| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Сведения о рекомендациях 1 РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») 2 ВНЕСЕНЫ Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 сентября 2008 г. № 270-ст 4 В настоящих рекомендациях реализованы положения статьи 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании») 5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящих рекомендаций, изменениях и поправках к ним, а также тексты изменений и поправок публикуются в информационном указателе «Национальные стандарты» СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения - 2008-10-01 1 Область применения1.1 Настоящие рекомендации предназначены для применения при определении трудоемкости работ по оценке возможности аккредитации органов по сертификации продукции и услуг (далее - органы по сертификации) и испытательных лабораторий, а также по инспекционному контролю за деятельностью органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий. 1.2 Настоящие рекомендации предназначены для применения организациями, которым Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии поручено проведение работ по оценке возможности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (далее - экспертная организация). 2 Нормативные ссылкиВ настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие классификаторы: ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Общие положенияЭкспертные организации определяют трудоемкость следующих работ по оценке возможности аккредитации, аккредитации на новый срок и аккредитации в дополнительной области организаций, подавших заявку на аккредитацию в качестве органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (далее - заявитель): - экспертизы представленных документов; - аттестации (проверки) (далее - аттестация) органа по сертификации или испытательной лаборатории; 4 Определение трудоемкости работ по экспертизе представленных документов и аттестации органа по сертификации и испытательной лаборатории4.1 Трудоемкость экспертизы представленных документов и аттестации зависит от параметров организации, подавшей заявку на аккредитацию. 4.2 Параметры, влияющие на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для заявителя, претендующего на аккредитацию в качестве органа по сертификации: - число классов продукции или групп (подгрупп) услуг, входящих в область аккредитации; - среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции или услуг, входящих в область аккредитации; - число видов продукции (услуг), входящих в область аккредитации. 4.3 Параметры, влияющие на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для заявителя, претендующего на аккредитацию в качестве аккредитованной испытательной лаборатории: - при экспертизе представленных документов - число методов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, входящих в область аккредитации; - при аттестации - численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации, и число методов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, входящих в область аккредитации. 4.4 Для определения трудоемкости работ устанавливают параметры базовой организации. Параметры базовой организации, подавшей заявку на аккредитацию в качестве органа по сертификации или в качестве аккредитованной испытательной лаборатории (далее - базовый заявитель), приведены в приложении А. 4.5 Трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для конкретного заявителя определяют путем корректировки нормативов трудоемкости отдельных работ по оценке возможности аккредитации базового заявителя с помощью корректирующих коэффициентов КОС для органов по сертификации и КИЛ для испытательных лабораторий. Для базового заявителя значения КОС и КИЛ принимают равными единице. 4.6 Типовой состав (наименование) и нормативы трудоемкости работ по экспертизе представленных документов и аттестации для органа по сертификации, в том числе нормативы трудоемкости работ, подлежащие корректировке, приведены в приложении Б. Типовой состав (наименование) и нормативы трудоемкости работ по экспертизе представленных документов и аттестации для испытательной лаборатории, в том числе нормативы трудоемкости работ, подлежащие корректировке, приведены в приложении В. 4.7 Значения корректирующих коэффициентов КОС и КИЛ для различных значений параметров, влияющих на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации заявителя, приведены в приложении Г для органа по сертификации и в приложении Д для испытательной лаборатории. 4.8 При аккредитации органа по сертификации или испытательной лаборатории на новый срок суммарная трудоемкость работ по оценке возможности аккредитации составляет 80 % расчетной трудоемкости. 4.9 При аккредитации органа по сертификации или испытательной лаборатории в дополнительной области трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации составляет 90 % расчетной трудоемкости. 5 Определение трудоемкости инспекционного контроля за
деятельностью
|
Наименование параметра |
Значение параметра |
Орган по сертификации продукции |
|
Число видов продукции, входящих в область аккредитации |
До 5 |
Число классов продукции |
До 5 |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции |
До 3 |
Орган по сертификации услуг |
|
Число видов услуг, входящих в область аккредитации |
До 5 |
Число групп услуг |
До 3 |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида услуг |
До 3 |
Испытательная лаборатория |
|
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
До 10 |
Численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации |
До 3 |
Таблица Б.1
Наименование работ |
Нормативы трудоемкости для базового заявителя, чел. - дни |
Фактическая трудоемкость для конкретного заявителя*, чел. - дни |
1 Представление и экспертиза документов |
|
|
1.1 Нормоконтроль представленных документов на соответствие требованиям (заявка, заявленная область аккредитации, справка о деятельности, анкета, проект положения, проект порядка сертификации, руководство по качеству, приказ о создании, сведения об экспертах, перечень нормативных документов, копия устава) |
1,5 |
1,5 |
1.2 Научно-техническая экспертиза представленных документов |
2,0 |
2,0⋅КОС |
1.3 Подготовка и оформление экспертного заключения |
1,5 |
1,5 |
1.4 Формирование комиссии и разработка программы аттестации |
1,0 |
1,0 |
2 Аттестация (проверка) органа по сертификации комиссией |
|
|
2.1 Ознакомление комиссии с органом по сертификации |
0,5 |
0,5 |
2.2 Установление статуса, организационной структуры, административной подчиненности, финансового положения, системы оплаты труда сотрудников |
0,5 |
0,5 |
2.3 Проверка фонда нормативных документов на соответствие предъявляемым требованиям |
0,5 |
0,5⋅КОС |
2.4 Проверка квалификации и опыта персонала |
0,4 |
0,4⋅КОС |
2.5 Проверка документов по системе качества и наличия системы менеджмента качества |
1,0 |
1,0 |
2.6 Проведение опытной сертификации конкретной продукции (деловая игра) |
1,5 |
1,5⋅КОС |
2.7 Обработка замечаний и предложений, подготовка заключения |
0,6 |
0,6⋅КОС |
3 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы документов и аттестации |
|
|
3.1 Анализ документов, подготовленных комиссией, и подготовка докладной записки по результатам работы комиссии |
1,0 |
1,0 |
ИТОГО: |
12,0 |
7 + 5 КОС |
*Значения корректирующего коэффициента Кос для различных параметров трудоемкости конкретного заявителя принимают в соответствии с приложением Г. |
Таблица В.1
Наименование работ |
Нормативы трудоемкости для базового заявителя, чел. - дни |
Фактическая трудоемкость для конкретного заявителя*, чел. - дни |
1 Представление и экспертиза документов |
|
|
1.1 Нормоконтроль представленных документов на соответствие требованиям (заявка, заявленная область аккредитации, проект положения, паспорт, анкета, руководство по качеству, копия устава, справка о деятельности) |
1,0 |
1,0 |
1.2 Научно-техническая экспертиза представленных документов |
2,5 |
2,5⋅КИЛ |
1.3 Подготовка и оформление экспертного заключения |
1,0 |
1,0 |
1.4 Формирование комиссии и разработка программы аттестации |
1,0 |
1,0 |
2 Аттестация (проверка) испытательной лаборатории комиссией |
|
|
2.1 Ознакомление комиссии с лабораторией |
0,3 |
0,3 |
2.2 Установление статуса, организационной структуры, административной подчиненности, финансового положения, системы оплаты труда сотрудников |
0,2 |
0,2 |
2.3 Проверка оснащенности и состояния испытательного оборудования в соответствии с заданной областью признания, условий размещения оборудования и персонала |
1,0 |
1,0⋅КИЛ |
2.4 Проверка фонда нормативных документов на соответствие предъявляемым требованиям |
0,5 |
0,5⋅КИЛ |
2.5 Проверка квалификации и опыта персонала |
0,5 |
0,5⋅КИЛ |
2.6 Проверка документов по системе качества и наличия системы менеджмента качества |
0,5 |
0,5 |
2.7 Проведение контрольных испытаний |
1,5 |
1,5⋅КИЛ |
2.8 Обработка замечаний и предложений, подготовка заключения |
1,0 |
1,0⋅КИЛ |
3 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы документов и аттестации |
|
|
3.1 Анализ документов, подготовленных комиссией, и подготовка докладной записки по результатам работы комиссии |
1,0 |
1,0 |
ИТОГО: |
12,0 |
5 + 7 КИЛ |
* Значения корректирующего коэффициента Кил для различных параметров трудоемкости конкретного заявителя принимают в соответствии с приложением Д. Примечание - При необходимости проведения сравнительных испытаний представленных документов трудозатраты экспертов увеличиваются на 4,0 чел. - дня. и повторной экспертизы |
Таблица Г.1
Число видов продукции (услуг), входящих в область аккредитации |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции или услуг |
||||||||
До 3 |
4 - 6 |
7 - 10 |
11 - 15 |
16 - 20 |
21 - 25 |
26 - 35 |
36 - 45 |
Св. 45 |
|
До 5 |
1,00 |
1,05 |
1,19 |
1,29 |
1,45 |
1,56 |
1,69 |
2,00 |
2,19 |
6 - 10 |
1,12 |
1,28 |
1,64 |
2,00 |
2,28 |
2,56 |
2,85 |
3,37 |
3,55 |
11 - 20 |
1,30 |
1,45 |
2,22 |
2,76 |
3,20 |
3,53 |
3,68 |
3,78 |
3,78 |
21 - 30 |
1,56 |
1,91 |
2,92 |
3,53 |
3,62 |
3,70 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
31 - 40 |
1,88 |
2,41 |
3,45 |
3,61 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
41 - 50 |
2,01 |
2,76 |
3,68 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
51 - 75 |
2,53 |
3,35 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
76 - 100 |
2,76 |
3,60 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
Св. 100 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
Примечания 1 Для органов по сертификации продукции в тех случаях, когда в области их аккредитации заявлено более пяти определяемых в соответствии с ОК 005 классов продукции, приведенные значения корректирующего коэффициента КОС дополнительно умножают на М = 1 + 0,2(m - 5), где m - число классов продукции, включенных в область аккредитации органа по сертификации продукции. 2 Для органов по сертификации услуг в тех случаях, когда в области их аккредитации заявлено более трех определяемых в соответствии с ОК 002 групп услуг, приведенные значения корректирующего коэффициента КОС дополнительно умножают на N = 1 + 0,2(n - 3), где n - число групп услуг, включенных в область аккредитации органа по сертификации услуг. |
Таблица Д.1
Численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||||||
До 10 |
11 - 40 |
41 - 80 |
81 - 130 |
131 - 200 |
201 - 300 |
301 - 400 |
401 - 500 |
501 - 750 |
Св. 750 |
|
До 3 |
1,00 |
1,01 |
1,11 |
1,13 |
1,20 |
1,37 |
1,66 |
2,04 |
2,58 |
3,09 |
6 - 10 |
1,01 |
1,03 |
1,12 |
1,15 |
1,22 |
1,43 |
1,72 |
2,08 |
2,66 |
3,14 |
11 - 20 |
1,02 |
1,05 |
1,13 |
1,18 |
1,27 |
1,49 |
1,78 |
2,13 |
2,67 |
3,19 |
21 - 40 |
1,03 |
1,06 |
1,14 |
1,19 |
1,28 |
1,51 |
1,81 |
2,15 |
2,68 |
3,22 |
41 - 70 |
1,04 |
1,08 |
1,15 |
1,20 |
1,29 |
1,52 |
1,82 |
2,18 |
2,70 |
3,24 |
71 - 100 |
1,05 |
1,09 |
1,16 |
1,21 |
1,33 |
1,56 |
1,87 |
2,23 |
2,75 |
3,30 |
Св. 100 |
1,06 |
1,10 |
1,17 |
1,24 |
1,35 |
1,58 |
1,91 |
2,28 |
2,80 |
3,37 |
Таблица Е.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
101 - 300 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
3,0 |
3,5 |
301 - 500 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,5 |
3,7 |
501 - 700 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,7 |
4,0 |
701 - 1000 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,3 |
1001 - 3000 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,3 |
4,5 |
Св. 3000 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
Таблица Ж.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
101 - 300 |
4,2 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
301 - 500 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
501 - 700 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
701 - 1000 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
1001 - 3000 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
10,5 |
Св. 3000 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
11,5 |
12,0 |
Таблица И.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
3,5 |
4,3 |
5,5 |
6,3 |
7,5 |
101 - 300 |
4,5 |
5,7 |
6,5 |
7,7 |
8,5 |
301 - 500 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
501 - 700 |
7,5 |
8,3 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
701 - 1000 |
8,5 |
9,6 |
11,5 |
12,0 |
12,7 |
1001 - 3000 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
Св. 3000 |
11,5 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
Таблица К.1
В человеко-днях
Число выданных протоколов испытаний между инспекционными проверками |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||
До 5 |
6 - 30 |
31 - 50 |
51 - 75 |
76 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
101 - 300 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
301 - 500 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
501 - 1000 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
1001 - 5000 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
5001 - 10000 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
4,5 |
Св. 10000 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
4,5 |
5,0 |
Таблица Л.1
В человеко-днях
Число выданных протоколов испытаний между инспекционными проверками |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||
До 5 |
6 - 30 |
31 - 50 |
51 - 75 |
76 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
101 - 300 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
301 - 500 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
501 - 1000 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
1001 - 5000 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
5001 - 10000 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
Св. 10000 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
12,0 |
Таблица М.1
В человеко-днях
Ключевые слова: аккредитация, орган по сертификации, испытательная лаборатория, трудоемкость, инспекционный контроль |