| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей" Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 сентября 2010 г.) Дата введения: с момента утверждения Введены впервые Обозначения и сокращения
I. ВведениеЗначительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание и другие неблагоприятные факторы приводят к напряжению эмоциональной сферы ребёнка, истощению адаптационных резервов, снижению функциональных возможностей организма, что в большей степени проявляется в конце учебного года. Важным этапом оздоровления детей является оздоровительная кампания в во время каникул, а в качестве одной из её форм - пребывание детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (далее - загородное стационарное учреждение отдыха). Загородные стационарные учреждения отдыха предназначены для оздоровления детей от 6 до 18 лет на время летних и зимних каникул. В эти учреждения принимаются, в основном, здоровые дети, дети с функциональными отклонениями, и, отчасти, дети с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии и так далее) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха. Однако анализ качества оздоровления детей в данных учреждениях затруднён, так как отсутствуют единые, научно обоснованные, требования к оценке эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. Предлагаемая методика является простой и доступной для использования в практике и позволяет оценить эффективность оздоровления детей в загородных стационарных учреждениях отдыха на основе показателей основных функциональных систем организма, применяя при этом оборудование, которым в обязательном порядке оснащен каждый медицинский кабинет загородного стационарного учреждения отдыха (ростомер, весы, динамометр, спирометр, тонометр, секундомер). Оценку физического развития рекомендуется проводить, используя схему оценки, утверждённую Министерством здравоохранения Российской Федерации для практического здравоохранения, а для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы - индекс "двойное произведение" (ДП), рекомендуемый в качестве критерия функционального состояния при проведении профилактических медицинских осмотров детей. Для оценки физической подготовленности детей рекомендуются тесты общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи, что обеспечивает преемственность соответствующих мероприятий в течение всего года и согласуется с современной системой тестов "Еврофит", разработанной Комитетом по развитию спорта при Совете Европы. II. Область примененияНастоящие методические рекомендации предназначены для использования органами и организациями Роспотребнадзора при проведении оценки работы типовых местных загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, проведении анализа качества оздоровления детей в данных учреждениях, а так же могут использоваться медицинскими работниками, специалистами, осуществляющими медицинское обеспечение в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, педиатрами, школьными врачами, а также специалистами - организаторами детского отдыха. III. Общие положенияОценку эффективности оздоровления детей следует проводить на основании анализа данных, полученных путем проведения медицинских осмотров в первую половину дня в начале и конце оздоровительной смены: в первые 2 - 3 дня после заезда и за 2 - 3 дня до окончания смены. Об эффективности оздоровления будет свидетельствовать положительная динамика показателей за период смены. В качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей рекомендуется использовать данные динамики показателей физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности и заболеваемости детей за период смены. Анализ динамики данных показателей позволяет оценить эффективность оздоровления каждого ребёнка за период его пребывания в загородном стационарном учреждении отдыха. Для оценки динамики показателей применяется система баллов: положительная динамика показателей (улучшение) оценивается в 2 балла, отсутствие динамики - 1 балл, отрицательная динамика (ухудшение) - 0 баллов. 3.1. Оценка динамики показателей физического развитияВ начале и в конце смены у ребёнка измеряют длину и массу тела для определения уровня физического развития - нормальное физическое развитие (НФР), дефицит массы тела (ДМТ), избыточная масса тела (ИМТ). Измерения проводят на полураздетом ребёнке. Оценку выполняют по региональным стандартам физического развития, которые должны предоставляться медицинскому персоналу загородного стационарного учреждения отдыха местными органами Управления здравоохранения или органами Управления здравоохранения в субъектах Российской Федерации. В случае, когда ребёнок прибывает из другого региона, стандарты (с учётом возраста данного ребёнка) прилагаются к медицинской справке Ф. № 079/у. Примеры оценки физического развития с использованием оценочных таблиц для Московского региона (приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям) представлены ниже. Перед проведением оценки физического развития необходимо вычислить возраст ребёнка. Возрастные группы формируются, как это принято в медицинской практике. Например, 10 лет - дети в возрасте от 9 лет 6 месяцев до 10 лет 5 месяцев 29 дней, 11 лет - от 10 лет 6 месяцев до 11 лет 5 месяцев 29 дней и т.д. Оздоровление будет считаться эффективным в том случае, когда у детей с дефицитом массы тела к концу смены вес увеличится; у детей с избыточной массой тела - вес уменьшится, а у детей с НФР изменение веса тела не приведёт к изменению уровня физического развития. Примеры оценки динамики показателей физического развития: 1. Ира П., 14 лет 5 мес. (14 лет) Начало смены: длина тела 158,1 см., масса тела 42,1 кг. Дефицит массы тела. Конец смены: длина тела 158,4 см., масса тела 42,6 кг. Дефицит массы тела. К концу смены у девочки с ДМТ вес тела увеличился. Положительная динамика - 2 балла. 2. Николай И., 13 лет 10 мес. (14 лет) Начало смены: длина тела 172,3 см., масса тела 60,2 кг. Нормальное физическое развитие. Конец смены: длина тела 172,5 см., масса тела 59,9 кг. Нормальное физическое развитие. Уровень физического развития за период смены не изменился. Отсутствие динамики -1 балл. 3. Виктор И. 14 лет 1 мес. (14 лет). Начало смены: длина тела 159,8 см., масса 61,2 кг. Избыточная масса тела. Конец смены: длина тела 160,1 см., масса 60,7 кг. Нормальное физическое развитие. К концу смены у мальчика с ИМТ вес тела уменьшился, причём изменился и уровень физического развития. Положительная динамика - 2 балла. 4. Анна Б., 14 лет 3 мес. (14 лет) Начало смены: длина тела 155,1 см., масса тела 57,0 кг. Нормальное физическое развитие. Конец смены: длина тела 155,3 см., масса тела 58,9 кг. Избыточная масса тела. За период смены девочка прибавила в весе и изменился уровень её физического развития с НФР на ИМТ. Отрицательная динамика - 0 баллов. 5. Павел Г. 14 лет 1 мес. (14 лет) Начало смены: длина тела 154,1 см., масса тела 56,2 кг. Избыточная масса тела. Конец смены: длина тела 154,2 см., масса тела 56,9 кг. Избыточная масса тела. К концу смены у мальчика с ИМТ вес тела увеличился. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.2. Оценка динамики показателей функционального состоянияВ начале и в конце смены у детей измеряют артериальное давление, частоту сердечных сокращений за 1 минуту, жизненную ёмкость лёгких. 4.2.1. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы рассчитывается индекс "двойное произведение" (ДП):
где ЧСС - частота сердечных сокращений, САД - систолическое артериальное давление в покое. Чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья. Оздоровление будет считаться эффективным в том случае, когда показатель ДП к концу смены уменьшится. Примеры оценки динамики показателя "двойное произведение": 1. Николай И. Начало смены: ЧСС - 72 уд/мин., АД - 118/72 мм рт. ст. ДП = 72 × 118/100 = 85 Конец смены: ЧСС - 71 уд/мин., АД - 110/70 мм рт. ст. ДП = 68 × 110/100 = 78. Значение показателя уменьшилось. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: ЧСС - 69 уд/мин., АД - 115/62 мм рт. ст. ДП = 69 × 115/100 = 79 Конец смены: ЧСС - 75 уд/мин., АД - 114/65 мм рт. ст. ДП = 78 × 114/100 = 85,5. Значение показателя увеличилось. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3. Виктор И. Начало смены: ЧСС - 75 уд/мин., АД - 120/64 мм рт. ст. ДП = 75 × 120/100 = 90. Конец смены: ЧСС - 79 уд/мин., АД - 114/67 мм рт. ст. ДП = 78 × 115/100 = 90. Значение показателя не изменилось. Отсутствие динамики - 1 балл. 3.2.2. Для оценки функциональных возможностей дыхательной системы определяется показатель внешнего дыхания - жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Измерение ЖЕЛ производится с помощью воздушного или водяного спирометра: обследуемый делает максимально глубокий вдох через рот, плотно обхватывает мундштук спирометра губами и делает энергичный выдох до конца, исключая выдох через нос (на нос испытуемого желательно надеть зажим). Процедуру проводят 2 - 3 раза с регистрацией наилучшего результата. Оздоровление будет считаться эффективным, в том случае, когда к концу смены исходное значение ЖЕЛ увеличится на 100 и более мл, что будет свидетельствовать об улучшении функционального состояния. Отрицательной динамикой будет считаться уменьшение исходного значения ЖЕЛ на 100 и более мл. Показатели, не удовлетворяющие данным требованиям, следует рассматривать как отсутствие динамики. Примеры оценки динамики показателя ЖЕЛ: 1. Николай И. Начало смены: ЖЕЛ = 2100 мл. Конец смены: ЖЕЛ = 2250 мл. ЖЕЛ увеличилась на 150 мл. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: ЖЕЛ = 3200 мл Конец смены: ЖЕЛ = 3250 мл. Увеличение ЖЕЛ менее 100 мл. Отсутствие динамики - 1 балл. 3. Виктор И. Начало смены: ЖЕЛ = 2900 мл Конец смены: ЖЕЛ = 2780 мл. ЖЕЛ уменьшилась больше, чем на 100 мл Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.3. Оценка динамики показателей физической подготовленностиВажным показателем улучшения функциональных возможностей организма ребёнка является увеличение показателей физической подготовленности. В начале и в конце смены у детей измеряют показатели физической подготовленности: кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, бег на 30 метров, для мальчиков - подтягивание на перекладине, для девочек - подъём туловища в сед за 30 секунд. 3.3.1. Исследование максимальной мышечной силы рук (кистевая динамометрия) проводят с помощью кистевого плоскопружинного динамометра, измеряя силу мышц сильнейшей кисти (у правшей - правой, у левшей - левой). Оценивается динамика показателей кистевой динамометрии одной и той же руки (правая или левая). Недопустимо проводить оценку динамики показателей кистевой динамометрии разных рук (например, в начале смены - данные динамометрии правой руки, в конце смены - левой руки). Динамометр берётся в руку максимально удобно, рука отведена вперёд и в сторону. Выполняется 2 - 3 попытки, фиксируется лучший результат. Увеличение показателей динамометрии на 1 кг и более считается положительной динамикой и свидетельствует о правильном применении физических упражнений, в частности, силовой и скоростно-силовой направленности в системе оздоровительных мероприятий, уменьшение силы мышц на 1 кг и более считается отрицательной динамикой. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики. Примеры оценки динамики показателя кистевой динамометрии: 1. Николай И. Начало смены: динамометрия (левая рука) - 24 кг. Конец смены: динамометрия (левая рука) - 26 кг. Увеличение показателя больше, чем на 1 кг. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: динамометрия (правая рука) - 20 кг. Конец смены: динамометрия (правая рука) - 20,5 кг. Показатель увеличился, меньше, чем на 1 кг. Отсутствие динамики - 1 балл. 3. Виктор И. Начало смены: динамометрия (правая рука) - 23 кг. Конец смены: динамометрия (правая рука) - 21,5 кг. Показатель уменьшился больше, чем на 1 кг. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.3.2. Для определения скоростно-силовых качеств используется тест "Прыжок в длину с места". Тест необходимо проводить на мягком грунтовом покрытии (яма с песком) или на резиновой дорожке. Прыжок вперёд с места выполняется из исходного положения, стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой. Участник слегка сгибает ноги, отводит руки назад, туловище наклоняет вперёд и, смещая вперёд центр тяжести тела, с махом рук вперёд и толчком двух ног прыгает на максимально возможное расстояние. Используется две попытки, с зачётом лучшего результата. Увеличение к концу смены длины прыжка считается положительной динамикой показателя, уменьшение - отрицательной динамикой. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики. Примеры оценки показателей теста "Прыжок в длину с места": 1. Николай И. Начало смены: прыжок в длину с места = 175 см. Конец смены: прыжок в длину с места = 181 см. Показатель к концу смены увеличился. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: прыжок в длину с места = 161 см. Конец смены: прыжок в длину с места = 161 см. Показатель к концу смены не изменился. Отсутствие динамики - 1 балл. 3. Виктор И. Начало смены: прыжок в длину с места = 170 см. Конец смены: прыжок в длину с места = 168 см. Показатель к концу смены уменьшился. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.3.3. Для оценки быстроты и скорости движений рекомендуется использовать тест "Бег на 30 метров". Тест проводится двумя исследователями на прямой ровной дорожке шириной 2 - 3 метра, длиной не менее 40 метров, где обозначена линия старта и через 30 метров - линия финиша. Забег проводится парами. Детям необходимо пробежать всю дистанцию с максимально возможной скоростью, не замедляя движения. Участники встают у черты, лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад, слегка сгибают ноги и, чуть вперёд наклоняют туловище. По команде "Марш!" дети бегут в полную силу до ориентира. Участникам даётся одна попытка. Бег на скорость следует проводить на дорожке стадиона или на спортивной площадке, с высокого старта, с фиксацией времени преодоления дистанции. Время измеряется с точностью до 0,1 сек. Бег проводится в присутствии медперсонала (обязательно наличие медицинской аптечки). Уменьшение времени бега к концу смены расценивается как положительная динамика, увеличение времени - как отрицательная. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики. Примеры оценки показателей теста "Бег на 30 метров": 1. Николай И. Начало смены: бег на 30 метров = 4,7 сек. Конец смены: бег на 30 метров = 4,3 сек. Показатель к концу смены уменьшился. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: бег на 30 метров = 5,2 сек. Конец смены: бег на 30 метров = 5,2 сек. Показатель к концу смены не изменился. Отсутствие динамики - 1 балл. 3. Виктор И. Начало смены: бег на 30 метров = 4,9 сек. Конец смены: бег на 30 метров = 5,2 сек. Показатель к концу смены увеличился. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.3.4.1. Для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса у мальчиков с 7 лет и юношей применяется тест "Подтягивание на перекладине". В висе на перекладине с прямыми руками мальчик должен выполнить максимально возможное число подтягиваний, при этом руки разгибаются полностью, ноги в коленных суставах не сгибаются, движения - без рывков и махов. В этом случае подтягивание считается выполненным правильно, в противном случае подтягивание не засчитывается. Используется две попытки, учитывается лучший результат. Увеличение числа подтягиваний к концу смены свидетельствует об улучшении силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса и, расценивается как положительная динамика, уменьшение числа подтягиваний - как отрицательная динамика, число подтягиваний остаётся таким же, как в начале смены - отсутствие динамики. Примеры оценки показателей теста "Подтягивание на перекладине": 1. Николай И. Начало смены: подтягивание на перекладине = 12 раз. Конец смены: подтягивание на перекладине = 14 раз. Показатель к концу смены увеличился. Оценка показателя: положительная динамика - 2 балла. 2. Павел Г. Начало смены: подтягивание на перекладине = 7 раз. Конец смены: подтягивание на перекладине = 7 раз. Показатель к концу смены не изменился. Оценка показателя: отсутствие динамики - 1 балл. 3. Виктор И. Начало смены: подтягивание на перекладине = 10 раз. Конец смены: подтягивание на перекладине = 9 раз. Показатель к концу смены уменьшился. Оценка показателя: отрицательная динамика - 0 баллов. 3.3.4.2. Скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища у девочек и девушек оценивается с использованием теста "Подъём туловища в сед за 30 секунд". Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Из исходного положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки разведены в стороны, касаются пола. По команде "Марш!" за 30 секунд девочка выполняет максимально возможное число подъёмов туловища, касаясь, при сгибании, локтями бёдер и возвращаясь обратным движением в исходное положение, т.е. касаясь пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком, локтями (правильное выполнение теста). Участницам даётся одна попытка. Увеличение количества подъёмов в сед за 30 секунд расценивается как положительная динамика, уменьшение - как отрицательная динамика, без изменений - отсутствие динамики. Примеры оценки показателей теста "Подъём туловища в сед за 30 секунд": 1. Оля М. Начало смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 20 раз. Конец смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 22 раза. Показатель к концу смены увеличился. Положительная динамика - 2 балла. 2. Ира П. Начало смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 18 раз. Конец смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 18 раза. Показатель к концу смены не изменился. Отсутствие динамики - 1 балл. 3. Марина П. Начало смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 15 раз. Конец смены: подъём туловища в сед за 30 секунд = 13 раза. Показатель к концу смены уменьшился. Отрицательная динамика - 0 баллов. 3.4. Оценка показателей заболеваемость за период сменыПри анализе эффективности оздоровления необходимо учитывать показатели острой и хронической заболеваемости у ребёнка за период смены, используя систему баллов: отсутствие острой заболеваемости и обострений хронических болезней - 2 балла; наличие острой заболеваемости и/или обострение хронических болезней - 0 баллов. Оценку показателей физического развития, функционального состояния организма, заболеваемости детей за период смены выполняется медицинскими работниками загородного стационарного учреждения отдыха. Оценка уровня физической подготовленности проводится физкультурными работниками данного учреждения. IV. Комплексная оценка оздоровления детейДля комплексной оценки оздоровления детей в загородном стационарном учреждении отдыха необходимо оценить динамику полученных показателей, используя систему баллов: положительная динамика показателей (улучшение) оценивается в 2 балла, отсутствие динамики - 1 балл, отрицательная динамика (ухудшение) - 0 баллов. Наличие ("+") острого заболевания и/или обострения хронических болезней за период смены рассматривается как отрицательная динамика и оценивается в 0 баллов. Полученные данные заносятся в Карту осмотра ребёнка (приложение 2 к настоящим методическим рекомендациям). Комплексная оценка эффективности оздоровления ребёнка будет зависеть от суммы баллов всех показателей: - выраженный оздоровительный эффект- 12 - 16 баллов; - слабый оздоровительный эффект - 8 - 11 баллов; - отсутствие оздоровительного эффекта - 0 - 7 баллов. Для того чтобы проанализировать оздоровительный эффект по отряду и в целом по учреждению необходимо заполнить таблицы в соответствии с приложениями 3 и 4 к настоящим методическим рекомендациям.
Приложение 1к MP 2.4.4.0011-10 Таблица 1 Границы нормальных вариантов массы тела (веса)
Таблица 2 Границы нормальных вариантов массы тела (веса)
Приложение 2к MP 2.4.4.0011-10 Карта осмотра ребёнка
Комплексная оценка эффективности оздоровления ребёнка за смену
Приложение 3к MP 2.4.4.0011-10 Комплексная оценка эффективности оздоровления детей по отряду "_______________________________"
Приложение 4к MP 2.4.4.0011-10 Комплексная оценка эффективности оздоровления детей в целом по учреждению "________________________"
Итого: Количество детей с выраженным оздоровительным эффектом (%) - ________ Количество детей со слабым оздоровительным эффектом (%) - ____________ Количество детей с отсутствием оздоровительного эффекта (%) - __________ Библиографический список:1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи". 2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". 3. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1995 № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов". 4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 № 81 "О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году". 5. СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей".
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |