| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Минприроды России от 29 января 2009 г. № 13 (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) В соответствии с пунктом 5.2.10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581, № 42, ст. 4825) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций. 2. Признать утратившим силу приказ Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 8 октября 1999 г. № 108 "Об утверждении и введении в действие Положения о выдаче разрешений Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июня 2000 г. № 2269).
Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций (утв. приказом Минприроды России от 29 января 2009 г. № 13) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) I. Общие положения1. Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций (далее - Порядок) разработан на основании статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552, 1997, № 7, ст. 808; 2001; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17), постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240 "Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1180; 2005, № 7, ст. 560); постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378) и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 53, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337). 2. Настоящий документ устанавливает порядок выдачи разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии (далее - разрешение) работникам атомных станций (далее - АС). 3. Порядок обязателен для всех руководителей и специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), в обязанности которых входит подготовка решений, выдача разрешений и осуществление надзора за соблюдением условий их действия, а также руководящего персонала эксплуатирующей организации и АС (в части, относящейся к выполнению обязанностей, возложенных на них настоящим Порядком). 4. Разрешение Службы выдается на право ведения работ по руководству безопасной эксплуатацией АС, работ по обеспечению учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, работ по обеспечению физической защиты при эксплуатации АС, работ по обеспечению ведомственного (производственного) контроля ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АС, а также на право ведения технологического процесса на АС следующим категориям работников АС: 1) руководящему персоналу АС; 2) руководящему персоналу АС, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; 3) руководящему персоналу АС, обеспечивающему физическую защиту АС; 4) персоналу ведомственного (производственного) контроля ядерной и радиационной безопасности АС; 5) персоналу, ведущему технологический процесс на АС (далее - оперативный персонал). 5. Выдачу разрешений осуществляют: 1) уполномоченное управление центрального аппарата Службы* (далее - Управление Службы) в отношении: а) руководящего персонала АС; б) заместителей руководителя АС по физической защите; в) заместителей руководителя АС по учету и контролю ядерных материалов (радиоактивных веществ). ________________ * Уполномоченное Управление центрального аппарата Службы назначается приказом руководителя Службы. 2) межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ Службы)** в отношении: а) персонала ведомственного (производственного) контроля ядерной и радиационной безопасности АС; б) оперативного персонала; в) руководителей подразделений АС по физической защите; г) руководителей служб учета и контроля ядерных материалов (радиоактивных веществ) АС. ________________ ** Здесь и далее под межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью следует понимать территориальный орган Службы, в установленных границах деятельности которого расположена соответствующая АС. 6. Разрешение Службы является документом, дающим работнику АС право ведения работ согласно должностным обязанностям только по конкретной должности и на конкретной АС. Допуск работника АС к самостоятельной работе осуществляется директором АС только при наличии у этого работника соответствующего разрешения Службы. 7. Разрешение содержит условия действия, являющиеся его неотъемлемой частью, соблюдение которых обязательно для работника АС при ведении им соответствующего вида деятельности. В течение срока действия разрешения МТУ Службы осуществляет надзор за соблюдением условий его действия. 8. Разрешение оформляется на бланках и содержит указание конкретной должности, подразделения, блока (блоков) АС, АС. В разрешении также указываются дата подачи и регистрационный номер заявки на выдачу разрешения, дата и номер решения о выдаче разрешения, а также срок действия разрешения и данные о продлении его срока действия. Срок действия разрешения - 5 лет с даты выдачи или даты продления срока его действия. 9. При переводе держателя разрешения на должность, не требующую получения разрешения, и при расторжении трудового договора (контракта) с держателем разрешения руководитель эксплуатирующей организации или администрации АС должен направить письменное официальное сообщение в произвольной форме в орган Службы, выдавший разрешение. Действие разрешения прекращается органом Службы, выдавшим разрешение, со дня расторжения трудового договора (контракта), о чем соответствующий орган Службы официально уведомляет эксплуатирующую организацию (АС) в течение 10 рабочих дней от даты его получения. Оригинал разрешения подлежит возврату в орган Службы, выдавший разрешение. 10. Работник, временно исполняющий обязанности другого работника, должность которого предусматривает получение разрешения, должен иметь разрешение на право ведения работ, соответствующее данной должности. Действие этого разрешения сохраняется в случае назначения работника на временно исполнявшуюся им должность. Если работник, в обязанности которого, помимо основной должности, входит замещение должности вышестоящего руководителя, то в выдаваемое этому работнику разрешение вносятся наименования основной и замещаемой должности (с формулировкой: "С правом замещения должности ..."). 11. Допускается выдавать работнику из числа оперативного персонала одно разрешение на право работы на нескольких однотипных блоках одной АС. Однотипность блоков устанавливается эксплуатирующей организацией и согласовывается Управлением Службы, в обязанности которого входит подготовка решения о выдаче разрешений. 12. Разрешение, выданное работнику АС, занимающему должность начальника смены блока АС, начальника смены очереди или начальника смены станции, дает ему право ведения технологического процесса на рабочих местах тех работников из подчиненного ему оперативного персонала блочного щита управления, которые обязаны получать соответствующие разрешения Службы, если в их должностных инструкциях предусматривается возможность замещения соответствующего оперативного персонала. 13. Не требуется получения разрешения работниками из числа оперативного персонала, которые под руководством и в присутствии другого работника из состава указанного персонала, имеющего соответствующее разрешение, работают в смене в процессе дублирования на рабочих местах. 14. Процедура получения разрешений не отменяет действующей системы проверки знаний у работников АС, установленной эксплуатирующей организацией. 15. Нормативные акты эксплуатирующей организации, регламентирующие подбор, подготовку и поддержание квалификации работников АС, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Порядка. 16. Процедура выдачи разрешений включает: 1) подачу эксплуатирующей организацией (АС) в Управление Службы или в МТУ Службы заявки (с необходимыми материалами) на выдачу разрешения кандидату; 2) рассмотрение материалов заявки; 3) проведение проверки знаний и практических навыков (для оперативного персонала) кандидата специальной комиссией; 4) принятие решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения. II. Подача заявки на выдачу разрешения. Рассмотрение заявки17. Для получения разрешения эксплуатирующая организация (АС) должна подготовить заявку, включающую: 1) заявление работника на выдачу разрешения или продление срока его действия (в заявлении указывается конкретная должность, подразделение, блок (блоки) АС, АС); 2) представление руководителя эксплуатирующей организации или лица, его замещающего, на выдачу разрешения для руководящего персонала АС (директора, главного инженера и их заместителей) (к представлению прилагаются данные о кандидате на получение разрешения: дата рождения, паспортные данные, адрес места жительства, сведения об образовании, стаже и опыте работы; сведения об участии кандидата в ликвидации аварий, инцидентов, нештатных ситуаций, а также данные о наличии разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии); 3) представление директора или главного инженера АС на выдачу разрешения для других категорий работников АС (к представлению прилагаются данные о кандидате на получение разрешения: дата рождения, паспортные данные, адрес места жительства, сведения об образовании, стаже и опыте работы; сведения об участии кандидата в ликвидации аварий, инцидентов, нештатных ситуаций, а также данные о наличии разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также краткое описание основных этапов и результатов подготовки, включая практическую подготовку на тренажере в учебно-тренировочном подразделении АС); 4) медицинскую справку, подтверждающую прохождение медицинского осмотра, в т.ч. психофизиологического обследования, и отсутствие у кандидата противопоказаний, установленных в Перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. № 233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1176); 5) копию должностной инструкции работника, содержащую перечень норм и правил в области использования атомной энергии, знание которых обязательно для занимаемой должности; 6) копию документа, подтверждающего прохождение работником обучения для подготовки на должность. 17.1. Эксплуатирующая организация (АС) ежегодно разрабатывает график подачи заявок на выдачу и продление срока действия разрешений на следующий год и в срок до 15 декабря направляет его соответственно в Управление Службы или в МТУ Службы. Изменения, вносимые в график, в том числе включение дополнительных заявок, должны быть обоснованы и представлены в Управление Службы или МТУ Службы. 18. Заявка на выдачу разрешения лицу из состава руководящего персонала АС (директору, главному инженеру и их заместителям) направляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, его замещающим, начальнику Управления Службы не позднее одного месяца с даты назначения кандидата на должность. 19. Заявка на выдачу разрешения лицу из состава оперативного персонала направляется директором (главным инженером АС) руководителю МТУ Службы после прохождения кандидатом основных этапов подготовки на должность (теоретического и практического обучения, стажировки) в учебно-тренировочном центре. 20. Заявка на выдачу разрешений работникам АС других категорий направляется директором (главным инженером) руководителю МТУ Службы не позднее одного месяца с даты назначения кандидата на должность. 21. Заявка подается на каждого работника отдельно. 22. При поступлении в Управление Службы или МТУ Службы заявка регистрируется и ей присваивается регистрационный номер. 23. В Управлении Службы или в МТУ Службы проверяются полнота состава представленных документов, соответствие их содержания установленным требованиям и правильность оформления этих документов. В случае, если документы не соответствуют предъявляемым требованиям, Служба имеет право затребовать от эксплуатирующей организации (АС) дополнительную информацию о кандидате на получение разрешения или возвратить заявку эксплуатирующей организации (АС) для доработки с указанием в сопроводительном письме выявленных недостатков. 24. При отсутствии замечаний заявка принимается к рассмотрению. Длительность рассмотрения представленных материалов - не более 10 рабочих дней. В случае запроса дополнительной информации о кандидате срок рассмотрения заявки продлевается на 5 рабочих дней с момента получения запрошенных документов. 25. В ходе рассмотрения представленных материалов на выдачу разрешений работникам АС из числа оперативного персонала анализируются соответствие высшего образования, специальности, пройденной подготовки на должность и стажа работы на АС кандидата квалификационным требованиям, установленным квалификационным справочником должностей работников атомных станций, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии (далее - Квалификационный справочник). При положительных результатах рассмотрения материалов заявки МТУ Службы принимает решение о проведении проверки знаний (теоретических знаний и практических навыков для оперативного персонала кандидатов на получение разрешений), которое оформляется в форме извещения заявителю (приложение № 1 к настоящему Порядку). МТУ Службы по согласованию с руководителем АС и начальником отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС устанавливает даты проверки знаний. Извещение о принятом решении подписывается руководителем (заместителем руководителя) МТУ Службы и направляется директору (главному инженеру) АС. 26. В отношении работников, не относящихся к категории оперативного персонала, проверяется соответствие кандидата квалификационным требованиям, установленным Квалификационным справочником. При положительных результатах рассмотрения материалов заявки и установлении соответствия сведений о кандидате (по образованию, стажу работы и др.) нормативным требованиям Управление Службы или МТУ Службы принимает решение о проведении теоретической проверки знаний, которое оформляется в виде извещения заявителя (приложение № 2 к настоящему Порядку). 27. При обнаружении в материалах заявки недостоверной информации или выявлении несоответствия сведений о кандидате квалификационным требованиям, установленным Квалификационным справочником, заявка отклоняется. В сопроводительном письме указываются пункты нормативных документов, требования которых не соблюдены. 28. Извещение о принятом решении Управлением Службы или МТУ Службы направляется руководителю эксплуатирующей организации (АС) или директору АС с сообщением даты и места проведения проверки знаний. Дата проверки знаний должна быть назначена не позднее 30 календарных дней после принятия решения о ее проведении. 29. Проверка теоретических знаний кандидатов по вопросам ядерной и радиационной безопасности, вопросам по обеспечению учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также по обеспечению физической защиты при эксплуатации АС организуется и проводится Управлением Службы или МТУ Службы. Целью проведения проверки знаний является определение уровня теоретических знаний, практических навыков и уровня подготовки кандидата по вопросам ядерной и радиационной безопасности, а также по вопросам учета, контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ и их физической защиты. 30. Управление Службы или МТУ Службы, исходя из требований настоящего Порядка, типовых тематик для проверки знаний работников АС (приложения №№ 3, 4, 5, 6 к настоящему Порядку), должностных инструкций, разрабатывают перечни вопросов для проверки знаний кандидатов, не относящихся к категории оперативного персонала, с учетом конкретного вида деятельности, должностных обязанностей и типа АС. Перечни вопросов для проверки знаний утверждаются начальником Управления Службы. Указанные перечни должны периодически пересматриваться (каждые пять лет) и направляться в эксплуатирующую организацию (АС). 31. Проверка знаний для неоперативного персонала проводится по билетам, включающим 10 вопросов, составленных с учетом должностной инструкции работника, содержащей перечень нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности, учету, контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ и их физической защиты, а также квалификационных характеристик и обязанностей кандидата, согласно занимаемой (замещаемой) должности работника и конкретного типа АС. Проверка теоретических знаний оценивается по каждому вопросу, включенному в билет, по системе: "сдал" или "не сдал". Положительный результат оценки знаний, оцененных комиссией "сдал", должен составлять не менее 80 % от общего количества вопросов. Председатель комиссии в присутствии ее членов сообщает кандидату о результатах проведенной проверки знаний. Результаты проверки знаний оформляются протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии. Кандидат на получение разрешения должен быть ознакомлен с протоколом под роспись. 32. Проверка знаний кандидатов, не относящихся к категории руководящего персонала АС, организуется и проводится МТУ Службы. 33. Проверка теоретических знаний и практических навыков по ведению технологического процесса (управление блоком АС) работников АС, относящихся к категории оперативного персонала, организуется МТУ Службы и проводится специально создаваемой для этой цели комиссией с использованием материально-технической базы АС. В специальную комиссию по проверке знаний у работников АС из числа оперативного персонала могут привлекаться руководители АС, имеющие разрешения Службы. 34. Порядок образования комиссий, формы проведения проверки знаний и практических навыков, а также оценки их результатов устанавливаются инструкцией, разработанной эксплуатирующей организацией и согласованной Службой. 35. Тематика и объем проверяемых теоретических знаний и практических навыков кандидатов из числа оперативного персонала определяются эксплуатирующей организацией на основании требований настоящего Порядка, рекомендуемой тематики проверки знаний для кандидатов на получение разрешения на право ведения технологического процесса на АС (приложение № 3 к настоящему Порядку), должностных инструкций, квалификационных характеристик, анализа функций и обязанностей работников, занимающих соответствующие должности. Документ, устанавливающий тематику и объем проверяемых знаний и практических навыков, должен пересматриваться каждые 5 лет. 36. На основе указанной тематики администрация АС разрабатывает перечни вопросов для проверки теоретических знаний и сценарии контрольных упражнений для проверки практических навыков для каждого блока АС, которые должны быть согласованы МТУ Службы. 37. Билеты для проверки теоретических знаний и сценарии для каждой конкретной проверки составляются комиссией с учетом конкретной должности кандидата на основе перечней, указанных в пункте 36 настоящего Порядка. 38. Проверка знаний кандидата на получение разрешения на должность начальника смены блока, начальника смены очереди или начальника смены станции (для тех АС, где ему подчиняется оперативный персонал смены), должна обеспечивать его проверку как по тематике проверки для его должности, так и по тематике проверки для должностей работников из числа подчиненного сменного персонала блочного щита управления, для которых необходимо получать разрешения Службы. Если кандидат имеет действующее разрешение для какой-либо из этих должностей, то проверка знаний и практических навыков по этой должности не проводится. 39. Комиссия состоит не менее чем из трех представителей АС, допущенных к самостоятельной работе, прошедших проверку знаний или имеющих, в зависимости от должности, разрешения Службы на право ведения работ в области использования атомной энергии. В состав комиссии включаются: 1) главный инженер АС или его заместитель по эксплуатации (председатель комиссии); 2) начальник смены станции или начальник смены блока атомной станции; 3) начальник (заместитель начальника) реакторного или турбинного цеха (инженер по эксплуатации, начальник учебно-тренировочного подразделения АС). 4) представители Службы (отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС, МТУ Службы или центрального аппарата Службы) - в количестве не менее, чем двух представителей. 40. Решение об оценке результатов проверки принимается комиссией большинством голосов, при равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим. Результаты проверки оформляются протоколами, которые подписываются председателем и членами комиссии, а также представителями Службы, являющимися членами комиссии. 41. Проверка практических навыков кандидатов из числа оперативного персонала проводится на полномасштабном тренажере данного блока АС (блока, на котором будет работать кандидат). При отсутствии полномасштабного тренажера данного блока АС проверка навыков управления по согласованию Службы может проводиться на рабочих местах блока АС (или блока АС - аналога) для соответствующей должности методом обсуждения "сценария" без реального воздействия на органы управления или/и с применением тренажеров других блоков или иных типов (локальных, функциональных, диалоговых и т.п.). 42. Процедура применения тренажеров и использования рабочих мест для проверки навыков управления должна быть согласована МТУ Службы для каждого конкретного тренажера и блока АС. Эта процедура фиксируется в отдельном положении (инструкции), в котором должно быть показано, что применение данного тренажера (или использование рабочего места) обеспечивает полноценную и объективную проверку навыков, а также изложены мероприятия, компенсирующие отклонения тренажера или имитируемых режимов от реального состояния блока. 43. При положительных результатах проверки теоретических знаний и практических навыков после завершения всех этапов подготовки кандидата на должность в соответствии с требованиями, установленными эксплуатирующей организацией, его непосредственный руководитель составляет справку о результатах подготовки работника. Справка утверждается главным инженером АС и с протоколами экзаменов кандидата направляется директором (главным инженером) АС в МТУ Службы для включения в состав материалов заявки. 44. Кандидат, получивший неудовлетворительную оценку, может быть повторно допущен к проверке знаний не ранее, чем через один месяц. Кандидат, получивший на повторной проверке знаний неудовлетворительную оценку, может быть допущен к третьей проверке через 6 месяцев. Эксплуатирующая организация (АС) должна представить в Службу сведения, изложенные в произвольной форме, о проведенной дополнительной подготовке кандидата. При неудовлетворительных результатах третьей проверки кандидат лишается права участвовать в дальнейших проверках и может быть представлен к получению разрешения через два года. III. Выдача разрешения, приостановка и возобновление действия разрешения, прекращение действия разрешения45. Решение о выдаче или отказе в выдаче разрешений работникам АС, относящимся к категории оперативного персонала, принимает руководитель МТУ Службы после получения протоколов проверки теоретических знаний, практических навыков по ведению технологического процесса (управление блоком АС) и справки о результатах дублирования. Длительность рассмотрения вопроса о выдаче разрешения (с момента от получения протоколов проверки знаний и справки о результатах дублирования до принятия решения) не должна превышать 10 рабочих дней. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения кандидату утверждается руководителем МТУ Службы и направляется руководителю эксплуатирующей организации или директору АС в течение пяти рабочих дней после утверждения решения. Оформленное разрешение подписывается руководителем МТУ Службы либо лицом, исполняющим его обязанности. Оригинал разрешения вручается под роспись представителю заявителя или лично кандидату на получение разрешения с сопроводительным письмом на имя начальника отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС МТУ Службы. 46. В случае получения кандидатом неудовлетворительной оценки при проверке теоретических знаний или практических навыков, а также в случае неявки кандидата на проверку знаний, принимается решение об отказе в выдаче разрешения, извещение об этом направляется руководителю эксплуатирующей организации или директору АС. В извещении указывается на недопустимость исполнения должностных обязанностей по данной должности без наличия разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Рекомендуемая форма извещения об отказе в выдаче разрешения приведена в приложении № 7 к настоящему Порядку. 47. Решение (оформленное протоколом) о выдаче или об отказе в выдаче разрешений работникам АС, не относящимся к категории оперативного персонала, утверждается начальником Управления Службы или руководителем МТУ Службы на основании рассмотрения материалов заявки и проверки знаний в течение пяти рабочих дней после утверждения решения. Оформленное разрешение работникам АС, не относящимся к категории оперативного персонала, подписывается заместителем руководителя Службы, координирующим деятельность Службы по вопросам, относящимся к области использования атомной энергии (подпункты б, в части 1 пункта 5), или руководителем МТУ Службы (подпункты в, г части 2 пункта 5). Оригинал разрешения вручается в Управлении Службы или МТУ Службы под роспись персоналу, прошедшему проверку знаний. Руководитель эксплуатирующей организации (директор АС) о факте вручения разрешения руководящему персоналу АС уведомляется в письменной форме. 48. Оригиналы разрешений хранятся в соответствии с установленным порядком. Копия разрешения, заверенная директором или лицом его замещающим, должна находиться на рабочем месте держателя и предъявляться представителям Службы по их требованию. Материалы заявки на выдачу разрешения, полученные Управлением Службы или МТУ Службы, включая протокол о результатах экзамена, копию разрешения, хранятся в течение срока действия разрешения отдельно на каждого работника АС. 49. Эксплуатирующая организация или кандидат на получение разрешения могут обжаловать решение об отказе в выдаче разрешения вышестоящему должностному лицу Службы либо в судебном порядке. 50. При выявлении Службой нарушений держателем разрешения условий его действия, а также требований нормативных документов по вопросам поддержания квалификации держателей разрешения Служба может применять к держателю разрешения санкции, установленные в нормативных правовых документах, включая приостановку или прекращение действия разрешения (лишение права на выполнение соответствующего вида деятельности). 51. Приостановка или прекращение действия разрешения производятся по представлению начальника отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС МТУ Службы заместителю руководителя Службы или руководителю МТУ Службы, выдавшим разрешение. В представлении указываются нарушения условий действия разрешения или требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и дается оценка их влияния на безопасность эксплуатации АС. Представление о приостановке или прекращении действия разрешения составляется в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения нарушения. Держатель разрешения должен быть ознакомлен с вышеуказанным представлением с отметкой в ознакомлении и росписью на нем. Отказ от росписи должен быть зафиксирован начальником отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС в представлении. В случае прекращения действия разрешения оно не восстанавливается. Для получения нового разрешения работнику необходимо пройти процедуру получения разрешения в полном объеме в соответствии с настоящим Порядком. 52. На основании представления начальника отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на АС Управление Службы или МТУ Службы готовит решение о приостановке или прекращении действия разрешения. Решение, обоснованное ссылками на нарушенные пункты норм и правил в области использования атомной энергии или условий действия разрешения, утверждается заместителем руководителя Службы или руководителем МТУ Службы. Решение о приостановке или прекращении действия разрешения может быть принято на основании материалов инспекций, проводимых Службой на АС. О принятом решении о приостановке или прекращении действия разрешения с указанием конкретных нарушений эксплуатирующая организация (руководство АС) уведомляется в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения. 53. Возобновление действия разрешения производится по ходатайству эксплуатирующей организации (руководства АС) после устранения нарушений, указанных в решении о приостановке действия разрешения и результатов (при необходимости) внеочередной проверки знаний заявителя. При этом условия действия ранее выданного разрешения могут быть откорректированы или дополнены новыми условиями. При положительных результатах рассмотрения ходатайства эксплуатирующей организации (руководства АС), внеочередной проверки знаний Управление Службы или МТУ принимают решение о восстановлении действия разрешения. Разрешение считается возобновленным после принятия Службой соответствующего решения, о чем в 3-дневный срок со дня принятия решения Управление Службы или МТУ Службы информирует эксплуатирующую организацию (руководство АС). Решение о возобновлении действия разрешения утверждается заместителем руководителя Службы или руководителем МТУ. 54. При введении в действие новых правил и норм в области использования атомной энергии, которые включаются в должностную инструкцию держателя разрешения, производится внеочередная проверка знаний этих правил и норм в соответствующей экзаменационной комиссии эксплуатирующей организации (администрации АС, Службы). 55. При отстранении держателя разрешения от выполнения должностных обязанностей, связанных с видом деятельности, указанным в разрешении, эксплуатирующая организация (АС) должна поставить об этом в известность Управление Службы или МТУ Службы, выдавшее разрешение, в течение 10 рабочих дней с указанием причин отстранения для приостановки (прекращении) действия разрешения. IV. Условия действия разрешения56. В разрешение включаются обязательные условия, определяющие требования Службы к обеспечению ядерной и радиационной безопасности при выполнении держателем разрешения соответствующего вида деятельности. Условия действия разрешения формулируются Управлением Службы или МТУ Службы, выдающим разрешение, с учетом выполняемых работником обязанностей, особенностей конкретной АС или конкретного блока (блоков) АС и подписываются начальником управления Службы или руководителем МТУ Службы. В разрешении содержатся следующие условия: 1) должность, АС и блок (блоки) АС, на которые распространяется действие разрешения; 2) запрет передачи или распространение действия разрешения на другое лицо; 3) обязанность соблюдения держателем разрешения при выполнении должностных обязанностей, связанных с ведением соответствующего вида деятельности, требований норм и правил в области использования атомной энергии, производственных инструкций в объеме его должностной инструкции; 4) необходимость прохождения держателем разрешения периодически в установленные сроки медицинских осмотров и психофизиологических обследований; 5) обязанность держателя разрешения проходить ежегодное обучение в системе непрерывного поддержания квалификации (объем ежегодных программ поддержания квалификации устанавливается нормативными документами в области использования атомной энергии); 6) обязанность держателя разрешения проходить ежегодное поддержание квалификации. 57. Изменение условий действий или включение дополнительных условий производится при введении новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, модернизации или реконструкции АС и прочих обстоятельствах, влекущих изменение должностной инструкции. Измененные (дополнительные) условия подготавливает Управление Службы или МТУ Службы, выдавшее разрешение. Они оформляются как изменения условий действия разрешения, подписываются начальником Управления Службы или руководителем МТУ Службы и направляются в эксплуатирующую организацию (АС) для внесения их в условия действия разрешения. 58. В течение срока действия разрешений МТУ Службы организует надзор за соблюдением условий их действия. V. Продление срока действия разрешения59. Для продления срока действия разрешения руководитель эксплуатирующей организации (директор АС) должен не позднее 30 календарных дней до даты окончания срока его действия представить начальнику Управления Службы или руководителю МТУ Службы заявку на продление срока действия разрешения, включающую следующие документы: 1) представление эксплуатирующей организации (АС) на продление срока действия разрешения; 2) сведения о прохождении держателем разрешения ежегодного поддержания квалификации в период действия разрешения; 3) сведения (копии протоколов экзаменов) о результатах периодических проверок знаний держателя разрешений в экзаменационных комиссиях эксплуатирующих организаций (Службы); 4) сведения о результатах работы держателя разрешения при выполнении им должностных обязанностей в период его действия (краткое описание); 5) при необходимости (например, в случае перераспределения должностных обязанностей между работниками) с целью проверки сохранения его права на выполнение должностных обязанностей, связанных с выполнением вида деятельности, указанного в разрешении, может быть дополнительно запрошена должностная инструкция держателя разрешения; 6) медицинская справка. 60. При несоблюдении срока подачи заявки, указанного в пункте 59 настоящего Порядка, держатель разрешения должен быть отстранен от исполнения должностных обязанностей, связанных с выполнением соответствующего вида деятельности, с даты истечения срока действия разрешения. 61. Разрешение считается действующим до даты принятия решения по заявке (но не более 30 дней после окончания срока действия имеющегося разрешения). 62. Решение о продлении (или об отказе в продлении) срока действия разрешения принимается начальником Управления Службы или руководителем МТУ Службы на основании анализа приложенных документов в течение 30 дней с даты поступления заявки. 63. При положительном решении о продлении срока действия разрешения в него вносится соответствующая запись за подписью заместителя руководителя Службы или руководителя МТУ Службы. 64. При выявлении нарушений условий действия разрешения, а также требований норм и правил в области использования атомной энергии держателю разрешения может быть отказано в продлении срока его действия. При отказе в продлении срока действия разрешения руководителю эксплуатирующей организации (АС) Управлением Службы (МТУ Службы) направляется извещение о прекращении действия разрешения с указанием даты прекращения его действия и причины отказа (подтвержденной ссылками на нарушение конкретных пунктов нормативных документов в области использования атомной энергии и условий действия разрешения), а держатель разрешения должен быть отстранен от исполнения должностных обязанностей с даты истечения срока его действия. 65. При изменении наименования должности работника АС без изменения его должностных обязанностей разрешение переоформляется выдавшим его Управлением Службы или МТУ Службы. Для переоформления разрешения эксплуатирующая организация (АС) должна представить начальнику Управления Службы или руководителю МТУ Службы заявление на переоформление разрешения с обоснованием того, что должностные обязанности работника АС не изменились. К указанному заявлению прилагается копия должностной инструкции работника. Если при рассмотрении заявления будет установлено, что должностные обязанности работника не изменились, Управление Службы или МТУ Службы в 30-ти дневный срок с даты поступления заявления принимает решение о переоформлении разрешения без соблюдения процедур, установленных главой II настоящего Порядка. При этом новое разрешение выдается до окончания срока действия ранее выданного разрешения. 66. В случае, если должностные обязанности работника изменились, процедура выдачи разрешений осуществляется в соответствии с требованиями главы II настоящего Порядка. Приложение № 1Рекомендуемый образец
Приложение № 2Рекомендуемый образец
Приложение № 3Рекомендуемая тематика проверки знаний для работников на получение разрешения на право ведения технологического процесса на АС 1. Основы физики реакторов. 2. Теплогидравлика реакторных установок. 3. Конструкция реакторов и их безопасность. 4. Системы безопасности АС. 5. Эксплуатация АС, пределы и условия безопасной эксплуатации, эксплуатационная документация. 6. Нормы и правила в области использования атомной энергии. 7. Режимы нормальной эксплуатации, переходные процессы. 8. Аварийные ситуации, проектные аварии. 9. Запроектные аварии. Приложение № 4Рекомендуемая тематика проверки знаний для работников на получение разрешения на право ведения работ по руководству безопасной эксплуатацией АС 1. Законодательство в области использования атомной энергии. 2. Нормы и правила в области использования атомной энергии. 3. Пределы и условия безопасной эксплуатации АС. 4. Аварийное планирование. 5. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АС. Приложение № 5Рекомендуемая тематика проверки знаний для работников на получение разрешения на право ведения работ по обеспечению ведомственного (производственного) контроля ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АС 1. Законодательство в области использования атомной энергии. 2. Нормы и правила в области использования атомной энергии. 3. Пределы и условия безопасной эксплуатации АС. 4. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АС. 5. Контроль состояния ядерной и радиационной безопасности АС. Приложение № 6Рекомендуемая тематика проверки знаний для работников на получение разрешения на право ведения работ по обеспечению учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ. Типовая тематика проверки знаний для работников на получение разрешения на право ведения работ по обеспечению физической защиты при эксплуатации АС 1. Федеральные нормы и правила по учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ. 2. Федеральные нормы и правила по физической защите. 3. Ведомственные нормы и правила по учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ. 4. Ведомственные нормы и правила по физический защите. 5. Руководящие документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ. 6. Руководящие документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по физический защите. 7. Документы, регламентирующие вопросы учета и контроля ядерных материалов на АС и радиоактивных веществ. 8. Документы, регламентирующие вопросы физической защиты на АС. Приложение № 7Рекомендуемый образец
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |