| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением Министерства от 30 ноября 1984 г. № 298-65 срок введения установлен с 1 января 1986 г. Настоящий стандарт устанавливает порядок сбора, учета и анализа информации о коррозионных поражениях самолетов и вертолетов (в дальнейшем изложении - изделия) с целью создания и реализации мероприятий, повышающих коррозионную стойкость и надежность изделий. 1. ПОРЯДОК СБОРА И УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ИЗДЕЛИЙ1.1. Информация о коррозионных поражениях, выявленных на эксплуатируемых изделиях, должна поступать в соответствующие организации и предприятия отрасли на этапах: - технического обслуживания в процессе эксплуатации; - исследования технического состояния изделий; - ремонта. 1.2. Источниками информации являются: - карточки учета неисправностей авиатехники; - отчеты (акты) по обобщению опыта эксплуатации изделий научно-исследовательскими организациями заказчика; - обобщенные отчеты по исследованию технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации, в том числе и за границей; - статистические отчеты о состоянии ремонтируемой авиационной техники; - листки запросов технических решений. 1.3. В информации о коррозионных поражениях должны быть указаны: - элементы конструкции, подверженные коррозии; - внешние признаки коррозии (налет продуктов коррозии, расслоение металла, пятна, точки, язвы, раковины и т.д.); - степень коррозии (глубина, площадь); - предполагаемая причина коррозии; - методы устранения коррозии; - эффективность мероприятий по устранению коррозии; - наработка изделия в часах полета, циклах работы и календарный срок службы с начала эксплуатации и наработка после предыдущего контроля коррозионного состояния. 1.4. Работы по обнаружению коррозионных поражений и их устранение в процессе эксплуатации на этапе технического обслуживания следует проводить в соответствии с «Руководством по технической эксплуатации» и «Регламентом технического обслуживания», при необходимости дополненных «Картами контроля коррозионных поражений», являющихся иллюстрационным материалом к технологическим картам. Пример оформления «Карты контроля коррозионных поражений» приведен в рекомендуемом приложении 1. Номер «Карты контроля коррозионных поражений» состоит из номера системы и подсистемы по ГОСТ 18675-79 и порядкового номера. Обозначение зоны, подзоны и участка производится в соответствии с ОСТ 1 00264-78. 1.5. В «Картах контроля коррозионных поражений» приводятся элементы конструкции, коррозионные поражения которых относятся к категории значительных дефектов, влияющих на безопасность эксплуатации и ресурс, и критических дефектов, при наличии которых эксплуатация недопустима, и требующие повышенного внимания при осмотрах. Необходимость разработки «Карт контроля коррозионных поражений» и включения их в эксплуатационную документацию определяется совместным решением предприятия-разработчика и заказчика. 1.6. Обнаруженное коррозионное поражение оформляется «Карточкой учета неисправностей авиатехники». В графе «Внешнее проявление» при наличии «Карты контроля коррозионных поражений» указывается ее номер. 1.7. Работы по исследованию технического состояния изделий, в том числе и их коррозионного состояния, проводятся в соответствии с «Директивным планом увеличения ресурса» и «Планом авторского надзора» по соответствующему плану-графику и программе преимущественно на изделиях, эксплуатирующихся в различных климатических условиях с опережающей наработкой (календарным сроком службы). 1.8. Исследование коррозионного состояния изделий проводит группа специалистов от предприятия-разработчика изделия, представителей научно-исследовательских институтов (НИИ) заказчиков, представителей головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите, представителей авиаремонтного предприятия и представителей предприятия-изготовителя. 1.9. По результатам работ составляется «Акт исследования коррозионного состояния изделия», являющийся разделом «Акта исследования технического состояния изделия». Оформление «Акта исследования коррозионного состояния изделия» приведено в приложении 2. При наличии рекомендаций в «Акте исследования коррозионного состояния изделия» разрабатывается «План мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия». Оформление «Плана мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия» приведено в приложении 3. Допускается оформлять его разделом «Плана мероприятий по изделию в целом». 1.10. Предприятие-разработчик на основании имеющейся информации о коррозионных поражениях, отнесенных к категории значительных и критических дефектов, по согласованию с заказчиком разрабатывает «Карты учета коррозионных поражений», приведенные в приложении 4, являющиеся иллюстрированным материалом к «Руководству по ремонту» и направляет их на ремонтное предприятие для заполнения. Копии заполненных «Карт учета коррозионных поражений» предприятие-разработчик получает от ремонтного предприятия вместе со статистическим отчетом. 1.11. Ремонтное предприятие на вновь обнаруженное коррозионное поражение, которое может быть отнесено к категории значительных или критических дефектов, составляет листок запроса технического решения, в котором должно проводиться описание коррозионного поражения в соответствии с пунктом 1.3. 1.12. Разработчик совместно с заказчиком принимает решение по запросу и определяет необходимость внесения дефекта в «Карту контроля коррозионных поражений» для эксплуатации и «Карту учета коррозионных поражений» для ремонтного предприятия, введя соответствующие дополнения в «Руководство по технической эксплуатации» и «Руководство по ремонту». 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ИЗДЕЛИЙ2.1. При анализе информации о коррозионных поражениях изделий службой надежности ремонтного предприятия заказчика, разработчика, серийного завода выявляются: - количество пораженных коррозией сборочных единиц (деталей) данного наименования в парке изделий с данной наработкой по системам, сборочные единицы (детали), коррозионные поражения которых носят массовый характер при данной наработке (сроке службы) изделий; - наработку или срок службы до появления коррозии; - влияние климатических условий на коррозионную стойкость; - конструктивные, технологические, производственные, ремонтные, эксплуатационные недостатки, являющиеся основными причинами коррозионных поражений; - элементы конструкции, на которых обнаружены виды коррозии (коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия, расслаивающая коррозия и т.д.), могущие привести к значительным и критическим дефектам; - зоны, в которых наиболее часто возникают коррозионные поражения элементов конструкции; - элементы конструкции, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей; - трудоемкость устранения коррозии. 2.2. На основании анализа полученной информации о коррозионных поражениях изделий предприятие-разработчик совместно с представителем заказчика при разработчике и предприятием-изготовителем разрабатывают отчет о коррозионном состоянии изделий с последующим согласованием его с головной организацией по материалам и противокоррозионной защите и направляет в НИИ заказчика и другие заинтересованные организации. В отчете должны найти отражение: - оценка эффективности противокоррозионной защиты изделия; - определение эффективности проведенных доработок; - определение эффективности регламентных и ремонтных работ по объему и периодичности; - разработка мероприятий по устранению и предупреждению коррозии сборочных единиц (деталей), определяющих безопасность полетов, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей; - разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции в области противокоррозионной защиты и повышение ее уровня; - разработка мероприятий по устранению эксплуатационных и ремонтных недостатков по предупреждению коррозии в процессе эксплуатации; - уточнение ресурсов и сроков службы изделий, периодичности их технического обслуживания. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рекомендуемое ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КАРТЫ КОНТРОЛЯ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Обязательное ОФОРМЛЕНИЕ «АКТА ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗДЕЛИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Обязательное ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ИЗДЕЛИЙУТВЕРЖДАЮ Главный конструктор предприятия-разработчика __________________ ________________ / ___________ / «____» ________________ 19 ___ г. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ИЗДЕЛИЯ __________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Обязательное ОФОРМЛЕНИЕ «КАРТЫ УЧЕТА КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ»
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |