| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
СУДА И МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ISO 20858:2004
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением «Служба морской безопасности» (ФГУ СМБ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1025-ст 4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 20858:2004 «Судовые и морские технологии. Оценки безопасности оборудования морских портов и разработка плана обеспечения безопасности» (ISO 20858:2004 «Ships and marine technology - Maritime port facility security assessments and security plan development», MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом. Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения его в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5) 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Введение Настоящий стандарт предназначен для компетентного проведения оценки охраны и разработки планов охраны портовых средств, в том числе контрмер, а также соответствующего применения в названной сфере навыков и знаний персонала, деятельность которого связана с решением вопросов охраны. Кроме того, настоящий стандарт нацелен на создание необходимых условий для проведения внешнего аудита выполняемой работы на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств и положительному опыту работы в области обеспечения безопасности и охраны. СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р
53660-2009 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2010-05-01 1 Область примененияНастоящий стандарт разработан в помощь компаниям-операторам портовых средств по определению компетентности персонала для выполнения работ по оценке охраны и разработке плана охраны портового средства, как это предусмотрено Международным кодексом по охране судов и портовых средств [1]. Настоящий стандарт устанавливает требования к документации и ведению соответствующих записей по внедрению указанных процессов для получения возможности устанавливать соответствие требованиям со стороны органов по сертификации (в случае добровольного согласия компании-оператора портового средства на проведение такого подтверждения соответствия). Объекты инфраструктуры морского порта, выходящие за пределы территории портового средства, могут влиять на взаимодействие между портовым средством и судном по вопросам охраны. Настоящий стандарт не затрагивает требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] в отношении таких объектов инфраструктуры. Вместе с тем судовладельцы могут быть проинформированы о том, что портовое средство соответствует требованиям настоящего стандарта и принимаемые на нем меры по обеспечению безопасности адекватны установленному уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уровню охраны. Требования настоящего стандарта не затрагивают и не определяют обязанности государства по защите граждан и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства. 2 Соответствие требованиямВ то время, как соответствие положениям Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] является обязательным, использование настоящего стандарта является добровольным. Если федеральными органами исполнительной власти установлено иное, препятствующее использованию настоящего стандарта, то такое требование обладает преимуществом и соответствие настоящему стандарту не может быть истребовано. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 груз (cargo): Товары в упаковке и без упаковки, наливные и неналивные, размещенные на судне для транспортирования в другой порт. 3.2 последствие (consequence): Возможная потеря жизни, ущерб собственности, финансовые и экономические потери (включая нарушение транспортных систем), произошедшие в результате нападения на портовое средство или за его пределами. 3.3 Международная морская организация; ИМО (International Maritime Organization): Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, целью которого является обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области регулирования и практик по различным техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством, а также поощрение и содействие общему принятию наивысших действенных норм по вопросам морской безопасности, эффективности судоходства и предотвращению загрязнения морской среды с судов. 3.4 Кодекс ОСПС (ISPS Code): Международный кодекс по охране судов и портовых средств [1], состоящий из части «А» (положения которой рассматриваются как имеющие обязательную силу) и части «В» (положения которой рассматриваются как рекомендательные), принят 12 декабря 2002 г. резолюцией 2 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками [2], которые могут быть внесены Международной морской организацией. 3.5 вероятность (likelihood): Возможность развития угрозы, приведшей к реализации акта незаконного вмешательства на портовом средстве, на котором проведены инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению его безопасности. 3.6 портовое средство (port facility): Участок акватории и береговая часть порта, где происходит взаимодействие судно-порт. Примечание - Взаимодействие судно-порт означает такое взаимодействие, когда судно прямо и непосредственно затрагивает действия, связанные с перемещением людей, грузов или предоставлением портовых услуг судну или со стороны судна. Этот термин включает такие районы, как места якорных стоянок, места ожидания причала и подходы с моря. Береговая часть портового средства ограничена периметром охраны. Необходимо отметить, что в целях настоящего стандарта на территории порта может быть более одного портового средства. В таком случае термин включает только якорные стоянки, места ожидания причала и подходы с моря, используемые портовым средством, отвечающим требованиям настоящего стандарта. В соответствии с кодексом ОСПС возможно использование других участков акватории и береговой части порта, не рассматриваемых настоящим стандартом. 3.7 план охраны портового средства (port Facility Security Plan): План, разработанный с целью обеспечения адекватных мер по защите людей, портового средства, судов, грузов, грузовых транспортных единиц и судовых запасов в пределах портового средства от актов незаконного вмешательства. 3.8 риск (risk): Уровень последствий и вероятность случаев актов незаконного вмешательства. 3.9 охрана (security): Противодействие преднамеренным, несанкционированным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба судам и портам. 3.10 группа антикризисного управления (security crisis management team): Группа людей, обладающих знаниями и наделенных необходимыми ресурсами и полномочиями для реагирования в случаях угроз безопасности или актов незаконного вмешательства. 3.11 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или портового средства. 3.12 персонал службы охраны (security personnel): Лица, назначенные для выполнения задач по охране портового средства, которые являются или не являются его служащими. 3.13 судовые запасы (ship’s stores): Материально-технические и продовольственные запасы, предназначенные для использования судном, взаимодействующим с портовым средством. 3.14 цель (target): Персонал, суда, груз, объекты инфраструктуры, материальные ценности и системы управления/документирования в пределах портового средства. 3.15 виды угрозы (threat scenario): Возможные способы реализации актов незаконного вмешательства. Учитывая наличие множества тактик нападений, детально прорабатываются несколько основных видов угроз, характерных для общих угроз безопасности. Руководство портового средства и персонал, осуществляющий оценку охраны, могут расширить перечень основных видов угроз в зависимости от особенностей места расположения портового средства. 4 Выполнение оценки охраны4.1 Общий взгляд на оценку охраныНазначение данного раздела - обеспечение разработчиков, а позднее и пользователей Отчета об оценке охраны и Плана охраны портового средства информативным руководством, иллюстрирующим логическую цепь от потребности в оценке существующей охраны к созданию действенного и уменьшающего угрозы плана. Уполномоченная группа специалистов, созванная для проведения оценки охраны и составления Отчета об оценке охраны портового средства, должна обладать знаниями по вопросам деятельности порта/портового средства, охраны и потенциальных угроз, которые могут совершаться в уязвимых местах. На основе полученной подготовки и собственного опыта группа должна проанализировать существующее состояние охраны портового средства и составить перечень видов реальных угроз его безопасности. Потенциальные акты незаконного вмешательства должны быть тщательно изучены и идентифицированы с учетом вероятностей и дальнейших последствий в случае их реализации. В результате по каждому из учтенных актов незаконного вмешательства должны быть представлены эффективные организационные и/или инженерно-технические контрмеры. Команда исполнителей незамедлительно применяет такие контрмеры до тех пор, пока идентифицированный риск не снизится до приемлемого уровня. На основе Отчета об оценке охраны портового средства разрабатывается План охраны портового средства, где вышеописанный процесс рассматривается более детализировано с учетом особенностей месторасположения портового средства. Указанная последовательность относится к разработке плана эффективной охраны для стандартного уровня охран 1, а в дальнейшем уполномоченная группа вновь разрабатывает контрмеры, требуемые для более высоких уровней охраны 2 и 3. 4.2 Классификация последствийОпределение степени опасности последствий - «высокая», «средняя» и «низкая» - требует особого внимания. Использование чрезмерно низких значений может привести к учету и описанию контрмер по гораздо большему количеству видов угроз, чем это необходимо. А использование чрезмерно высоких значений может привести к отсутствию описаний контрмер по видам угроз с такой степенью опасности последствий, не учитывать которые недопустимо для компании - оператора портового средства. «Высокая» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы во всех, но мало вероятных ситуациях. «Средняя» степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы с высокой вероятностью ситуации. «Низкая» степень последствий может быть определена как последствия, которые обычно являются приемлемыми. Приемлемость не следует путать с желательностью или согласием. Приемлемость может рассматриваться как характеристика объемов возможного ущерба, которые компания - оператор портового средства по возможности готова принять при определенных условиях. Объемы возможного ущерба могут быть нежелательными, но все же приемлемыми. 4.3 Персонал, выполняющий оценку охраныЛица, участвующие в проведении оценки охраны портового средства, должны иметь возможность обращаться к экспертам за помощью в отношении: - знания существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм; - распознания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств; - распознания на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создавать угрозу, связанную с охраной; - способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны; - методов, используемых для реализации акта незаконного вмешательства; - воздействия взрывчатых веществ на сооружения и службы портового средства; - эксплуатационной деятельности порта; - планирования действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечения готовности и реагирования на них; - мер физической защиты (например, ограждений); - радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети; - транспорта и гражданского строительства; - судовых и портовых операций; - поддержания необходимых мероприятий по недопущению разглашения или доступа к конфиденциальным материалам, имеющим отношение к охране; - знания требований, изложенных в Главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море [2] и части «А» Кодекса ОСПС [1], а также соответствующего национального и международного законодательства, регламентирующего безопасность; - знания инженерно-технических средств охраны, а также их эксплуатационных возможностей. Весь персонал, привлекаемый к проведению оценки охраны портового средства, включая тех лиц, которые приглашены для оказания вышеуказанной экспертной помощи, должен быть упомянут в Отчете об оценке охраны портового средства, как это указано в 6.2. 5 Процедуры оценки охраны5.1 Общие положенияНа основании Отчета об оценке охраны разрабатывается План охраны портового средства. Методика по проведению оценки точно не определена настоящим стандартом. Однако методика проведения оценки должна отвечать требованиям настоящего стандарта. 5.2 Объекты оценки охраныОбъектами оценки охраны являются портовые средства и объекты инфраструктуры порта, которые могут быть подвержены угрозам или быть использованы для создания угроз безопасности торгового мореплавания. Оценку охраны портового средства следует проводить, как минимум, в: - местах взаимодействия «судно-порт» в пределах портового средства; - местах перемещения, складирования или обработки грузов до или после их транспортирования судном в пределах портового средства; - местах обработки/доступа к грузовой документации в пределах портового средства; - местах, прилегающих к портовому средству, но находящихся за периметром охраны; - в том числе в подходах к портовому средству. 5.3 Существующее состояние охраны портового средстваЛицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, должно(ы) проанализировать все существующие положения и инструкции в области охраны, а также планы действий в чрезвычайных ситуациях, которыми пользуется персонал портового средства. Все проанализированные документы должны быть учтены и внесены в реестр. Лицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, также должно(ы) проанализировать месторасположение портового средства и ближайших окрестностей. Лицо(а), проводящее(ие) оценку охраны, как минимум, должно(ы) изучить и заполнить Опросный лист оценки состояния охраны портового средства, приведенный в таблице 1. Этот Опросный лист оценки состояния охраны портового средства не содержит полной информации, и в нем отсутствуют пункты, касающиеся специфических факторов, указывающих на несоответствие требованиям по обеспечению безопасности. Некоторые пункты Опросного листа не используют при проведении оценки охраны на определенных портовых средствах. Опросный лист является обобщенной методикой по оценке существующего состояния охраны портового средства и не представляет собой перечень обязательных для исполнения требований. Заполненный экземпляр Опросного листа оценки состояния охраны портового средства должен быть приложен к Отчету об оценке охраны. В Опросном листе оценки состояния охраны портового средства следует использовать графу «Да», если указанный фактор действует. Если фактор не действует, следует использовать графу «Нет». Если фактор неприменим, следует вписать «НП» (не применяется) в графе «Комментарий» (дополнительные страницы для комментариев могут быть добавлены при необходимости). Таблица 1 - Опросный лист оценки состояния охраны портового средства
5.3.1 Идентификация имущества и инфраструктурыВ процессе оценки охраны портового средства в дополнение к заполненному Опросному листу оценки состояния охраны портового средства должны быть задокументированы и учтены: - критические элементы инфраструктуры в пределах или вблизи портового средства, причинение ущерба которым могло бы создать угрозу деятельности портового средства; - имущество, находящееся вблизи портового средства, причинение ущерба которому могло бы принести вред или быть использовано для причинения вреда портовому средству; - национальные или известные символы в пределах или вблизи портового средства, нападение на которые могло бы повлиять на деятельность портового средства. - районы, которые могут быть использованы для ведения несанкционированного наблюдения за портовым средством; - примыкающие к портовому средству районы, которые могли бы быть использованы для отвлечения внимания службы охраны от охраны портового средства. 5.3.2 КонсультацииСвязь с федеральными органами исполнительной власти должна быть установлена в отношении: - текущих и потенциальных угроз портовому средству; - любых аспектов портового средства, включая количество судозаходов, которые могут быть использованы как вероятные цели нападения; - последствий нападения на портовое средство, связанных с гибелью людей, ущербом имуществу, экономическими потерями, включая нарушения деятельности транспортной инфраструктуры; - возможностей и намерений лиц, которые могли бы организовать такое нападение, и - видов возможных нападений на портовое средство. Получаемая информация должна быть обоснована и задокументирована. 5.4 Виды угроз и актов незаконного вмешательстваМетодология проведения оценки охраны должна, по меньшей мере, идентифицировать виды угроз и актов незаконного вмешательства, приведенные в таблице 2. Таблица 2 - Примеры видов угроз и актов незаконного вмешательства
5.5 Классификация последствийПри учете последствий рассматривают потенциальные людские и экономические потери. В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут учитывать иные критерии определения последствий. Последствия по каждому акту незаконного вмешательства на портовом средстве должны быть классифицированы как высокие, средние или низкие. Если в процессе проведения оценки охраны при определении последствий используют числовые значения, то результаты должны быть представлены в качественных значениях описания масштаба последствий. Обоснования классификации последствий по каждому акту незаконного вмешательства должны быть задокументированы. 5.6 Классификация вероятности акта незаконного вмешательстваПри классификации вероятности актов незаконного вмешательства следует учитывать реализованные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности портового средства. Инженерно-технические мероприятия включают в себя технические средства охраны, позволяющие предотвращать или обнаруживать несанкционированный доступ к цели. Организационные мероприятия включают в себя персонал и процедуры, позволяющие предотвращать или обнаруживать несанкционированный доступ к цели. Вероятность реализации каждого акта незаконного вмешательства на портовом средстве следует классифицировать как высокую, среднюю и низкую. Низкая вероятность определяется в тех случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства обеспечивают надежную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Средняя вероятность определяется в случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства обеспечивают умеренную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Высокая вероятность определяется в случаях, когда проведенные мероприятия по охране портового средства не обеспечивают надежную и умеренную защищенность портового средства от акта незаконного вмешательства. Если в процессе проведения оценки охраны при определении вероятности используют числовые значения, то результаты должны быть представлены в качественных значениях описания вероятности реализации акта незаконного вмешательства. Обоснования классификации вероятности по каждому акту незаконного вмешательства должны быть задокументированы. 5.7 Учет показателей акта незаконного вмешательстваНеобходимость разработки контрмер по каждому акту незаконного вмешательства определяют в соответствии с таблицей 3. Таблица 3
Акты незаконного вмешательства с высоким значением показателей последствий и вероятности, а также с высоким значением показателя вероятности, но средним последствий либо с высоким значением показателя последствий, но средним вероятности требуют разработки контрмер. Разработка контрмер по другим актам незаконного вмешательства может быть осуществлена по усмотрению лица, проводящего оценку охраны. Все акты незаконного вмешательства, по которым необходима разработка контрмер, должны быть задокументированы. 5.8 Контрмеры5.8.1 Общие положенияПользуясь методами, содержащимися в настоящем стандарте, необходимо оценивать каждую контрмеру с точки зрения эффективности уменьшения вероятности или последствий (или их комбинации) до тех пор, пока акт незаконного вмешательства не будет требовать конкретизации этой контрмеры. Контрмеру, обеспечивающую достижение соответствующего результата, считают эффективной, и она должна быть включена в План охраны портового средства. 5.8.2 Изъятия в отношении контрмерЕсли содержимое опломбированного контейнера либо грузовой транспортной единицы рассматривается в качестве угрозы, требующей разработки контрмер в соответствии с положениями настоящего стандарта, компания - оператор портового средства может не разрабатывать контрмеры под такой вид угрозы. Такие контрмеры регламентируются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и должны быть включены в перечень контрмер и План охраны портового средства. 6 План охраны портового средства6.1 Общие положенияПлан охраны портового средства разрабатывают в целях применения мер по обеспечению безопасности и охраны персонала, портового средства, взаимодействующих с портовым средством судов, грузов, грузовых транспортных средств и судовых запасов в пределах портового средства. 6.2 Очередность контрмерПриоритетность реализации контрмер, указанных в 5.8, которая позволяет достигать максимальной результативности, определяет компания - оператор портового средства самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено иное. Очередность применения контрмер должна быть отражена в Плане охраны портового средства. 6.3 Содержание Плана охраны портового средства6.3.1 Общие положенияПлан охраны портового средства должен содержать следующие разделы. 6.3.2 СодержаниеНаименования разделов и подразделов Плана охраны портового средства должны максимально соответствовать наименованиям, содержащимся в 6.3. 6.3.3 Схема портового средстваВ схеме портового средства должны быть указаны: - все пункты пропуска с указанием автомобильных, железнодорожных и запасных въездов; - зоны ограниченного доступа в пределах портового средства; - причалы; - аварийное оборудование и пульты управления аварийным оборудованием; - стоянки автотранспорта; - места досмотра; - объекты, расположенные на территории портового средства; - автомобильные и железнодорожные подъездные пути; - площадки для складирования опасных грузов; - критические элементы инфраструктуры на территории портового средства. 6.3.4 Организационная структура службы охраны портового средстваОписание организационной структуры службы охраны, в том числе обязанностей и ответственности каждого должностного лица персонала, деятельность которого непосредственно связана с охраной. Распределение обязанностей в отношении охраны, как минимум, должно охватывать: - руководство; - должностное лицо портового средства, ответственное за охрану; - персонал службы охраны; - персонал, уполномоченный для работы с грузовой документацией или с судовыми запасами; - иные организации, связанные с охраной портового средства. 6.3.5 Должностное лицо портового средства, ответственное за охрануЛичные данные должностного лица портового средства, ответственного за охрану, и способы связи с ним в любое время суток. 6.3.6 Изменения уровней охраныДолжны быть установлены процедуры для достижения обеспечения: - функционирования портового средства в соответствии с установленным уровнем охраны; - соблюдения всех дополнительных требований в отношении охраны, включая уведомление прибывающих и стоящих у причалов судов о повышении уровня охраны; - оповещения персонала портового средства при уровнях охраны 2 и 3 должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, об угрозе акта незаконного вмешательства и усилении мер охраны и о четком соблюдении процедур доклада. 6.3.7 Процедуры взаимодействия с судамиДолжен быть определен порядок взаимодействия с судами при каждом уровне охраны [1]. 6.3.8 Декларация об охранеДолжны быть установлены процедуры по оформлению декларации об охране [1]. 6.3.9 Дополнительные требования по взаимодействию портового средства с пассажирским судном при уровне охраны 1Должны быть установлены процедуры по согласованию взаимодействия капитанов судов, должностных лиц портового средства и судна, ответственных за охрану, либо их уполномоченных представителей в отношении охраны до прибытия судна на портовое средство. 6.3.10 СвязьДолжны быть установлены способы эффективного оповещения персонала портового средства об изменениях, касающихся режима охраны. Устанавливаемая система связи должна обеспечивать эффективную и непрерывную связь между персоналом службы охраны, должностным лицом портового средства, экипажами судов, взаимодействующих с портовым средством, а также федеральными органами исполнительной власти. Каждый пункт пропуска на портовое средство должен быть оборудован телефонной, мобильной или радиосвязью либо равноценными средствами связи с оперативными службами федеральных органов исполнительной власти. Система связи портового средства должна обеспечивать как внутреннюю, так и внешнюю связь. 6.3.11 Техническое обслуживание технических средств охраныДолжны быть установлены процедуры, обеспечивающие: - поддержание технических средств охраны в исправном рабочем состоянии путем проведения необходимых проверок, тарировок, калибровки в соответствии с руководством по эксплуатации; - незамедлительное устранение неисправностей технических средств охраны с внесением соответствующих записей по идентификации отказов или неполадок, а также реагирования на них. 6.3.12 Мероприятия по управлению доступом, включая доступ в установленные зоны массового нахождения людей6.3.12.1 Основные мероприятия Должны быть определены мероприятия по: - предотвращению несанкционированного проникновения опасных веществ и устройств, в том числе устройств, предназначенных для нанесения ущерба или уничтожения людей, судов, объектов инфраструктуры портового средства; - охране опасных веществ и устройств, нахождение которых на портовом средстве санкционировано; - контролю управления доступом на портовое средство; - идентификации при любом уровне охраны лиц, находящихся на портовом средстве; - выдаче временных или постоянных пропусков (идентификационных карт либо иных средств распознавания личности) персоналу портового средства и посетителям; - выдаче постоянных пропусков посетителям, регулярно посещающим портовое средство, соответствующих требованиям, предъявляемым к пропускам служащих; - установлению периодичности контроля управления доступом; - личному досмотру, досмотру багажа (включая ручную кладь), досмотру всех видов транспортных средств на наличие опасных веществ и устройств в соответствии с положениями Плана охраны портового средства при уровне охраны 1; - предотвращению несанкционированного доступа на портовое средство и в зоны ограниченного доступа; - досмотру несопровождаемого багажа, включая рентгеновское просвечивание, до его погрузки на судно; - охране несопровождаемого багажа после его досмотра при хранении его в зонах ограниченного доступа и во время транспортирования; - проверке и идентификации лиц, желающих попасть на территорию портового средства, включая посетителей, персонал портового средства, пассажиров и членов экипажей судов; - предотвращению проникновения или нахождения на портовом средстве лиц, имеющих на то соответствующие основания, но отказывающихся удостоверить свою личность или не желающих обосновать свое пребывание на портовом средстве с изложением способа доклада о возникшей ситуации. 6.3.12.2 Дополнительные мероприятия по управлению доступом, включая доступ в установленные зоны массового нахождения людей Должны быть определены мероприятия, касающиеся: - оборудования систем проверки и идентификации лиц в местах доступа на портовое средство устройствами, препятствующими несанкционированному проникновению; - оборудования систем проверки и идентификации лиц и транспортных средств в местах доступа на портовое средство устройствами дистанционной идентификации пропусков; - описания зон проведения досмотра людей, личных вещей и транспортных средств. Оборудование пунктов досмотра должно обеспечивать их непрерывную эксплуатацию вне зависимости от погодных условий; - описания зон ограниченного доступа и мероприятий, регламентирующих допуск в эти зоны в зависимости от уровня охраны. Описание должно содержать способы получения доступа в каждую из этих зон; - описания типов применимых ограничений, а также способов их соблюдения; - определения порядка актуализации Плана охраны портового средства; - определения мер дисциплинарной ответственности за несоблюдение положений Плана охраны портового средства; - определения порядка установки информационных знаков для информирования о мерах охраны, эффективно и четко демонстрирующих следующее: вход на портовое средство после согласия на проведение досмотра и проверки, отсутствие согласия на проведение досмотра и идентификации личности - основание для отказа в предоставлении санкционированного доступа на судно; - определения зон ограниченного доступа и обеспечения соответствующего управления доступом в эти зоны. 6.3.13 Мероприятия по управлению доступом, включая доступ в установленные зоны массового нахождения людей при уровне охраны 2Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1]. 6.3.14 Мероприятия по управлению доступом, включая доступ в установленные зоны массового нахождения людей при уровне охраны 3Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1]. 6.3.15 Мероприятия по охране в зонах ограниченного доступаДолжны быть определены зоны ограниченного доступа. Как минимум, зоны ограниченного доступа должны включать в себя: - территории причальной зоны, непосредственно прилегающие к судам, взаимодействующим с портовым средством; - места хранения грузовой документации, включая документацию, содержащую конфиденциальную информацию; - места расположения технических средств и систем охраны, а также пульты их управления, такие как пульт управления системой освещения; - места расположения критических элементов инфраструктуры портового средства, включая: систему канализации и водоснабжения, систему связи, систему энергоснабжения; - места доступа к системе вентиляции и кондиционирования воздуха; - технологические зоны и помещения диспетчерских служб портового средства; - места, куда доступ персонала портового средства и транспортных средств ограничен; - места погрузочно-разгрузочных работ или складирования грузов, а также склады и складские площадки; - места хранения опасных грузов. 6.3.16 Доступ в зоны ограниченного доступаДолжны быть установлены процедуры по: - порядку предоставления санкционированного доступа на портовое средство лицам, не являющимся персоналом портового средства; - установке критериев, при соблюдении которых предусмотрено предоставление доступа на портовое средство; - определению границ зон ограниченного доступа; - определению времени действия ограничений доступа; - контролю доступа, стоянки, погрузки и выгрузки транспортных средств; - контролю перемещения и складирования грузов и судовых запасов; - контролю несопровождаемого багажа и личных вещей; - предотвращению несанкционированных действий с грузом; - предотвращению допуска грузов, не предназначенных к транспортированию; - идентификации грузов, предназначенных для погрузки на суда, взаимодействующие с портовым средством; - идентификации грузов, предназначенных для временного складирования в зонах ограниченного доступа в ожидании погрузки или вывоза с территории портового средства; - ограничению допуска на портовое средство грузов без подтверждения даты погрузки; - обеспечению передачи груза перевозчику, указанному в грузовой документации; - координации мер охраны с судовладельцами или иными организациями в соответствии с нормативными требованиями; - разработке, актуализации и поддержанию на соответствующем уровне списков опасных грузов, включая места их расположения с момента поступления на портовое средство до момента их отправки; - досмотру груза, поступающего на портовое средство, на наличие опасных веществ или устройств. Способы досмотра груза включают в себя: визуальный, физический, досмотр с использованием технических средств либо собак; - обеспечению повседневного досмотра на территории портового средства с целью предотвращения несанкционированных действий с грузами и грузовыми транспортными единицами до и во время их обработки; - обеспечению того, чтобы прибывающие на портовое средство грузы, контейнеры или транспортные единицы соответствовали документации на груз; - досмотру персонала и транспортных средств в соответствии с нормативными требованиями; - проверке пломб или применению иных методов, предотвращающих несанкционированные действия с посетителями или транспортными средствами, прибывающими на портовое средство. 6.3.17 Меры охраны по обработке грузов при уровне охраны 26.3.17.1 Общие положения Должны быть установлены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1]. 6.3.17.2 Меры охраны при обработке груза при уровне охраны 3 Должны быть установлены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1]. 6.3.18 Меры охраны при доставке судовых запасов и бункеровке6.3.18.1 Основные мероприятия Должны быть определены следующие процедуры по охране, относящиеся к доставке судовых запасов: - проверка целостности упаковки судовых запасов; - предотвращение доставки судовых запасов без прохождения досмотра; - предотвращение несанкционированной деятельности, связанной с судовыми запасами; - периодичность проведения досмотра судовых запасов; - запрос необходимых данных о доставке судовых запасов или предстоящей бункеровке, включая перечень доставляемых судовых запасов, информацию о транспортном средстве и лице, его сопровождающем; - периодичность проведения досмотра транспортных средств, используемых для доставки судовых запасов; - сопровождение транспортных средств, осуществляющих доставку судовых запасов, по территории портового средства. 6.3.18.2 Меры охраны при доставке судовых запасов и бункеровке при уровне охраны 2 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1]. 6.3.18.3 Меры охраны при доставке судовых запасов и бункеровке при уровне охраны 3 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1]. 6.3.19 Меры охраны при наблюдении за обстановкой6.3.19.1 Общие положения На территории портового средства и прилегающей к ней акватории должен быть определен комплекс мероприятий, обеспечивающий проведение непрерывного с использованием патрулирования и инженерно-технических средств охраны наблюдения за обстановкой: - в зонах ограниченного доступа, расположенных на территории портового средства; - на судах, взаимодействующих с портовым средством, и в прилегающих к ним зонах. 6.3.19.2 Меры охраны при наблюдении за обстановкой при уровне охраны 2 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 2 [1]. 6.3.19.3 Меры охраны при наблюдении за обстановкой при уровне охраны 3 Должны быть определены дополнительные меры охраны, применяемые при уровне охраны 3 [1]. 6.3.20 Процедуры, связанные с актами незаконного вмешательстваДолжны быть определены процедуры, обеспечивающие должностное лицо портового средства и персонал службы охраны возможностью: - реагировать на угрозы или нарушения в отношении охраны; - осуществлять эвакуацию персонала портового средства в случае возникновения угроз реализации актов незаконного вмешательства; - докладывать об актах незаконного вмешательства; - оповещать персонал портового средства о возможных угрозах, для активизации его бдительности; - усиливать меры охраны при проведении значимых операций. 6.3.21 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим пассажирские суда и паромы6.3.21.1 Общие положения В случае взаимодействия портового средства с пассажирскими судами либо паромами План охраны портового средства должен содержать детализированные меры охраны, обеспечивающие: - оборудование пешеходных пунктов пропуска накопителями для отделения прошедших и еще не прошедших досмотр людей и их личных вещей; - проведение досмотра транспортных средств до их погрузки на судно в соответствии с установленным уровнем охраны; - проведение досмотра всех несопровождаемых транспортных средств до их погрузки на судно; - запрет доступа пассажиров в зоны ограниченного доступа без сопровождения персонала службы охраны; - обеспечение пешеходных пунктов пропуска достаточным количеством персонала службы охраны для наблюдения и досмотра людей и их личных вещей. 6.3.21.2 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим пассажирские суда и паромы, при уровне охраны 2 Портовые средства, осуществляющие взаимодействие с пассажирскими судами или паромами и не оборудованные пешеходными пунктами пропуска, в дополнение к мерам, принимаемым при уровне охраны 1, должны определить меры охраны, обеспечивающие досмотр пассажиров, багажа и транспортных средств до их погрузки на судно, в соответствии с Декларацией об охране. 6.3.21.3 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим пассажирские суда и паромы, при уровне охраны 3 В дополнение к мерам, принимаемым при уровне охраны 2, должны быть определены меры охраны, обеспечивающие: - досмотр и идентификацию всех посетителей; - досмотр всего багажа; - увеличение количества патрулей и персонала службы охраны. 6.3.22 Дополнительные требования к портовым средствам, обслуживающим круизные судаДолжны быть определены меры охраны, обеспечивающие: - досмотр всех посетителей и личных вещей на наличие опасных веществ или устройств; - идентификацию личности всех посетителей, следующих на судно, в том числе проверку соответствия списков пассажиров, туристических путевок, пассажирских билетов, паспортов, необходимых виз либо разрешений, а также посадочных талонов; - установление зон ожидания (накопителей) для отделения прошедших и еще не прошедших досмотр посетителей и их личных вещей; - введение дополнительного персонала службы охраны для работы в установленных зонах ожидания (накопителях); - запрет доступа посетителей в зоны ограниченного доступа без сопровождения персонала службы охраны. 6.3.23 Аудит и внесение поправок в План охраны портового средстваКомпанией - оператором портового средства должен быть определен порядок проведения аудита, анализа и внесения поправок в План охраны портового средства. Пересмотр и внесение соответствующих поправок в План охраны портового средства происходит в случаях смены владельца либо оператора портового терминала, модернизации, изменения оценки охраны, подходов к обеспечению охраны портового средства, ключевых изменениях инженерно-технических мер охраны и т. д. В случае внесения поправок аудит Плана охраны портового средства может ограничиться проверкой только тех его частей, в которые были внесены соответствующие изменения. 6.3.24 Навыки, знания и компетентность персонала службы охраны и портового средства6.3.24.1 Общие положения Должны быть определены программы обучения персонала портового средства по его подготовке и оценке навыков, знаний и компетентности. 6.3.24.2 Навыки, знания и компетентность должностных лиц портовых средств, ответственных за охрану [1] Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно быть компетентным в: - особенности организации охраны портового средства, включая размеры, структурную схему управления, типы и возможности установленных технических средств охраны, уровень знаний и возможности персонала службы охраны; - основных характеристиках и особенностях эксплуатации судов и портовых средств, включая время и порядок передвижений и обработки грузов, судовую и грузовую документацию, ответственность и функции службы охраны, зоны ограниченного доступа на портовом средстве, пункты пропуска на портовое средство и критические элементы инфраструктуры портового средства; - мероприятиях по охране на судне и портовом средстве, включая меры и требования при различных уровнях охраны. Знание процедур, изложенных в Плане охраны портового средства; - обеспечении готовности и реагировании в чрезвычайных ситуациях, составлении планов действий в чрезвычайных ситуациях; - основных характеристиках и эксплуатационных ограничениях технических средств охраны; - инженерно-технических системах охраны и местах их расположения на портовом средстве, точности их показаний и погрешностей в зависимости от погодных условий и наличия перебоев в электропитании, порядке подачи тревожных сигналов; - методах осуществления проверок, инспекций, способах контроля и наблюдения; - соответствующих международных нормативных требованиях и рекомендациях; - соответствующих национальных нормативных требованиях и рекомендациях; - ответственности и функции федеральных органов исполнительной власти; - основных методах проведения оценки охраны портового средства; - методиках проведений аудита состояния охраны портового средства; - методах подготовки и обучения по вопросам охраны, включая меры и процедуры в области охраны; - защите конфиденциальной информации и сообщений, относящихся к вопросам охраны; - существующих видах угроз и способах их реализации; - распознавании и обнаружении опасных веществ и устройств; - распознавании на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану; - способах, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны; - проведении досмотра и проверок груза без вскрытия; - проведении занятий и учений по вопросам охраны, в том числе учений совместно с судами; - оценке занятий и учений по вопросам охраны. 6.3.24.3 Навыки, знания и компетентность персонала портового средства, работа которого непосредственно связана с охраной [1] Персонал портового средства, работа которого непосредственно связана с охраной, должен быть компетентным в: - знании существующих видов угроз и способах их реализации; - распознавании и обнаружении опасных веществ и устройств; - распознавании характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану; - способах, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны; - методах управления группами людей и их контроля; - знании систем связи, используемых в интересах охраны; - знании процедур по реагированию и планов действий в чрезвычайных ситуациях; - эксплуатации технических средств охраны; - испытании, калибровке и техническом обслуживании технических средств и систем охраны; - методах проверок, контроля и наблюдения; - соответствующих положениях Плана охраны портового средства; - методах досмотра людей, личных вещей, багажа, груза и судовых запасов; - знании последовательности действий при введении различных уровней охраны. 6.3.24.4 Навыки, знания и компетентность всех остальных членов персонала портового средства [1] Все остальные члены персонала портового средства должны знать: - соответствующие положения Плана охраны портового средства; - значение различных уровней охраны и вытекающие из этого требования в части, их касающейся, включая процедуры и планы действий в чрезвычайных ситуациях; - способы распознавания и обнаружения опасных веществ и устройств; - характерные признаки и манеру поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану; - способы, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны. 6.3.25 Тренировки и ученияДолжны быть установлены политика и процедуры, предписывающие должностному лицу портового средства по меньшей мере раз в три месяца проводить одну тренировку и одно учение в течение одного календарного года, причем промежуток между проведением учений не должен превышать 18 мес. На тренировках следует отрабатывать отдельные элементы Плана охраны портового средства, включая виды угроз и актов незаконного вмешательства. В ходе тренировки следует принимать во внимание особенности эксплуатации портового средства, персонал, а также типы судов, взаимодействующих с портовым средством, и другие существенные обстоятельства. На тренировке могут быть отработаны действия по предотвращению несанкционированного проникновения в зону ограниченного доступа, действия по тревоге с последующим оповещением федеральных органов исполнительной власти и т. д. В случае если на запланированную дату проведения тренировки у причала портового средства ошвартовано судно, то руководство портового средства может включить судно в запланированную тренировку с согласия судовой администрации. На учениях отрабатывают элементы Плана охраны портового средства в комплексе. В Плане охраны портового средства должны быть определены программы проведения тренировок и учений, включая критерии оценки их проведения. 7 Документация7.1 Хранение документовДокументация, названная в настоящем разделе стандарта, должна быть защищена от несанкционированного разглашения соответствующими процедурами. 7.2 Отчет об оценке охраны портового средстваОтчет об оценке охраны портового средства должен включать в себя: - содержание; - наименование и месторасположение портового средства; - личные данные и информацию о квалификации лиц, проводивших оценку охраны; - даты проведения оценки охраны; - даты пересмотра оценки охраны; - даты повторного проведения оценки; - доверенности уполномоченных организаций, если необходимо; - соответствующий подтверждающий документ, если включено более одного портового средства; - описание методологии, применяемой при проведении оценки охраны портового средства, включающей обоснование видов угроз, методики классификации вероятности и последствий, оценку рисков, методы определения применимости контрмер и т. д.; - схемы территорий, в отношении которых проводилась оценка охраны, с указанием: подходных каналов, мест якорных стоянок, зон ожидания причала, операционных акваторий, перегрузочного оборудования портового средства, складов и складских площадок, инженерных сетей и систем, таких как системы связи, водоснабжения и канализации и т. д., компьютерных сетей и электронных каналов связи, элементов системы управления движения судов, объектов системы энергоснабжения, грузовых трубопроводов, мостов, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, служб комплексного обслуживания флота, таких как лоцманские, буксирные, ледокольные и т. д., инженерно-технических средств и систем охраны, прилегающих к портовому средству водоемов; - описание существующего состояния охраны портового средства, включая заполненный Опросный лист оценки состояния охраны портового средства; - описание деятельности (характеристики) портового средства, в отношении которого проводится оценка охраны; - очередности видов угроз. В отчете об оценке охраны портового средства следует указать, что оценка проведена в соответствии с настоящим стандартом и не учитывает виды угроз, связанных с умышленными противоправными действиями персонала портового средства или экипажа судна, форс-мажорными обстоятельствами, изменениями, произошедшими после проведения оценки охраны, в видах деятельности или в организации охраны портового средства, изменениями, произошедшими на прилегающей к портовому средству территории, а также длительной атаки на портовое средство или применением новейших технологий. Оценка охраны не является оценкой в области технологической безопасности и охраны труда и не затрагивает обычную эксплуатационную деятельность портового средства, кроме как существующие меры по охране. Одновременно в отчет вносят рекомендации компании - оператору портового средства о необходимости проведения пересмотра оценки охраны в случае изменения технологических процессов или условий функционирования портового средства или сооружений, примыкающих к портовому средству. Такие рекомендации следует включать в каждый Отчет об оценке охраны портового средства. 7.3 План охраны портового средстваЭкземпляр существующего Плана охраны портового средства должен поддерживаться в рабочем состоянии на случай проведения плановых и неплановых проверок. 7.4 Записи в отношении функционирования и обученияСодержание записей в отношении функционирования и обучения должны учитывать следующее: - проведение занятий: в отношении каждого проведенного занятия ведется запись с указанием даты проведения, продолжительности, описания занятия и списка участников; - проведение тренировок и учений: записи содержат дату проведения, описание, список участников, описание полученных выводов и лучших результатов, позволяющих улучшить План охраны портового средства; - акты незаконного вмешательства: по каждому акту незаконного вмешательства фиксируется дата, время и место происшествия, описание происшествия с указанием места доклада о происшествии и предпринятых мерах реагирования; - изменение уровня охраны: по каждому случаю изменения уровня охраны на портовом средстве фиксируется дата и время получения сообщения об изменении уровня охраны и время выполнения дополнительных мероприятий; - сведения о техническом обслуживании, калибровке и проверке технических средств охраны: по каждому случаю проведения технических осмотров, калибровок и проверок, связанных с техническими средствами охраны, ведутся соответствующие записи с указанием даты и времени их проведения; - сведения об угрозах: по каждой угрозе ведутся соответствующие записи с указанием даты и времени происшествия, способы оповещения, кем получена или идентифицирована угроза, описание угрозы, адресат доклада и описание мер реагирования; - сведения о заполнении Деклараций об охране: копии каждой оформленной или полученной Декларации об охране хранятся по меньшей мере в течение 90 дней после окончания взаимодействия судна с портовым средством; - сведения об ежегодных аудитах Плана охраны портового средства: записи по каждому ежегодному аудиту, согласованные должностным лицом портового средства, с указанием дат выполнения аудита. 7.5 Хранение записейВсе записи, имеющие отношение к проведению оценки охраны и Плану охраны портового средства, должны поддерживаться в соответствующем состоянии до момента проведения новой оценки и составления Плана охраны портового средства. Все записи, упомянутые в разделе 7, следует хранить в течение двух лет, если не предусмотрено иное. В случае если записи, упомянутые в разделе 7, хранятся в электронном виде, то для такого хранения необходимо предусмотреть защиту от несанкционированных удалений, уничтожений и внесения правок. Библиография[1] Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), выпуск 2003 года [2] Международный морской кодекс по опасным грузам (Кодекс ММОГ), издание 2002 года, книга 1 (IMDG Code) Ключевые слова: оценка охраны, план охраны, портовое средство, акт незаконного вмешательства, последствие, вероятность
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |