозчиками по недостаче топлива7.1 Потребитель должен потребовать от железнодорожной станции отметки на оборотной стороне накладной об исправности цистерн (эта отметка может потребоваться в случае неудовлетворения претензий поставщиком и при необходимости предъявления исковых документов в арбитражный суд). 7.2 Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение цистерн, перевозимых большой и грузовой скоростью, направляются в грузовую службу дороги назначения. Претензионное требование должно соответствовать Федеральным законам Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ и от 26.01.96 № 14-ФЗ. По однородным грузам, погруженным на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения в адрес одного получателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти, а по грузам, по которым составлен один коммерческий акт на целый маршрут или группу вагонов, на количество отправок, указанных в акте. Допускается предъявлять одну претензию на одну группу отправок, но не более пяти погруженным отправителем на одну станцию назначения. 7.3 Претензии к перевозчику могут предъявляться, в основном, в случаях: - прибытия на ТЭС топлива в поврежденных цистернах и с признаками недостачи; - отсутствия одной или нескольких цистерн при поступлении топлива по групповой или маршрутной накладной; - при полной утрате топлива; - нарушения сроков поставки топлива; - перебора начисленных платежей за перевозку топлива и др. К претензионному заявлению грузополучателя о полной утрате топлива при невозможности представления грузовой квитанции прилагается документ об уплате стоимости топлива, и справка станции отправления о приеме к перевозке топлива в адрес данного получателя с отметкой о неприбытии топлива, сделанной в этой справке станцией назначения не более чем за 10 дней до предъявления претензии. В справке станции отправления должны быть указаны номер накладной, номера цистерн, станция и дорога назначения, наименование отправителя и получателя, наименование, количество и масса груза, а также дата приема и отправления топлива. Справка заверяется календарным штемпелем станции. К претензионному заявлению о недостаче топлива должен быть приложен расчет суммы претензии, составленный с учетом норм естественной убыли массы топлива при перевозке. Приложение расчета суммы претензии не обязательно, если указанный расчет сделан в претензионном заявлении. 7.4 Претензии к поставщикам могут предъявляться также в случае следующих нарушений: - подачи мазута в неочищенных цистернах при наличии битумных остатков на днище цистерн; - поступления неочищенных снаружи цистерн (оплата за очистку поверхностей цистерн и их перепростой). 7.5 Претензии, возникающие при перевозке топлива в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются: - управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция; - пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань). Если по предъявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевозки груза. И, наоборот, если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным является пароходство, то железная дорога направляет в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 10.01.03 № 18-ФЗ претензию в пароходство с соответствующими документами, в установленные сроки. 8 Отпуск топлива на сторону, хозяйственные и другие нужды8.1 Сторонним организациям и другим потребителям топливо отпускается по указанию руководства энергокомпании или электростанции. 8.2 Документами на отпуск жидкого котельного топлива на сторону являются накладная по типовой форме М-15, а на хозяйственные нужды - требование по типовой форме М-11. 8.3 Накладная на отпуск топлива на сторону выписывается, как правило, службой, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции, в трех экземплярах и подписывается директором (его заместителем) и главным бухгалтером, или уполномоченными лицами. Первый экземпляр передается лицу, отпускающему топливо. После отпуска топлива накладная, подписанная получателем, вместе с доверенностью получателя передается службой, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции, в бухгалтерию для выписки платежного требования. Второй экземпляр накладной после проставленного на нем штампа бюро пропусков служит основанием для вывоза топлива с территории электростанции, и подлежит сдаче из бюро пропусков в бухгалтерию не позднее следующего дня после вывоза топлива. Третий экземпляр накладной передается получателю топлива. 8.4 Отпуск топлива на хозяйственные нужды оформляется получателем с помощью требования в двух экземплярах. Первый экземпляр с подписью получателя направляется в бухгалтерию, а второй - остается в службе, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции. 8.5 Топливо, израсходованное во время капитальных и средних ремонтов при опробованиях, регулировках и испытаниях оборудования, оформляется накладной установленной формы, согласно актам на ремонты, в двух экземплярах, за подписями руководителей, как правило: службы, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции; подразделения, в ведении которого находится котельное оборудование; службы, осуществляющей производственно-техническое обеспечение работы электростанции, ремонтной организации. Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию, второй - остается в службе, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции. 8.6 Топливо, израсходованное при опробовании, регулировках и испытаниях на вновь вводимое энергетическое оборудование до принятия его по акту в эксплуатацию, списывается по акту. Стоимость этого топлива предъявляется по отдельному счету строительной или пусконаладочной организации. Израсходованное топливо оформляется по накладной установленной формы с приложением акта, подписанного представителями руководства электростанции и строительной (наладочной) организацией. Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию для предъявления счета, второй - остается в службе, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции. 8.7 Расход топлива на поддержание оборудования в резерве или консервации ежедневно учитывается в суточных ведомостях по формам ТТ-20 (приложение М) и ТТ-21 (приложение Н) согласно нормам, разработанным электростанцией и утвержденным вышестоящей организацией (энергокомпанией). 8.8 В конце каждого месяца, а также по окончании периода резерва или консервации израсходованное топливо оформляется накладной установленной формы согласно акту о времени нахождения оборудования (или электростанции в целом) в упомянутых состояниях, в двух экземплярах, за подписями начальников службы, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции, подразделения, в ведении которого находится котельное оборудование и службы, осуществляющей производственно-техническое обеспечение работы электростанции. Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию, второй - остается в службе, в ведении которой находится топливно-транспортное хозяйство электростанции. 9 Инвентаризация остатков жидкого котельного топлива9.1 В целях определения остатков топлива на конец месяца производится инвентаризация топлива на складе хранения. Инвентаризация подразделяется на документальную, производимую на основе данных форм учета поступления, расходования и остатков топлива, и инструментальную, при которой остатки топлива на складах (в резервуарах) определяются путем измерений. 9.2 Документальная (учетная) инвентаризация жидкого котельного топлива должна проводиться ежемесячно. 9.3 Инструментальная инвентаризация жидкого котельного топлива проводится ежемесячно. Отчетные значения остатков топлива на складах устанавливаются с учетом только погрешности инструментальной инвентаризации, относительное значение которой для жидкого котельного топлива составляет: ±0,5 % - в вертикальных резервуарах, и ±1,3 % - в горизонтальных. 9.4 Для резервуаров, в которых за период между инвентаризациями не было движения (подачи и отбора) топлива, по усмотрению комиссии допускается пользоваться данными предыдущей инвентаризации. 9.5 Инструментальные инвентаризации проводятся комиссиями, как правило, в составе: - заместителя директора электростанции (председатель комиссии); - начальника службы, осуществляющей производственно-техническое обеспечение работы электростанции; - начальника топливно-транспортного участка или другого подразделения, в ведении которого находится топливный склад; - главного бухгалтера (или лица его замещающего, например - бухгалтера по учету топлива). Примечание - Директор электростанции может назначить председателем комиссии технического руководителя ТЭС, заместителя технического руководителя ТЭС по эксплуатации или начальника службы, осуществляющей производственно-техническое обеспечение работы электростанции. В этом случае заместитель директора в работе комиссии не участвует. 9.6 По результатам инструментальной инвентаризации топлива составляются не менее чем в двух экземплярах акты форме ТТ-23 (приложение Р). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию. 9.7 Инвентаризация остатков топлива после стихийного бедствия (урагана, ливня и др.) производится специальной комиссией, назначаемой руководством энергокомпании. 9.8 В результате сопоставления остатков топлива по данным документальной и инструментальной инвентаризации определяется его недостача или излишки, устанавливаются отчетные значения остатков топлива на складах и расхода его на технологические нужды. 9.9 Если абсолютное значение расхождения в остатках топлива по данным инструментальной и документальной инвентаризации не превышает погрешности инструментальной инвентаризации, то за отчетные остатки топлива на складах принимаются данные документальной инвентаризации. 9.10 Если расхождение в остатках топлива по данным инструментальной и документальной инвентаризации имеет положительное значение и превышает погрешность инвентаризации, то имеют место излишки топлива. Они равны разнице между расхождением в остатках и абсолютным значением погрешности инструментальной инвентаризации. Излишки топлива подлежат оприходованию на склад. В этом случае за отчетные остатки топлива на складе принимается разность между остатками по данным инструментальной инвентаризации и абсолютным значением ее погрешности. 9.10.1 Если расхождение в остатках топлива по данным инструментальной и документальной инвентаризации имеет отрицательное значение и по абсолютному значению превышает погрешность инструментальной инвентаризации и абсолютного значения погрешности инструментального измерения, то имеет место недостача топлива. Разность между отчетными остатками топлива на складе и результатом документальной инвентаризации соответствует недостаче топлива. 9.10.2 В зависимости от выводов инвентаризационной комиссии недостача топлива может быть целиком или полностью: - отнесена к расходу топлива на технологические нужды; - списана на удорожание топлива; - отнесена на виновных лиц. В первом случае отчетное значение расхода топлива на технологические нужды определяется как сумма этого расхода по данным документальной инвентаризации и отнесенной к нему недостаче топлива. На недостачу топлива, вызванную стихийными бедствиями, составляют акт о списании, который утверждается руководством вышестоящей организации (энергокомпании). 10 Количество и качество топлива, израсходованного на технологические цели (нужды)10.1 Использованным на технологические нужды (отпуск электроэнергии и тепла) является топливо, сожженное энергетическими и пиковыми водогрейными котлами электростанции. Срок хранения топочных мазутов составляет 5 лет. Срок хранения дизельного топлива составляет в зависимости от марки и наличия присадок - от одного года марки «А», и до трех лет марки «Л». 10.2 Масса всего расходуемого на технологические нужды топлива должна быть определена на основе измерений по показаниям весов, расходомеров, уровнемеров и т.д., а показатели его качества - на основе результатов анализа проб топлива, отобранных с помощью соответствующих устройств. 10.3 Количество и качество топлива по неудовлетворенным претензиям включается в расход на технологические цели только в случае, если эти претензии отклонены по причинам технического характера. 10.4 При определении расхода жидкого котельного топлива по изменению уровня в резервуарах для каждого из них должна быть составлена калибровочная таблица в соответствии с п. 4.1.13 настоящего стандарта. Резервуары должны быть оборудованы уровнемерами, обеспечивающими погрешность измерения не более ±0,5 см при измерении по месту, и ±1,5 см при дистанционном измерении. 10.5 При определении расхода жидкого котельного топлива с применением сужающих устройств (расходомеров) последние должны быть установлены на напорных трубопроводах, подающих топливо в котельное отделение, на прямом топливопроводе, подающем топливо к каждому котлу и на обратном топливопроводе от каждого котла и на трубопроводах рециркуляции. 10.6 Для сопоставления расходов поступившего (практически «сухого») и израсходованного (обводненного при разогреве открытым паром во время слива) жидкого котельного топлива используется следующая формула:
где Вo - масса обводненного топлива, т; В - масса поступившего топлива по приемному акту (до разогрева), т; Wp - влажность поступившего топлива (до разогрева), %; Wop - влажность обводненного топлива, %. Влажность обводненного топлива определяется по пробам, отобранным из резервуаров после перекачки в них топлива, или принимается как средняя влажность по суточным (сменным) пробам, отобранным от топлива, израсходованного на технологические нужды. 10.7 Суточная ведомость учета поданного к котлам жидкого котельного топлива составляется лицом, исполняющим обязанности учетчика топлива, на основании: - расчетов массы принятого топлива; - данных требований и накладных о количестве отпущенного топлива на хозяйственные нужды и на сторону; - расчета массы топлива, израсходованного на поддержание оборудования в резерве или консервации. В этих ведомостях фиксируются сводные данные о поступлении и расходе топлива за сутки и об остатках топлива на электростанции по состоянию на 24 часа. Один экземпляр ведомостей по форме ТТ-24 (приложение С) направляется на следующий день в бухгалтерию ТЭС, другой - в службу, осуществляющую производственно-техническое обеспечение работы электростанции. 10.8 Остатками топлива считается все топливо, находящееся в резервуарах, а также оприходованное, но не выгруженное на 24 часа. 10.9 Определение количества поданного топлива осуществляется в соответствии с ПР 50.2.009-94. 10.10 Качество сжигаемого топлива, расходуемого на технологические нужды, определяется путем анализа проб, отобранных из пробоотборных точек системы подачи топлива. При использовании дизельного топлива в ГТУ обязательному контролю подлежат следующие показатели: вязкость, плотность, температуры вспышки и застывания, зольность, коксуемость, массовая доля серы, воды, механических примесей, содержание сероводорода водорастворимых кислот и щелочей. Для поддержания свойств топлива на требуемом для ГТУ уровне необходимо систематически контролировать показатели его качества, влияющие на эксплуатацию и техническое обслуживание ГТУ и всего топливного хозяйства при приеме, хранении и использовании его на ТЭС. Каждый раз после слива новой партии дизельного топлива (маршрута) отбирается средняя проба из резервуара для определения зольности, содержания Na, К, Са, V, Рb, механических примесей, воды. При длительном хранении дизельного топлива в резервуаре, если нет поступления новых партий, необходимо 1 раз в месяц проводить его отбор пробы и анализ в объеме обязательного контроля, а в случае ухудшения его качества (изменение содержания воды, коррозионно-агрессивных металлов, механических примесей, зольности) вопрос о возможности его дальнейшего хранения и использования решается в каждом случае руководством ТЭС, с привлечением при необходимости специалистов других организаций. 10.11 При подаче мазута 1 раз в сутки должна отбираться проба мазута (до 0,5 дм3) из напорных трубопроводов подачи мазута в котельное отделение. 10.12 При работе ГТУ 1 раз в сутки должна отбираться проба (до 0,5 дм3) дизельного топлива из напорных коллекторов в машзале ГТУ. Из этих отобранных проб составляется средняя проба (за пятидневку), в которой определяется: - для мазутов - содержание влаги, серы, теплотворная способность; - для дизельного топлива - содержание натрия, калия и кальция. 11 Учет движения жидкого котельного топлива за месяц11.1 По истечении каждого месяца (по состоянию на 24 ч последнего числа отчетного месяца) топливно-транспортная и производственно-техническая службы электростанции с участием бухгалтерии составляют акт по форме ТТ-22 (приложение П) о движении и остатках топлива за месяц, являющийся основным документом, данные которого отражаются в статистической отчетности электростанции. Примечание - Под словами «по состоянию на 24 ч» подразумевается фиксация полученных заранее или с некоторым запозданием данных по инвентаризации и затем скорректированных сведениями о движении топлива на время отчетного месяца. Акт по форме ТТ-22 составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию (для контроля бухгалтерских проводок), а другой в производственно-техническую службу (для использования при составлении технической отчетности). 11.2 Акт по форме ТТ-22 составляется на основе данных документальной и инструментальной инвентаризации топлива. В результате сопоставления остатков топлива по данным документальной и инструментальной инвентаризации определяется его недостача или излишки, устанавливаются отчетные значения остатков топлива в резервуарах и расхода его на технологические нужды. 11.3 Отчетные значения остатков жидкого котельного топлива на складах устанавливаются с учетом только погрешности инструментальной инвентаризации, относительное значение которой составляет для топлива в вертикальных резервуарах ±0,5 %, в горизонтальных резервуарах ±1,3 %. Примечание - Нормы естественной убыли при хранении топлива на складах электростанций были отменены Методическими указаниями по организации учета топлива на тепловых электростанциях, утвержденными ОАО РАО «ЕЭС России» 12.05.96. 12 Технический учет топлива12.1 Учет расхода натурального топлива на технологические нужды ведется при той фактической влажности, с которой оно было подано в энергетическую установку для сжигания. 12.2 Пересчет расхода В1 и теплотворной способности рабочей массы топлива влажностью на массу влажностью производится по формулам:
где K - коэффициент пропорциональности; K = 1 при выражении в ккал/кг, K = 4,187 при выражении в кДж/кг. 12.3 Технический учет топлива на электростанции ведется в условном исчислении на основе переданных в производственную службу электростанции (службу, в обязанности которой входит производственно-техническое обеспечение работы электростанции) данных о количестве и качестве натурального топлива, израсходованного на технологические нужды. 12.4 Пересчет натурального топлива Вн в условное Вут (в тоннах) производится по формуле:
где - теплота сгорания по данным химической лаборатории жидкого, ккал/кг (МДж/кг); Qyт - теплота сгорания условного топлива, равная 7000 ккал/кг (29,31 МДж/кг). 12.5 Пересчет производится за каждый из периодов (1 сутки, 3 - 5 суток, декада), для которых химической лабораторией производится определение теплоты сгорания топлива по накопительной пробе. В целом за месяц расход условного топлива определяется суммированием расходов за отдельные периоды. 12.6 В расход условного топлива, отнесенного на отпуск электроэнергии и тепла, включается все топливо, израсходованное на технологические нужды, согласно данным формы ТТ-22 (Приложение П). 12.7 Все виды горючих материалов (мазутные присадки и др.), расходуемые как топливо для обеспечения отпуска электроэнергии и тепла, должны учитываться при расчете удельных расходов условного топлива. 12.8 Не допускается списание на технологические нужды всех видов естественной убыли и не производственных потерь топлива. 12.9 Удельные расходы условного топлива в целом по электростанции, а также по отдельным группам оборудования (энергоблокам) определяются по прямому балансу. Если на электростанции нет непосредственных измерений расхода топлива на каждый котел и группу котлов, то топливо распределяется между ними пропорционально соответствующим значениям расходов топлива, определенных по обратному балансу. 12.10 Результаты технического учета топлива отражаются в отчетах статистической отчетности. Приложение АФорма Договора поставки нефтепродуктов
Приложение Б
Приложение В
Приложение ГФорма для расчета массы жидкого котельного топлива, принятого взвешиванием
Приложение Д
Приложение ЕФорма акта приемки жидкого котельного топлива взвешиванием
Приложение ЖФорма акта приемки жидкого
котельного топлива обмером в
Приложение ИФорма извещения о получении переадресованного топлива
Приложение К
Приложение Л(рекомендуемое)
Приложение М
Приложение НФорма суточной ведомости движения и остатков жидкого котельного топлива
Приложение П(рекомендуемое) Форма акта движения и остатков жидкого котельного топлива Приложение Р
Приложение СФорма сводной ведомости недостач и естественных потерь топлива при перевозках
Приложение ТНормы естественной убыли жидкого котельного топлива при перевозках и перевалках (извлечение из соответствующих
постановлений Госснаба СССР На ТЭС Российской Федерации сжигаются нефтепродукты в основном 5-й и 6-й групп. К 5-й группе относятся: - топливо нефтяное для газотурбинных установок (ГОСТ 10433-75); - топливо печное бытовое ТГТБ (ТУ 38.101656-76); - топливо дизельное экспортное (ТУ 39.001162-73) и др. - К 6-й группе относятся: - мазуты всех марок; - присадки всех марок; - прочие жидкие нефтепродукты и др. Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках:
Примечание - Нормы естественной убыли применяются независимо от расстояния перевозки. БИБЛИОГРАФИЯ[1] Методические указания. Определение вместимости и градуировка железобетонных цилиндрических резервуаров со сборной стенкой вместимостью до 30000 куб. м геометрическим методом РД 50-156-79 (Утверждены Постановлением Госстандарта СССР от 08.06.1979 № 2087). [2] Методические указания. ГСИ. Вместимость технологических трубопроводов. Методика выполнения измерений РД 112РСФСР 023-89 (Утверждены Приказом Госкомнефтепродукта РСФСР от 30.11.1989). [3] Р 50.2.038-2004 ГСИ. Измерения прямые однократные. Оценивание погрешностей и неопределенности результата измерений. [4] МИ 2260-93. ГСИ. Уровень мазута в железнодорожных цистернах. Методика выполнения измерений измерителем уровня недолива ИНД-1 М. [5] Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94 (Утверждены Приказом Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50). [6] Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству № П-6 (Утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6) (в ред. Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.73 № 81, от 14.11.74 № 98) (с изм., внесенными Постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 22.10.1997 № 18). [7] Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству № П-7 (Утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7) (в ред. Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.73 № 81, от 14.11.74 № 98) (с изм., внесенными Постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 22.10.1997 № 18). [8] МИ 1953-2005 ГСИ. Масса грузов при бестарных перевозках. Методика выполнения измерений весами и весовыми дозаторами.
ОАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Г.М. КРЖИЖАНОВСКОГО» (ОАО «ЭНИН»)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |