| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Федерального горного и промышленного надзора России «Об утверждении Методических указаний по организации и осуществлению государственного горного надзора за состоянием технической безопасности на предприятиях и объектах горнорудной и нерудной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России и проверке работы отделов по надзору территориальных органов Госгортехнадзора России по указанному виду надзора» В целях совершенствования государственного надзора за безопасностью работ на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России, а также повышения эффективности деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России, приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с 01.07.98. «Методические указания по организации и осуществлению государственного горного надзора за состоянием технической безопасности на предприятиях и объектах горнорудной и нерудной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России и проверке работы отделов по надзору территориальных органов Госгортехнадзора России по указанному виду надзора». 2. Начальникам территориальных органов Госгортехнадзора России организовать изучение «Методических указаний...» инспекторским составом. 3. С вводом в действие данных «Методических указаний...», «Методические указания по организации и осуществлению государственного горного надзора за состоянием технической безопасности на предприятиях и объектах горнорудной и нерудной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России», утвержденные Госгортехнадзором России 18 ноября 1997 года, утрачивают силу.
Методические указания (утв. приказом Госгортехнадзора РФ от 17 июня 1998 г. № 128) Срок введения в действие 1 июля 1998 г. Методические указания разработаны на основе Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. № 234, анализа накопленного опыта работы органов госгортехнадзора и направлены на обеспечение единого порядка в планировании и организации контрольной работы, проведения обследований и оформления их результатов, учета и проверки работы инспекторов, отделов управлений округов и территориальных управлений Госгортехнадзора России, осуществляющих надзор за состоянием промышленной безопасности на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности. В соответствии с Положением о Госгортехнадзоре России, вся деятельность органов госгортехнадзора при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, должна быть направлена на выявление и предупреждение причин и условий возникновения аварий и производственного травматизма, совершенствование государственного надзора за выполнением требований по безопасному ведению работ, соблюдение установленного порядка при пользовании и охране недр, сохранность взрывчатых материалов и правильность их использования, обеспечение норм промышленной безопасности при проектировании и строительстве предприятий и объектов, создание безопасного горного оборудования, разработку и осуществление профилактических мероприятий по этим вопросам. 1. Общие требованияГосударственный горный надзор осуществляется на действующих, строящихся и реконструируемых предприятиях горнорудной и нерудной промышленности, рассолопромыслах, солепромыслах, приисках, объектах подземного транспортного строительства, спецуправлениях и спецучастках по строительству гидротехнических и специальных сооружений, обогатительных и окомковательных, агломерационных, дробильно-сортировочных, золотоизвлекательных фабриках, на заводах-изготовителях горно-шахтного оборудования повышенной опасности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, с целью выявления и ликвидации нарушений требований правил, норм и инструкций по промышленной безопасности и отступлений от проектов, которые могут явиться причинами нанесения ущерба здоровью людей или аварий. В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 и Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, в области государственного надзора за горными производствами и работами обеспечивается контроль по следующим объектам и видам работ: - подземные, открытые и специальные горные работы (по полному технологическому циклу); - вспомогательные работы на указанных предприятиях (кроме жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных); - технологические автомобильные и железные дороги в пределах земельного отвода горного предприятия; - технологический транспорт, используемый на предприятиях и объектах; - геологоразведочные работы, выполняемые силами предприятий и организаций; - соблюдение правил транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов для взрывных работ; - пункты по изготовлению простейших и подготовке промышленных взрывчатых веществ на предприятиях их использующих; - заводы-изготовители и ремонтные предприятия, производящие горно-шахтное оборудование повышенной опасности, а также поставляющие оборудование, приборы, машины и механизмы, используемые при взрывных работах и применяемые для изготовления простейших взрывчатых веществ; - производственно-технологический комплекс поверхностных зданий, сооружений и объектов, находящихся на балансе предприятий; - породные отвалы, хвосто- и шламохранилища, склады полезных ископаемых, другие склады и объекты, входящие в технологический комплекс предприятия; - ремонтные и наладочные работы, выполняемые подрядным способом; - специализированные организации по монтажу и наладке горно-шахтного оборудования, приборов контроля и противоаварийной защиты и по выполнению других специальных работ на указанных предприятиях; - заводы-изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие аппаратуру и приборы безопасности в части соответствия продукции требованиям промышленной безопасности; - заводы-изготовители, поставляющие запасные части к оборудованию, механизмам, аппаратуре, используемых в технологическом процессе на горных объектах; - отработанные горные выработки и естественные подземные полости, используемые для размещения в них промышленных объектов, в части безопасности их эксплуатации; - специально созданные подземные сооружения, предназначенные для хозяйственных целей; - военизированные горноспасательные подразделения, обслуживающие подземные рудники и другие сооружения и объекты, в части их технического оснащения и готовности к ликвидации возможных аварий; - научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных, экспериментальных и других аналогичных целях, в части соблюдения правил хранения и учета взрывчатых материалов. - научно-исследовательские, проектные институты, научные центры, выполняющие исследовательские и проектные работы для горнорудных организаций (предприятий), испытательные сертификационные центры, осуществляющие испытания оборудования и приборов; - подготовка специалистов по руководству горными и взрывными работами в ВУЗах и техникумах, а также подготовка рабочих кадров для опасных промышленных производств и объектов; Нормативно-правовой основой контрольно-профилактической работы органов Госгортехнадзора России являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и решения Правительства Российской Федерации, постановления Госгортехнадзора России, правила, нормы, инструкции, утвержденные Госгортехнадзором России. Непосредственный надзор за организацией безопасного ведения работ, рациональным использованием месторождений полезных ископаемых, сохранностью взрывчатых материалов и правильным их использованием осуществляется государственными инспекторами, работа которых направляется отделом по надзору управления округа, управлением округа, территориальным управлением, Госгортехнадзором России. Для повышения роли и ответственности инспекторского состава, а также более полного знания состояния промышленной безопасности и горного хозяйства, специфических условий отработки месторождения, более квалифицированного решения технических вопросов и улучшения совместной работы с организациями и предприятиями, каждый инспектор закрепляется за определенным (или группой) подконтрольным предприятием. При этом государственный горнотехнический инспектор должен уходить от постоянной мелочной опеки подконтрольных объектов; больше внимания уделять принципиальным вопросам, от которых зависят безопасные условия выполнения работ, в первую очередь, на организацию инженерного обеспечения, уровень и действенность ведомственного контроля, соответствие принимаемых технических решений нормам и требованиям промышленной безопасности. Особое внимание должно уделяться дополнительным мерам промышленной безопасности при разработке месторождений в сложных и специфических условиях, устранению недостатков в применяемом оборудовании и технологиях. Для решения поставленных перед органами Госгортехнадзора задач инспекторский состав обязан: - осуществлять контроль за выполнением законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов, постановлений и указаний Госгортехнадзора России, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на подконтрольных предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и ведомственной принадлежности объектов, своевременно принимать меры по устранению выявленных отступлений от требований этих документов; - принимать активное участие в разработке мероприятий по дальнейшему улучшению состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и добиваться их выполнения; - предъявлять к руководителям и специалистам подконтрольных организаций (предприятий) требования, направленные на улучшение инженерного обеспечения, профилактической работы по промышленной безопасности и повышение их персональной ответственности за обеспечение безопасных условий выполнения работ на предприятии, а также на решение технических вопросов, способствующих улучшению промышленной безопасности; - принимать участие в контроле за разработкой проектной и другой технической документации на предмет соответствия ее нормам и правилам; - участвовать в опытно-промышленных испытаниях нового оборудования, а также взрывчатых материалов и приборов взрывного дела; - взаимодействовать с другими органами по вопросам обеспечения технической безопасности (инспекторами и работниками Рострудинспекции, ФСБ, МВД, (прокуратуры и т.д.). 2. Планирование работыКонтрольно-профилактическая работа инспекторского состава, отдела управления округа, региональных горнотехнических инспекций, проектно-конструкторских отделов, управлений округов и территориальных управлений должна осуществляться по годовым и квартальный планам. В планах должны указываться: содержание каждой работы (темы), документ по результатам проведенных работ (предписание, справка Госгортехнадзору России, управлению округа, письма в соответствующие органы управления и т.д.), сроки выполнения (в годовых - по кварталам, в квартальных - по месяцам), исполнители и лица, ответственные за осуществление запланированных работ. 2.1. Планирование работы управлений округов, территориальных управлений, региональных горнотехнических инспекций по отрасли:В годовые планы работы управлений округов, территориальных управлений и региональных горнотехнических инспекций должны включаться: - темы, предусмотренные планом работы Госгортехнадзора России по горнорудной и нерудной промышленности: - темы по проверке выполнения нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов и постановлений Госгортехнадзора России, касающихся деятельности управления округа или подконтрольных предприятий горнорудной и нерудной промышленности; - темы по вопросам осуществления надзора в горнорудной и нерудной промышленности, которые будут выполняться с участием руководителей или специалистов аппарата управления округа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов (не следует включать целиком план работы горнорудного или нерудного, взрывного отделов в план работы управления округа, региональной горнотехнической инспекции); - проведение комплексных обследований состояния промышленной безопасности, использования и охраны недр на предприятиях, которые будут возглавляться руководящими работниками управления округа. - анализ причин производственного травматизма и аварийности за полугодие, год и разработка мероприятий по их предупреждению; - анализ состояния хранения, учета и использования взрывчатых материалов и разработка мероприятий по совершенствованию взрывного дела и обеспечению сохранности ВМ; - темы, вытекающие из анализа причин травматизма, аварийности нарушений требований правил промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях. Такие темы могут предусматриваться как по отдельным предприятиям, так и по отраслям в целом; - рассмотрение и согласование планов развития горных работ; - анализ соответствия проектов требованиям правил промышленной безопасности; - проверка работы отдела по надзору управления округа, возглавляемая руководящими работниками управления округа, территориального управления; - составление отчетов за полугодие и год; - рассмотрение материалов и выдача лицензий на деятельность горных предприятий, на приобретение ВМ, изготовление ВВ, производство взрывных работ, а также по другим вопросам взрывного дела, предусмотренным Положением о Госгортехнадзоре России; - проведение заседаний Советов управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции может быть отдельным разделом плана; - проверку выполнения условий лицензий, выданных управлениями округов, территориальными управлениями, региональными горнотехническими инспекциями и Госгортехнадзором России; - проверка предписаний, выданных работниками управления округа, территориального управления, региональными горнотехническими инспекциями или Госгортехнадзора России (как правило, проверка предписаний должна осуществляться во время проведения плановых обследований). При составлении планов работы управлений округов, территориальных управлений, региональных горнотехнических инспекций не следует включать большое количество тем, требующих от отдела по надзору управления округа и инспекторов обобщения материала (в квартал не более 1 - 2 тем). 2.2. Планирование работы отдела по надзору управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекцииПланы работы отдела по надзору управления округа должны составляться на год и квартал за 10 дней до начала планируемого периода. Годовые планы утверждаются руководством управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, квартальные - начальником отдела по надзору управления округа. Для наглядности в отделах по надзору управления округа должны составляться также и годовые графики проведения комплексных обследований подконтрольных организаций (приложение № 2). В годовые планы работы отдела по надзору управления округа должны включаться: - темы, предусмотренные планом работы управления округа, территориального управления, касающиеся данного отдела управления округа; - проверки выполнения приказов и других решений управления округа, территориального управления; - анализ причин травматизма и аварийности на подконтрольных предприятиях и разработка мероприятий по их предупреждению; - анализ состояния учета, хранения, безопасности изготовления простейших гранулированных и водосодержащих ВВ и использования взрывчатых материалов и разработка мероприятий по совершенствованию взрывного дела; - комплексные обследования объектов, в т.ч. проводимые силами отдела по надзору управления округа, (каждое предприятие (организация), как правило, должно подвергаться комплексному обследованию 1 раз в год); В тех случаях, когда комплексными обследованиями, исходя из наличия инспекторов, разбросанности предприятий и др. факторов охватить все подконтрольные организации в течение года не представляется возможным, отделом по надзору управления округа должен быть составлен график таких обследований на период 2 - 3 года с разбивкой по годам; целевые обследования, вытекающие из анализа причин травматизма, аварийности и состояния промышленной безопасности на всех или части подконтрольных предприятий. Однако число таких проверок должно быть ограничено (в квартал не более 1 - 2 тем); - проведение учебных тревог на шахтах и рудниках; - проверка состояния и готовности поднадзорных подразделений ВГСЧ к ликвидации возможных аварий; - заслушивание на совещании в отделе по надзору управления округа руководителей предприятий и объектов, на которых допущен рост травматизма или неудовлетворительное состояние промышленной безопасности; - проверка работы инспекторов; - составление отчетов о работе за квартал, полугодие и год; - проведение (участие) совместно с другими организациями мероприятий по улучшению условий промышленной безопасности и охраны недр, обеспечению сохранности и правильному использованию ВМ, соблюдению установленного порядка проведения сменных нарядов; - проведение технической учебы государственных горнотехнических инспекторов (может быть отдельный план техучебы); - проверка выполнения условий лицензии по видам деятельности, условий применения горно-шахтного и горнотранспортного оборудования; - проверки выполнения условий действия лицензий, выданных управлением округа, территориальным управлением, региональной горно-технической инспекции и Госгортехнадзором России организациям на соответствующие виды деятельности; - проверки выполнения условий применения организациями горно-шахтного оборудования, предусмотренных в разрешениях, выданных заводам-изготовителям Госгортехнадзором России. В квартальных планах отдела по надзору управления округа уточняются темы и сроки проведения намеченных годовым планом работ, ответственные исполнители, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий вышестоящих органов Госгортехнадзора, анализу травматизма за предыдущий период. 2.3. Планирование работы главных государственных горнотехнических инспекторов и государственных горнотехнических инспекторовКаждый главный государственный горнотехнический инспектор (государственный горнотехнический инспектор) должен составлять для себя перспективный план работы на год, включающий проблемные вопросы, которые необходимо решить на подконтрольных предприятиях, в том числе по повышению технического уровня промышленной безопасности, внедрению более совершенных и безопасных технологий, машин и оборудования, мероприятий по повышению промышленной безопасности при ведении горных и взрывных работ. План работы инспектора составляется на каждый месяц за 5 дней до планируемого периода и утверждается начальником отдела по надзору управления округа, исходя из состояния травматизма и аварийности на поднадзорных объектах, квартального плана работы отдела по надзору управления округа. Основной частью плана работы инспектора должен являться график с указанием даты проверки на отдельных подконтрольных объектах. В план работы горнотехнического инспектора должны также включаться: - работы, предусмотренные квартальным планом отдела по надзору управления округа; - вопросы, которые вытекают из текущего анализа причин травматизма, аварийности и конкретной обстановки с состоянием промышленной безопасности на подконтрольных ему предприятиях (организациях), объектах; - преднадзор за строящимися и реконструируемыми предприятиями и объектами; - проверка эффективности осуществленных профилактических мероприятий на предприятиях, в том числе организации проводимой инженерными службами профилактической работы. Как правило, такие проверки должны осуществляться систематически при всех видах обследований по вопросам предупреждения нарушений по промышленной безопасности; - контроль за выполнением предписаний и мероприятий по улучшению состояния промышленной безопасности, а также предложенных комиссиями по расследованию аварий, несчастных случаев и утрат ВМ (как правило, выполнение предписаний проверяется при очередных оперативных обследованиях); - приемка объектов в эксплуатацию: - составление различных отчетов, справок и т.п.; - техническая учеба и т.п. При этом следует иметь в виду, что основной частью плана работы государственного горнотехнического инспектора должны являться оперативные обследования подконтрольных объектов. Каждый горнотехнический инспектор при составлении плана работы обязан учитывать соблюдение установленного округом норматива посещений подконтрольных объектов. В плане инспектора следует предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных обследований. 2.4. Планирование работы технических отделов (отделов по надзору в горнорудной и нерудной промышленности) управлений округов, территориальных управленийПланы работы технических отделов должны составляться на год. К плану работы должен быть приложен график (на 2 - 3 года) комплексных обследований подконтрольных предприятий. В планы работы должны включаться только темы, предусмотренные планом управления округа, территориального управления и работы, выполняемые непосредственно сотрудниками технического отдела, а также следующие темы: - анализ причин производственного травматизма и аварийности за прошедшие полугодие и год, разработка мероприятий по их предупреждению; - проведение (участие) комплексных и целевых проверок состояния техники безопасности на рудниках, карьерах и др. объектах; - проверка работы технического отдела управления округа; - проверка работы главных государственных и государственных горнотехнических инспекторов, входящих в состав технического отдела; - составление отчетов за полугодие и год; - рассмотрение планов развития горных работ; - рассмотрение проектной документации и подготовка материалов по вопросам лицензионной деятельности. 2.5. Планирование работы Региональных проектно-конструкторских отделовПлан работы регионального проектно-конструкторского отдела должен составляться на год, согласовываться Управлением по надзору в горнорудной промышленности Госгортехнадзора России и утверждаться управлением округа, территориальным управлением, региональной горнотехнической инспекцией за 10 дней до планируемого периода. План работы должен включать: - ежегодный анализ и обобщение материалов по недостаткам проектирования в части соблюдения норм и правил промышленной безопасности, выявленным в ходе проверки проектной документации, а также при осуществлении строительства и реконструкции предприятий и объектов; - осуществление мероприятий, направленных на устранение недостатков в проектной документации поднадзорных объектов; - комплексные обследования, целевые проверки в поднадзорных организациях, разрабатываемой ими проектной документации на соответствие действующим нормам и правилам промышленной безопасности; - подготовка предложений руководству Управления по надзору в горнорудной промышленности Госгортехнадзора России по пересмотру требований норм технологического проектирования и правил промышленной безопасности; - рассмотрение и подготовка заключений на проекты вновь разрабатываемых или пересматриваемых нормативных документов по промышленной безопасности; - работы, связанные с выдачей лицензий проектным организациям на право выполнения проектов горнодобывающих предприятий; - инспектора проектно-конструкторских отделов должны составлять квартальные планы работы на основании плана работы проектно-конструкторского отдела, утверждаемые начальником отдела за 5 дней до начала планируемого периода. - контроль соблюдения проектными организациями установленного порядка проверки знаний правил промышленной безопасности и норм технологического проектирования руководителями и специалистами данной организации; - проверки осуществления проектными организациями авторского надзора за строительством (реконструкцией) поднадзорных объектов; - проверка знаний сотрудников институтов нормативных требований по промышленной безопасности; - контроль осуществляемых научно-исследовательских работ на горных предприятиях. 3. Организация обследований состояния промышленной безопасности подконтрольных предприятий (объектов)Основной деятельностью инспекторского состава является систематическое обеспечение государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на закрепленных за ним действующих, строящихся и реконструируемых шахтах, рудниках, карьерах, обогатительных (агломерационных) фабриках, складах взрывчатых материалов, объектах строительства тоннелей и гидротехнических сооружений, дражных, гидравлических, взрывных, геологоразведочных и других горных работах, осуществляемых в горнорудной и нерудной промышленности, а также при использовании различных отработанных и специально пройденных горных выработок и естественных подземных полостей на закрепленных за ним предприятиях и объектах. Обследования должны проводиться в любое время суток, в том числе в вечерние и ночные смены, выходные и праздничные дни и дни проведения ремонтных работ. Инспекторский состав при обследовании объектов обязан: - выявлять узкие места, влияющие на промышленную безопасность, соответствие принятых технических решений требованиям нормативно-технических документов, имеющиеся нарушения правил, норм и инструкций по промышленной безопасности; - оценить уровень технического обеспечения и роль инженерных служб предприятия в обеспечении безопасных условий работ на объекте; - давать указания о принятии необходимых мер по улучшению состояния промышленной безопасности, улучшению организации профилактической работы и об устранении нарушений или приостановке работ, ведущихся с нарушениями требований правил и норм технической безопасности, а также о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза для их жизни или возможность возникновения аварии, и, в случае необходимости, непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывая места работ или оборудование. При выявлении нарушений правил промышленной безопасности инспектор обязан установить причины нарушений и отразить их в предписании. На период устранения выявленных нарушений следует предписывать руководителям предприятий разработку и обязательное осуществление дополнительных мер технической безопасности. 4. Виды обследованийОбследования подконтрольных предприятий могут быть комплексными, целевыми и оперативными. 4.1. Комплексное обследованиеКомплексное обследование предусматривает проверку группой инспекторов разных специальностей (горный инженер, электромеханик, маркшейдер, взрывник и др.) состояния промышленной безопасности в целом по предприятию, уровня организации профилактической работы и решения технических вопросов, обеспечивающих улучшение безопасных условий работ. Цель комплексного обследования - выявить имеющиеся недостатки в состоянии промышленной безопасности и организации профилактической работы на предприятии, оценить промышленную безопасность и осуществление мероприятий по обеспечению необходимого ее уровня. С целью обмена опытом контрольной работы рекомендуется включать в группы по комплексному обследованию инспекторов, контролирующих другие предприятия, а также инспекторов из других отделов управления округа, территориального управления. Комплексные обследования предприятий с подземным способом разработки проводятся, как правило, с периодичностью не менее 1 раза в год, с открытым - не менее 1 раза в 1,5 - 3 года. Периодичность проведения комплексных проверок объектов открытых горных работ с объемом перерабатываемой горной массы более 3 млн. должна составлять не реже 1 раз в год. Целесообразность и периодичность проведения комплексных обследований карьеров с производительностью менее 500 тыс.куб.м горной массы в год и других объектов горных работ устанавливается руководством управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции. Продолжительность комплексных обследований зависит от сложности и числа поднадзорных объектов в организации (с учетом выдачи предписания) не должна превышать 10 дней. Порядок проведения комплексных обследований изложен в приложении 1. 4.2. Целевое обследованиеЦелевое обследование предусматривает проверку одного или нескольких вопросов состояния промышленной безопасности (например, состояние промышленной безопасности при эксплуатации электромеханического оборудования; подземного и карьерного транспорта; шахтного подъема; состояние вентиляции и борьбы с пылью; состояние учета, хранения и использования взрывчатых материалов, изготовления простейших и водосодержащих ВВ; работа руководителей и специалистов предприятий по вопросам промышленной безопасности; организация обучения и инструктажа рабочих и др.). Целью таких обследований является более углубленное изучение того или иного вопроса, оказывающего отрицательное влияние на состояние промышленной безопасности на поднадзорных управлению округу объектах. Обычно целевые обследования должны одновременно производиться на ряде шахт, рудников, карьеров с тем, чтобы наряду с принятием оперативных мер по устранению выявленных нарушений можно было подготовить обобщенные материалы обследования и направить на предприятие конкретные предложения. Целевые обследования проводятся также в соответствии с планами работы Госгортехнадзора России с тем, чтобы по обобщенным результатам их проведения можно было осуществить соответствующие мероприятия в целом по подконтрольным Госгортехнадзору России, управлению округа, территориальному управлению предприятиям. Целевые проверки, как правило, должны проводиться по разработанным методическим указаниям. По плановым целевым обследованиям государственными инспекторами, в процессе проводимых ими оперативных обследований подконтрольных объектов, должен накапливаться соответствующий материал, с тем, чтобы обобщение и направление в отдел по надзору управления округа, управление округа, территориальное управление, региональной горнотехнической инспекции необходимых материалов не требовало много времени. Целевое обследование состояния промышленности безопасности может производиться одним инспектором или группой инспекторов под методическим руководством начальника (зам. начальника) отдела по надзору управления округа или работника управления округа, территориального управления. Целевое обследование не исключает необходимости выявления в ходе проверки имеющихся нарушений и по другим требованиям правил промышленной безопасности, (видам деятельности). Целевые обследования должны, при необходимости, проводиться после происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями, аварий и утрат взрывчатых материалов. 4.3. Оперативное обследованиеОперативное обследование должно являться основной формой работы государственного горнотехнического инспектора и предусматривать проверку в соответствии с графиком и планом проверки состояния промышленной безопасности на всех производствах и объектах, закрепленных за ним. Периодичность и последовательность обследования объектов зависит от состояния безопасности работ и др. факторов. При обследовании инспектором должно проверяться состояние промышленной безопасности по всем вопросам требований правил, инструкций и других нормативных документов. Перед началом обследования объекта (участка) инспектору необходимо проверить: - наличие и ведение документации, в т.ч. технических проектов, проектов организации работ, паспортов крепления и управления кровлей, проектов и паспортов буровзрывных работ, паспортов экскаваторных забоев и внутрикарьерных дорог, книг инструктажа и нарядов, ведение документации в соответствии с нормативными требованиями по промышленной безопасности, (при повторных обследованиях рассматриваются только изменения, внесенные в указанную документацию), правильность учета и расследования несчастных случаев и аварий. Кроме этого во время проведения оперативного обследования на местах необходимо проверять: а) выполнение ранее выданных предписаний; отдельных пунктов мероприятий по промышленной безопасности, относящихся к обследуемому участку; мероприятий, предложенных комиссиями по результатам расследования несчастных случаев и аварий; мер по правильному хранению, учету и использованию взрывчатых материалов; мероприятий по безопасным условиям производства ремонтных работ; б) соответствие проводимых горных работ технической документации и планам их развития, согласованным с органами госгортехнадзора. При обследовании состояния промышленной безопасности инспектором должна производиться проверка эффективности осуществления на предприятии профилактической работы по промышленной безопасности, организация работы по промышленной безопасности непосредственно на участке с точки зрения создания обстановки нетерпимости к нарушениям и нарушителям правил и инструкций, а также определения роли руководителей участка (рудника) и служб предприятий в создании безопасных условий выполнения работ. Во время обследования инспектору лично или, по его требованию, работникам предприятий следует проводить необходимые контрольные анализы и замеры, а также испытания приспособлений и устройств, предназначенных для обеспечения безопасных условий выполнения работ, (например: испытание противопожарного трубопровода, оросителей или туманообразователей, проверка эффективности работы блокировочных, тормозных, предохранительных устройств; проверка знаний обслуживающим персоналом норм промышленной безопасности, инструкций и т.п.). Оперативное обследование должно производиться, как правило, в присутствии одного из лиц руководящего состава шахты, рудника (карьера). Периодичность оперативных обследований подконтрольных объектов предусматривается графиками или указанием управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, но ежемесячно инспектор должен проводить не менее 7 оперативных обследований. 5. Оформление результатов обследованийПо результатам всех проведенных обследований выдаются обязательные для исполнения руководителями предприятий предписания. Рекомендуемая форма предписания по результатам комплексных и целевых обследований приведена в Приложении 4, предписания по результатам оперативных обследований - в Приложении 5. В процессе проведения комплексной проверки предприятия, инспекторам следует выдавать промежуточные предписания руководителям цехов (участков) на устранение выявленных нарушений по форме оперативного обследования. 5.1. В предписание по комплексному обследованию рекомендуется включать основные не решаемые технические и организационные вопросы, оказывающие влияние на общее состояние промышленной безопасности. В констатационной части предписания должен быть приведен краткий анализ причин производственного травматизма, дана объективная оценка состояния промышленной безопасности по основным вопросам, а также кратко приведены основные недостатки по состоянию промышленной безопасности в работе руководителей предприятий, служб и участков и достаточности принимаемых ими мер по улучшению состояния промышленной безопасности, с конкретными примерами допускаемых нарушений. Если из-за приведенных нарушений имели место несчастные случаи, следует об этом указать в предписании, как подтверждение того, что руководителями предприятий не принимаются надлежащие меры к устранению причин, приводящих к случаям травматизма. В предписании не следует приводить сведений описательного характера, загромождать его приложениями в виде справок, копий, докладных записок, чертежей, а также перечислять невыполненные пункты ранее выданных предписаний. Вместе с тем, в той части акта, где оценивается состояние промышленной безопасности на проверенном объекте, в подтверждение выявленных недостатков следует в обобщенном виде указать, как выполнялись ранее предъявленные в предписаниях требования. В предлагающей части предписания должны быть четко сформулированы требования об устранении нарушений с указанием конкретных сроков. Предписание по комплексному обследованию должно составляться не более чем на 10 - 13 страницах и не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых вручается руководителю предприятия, второй остается у руководящего работника управления округа, территориального управления, (отдела по надзору управления округа), возглавлявшего обследование, и третий экземпляр вместе с копиями промежуточных предписаний передается для контроля за выполнением инспектору, закрепленному за данным предприятием. Итоги обследования должны обсуждаться руководителем проверки на совещании руководителей и специалистов предприятия. В необходимых случаях руководители отдела по надзору управления округа, региональной горнотехнической инспекции, управления округа, территориального управления должны требовать от соответствующих организаций по результатам обследования издать приказ и довести его до сведения всех руководящих работников и специалистов организации, с тем, чтобы ими были приняты меры к устранению аналогичных недостатков. 5.2. В констатационной части предписания по целевому обследованию должны быть отражены все недостатки и упущения в обеспечении безопасности по проверяемым видам работ. По результатам целевых обследований ряда объектов должно быть подготовлено обобщенное предписание в целом по предприятию с предложениями, которое вручается руководителю предприятия. Если целевые обследования проводятся одновременно по группе предприятий, относящихся к одному ведомству, то выдаются акты-предписания руководителю каждого предприятия, а обобщенное предписание направляется руководителю соответствующего органа управления с предложениями, решение которых зависит от этого органа. В случаях проведения целевых обследований, предусмотренных планами работ Госгортехнадзора России, кроме предписаний подготавливается обобщенная справка для представления в Госгортехнадзор России. 5.3. По результатам каждого оперативного обследования объекта, которое должно проводиться, как правило, один день, государственным горнотехническим инспектором в тот же день должно выдаваться предписание. Если участок, исходя из его сложности, обследуется более одного дня, выдается одно предписание по результатам проверки участка в целом. В случае одновременного проведения оперативного обследования группой инспекторов, выдается одно предписание за подписью всех участников проверок. Предписание по результатам оперативного обследования составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых вручается под расписку руководителю (директору, начальнику или главному инженеру) организации (предприятия), а другой остается у инспектора для контроля за его выполнением. 5.4. Во время проведения обследований при выявлении нарушений, требующих запрещения работ, должно выдаваться предписание на приостановку работ, как правило, с наложением пломбы (приложение 6). 5.5. В предлагающей части предписаний при необходимости рекомендуется давать предложения о привлечении к ответственности лиц, допустивших неудовлетворительное состояние промышленной безопасности, а также не обеспечивших выполнение в установленные сроки ранее выданных предписаний. 5.6. Количество обследований и посещений подконтрольных объектов. Количество посещений подконтрольных организаций инспектором определяется руководством управления округа, территориального управления в зависимости от удаленности предприятий от места дислокации инспектора и затрат времени на переезд, но в любом случае должно быть не менее 60% рабочих дней, а количество обследований в месяц должно составлять не менее 7. При этом следует иметь в виду следующее: При проведении комплексного обследования в количество посещений включаются все дни, затраченные непосредственно на проверку состояния технической безопасности на участках работ, а обследование считается по количеству проверенных предприятий. При проведении оперативного контроля каждое посещение объекта с выдачей предписания на устранение выявленных нарушений одновременно считается и обследованием. Маршрут обследования инспектор должен определять таким образом, чтобы оно заканчивалось, как правило, в один день. В случаях, когда на объекте оперативное обследование осуществляется инспектором в течение нескольких дней с выдачей одного предписания - обследование считается одно, а количество посещений считается по числу дней, в течение которых инспектор находился непосредственно на участках работ. Участие в проведении испытаний машин, оборудования, приборов и устройств безопасности, в приемке в эксплуатацию блоков, горизонтов, сопровождавшееся спуском в шахту или посещением открытых горных работ, считается также обследованием. Участие в расследовании аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых материалов считается как посещение. Не относится ни к посещениям, ни к обследованиям участие инспекторского состава в совещаниях, собраниях, проводимых предприятиями или общественными организациями по вопросам промышленной безопасности, участие в работе комиссий по приемке экзаменов, а также время, затрачиваемое для прибытия на предприятия и отъезд. Эти мероприятия фиксируются в дневниках как проведенная работа государственного горнотехнического инспектора и должны осуществляться сверх числа рабочих дней, предусмотренных планами и графиками на проведение обследований. 6. Проверка выполнения предписаний и выдача разрешений на возобновление работы приостановленных объектовПроверка выполнения выдаваемых предписаний должна осуществляться систематически при проведении плановых обследований или специальными проверками. Инспектора обязаны использовать все имеющиеся у них права для принятия руководителями объектов мер по качественному и полному устранению выявленных нарушений требований и норм промышленной безопасности в установленные предписаниями сроки. По каждому пункту предписания должна быть сделана специальная отметка о его выполнении. При выявлении невыполненных в установленные сроки предписаний или отдельных пунктов по устранению нарушений должны приниматься меры вплоть до приостановки работ. Если отдельные пункты предписания не выполнены по уважительным причинам, допускается по ходатайству руководителя объекта, продление срока выполнения предписания руководителями отдела по надзору управления округа при условии своевременного обращения по этому вопросу, (при этом следует иметь в виду, что если предписание выдавалось работниками вышестоящих органов госгортехнадзора, то разрешение на продление сроков выполнения пунктов предписаний может быть получено только через эти органы). Разрешение на возобновление работ должно выдаваться инспектором, как правило, после личной проверки выполнения мероприятий по устранению нарушений, вызвавших приостановку. В исключительных случаях, когда инспектором личная проверка ранее выданного предписания на устранение выявленных нарушений или приостановку работ до истечения установленных им сроков по ряду причин не может быть осуществлена, отметка о выполнении предписаний, а также выдача разрешения на возобновление работ на приостановленном объекте могут быть произведены на основе письменного уведомления руководителей этого объекта (в такой информации по каждому пункту предписания должны быть конкретно изложены все работы, произведенные предприятием по устранению нарушений, а не просто перечислены номера выполненных пунктов). Вместе с тем при дальнейших обследованиях состояния промышленной безопасности инспектор должен обязательно проверять правильность сообщений руководителей объекта. В случаях обнаружения при личной проверке фактов продолжения работ на приостановленном объекте с неустраненными нарушениями, направления в органы госгортехнадзора ложных (не соответствующих действительности) уведомлений предприятий, а также при повторной остановке одних и тех же объектов по аналогичным причинам, работы вновь должны быть запрещены. В таких случаях возобновление работ разрешается только по разрешению руководителя управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, (отдела управления округа) по представлении письменного объяснения руководителя объекта, акта комиссии об устранении выявленных нарушений и приказа о привлечении к ответственности виновных лиц. 7. Предварительный надзор за реконструируемыми и строящимися объектами, участие в приемочных комиссиях по вводу их в эксплуатациюНа основании полученных от предприятий перечней объектов (участков, горизонтов, цехов и т.д.) подлежащих реконструкции или строительству, руководством управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, (отдела управления округа) должен быть составлен обобщенный список таких объектов, определен объем работы инспектору или группе инспекторов, по контролю за ними, сроки проведения преднадзора и состав инспекторов, участвующих в этой работе (следует привлекать к проведению преднадзора компетентных специалистов предприятий, специализированных проектных организаций). Преднадзор следует начинать с изучения проектной документации, обратив при этом особое внимание на наличие лицензии на строительство, выданной органами государственного горного надзора в установленном порядке, соответствие принятых проектом решений действующим правилам, нормам и СНИПам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию вновь сооружаемого или реконструируемого объекта, в том числе на наличие в проектах строительства различного рода вспомогательных сооружений и служб (бытовые помещения, гаражи, ремонтные объекты, гидротехнические сооружения и т.д.), с тем, чтобы на стадии проектирования принять меры к устранению имеющихся нарушений требований промышленной безопасности. Необходимо также обратить внимание на наличие подписи главного инженера проекта. На стадии строительства (реконструкции) следует осуществлять контроль за соблюдением очередности сооружения предусмотренных проектом объектов, в т.ч. за своевременным строительством зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения безопасных условий выполнения работ. В случаях выявления отступлений от требований правил и норм промышленной безопасности при проектировании и строительстве, должно быть выдано соответствующее предписание и установлен систематический контроль за устранением недостатков. Приемка в эксплуатацию объектов должна производиться в установленном порядке. 8. Надзор за соблюдением требований норм и правил промышленной безопасности при проектированииОрганизация и проведение надзора за соблюдением требований норм и правил промышленной безопасности и охраны недр при проектировании предприятий горнорудной промышленности в основном должны осуществляться региональными горными проектно-конструкторскими отделами под руководством управления округа, территориального управления, в структуру которых по штатному расписанию они входят, по методическим указаниям об организации работы проектно-конструкторского отдела. При экспертизе проектов проверяется: - состояние геологической изученности месторождения; - правильность принятых границ безопасного ведения горных работ и предлагаемых мер по предупреждению вредного влияния горных работ на население и природную среду, здания и сооружения; - соответствие принятых параметров систем разработки с горно-геологическими условиями месторождения и его горнотехническими факторами; - достаточность предлагаемых решений и технических средств от затопления поверхностными и грунтовыми водами горных работ; - соответствие предусмотренного проектом оборудования и принятых в проекте параметров подземных или открытых горных работ; - надежность проветривания подземных горных работ; - обеспеченность запасными выходами из подземного рудника; - обеспечение безопасности при ведении очистных и подготовительных работ при наличии плывунов, суглинков, карстов выделении горючих и вредных газов, удароопасности месторождений и т.п.; - соответствие проектных решений нормам и правилам безопасности по перевозке, хранению, изготовлению, обращению и использованию промышленных взрывчатых материалов; - наличие противопожарной защиты, средств связи, сигнализации и допущенных систем оповещения об авариях; - надежность систем защиты от поражения электрическим током и другие вопросы, обеспечивающие промышленную безопасность. 9. Организация работ по выдаче лицензийВыдача лицензий должна осуществляться в соответствии с «Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России № 20 от 03.07.1993 г., при этом следует иметь в виду, что выдача лицензий иностранным фирмам или совместным предприятиям, независимо от видов деятельности, осуществляется центральным аппаратом Госгортехнадзора России. По организации в управлении округа, территориальном управлении, региональной горнотехнической инспекции работы, связанной с выдачей лицензий, должен быть издан приказ или распоряжение, в котором необходимо определить разграничение видов работ, лицензии на которые должны выдаваться данным органом надзора и ответственных лиц за рассмотрение представляемых материалов по специфике работ, оформление и регистрацию лицензий. Рассмотрение представляемой проектно-технической и технологической документации должно поручаться наиболее квалифицированным работникам. В необходимых случаях, для подтверждения сведений об оснащении предприятия требуемыми техническими средствами производства и контроля, а также о наличии специалистов соответствующей квалификации, следует проводить специальную проверку на предприятии с составлением справки и заключения. Указанную проверку следует осуществлять, как правило, инспектору, закрепленному за данным предприятием. 10. Проверка работы территориальных органов госгортехнадзора10.1. Отделов по надзоруПроверка организации контрольной работы отдела управления округа должна производиться не реже одного раза в два года бригадой, возглавляемой одним из руководителей управления округа, управления Госгортехнадзора России. Такую проверку следует совмещать с проведением предусмотренных планом комплексных обследований одного из подконтрольных предприятий с тем, чтобы имелась возможность установить действенность контроля, осуществляемого отделом по надзору управления округа, территориального управления, при росте аварийности и травматизма проводятся внеочередные проверки бригадой, возглавляемой одним из руководителей управления округа, территориального управления. Проверку работы отдела по надзору управления округа рекомендуется проводить одновременно по всем видам надзора с целью более полного выявления эффективности контроля, а также с тем, чтобы многократно не отрывать руководителей отдела по надзору управления округа от их непосредственной работы. При проверке отдела управления округа необходимо обратить внимание на: - наличие и порядок ведения учетной и отчетной документации, предусмотренной настоящими указаниями и формами, утвержденными Госгортехнадзором России (следует сравнить отчетные показатели с аналогичными показателями за предыдущий период и дать им оценку); - ход выполнения протоколов, постановлений, приказов и указаний Госгортехнадзора России, приказов и распоряжений управления округа, территориального управления; - качество планирования работы с учетом анализа травматизма и состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях, отражение в плане вопросов, предусмотренных протоколами, приказами Госгортехнадзора России, планами работы управления округа, территориального управления, проведение работ совместно с ВГСЧ, технической инспекцией труда профсоюза, другими контролирующими организациями. Своевременность выполнения запланированных работ (в случаях невыполнения - причины переноса работы на последующий период); - обеспечение предусмотренной настоящими указаниями периодичности проведения комплексных обследований подконтрольных предприятий, частоты проведения целевых и оперативных обследований; качество выдаваемых предписаний по результатам обследований с точки зрения полноты проверок и уровня инженерного контроля за состоянием промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях; - эффективность контроля за выполнением выданных предписаний, порядок осуществления контроля (личные проверки или отметки о выполнении предписаний по уведомлениям), повторяемость нарушений на одних и тех же участках работ; - соответствие установленным настоящими указаниями нормативам фактического количества обследований и посещений инспекторами закрепленных за ними предприятий (объектов); - проведение ежегодной проверки работы инспекторов, а также качество таких проверок и эффективность намечаемых мер по улучшению их работы, порядок заслушивания отчетов инспекторов и оформление материалов по результатам проверок (изучаются справки, замечания, протоколы совещаний, распоряжения по отделу управления округа и др.); - работу по анализу состояния промышленной безопасности, производственного травматизма и аварийности на подконтрольных предприятиях и действенность принимаемых мер по их предупреждению (какие имеются выводы и предложения по предупреждению несчастных случаев, аварий, утрат взрывчатых материалов, а также по усилению контроля; каким образом результаты этой работы доводятся до сведения инспекторского состава, руководителей подконтрольных предприятий. - принципиальность и требовательность руководства отдела управления округа и инспекторского состава при осуществлении контроля за состоянием промышленной безопасности и проводимой в организации профилактической работой; - полноту использования предоставленных инспекторскому составу прав на приостановку работ, ведущихся в опасных условиях, и привлечение к ответственности лиц, допускающих грубые нарушения правил промышленной безопасности или невыполнение предписаний; - порядок приостановки работ (с наложением пломбы или только выдачей предписания) и выдачу разрешений на возобновление работ (после личной проверки или по уведомлению руководителей предприятия); - меры, принимаемые отделом по надзору управления округа и горнотехническими инспекторами по повышению эффективности работы по созданию безопасных условий выполнения работ на подконтрольных предприятиях; - связь с другими контролирующими организациями (энергонадзор, пожарный и т.д.), качество и своевременность информации органов местного самоуправления о состоянии промышленной безопасности, производственного травматизма, аварийности и о роли первых руководителей предприятий в проведении профилактической работы; - практику заслушивания в отделе по надзору управления округа руководителей и инженерных служб подконтрольных предприятий, где допущены неудовлетворительное состояние промышленной безопасности или рост травматизма, а также имеют место случаи невыполнения выданных работниками органов госгортехнадзора предписаний; - планирование и проведение технической учебы инспекторского состава, выбор тематики с точки зрения максимального приближения к содержанию контрольной работы и изучению основных вопросов промышленной безопасности; - использование печати, радио и других средств массовой информации в контрольно-профилактической работе; - другие вопросы, определяемые руководством управления округа. В процессе проверки следует ознакомиться с замечаниями, которые были сделаны в предыдущей проверке и принятыми мерами по выполнению рекомендаций и предложений по улучшению работы отдела управления округа. Результаты проверки оформляются справками, в которых кратко должна быть отражена положительная сторона работы отдела управления округа, а также недостатки и упущения в организации контроля с предложениями по их устранению. При этом предложения должны быть конкретными и направлены на принятие необходимых мер по каждому упущению в организации контроля с тем, чтобы у отдела управления округа имелась возможность более эффективно осуществлять контрольно-профилактическую работу. После завершения проверки в отделе управления округа с участием всех работников данного отдела должно быть проведено совещание, на котором разбираются результаты проверки, дается оценка деятельности надзорного органа по отдельным видам работ, высказываются предложения по улучшению работы отдела управления округа, а также рассматриваются вопросы и предложения работников отдела. Результаты проверки работа отдела управления округа должны также рассматриваться на Совете управления округа, территориального управления с заслушиванием отчета начальника отдела по надзору управления округа о проделанной за отчетный период работе, а также сообщений работников, производивших проверку. 10.2. Проверка работы государственных горнотехнических инспекторовРабота горнотехнического инспектора должна проверяться один раз в год. При стаже работы инспектора в органах Госгортехнадзора свыше пяти лет, допускается проверку его работы производить 1 раз в 2 года. Проверку целесообразно приурочивать к проводимому в соответствии с утвержденным планом комплексному обследованию состояния промышленной безопасности на закрепленном за инспектором объекте (или виде работ). Проверка работы инспекторов, входящих в состав отдела по надзору управления округа, должна производиться начальником данного отдела или его заместителем. Вопросы, на которые необходимо обратить внимание при проверке работы инспектора, изложены в предыдущем разделе, за исключением вопросов, относящихся к компетенции отдела по надзору управления округа. По результатам проверки работы каждого инспектора проверяющим должна быть составлена краткая справка, в которой должны быть детально отражены изменения, достигнутые в состоянии промышленной безопасности в результате его деятельности, а также указаны основные недостатки в организации и осуществлении контрольной работы и даны конкретные предложения по их устранению (никаких сведений описательного характера в справках приводить не следует). Результаты проверки работы каждого инспектора должны обсуждаться в отделе по надзору управления округа с отчетом инспектора и сообщением проверяющего о проделанной им работе за отчетный период. В необходимых случаях результаты проверки обсуждаются на Совете отдела по надзору управления округа и оформляются распоряжением по отделу по надзору управления округа, территориального управления округа. 11. Учет работы и ведение документацииПеречень обязательной документации, которая должна вестись в отделе управления округа: 1. Положение об отделе по надзору управления округа, разработанное на основании Типового положения; 2. Должностные инструкции на каждого работника; 3. Перечень подконтрольных организаций (предприятий) и объектов; 4. Приказ по распределению объектов надзора и определению норматива обследований для каждого инспектора; 5. Планы работы (годовой и квартальный - для отдела по надзору управления округа, для инспекторов - месячные); 6. Графики комплексных и оперативных обследований; 7. Планы проверки работы инспекторов; 8. План технической учебы. Журнал технической учебы. Каждый государственный горнотехнический инспектор должен вести следующую документацию: 1) ежемесячные планы работы и годовой график обследований подконтрольных объектов; 2) папка копий предписаний, выданных инспектором и другими работниками госгортехнадзора по устранению выявленных нарушений на закрепленном за ним объекте; 3) копии (выписки) решений вышестоящих органов госгортехнадзора, исполнение которых находится на контроле; 4) дневник (журнал) учета работы, в котором ежедневно отмечается вся выполненная инспектором работа (приложение № 7). В дневнике должны фиксироваться проведенные обследования, их продолжительность, принятые меры по результатам проверки (предписание, приостановка, предложения о наложении штрафа или отстранении от работы и т.д.), а также другие мероприятия - состояние справок по заданию инспекции, анализ травматизма и аварийности, выявленных нарушений правил промышленной безопасности, участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев и аварий, по приемке участков, объектов в эксплуатацию и т.д.; 5) таблицы (которые располагаются в конце дневника), в т.ч.: а) отчет о пострадавших при несчастных случаях; отчет о контрольной работе; анализ травматизма по формам, утвержденным Госгортехнадзором России; б) перечень отступлений от требований правил промышленной безопасности и охраны недр, по которым дано разрешение Госгортехнадзором России на временное ведение работ (приложение № 8); в) пункты предписаний по результатам комплексных обследований, за которыми необходимо осуществлять постоянный контроль до полного их выполнения; г) учет аварий (приложение № 9); д) учет травматизма (приложение № 10) 12. Порядок оценки работы горнотехнических инспекторов и показатели по их премированиюРуководители управлений округов, территориальных управлений, региональных горнотехнических инспекций устанавливают порядок оценки работы инспектора, исходя не только из уровня травматизма, но также из состояния промышленной безопасности на закрепленном участке работы и принимаемых им мерах по улучшению организации профилактической работы. В связи с этим при рассмотрении вопроса об оценке работы (поощрении) инспектора следует учитывать какие улучшения достигнуты в состоянии промышленной безопасности в результате его контрольной деятельности на подконтрольном предприятии, эффективность предъявляемых требований по устранению имеющихся нарушений, уровень инженерного контроля, позволяющий вскрывать наиболее серьезные отступления от требований нормативных документов, качество выдаваемых предписаний, полноту использования представленных Положением прав по обеспечению промышленной безопасности на подконтрольных объектах, качество и своевременность выполнения других работ и заданий руководителей отдела по надзору управления округа. Оценка работы инспектора начальником отдела по надзору управления округа должна осуществляться ежеквартально. При этом необходимо кроме вышеуказанного руководствоваться следующими данными: 1. Результатами проверки состояния промышленной безопасности, произведенной при комплексном обследовании на закрепленном за инспектором объекте. 2. Разовым ознакомлением начальника отдела по надзору управления округа с организацией и действенностью контроля, осуществляемого инспектором. 3. Результатами проверки работы инспектора, проводимой в соответствии с планом отдела по надзору управления округа и периодических ознакомлений (если они были произведены) с организацией контроля работниками управления округа, территориального управления. При указанном подходе к оценке работы, начальник отдела по надзору управления округа и его заместитель должны знать работу инспекторов и систематически анализировать их деятельность, исходя из действенности осуществляемого контроля. В тех случаях, когда при снижении уровня травматизма, в промышленной безопасности на закрепленном за инспектором предприятии имеют место грубые нарушения Правил, должная требовательность к руководителям предприятий им не предъявляется, слабо используются предоставленные Положением права, не принимаются необходимые меры по улучшению организации работы служб предприятия в области промышленной безопасности и повышению ответственности владельцев, руководителей, специалистов и рабочих за допускаемые нарушения и т.д., поощрение такого работника производить нецелесообразно.
Приложение № 1Проведение комплексных обследований Для проведения комплексного обследования разрабатывается детальный (на каждый день) план-задание, утверждаемый руководителем управления округа, территориального управления, региональной горнотехнической инспекции, отдела по надзору управления округа, в котором должны быть отражены: - участники и руководитель обследования; - время начала и окончания обследования; - распределение обязанностей между каждым участником обследования; - какие объекты, участки (маршруты), а также отдельные вопросы состояния промышленной безопасности, выполнение решений государственных органов управления и ранее выданных предписаний поручено проверить; - какие разделы должны быть подготовлены каждым работником для включения в общее предписание по результатам обследования. При комплексном обследовании состояния промышленной безопасности рекомендуется проверить: 1. Состояние с травматизмом и аварийностью. 2. Организацию и проведение на предприятии профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма. 3. Наличие лицензий на виды деятельности, основной технической документации на ведение горных и взрывных работ и ее соответствие требованиям правил, норм и инструкций по промышленной безопасности, а также обеспеченность организации (предприятия) нормативно-технической документацией. 4. На поверхности шахты (рудника) 4.1. Ламповое хозяйство; 4.2. Главные вентиляторные установки; 4.3. Шахтные подъемные установки; 4.4. Компрессорное хозяйство; 4.5. Базисные и расходные склады ВМ; 4.6. Пункты приготовления ВВ; 4.7. Поверхностные противопожарные склады; 4.8. Дробильно-сортировочные, обогатительные, агломерационные фабрики. 4.9. Здания и сооружения поверхностного комплекса. 4.10. Состояние «отвального хозяйства». 5. По подземным горным работам 5.1. Соответствие фактического положения горных работ утвержденным проектам, паспортам, а также согласованным с территориальными органами Госгортехнадзора России планам их развития; 5.2. Выполнение мероприятий по предупреждению травматизма от обрушений кусков руды и породы; 5.3. Осуществление мероприятий по прогнозированию и предупреждению горных ударов; 5.4. Осуществление контроля геолого-маркшейдерской службой за соответствием и креплением горных выработок; 5.5. Состояние с проветриванием горных выработок; 5.6. Состояние горизонтов выпуска в действующих блоках; 5.7. Наличие и состояние выходов с горизонтов, участков и очистных работ; 5.8. Соответствие участковых, откаточных, вентиляционных и др. выработок требованиям правил промышленной безопасности; 5.9. Соответствие и последовательность выполняемых работ по подготовке и отработке участка, блока проекту; 5.10. Соответствие применяемых систем отработки горно-геологическим условиям; 5.11. Соблюдение требований правил промышленной безопасности по: вентиляции и пылегазовому режиму, буровзрывным работам; эксплуатации электромеханического хозяйства, внутришахтного транспорта; противопожарной защите шахт; 5.12. Соответствие планов ликвидации аварий фактическому положению в шахте, руднике; 5.13. Знание рабочими (выборочно) инструкций по безопасному производству работ, особенно теми, которые управляют механизмами; 5.14. Состояние с беспроводным аварийным оповещением лиц, занятых на подземных горных работах; 5.15. Наличие необходимых средств механизации и их исправность. 6. На открытых горных работах 6.1. Соответствие и последовательность подготовки и отработки запасов планам развития горных работ; 6.2. Соответствие проекту и паспортам геометрических параметров уступов, размеров берм и ширины рабочих площадок; 6.3. Состояние технологических автодорог и железнодорожных путей; 6.4. Состояние «отвального хозяйства», перегрузочных пунктов; 6.6. Своевременность выполнения работ по дренажу горных работ; 6.7. Освещенность участков работ в темное время суток; 6.8. Организацию и проведение буровзрывных работ; 6.9. Техническое состояние и соответствие требованиям правил, норм и инструкций экскаваторов, буровых станков, драг, гидравлик, земснарядов, автотранспорта, локомотивов, вагонов, конвейеров, объектов циклично-поточной технологии, электромеханического хозяйства и др.; 6.10. Состояние с воздушной атмосферой в карьерах и запыленностью; 6.11. Наличие и соответствие ремонтных баз и технологических карт на выполнение ремонтов основного технологического оборудования. 6.12. Обученность рабочих безопасным приемам работ; 6.13. Пункты приготовления ВВ; 6.14. Склады ВМ; 6.15. Выполнение мероприятий по предупреждению травматизма на основных видах работ. 7. На дробильно-сортировочных, обогатительных и агломерационных фабриках 7.1. Укомплектованность предприятия соответствующими специалистами; 7.2. Осуществление мероприятий по безопасной организации работ при эксплуатации гидротехнических сооружений; 7.3. Наличие и соответствие правилам промышленной безопасности проектов организации ремонтов оборудования; 7.4. Состояние и контроль состояния зданий и сооружений комплекса; 7.5. Выполнение мероприятий по промышленной безопасности при эксплуатации; 7.6. Соответствие условий хранения и использования реагентов нормативным требованиям промышленной безопасности; 7.7. Организация складирования и хранения запасных частей и грузов на отметках фабрики; 7.8. Состояние защитных, блокировочных устройств и приборов безопасности, их наличие и исправность; 7.9. Состояние и наличие автоматических систем пожаротушения в подземно-наземных галереях; 8. По Учебно-курсовым комбинатам (пунктам) по подготовке рабочих по профессиям 8.1. Квалификация и компетентность преподавательского состава; 8.2. Достаточность помещений, оборудования; 8.3. Качество программ обучения рабочих кадров и их соответствие действующим нормативным документам по промышленной безопасности. Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8Перечень
Пояснение: 1. При выявлении фактов ведения работ с отступлениями от действующих нормативных документов, ликвидация которых по ряду причин требует дополнительного времени, необходимо принять меры по приостановке работ, при этом следует иметь ввиду, что разрешение на дальнейшее производство работ может быть дано только Госгортехнадзором России по представлению соответствующих материалов по рассматриваемому вопросу и дополнительных мер, гарантирующих безопасные условия труда при работе с отступлениями. 2. При невыполнении установленных сроков устранения и отсутствии разрешения Госгортехнадзора России на их продолжение, работы на объектах должны быть запрещены. Приложение № 9Таблица учета происшедших аварий без несчастных случаев*
_________________ * Аварии с несчастными случаями записываются в журнал учета несчастных случаев. Приложение № 10Таблица учета несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедшими на подконтрольных предприятиях
Содержание
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |