| |||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ Система
технического обслуживания ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА) 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. № 240-ст 4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой. Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи. Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым шрифтом. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Airtransport. Maintenance and repair system of aviation equipment. Terms and definitions Дата введения - 2011-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации. Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ. 2 Термины и определенияОбщие понятия 1 система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТО и Р: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему. 2 техническое обслуживание авиационной техники; ТО AT: Комплекс работ или работа по поддержанию работоспособности или исправности изделия авиационной техники при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. 3 ремонт авиационной техники; ремонт AT: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. 4 изделие авиационной техники; изделие AT: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах. Примечание - Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию. 5 воздушное судно; ВС: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. 6 исправное воздушное судно; исправное ВС: Комплектное воздушное судно, имеющее остаток ресурса и срока службы, на котором выполнены установленные работы технического обслуживания, устранены последствия повреждений и отказов в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. 7 воздушное судно, готовое к полету; ВС, готовое к полету: Исправное воздушное судно, подготовленное к полету и снаряженное в соответствии с заданием на полет, с оформленной установленной документацией. 8 переоборудование воздушного судна; переоборудованное ВС: Комплекс работ по изменению конструкции воздушного судна одного варианта в другой в целях изменения его назначения в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. 9 объект технического обслуживания и (или) ремонта; объект ТО и (или) Р: Изделие авиационной техники, обладающее потребностью в определенных работах технического обслуживания и (или) ремонта и приспособленностью к выполнению этих работ. 10 технологичность конструкции изделия авиационной техники; технологичность AT: Совокупность свойств конструкции изделия авиационной техники, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте, для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ. 11 эксплуатационная технологичность изделия авиационной техники; эксплуатационная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания. 12 ремонтная технологичность изделия авиационной техники; ремонтная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности. 13 контролепригодность изделия авиационной техники; контролепригодность AT: Свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю технического состояния заданными средствами в заданных условиях. 14 техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние AT: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект. Примечание - Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д. 15 исправное состояние изделия авиационной техники; исправность AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором оно соответствует всем требованиям технической и эксплуатационной или ремонтной документации. 16 предельное состояние изделия авиационной техники; предельное состояние AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. 17 критерий предельного состояния изделия авиационной техники; критерий предельного состояния AT: Признак или совокупность признаков предельного состояния изделия авиационной техники, установленные в эксплуатационной или ремонтной документации. Примечание - В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же изделия могут быть установлены два и более критериев предельного состояния. 18 техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование AT: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью. Примечания 1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов). 2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования. 19 диагностический параметр изделия авиационной техники; диагностический параметр AT: Признак или параметр объекта диагностирования авиационной техники, используемый в установленном порядке для определения технического состояния изделия. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники 20 технологическое обслуживание авиационной техники; технологическое обслуживание AT: Комплекс работ по подготовке изделия авиационной техники к использованию по назначению, хранению, транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия. 21 метод технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники; метод ТО и (или) Р AT: Совокупность технологических и организационных правил выполнения работ технического обслуживания и(или)ремонта авиационной техники. 22 техническая эксплуатация авиационной техники; техническая эксплуатация AT: Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия авиационной техники. 23 нормальная эксплуатация авиационной техники; нормальная эксплуатация AT: Эксплуатация изделий авиационной техники в соответствии с действующей эксплуатационной документацией. 24 подконтрольная эксплуатация авиационной техники; подконтрольная эксплуатация AT: Эксплуатация в целях получения дополнительной информации об авиационной технике. 25 реальная эксплуатация авиационной техники; реальная эксплуатация AT: Эксплуатация авиационной техники в сложившихся в эксплуатирующей организации условиях.
27 наработка изделия авиационной техники; наработка AT: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники. Примечание - Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.). 28 цикл технического обслуживания авиационной техники; цикл ТО AT: Наименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия авиационной техники, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания. 29 назначенный ресурс изделия авиационной техники; назначенный ресурс AT: Суммарная наработка изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния. 30 назначенный срок службы изделия авиационной техники; назначенный срок службы AT: Суммарная календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния. 31 временный назначенный ресурс изделия авиационной техники; временный назначенный ресурс AT: Часть назначенного ресурса изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией. 32 временный назначенный срок службы изделия авиационной техники; временный назначенный срок службы AT: Часть назначенного срока службы изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией. 33 межремонтный ресурс изделия авиационной техники; межремонтный ресурс AT: Установленная в нормативно-технической документации наработка изделия авиационной техники между смежными ремонтами. 34 межремонтный срок службы изделия авиационной техники; межремонтный срок службы AT: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники между смежными ремонтами. 35 послеремонтная гарантийная наработка изделия авиационной техники; послеремонтная гарантийная наработка AT: Наработка изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации. 36 послеремонтный гарантийный срок службы изделия авиационной техники; послеремонтный гарантийный срок службы AT: Календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации. 37 ресурс изделия авиационной техники до первого ремонта; ресурс AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации наработка изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта. 38 срок службы изделия авиационной техники до первого ремонта; срок службы AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта. 39 работа по техническому обслуживанию или ремонту изделия авиационной техники; работа ТО или Р: Технологически завершенный комплекс операций технического обслуживания или ремонта, выполняемый на изделии авиационной техники. 40 объем технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; объем ТО или Р: Совокупность работ технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники и (или) трудоемкость их выполнения. 41 режим технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; режим ТО или Р: Условия выполнения технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники, включающие перечень и периодичность выполнения работ и, при необходимости, значения эксплуатационных характеристик применяемых средств. 42 вид технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; вид ТО или Р: Техническое обслуживание или ремонт изделия авиационной техники, выделяемые по какому-либо отличительному признаку. Примечание - Признаками вида технического обслуживания или ремонта могут быть этап и условия эксплуатации, наработка, техническое состояние изделия авиационной техники. 43 форма технического обслуживания или ремонта авиационной техники; форма ТО или Р: Самостоятельный комплекс работ данного вида технического обслуживания или ремонта, выделяемый эксплуатационной или ремонтной документацией по отличительному признаку условий применения по назначению или по наработке изделия авиационной техники. 44 обменный фонд изделий авиационной техники; обменный фонд: Постоянный и систематически пополняемый запас исправных агрегатов, предназначенный для замены неисправных изделий авиационной техники. 45 эффективность системы технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники; эффективность системы ТО и P AT: Совокупность свойств системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники, определяющих ее способность выполнять функции по поддержанию и восстановлению заданных уровней надежности и готовности изделий авиационной техники к использованию по назначению при определенных затратах времени, труда и материальных средств. 46 экологичность системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники; экологичность системы ТО и P AT: Совокупность свойств системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники, определяющих степень ее влияния на окружающую природную среду. 47 средства технического обслуживания или ремонта авиационной техники; средства технического обслуживания или ремонта AT: Средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники. 48 запасная часть изделия авиационной техники; запасная часть изделия AT: Составная часть изделия авиационной техники, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части в целях поддержания исправности или работоспособности изделия. 49 трудоемкость технического обслуживания или ремонта авиационной техники; трудоемкость ТО или Р: Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания или ремонта данного вида на изделии авиационной техники. 50 продолжительность технического обслуживания или ремонта авиационной техники; продолжительность ТО или Р: Календарное время проведения одного обслуживания или ремонта данного вида изделий авиационной техники. 51 стоимость технического обслуживания или ремонта авиационной техники; стоимость ТО или Р: Стоимость одного технического обслуживания или ремонта данного вида на изделии авиационной техники.
53 рабочее место: Зона технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники, которая оснащена необходимыми техническими средствами и в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. 54 охрана труда при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники; охрана труда при ТО и Р AT: Система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники. 55 метод технической эксплуатации изделия авиационной техники; метод ТЭ: Совокупность правил выбора критерия предельного состояния изделия авиационной техники, по достижении которого дальнейшее использование изделия по назначению прекращается или приостанавливается. 56 метод технической эксплуатации изделия авиационной техники до выработки ресурса или срока службы; метод ТЭР: Метод эксплуатации, устанавливающий критерием предельного состояния изделия авиационной техники величину его наработки или срока службы, по достижении которых использование изделия по назначению прекращается или приостанавливается, после чего оно подлежит восстановлению или списанию. 57 метод технической эксплуатации изделия авиационной техники до предельно допустимого значения диагностического параметра; метод ТЭП: Метод эксплуатации, устанавливающий критерием предельного состояния изделия авиационной техники значение диагностического параметра, по достижении которого использование изделия по назначению прекращается или приостанавливается, после чего оно подлежит восстановлению или списанию. 58 метод технической эксплуатации изделия авиационной техники до безопасного отказа; метод ТЭО: Метод эксплуатации, устанавливающий критерием предельного состояния изделия авиационной техники его отказ с полной или частичной потерей работоспособности, после чего изделие подлежит восстановлению или списанию. 59 стратегия восстановления технического состояния изделия авиационной техники; стратегия восстановления: Совокупность организационных правил выполнения работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности изделия авиационной техники. 60 стратегия планового восстановления технического состояния изделия авиационной техники; стратегия планового восстановления: Стратегия восстановления, при которой плановые работы по поддержанию и (или) восстановлению надежности изделия авиационной техники проводятся в заданных объемах через установленные интервалы наработки или времени, а при отказе изделия выполняется внеплановое восстановление. 61 стратегия внепланового восстановления технического состояния изделия; стратегия внепланового восстановления: Стратегия восстановления, при которой плановые работы по поддержанию и (или) восстановлению надежности изделия авиационной техники не проводятся, а при отказе выполняется внеплановое восстановление. 62 стратегия восстановления технического состояния изделия авиационной техники по результатам контроля; стратегия восстановления по состоянию: Стратегия восстановления, при которой работы по поддержанию и (или) восстановлению надежности изделия проводятся по результатам контроля технического состояния через установленные интервалы наработки (времени). 63 авиационно-техническая подготовка; АТП: Комплекс научно-технических и организационных мероприятий, проводимых в целях обучения и повышения квалификации инженерно-технического состава. 64 свидетельство о допуске специалиста к техническому обслуживанию или ремонту; допуск: Документ, удостоверяющий готовность специалиста, прошедшего авиационно-техническую подготовку, стажировку по конкретным типам воздушных судов, выполнять самостоятельно или под контролем определенные виды работ по техническому обслуживанию или ремонту с правом или без него оформлять техническую документацию. 65 исполнитель технического обслуживания или ремонта; исполнитель ТО или Р: Специалист из состава инженерно-технического персонала предприятия, эксплуатирующего или ремонтирующего авиационную технику, имеющий допуск к выполнению конкретных работ по техническому обслуживанию или ремонту и выполняющий их. 66 инженерно-авиационное обеспечение: Необходимый и достаточный комплекс мероприятий, проводимых в целях поддержания исправности, обеспечения интенсивности использования воздушных судов, безопасности и регулярности полетов при экономном использовании трудовых и материально-технических ресурсов. 67 метрологическое обеспечение технического обслуживания и (или) ремонта: Совокупность взаимосвязанных научно-организационных мероприятий, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений параметров изделий и систем воздушного судна при техническом обслуживании и (или) ремонте. 68 метрологическая поверка средств обслуживания и (или) ремонта авиационной техники: Установление пригодности средств технологического оборудования, инструмента, средств измерений и контроля технического состояния изделий, используемых при техническом обслуживании и (или) ремонте авиационной техники. 69 пожарная безопасность при техническом обслуживании и (или) ремонте: Совокупность технических средств, типовых правил и пожарно-профилактических мероприятий, установленных нормативно-технической документацией и инструкциями по техническому обслуживанию и (или) ремонту авиационной техники. 70 дефектоскопия авиационной техники: Совокупность методов, средств неразрушающего контроля и специально подготовленных исполнителей технического обслуживания или ремонта, обеспечивающих выявление дефектов в деталях, узлах и элементах конструкций авиационной техники. 71 нормативный документ технического обслуживания и (или) ремонта: Документ, устанавливающий требования к техническому состоянию изделия авиационной техники и (или) условиям его технического обслуживания и (или) ремонта. 72 технический документ технического обслуживания и (или) ремонта: Документ, устанавливающий правила выполнения работ при техническом обслуживании и (или) ремонте изделия. 73 организационный документ технического обслуживания и (или) ремонта: Документ, устанавливающий порядок учета и (или) контроля выполнения работ при техническом обслуживании и (или) ремонте изделия авиационной техники. 74 эксплуатационная или ремонтная документация: Комплекс документов, устанавливающих организационные, нормативные и технические правила технического обслуживания или ремонта авиационной техники. 75 программа технического обслуживания и ремонта авиационной техники; программа ТО и P AT: Единый документ, который определяет эффективность системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации воздушного судна, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки этих характеристик на протяжении ресурса и срока службы с начала эксплуатации и до списания воздушного судна. 76 план технического обслуживания и ремонта авиационной техники; план ТО и Р AT: Документ, устанавливающий режимы технического обслуживания и ремонта воздушного судна, его систем и изделий с начала эксплуатации и до списания воздушного судна. Примечание - План ТО и Р является составной частью программы ТО и Р AT. 77 бюллетень: Нормативно-технический документ, подготовленный разработчиком или изготовителем изделия и содержащий перечень и порядок выполнения операций, не предусмотренных в действующей эксплуатационной или ремонтной документации, или изменения этой документации. 78 ведомость дефектации: Документ, содержащий перечень обнаруженных отказов, повреждений и дефектов изделий авиационной техники и замечания по их техническому состоянию. 79 доработка авиационной техники; доработка AT: Комплекс организационно-технологических работ по совершенствованию, модернизации и устранению конструктивно-производственных недостатков изделий авиационной техники, проводимых по бюллетеням в целях повышения надежности, безопасности и эффективности эксплуатации авиационной техники. 80 контрольный полет; облет: Полет, выполняемый в целях проверки работы систем, изделий и агрегатов воздушного судна после установки нового оборудования, доработок, устранения неисправностей и в случае большого перерыва в полетах. Техническое обслуживание 81 авиационно-техническая база; АТБ: Производственно-структурная служба эксплуатационного предприятия, осуществляющая техническое обслуживание авиационной техники, подготовку воздушных судов к полетам и имеющая для этих целей наземные сооружения, необходимое оборудование и исполнителей. 82 руководство по технической эксплуатации; РЭ: Документ, содержащий техническое описание и инструкцию по эксплуатации, куда включены все сведения, необходимые для правильной технической эксплуатации авиационной техники и комплектующих изделий для нее. 83 регламент технического обслуживания; РО: Документ, устанавливающий режимы технического обслуживания воздушного судна или изделия авиационной техники. 84 регламентная работа технического обслуживания: Работа, предусмотренная регламентом технического обслуживания воздушного судна или изделия авиационной техники. 85 технологическая карта технического обслуживания: Документ, определяющий содержание и порядок выполнения работы по техническому обслуживанию, последовательность операций, технические требования, применяемые средства и необходимые трудовые затраты. 86 дополнительная работа технического обслуживания: Работа, не предусмотренная регламентом технического обслуживания и выполняемая по необходимости. Примечание - Примерами дополнительных работ являются работы по ликвидации неисправностей, а также связанные с попаданием в отсеки агрессивных или ядовитых веществ, поражением коррозией деталей, узлов в труднодоступных местах, повреждением летательного аппарата вследствие перегрузок и др. 87 карточка учета неисправностей авиационной техники; КУН AT: Эксплуатационный документ, регистрирующий выявляемые в полете и при техническом обслуживании и ремонте отказы и неисправности изделий авиационной техники и используемый для определения их надежности и проведения мероприятий по обеспечению безопасности полетов. 88 карта-наряд на техническое обслуживание: Организационный документ, содержащий задание на проведение формы технического обслуживания данного вида в соответствии с эксплуатационной документацией. 89 пооперационная ведомость на техническое обслуживание: Нормативный и организационный документ, содержащий объем и перечень работ, выполняемых на изделии авиационной техники в определенной последовательности, целесообразной для данной авиационно-технической базы и изделия. 90 технический осмотр воздушного судна; технический осмотр ВС: Контроль авиационной техники, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией. 91 предполетный осмотр воздушного судна; предполетный осмотр ВС: Технический осмотр, проводимый экипажем воздушного судна по проверке работоспособности и правильности функционирования изделий и систем в объеме требований «Руководства полетной эксплуатации». 92 разовый осмотр изделий авиационной техники; разовый осмотр AT: Технический осмотр совокупности однотипных изделий, проводимый по специальному указанию или бюллетеню. Примечание - Специальное указание может быть обусловлено появлением на каком-либо изделии дефекта, влияющего на безопасность или регулярность полетов, необходимостью проверки комплектности ЗИП, бортовой документации и т.д. 93 инспекторский осмотр авиационной техники; инспекторский осмотр AT: Технический осмотр по определению технического состояния воздушных судов, по проверке организации и качества их технического обслуживания или выполнения доработок, по проверке состояния средств технического и наземного обслуживания и ведения эксплуатационной документации, проводимый в объеме и сроки, устанавливаемые нормативно-технической документацией или назначаемые по указанию. 94 контрольный осмотр воздушного судна; контрольный осмотр ВС: Технический осмотр воздушного судна, проводимый после его восстановления при повреждении, получения из ремонта, при продлении срока действия удостоверения о годности воздушного судна к полетам, при продлении ресурса или списании. Примечание - Разовый, инспекторский и контрольный осмотры относятся к специальным видам осмотров. 95 оперативное техническое обслуживание воздушного судна; оперативное ТО ВС: Техническое обслуживание, выполняемое перед вылетом и после посадки воздушного судна в целях обеспечения его готовности к полету или стоянке. 96 базовое оперативное техническое обслуживание воздушного судна; базовое оперативное ТО ВС: Оперативное техническое обслуживание, выполняемое на аэродроме постоянного базирования воздушного судна до и после выполнения рейса или задания. 97 транзитное оперативное техническое обслуживание воздушного судна; транзитное ТО ВС: Оперативное техническое обслуживание, выполняемое на промежуточном аэродроме посадки воздушного судна при выполнении рейса или задания, а также в конечном пункте перед обратным рейсом. Примечание - Промежуточным аэродромом посадки может быть аэродром базирования воздушного судна. 98 техническое обслуживание воздушного судна в стационарных условиях; стационарное ТО ВС: Техническое обслуживание, выполняемое в специально предназначенных местах, оборудованных стационарными средствами технического обслуживания. 99 техническое обслуживание воздушного судна в полевых условиях; полевое ТО ВС: Техническое обслуживание, выполняемое на временном аэродроме или специально созданной опорной базе. Примечание - Примерами полевых условий являются места временного базирования воздушного судна, при выполнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, в местах работы геологических партий, экспедиций и др. 100 специальное техническое обслуживание воздушного судна; специальное ТО ВС: Внеплановое техническое обслуживание, выполняемое на воздушном судне после полета в экстремальных условиях, когда внешние воздействия превышали уровень, соответствующий нормальным условиям эксплуатации. Примечание - Примерами экстремальных условий являются: попадание воздушного судна в пыльную бурю, град, грозу, зону турбулентной атмосферы, грубая посадка, посадка до взлетно-посадочной полосы, посадка с массой, превышающей посадочную. 101 периодическое техническое обслуживание авиационной техники; периодическое ТО AT: Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени эксплуатации изделий авиационной техники. 102 поэтапный метод технического обслуживания воздушного судна; поэтапный метод ТО ВС: Метод технического обслуживания воздушного судна, при котором комплекс работ формы периодического технического обслуживания воздушного судна расчленяется на отдельные этапы и распределяется по видам меньшей трудоемкости с сохранением установленной периодичности работ. 103 посистемный метод технического обслуживания воздушного судна; посистемный метод ТО ВС: Метод технического обслуживания, при котором его организация и специализация исполнителей осуществляются по определенным функциональным системам воздушного судна. 104 зонный метод технического обслуживания воздушного судна; зонный метод ТО ВС: Метод технического обслуживания, при котором его организация и специализация исполнителей осуществляются по зонам конструкции воздушного судна. 105 метод закрепленного технического обслуживания воздушного судна; закрепленный метод ТО ВС: Метод технического обслуживания, при котором исполнители выполняют техническое обслуживание только данного воздушного судна. 106 бригадный метод технического обслуживания воздушного судна; бригадный метод ТО ВС: Метод технического обслуживания, при котором бригада исполнителей, специализирующихся по типам изделий или по операциям технического обслуживания, выполняет их на группе воздушных судов одного или нескольких типов. 107 одноразовый метод технического обслуживания воздушного судна; одноразовый метод ТО ВС: Метод технического обслуживания, при котором весь объем работ заданной формы регламента выполняют в течение одного обслуживания до окончания всех регламентных и дополнительных работ. 108 кооперированный метод технического обслуживания воздушного судна; кооперированный метод ТО ВС: Метод, при котором операции технического обслуживания и доработки выполняются на нескольких типах воздушных судов разных эксплуатационных предприятий одним специализированным предприятием на основе их кооперирования и взаимодействия. 109 метод технического обслуживания летным экипажем воздушного судна: Метод технического обслуживания воздушного судна, выполняемый летным экипажем при посадке на аэродром (или в гидроаэропорту), где не предусмотрен инженерно-технический состав, в объеме предполетного осмотра. 110 средства наземного обслуживания авиационной техники; СНО: Совокупность технических средств, обеспечивающих техническое обслуживание при подготовке к полетам и сохранность воздушного судна. Примечание - К средствам наземного обслуживания воздушных судов не относятся информационно-измерительные средства. 111 общие средства наземного обслуживания воздушных судов; общие СНО: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание разных типов воздушных судов. 112 специальные средства наземного обслуживания воздушных судов; специальные СНО: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание конкретного типа воздушного судна. 113 комбинированные средства наземного обслуживания воздушных судов; комбинированные СНО: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие выполнение двух и более видов работ при техническом обслуживании воздушного судна. Ремонт 114 авиаремонтный завод; АРЗ: Самостоятельное предприятие, предназначенное для выполнения ремонта изделий авиационной техники, а также для выполнения доработок и переоборудования воздушных судов. 115 руководство по ремонту авиационной техники: Документ, содержащий общие указания по организации и технологии ремонта изделия авиационной техники для восстановления его ресурса и(или) срока службы или восстановления после повреждения составных частей изделия. 116 ремонтный фонд изделий авиационной техники; ремонтный фонд AT: Изделия, снятые с эксплуатации вследствие отработки ресурса и (или) срока службы, отказа, повреждения, по результатам диагностирования, ремонт которых технически возможен и экономически целесообразен. 117 план-график отхода авиационной техники в ремонт: Документ, устанавливающий на основе перспективного плана налета авиационной техники последовательность и сроки начала и окончания ремонта воздушных судов, двигателей и комплектующих изделий, пригодных для ремонта. 118 аварийный ремонт воздушного судна: Внеплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части воздушного судна после повреждения, вызванного внештатными воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документации. Примечание - Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на воздушное судно при стоянке, столкновением его с препятствием или другим воздушным судном при рулении и т.п. 119 ремонт авиационной техники в стационарных условиях: Ремонт авиационной техники, выполняемый в специально предназначенных местах, оборудованных стационарными средствами ремонта. 120 ремонт авиационной техники в полевых условиях; полевой ремонт: Ремонт, выполняемый вне авиаремонтного завода. Примечание - Примерами полевого ремонта являются ремонт на месте вынужденной посадки воздушного судна «вне аэродрома», в местах временного базирования при выполнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, работы экспедиций и т.п. 121 поэтапный метод ремонта авиационной техники: Метод планового ремонта, при котором объем ремонта изделия авиационной техники расчленяется на части и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов технического обслуживания. 122 поэтапно-блочный метод ремонта авиационной техники: Метод планового ремонта, при котором объем ремонта воздушного судна расчленяется на части по системам, агрегатам, узлам или зонам конструкции и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов технического обслуживания. 123 стендовый метод ремонта изделия авиационной техники: Метод ремонта, при котором весь комплекс операций выполняется на одном рабочем месте. 124 зонный метод ремонта авиационной техники: Метод ремонта, при котором организация всего объема ремонта воздушного судна и специализация исполнителей осуществляются по зонам конструкции воздушного судна. 125 индивидуальный метод ремонта авиационной техники: Метод ремонта, при котором один исполнитель выполняет все операции ремонта изделия авиационной техники. 126 кооперированный метод ремонта авиационной техники: Метод ремонта, при котором объем ремонта изделия авиационной техники выполняется кооперативными предприятиями на основе их взаимодействия. 127 бригадный метод ремонта авиационной техники: Метод ремонта изделия авиационной техники, выполняемого бригадой специализирующихся по операциям исполнителей. 128
129 каталог деталей и сборочных единиц: Ремонтный документ, содержащий перечень сборочных единиц и деталей с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях и материалах деталей и предназначенный для составления заявок на запасные части, необходимые при техническом обслуживании и ремонте изделия авиационной техники. 130 капитальный ремонт изделия авиационной техники; капитальный ремонт AT: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия авиационной техники с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Примечание - Значение, близкое к полному ресурсу, устанавливается в эксплуатационной и (или) ремонтной документации. 131 текущий ремонт изделия авиационной техники; текущий ремонт AT: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия авиационной техники, состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей. 132 плановый ремонт изделия авиационной техники; плановый ремонт AT: Ремонт изделия авиационной техники, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. 133 регламентированный ремонт изделия авиационной техники; регламентированный ремонт AT: Плановый ремонт изделия авиационной техники, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленном эксплуатационной документацией, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта. 134 контрольно-восстановительный ремонт изделия авиационной техники; КВР: Плановый ремонт изделия авиационной техники, объем которого устанавливается по результатам диагностирования технического состояния данного изделия. Показатели системы технического обслуживания и ремонта 135 показатель эффективности системы технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники: Количественная характеристика эффективности системы технического обслуживания и(или) ремонта авиационной техники. 136 наработка на неисправность в полете и на земле: Отношение суммарной наработки изделия к математическому ожиданию числа нарушений исправности его составных частей, выявленных в полете и при всех видах технического обслуживания, за определенное время эксплуатации. 137 средний процент задержанных вылетов из-за неисправной техники: Отношение в процентах числа задержек вылета сверх допустимого времени и отстранений воздушного судна от полета из-за неисправности к общему числу вылетов в рассматриваемый период эксплуатации. 138 средняя продолжительность задержки отправлений воздушного судна в рейс по техническим причинам: Отношение суммарного времени задержек отправлений воздушных судов в рейс по техническим причинам к общему количеству задержек отправлений в рейс по тем же причинам. 139 коэффициент К1000: Отношение суммарного числа отказов и неисправностей изделий авиационной техники данного типа за календарный период эксплуатации к их суммарной наработке, выраженной в тысячах летных часов. 140 удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники: Отношение суммарной трудоемкости технических обслуживании и (или) ремонтов за рассматриваемый этап эксплуатации к величине налета воздушных судов за этот же этап. 141 средняя стоимость восстановления изделия авиационной техники: Математическое ожидание стоимости восстановления работоспособного состояния изделия авиационной техники. 142 удельная суммарная продолжительность технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники: Отношение суммарной продолжительности технических обслуживании и (или) ремонтов за рассматриваемый этап эксплуатации к величине налета воздушных судов за этот же этап. 143 удельная суммарная стоимость технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники: Отношение суммарной стоимости технических обслуживании и (или) ремонтов за рассматриваемый этап эксплуатации к величине налета воздушных судов за этот же этап. 144 удельные суммарные материальные затраты на техническое обслуживание и (или) ремонт: Отношение суммарной стоимости запасных частей и материалов для технических обслуживании и (или) ремонтов за рассматриваемый этап эксплуатации к величине налета воздушных судов за этот же этап. 145 коэффициент исправности парка воздушных судов: Отношение календарного времени, в течение которого воздушные суда данного типа находились в исправном состоянии к общему фонду календарного времени за отчетный период. Примечание - Календарное время может исчисляться в сутках, месяцах, квартале и годе. 146 интенсивность использования парка воздушных судов: Средний годовой налет часов на каждое воздушное судно данного типа. 147 коэффициент технического использования авиационной техники: Отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия авиационной техники в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к математическому ожиданию суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием за тот же период. 148 вероятность восстановления работоспособного состояния: Вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния изделия авиационной техники не превысит заданного. 149 коэффициент готовности изделия авиационной техники: Вероятность того, что изделие авиационной техники окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается. 150 готовность парка изделий авиационной техники: Отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассматриваемый момент времени. 151 среднее время восстановления работоспособного состояния: Математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния изделия авиационной техники. Примечание - Аналогично определяется показатель «Средняя трудоемкость восстановления работоспособного состояния». 152 средняя продолжительность технического обслуживания или ремонта авиационной техники: Математическое ожидание продолжительности одного технического обслуживания или ремонта данного вида за определенный период эксплуатации или наработку изделий авиационной техники. 153 средняя трудоемкость технического обслуживания или ремонта авиационной техники: Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники данного вида за определенный период эксплуатации или наработку всех изделий авиационной техники данного типа. 154 средняя стоимость технического обслуживания или ремонта авиационной техники: Математическое ожидание стоимости одного технического обслуживания или ремонта данного вида за определенный период эксплуатации или наработку изделий авиационной техники. Алфавитный указатель терминов
| |||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |