| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р (с изменениями от 23 ноября 2009 г.) 1. Одобрить разработанную Минэкономики России совместно с Минобразованием России, Минздравом России, Минкультуры России, Минспортом России и согласованную с Минфином России и Миннацем России методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (далее именуется - методика). 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать методику при разработке плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации. Минэкономики России, Минфину России, Миннацу России, Минздраву России, Минобразованию России, Минкультуры России, Минспорту России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую организационно-методическую помощь в применении методики.
Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (одобрена распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р) (с изменениями от 23 ноября 2009 г.) Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусстваСовременное состояние и развитие отраслей социальной сферы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями: имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием; несоответствием существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объемом оказываемых ими услуг потребностям населения; сокращением числа этих учреждений как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы; снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства. Имеющаяся материально-техническая база социальной сферы и недостаточное финансирование учреждений ее отраслей не обеспечивает потребности населения в гарантированном получении социальных услуг. Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений социальной сферы требуют проведения государственной политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1998 г. № 862, создание социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством на безвозвратной основе предполагается осуществлять за счет избирательной инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития (далее - ФРР). Согласно этой концепции обязательным условием для выделения средств ФРР на строительство учреждений социальной сферы является разработка органами исполнительной власти плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации. Разработке инвестиционного плана должен предшествовать анализ экономической ситуации в отраслях социальной сферы и, прежде всего, анализ деятельности учреждений социальной сферы. Экономическому анализу подлежат: сеть учреждений социальной сферы, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности; состояние их основных фондов, потенциальная мощность, фактическая загрузка; сеть учреждений иной негосударственной собственности и их мощность (объем оказываемых услуг); обеспечение минимальных нормативных потребностей населения региона по видам социальных услуг. При составлении плана инвестиционной деятельности по строительству социальных объектов необходимо ориентироваться на: структурные изменения, происходящие в отраслях социальной сферы, включая ликвидацию избыточных площадей учреждений этой сферы; прогнозируемые объемы гарантированных социальных услуг, рассчитанные на основе нормативов потребности населения в этих услугах, с учетом полной профильной загрузки учреждений; расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих учреждений, работающих с перегрузкой; замену ветхого и аварийного фонда, а также помещений, не отвечающих санитарно-эксплуатационным нормам, в случае невозможности осуществления капитального ремонта этого фонда и необходимости его ликвидации. Расчеты потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, образования и культуры должны осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений в районе, городе, области, крае, социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, прогноза численности всего населения, в том числе детей, реструктуризации сети учреждений, а также природно-географических и социально-экономических особенностей регионов. Разность между минимальной нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений. При определении потребности в учреждениях социальной сферы в сельской местности следует иметь в виду, что важнейшим фактором доступности социальных учреждений для населения является степень удаленности этих учреждений от мест проживания населения. Определение потребности в социальных объектах для сельского населения должно осуществляться также с учетом конкретных условий, влияющих на организацию социальных услуг населению в отдельных районах, городах, областях, краях, республиках (плотность населения, состояние дорог, транспорта, климатические условия и т.д.) Учитывая специфику социальных отраслей, предлагается следующая методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образованияМетодика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования на основе нормативов обеспеченности населения объектами образования, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, и носит рекомендательный характер. Нормативная потребность субъектов Российской Федерации в объектах образования определяется с учетом всех форм собственности. 1. Нормативы потребности в дошкольных образовательных учреждениях должны включать: 1.1. Норматив числа мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей с числом групп от 1 до 10 и количеством мест от 10 до 200: на 1 группу - 10 - 20 мест; на 2 группы - 18 - 40 мест; на 3 группы - 28 - 60 мест; на 4 группы - 48 - 80 мест; на 5 групп - 46 - 100 мест; на 6 групп - 58 - 120 мест; на 7 групп - 64 - 140 мест; на 8 групп - 74 - 160 мест; на 9 групп - 84 - 180 мест; на 10 групп - 92 - 200 мест. Норматив определяется на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м - для городской и 500 м - для сельской застройки); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий. 1.2. Норматив числа мест в санаторных дошкольных образовательных учреждениях для детей с ранним проявлением и малыми затихающими формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста: на 4 группы - 38 - 55 мест; на 8 групп - 70 - 110 мест. Норматив определяется на основе требования эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также соответствующего оборудования и оснащения зданий. 1.3. Норматив числа мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития на 4 и 8 групп. Норматив определяется исходя из максимального приближения к месту проживания больных детей и требований эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также оснащения соответствующим оборудованием зданий. Для глухих и слепых детей: на 4 группы - 24 места; на 8 групп - 48 мест. Для слабослышащих детей; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с глубокой умственной отсталостью: на 4 группы - 32 места; на 8 групп - 64 места. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: на 4 группы - 48 мест; на 8 групп - 96 мест. Для детей с тяжелым нарушением речи; для детей с задержкой психического развития; для детей слабовидящих; для детей с косоглазием и амблиопией; для детей с нарушениями интеллекта: на 4 группы - 40 мест; на 8 групп - 80 мест. 1.4. Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных образовательных учреждений для городского строительства: на 4 группы (до 80 мест): минимальный - 12,17 (19,68*) кв. м; оптимальный - 15,99 (23,49*) кв. м; повышенный - 17,34 (24,84*) кв. м; на 6 групп (до 120 мест): минимальный - 11,43 (17,09*) кв. м; оптимальный - 15,37 (20,91*) кв. м; повышенный - 16,72 (22,38*) кв. м; на 8 групп (до 160 мест): минимальный - 11,19 (15,62*) кв. м; оптимальный - 14,51 (19,06*) кв. м; повышенный - 16,23 (20,78*) кв. м; на 10 групп (до 180 мест): минимальный - 11,07 (15,0*) кв. м; оптимальный - 15,12 (19,06*) кв. м; повышенный - 17,22 (21,03*) кв. м; на 12 групп (до 200 мест): минимальный - 10,57 (14,02*) кв. м; оптимальный - 13,89 (17,22*) кв. м; повышенный - 16,23 (17,95*) кв. м; в среднем по типам зданий: минимальный - 11,28 (16,28*) кв. м; оптимальный - 14,97 (19,94*) кв. м; повышенный - 16,74 (21,39*) кв. м; в среднем по уровню комфорта (по вариантам): - 14,33 (19,20*) кв. м. 1.5. Норматив удельных показателей общей площади дошкольных образовательных учреждений для сельского строительства. Рядовые на 1 смешанную группу (до 15 мест): оптимальный - 19,59 кв. м; улучшенный - 24,75 кв. м; на 2 группы (до 40 мест): оптимальный - 12,05 кв. м; улучшенный - 17,36 кв. м; на 3 группы (до 55 мест): оптимальный - 11,31 кв. м; улучшенный - 12,32 кв. м; на 4 группы (до 75 мест): оптимальный - 10,49 кв. м; улучшенный - 12,15 кв. м. Базовые на 6 групп (до 110 мест): оптимальный - 12,30 кв. м; улучшенный - 15,33 кв. м; на 8 групп (до 150 мест): оптимальный - 11,04 кв. м; улучшенный - 13,78 кв. м; в среднем по сельским дошкольным образовательным учреждениям: оптимальный - 12,79 кв. м; улучшенный - 15,94 кв. м; в среднем по вариантам - 14,36 кв. м. 2. Нормативная потребность в общеобразовательных учреждениях определяется на основе: 2.1) норматива числа мест в общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителей поселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10 %); 2.2) нормативов удельных показателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней образования для городского строительства: 1 ступень на 4 класса (180 учащихся): минимальный - 27,48 (38,43**) кв. м; оптимальный - 31,73 (42,68**) кв. м; повышенный - 32,50 (43,45**) кв. м; 1 и 2 ступени на 8 классов (400 учащихся): минимальный - 17,53 кв. м; оптимальный - 20,00 кв. м; повышенный - 25,60 кв. м; 3 ступень на 11 классов (275 учащихся): минимальный - 21,36 кв. м; оптимальный - 23,92 кв. м; повышенный - 29,47 кв. м; на 22 класса (550 учащихся): минимальный - 18,58 кв. м; оптимальный - 20,46 кв. м; повышенный - 23,85 кв. м; на 33 класса (825 учащихся): минимальный - 15,31 кв. м; оптимальный - 16,96 кв. м; повышенный - 19,40 кв. м; в среднем по городским типам: минимальный - 20,05 кв. м; оптимальный - 22,61 кв. м; повышенный - 26,16 кв. м; в среднем по вариантам - 22,94 кв. м; 2.3) нормативов удельных показателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней для сельского строительства: 1 ступень начальная на 20 учащихся: оптимальный - 13,75 кв. м; улучшенный - 16,56 кв. м; на 40 учащихся: оптимальный - 10,18 кв. м; улучшенный - 11,65 кв. м; на 60 учащихся: оптимальный - 10,07 кв. м; улучшенный - 11,28 кв. м; 1 и 2 ступени (девятилетняя) основная на 108 учащихся (12 уч./класс): оптимальный - 19,43 кв. м; улучшенный - 28,77 кв. м; на 162 учащихся (18 уч./класс): оптимальный - 16,10 кв. м; улучшенный - 21,32 кв. м; на 216 учащихся (24 уч./класс): оптимальный - 15,15 кв. м; улучшенный - 18,22 кв. м; школа фермеров на базе 2 и 3 ступеней (5 - 11 классы) на 14 классов, 350 учащихся: оптимальный - 22,25 кв. м; в среднем по типу: оптимальный - 15,27 кв. м; улучшенный - 17,96 кв. м; в среднем по вариантам - 16,61 кв. м. 3. Нормативная потребность в учреждениях профессионального образования Потребность субъектов Российской Федерации в новых образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования должна определяться в первую очередь исходя из потребности субъектов в профессиональных кадрах той или иной квалификации с учетом прогнозов рынка труда и действующих профессиональных образовательных учреждений. 3.1. Нормативная потребность в учреждениях начального профессионального образования Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений начального профессионального образования является норматив - 110 обучающихся на 10 тыс. жителей. Нормативы удельных показателей общей площади учреждений начального профессионального образования (без получения среднего (полного) общего образования) для городского и сельского строительства: на 4 группы (90 учащихся) - 26,26 кв. м; на 6 групп (120 учащихся) - 19,60 кв. м; на 9 групп (200 учащихся) - 22,10 кв. м; на 12 групп (300 учащихся) - 13,89 кв. м; на 18 групп (450 учащихся) - 13,56 (17,35) кв. м; на 24 группы (600 учащихся) - 14,72 (14,90) кв. м. Норматив удельных показателей общей площади учреждений начального профессионального образования, дающих среднее (полное) общее образование: на 12 групп (300 учащихся) - 15,35 кв. м; на 18 групп (450 учащихся) - 14,39 (17,35***) кв. м; на 24 группы (600 учащихся) - 15,81 (15,98***) кв. м; на 32 группы (800 учащихся) - 14,60 (14,68***) кв. м; Нормативы удельных показателей общей площади учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации (колледжи, лицеи): на 18 групп (450 учащихся) - 22,51 кв. м; на 24 группы (600 учащихся) - 20,78 кв. м; на 32 группы (800 учащихся) - 19,08 кв. м. 3.2. Нормативы определения потребности в учреждениях среднего профессионального образования Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений среднего профессионального образования (финансируемых за счет средств федерального бюджета) является норматив - 160 студентов на 10 тыс. жителей. Норматив удельных показателей общей площади учреждений среднего профессионального образования для городского и сельского строительства: на 500 студентов - 13,7 кв. м; от 500 до 700 студентов - 11,3 кв. м; от 900 до 1400 студентов - 9,8 кв. м; от 1400 до 1900 студентов - 8,9 кв. м; свыше 1900 студентов - 8,2 кв. м. 3.3. Нормативы потребности в учреждениях высшего профессионального образования Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений высшего профессионального образования (финансируемых за счет федерального бюджета) является норматив - 170 студентов на 10 тыс. жителей. Нормативы общей площади зданий высших учебных заведений: университеты: от 4000 до 6000 студентов - 17,5 кв. м (до 1995 г.) свыше 6000 до 8000 студентов - 17,1 кв. м; свыше 10000 до 12000 студентов - 16,1 кв. м; политехнические: от 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м; свыше 6000 до 8000 студентов - 18,5 кв. м; свыше 8000 до 10000 студентов - 17,8 кв. м; свыше 10000 до 15000 студентов - 17,2 кв. м. Технические и инженерно-экономические: от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м; от 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м; свыше 6000 до 8000 студентов - 18,3 кв. м. Педагогические: до 1000 студентов - 15,3 кв. м; свыше 1000 до 2000 студентов - 15,0 кв. м; свыше 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м. Фармацевтические: от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м. Экономические: от 2000 до 4000 студентов - 13,1 кв. м; свыше 4000 до 6000 студентов - 12,5 кв. м. Медицинские: от 2000 до 4000 студентов - 22,0 кв. м; свыше 4000 до 6000 студентов - 21,7 кв. м. Сельскохозяйственные: от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м; свыше 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м. Зооветеринарные: до 2000 студентов - 20,5 кв. м; свыше 2000 до 3000 студентов - 20,1 кв. м. Культуры: от 1000 до 2000 студентов - 26,0 кв. м. Искусства и архитектуры: от 500 до 1500 студентов - 33,8 кв. м. Институты повышения квалификации: от 200 до 300 слушателей - 13,3 кв. м; от 300 до 500 слушателей - 12,8 кв. м; от 500 до 800 слушателей - 12,5 кв. м; до 800 до 1200 слушателей - 12,2 кв. м; свыше 1200 слушателей - 12,0 кв. м. При создании новых подразделений в действующих высших профессиональных образовательных учреждениях нормативы могут увеличиваться на 25 - 60 % в зависимости от профиля, контингента, приема по специальности, уровня кооперации учебы, науки и производства. __________________ * Отражены показатели для варианта с дополнительными функциональными помещениями. ** Вариант с бассейном. *** Приведены показатели для варианта с повышенным уровнем комфорта. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохраненияДанные методические рекомендации предназначены для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения и планирования сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и носят рекомендательный характер. Методические рекомендации разработаны на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387, Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 и Методических рекомендаций о порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравом России, ФОМС, Минфином России. Все вышеуказанные документы имеют единую методологию обеспечения сбалансированности обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с имеющимися ресурсами, направлены на создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения. Субъекты Российской Федерации на основании данных методических рекомендаций могут самостоятельно определять возможности применения рекомендуемых нормативов в зависимости от региональных особенностей, сложившегося уровня развития здравоохранения и состояния материально-технической базы отрасли, уровня здоровья населения, также имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Определение потребности в объектах системы здравоохранения и планирование сети лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах РФ. При построении перспективной сети ЛПУ необходимо учитывать следующие факторы: специфику субъекта Российской Федерации; обеспечение доступности медицинской помощи для городского и сельского населения; специализацию и интеграцию медицинской помощи на различных иерархических уровнях ее организации; функциональное единство амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений для городского и сельского населения; этапность организации медицинской помощи в соответствии с иерархией расселения населения; реструктуризацию видов и объемов медицинской помощи с переносом центра тяжести на амбулаторно-поликлинические виды медицинской помощи и стационарозамещающие технологии; обеспечение потребности населения во всех видах медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости; обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи федеральным нормативам и стандартам, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью; обеспечение соответствия мощности учреждений здравоохранения субъекта РФ планируемым объемам медицинской помощи и ожидаемым финансовым ресурсам; повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения, внедрение ресурсосберегающих технологий; медицинское районирование и зонирование сети ЛПУ; дифференциация медицинской помощи по иерархическим уровням; целесообразность размещения, типологии, номенклатуры, числа, мощности и структуры лечебно-профилактических учреждений. Планированию сети ЛПУ предшествует анализ: медико-демографической ситуации; уровня и структуры заболеваемости населения; системы оказания медицинской помощи; климатогеографических параметров; сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения. Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение, для амбулаторно-поликлинического отделения - врачебную должность, обеспечивающую объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи. Минимально допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотности населения следует считать отделение на 20 - 30 однопрофильных коек, что соответствует величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц. По ряду узкоспециализированных видов помощи минимальной функциональной лечебной единицей целесообразно считать не отделение, а специализированное учреждение определенной мощности или типовой корпус. Создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных. Если контингенты больных недостаточны для создания самостоятельных специализированных подразделений, оптимальной мощностью на 60 коек или минимально допустимой на 25 - 30 коек, то может быть принято одно из следующих решений: планирование данного вида специализированной помощи на вышестоящем уровне обслуживания; организация единых узкоспециализированных отделений для обслуживания детского и взрослого населения, а также единых подразделений для жителей города и приезжего населения; функциональное объединение близких специальностей и профилей коек. Структура больниц должна предусматривать целесообразное сочетание в каждом конкретном учреждении различных профилей отделений, исключающих необоснованное дублирование небольших по мощности отделений стационара. Существующая сеть ЛПУ должна являться составной частью перспективной сети после проведения необходимой реконструкции, модернизации и исключения, непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий. Формирование сети стационарных учреждений в городах имеет свои особенности в зависимости от их административного статуса, числа жителей, планировочной структуры и т.п. Перспективная сеть лечебно-профилактических учреждений в городах должна учитывать планировочную структуру города и может быть также построена на основе ступенчатости в оказании медицинской помощи в больничных учреждениях различных иерархических уровней. Для нескольких жилых районов или планировочного района в крупных городах создаются городские больницы общего профиля и многопрофильные больницы для взрослого и детского населения, объединенные с поликлиниками, городские родильные дома и диспансеры. Этапы определения потребности в объектах здравоохранения и формирования сети ЛПУ в субъекте Российской Федерации 1. Аналитический На данном этапе следует оценить существующую систему оказания медицинской помощи населению и эффективность функционирования существующей сети ЛПУ. При оценке системы оказания медицинской помощи населению учитывается ее доступность для населения, включая финансовую, транспортную, наличие очередности, качество медицинской помощи по видам, профилям, уровням оказания, соответствие (отклонение) фактических территориальных показателей территориальным нормативам, загруженность существующих мощностей по видам, профилям и уровням медицинской помощи, в том числе в разрезе муниципальных образований. Строительство новых лечебно-профилактических учреждений должно осуществляться с учетом схем перспективной застройки конкретной территории (области, края). 2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи возможно осуществить методом прямого счета и на основе федеральных нормативов. 2.1. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи методом прямого расчета Применение данного метода возможно при наличии обоснованных данных о потребности населения в медицинской помощи. 2.2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи на основе федеральных нормативов Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи проводится на основании рекомендуемых федеральных нормативов с учетом территориальных особенностей. Расчеты следует проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи может быть проведен в точном соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Кроме того, данный расчет может быть проведен с использованием метода аналогий (опосредованного). В качестве примера приведем расчет уровня госпитализации населения с использованием данного метода. Рассчитываются соответствующие показатели частоты госпитализации детей, взрослых и всего населения по факту за отчетный период, и данные вносятся в макеты так называемых сопоставительных таблиц (макет таблицы 1), по которым рассчитываются коэффициенты отклонений (или соответствия) от нормативов по Российской Федерации, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, к "Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью". Коэффициенты отклонений (в долях единицы) находятся путем деления показателей территорий на показатели по Российской Федерации. Такие расчеты желательно провести по всем уровням организации медицинской помощи (клиническому, городскому и уровню ЦРБ). Кроме того, важно определить "средневзвешенную" величину отклонения по всем профилям отделений, для чего необходимо знать удельный вес данного профиля госпитализаций в общем числе госпитализированных, принимаемых за 100 % или единицу. Путем умножения удельного веса данного профиля (в % или долях) на коэффициент отклонения с последовательным суммированием результатов этого умножения находим суммарное "средневзвешенное отклонение" территориального показателя. Результатом такого анализа должна стать таблица региональных коэффициентов, характеризующих отношение региона к среднероссийскому уровню или нормативу по Российской Федерации. Следует провести анализ отклонений по всем видам помощи: скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлинической; стационарной и стационарозамещающей помощи по всем показателям, характеризующим как уровень объема, так и структуру оказанной медицинской помощи.
Макет таблицы 1 Расчет уровня госпитализации населения
Соответствующим образом следует провести анализ заболеваемости населения и представить данные в виде макета таблицы 2. Макет таблицы 2
___________________ * Перечень берется из "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" по формированию Территориальных программ Государственных гарантий. Возможна и более детальная группировка в соответствии с МКБ-10, однако в дальнейшем потребуется агрегирование (свертывание) этих показателей применительно к профилю медицинских специальностей в поликлинике и отделений в стационаре. Для полноты анализа младенческой смертности.
Показатели уровня госпитализации и уровня заболеваемости сопоставляются по профилям во избежание ошибок при планировании сети ЛПУ. Показатели уровня госпитализации, находящиеся длительный период времени в пределах ± 10 % от федеральных нормативов, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются зоной внимания; от 10 % до 20 % - зоной управленческих воздействий, более 20 % - зоной активных плановых приоритетов. Каждое значительное отклонение от российских показателей требует анализа с целью выявления причин данного отклонения. Если это отклонение обусловлено объективными факторами, оно должно быть учтено при определении потребности в объектах здравоохранения и планировании сети ЛПУ. 3. Формирование расчетной модели территориальной сети ЛПУ и определение потребности в объектах здравоохранения Формирование расчетной модели территориальной сети ЛПУ осуществляется на основе федеральных нормативов потребности в объектах здравоохранения, рассчитанных на основе нормативов объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, путем их коррекции с учетом сложившихся условий. 3.1. Расчет территориальной сети стационаров Принимаемые к планированию сети стационарных учреждений расчетные нормативы объема стационарной помощи следует записать в виде следующей таблицы (таблица 3). Расчеты проводятся отдельно для взрослого и детского населения, а также для всего населения в целом. Расчетные показатели "Di" и " φi" следует рассчитать следующим образом:
где: Di - число дней занятости койки в году; - среднее время простоя (в днях) коек данного профиля в связи с ремонтом и другими причинами; - среднее время простоя койки в связи с необходимостью ее санации после выписки больного, включая время вынужденного ожидания больного; Fi - планируемый оборот койки (число пролеченных больных); Тдл - средняя длительность пребывания больного на койке (в днях). В свою очередь, плановый оборот койки (Fi) рассчитывается по следующей формуле:
Расчет норматива числа коек (φi) на 1000 жителей проводится по следующей формуле:
Таблица 3 Расчетные нормативы объема медицинской помощи, используемые для планирования сети больниц субъекта Российской Федерации
Если при расчетах на уровне субъекта Российской Федерации развертывание коек по определенным специальностям не соответствует минимально допустимым мощностям лечебно-профилактических учреждений (отделений), то эти мощности планируются в другом субъекте Российской Федерации на основании предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации и согласования между субъектами Российской Федерации и Министерством здравоохранения России. При формировании таблицы 3 могут быть использованы данные таблицы 4. Таблица 4 Расчетные показатели по программе госгарантий, используемые для планирования сети больниц субъекта Российской Федерации
3.2. Расчет сети амбулаторно-поликлинических учреждений Расчет суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на уровне субъекта Российской Федерации проводится путем умножения территориальных нормативов амбулаторно-поликлинических посещений, рассчитанных на 1000 человек населения, на численность населения. Расчет потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях на уровне субъекта Российской Федерации проводится путем деления суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на коэффициент пересчета годовых показателей в сменные, равный 512. Данным коэффициентом учтено, что поликлиники работают 307 дней в году и 60 % всех посещений приходится на первую смену. При этом для определения минимальной численности населения, необходимой для введения расчетной должности, следует годовую функцию врачебной должности разделить на норматив посещений на одного жителя по каждой конкретной специальности. Годовая функция врачебной должности определяется путем умножения нагрузки врача на 1 час приема в поликлинике и обслуживания на дому на число часов по приему и обслуживанию на дому и на число рабочих дней в году. Любая специальность (функционально объединенные специальности) предусматривается на соответствующем иерархическом уровне медицинской помощи, если при расчете полученная величина составляет более 0,9 врачебной должности. 4. Разработка плана и программы реформирования сети ЛПУ Поскольку расчетная модель сети ЛПУ может не соответствовать существующей сети, составляется план и программа реструктуризации сети учреждений здравоохранения в субъекте Российской Федерации. Аналогичные планы и программы составляются для муниципальных образований при размещении муниципального заказа. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спортаПри определении нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта используются усредненные нормы и нормативы, представленные в следующей таблице.
Уровень достижения этих нормативов рассчитан до 2015 года (плавательные бассейны в связи с низкой обеспеченностью до 2050 года). Используя усредненные нормативы с учетом национальных и территориальных особенностей, плотности расселения населения, для обеспечения минимальной двигательной активности населения рассчитываются необходимые площади материально-спортивной базы по трем основным типам спортивных сооружений на 10000 населения: спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов по следующей формуле: S = N × (C/10000), где: S - площадь (общая) определенного типа спортсооружений; N - норматив обеспеченности определенным типом спортивного сооружения на 10 000 населения; C - численность населения региона (района, города). Используя данные полученной площади определенного типа спортивного сооружения и его среднего размера (спортивный зал 400 кв. м, плавательный бассейн 200 кв. м зеркала воды, плоскостные сооружения в среднем 540 кв. м), определяется количество спортивных сооружений, необходимых в регионе для обеспечения минимальной двигательной активности населения. Исходя из численности населения региона и норматива единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений (N = 1900 человек на 10000 населения), определяется единовременная пропускная способность (Е) физкультурно-спортивных сооружений в регионе, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения по формуле: Е = Чнас. × 1900/10000 = 0,19 × Чнас., где: Е - единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений; Чнас. - численность населения региона; Н - норматив единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений 1900 человек на 10000 населения. Определяя процентное соотношение величины пропускной способности существующих сооружений к величине необходимой пропускной способности, рассчитывается уровень обеспеченности населения региона спортивными сооружениями. Рассчитанная величина необходимой пропускной способности необходимых сооружений (Е) может значительно превышать величину пропускной способности существующих сооружений (Ес), поэтому далее определяются субъектом Российской Федерации реальные темпы строительства и реконструкции сооружений вплоть до 2015 (2050) года. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусстваМетодика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основании социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р (далее - нормативы). Нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей. Нормативы на гг. Москву и Санкт-Петербург не распространяются. 1. Государственные и муниципальные библиотеки Библиотечное обслуживание субъектов Российской Федерации В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать по 1 библиотеке следующих типов (по профилю обслуживания): универсальная научная библиотека; детская библиотека; юношеская библиотека; специализированная библиотека для инвалидов по зрению. Функции центральных государственных библиотек субъекта Российской Федерации определены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона "О библиотечном деле" и включают в себя обязанность формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь муниципальным и межпоселенческим библиотекам. Следует подчеркнуть, что формирование центральными государственными библиотеками субъекта Российской Федерации универсальных по составу книжных фондов исключает установление стандартных нормативов приобретения ими текущих изданий и других видов документов. Комплектование фондов центральных библиотек регионов определяется на основе исторически сложившихся культурных традиций, а также мониторинга информационных потребностей населения. Рекомендованные Правительством Российской Федерации нормативы допускают создание объединенных библиотек для детей и юношества. В организации работы специализированных библиотек для инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению. Библиотечное обслуживание муниципальных районов Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района является создание условий для сохранения кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых информационных ресурсов. Такие объединения - централизованные библиотечные системы работают в нашей стране с 1980-х годов. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" районные централизованные библиотечные системы или объединения иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений между главами администраций муниципальных районов и муниципальных поселений о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций. Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района предусмотрено создание библиотек 3 типов: межпоселенческая библиотека; детская библиотека; юношеская библиотека. Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки. Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь. Центральная районная библиотека по своим функциям становится правопреемницей централизованной библиотечной системы и может возглавлять библиотеки городских и сельских поселений. Методическая помощь, оказываемая центральной районной библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки городских поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров). Детские и юношеские библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и юношества с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, юношеский) или 1 отдел (для детей и юношества) центральной районной библиотеки. Библиотечное обслуживание городских поселений (городских округов) Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. Минимальное количество библиотек в городских поселениях и городских округах определяется в соответствии с таблицей 1. Таблица 1
В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества. Минимально необходимое количество библиотек в городском поселении (городском округе) определяется по следующей формуле: БС = Н/Нн, где: БС - библиотечная сеть; Н - численность населения; Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку. За сетевую единицу количества библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки - общедоступные универсальные, организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению и других категорий населения; универсальные центральные библиотеки; межмуниципальные и межпоселенческие библиотеки, имеющие филиалы; библиотеки-филиалы; поселенческие библиотеки (бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), получившие статус отделов межпоселенческой библиотеки и библиотеки поселений (также бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право определять минимальное количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся ситуации и местных особенностей. Библиотечное обслуживание сельских поселений Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 500 человек). В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек нестационарное библиотечное обслуживание (передвижные библиотеки - библиобусы, библиокатера и др.), а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта. Определение форм библиотечного обслуживания сельских поселений и минимальных норм создания стационарных библиотек осуществляется в соответствии с таблицей 2. Таблица 2
Методика определения нормативной потребности объема библиотечного фонда и его пополнения Объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных носителях информации, а также аудиовизуальных документов для создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в соответствии со следующими нормативами книгообеспеченности, установленными Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией: в городах - от 5 до 7 экземпляров на 1 жителя; в сельских поселениях - от 7 до 9 экземпляров на 1 жителя. При этом центральная библиотека города (района), обслуживающая население всей территории города (района), должна располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от 0,5 до 2 экземпляров на 1 жителя. Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в библиотеке определяется по следующей формуле: Фб = К × Н, где: Фб - фонд библиотеки; К - книгообеспеченность на душу населения; Н - численность населения. Годовой объем пополнения библиотечного фонда текущими изданиями и материалами должен составлять не менее 250 экземпляров на 1 тыс. жителей. Объем фондов детских и юношеских библиотек определяется по указанной формуле, где Н - численность населения детского и юношеского возрастов. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания детской библиотеки) литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 процентов общего объема фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, в том числе обучающие и развлекательные программы и игры. Пополнение фонда специализированной библиотеки для инвалидов по зрению должно составлять не менее 12 процентов имеющейся литературы. Для библиотечных пунктов (отделов нестационарного обслуживания) и передвижных библиотек пополнение, обновление и книгообмен должны составлять 100 процентов их фонда. Применение поправочных коэффициентов для учета особо сложных условий территорий библиотечного обслуживания Рекомендуется вносить дополнительные поправки в расчеты норм сети библиотек и их ресурсов в тех случаях, когда муниципальное образование имеет особые условия, усложняющие предоставление библиотечных услуг (многоязычный состав жителей, удаленность малонаселенных пунктов или затрудненность коммуникаций из-за сложного рельефа местности). Чтобы обеспечить равные возможности для доступа населения таких территорий к информации и культурным ценностям в библиотеках целесообразно использовать поправочные коэффициенты к нормативам в соответствии с таблицей 3. Таблица 3
В условиях сложного рельефа местности и удаленности населенных пунктов от административных центров поселений, где обычно располагается опорная публичная библиотека, целесообразно создавать ее филиалы в расчете на меньшее количество жителей, чем рекомендовано нормативами. Так, в поселениях со значительным количеством удаленных и малонаселенных пунктов правомерно установить норму создания библиотеки, применив поправочные коэффициенты от 0,5 до 0,8 (в зависимости от степени затрудненности условий). В таких случаях при норме 1 библиотека в расчете на 500 жителей рекомендовано использовать следующую формулу определения целесообразности филиала библиотеки или филиала библиотечно-досугового комплекса: 500 человек × 0,5 = 250 человек, где 0,5 - поправочный коэффициент. В случае большой разбросанности малонаселенных пунктов муниципальное образование может содержать библиотеки в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек. В случае, если поселенческая библиотека обслуживает жителей, говорящих на 2 и более языках либо проживающих в населенных пунктах, которые расположены в удалении от библиотеки на 5 км и более или в местностях со сложным рельефом (горы, водные преграды и др.), для определения необходимого объема библиотечного фонда рекомендуется включать в расчеты поправочный коэффициент 1,2. Объем библиотечного фонда в указанном случае будет рассчитываться по следующей формуле: Фб = К × Н × Пк, где Пк - поправочный коэффициент. При наличии в субъекте Российской Федерации однотипных условий во всех его районах нет необходимости применять поправочные коэффициенты. 2. Культурно-досуговые учреждения Для субъекта Российской Федерации определяется один Дом (Центр) народного творчества (учреждение культуры, выполняющее функции Дома (Центра) народного творчества) регионального значения. Указанный Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, исходя из демографических, географических и климатических условий региона. Учреждения культурно-досугового типа Нормативная потребность субъекта Российской Федерации в учреждениях культурно-досугового типа определяется как сумма сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативами обеспеченности. Для муниципальных районов или городских округов мощностная характеристика центрального (межпоселенческого, окружного, районного) учреждения культурно-досугового типа определяется исходя из численности населения муниципального района или городского округа, но должна составлять не менее 500 зрительских мест. Для городских или сельских поселений, имеющих в составе несколько населенных пунктов, нормативная потребность в центральных поселенческих учреждениях культурно-досугового типа определяется исходя из общей численности населения в городском или сельском поселении, имеющих в составе несколько населенных пунктов. Для городских поселений с численностью населения до 10 тыс. человек мощностная характеристика учреждения культурно-досугового типа определяется по нормативам потребности городского поселения с соответствующим количеством населения. Для городских поселений с численностью населения более 10 тыс. человек и городских округов численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей. Для сельских поселений: с численностью населения до 500 человек - численность населения делится на 100 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 100 жителей; с численностью населения от 500 до 1000 человек - минимальная нормативная потребность определяется исходя из функциональной загруженности учреждения культурно-досугового типа в соответствии с нормативом в 150 - 200 зрительских мест; с численностью населения от 1000 до 2000 человек - численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей; с численностью населения от 2000 до 5000 человек - численность населения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей; с численностью населения от 5000 и более человек - численность населения поселения делится на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей. Для сельских и городских населенных пунктов, входящих в состав сельского или городского поселения, нормативная потребность определяется по следующей формуле: D = А/Н × С, где: D - норматив количества зрительских мест культурно-досугового учреждения населенного пункта, входящего в состав сельского или городского поселения; А - нормативное количество зрительских мест культурно-досугового учреждения сельского или городского поселения; Н - общее количество населения сельского или городского поселения; С - количество жителей населенного пункта, входящего в состав сельского или городского поселения. Количество зрительских мест в расчете на 100 или 1000 жителей может отличаться от рекомендуемого в зависимости от региональных особенностей. Для определения сетевых показателей численность населения на расчетный период для каждой категории населенных пунктов умножается на соответствующее количество зрительских мест в расчете на 100 или 1000 жителей и полученное количество зрительских мест делится на количество зрительских мест учреждений культурно-досугового типа. Общая нормативная потребность в учреждениях культурно-досугового типа для городских и сельских поселений определяется как сумма значений сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов. В качестве сетевых единиц учреждений культурно-досугового типа учитываются самостоятельные учреждения: межпоселенческие районные Дома культуры, городские Дома культуры, сельские Дома культуры, входящие в клубную систему городских поселений; поселенческие Дома культуры и филиалы Домов культуры, расположенные в обособленных помещениях, если наличие такого филиала отражено в уставе учреждения культуры клубного типа, центры культуры и досуга, культуры и искусств; социально-культурные, культурно-досуговые комплексы; центры эстетического воспитания детей, клубы и дома творческой интеллигенции; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора; национально-культурные центры. Информационно-методические центры Муниципальный район должен иметь 1 информационно-методический центр межпоселенческого характера, являющийся самостоятельным учреждением или структурным подразделением центрального (межпоселенческого) районного учреждения культурно-досугового типа. Информационно-методические центры осуществляют информационные и методические услуги учреждениям культурно-досугового типа в сельской местности. Передвижные центры культуры (культбригады) Количество передвижных центров культуры (культбригад) определяется в зависимости от количества населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования и не имеющих стационарных учреждений культурно-досугового типа, из расчета 1 передвижной центр культуры (культбригада) на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 5, в регионах или муниципальных образованиях с низкой плотностью населения и на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 10, в регионах или муниципальных образованиях со средней или высокой плотностью населения. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях количество передвижных центров культуры (культбригад) определяется в зависимости от количества населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования и не имеющих стационарных учреждений культурно-досугового типа, из расчета 1 передвижной центр культуры (культбригада) на каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает 3, в регионах или муниципальных образованиях с низкой плотностью населения. Парки культуры и отдыха Парки культуры и отдыха размещаются в зависимости от численности населения в количестве не менее 1 в поселениях с численностью населения от 10 до 100 тыс. человек и в поселениях с численностью населения свыше 100 тыс. человек исходя из норматива - 1 парк культуры на каждые 100 тыс. жителей. Сетевой показатель для каждой категории различных поселений определяется путем умножения количества поселений этой категории на количество парков культуры и отдыха, рекомендуемых для размещения в поселениях каждой категории. Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых показателей по поселениям различных категорий. 3. Музеи В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать не менее 2 музеев. Минимальное количество музеев в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах, а также в сельских поселениях зависит от общей численности населения и наличия музейных коллекций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также от возможности органов власти соответствующего уровня обеспечить сохранность и безопасность предметов Музейного фонда Российской Федерации. Музеи создаются из расчета: не менее 1 - на муниципальный район с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек; не менее 2 - на муниципальный район с численностью населения от 10 до 20 тыс. человек. В муниципальных районах с численностью населения более 20 тыс. человек рекомендуется создание 2 - 3 музеев. При этом 1 музей должен иметь статус краеведческого музея, а 2 других могут быть тематическими и отражать особенности соответствующего региона. Создание еще одного музея носит рекомендательный характер. Количество музеев в муниципальном районе определяется путем умножения количества поселений этого района на нормативное количество музеев в поселениях. Музеи создаются в городских поселениях и городских округах с численностью населения до 100 тыс. человек в количестве не менее 2 - 4 и с численностью населения более 100 тыс. человек - в количестве не менее 4 - 5. Сетевой показатель для городских поселений определяется для каждой категории поселений отдельно путем умножения количества поселений соответствующей категории на количество музеев в поселении. Количество музеев в каждом поселении рассчитывается исходя из численности населения и соответствующего для этого поселения норматива обеспеченности. Музеи размещаются в количестве не менее 1 в сельских поселениях с численностью населения до 10 тыс. человек. Потребность в музеях в соответствующих населенных пунктах определяется в соответствии с таблицей 4. Таблица 4
На территории Российской Федерации могут создаваться и действовать музеи, различающиеся по их целевому назначению и видовому составу фондов, а также по другим основаниям. В субъектах Российской Федерации количество музеев рассчитывается исходя из видов музейных коллекций (краеведческие, художественные, этнографические и др.). За сетевую единицу принимаются краеведческие и мемориальные музеи, музеи изобразительных искусств, технические, исторические, литературные, народного творчества, этнографические, воинской и трудовой славы и другие музеи, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев. Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и за отдельную сетевую единицу не считаются, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям. В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы в населенных пунктах поселений. В сельском поселении может быть организован музей с филиалами в населенных пунктах с численностью населения до 1 тыс. человек. 4. Выставочные залы, картинные галереи Для муниципальных районов с численностью населения до 50 тыс. человек необходимо создание 1 учреждения, предоставляющего услуги выставочных залов и картинных галерей. Выставочные залы и картинные галереи размещаются: в городских поселениях и городских округах с численностью населения до 300 тыс. человек - не менее 1; в городских поселениях и городских округах с численностью населения свыше 300 тыс. человек - не менее 2. Количество выставочных залов и картинных галерей для каждой категории поселений рассчитывается путем деления численности населения поселения соответствующей категории на соответствующий норматив обеспеченности. В зависимости от состава и объема фондов выставочные залы и галереи могут являться структурными подразделениями музеев. В субъектах Российской Федерации, а также в сельских поселениях могут создаваться выставочные залы и (или) галереи как самостоятельные учреждения или в качестве структурных подразделений музеев и учреждений культурно-досугового типа. В городах, имеющих районное деление, выставочный зал (галерея) создается в каждом административном районе. Выставочные залы и (или) галереи могут иметь филиалы. 5. Театры Минимальное количество профессиональных театров в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с таблицей 5. Таблица 5
Необходимое число мест в театрах определяется в расчете на каждые 5 тыс. жителей и зависит от плотности населения городского поселения и городского округа: 4 места - для территорий с низкой плотностью населения; 5 мест - для территорий с высокой плотностью населения. Подобный норматив распространяется на городские поселения и городские округа с численностью населения более 100 тыс. человек, за исключением таких поселений, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах. В поселениях с численностью населения менее 100 тыс. человек, расположенных в этих регионах, по решению учредителя могут создаваться театры. В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета. В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более 1 могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков. Для театров кукол и театров юного зрителя необходимое количество зрительских мест определяется в расчете на каждую тысячу детей и зависит от плотности населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском поселении, городском округе: для территорий с низкой плотностью населения - 2 места; для территорий с высокой плотностью населения - 3 места. Профессиональные театры могут создаваться в городских округах и городских поселениях, если они располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях, независимо от численности населения. Профессиональные театры могут иметь филиалы. За сетевую единицу принимаются театры и театры-филиалы по их видам. 6. Концертные организации и коллективы Для субъектов Российской Федерации количество зрительских мест в учреждениях, предоставляющих услуги концертных организаций и коллективов, определяется в расчете на каждые 200 тыс. человек в зависимости от плотности населения. Для территорий с низкой плотностью населения количество зрительских мест должно составлять 100 единиц на каждые 200 тыс. человек, а для территорий с высокой плотностью - 200 единиц на каждые 200 тыс. человек. Сетевой показатель для каждой категории поселения определяется умножением численности населения каждой категории поселения на соответствующее количество мест в расчете на 200 тыс. жителей. В городских поселениях и городских округах с численностью населения более 100 тыс. человек количество учреждений должно составлять не менее 1, за исключением городских поселений и городских округов, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах. В поселениях с численностью населения менее 100 тыс. человек, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах, по решению учредителя также могут создаваться театры. Для городских поселений и городских округов необходимое количество зрительских мест определяется в зависимости от численности населения городского поселения (на каждую тысячу жителей): для территорий с низкой плотностью населения - 2 места; для территорий со средней плотностью населения - 3 места; для территорий с высокой плотностью населения - 4 места. Концертные залы и филармонии могут иметь филиалы. 7. Цирки Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1 цирка или цирковой организации. Городские округа и городские поселения могут иметь 1 цирк или цирковую организацию. Цирки и цирковые организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. 8. Содействие в показе киновидеофильмов Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1 организации культуры, предоставляющей услуги по содействию в показе киновидеофильмов. Киновидеоцентры, киновидеообъединения и кинопрокатные организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также иметь киновидеозалы для оказания услуг по киновидеопоказу. Для муниципальных районов мощностная характеристика организаций, предоставляющих услуги по показу киновидеофильмов, должна составлять не менее 1 организации. В городских поселениях и городских округах с численностью населения до 300 тыс. человек при условии высокой плотности населения должно быть создано не менее 1 организации, а при условии низкой плотности населения - не менее 2 организаций. Количество организаций для соответствующей категории поселения с численностью населения до 300 тыс. человек рассчитывается путем деления численности населения на соответствующий норматив обеспеченности. В городских поселениях и городских округах с численностью населения более 300 тыс. человек должно быть создано не менее 1 организации в расчете на каждые 100 тыс. человек. В культурно-досуговых учреждениях поселений с численностью населения до 1 тыс. человек, не являющихся административными центрами муниципальных районов, могут действовать киновидеоустановки. Кинотеатр создается в административном центре муниципального района. Необходимое количество зрительских мест устанавливается на каждую тысячу жителей: для территорий с низкой плотностью населения - 2 места; для территорий с высокой плотностью населения - 3 места. В населенных пунктах сельских поселений услуги киновидеопоказа могут оказываться с использованием киновидеоустановок, расположенных в учреждениях культурно-досугового типа или их филиалах. Населенные пункты сельских поселений районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также регионов Дальневосточного федерального округа могут иметь стационарные кинотеатры. В населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры, услуги киновидеопоказа осуществляются передвижными центрами культуры и передвижными комплексами. 9. Детские школы искусств (по видам искусства), школы эстетического образования Детские школы искусств (по видам искусства) и школы эстетического образования размещаются в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек в расчете 1 школа на населенный пункт. В населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек при расчете количества школ используется численность учащихся 1 - 8 классов общеобразовательных школ. Исходя из установленного в нормативе 12-процентного охвата учащихся 1 - 8 классов общеобразовательных школ определяется численность учащихся детских школ искусств и эстетического образования для каждого субъекта Российской Федерации. Для определения сетевых показателей это значение делится на среднюю вместимость школы данного типа для Российской Федерации, составляющую 180 человек. Примечание. Плотность населения определяется в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в соответствии с перечнем субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |