| ||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ
ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Назначение,
состав и характеристики бортового
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 638-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 54024-2010 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМЫ
ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования Global
navigation satellite system. Urban passenger transport dispatcher control
systems. Дата введения - 2011-12-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС). Настоящий стандарт устанавливает требования к назначению, составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие городские и пригородные пассажирские перевозки. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 52051-2003 Механические средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования ГОСТ Р 52928-2008 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928 и ГОСТ Р 22.0.05, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 абонентский телематический терминал: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на контролируемые транспортные средства для определения их текущего местоположения и параметров движения, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией. 3.2 безопасность перевозки: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений. 3.3 бортовое навигационно-связное оборудование: Элемент системы диспетчерского управления, устанавливаемый на контролируемые транспортные средства и состоящий из абонентского телематического терминала и дополнительного бортового оборудования. Примечание - Состав дополнительного бортового оборудования определяется в зависимости от целевых задач контролируемого транспортного средства. 3.4 глобальная навигационная спутниковая система: По ГОСТ Р 52928. 3.5 диспетчерский пункт: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления транспортными средствами транспортного предприятия. 3.6 диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования. Примечание - Диспетчерский центр может выполнять функции диспетчерского пункта. 3.7 диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи. 3.8 дорожно-транспортное происшествие: По ГОСТ Р 22.0.05. 3.9 мониторинг перевозок: По ГОСТ Р 52928. 3.10 мониторинговая информация: Совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры. 3.11 информационный контент: Совокупность буквенно-цифровой, графической, видео- и аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и содержащая сведения: - о маршрутах регулярных пассажирских перевозок; - об остановочных пунктах маршрута регулярных пассажирских перевозок, - о расписаниях регулярных пассажирских перевозок; - об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных пассажирских перевозок; - другая информация, связанная с осуществлением регулярных пассажирских перевозок; - о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении; - дополнительная информация, в том числе рекламного характера. 3.12 навигационная информация: Совокупность данных о географических координатах, скорости и направлении движения контролируемого объекта. 3.13 телематический сервер (телематическая платформа): Элемент системы диспетчерского управления, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от абонентских телематических терминалов в диспетчерские пункты и центры, а также обмена технологической информацией между диспетчерскими центрами (пунктами) и абонентскими телематическими терминалами. 3.14 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры. Примечание - Состав данных о состоянии объекта определяется в зависимости от целевых задач контролируемого транспортного средства, числа и способа подключения контрольных датчиков. 3.15 технологическая информация: Совокупность данных и управляющих команд, циркулирующая между бортовым навигационно-связным оборудованием и диспетчерскими пунктами (центрами). Примечание - Состав технологической информации определяется применяемой технологией диспетчерского управления транспортным средством. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование; ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации; ГПТ - городской пассажирский транспорт; УКВ - ультракороткие волны; CAN - стандарт передачи данных; GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования; GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки; RS 232, RS 485 - интерфейс передачи информации; SMS - стандарт сотовой связи; UTC - координированное всемирное время. 5 Основные положения5.1 Бортовое навигационно-связное оборудование является составной частью системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом и устанавливается на транспортные средства городского пассажирского транспорта. 5.2 Бортовое навигационно-связное оборудование должно включать в свой состав абонентский телематический терминал и дополнительное бортовое оборудование, состав которого определяется в зависимости от целевых (технологических и информационных) задач контролируемого транспортного средства. 5.3 Абонентский телематический терминал в составе БНСО должен обеспечивать определение текущего местоположения транспортного средства ГПТ и параметров их движения, обмен данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействие с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией. 6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования6.1 Бортовое навигационно-связное оборудование должно обеспечивать решение следующих технологических задач на борту контролируемого транспортного средства: - контроль соблюдения маршрута движения (определение местоположения транспортного средства); - контроль расхода топлива; - обеспечение голосовой связи «диспетчер-водитель»; - контроль состояния транспортного средства путем сбора телеметрической информации через подключение бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов к аналоговым, дискретным или цифровым входам абонентского телематического терминала; - оперативная сигнализация о возникновении нештатных и аварийных ситуаций (передача сигнала бедствия водителем в диспетчерский пункт (центр) системы диспетчерского управления нажатием тревожной кнопки); - передача навигационной и телеметрической информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью; - запись мониторинговой информации в энергонезависимую память прибора («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи; - передача управляющих воздействий на исполнительные устройства, установленные на транспортные средства ГПТ; - подсчет пройденного расстояния (виртуальный одометр). 6.2 Бортовое навигационно-связное оборудование может дополнительно обеспечивать решение следующих технологических задач на борту контролируемого транспортного средства: - управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с внутрисалонных видеокамер (в режиме фотографий и/или в реальном времени); - управление приемом, накоплением и передачей звука с внутрисалонных микрофонов; - возможность подключения подсистемы контроля пассажиропотока (сбор, накопление и передача данных от бортового комплекса аппаратуры подсчета входящих/выходящих пассажиров, прием технологической информации); - возможность подключения подсистемы контроля оплаты проезда (обмен навигационной информацией и данными об оплате с аппаратно-программными средствами подсистемы контроля оплаты проезда). 6.3 Бортовое навигационно-связное оборудование должно обеспечивать решение следующих информационных задач на борту контролируемого транспортного средства: - обмен данными и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчером системы диспетчерского управления ГПТ с отображением на дисплее водителя; - автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей водителя; - информирование пассажиров о текущем местоположении транспортного средства; - информирование пассажиров о стоимости проезда, правилах проезда и провоза багажа. 6.4 Бортовое навигационно-связное оборудование может дополнительно обеспечивать решение следующих информационных задач на борту контролируемого транспортного средства: - автоматическое объявление остановок в салоне транспортного средства по данным спутниковой навигации без участия водителя и автоматическое управление отображением информации на указателях маршрута следования (переднем, боковом, заднем) транспортного средства; - автоматическое управление отображением информации на бортовом внутрисалонном электронном табло («бегущая строка»); - доведение до сведения пассажиров всех изменений, касающихся маршрутов движения и связанных с прекращением движения или изменением схемы движение городского пассажирского транспорта; - показ релевантной рекламы с использованием данных спутниковой навигации; - автоматизированное проведение аудио- и видеоэкскурсии с использованием данных спутниковой навигации. 7 Состав бортового навигационно-связного оборудования7.1 Состав БНСО определяется видом перевозок пассажиров, которые осуществляются городским пассажирским транспортом, и составом технологических и информационных задач, которые должны быть решены на борту транспортного средства ГПТ. 7.2 Могут быть выделены отдельные комплекты БНСО для следующих видов перевозок пассажиров: - городские; - пригородные; - экскурсионные/туристические; - перевозка школьников. 7.3 БНСО должно включать в свой состав следующие подсистемы: - навигационную; - связи; - ввода/вывода информации; - контроля состояния транспортного средства; - обеспечения безопасности и безаварийности перевозок; - взаимодействия с подсистемой информирования пассажиров; - взаимодействия с подсистемой мониторинга пассажиропотока; - взаимодействия с подсистемой оплаты проезда. 7.4 В минимальный состав БНСО должны входить следующие элементы: - абонентский телематический терминал; - микрофон для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»; - громкоговоритель для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»; - дисплей водителя; - антенна ГЛОНАСС/GPS; - антенна GSM/GPRS; - тревожная кнопка для передачи «Сигнала бедствия». 7.5 В расширенный состав может входить бортовой контроллер, который должен обеспечивать вычислительные мощности для подключаемых подсистем, а также обеспечивать централизованное управление и координацию работы элементов БНСО. 7.6 Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих городские и пригородные перевозки, должны быть реализованы следующим образом. 7.6.1 Навигационная подсистема должна состоять из спутникового навигационного приемника с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной. 7.6.2 Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM и/или УКВ с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной. 7.6.3 Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы: - микрофон для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»; - громкоговоритель для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель» (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство); - дисплей водителя (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство); - тревожная кнопка для передачи «Сигнала бедствия» (встроенная в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки). 7.6.4 Подсистема контроля состояния транспортного средства ГПТ должна содержать следующие элементы: - датчик включения зажигания; - датчик уровня топлива (опционально); - адаптер для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально); - датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально); - датчик напряжения бортовой сети (опционально); - датчик открытия/закрытия дверей (опционально). 7.6.5 Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна содержать следующие элементы: - модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления); - энергонезависимую память («черный ящик») для хранения мониторинговой информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром); - внутрисалонную видеокамеру; - блок управления работой бортовых видеокамер; - внутрисалонные микрофоны; - блок управления работой бортовых микрофонов; - энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи. 7.6.6 Подсистема взаимодействия с подсистемой информирования пассажиров (при ее установке на транспортном средстве) должна содержать следующие элементы: - модуль управления указателями маршрута следования и электронными табло; - указатель маршрута следования (передний, боковой, задний); - цифровой автоматический голосовой информатор; - внутрисалонные информационные электронные табло. 7.6.7 Подсистема взаимодействия с подсистемой мониторинга пассажиропотока должна содержать модуль сопряжения с подсистемой мониторинга пассажиропотока. 7.6.8 Подсистема взаимодействия с подсистемой оплаты проезда должна содержать модуль сопряжения с подсистемой оплаты. 7.7 Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих туристические (экскурсионные) перевозки, должны быть реализованы следующим образом. 7.7.1 Навигационная подсистема должна состоять из спутниковых навигационных приемников с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной. 7.7.2 Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналу передачи данных GSM с использованием технологии GPRS. 7.7.3 Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы: - микрофон для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»; - громкоговоритель для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель» (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство); - дисплей водителя, обеспечивающий возможность взаимодействия с навигационным программным обеспечением и электронными картами (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство) (опционально); - тревожная кнопка для передачи «Сигнала бедствия» (встроенная в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки). 7.7.4 Подсистема контроля состояния транспортного средства должна содержать следующие элементы: - датчик включения зажигания; - датчик уровня топлива (опционально); - адаптер для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально); - датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально); - датчик напряжения бортовой сети (опционально); - датчик открытия/закрытия дверей (опционально). 7.7.5 Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна содержать следующие элементы: - модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления); - энергонезависимую память («черный ящик») для хранения мониторинговой информации при потере канала передачи данных; - внутрисалонную видеокамеру; - блок управления работой бортовых видеокамер; - внутрисалонный микрофон; - блок управления работой бортовых микрофонов; - энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи; - модуль сопряжения с электронным тахографом. 7.8 Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих перевозку школьников, должны быть реализованы следующим образом. 7.8.1 Навигационная подсистема должна состоять из спутникового навигационного приемника с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной. 7.8.2 Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналу передачи данных GSM с использованием технологии GPRS. 7.8.3 Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы: - микрофон для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель»; - громкоговоритель для обеспечения голосовой связи «диспетчер-водитель» (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство); - дисплей водителя, обеспечивающий возможность взаимодействия с навигационным программным обеспечением и электронными картами (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство); - тревожную кнопку для передачи «Сигнала бедствия» (встроенную в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки). 7.8.4 Подсистема контроля состояния транспортного средства должна содержать следующие элементы: - датчик включения зажигания; - датчик уровня топлива (опционально); - адаптер для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально); - датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально); - датчик напряжения бортовой сети (опционально); - датчик открытия/закрытия дверей (опционально). Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна содержать следующие элементы: - модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления); - энергонезависимую память («черный ящик») для хранения мониторинговой информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром); - внутрисалонные видеокамеры; - блок управления работой бортовых видеокамер; - внутрисалонные микрофоны; - блок управления работой бортовых микрофонов; - энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи; - модуль сопряжения с электронным тахографом. 8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования8.1 Общие технические характеристики абонентского телематического терминала из состава БНСО должны иметь следующие параметры. 8.1.1 Энергонезависимая память с объемом основной части - не менее 4 Мб. 8.1.2 Аналоговые входы: - число входов - не менее четырех; - дискретизация - 10 битов; - уровни напряжений - 5 В, 40 В. 8.1.3 Дискретные входы - не менее четырех. 8.1.4 Цифровые входы для подключения к бортовым узлам и агрегатам, к внешним компонентам бортового телематического комплекса (электронные табло, видеокамеры, валидаторы, датчик топлива, датчики задымления, температуры в салоне) - интерфейсы CAN-шины (опционально), RS-485, RS-232. 8.1.5 Питание абонентского телематического терминала должно осуществляться от бортовой сети транспортного средства ГПТ. Номинальное напряжение питания 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230. При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки. 8.2 Характеристики спутникового навигационного приемника 8.2.1 Требования к навигационному приемнику для автомобильного транспорта установлены в ГОСТ Р 52456, однако для решения специфических задач городских пассажирских перевозок они должны быть ужесточены. 8.2.2 Спутниковый навигационный приемник должен быть двухсистемным и работать по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. 8.2.3 Спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS должен иметь не менее 24 каналов, каждый из которых может работать как по системе ГЛОНАСС, так и по системе GPS с активной антенной, точность определения местоположения должна быть не менее 10 м. 8.2.4 Формируемые данные местоположения (долгота, широта, высота), вектор скорости, время и дата UTC. 8.2.5 Пользовательский интерфейс: последовательный порт. 8.2.6 Протокол обмена [1]. 8.2.7 Время первого определения навигационных параметров, (в секундах), не более: - «горячий» старт - 5 с; - «теплый» старт - 35 с; - «холодный» старт - 40 с. 8.2.8 Время восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия навигационных космических аппаратов после потери слежения при времени потери (в секундах), не более: - до 120 с -5 с; - до 10 мин - 10 с. 8.2.9 Темп определения навигационных параметров - 1 Гц. 8.2.10 Погрешность определения географических координат с вероятностью 0,95 (в метрах), не более: - по системе ГЛОНАСС - 10 м; - по системе GPS - 10 м; - по системе ГЛОНАСС/GPS - 10 м. 8.3 Подключение внешних устройств 8.3.1 Должно быть обеспечено подключение следующих внешних устройств: - цифровые внутрисалонные видеокамеры (от одной до четырех); - датчик уровня топлива; - датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя; - датчик напряжения бортовой сети транспортного средства; - датчик открытия/закрытия дверей транспортного средства; - датчик температуры в салоне транспортного средства; - датчик задымления в салоне транспортного средства; - подключение к CAN-шине транспортного средства через адаптер. 8.3.2 Должно быть дополнительно обеспечено подключение для взаимодействия: - с подсистемой информирования пассажиров; - с подсистемой контроля пассажиропотока; - с подсистемой оплаты проезда. 8.4 Характеристики модуля мобильной связи 8.4.1 Модуль должен работать в двух диапазонах GSM с поддержкой пакетной передачи данных GPRS и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой. 8.4.2 Мощность передатчика GSM: - GSM 900 - класс 4, 2 Вт (33 дБм); - GSM 1800 - класс 1, 1 Вт (30 дБм). 8.4.3 Рабочие диапазоны частот GSM: - приемника - 935-960 МГц (GSM-900) и 1805-1880 МГц (GSM-1800); - передатчика - 890-915 МГц (GSM-900) и 1710-1785 МГц (GSM-1800). 8.4.4 Технические характеристики GPRS блока, передача данных: GSM, класс 3, SMS. 8.4.5 Для обеспечения передачи и приема мониторинговой и технологической информации по каналу УКВ должен использоваться модуль радиомодема, который обеспечивает сопряжение БНСО с радиостанцией, установленной на транспортном средстве. 8.5 Технические характеристики дисплея водителя 8.5.1 Тип индикатора - текстовый или графический с подсветкой, размер матрицы экрана не менее 240 × 128 пикселей. Допускается сенсорного интерактивного исполнения. 8.5.2 Вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа не менее 8 × 5 мм. 8.5.3 Общее число кнопок на дисплее (функциональных и тревожных) не более 6, включая виртуальные, в случае использования сенсорного индикатора. 8.5.4 Дополнительные требования к техническим характеристикам дисплея для транспортных средств, выполняющим туристические и экскурсионные поездки. Тип индикатора - графический цветной дисплей или сенсорный интерактивный. Виды отображаемой информации: - текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа не менее 8 × 5 мм; - графический, матрица экрана: размер по диагонали не менее 120 мм, с разрешением не менее 480 × 320 пикселей. Библиография
Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, городской пассажирский транспорт, бортовое навигационно-связное оборудование, назначение, состав, характеристики
| ||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |