| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Автомобильные транспортные средства ТАХОГРАФЫ Технические требования к установке
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. № 159-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автомобильные транспортные средства ТАХОГРАФЫ Технические требования к установке Vehicles. Tachographs. Technical requirements for installation Дата введения - 2010-09-15 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает технические требования к установке тахографов на автомобильные транспортные средства (АТС). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН № 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP) Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 тахограф: Автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения. 3.2 автомобильные перевозки: Любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования порожних либо с людьми или с грузом АТС. 3.3 активация: Процесс, который выполняется с использованием карточки предприятия и присвоенного ей PIN-кода и в ходе которого тахограф становится полностью работоспособным и выполняет все функции, в том числе функции защиты. 3.4 блок памяти: Электронное устройство тахографа для хранения данных. 3.5 бортовое устройство; БУ: Тахограф, за исключением датчика движения и электропроводки для подсоединения датчика движения. 3.6 датчик движения: Компонент тахографа, подающий сигнал, который отображает скорость автомобиля и (или) пройденное расстояние. Примечание - На автомобилях категорий М1 и N1 компонент, выполняющий эти функции, может называться адаптером. 3.7 загрузка: Копирование вместе с цифровой подписью части или всего массива данных, записанных в блоке памяти тахографа автомобиля или в блоке памяти карточки тахографа. 3.8 идентификация автомобиля: Выявление идентифицирующих номеров: номера государственной регистрации АТС с указанием страны регистрации и идентификационного номера транспортного средства (VIN). 3.9 калибровка: Обновление или подтверждение, с использованием карточки предприятия, данных об автомобиле, которые должны храниться в блоках памяти тахографа в качестве постоянных до следующей калибровки. 3.10 карточка тахографа: Карточка, предназначенная для использования в тахографе и позволяющая тахографу хранить определенные данные, проверять идентификационные данные держателя карточки (или идентификационные данные соответствующей группы) и передавать держателю карточки необходимые данные. 3.11 номер карточки тахографа: Номер в виде 16 буквенно-цифровых знаков, который однозначно идентифицирует карточку тахографа в данной стране и помещается после 3-х знаков кода страны, выдавшей эту карточку. 3.12 официальное утверждение типа: Процесс подтверждения страной, того факта, что данный тахограф (его компонент) либо карточка тахографа, подвергаемые проверке, удовлетворяют установленным требованиям (например, [1]). 3.13 печатающее устройство: Компонент тахографа, который позволяет распечатывать данные, зарегистрированные в тахографе и (или) на карточке тахографа. 3.14 постоянная тахографа, k: Числовая характеристика величины сигнала, генерируемого датчиком движения за пройденный АТС путь в один километр. 3.15 регистрационный листок: Листок, который предназначен для внесения в него и хранения зарегистрированных данных, который вводится в тахограф и на котором пишущие устройства последнего ведут непрерывную запись информации, подлежащей регистрации. 3.16 сертификация защиты: Процесс подтверждения сертифицирующим органом, что тахограф (его компонент) или карточка тахографа, подвергаемые контролю, выполняют требования в отношении защиты, определенные в соответствующих нормативных документах. 3.17 установка: Комплекс операций по монтажу, активации и проверке правильности функционирования тахографа на автомобиле. 3.18 характеристический коэффициент автомобиля, w: Числовая характеристика компонента АТС (например, вторичного вала коробки передач автомобиля), возбуждающего в датчике движения сигнал, величина которого соответствует пробегу АТС пути в один километр. 3.19 эффективная окружность шин колес: Среднее значение расстояний, пройденных колесами автомобиля, связанными со счетчиком пути (например, ведущими колесами), за один их полный оборот. 4 Технические требования4.1 Характеристики и функции тахографов Тахограф обеспечивает регистрацию: - расстояния, пройденного АТС; - скорости движения АТС; - продолжительности управления автомобиля водителем; - периодов работы или нахождения водителя на рабочем месте; - периодов отдыха; - вскрытия корпуса, содержащего регистрационный листок. Электронный тахограф, представляющий собой устройство, которое функционирует на основе передачи электрических сигналов с датчиков расстояния и скорости, регистрирует любой перерыв продолжительностью свыше 100 ∙ 10-3 с в электрическом питании регистрирующего оборудования (за исключением освещения), в электрическом питании датчиков расстояния и скорости, а также любой перерыв в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости. 4.2 Общие требования к конструкции тахографа 4.2.1 Тахограф включает устройства: визуальные, регистрирующие, записывающие. 4.2.2 Визуальные устройства показывают: - пройденное расстояние (счетчик расстояния); - скорость (спидометр); - время (часы). 4.2.4 Записывающие устройства регистрируют отдельно: - каждое вскрытие корпуса, содержащего регистрационный листок; - для электронного тахографа (по 4.1) - любой перерыв, продолжительностью свыше 100 ∙ 10-3 с в электрическом питании датчика расстояния и скорости, в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости, а также в электрическом питании тахографа (за исключением освещения) до повторного включения источника электрического питания. 4.2.5 В аналоговых тахографах функции по 4.2.2 и 4.2.3 может выполнять одно устройство. 4.2.6 Тахограф в части электромагнитной совместимости и устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения должен соответствовать ГОСТ Р 41.10 (Правила ЕЭК ООН № 10). 4.2.7 Все составные части тахографа изготавливают из материалов, обладающих достаточной устойчивостью и механической прочностью, а также стабильными электрическими и магнитными характеристиками. 4.2.8 Требования к измерениям пробега, скорости и времени 4.2.8.1 Пройденный путь должен измеряться и регистрироваться при движении вперед и движении задним ходом, либо при движении только вперед. Погрешность регистрации не более 0,1 км. 4.2.8.2 Тахограф должен обеспечивать постоянное измерение и указывать значение скорости движения АТС. Погрешность регистрации скорости не более 1 км/ч. 4.2.8.3 Тахограф должен обеспечивать постоянное измерение и отображение времени. Измерение времени не должно нарушаться в результате прекращения электропитания от источника, внешнего для прибора измерения времени, в течение менее 12 месяцев в условиях, предусмотренных для официального утверждения типа. Максимально допустимые отклонения показаний или записей соответствующих приборов не должны превышать величин, указанных в таблице 1 в диапазоне температур от 0 °С до 40 °С. Таблица 1
4.2.9 Измерение погрешностей тахографа в части пути и скорости проводят в условиях испытаний: - автомобиль в снаряженном состоянии с водителем массой 75 кг, без груза (пассажиров), с измерительными приборами, необходимыми для испытаний; - размеры шин и давление в них соответствуют руководству по эксплуатации на автомобиль; - автомобиль, приводимый в движение собственным двигателем, совершает прямолинейное движение по ровной горизонтальной дороге со скоростью (50 ± 5) км/ч; - измеряемое расстояние составляет не менее 1000 м. Испытания допускается проводить на испытательном стенде при условии обеспечения аналогичной точности. Точность измерения времени за сутки - ±2 с. 4.2.10 Тахограф должен быть защищен от несанкционированного вскрытия опечатанного корпуса. В условиях эксплуатации тахографы должны быть защищены от попадания влаги и пыли. Тахограф должен соответствовать требованиям уровня защиты IP 40, а датчик движения должен удовлетворять требованиям уровня защиты IP 64 в соответствии с ГОСТ 14254. 4.2.11 Тахограф должен быть работоспособным в диапазоне температур воздуха от минус 20 °С до плюс 70 °С, а датчик движения - от минус 40 °С до плюс 135 °С. Содержание блока памяти должно сохраняться при снижении температуры воздуха до минус 40 °С. 4.3 Требования к установке тахографов 4.3.1 Общие требования 4.3.1.1 Установке на автомобилях подлежат тахографы, имеющие соответствующее утверждение типа. 4.3.1.2 Установку тахографов на автомобили выполняют организации, включая изготовителей автомобилей, аттестованные в установленном порядке. 4.3.1.3 Тахограф устанавливают в кабине автомобиля, чтобы водитель со своего места имел доступ ко всем необходимым функциям, включая установку и выемку регистрационных листков (листков распечатки), мог наблюдать за показаниями спидометра, счетчика расстояния и часов. 4.3.1.4 Конкретные операции по подсоединению датчика движения и тахографа проводят в соответствии с инструкциями их изготовителя. 4.3.1.5 Постоянная тахографа, k, должна быть приведена в соответствие с характеристическим коэффициентом автомобиля, w, при помощи приспособления (адаптора). Постоянная тахографа, k, выражается либо в оборотах на километр (k = ... об./км), либо в импульсах на километр (k = ... имп./км). Характеристический коэффициент автомобиля, w, выражается либо в оборотах на километр (w = ... об./км), либо в импульсах на километр (w = ... имп./км). Для этого датчик движения, измеряющий скорость АТС и передающий соответствующий сигнал бортовому устройству, должен сопрягаться с таким элементом на выходном вале коробки передач или в любом другом месте АТС (например, на неведущих колесах), по движению которого может измеряться скорость АТС. В случае размещения датчика движения на выходном валу коробки передач и наличии на автомобиле дополнительной коробки передач, раздаточной коробки или ведущего моста, имеющих два или более передаточных числа, автомобиль должен быть оборудован переключающим устройством, которое автоматически приводит эти передаточные числа в соответствие с постоянной установленного тахографа. 4.3.1.7 После установки тахографа проводят его калибровку (регулировку). Проведение калибровки проводят с целью: - проверки подсоединения датчика движения к тахографу; - адаптирования постоянной контрольного устройства k к характеристическому коэффициенту автомобиля w; - введения текущего времени; - введения текущего показания счетчика пути; - обновления или подтверждения других параметров, заложенных в тахографе и датчике движения: идентификацию АТС, размера шин и регулировки устройства ограничения скорости (в случае применения). 4.3.1.8 В процессе калибровки проводят испытания на соответствие установленного тахографа в сборе требованиям к точности измерений и регистрации данных. В случае выявления у тахографа больших погрешностей, чем регламентировано в 4.2.8.3, тахограф или его отдельные компоненты, не соответствующие требованиям по точности, подлежат замене. 4.3.2 Особые требования к установке цифрового тахографа 4.3.2.1 Новые тахографы поставляют неактивированными со всеми параметрами калибровки. В тех случаях, когда какое-либо конкретное значение не соответствует заданному, буквенные параметры отображаются в виде строк из вопросительных знаков «?», а числовые параметры устанавливаются на ноль «0». 4.3.2.2 До активации тахограф должен обеспечивать доступ к функции калибровки, даже если в режим калибровки он не установлен. 4.3.2.3 До активации тахограф не должен ни регистрировать, ни хранить данные, указанные в приложении А. 4.3.2.4 В процессе установки изготовители АТС предварительно устанавливают все известные параметры. 4.3.2.5 Изготовители АТС при установке тахографов на АТС активируют установленный тахограф. 4.3.2.6 Активация тахографа должна производиться автоматически в результате первого ввода карточки предприятия в любое из считывающих устройств. 4.3.2.7 Конкретные операции по подсоединению датчика движения и бортового устройства, если таковые требуются, должны производиться автоматически (без специальных настроек) до или во время активации. 4.3.2.8 После активации тахограф должен полностью обеспечивать контроль за доступом к своим функциям и соответствующим данным. Функции регистрации и хранения должны быть полностью работоспособными. 4.3.2.9 Для цифровых тахографов калибровка должна включать ввод номера государственной регистрации АТС и производиться не позже, чем через две недели после установки тахографа или присвоения номера государственной регистрации АТС, в зависимости от того, какое из этих событий наступает позже. 4.3.3 Требования к установочной табличке 4.3.3.1 После проверки тахографа, проводимой после его установки, на АТС рядом с ним или на самом тахографе крепится табличка с данными об установке: - адрес и фирменное наименование организации по 4.3.1.1, установившей тахограф; - характеристический коэффициент автомобиля; - постоянная тахографа; - эффективная окружность шин колес; - размер шин; - даты определения характеристического коэффициента автомобиля и измерения эффективной окружности шин колес. 4.3.3.2 На табличке цифрового тахографа должен быть указан также номер государственной регистрации автомобиля. 4.3.3.3 После каждой инспекции, проведенной уполномоченной организацией, устанавливают новую табличку. 4.3.4 Требования к пломбированию 4.3.4.1 Пломбы накладывают с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. 4.3.4.2 Пломбы накладывают на следующие части: а) табличку с данными об установке за исключением случаев, когда ее нельзя снять без повреждения (уничтожения) указанных на ней данных; б) любое соединение, которое в случае его нарушения приведет к необнаруживаемым изменениям или к необнаруживаемой потере данных, например: - два конца электросоединения между тахографом и АТС; - непосредственно адаптор и участок его включения в цепь; - переключающий механизм для АТС, предусмотренных 4.3.1.6; - участки, соединяющие адаптор и переключающий механизм с остальной частью тахографа; - корпуса тахографа. 4.3.4.3 В ходе официального утверждения типа тахографа уточняют места необходимой и достаточной установки пломб, предусмотренные в перечислении б) 4.3.4.2. Запись об установке этих пломб производят в свидетельстве официального утверждения типа тахографа. а) в случае аварийной или иной чрезвычайной ситуации; б) в целях установки, регулировки или ремонта устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения. 4.3.4.5 Снятие пломб согласно 4.3.4.4 допускается только при следующих непременных условиях: а) тахограф продолжает функционировать; б) тахограф вновь надежно и правильно пломбирует уполномоченная организация сразу же после установки устройств, предусмотренных в перечислении б) 4.3.4.4, или в течение семи дней в других случаях. 4.3.4.6 О каждом отдельном случае нарушения этих пломб владелец АТС должен предоставлять компетентному органу письменное уведомление с указанием причин, по которым были произведены такие действия. Приложение А
|
Правила хранения |
Данные по каждому событию, подлежащие регистрации |
|
Несовместимость карточек |
- 10 самых последних событий |
- дата и время начала события, - дата и время наступления события, - дата и время завершения события, - тип карточки, номер карточки и страна, выдавшая две карточки, которые явились причиной несовместимости |
Управление без соответствующей карточки |
- наиболее длительное событие за каждые из 10 последних дней, - 5 наиболее продолжительных событий за последние 365 дней |
- дата и время начала события, - дата и время завершения события, - тип карточки, номер карточки и страна, выдавшая любую карточку, вставленную на момент начала и (или) завершения данного события, - число аналогичных событий за данный день |
Ввод карточки в процессе управления |
- последнее событие за каждый из последних 10 дней |
- дата и время события, - тип карточки, номер карточки и выдавшая ее страна, - число аналогичных событий за указанный день |
Неправильное завершение последнего сеанса использования карточки |
- 10 самых последних событий |
- дата и время ввода карточки, - тип карточки, номер карточки и выдавшая ее страна, - последняя дата сеанса использования, записанная на карточке, - дата и время ввода карточки, - регистрационный номер транспортного средства и страна регистрации |
Ошибочные данные о движении |
- самое длительное событие за каждый из 10 последних дней, - 5 самых длительных событий за последние 365 дней |
- дата и время начала события, - дата и время конца события, - тип карточки, номер и страна, выдавшая любую карточку, вставленную в начале и/или конце события, - число аналогичных событий в указанный день |
Попытка нарушения системы защиты |
- 10 самых последних событий по типу события |
- дата и время начала события, - дата и время конца события (в случае применимости), - тип карточки, номер и страна, выдавшая любую карточку, вставленную в начале и (или) конце события, - тип события |
Прекращение электропитания* |
- самое длительное событие за каждый из 10 последних дней, - 5 самых длительных событий за последние 365 дней |
- дата и время начала события, - дата и время конца события, - тип карточки, номер и страна, выдавшая любую карточку, вставленную в начале и (или) конце события, - число аналогичных событий в указанный день |
Превышение скорости |
- наиболее серьезное событие за последние 10 дней (т.е. случай регистрации самой высокой средней скорости), - 5 наиболее серьезных событий за последние 365 дней, - первое событие, наступившее после последней калибровки |
- дата и время начала события, - дата и время конца события, - максимальная скорость, измеренная во время события, - среднее арифметическое скорости, измеренной во время события, - тип карточки, номер карточки и выдавшая ее страна водителя (в случае применимости), - число аналогичных событий в указанный день |
* Эти данные могут регистрироваться только при восстановлении электропитания, при этом время должно быть известно с точностью до минуты. |
А.7 Данные о неисправностях - по таблице А.2.
Таблица А.2
Правила хранения |
Данные о неисправности, подлежащей регистрации |
|
Сбой в работе карточки |
- 10 самых последних сбоев в работе карточки водителя |
- дата и время начала сбоя, - дата и время конца сбоя, - тип карточки, номер и выдавшая ее страна |
Сбой в работе контрольного устройства |
- 10 самых последних сбоев по каждому типу сбоя, - первый сбой после последней калибровки |
- дата и время начала сбоя, - дата и время конца сбоя, - тип ошибки, - тип карточки, номер и страна, выдавшая любую карточку, вставленную в начале и/или конце ошибки |
А.8 Данные о последних 20 контрольных операциях:
а) дата и время контроля;
б) номер карточки контролера и страна, выдавшая карточку;
в) тип контроля (вывод на дисплей и (или) на печать и (или) загрузка данных с БУ и/или загрузка с карточки).
А.9 Данные о последних 20 случаях блокировки, установленной предприятием:
а) дата и время блокировки;
б) дата и время разблокировки;
в) номер карточки предприятия и страна, выдавшая карточку;
г) название и адрес предприятия.
А.10 Данные об операциях по загрузке:
а) дата и время загрузки;
б) номер карточки предприятия или мастерской и страна, выдавшая карточку;
в) название предприятия или мастерской.
[1] Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. (Е/ЕСЕ/811; Е/ЕСЕ/TRANS/564), включая поправки 1 - 4 (Е/ЕСЕ/811; Е/ЕСЕ/TRANS/564/Amend. 1 - 4), которые вступили в силу соответственно 3 августа 1983 г., 24 апреля 1992 г., 28 февраля 1995 г. и 27 февраля 2004 г., а также 5-ю поправку, которая вступила в силу 16 июня 2006 г. и опубликована под обозначением TRANS/SC.1/375/Add.1.
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, тахографы, установка, постоянная тахографа, характеристический коэффициент автомобиля