| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Общее руководство
по принципам, системам ISO 14004:2004
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1. ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4 2. ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 425-ст 4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования» (ISO 14004:2004 «Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and support techniques») 5. ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004-98 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ Введение По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, организации всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая результативность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической результативности организация должна реализовывать (обеспечивать) системный подход к своей деятельности и постоянно улучшать систему экологического менеджмента (далее - СЭМ). Основная цель настоящего стандарта - оказать помощь организациям, которые намерены внедрить или улучшить СЭМ, тем самым повышая свою экологическую результативность. Положения настоящего стандарта совместимы с концепцией устойчивого развития, культурными, социальными и организационными аспектами и другими системами менеджмента. Настоящий стандарт может быть использован организацией любого типа, масштаба и уровня зрелости, действующей в различных секторах экономики в любой стране земного шара. В стандарте также учтены особые потребности и стремление малых и средних предприятий использовать системы экологического менеджмента. Настоящий стандарт входит в серию стандартов по экологическому менеджменту, созданных на основе соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. В этой серии только ГОСТ Р ИСО 14001-2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены для целей сертификации/регистрации или для целей самодекларации. Настоящий стандарт содержит примеры, описания и варианты, которые помогут как при внедрении системы экологического менеджмента, так и в усилении позиций этой системы в системе общего менеджмента организации. Хотя руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют модели системы экологического менеджмента, установленной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не следует рассматривать как интерпретацию требований ГОСТ Р ИСО 14001. Для упрощения использования подразделы раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14004 имеют нумерацию, аналогичную ГОСТ Р ИСО 14001. Однако в случаях, когда необходимы более подробные или дополнительные указания для эффективного внедрения системы экологического менеджмента, оказалось полезным ввести дополнительные подпункты (например, 4.3.1.1 или 4.3.3.3). Кроме настоящего стандарта и ГОСТ Р ИСО 14001, в серию стандартов по экологическому менеджменту входят другие стандарты, реализующие прямое применение соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. Описания и справочную информацию о международных стандартах серии 14000 можно найти в публикации ИСО «Международные стандарты ИСО серии 14000». В настоящем стандарте описаны элементы системы экологического менеджмента и приведены практические рекомендации по разработке, внедрению и поддерживанию функционирования или улучшению СЭМ. Такая система может существенно повысить возможности организации прогнозировать, идентифицировать и управлять влиянием на окружающую среду, достигать экологических целей и обеспечить соответствие применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять. Примеры и подходы, приведенные в настоящем стандарте, носят иллюстративный характер. Их не следует считать единственно возможными, но они могут оказаться полезными для любой организации. При проектировании, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организациям следует выбирать подходы, которые соответствуют возможностям самой организации. Экологический менеджмент является составной частью общего менеджмента организации. Проектирование системы экологического менеджмента - последовательный и интерактивный процесс. Структура, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач могут быть скоординированы с усилиями, реализуемыми в других областях (например, технологические операции, финансы, качество, здоровье и безопасность персонала). Для упрощения понимания настоящий стандарт содержит параграфы, обозначенные как «практический совет» и «общие указания», приводимые отдельно и заключенные в рамки. Ключевыми задачами для руководящего состава (менеджеров) при разработке, внедрении, поддерживании функционирования или улучшении системы экологического менеджмента являются следующие: - признание факта, что экологический менеджмент является одним из главных приоритетов организации; - разработка и поддерживание обмена информацией и конструктивное сотрудничество с внутренними и внешними заинтересованными сторонами; - идентификация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации; - идентификация законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам организации, которые организация обязалась выполнять; - обеспечение согласия со стороны руководства и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, в отношении охраны окружающей среды, с четким установлением, а также выполнением ими требований отчетности и ответственности; - поощрение экологического планирования на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг; - разработка процесса достижения экологических целей и выполнения экологических задач; - обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами, в том числе с целью обучения, для обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, для достижения экологических целей и выполнения экологических задач на постоянной основе; - оценка экологической результативности, исходя из экологической политики организации, ее целей и задач и, где это применимо, поиск возможности улучшения; - разработка процесса менеджмента, включая проведение аудита и анализа системы экологического менеджмента, а также идентификация возможности улучшения системы и, соответственно, повышения экологической результативности, а также - поощрение подрядчиков и поставщиков при разработке ими собственных систем экологического менеджмента. Организации могут использовать настоящий стандарт или другие соответствующие документы ИСО различным образом, например: - как руководство по разработке, внедрению, поддерживанию или улучшению системы экологического менеджмента с учетом того, что настоящий стандарт не может быть использован в целях самодекларации или других целях в области оценки соответствия, а также - для помощи при внедрении или улучшении системы экологического менеджмента. Выбор способа использования зависит от таких факторов, как: - цели организации; - уровень готовности систем менеджмента организации (т.е. имеет ли организация систему менеджмента, способную поддержать включение в нее экологической составляющей); - возможные преимущества и недостатки, определяемые такими факторами, как существующее и ожидаемое положение организации на рынке, репутация, внешние связи и мнения заинтересованных сторон, а также - размеры организации. Внедрение эффективной системы экологического менеджмента поможет организации избежать, снизить или контролировать негативные воздействия на окружающую среду ее деятельности, продукции и услуг, достичь соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, а также постоянно улучшать экологическую результативность. Наличие системы экологического менеджмента может помочь организации убедить заинтересованные стороны в том, что: - руководство организации выполняет обязательства по реализации экологической политики, достижению поставленных экологических целей и выполнению экологических задач; - особая значимость придается предотвращению загрязнений окружающей среды; - данная система является свидетельством оправданной заботы об обеспечении соответствия принятым обязательствам; - в проект системы заложен процесс последовательного улучшения. Внедрение системы экологического менеджмента может принести также экономические выгоды. Организация, включившая в систему общего менеджмента систему экологического менеджмента, имеет возможность сбалансировать экономические и экологические интересы. Экономические выгоды могут быть также обусловлены тем, что организация получает возможность демонстрировать заинтересованным сторонам свою деятельность в области экологического менеджмента. Это также позволяет организации связать экологические цели и задачи с конкретными финансовыми результатами своей деятельности и тем самым подтвердить, что если одновременно учитывать финансовые и экологические вопросы, то предоставляемые ресурсы принесут наибольшую выгоду. Организация, внедрившая систему экологического менеджмента, может получить важные конкурентные преимущества. В дополнение к потенциальным выгодам, связанным с внедрением эффективной системы экологического менеджмента, помимо повышения экологической результативности можно отнести: - предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менеджмента; - поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью; - соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования; - заключение договоров страхования при разумном уровне затрат; - улучшение репутации и позиции на рынке; - усиление контроля за издержками; - уменьшение вероятности несчастных случае, приводящих к судебной ответственности; - снижение потребления материалов и энергии; - облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия их требованиям; - содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению; - стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем и - улучшение отношения между промышленностью и правительством. ГОСТ Р ИСО 14004-2007 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2009-01-01 1. Область примененияНастоящий стандарт представляет собой руководство по разработке, внедрению, обеспечению функционирования и улучшению систем экологического менеджмента при координации этой деятельности с другими системами менеджмента. Примечание - Хотя данная система не распространяется на менеджмент охраны здоровья и безопасности труда, руководство может быть использовано, если организация намерена внедрить систему менеджмента, объединяющую вопросы экологии, охраны здоровья и безопасности труда. Руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, могут быть использованы организациями любого типа, масштаба, местоположения или уровня зрелости. Хотя руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, согласуются с моделью системы экологического менеджмента, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не предполагается использовать как интерпретацию требований этого стандарта. 2. Нормативные ссылкиНормативные ссылки отсутствуют. Настоящий раздел включен с целью сохранения нумерации пунктов предыдущего издания стандарта (ИСО 14004:1996). 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины и определения: 3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки). [ИСО 9000:2000, 3.9.9] 3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента (3.9), с целью улучшения общей экологической результативности (3.11) в соответствии с экологической политикой (3.20) организации (3.13). Примечание - Этот процесс не обязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности. [ИСО 14001:2004, 3.2] 3.3 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.18). Примечание - Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.6.6. 3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, устраняющее причины выявленного несоответствия (3.18) [ИСО 14001:2004, 3.3] 3.5 документ (document): Информация, приведенная на соответствующем носителе. Примечание 1 - Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией. Примечание 2 - Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.7.2. [ИСО 14001:2004, 3.4] 3.6 окружающая среда (environment): Окружение в котором функционирует организация (3.20), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей в их взаимодействии. Примечание - Понятие окружение в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации (3.20) до глобальной системы. [ИСО 14001:2004, 3.5] 3.7 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.20), ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой (3.6). Примечание - Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду (3.8). [ИСО 14001:2004, 3.6] 3.8 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение в окружающей среде (3.6) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.7) организации (3.20). [ИСО 14001:2004, 3.7] 3.9 система экологического менеджмента (environmental management system) СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации (3.20), используемая для разработки и внедрения экологической политики (3.13) и управления ее экологическими аспектами (3.7) Примечание 1 - Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей. Примечание 2 - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры (3.23), процессы и ресурсы. [ИСО 14001:2004, 3.8] 3.10 экологическая цель (environmental objective): Общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой (3.13), которую организация (3.20) решила достигнуть. [ИСО 14001:2004, 3.9] 3.11 экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые организацией (3.20) результаты управления своими экологическими аспектами (3.7) Примечание - В контексте систем экологического менеджмента (3.9) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.13) организации (3.20), достижения экологических целей (3.10), выполнения экологических задач (3.14) и других требований к экологической результативности. [ИСО 14001:2004, 3.10] 3.12 показатель экологической результативности (environmental performance indicator): Конкретное выражение, содержащее информацию об экологической результативности (3.11) организации (3.20) [ИСО 14031:1999, 2.10] 3.13 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руководства организации (3.20) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности (3.11). Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей (3.10) и экологических задач (3.14). [ИСО 14001:2004, 3.11] 3.14 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации (3.20) или ее частям, вытекающее из экологических целей (3.10), которое следует установить и выполнить для достижения этих целей. [ИСО 14001:2004, 3.12] 3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в экологической результативности (3.11), или на которых может влиять экологическая результативность организации (3.20). [ИСО 14001:2004, 3.13] 3.16 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, а также его объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией (3.20). Примечание - Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность. [ИСО 14001:2004, 3.14] 3.17 показатель результативности менеджмента; ПРМ (management performance indicator) (MPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий информацию о результатах работы менеджмента (руководства организации) в отношении его влияния на экологическую результативность (3.11) организации (3.20). [ИСО 14031-2000, 2.10.1] 3.18 несоответствие (nonconformity): Невыполнение установленного требования [ИСО 9000:2001, 3.6.2] 3.19 показатель результативности функционирования; ПРФ (operational performance indicator) (OPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий в себе информацию об экологической результативности (3.11) функционирования организации (3.20). [ИСО 14031-2000, 2.10.2] 3.20 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, учреждение либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат. Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация. [ИСО 14001:2004, 3.16] 3.21 предупреждающее действие (preventive action): Действие, устраняющее причины потенциально возможного несоответствия (3.18). [ИСО 14001:2004, 3.17] 3.22 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии с целью избежать, уменьшить или контролировать (отдельно или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.8). Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или уменьшение источника (загрязнения), изменение процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку. [ИСО 14001:2004, 3.18] 3.23 процедура (procedure): Установленный способ выполнения какой-либо деятельности или процесса. Примечание 1 - Процедура может быть документированной и не документированной. Примечание 2 - Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.4.5. [ИСО 14001:2004, 3.19] 3.24 запись (record): Документ (3.5), в котором зафиксированы полученные результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности. Примечание - Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.7.6. [ИСО 14001:2004, 3.20] 4. Элементы системы экологического менеджмента4.1. Общие положения4.1.1. Модель системы экологического менеджмента Система экологического менеджмента, детально рассматриваемая в настоящем стандарте, использует модель менеджмента «Планирование - Выполнение - Контроль - Действие» (Plan - Do - Check - Act; PDCA). Модель системы экологического менеджмента и осуществляемый процесс ее постоянного улучшения изображены на рисунке 1. Более детальная информация о модели PDCA приведена далее в практическом совете - Модель системы экологического менеджмента. Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента Систему экологического менеджмента лучше всего рассматривать как организационную структуру, которую следует непрерывно подвергать мониторингу и периодически анализировать для определения эффективных направлений совершенствования с учетом изменения внешних и внутренних факторов. Персонал всех уровней (управления) организации следует в соответствии с занимаемой должностью принять на себя ответственность за работу по улучшению экологического состояния. Если система экологического менеджмента создается впервые, организации следует начать внедрение с той части, где она получит очевидные выгоды от этого, например сосредоточиться на непосредственном снижении затрат или обеспечении выполнения требований законодательных и нормативных актов, связанных со значимыми экологическими аспектами. После того как система экологического менеджмента приобретет законченную форму, ее процедуры, программы и технологии могут использоваться для дальнейшего повышения экологической результативности организации. Как только система экологического менеджмента достигнет достаточно высокого уровня, рассмотрение экологических аспектов может быть интегрировано с решением любых хозяйственных вопросов.
4.1.2. Обязательства и лидерство высшего руководства Для успешного внедрения системы экологического менеджмента на ранней стадии ее разработки или совершенствования необходимо, чтобы высшее руководство организации приняло на себя обязательство по улучшению экологического менеджмента деятельности организации, ее продукции и услуг. Постоянное выполнение этого обязательства и лидерство высшего руководства являются главным условием успешной работы системы экологического менеджмента. Идентификация выгод, которые может принести система экологического менеджмента, а также определение того, каким образом и чего при создании системы экологического менеджмента можно избежать, могут помочь высшему руководству в решении о принятии на себя обязательств и функций лидерства в предпринимаемых им действиях. 4.1.3. Область применения системы экологического менеджмента Высшему руководству следует определить область применения системы экологического менеджмента в организации. Это означает, что высшему руководству необходимо определить границы области деятельности организации, в которых будет использоваться система экологического менеджмента. После того как будет определена область применения системы экологического менеджмента, всю деятельность, продукцию и услуги, входящие в эту область, следует включить в систему экологического менеджмента организации. 4.1.4. Анализ исходного экологического состояния Организации, еще не внедрившей систему экологического менеджмента, следует оценить и проанализировать свою деятельность в отношении окружающей среды. Целью такого анализа является рассмотрение экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг как основы для создания системы экологического менеджмента. Организация, уже внедрившая систему экологического менеджмента, такой анализ должна проводить в случае, если она намерена улучшить имеющуюся систему экологического менеджмента. В анализ исходного экологического состояния следует включать следующие четыре ключевые области: a) идентификацию экологических аспектов, включая аспекты, связанные с нормальными и аномальными условиями функционирования организации, включая процессы запуска и останова оборудования, нештатные ситуации и аварии; b) идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; c) изучение существующей практики работ и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам; d) оценку случившихся ранее нештатных ситуаций и аварий. Данный анализ может включать в себя также рассмотрение дополнительных вопросов, таких как: - оценка результативности путем сравнения с применяемыми внутренними критериями, внешними стандартами, регламентами, кодексами установившейся практики, принципами и руководящими указаниями; - оценка возможности получения конкурентных преимуществ, включая возможности сокращения затрат; - мнения заинтересованных сторон; - оценка работы других систем организации, которые могут ускорить или затормозить повышение экологической результативности. Результаты анализа могут быть использованы организацией при определении области применения системы экологического менеджмента, в разработке или уточнении экологической политики, постановке экологических целей и задач, а также для определения результативности поддерживания соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.
с) сбор информации в отношении: 1) процессов контроля закупаемых опасных химических веществ; 2) хранения и обращения с химическими веществами (например, повторное использование, сохранение, хранение несовместимых химических веществ); 3) контроля случайных выбросов; 4) способов размещения отходов; 5) подготовленности персонала к нештатным ситуациям и средствам защиты; 6) использования ресурсов (например, использование освещения в офисах после окончания рабочего дня); 7) защиты растений и животных во время строительства; 8) изменений процессов во времени (например, изменения в модели севооборота, влияющие на попадание удобрений в водоемы); 9) программ экологического обучения; 10) анализа и утверждения процессов для процедур управления операциями; 11) полноты записей при мониторинге и/или возможности доступа к старым записям. Анализ может быть проведен с помощью контрольных листков, карт процессов, опросов, непосредственного наблюдения, результатов прошлых и текущих измерений, а также предыдущих аудитов или других анализов в зависимости от области деятельности организации, ее продукции, услуг. Результаты анализа, включая ее экологическую политику, следует документировать так, чтобы их можно было использовать при установлении области применения системы в процессе разработки или совершенствования системы экологического менеджмента организации. 4.2. Экологическая политикаЭкологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач. Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей деятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обязательств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разработать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Ответственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической политикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, экологическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2). При разработке экологической политики организации следует рассмотреть: a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения; b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда); c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними; d) руководящие принципы; e) специфические местные или региональные условия; f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента; g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять.
4.3. Планирование
Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3). Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду. Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный характер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4). Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматривать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам организации, а другие - к связанным с ними воздействиями на окружающую среду. Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для установления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентификация значимых экологических аспектов - постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента. Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения экологической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отношении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям. Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А.1. 4.3.1.2. Понимание видов деятельности, продукции и услуг Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, которое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей деятельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по категориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на общих показателях, таких как подразделения организации, географическое местоположение, технологические процессы, материалы или энергия, используемые на разных стадиях жизненного цикла групп однородной продукции, компоненты окружающей среды, на которые осуществляются воздействия (например, воздух, вода, почва). Чтобы быть полезным, размерность такой категории показателей следует выбирать достаточно большой - для усреднения результатов исследования, но одновременно и достаточно узкой, чтобы производимые действия было легко понять. Примечание - Примеры категорий (видов) деятельности, продукции и услуг приведены ИСО 14031 [10]. 4.3.1.3. Идентификация экологических аспектов Организации следует идентифицировать экологические аспекты в области применения системы экологического менеджмента, которые связаны с ее прошлой, текущей и планируемой деятельностью, выпускаемой ею продукцией и предоставляемыми услугами. Во всех случаях организации следует рассматривать нормальные и аномальные условия работы, включая запуски, остановы, техническое обслуживание, нештатные ситуации и аварии. В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может непосредственно контролировать, следует также определить аспекты, на которые она может оказывать влияние, например экологические аспекты продукции и услуг, которые она использует, и той продукции и услуг, которые она планирует поставлять. При оценке возможности влиять на экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, организации следует определить ответственных за выполнение требований законодательства или контрактов, проанализировать свою политику, локальные или региональные вопросы и обязательства, а также ответственность перед заинтересованными сторонами. Организации следует также определить последствия собственной деятельности, которые могут ухудшить экологическую результативность, например приобретение продукции, содержащей опасные материалы. Примерами ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, могут быть действия, выполняемые подрядчиками или субподрядчиками, процесс проектирования продукции и услуг, поставляемые и используемые материалы, товары или услуги, а также процессы транспортирования, использования, повторного использования или рециклинга продукции, поставленной на рынок. Для идентификации и понимания экологических аспектов организации следует использовать качественные и/или количественные данные о характеристиках ее деятельности, продукции и услуг, такие, как входные и выходные потоки материалов и энергии, используемые процессы и технологии, оборудование и его размещение, способы транспортирования и человеческий фактор (например, плохое зрение или слух работников). Помимо этого полезно собирать и анализировать (проводить сбор и анализ информации) информации относительно: a) причинно-следственной связи между элементами деятельности, продукции и услуг организации и возможными или фактическими изменениями окружающей среды; b) экологических взглядов заинтересованных сторон, а также c) возможных экологических аспектов, идентифицированных в правительственных постановлениях, регламентах и разрешениях, в других стандартах или документах промышленных ассоциаций, академических учреждений и т.п. Процесс идентификации экологических аспектов будет более точным, если будут привлечены специалисты, хорошо знающие деятельность организации, ее продукцию и услуги. Хотя не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, выбранный подход может включать в себя, например, рассмотрение следующих аспектов: - выбросы в атмосферу; - сбросы в воду; - сбросы на землю (почву); - использование сырьевых материалов и природных ресурсов (например, использование земли, воды); - экологические заботы местного сообщества; - использование энергии; - потери энергии (например, тепла, радиации, вибрации); - отходы и побочная продукция; - физические характеристики объектов (например, размеры, форма, цвет, внешний вид). Также следует рассмотреть аспекты, касающиеся видов деятельности организации, выпуска ею продукции и предоставления услуг, например: - проектирование и разработка; - процессы изготовления; - упаковка и транспортирование; - экологическая результативность и практика работы с поставщиками и подрядчиками; - управление отходами; - добыча и распределение сырьевых материалов и природных ресурсов; - распределение, использование и утилизация; - жизнь дикой природы и биоразнообразие. Примечание - Руководящие указания по учету экологических аспектов при проектировании продукции приведены в ИСО/ТО 14062 [19]. 4.3.1.4. Понимание воздействий на окружающую среду Понимание воздействий организации на окружающую среду необходимо для идентификации экологических аспектов и определения их значимости. В этой области существует много подходов. Для некоторых организаций адекватной может оказаться уже имеющаяся информация о видах воздействий на окружающую среду, ассоциируемых с экологическими аспектами. Другие организации могут использовать причинно-следственные диаграммы или технологические схемы, иллюстрирующие входные и выходные потоки, балансы массы/энергии, либо применять другие методы, например оценку воздействий на окружающую среду или оценку жизненного цикла. Примечание - Руководства по оценке жизненного цикла приведены в ИСО 14040 [12], ИСО 14041 [13], ИСО 14042 [14] и ИСО 14043 [15]. Выбранный метод должен помочь выявить: a) как положительные (благоприятные), так и негативные (неблагоприятные) воздействия на окружающую среду; b) фактические и потенциально возможные воздействия на окружающую среду; c) компоненты окружающей среды, на которые будет оказываться воздействие, такие, как воздух, вода, почва, флора, фауна, объекты культурного наследия и др.; d) характеристики окружения, которые могут влиять на воздействие, например, местные погодные условия, уровень подземных вод, типы почв и т.п.; e) характер изменений окружающей среды (такие, как глобальные или локальные экологические проблемы, продолжительность оказываемого воздействия на окружающую среду, потенциал аккумулирования воздействия и его изменение во времени). 4.3.1.5. Определение значимых экологических аспектов Значимость является относительным понятием, ее невозможно определить в абсолютных величинах. То, что важно для одной организации, может быть несущественным для другой. Оценка значимости требует применения как технического анализа, так и определения отношения организации к конкретному факту. Использование критериев должно помочь организации определить, какие экологические аспекты и связанные с ними воздействия следует считать значимыми. Разработка и применение таких критериев позволит организации обеспечить согласованность и воспроизводимость оценок значимости. При установлении критериев значимости организации следует рассмотреть следующие вопросы: a) экологические критерии (такие, как масштаб, серьезность (жесткость) и продолжительность воздействия или тип, величину и частоту проявления экологического аспекта); b) применимые законодательные требования (такие, как предельно допустимые значения выбросов и сбросов, установленные в разрешениях или регламентах и т.п.); c) мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон (такие, как мнения относительно ценностей организации, имидж в глазах общественности, шум, запахи или видимое ухудшение внешнего облика). Критерии значимости могут быть применены или к экологическим аспектам организации, или к связанным с ними воздействиям. Экологические критерии значимости могут быть применены для определения как экологических аспектов, так и воздействий на окружающую среду, но в большинстве случаев их применяют для определения воздействий на окружающую среду. При использовании критериев значимости организация может установить уровни (или значения) значимости, связанные с каждым из критериев, например, беря за основу сочетание реализуемости (вероятности/частоты) происходящего события и его последствия (серьезность/интенсивность). Некоторые виды количественных оценок или ранжирования могут быть использованы при определении значимости, например числовые или качественные оценки уровня риска, такие, как высокий, средний, низкий или пренебрежимо малый. Организация может проводить как раздельную оценку значимости экологических аспектов и связанных с ними воздействий, так и комбинированную оценку результатов по критериям. При этом следует установить, какие экологические аспекты будут значимыми, используя, например, пороговые значения критериев. Для упрощения планирования организации следует актуализировать соответствующую информацию об идентифицированных экологических аспектах и о тех аспектах, которые являются значимыми. Организации следует использовать эту информацию для выявления потребностей по управлению операциями. Информацию об идентифицированных воздействиях следует также использовать в том случае, когда это необходимо. Такую информацию следует периодически анализировать и актуализировать так, чтобы ее можно было использовать при изменении обстоятельств. Для этого может быть полезно поддерживать эту информацию в виде перечня, реестра, базы данных или в другой форме. Примечание - Определение значимости экологических аспектов не требует оценки воздействия на окружающую среду.
4.3.2. Законодательные и другие требования
4.3.2.1. Законодательные требования Законодательными требованиями в контексте настоящего стандарта являются требования или разрешения, относящиеся к экологическим аспектам организации, устанавливаемые правительственными органами (включая международные, национальные, государственные, региональные и местные нормативные документы) и имеющие юридическую силу. Законодательные требования могут быть установлены в различных документах, таких, как: a) законодательные акты, включая постановления и регламенты; b) указы и директивы; c) разрешения, лицензии или другие формы нормативных актов; d) предписания, выпускаемые контрольными и надзорными органами; e) решения судов или административных комиссий; f) законы общегражданские или местных органов власти; g) договоры, конвенции и протоколы. Для упрощения отслеживания законодательных требований организация может создать, вести и актуализировать реестр или перечень применимых законодательных требований. Организация может также более широко рассматривать соответствие своей деятельности существующим законодательным требованиям. Повышение репутации, конкурентные преимущества, прогнозирование и влияние новых законодательных требований, улучшение экологической результативности или улучшение взаимоотношений с общественными организациями и надзорными органами могут представлять дополнительную значимость для организации. Примечание - Указания по оценке соответствия законодательным требованиям приведены в 4.5.2. В зависимости от обстоятельств и потребностей организация может взять на себя обязательства по добровольному выполнению требований, не являющихся законодательными, которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемым услугам. Такие дополнительные экологические требования, если они применимы, могут быть установлены в: a) соглашениях с государственными органами; b) соглашениях с потребителями; c) указаниях необязательного характера; d) добровольных принципах или кодексах установившейся практики; е) правилах добровольной экологической маркировки или в соглашениях по сопровождению продукции; f) требованиях торговых ассоциаций; g) соглашениях с общественными группами или неправительственными организациями; h) публичных заявлениях (обязательствах) организации или ее материнской компании; i) требованиях корпорации к компании. Некоторые из этих обязательств или соглашений могут распространяться не только на охрану окружающей среды. Поэтому в системе экологического менеджмента такие обязательства или соглашения следует учитывать только в той мере, в которой они непосредственно касаются экологических аспектов организации. Организации следует идентифицировать и отслеживать другие требования, которые она обязалась выполнять. Для упрощения этого организация может: - идентифицировать эти требования в своей экологической политике, а также - поддерживать актуализацию скомпилированных требований в виде перечня, реестра, базы данных или в другом виде. Информация о внутренних критериях результативности вместе с применимыми законодательными и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять, может помочь организации в разработке экологических целей и задач. Если законодательные и другие требования не существуют или их недостаточно для отражения потребностей организации, организация может разработать и внедрить внутренние критерии результативности для удовлетворения своих потребностей. Примерами внутренних критериев результативности являются ограничения на виды и количество топлива или опасных веществ, которые могут быть использованы или использованием которых можно управлять. Примером внутренних критериев результативности являются ограничения на выбросы в атмосферу, более жесткие по сравнению со значениями, установленными в законодательных требованиях.
4.3.3. Цели, задачи и программа(ы)
4.3.3.1. Установление экологических целей и задач При установлении экологических целей и задач организации следует рассмотреть следующие входные данные: a) принципы и обязательства, содержащиеся в ее экологической политике; b) значимые экологические аспекты (и информацию, полученную в ходе их определения); c) применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять; d) влияние достижения поставленных целей на другие виды деятельности и процессы; e) мнения заинтересованных сторон; f) варианты технологий, которые будут использоваться, и их осуществимость; g) финансовые, эксплуатационные и организационные вопросы, включая информацию, полученную от поставщиков и подрядчиков; h) возможное влияние на публичный имидж организации; i) выводы, сделанные по результатам анализов со стороны руководства; j) другие цели организации. Экологические цели следует установить на уровне высшего руководства организации и на других уровнях управления, а также по функциональным направлениям, деятельность которых важна для выполнения обязательств. Обязательства включены в экологическую политику, включая обязательства по предотвращению загрязнений, обеспечению соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, а также требованию постоянного улучшения. Экологическая цель может быть выражена непосредственно в виде определенного уровня результативности или в виде общей формулировки, дополненной постановкой одной или нескольких задач. Поставленные задачи должны быть измеряемыми с помощью уровней результативности, которые должны быть достигнуты, чтобы можно было гарантировать достижение соответствующих целей. Задачи могут содержать конкретные сроки исполнения, устанавливаемые в виде программы. Экологические цели, сформулированные организацией, следует рассматривать как часть общей цели организации. Такая интеграция может повысить значимость не только системы экологического менеджмента, но и других систем менеджмента, с которыми она интегрируется. Экологические цели и задачи могут быть установлены для организации в целом или в более узком плане для отдельных производственных площадок или отдельных видов деятельности. Например, предприятие может иметь общую цель, заключающуюся в энергосбережении, и эта цель может быть достигнута путем выполнения мероприятий по энергосбережению в одном подразделении. В других случаях, может потребоваться вклад всех частей организации для достижения ее общей цели. Возможно, что различные части организации для достижения общей экологической цели также должны предпринимать различные действия для достижения своих частных целей. Организации следует идентифицировать вклады в достижение поставленных экологических целей на различных уровнях и функциональных направлениях, сделать, чтобы каждый работник организации осознавал свою ответственность за достижение поставленных целей. Для отслеживания прогресса в достижении экологических целей и выполнении задач могут быть использованы показатели результативности (см. 4.3.3.3). Ведение документации и обмен информацией повышают вероятность того, что организация достигнет поставленных целей и выполнит связанные с ними задачи. Информация об экологических целях и связанных с ними задачах должна быть доведена до лиц, отвечающих за их достижение и выполнение, а также тех лиц, которым такая информация необходима для выполнения соответствующих функций, например для управления операциями. 4.3.3.2. Программа(ы) достижения целей и выполнения задач Частью процесса планирования является формирование программы достижения экологических целей и выполнения связанных с ними задач организации. В программе следует определить обязанности, ответственность, процессы, ресурсы, сроки, приоритеты и действия, необходимые для достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач. Эти действия могут касаться отдельных процессов, проектов, продукции, услуг, производственных площадок или оборудования, устанавливаемого на площадке. Организация может объединять программы, связанные с достижением экологических целей и выполнением соответствующих задач, с другими программами в рамках процесса стратегического планирования. Реализация программ достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач помогают организации повысить экологическую результативность. Они должны быть динамичными. Если в рамках области применения системы экологического менеджмента происходят изменения процессов, деятельности, услуг, продукции, то следует соответствующим образом скорректировать экологические цели, задачи и связанные с ними программы. Для достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач организация может разработать собственный процесс для каждого пункта обязательств в политике, идентифицировать каждую цель и задачу, соответствующие конкретному обязательству, а затем разработать одну или несколько программ для достижения этих целей и выполнения задач, идентифицировать конкретные показатели результативности и действия по реализации каждой программы. В дальнейшем может потребоваться пересмотр отдельных целей и задач для приведения их в соответствие с идентифицированными показателями результативности и намеченной программой действий. Такой процесс может быть использован также в случае изменения политики или в соответствии с результатами анализа со стороны руководства. Примеры видов деятельности на отдельных этапах этого процесса приведены в приложении А, таблица А.2. 4.3.3.3. Показатели результативности Организации следует установить измеряемые показатели экологической результативности, которые должны быть объективными, проверяемыми и воспроизводимыми. Показатели экологической результативности должны соответствовать виду деятельности организации, выпускаемой ею продукции и предоставляемым услугам, экологической политике, должны быть практичными, экономически оправданными и технологичными. Эти показатели могут быть использованы для отслеживания продвижения организации на пути к достижению экологических целей и выполнению соответствующих задач. Они могут быть также использованы для других целей, например как часть общего процесса оценивания и повышения экологической результативности. Организации следует рассмотреть возможность использования показателей экологической результативности в области менеджмента и обеспечения функционирования, которые применимы к ее значимым экологическим аспектам. Показатели экологической результативности являются важным инструментом для мониторинга постоянного улучшения. Примечание - Детальные указания по выбору и использованию показателей экологической результативности приведены в ИСО 14031 [10] и ИСО/ТО 14032 [11].
4.4. Внедрение и функционирование
4.4.1. Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия Руководству (менеджменту) организации следует определить и сделать доступными соответствующие ресурсы для разработки, внедрения, поддерживания в рабочем состоянии и улучшения системы экологического менеджмента. Ресурсы следует предоставлять своевременно и эффективным образом. Для определения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения и поддерживания системы экологического менеджмента, организации следует рассмотреть: - инфраструктуру; - информационные системы; - подготовку персонала; - технологии; - финансовые, человеческие и другие ресурсы, специфичные для функционирования системы. При распределении ресурсов следует учитывать как текущие, так и будущие потребности организации. Для распределения ресурсов организация может разработать процедуры, позволяющие выявлять выгоды и затраты на природоохранную или смежные виды деятельности. В процедуры могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнений, отходы и их размещение. Ресурсы и их распределение следует периодически пересматривать и после анализа со стороны руководства должна быть обеспечена их адекватность. При оценке адекватности ресурсов следует исходить из планируемых изменений и/или новых проектов или операций (технологических процессов).
Успешная разработка, внедрение и поддерживание функционирования системы экологического менеджмента во многом зависят от того, как высшее руководство определило и распределило ответственность и полномочия внутри организации (см. Практический совет - Структура и ответственность). Высшее руководство должно возложить на своего (своих) представителя(ей) или функциональное подразделение, обладающих соответствующими полномочиями, знаниями, компетенцией и ресурсами, ответственность за: a) обеспечение разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента на всех уровнях организации; b) представление отчетов высшему руководству о результативности системы экологического менеджмента и возможностях ее улучшения. Ответственность представителя руководства может распространяться на взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы экологического менеджмента. Представитель руководства может также исполнять и другие обязанности в рамках организации. На малых предприятиях эти функции может выполнять генеральный директор. Организации следует определить и проинформировать о распределении ответственности и полномочиях лиц, работающих для организации или по ее поручению, чья деятельность имеет отношение к экологическому менеджменту. Ответственность по экологическим проблемам не следует сводить только к функциям экологического менеджмента, она также может охватывать другие виды деятельности организации, такие, как функциональный менеджмент или другие обязанности персонала (например, закупки, инжиниринг, качество и т.п.). Ресурсы, предусматриваемые высшим руководством, должны быть достаточными для выполнения возложенных на персонал обязанностей. Распределение ответственности и полномочий следует анализировать при изменениях структуры организации.
4.4.2. Компетентность, подготовка и осведомленность Высшее руководство основную ответственность несет за обеспечение осведомленности персонала и мотивацию его действий. Это может быть обеспечено путем объяснения значимости экологических ценностей организации, обнародования своих обязательств, включенных в экологическую политику, поощрения лиц, работающих в организации или по ее поручению, понимающих важность достижения экологических целей и выполнения экологических задач, за которые они несут ответственность или должны отчитываться. В контексте общих экологических ценностей обязательство, принятое на себя каждым сотрудником, позволяет превратить работу в системе экологического менеджмента в эффективный процесс. Лица, работающие в организации или по ее поручению, должны быть также заинтересованы в том, чтобы вносить предложения, которые могут привести к повышению экологической результативности. Организации следует обеспечить, чтобы все лица, работающие в организации или по ее поручению, были осведомлены о важности реализации экологической политики и выполнения требований системы экологического менеджмента, о своих обязанностях и ответственности в рамках системы экологического менеджмента, о фактических или потенциально возможных значимых экологических аспектах своей деятельности и связанных с ними воздействиях на окружающую среду, о выгоде повышения экологической результативности и о последствиях нарушения требований системы экологического менеджмента. Примечание - Лицами, работающими в организации или по ее поручению, считают персонал организации, подрядчиков и, если это применимо, другие привлеченные стороны. Лицам, чья деятельность связана с фактическими или потенциально возможными значимыми экологическими аспектами или соответствующими воздействиями на окружающую среду, следует быть компетентными, чтобы соответствовать требованиям системы экологического менеджмента. Для тех видов деятельности, которые являются наиболее важными для управления экологическими аспектами, организации следует идентифицировать тот уровень знаний и навыков, который будет достаточен для компетентного выполнения данными лицами своих обязанностей. После того как критерии требуемой компетентности будут идентифицированы, организации следует обеспечить, чтобы лица, выполняющие эти виды работ, обладали требуемой компетентностью. Примечание - Требования к компетентности аудиторов приведены в 4.5.5. Основой компетентности является соответствующее образование. Уровень компетентности необходимо учитывать при приеме на работу новых сотрудников, при профессиональной подготовке и определении будущих требований к навыкам и способностям лиц, работающих в организации или по ее поручению. Уровень компетентности следует также учитывать при выборе подрядчиков и других лиц, работающих для организации или по ее поручению. Организации следует идентифицировать и оценить различие между уровнем компетентности, необходимым для выполнения какой-либо работы, и уровнем, которым обладает конкретное лицо, выполняющее эту работу. Такое различие может быть устранено путем дополнительного обучения, профессиональной подготовки, совершенствования мастерства и т.п. В программе обучения (подготовки) следует указать ответственность в рамках системы экологического менеджмента и учесть имеющийся уровень знаний обучающихся и понимание ими существа предмета. Программа обучения в области систем экологического менеджмента может включать в себя следующее: a) идентификацию потребности обучения персонала; b) проектирование и разработку плана обучения в соответствии с идентифицированной потребностью; c) верификацию (проверку) соответствия плана требованиям системы экологического менеджмента к обучению; d) обучение целевых групп персонала; e) документирование и мониторинг процесса обучения; f) оценку результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям.
4.4.3.1. Внутренний обмен информацией Обмен информацией между различными уровнями управления и функциональными подразделениями (по вертикали и горизонтали) внутри организации является одним из главных факторов обеспечения результативности системы экологического менеджмента. Например, обмен информацией важен для решения проблем координации деятельности, для реализации планов действий и для дальнейшего развития системы экологического менеджмента. Предоставление соответствующей информации работникам организации обеспечивает мотивацию их действий в отношении повышения экологической результативности, что помогает работникам выполнять ответственные функции, а организации - достигать экологические цели и выполнять экологические задачи. Организации следует разработать и внедрить процесс реализации обратной связи между различными уровнями управления организации для получения предложений и сообщений от работников и ответа на них. Нередко важно предоставлять такую информацию лицам, работающим по поручению организации, например подрядчикам, поставщикам. Результаты мониторинга системы экологического менеджмента, аудитов и анализа со стороны руководства следует доводить до сведения соответствующих лиц внутри организации. Можно использовать различные методы внутреннего обмена информацией, например проводить семинары, выпускать внутренние информационные бюллетени, устанавливать информационные стенды, вывешивать ящики для создания схем подачи предложений, оформлять сайты в Интернете, обмениваться сообщениями по электронной почте, организовывать совещания, совместные комиссии. 4.4.3.2. Внешний обмен информацией Обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами является важным и эффективным инструментом экологического менеджмента. Применение действенных методов может повысить результативность внешнего обмена информацией. Организации следует определить потенциальные затраты и преимущества различных подходов разработки внешнего обмена информацией, чтобы выбранный подход был приемлемым в конкретных обстоятельствах. Также следует рассмотреть вопрос об уместности передачи внешним заинтересованным сторонам информации об экологических аспектах, включая аспекты, относящиеся к поставкам и цепочке производства продукции. Как минимум, организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры получения, документирования и ответов на соответствующие запросы заинтересованных сторон. Организация также может счесть полезным документировать процедуры внешнего обмена информацией. Независимо от того, какое решение примет организация относительно активного внешнего обмена информацией, это решение следует запротоколировать. Организации также следует разработать и внедрить процесс обмена информацией с внешними заинтересованными сторонами при возникновении нештатных ситуаций или аварий, которые могут их касаться или вызывать у них тревогу. Существует множество методов внешнего обмена информацией, которые могут способствовать пониманию и признанию усилий организации в области экологического менеджмента и диалогу с заинтересованными сторонами. Методы внешнего обмена информацией могут включать в себя, например, проведение неофициальных дискуссий, дней открытых дверей, создание совместных рабочих групп по экологическим проблемам, организацию диалога с общественностью, участие в общественных мероприятиях, оформление сайта в Интернете, отправление информации по электронной почте, выпуск пресс-релизов, издание рекламных объявлений, периодических информационных бюллетеней и ежегодного (или с другой периодичностью) отчета, а также организацию «горячей» телефонной линии.
4.4.3.3. Процессы обмена информацией При разработке программы обмена информацией организации следует учитывать область, характер и масштабы своей деятельности, значимые экологические аспекты, а также характер и потребности заинтересованных сторон. Организации следует рассмотреть следующие этапы обмена информацией: a) сбор информации или поиск информации путем направления запросов, включая получение информации от заинтересованных сторон; b) определение задач потребителя(ей) и его(их) потребностей в информации или в диалоге; c) отбор информации, соответствующей интересам потребителя(ей); d) принятие решения о содержании информации, которую следует передать потребителю(ям); e) определение методов, приемлемых для проведения обмена информацией; f) оценка процесса обмена информацией и периодическое определение его результативности. Для подтверждения того, что система экологического менеджмента создана и эффективно функционирует, организации следует разработать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую документацию. Целью такой документации является обеспечение необходимой информацией работников и других заинтересованных сторон в той мере, в которой это требуется. Документацию следует собирать и поддерживать таким образом, который соответствует уровню культуры и потребностям организации. Документацию следует использовать для расширения и улучшения существующей информационной системы. Объем документации может быть разным для различных организаций, но в любом случае документация должна включать в себя описание системы экологического менеджмента (см. Практический совет - Документация). Организация может выбрать представление информации в форме руководства, которое содержит общий обзор или основные положения по системе экологического менеджмента и может включать в себя ссылки на другую применяемую документацию. Структура любого руководства по системе экологического менеджмента не обязательно должна соответствовать требованиям ИСО 14001 или другого стандарта. Для эффективного управления ключевыми процессами (т.е. теми, которые относятся к идентифицированным значимым экологическим аспектам) организации следует разработать процедуру(ы) детального документирования, определенный метод (способ) выполнения каждого такого процесса. Если организация не документирует процедуру, то она должна путем информирования или обучения обеспечить осведомленность соответствующих работников о требованиях, которые необходимо выполнять (см. 4.4.2). Записи, содержащие информацию о достигнутых результатах или служащие свидетельством выполнения работ, являются составной частью документации организации, и управление ими осуществляется обычно в рамках различных процессов менеджмента (см. 4.5.4). Документы могут быть оформлены на любом носителе информации (бумажный или электронный носитель, фотографии, плакаты). Они должны быть четкими, легко понимаемыми и доступными для тех, кто нуждается в информации, содержащейся в них. Электронная форма представления документации имеет определенные преимущества, так как ее легко актуализировать, обеспечить контролируемый доступ и использование только действующих версий документов. Если процессы системы экологического менеджмента приведены в соответствие с процессами других систем менеджмента, то организация может объединять соответствующую документацию на систему экологического менеджмента с документацией этих систем.
При управлении документами системы экологического менеджмента важно обеспечить следующее, чтобы: a) документы можно было легко идентифицировать с соответствующей организацией, подразделением, функцией, определенным видом деятельности, или лицом, ответственным за контакты; b) документы (кроме записей) регулярно анализировались, при необходимости пересматривались и утверждались уполномоченными лицами перед их выпуском; c) действующие версии соответствующих документов были доступны во всех местах, где они необходимы для эффективного функционирования системы; d) утратившие силу документы незамедлительно изымались из всех мест их хранения и использования. В некоторых случаях, например для целей подтверждения соответствия законодательству или для целей сохранения старой информации, устаревшие документы могут сохраняться. Эффективное управление документами обеспечивается путем: - разработки соответствующего формата, который содержит уникальное название, учетный номер, даты принятия, внесения изменений и пересмотра, а также фамилию ответственного исполнителя; - установления процедуры анализа и утверждения документов лицами, имеющими соответствующие технические знания и полномочия; - поддерживания эффективной системы распределения документов.
4.4.6.1. Идентификация потребностей, необходимых при управлении операциями Организация может использовать управление операциями для: a) управления идентифицированными значимыми экологическими аспектами; b) обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять; c) достижения экологических целей и выполнения экологических задач, обеспечения реализации своей экологической политики, включая выполнение обязательств по предотвращению загрязнений и постоянному улучшению; d) устранения или минимизации экологических рисков. При идентификации потребностей, необходимых для управления операциями, организации следует рассмотреть все операции, включая те, которые относятся к выполнению функций менеджмента, такие, как закупки, продажа, маркетинг, исследования и разработки, проектирование и инжиниринг, повседневные процессы, такие, как изготовление, техническое обслуживание, лабораторный анализ и хранение продукции, а также внешние процессы, такие, как поставка продукции и услуг. Организации следует также решить вопрос о том, каким образом подрядчики или поставщики могут влиять на способность организации управлять экологическими аспектами, достигать поставленных целей и выполнять экологические задачи и в результате обеспечить соответствие законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять. Организации следует разработать методы управления необходимыми операциями, такие, как документированные процедуры, заключение контрактов или соглашений с поставщиками, а также, при необходимости, доводить до сведения подрядчиков и поставщиков данную информацию. 4.4.6.2. Разработка управления операциями Управление операциями может принимать различные формы, например процедуры, рабочие инструкции, средства физического контроля, использование подготовленного персонала и любые сочетания этих форм. Выбор конкретных методов управления зависит от множества факторов, таких как умение и опыт людей, выполняющих операцию, от сложности и экологической значимости самой операции. Общий подход к разработке управления операциями обычно включает в себя: a) выбор методов управления; b) выбор приемлемых критериев операций; c) установление, при необходимости, процедур, определяющих, каким образом следует планировать, выполнять и контролировать идентифицированные операции; d) документирование, при необходимости, вышеуказанных процедур в виде инструкций, знаков, форм, видеоматериалов, фотографий и т.п. Дополнительно к процедурам, рабочим инструкциям и другим механизмам управления, управление операциями может включать в себя проведение измерений, оценки и установление факта, что операции выполняются в соответствии с принятыми критериями. Организация может разработать процедуры, позволяющие повышать ее способность осуществлять согласованное управление операциями. Управление операциями является важным компонентом программы (программ) экологического менеджмента организации (см. 4.3.3.2). Управление операциями должно также распространяться на обучение лиц, осуществляющих функции управления, чтобы гарантировать запланированное управление операциями. Примечание - Указания по вопросам обучения приведены в 4.4.2. Как только управление операциями будет внедрено, организации следует обеспечить мониторинг применения установленного управления, а также мониторинг результативности управления, планирования и проведения, при необходимости, корректирующих действий.
4.4.7. Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы), устанавливающую(ие) подробный порядок идентификации возможных нештатных ситуаций и аварий, которые могут оказать негативное воздействие(я) на окружающую среду, а также процедуру проведения ответных действий по смягчению и ликвидации последствий, если такое событие произошло. Процедура(ы) идентификации нештатных ситуаций, аварий и ответных действий и методы управления ими должны включать в себя, если уместно, рассмотрение следующих воздействий: a) аварийные выбросы в атмосферу; b) аварийные сбросы в воду и на землю; c) специфические эффекты воздействия аварий на окружающую среду и экосистемы. В процедуре(ах) следует учитывать потенциально возможные последствия аномальных условий функционирования, возможных нештатных ситуаций и аварий.
4.5. Контроль
Организации следует обеспечить регулярный системный подход к проведению измерений и мониторинга экологической результативности. Мониторинг включает в себя сбор информации, например данных измерений, проводимых во времени. Измерения могут быть как количественные, так и качественные. Цели проведения мониторинга и измерений в системе экологического менеджмента заключаются в следующем: a) отслеживание прогресса в соблюдении обязательств, содержащихся в экологической политике, в достижении экологических целей и выполнении экологических задач, а также в постоянном повышении результативности; b) получение информации для идентификации значимых экологических аспектов; c) мониторинг количества выбросов и сбросов для оценки соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять; d) мониторинг количества расхода воды, энергии и/или сырьевых материалов - отвечает ли такое количество расхода достижению экологических целей и выполнению экологических задач; e) предоставление данных для поддерживания или оценки управления операциями; f) предоставление данных для оценки экологической результативности организации; g) предоставление данных для оценки функционирования системы экологического менеджмента. Для достижения этих целей организации следует определить, что, где, когда и какими методами необходимо измерять. Большую часть ресурсов следует сосредоточить на наиболее важных измерениях. Организации следует идентифицировать ключевые характеристики процессов и своей деятельности, которые могут быть измерены и которые предоставят наиболее полезную информацию. Примечание - Указания по показателям результативности приведены в 4.3.3.3. Измерения следует проводить в контролируемых условиях методами, обеспечивающими получение достоверных результатов таких измерений, как адекватная калибровка или верификация (поверка) средств измерений и мониторинга, использование квалифицированного персонала и подходящих методов управления качеством. Если необходимо гарантировать достоверность измерений, измерительное оборудование следует калибровать или поверять в установленные временные интервалы или перед использованием по соответствующим стандартам. Если таких стандартов не существуют, то база, используемая для калибровки, должна быть зарегистрирована. Документированные процедуры измерений и мониторинга обеспечивают необходимую совместимость измерений и способствуют получению точных данных. Результаты измерений и мониторинга следует анализировать и использовать для идентификации как успешных действий, так и областей, где требуется коррекция или улучшение. Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуру периодической оценки соответствия законодательным требованиям, которые применимы к ее экологическим аспектам как часть обязательств по обеспечению соответствия. Организации следует регистрировать результаты такой оценки. Область применения оценки соответствия может охватывать как многочисленные законодательные, так и любые отдельные требования. Оценку соответствия проводят различными методами, включая: a) аудиты; b) анализ документов и/или записей; c) инспектирование средств производства (оборудования); d) интервью (опросы); е) анализ проекта или выполняемых работ; f) обычный выборочный анализ или анализ результатов испытаний и/или верификация выборки/тестирование; g) посещение предприятия и/или прямое наблюдение. Организации следует определить периодичность и метод оценки соответствия, принимая во внимание размеры, тип и уровень сложности. При определении периодичности учитывают такие факторы, как, например, обеспечение соответствия, достигнутое в прошлом, или специфические законодательные требования. Для организации может оказаться предпочтительным, чтобы периодический анализ проводили независимые лица. Программа оценки соответствия может быть интегрирована с другой деятельностью по оценке. Это могут быть аудиты систем менеджмента, оценка системы менеджмента здоровья и безопасности труда или инспекционные проверки, или контроль обеспечения качества. Аналогичным образом организации следует периодически оценивать соответствие другим требованиям, которые организация обязалась выполнять (оценка соответствия другим требованиям приведена в 4.3.2.2). Организация может разработать отдельный процесс для проведения таких оценок или объединить ее с оценкой соответствия законодательным требованиям (см. 4.5.1), с процессом анализа со стороны руководства или с другими процессами оценки. Записи о проведении периодических оценок необходимо поддерживать в рабочем состоянии. 4.5.3. Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия Для того чтобы система экологического менеджмента оставалась эффективной, организации следует внедрить процедуры систематической идентификации фактического(их) и потенциального(ых) несоответствия(й), внесения исправлений и принятия корректирующих и предупреждающих действий до появления проблемы. Несоответствие является результатом невыполнения требований. Требования могут быть установлены в отношении системы менеджмента или в отношении экологической результативности. Могут возникнуть ситуации, когда часть экологической системы не функционирует так, как предполагалось, или требования к экологической результативности не выполняются. Можно привести следующие примеры таких ситуаций, связанные: a) с функционированием системы: 1) не установлены экологические цели и задачи; 2) не распределена ответственность в рамках системы экологического менеджмента, такая, как ответственность за достижение экологических целей и выполнение экологических задач или ответственность за подготовленность к аварийным ситуациям и реагированию на них; 3) не проводится периодическая оценка соответствия законодательным требованиям; b) с экологической результативностью: 1) не решаются задачи снижения энергопотребления; 2) не выполняются требования по техническому обслуживанию в установленные сроки; 3) не выполняются критерии операций (например, параметры выходят за допустимые границы). Процесс внутреннего аудита системы экологического менеджмента, описанный в 4.5.5, является одним из средств периодической идентификации несоответствий. Идентификация несоответствий может также проводиться в рамках повседневных обязанностей лиц, чья работа имеет непосредственное отношение к выполняемым операциям и которые могут заметить потенциально возможные или уже возникшие проблемы. Если несоответствие идентифицировано, то следует проанализировать и определить его причину, чтобы корректирующее действие было сконцентрировано на соответствующей части системы. При разработке плана устранения несоответствия организации следует рассмотреть, какие действия необходимо предпринять, чтобы смягчить возникшую проблему, какие изменения необходимо провести, чтобы исправить ситуацию (восстановить нормальное функционирование), и что необходимо сделать, чтобы предотвратить повторение возникшей проблемы (устранить ее причину(ы)). Характер и сроки выполнения таких действий должны соответствовать характеру и масштабу несоответствия, а также уровню его воздействия на окружающую среду. Если потенциальная проблема идентифицирована, но фактического несоответствия не существует, то следует предпринять предупреждающие действия с использованием аналогичного подхода. Потенциальные проблемы могут быть идентифицированы с использованием таких методов, как экстраполяция результатов предпринятых корректирующих действий по устранению фактических несоответствий в другой области, где выполняется подобная деятельность, либо с использованием метода анализа трендов (тенденций) или анализа имеющихся опасностей при выполнении данной операции. Управляющему персоналу (менеджменту) следует обеспечивать выполнение корректирующих и предупреждающих действий и систематически отслеживать их результативность. Разработка процедур, ориентированных на фактические и потенциальные несоответствия, и выполнение корректирующих и предупреждающих действий, помогает обеспечить согласованность этого процесса. В таких процедурах следует распределить ответственность, полномочия и определить меры для планирования и выполнения корректирующих и предупреждающих действий. Если в результате предпринятых действий необходимо внести изменения в систему экологического менеджмента, то используемый процесс должен обеспечить соответствующую актуализацию и утверждение связанной с этими изменениями документации, проведение соответствующего обучения персонала, ведение записей и доведение информации о внесенных изменениях до всех лиц, которым эта информация необходима. Записи являются свидетельствами, подтверждающими функционирование и результативность системы экологического менеджмента. Ключевой характеристикой записей является их неизменность и, как правило, недопустимость пересмотра. Организации следует определить, какие записи требуются для эффективного управления экологическими проблемами. Записи должны включать в себя: a) информацию о соблюдении законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; b) детальное описание несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий; c) результаты аудитов системы экологического менеджмента и анализа со стороны руководства; d) информацию об экологических характеристиках продукции (например, химический состав и свойства); e) свидетельства достижения целей/выполнения задач; f) информацию о лицах, прошедших обучение; g) разрешения, лицензии или другие формы юридических документов; h) результаты деятельности по поверке и калибровке; i) результаты управления операциями (техническое обслуживание, проектирование, изготовление). Эффективное управление записями способствует успешному внедрению системы экологического менеджмента. Ключевыми характеристиками управления записями являются средства идентификации, сбора, индексации, заполнения, хранения, обслуживания, выборки и сохранения записей. Внутренние аудиты системы экологического менеджмента организации следует проводить с запланированной периодичностью с определением и сбором информации для управляющего персонала (менеджмента) о том, соответствует ли система запланированным мероприятиям, внедрена ли она должным образом и поддерживается ли ее функционирование. Аудиты могут также проводиться с целью идентификации возможностей улучшения системы экологического менеджмента организации. Организации следует разработать программу аудита, позволяющую планировать и проводить аудиты, а также определить аудиты, необходимые для достижения целей программы. Программа должна быть разработана с учетом области (характера) деятельности организации, ее экологических аспектов и потенциально возможных воздействий на окружающую среду, результатов предыдущих аудитов, а также других соответствующих факторов. Каждый внутренний аудит не обязательно должен охватывать всю систему экологического менеджмента, но в течение срока действия программы должен быть обеспечен периодический аудит всех подразделений организации, функций и элементов системы, а также всей области применения системы экологического менеджмента. Аудиты следует планировать, они должны проводиться объективным(и) и беспристрастным(ми) аудитором(ами) с привлечением, при необходимости, технического(их) эксперта(ов). Аудиторов выбирают из персонала организации или приглашают извне. Их коллективная компетентность должна быть достаточной для достижения целей и охвата области конкретного аудита, а также для получения результатов, вызывающих доверие в отношении их надежности. Результаты внутреннего аудита системы экологического менеджмента могут быть представлены в виде отчета и использованы для корректирования или предотвращения конкретных несоответствий, обеспечения полноты выполнения одной или большего числа целей программы аудита и получения входных данных для анализа со стороны руководства. Примечание - Указания по проведению аудита систем экологического менеджмента приведены в ИСО 19011. 4.6. Анализ со стороны руководства
4.6.1. Анализ системы экологического менеджмента Высшему руководству организации следует через определенные интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы оценить, сохраняется ли пригодность системы, ее адекватность и результативность. Анализом следует охватывать экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента. Входными данными для анализа со стороны руководства могут быть: a) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять; b) сообщения внешних заинтересованных сторон, включая претензии; c) экологическая результативность организации; d) степень достижения экологических целей и выполнения экологических задач; e) состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий; f) действия по результатам предыдущего анализа со стороны руководства; g) информация об изменениях обстоятельств, содержащая: 1) информацию об изменениях продукции организации, ее деятельности и услуг; 2) результаты оценки экологических аспектов запланированных или новых разработок; 3) изменения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; 4) мнения заинтересованных сторон; 5) перспективы научных исследований и разработок; 6) уроки, извлеченные из аварий и нештатных ситуаций, а также рекомендации по улучшению. Выходные данные анализа системы экологического менеджмента могут включать в себя следующие решения: - о пригодности, адекватности и результативности системы; - об изменениях физических, кадровых и финансовых ресурсов системы; - о действиях, имеющих отношение к возможным изменениям экологической политики, целей, задач и другим элементам системы экологического менеджмента. Записи анализа, проводимого руководством организации, могут включать в себя копии повестки дня проведенного совещания и перечень его участников, представленные материалы или рабочие записи, а также решения, принятые руководством и зарегистрированные в виде служебных записок, файлов, отчетов, планов-графиков или записей системы контроля исполнения распоряжений. Каждая организация решает самостоятельно, кто будет принимать участие в анализе со стороны руководства. Обычно в число лиц, проводящих такой анализ, входят специалисты экологической службы (собирающие и предоставляющие информацию), менеджеры основных подразделений (работа которых связана со значимыми экологическим аспектам или отвечающие за ключевые элементы системы экологического менеджмента, такие как подготовка кадров, ведение записей и т.п.) и высшие руководители (оценивающие результативность системы экологического менеджмента, идентифицирующие приоритеты улучшений, распределяющие ресурсы и обеспечивающие эффективность действий, предпринимаемых по результатам анализа).
4.6.2.1. Возможности улучшения Организации следует постоянно оценивать свою экологическую результативность и результативность процессов системы экологического менеджмента, чтобы идентифицировать возможности улучшения. Высшее руководство должно принимать непосредственное участие в этом процессе, осуществляя анализ со своей стороны. Идентификация отклонений в системе экологического менеджмента (включая фактические или потенциально возможные несоответствия) также предоставляет значительные возможности для улучшения. Для реализации таких улучшений организации следует знать не только существующие отклонения, но и понимать, почему они происходят. Это может быть достигнуто путем анализа основных причин отклонений в системе экологического менеджмента. Полезными источниками информации для обеспечения постоянного улучшения являются: a) опыт, полученный при выполнении корректирующих и предупреждающих действий; b) внешний бенчмаркинг (сопоставление с лучшими практическими достижениями других организаций); c) предполагаемые или предложенные изменения, применимые к законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять; d) результаты аудитов системы экологического менеджмента и оценки соответствия; e) результаты мониторинга ключевых характеристик выполняемых операций; f) результаты оценки степени достижения экологических целей и выполнения экологических задач; g) мнения заинтересованных сторон, включая работников, потребителей и поставщиков. 4.6.2.2. Реализация постоянного улучшения После того как возможности для улучшения идентифицированы, их следует оценить для определения действий, которые следует предпринять. Действия по улучшению следует планировать, а изменения в системе экологического менеджмента - реализовывать в соответствии с этими планами. Улучшения не обязательно должны проводиться во всех областях одновременно.
Приложение А(справочное)Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджментаПримеры, приведенные в настоящем приложении, иллюстрируют взаимосвязи между различными элементами системы экологического менеджмента. Не следует считать эти примеры единственно возможными или что они подходят для применения в любом регионе, любой стране или организации. Примеры, иллюстрирующие связь между деятельностью, продукцией и услугами организации, экологическими аспектами и фактическими и потенциально возможными воздействиями на окружающую среду, приведены в таблице А.1. Приведенные примеры иллюстрируют разнообразие сценариев, условий функционирования и возможных видов воздействий. В таблице А.2 приведены некоторые виды деятельности, продукции и услуг, указанные в таблице А.1, с целью продемонстрировать, как они могут быть охвачены системой экологического менеджмента. В таблице А.2 представлен ряд возможных связей между экологическими аспектами, целями и задачами, программами, показателями результативности, управлением операциями, процессами мониторинга и измерений. Таблица А.1 - Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов и воздействий на окружающую среду
Таблица А.2 - Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов, целей, задач, программ, показателей, управления операциями, мониторинга и измерений
Библиография
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |