| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
Лифты пассажирские ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДОСТУПНОСТИ, EN 81-70:2003 Safety rules
for the construction and installations of lifts -
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и ТК 381 «Технические средства для инвалидов» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г. № 143-ст 4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-70:2003 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 70. Доступность лифтов для людей, включая людей с физическими ограничениями» (ЕН 81-70:2003 «Safety rules for the construction and installations of lifts - Particular applications for passenger and goods passenger lifts - Part 70: Accessibility to lifts for persons including persons with disability»). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен приложением Н. Наименование настоящего стандарта изменено относительно указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5) 5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51631-2000 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 51631-2008 (EH 81-70:2003) НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2009-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает минимальные требования безопасности, а также требования обеспечения безопасного входа (выхода) и использования пассажирских лифтов лицами, относящимися к инвалидам и другим маломобильным группам населения (далее - инвалиды). Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, оборудованные автоматическими горизонтально-раздвижными дверями кабины и шахты. Настоящий стандарт также устанавливает требования доступности лифтов для лиц, использующих кресла-коляски с ручным и электрическими приводами с максимальными габаритными размерами, указанными в ГОСТ Р 50602 и приложении Н. Общие положения доступности приведены в приложении А. Категории ограничений жизнедеятельности - в соответствии с приложением В, таблица В.1. Настоящий стандарт устанавливает дополнительные технические требования минимизации опасностей, которые возникают на лифтах, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения. Необходимость выполнения соответствующих требований настоящего стандарта определяется с учетом категорий физических ограничений лиц, обслуживаемых лифтом. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска (ИСО/ТС 14798:2000 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска», IDT) ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 точность остановки кабины: Расстояние по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после остановки кабины [1]. 3.2 смешанное простое кнопочное управление: Управление, применяемое на одиночных лифтах, имеющих одну кнопку вызова лифта на этажной площадке и выполняющий одновременно одну из команд: вызов с этажа или приказ из кабины. 3.3 собирательное управление: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, которое регистрирует несколько приказов из кабины, запоминает и выполняет их в логической последовательности, а также регистрирует все вызовы с этажей и распределяет их между лифтами для обеспечения лучшего обслуживания пользователей. 3.4 управление на этаж назначения: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, при котором команда на этаж назначения регистрируется на этажной площадке (обычно на основном посадочном этаже). 3.5 управление разового включения: Управление, предусматривающее включение соответствующих устройств управления или функции только на одну поездку для обслуживания инвалидов. 3.6 маломобильная группа населения (МГН): Лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: лица с временным нарушением здоровья, лица старших возрастов, лица с детскими колясками [2]. 3.7 инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением функций зрения и слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты [2]. 3.8 доступность лифта для инвалидов и маломобильных групп населения: Возможность для лиц, относящихся к маломобильным группам населения, безопасно и без посторонней помощи входить (въезжать в кресле-коляске) в кабину лифта, выходить (выезжать в кресле-коляске) из кабины лифта, осуществлять управление лифтом с этажной площадки и в кабине лифта. 4 Важнейшие опасности и препятствия для обеспечения доступностиВажнейшие опасности, опасные ситуации и опасные события, относящиеся к области применения настоящего стандарта, установленные в результате анализа риска и требующие принятия мер по уменьшению или полному устранению риска, - в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ТС 14798. Перечень опасных ситуаций и опасных событий, которые могут представлять опасность для лиц, пользующихся лифтом приведены в приложении С. Примечание - Опасности, связанные с аллергическими реакциями людей, не рассматриваются. Материалы, способные вызвать аллергическую реакцию, приведены в приложении D. Рекомендации по конструкции лифтового оборудования, учитывающие его использование лицами с нарушением функций зрения, приведены в приложении Е. 5 Требования безопасности и/или защитные меры5.1 Общие требованияТребования безопасности и/или защитные меры, приведенные в настоящем стандарте, являются дополнением к требованиям [2]. 5.2 Двери кабины и шахты лифта5.2.1 Ширина дверного проема лифта (в свету) должна быть не менее 800 мм. Примечание - Рекомендуемые размеры дверного проема лифтов, обеспечивающие различный уровень доступности для пользователей в креслах-колясках, приведены в таблице 1. Двери кабины и шахты лифта должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными. 5.2.3 Должна быть предусмотрена возможность регулирования времени задержки начала закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей. Могут быть предусмотрены средства для сокращения этого времени при помощи установки в кабине кнопки закрытия дверей кабины и шахты лифта. Средства регулирования времени закрытия дверей должны быть недоступны для пользователей. Устройство контроля дверного проема (при наличии) должно обеспечивать контроль проема на высоте от 25 до 1800 мм от порога двери кабины лифта. 5.3 Размеры, оборудование, точность остановки кабины5.3.1 Размеры кабины Минимальные внутренние размеры кабины лифта с учетом размеров используемых кресел-колясок должны соответствовать приведенным в таблице 1. Размеры кабины лифта измеряют между конструктивными стенами кабины. Толщина любых декоративных элементов, уменьшающих минимальные внутренние размеры кабины, приведенные в таблице 1, должна быть не более 15 мм. Размеры кабины лифтов, оборудованных входными проемами в передней и одной из боковых стен, должны позволять пользователю въехать в кресле-коляске в кабину и выехать из нее. Таблица 1 - Минимальные внутренние размеры кабин лифта
5.3.2 Оборудование кабины Конструкция торцевых частей поручня должна предусматривать предотвращение риска повреждения рук пользователей. 5.3.2.2 При оборудовании кабины откидным сиденьем должны быть обеспечены: а) высота расположения сиденья над уровнем пола кабины (500 ± 20) мм; b) глубина сиденья от 300 до 400 мм; c) ширина сиденья от 400 до 500 мм; d) несущая нагрузка на сиденье должна быть не менее 100 кг. 5.3.2.3 Если размеры кабины лифта (типы 1 и 2 в соответствии с таблицей 1) не позволяют пользователю в кресле-коляске развернуться в кабине, должно быть предусмотрено устройство (например небольшое зеркало), с помощью которого пользователь сможет увидеть возможные препятствия при выезде из кабины задним ходом. Стеклянное зеркало в кабине должно быть изготовлено из безопасного стекла по [1]. При установке на стенах кабины зеркал или отделке стен материалами с высокой отражающей способностью должны быть приняты меры для предупреждения оптических затруднений для пользователей с нарушением функций зрения (например, применяют декоративное стекло или обеспечивают расстояние по вертикали от нижнего края зеркала на стене кабины до пола кабины не менее 300 мм). 5.3.3 Точность остановки кабины Точность остановки кабин лифтов, предназначенных для транспортировки пользователей в креслах-колясках, должна быть в пределах ±20 мм. 5.4 Устройства управления и сигнальные устройстваТребования к конструкции устройств управления и сигнальных устройств приведены в таблице 2. Примечание - Указания по конструкции других устройств, превышающих требования 5.4, например, указание по устройствам управления очень больших размеров (XL) приведены в приложении G. 5.4.1 Устройства управления на этажных площадках 5.4.1.1 Использование кнопочных аппаратов управления - в соответствии с таблицей 2. 5.4.1.2 Использование клавишной системы (аналогичной системам, применяемым в телефонных аппаратах) - в соответствии с приложением F. Помимо кнопок в аппаратах управления, могут использоваться магнитные карты, источники инфракрасного излучения и другие средства регистрации команд. Минимальное число устройств управления на этажах для групповых лифтовых установок, объединенных общей системой управления, должно быть - одно устройство для каждого(ых) лифта (ов), расположенного(ых) друг против друга и одно устройство для четырех лифтов (не более) при одностороннем расположении лифтов. 5.4.2 Устройства управления в кабине 5.4.2.1 Кнопки управления в кабине лифта маркируют: a) кнопки приказов - номерами этажей назначения -2, -1, 0, 1, 2 и т.д.; b) аварийную кнопку вызова персонала - желтым цветом с символом в виде колокольчика; с) кнопку открывания дверей - знаком ; d) кнопку закрывания дверей - знаком . 5.4.2.2 Требования к кнопкам поста управления в кабине должны соответствовать таблице 2 и быть расположены: a) центральная линия аварийной кнопки и кнопок управления дверями - на высоте не менее 900 мм над уровнем пола кабины; b) кнопки приказов на этажи назначения - над аварийной кнопкой и кнопками управления дверями. Кнопки приказов при однорядном горизонтальном расположении маркируют от меньших к большим слева направо. Кнопки приказов при однорядном вертикальном расположении маркируют от меньших к большим снизу вверх. Кнопки приказов при многорядном вертикальном расположении маркируют слева направо и снизу вверх. 5.4.2.3 Пост управления в кабине должен быть расположен: a) при дверях центрального открывания - справа от входа в кабину; b) при дверях бокового открывания - на стороне закрывания двери. Для лифтов типа 3 с двумя дверными проемами посты управления располагают в соответствии с перечислениями а) и b). 5.4.2.4 Клавишные аппараты управления в кабине рекомендуется применять в соответствии с приложением F. Требование настоящего пункта является дополнением требования 5.2.3. Таблица 2 - Требования к устройствам управления
5.4.3 Сигнальные устройства на этажах Светящиеся стрелки должны располагаться на высоте от 1,8 до 2,5 м. Стрелки должны быть в зоне видимости не менее 140°. Высота стрелки должна быть не менее 40 мм. Включение освещения стрелок должно сопровождаться звуковым сигналом. Звуковой сигнал при движении кабины вверх должен звучать один раз при движении кабины вниз - два раза. 5.4.3.3 Требования 5.4.3.2 к указателям направления движения на этаже для одиночного лифта могут считаться выполненными, если на этажной площадке слышны и видны аналогичные сигналы из кабины. a) регистрация номера этажа назначения должна подтверждаться звуковым и визуальным сигналом. Визуальный сигнал должен быть размещен около устройства для регистрации этажа назначения; b) каждый лифт должен иметь индивидуальную маркировку (например А, В, С и т.д.). Маркировку наносят непосредственно над шахтной дверью. Высота маркировки должна быть не менее 40 мм и контрастировать с окружающей поверхностью; c) прибытие назначенной кабины лифта на этаж должно сопровождаться звуковым и визуальным сигналами. Звуковой и визуальный сигналы должны быть размещены около устройства для регистрации этажа назначения; d) визуальный и звуковой сигналы должны помогать пользователю идентифицировать назначенный лифт. 5.4.3.5 Уровень звука должен быть в пределах от 35 до 65 дБА. Настройка сигнала должна производиться с учетом условий эксплуатации лифта. Устройства для настройки должны быть недоступны для пользователя. 5.4.4 Сигнальные устройства в кабине Центр указателя местоположения должен быть на расстоянии от 1,6 до 1,8 м от пола кабины. Высота номеров этажей на указателе местоположения кабины должна быть от 30 до 60 мм. В кабине может быть установлен дополнительный указатель местоположения кабины. Дополнительный указатель местоположения кабины допускается размещать в любом месте (например, над дверью кабины или на дополнительном посту управления). Указатель местоположения кабины на посту управления кабины допускается размещать на расстоянии не менее 1,6 м над уровнем пола кабины, если дополнительный указатель местоположения будет расположен высоко (например, над дверью кабины). a) светящуюся желтую пиктограмму, которая является дополнением к звуковому аварийному сигналу и показывает, что аварийный вызов подан; b) светящуюся зеленую пиктограмму, являющуюся дополнением к звуковому сигналу (переговорной связи), показывающую, что аварийный вызов принят. Уровень звука переговорной связи должен быть в пределах 35 - 65 дБА с возможностью регулирования, учитывающей условия эксплуатации лифта. c) кнопки аварийного вызова, размеры, маркировка и расположение которой должны соответствовать 5.4.2. 6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мерПодтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер - в соответствии с таблицей 3. Таблица 3 - Методы подтверждения соответствия требованиям
7 Руководство по эксплуатации7.1 Все лифты должны быть снабжены руководством по эксплуатации, включающим в себя: - краткое описание лифта; - условия и требования безопасной эксплуатации лифта, в том числе порядок технического обслуживания, диагностирования и безопасной эвакуации людей из кабины. 7.2 Руководство по эксплуатации должно также включать в себя следующие указания для владельца лифта: a) по обеспечению безопасного и беспрепятственного доступа пользователей к лифту и устройствам управления лифта на этажных площадках; b) о регулировании времени закрытия дверей; c) о регулировании уровня звука сигнальных устройств лифта в кабине и на этажных площадках; d) об обязанности персонала, уполномоченного владельцем на освобождение и эвакуацию пассажиров из кабины лифта, немедленно реагировать на аварийные сигналы из кабины даже в тех случаях, когда пассажир в кабине не отвечает на сигналы от персонала. Примечание - Пассажир в кабине может иметь пониженный слух или затруднения с речью; e) о необходимости инструкции по безопасной эвакуации из кабины пользователей с ограничениями жизнедеятельности, приведенными в пункте В.1 приложения В; f) по обеспечению безопасности пользователей с учетом особенностей конструкции лифта. Устройства лифта, подлежащие контролю со стороны владельца, должны быть снабжены инструкциями. Приложение А(справочное) ДоступностьА.1 Общие положения «Доступность» является базовой характеристикой окружающей среды. Эта характеристика включает в себя способы, при помощи которых люди могут войти в жилые и общественные здания и пользоваться ими. «Доступность» позволяет людям, в том числе инвалидам, участвовать в социальной и экономической жизни. «Доступность» базируется на универсальных принципах, применяемых при проектировании зданий, установок, инфраструктуры и различной продукции. Цель «доступности» - создание окружающей среды, пригодной, безопасной и благоприятной для всех, включая инвалидов. Универсальные принципы проектирования отвергают разделение людей на здоровых и инвалидов. В настоящем стандарте «доступность» означает, что конструкция лифта должна обеспечивать всем людям, включая инвалидов, возможность войти в лифт и использовать его для транспортирования самостоятельно. Понятие «все» распространяется на неограниченное число людей, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Настоящий стандарт способствует решению проблемы использования лифтом инвалидами и другими маломобильными группами населения. Понятие «самостоятельно» означает обеспечение возможности людям использовать лифт, а также возможность осуществлять это самостоятельно, без посторонней помощи, что не всегда возможно и в отдельных случаях потребует помощи других людей. Понятие «равные возможности» означает возможность самостоятельного пользования лифтами всеми людьми, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения. Понятие «Равные возможности» не означает универсальности технических решений, например использования контрастных материалов или маркировки, необходимых для людей с нарушением функций зрения, а также выполнение специальных требований. Тем не менее понятие «равные возможности» означает, что инвалиды могут пользоваться лифтом также, как и остальные люди. Понятие «преимущество» означает учет политиками, законодателями, владельцами зданий, изготовителями лифтов критериев доступности, что приносит пользу всем: например, лифты становятся доступными для пользователей, перевозящих тяжелые крупногабаритные предметы (мебель, коляски и т.п.). Приложение В(обязательное) Категории ограничений жизнедеятельностиB.1 Категории ограничений жизнедеятельности определены в таблицах В.1 и В.2. B.2 Категории ограничений жизнедеятельности, для которых на основе анализа риска определена безопасная доступность лифтов (см. приложение С), приведены в таблице В.1. В настоящем стандарте не учитываются комбинации категорий ограничений жизнедеятельности (см. таблицу В.2), так как эти комбинации или учитываются в технических решениях для отдельных категорий ограничений жизнедеятельности или требуют специального исполнения лифта, определенного на индивидуальной основе в результате переговоров заказчика и изготовителя, или должен применяться лифт, в котором транспортирование пользователей осуществляется с сопровождающими. Таблица В.1 - Категории ограничений жизнедеятельности, учтенные в настоящем стандарте
Таблица В.2 - Категории ограничений жизнедеятельности, не учтенные в настоящем стандарте
Приложение С(обязательное) Анализ рискаПеречень опасных ситуаций и опасных событий, которые могут представлять опасность для лиц, пользующихся лифтом, а также указания на пункты, подпункты настоящего стандарта, содержащие требования, снижающие или исключающие риски в соответствующих опасных ситуациях приведены в таблице С.1. Таблица С.1 - Перечень опасных ситуаций и опасных событий для лиц, пользующихся лифтом
Требования доступности для лиц с ограничением жизнедеятельности приведены в таблице С.2. Таблица С.2 - Требования доступности
Приложение D(справочное) Материалы, способные вызвать аллергическую реакциюD.1 Общие положения Материалы, которые могут вызвать аллергическую реакцию (никель, хром, кобальт, натуральная или синтетическая резина) не рекомендуется применять в конструкциях кнопок, устройствах управления, ручках и поручнях. D.2 Никель Никель может стать причиной контактной аллергии. D.3 Хром Водно-растворимый хром может вызывать аллергию при контакте с кожей рук. D.4 Кобальт Кобальт не вызывает проблем с аллергией, поскольку в нержавеющей стали содержание кобальта значительно меньше, чем никеля. D.5 Материалы отделки Материалы, применяемые для отделки кабин лифтов, например текстильные обои или пластиковые обои с рельефной поверхностью, толстые ковровые покрытия и т.п., применять не рекомендуется, так как на них собирается пыль, что вызывает аллергическую реакцию людей, страдающих астмой. D.6 Чистка и вентиляция кабин Конструкция кабины лифта должна обеспечивать ее легкую очистку и достаточную вентиляцию. Кабина должна регулярно подвергаться чистке. Приложение Е(справочное) Рекомендации по конструкции
лифтового оборудования, учитывающие
|
Максимальные параметры кресел-колясок с электрическим приводом, мм |
Класс кресел-колясок по [3] |
||
А |
В |
С |
|
Длина |
1200 |
1300 |
1400 |
Ширина |
650 |
700 |
800 |
Радиус поворота |
900 |
900 |
1200 |
Ширина разворота |
1300 |
1500 |
1800 |
ПБ 10-558-2003 |
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Госгортехнадзор РФ, 2003 г. |
|
[2] |
Строительные нормы и правила Российской Федерации. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Госстрой России |
|
[3] |
ЕН 12184:1999 |
Кресла-коляски с электрическим приводом. Требования и методы испытаний |
Ключевые слова: лифты пассажирские, технические требования доступности, инвалиды, маломобильные группы населения |