| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением Министерства от 24 ноября 1973 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 июля 1974 г. 1. Настоящий стандарт распространяется на силовые гидравлические и гидропневматические системы летательных аппаратов (в дальнейшем изложении - гидросистемы), передающие энергию через рабочую жидкость или через жидкость и упругую среду от различных бортовых источников питания к совершающим работу исполнительным механизмам. Стандарт устанавливает номинальные и испытательные давления в гидросистемах и их элементах. Стандарт не распространяется на давления в гидравлических и гидропневматических амортизаторах шасси, в демпферах «шимми» и в других устройствах, давления в которых создаются не бортовыми источниками питания. 2. Номинальные давления (Рномин) в напорных гидролиниях должны соответствовать следующим значениям: 8, 15, 21, 28, 35, 42, 56 МПа (80, 150, 210, 280, 350, 420, 560 кгс/см2). 3. Значения номинальных давлений во всасывающей и сливной гидролиниях назначает разработчик гидросистемы. 4. Для гидравлических функциональных подсистем самолетов и вертолетов (подсистем стартового и стояночного торможения колес и других подсистем, в которых требуется пониженное давление) применяются редуцированные давления, номинальные значения которых равны 10, 15, 21, 28 МПа (100, 150, 210, 280 кгс/см2). 5. Все элементы гидросистемы* после изготовления должны подвергаться в собранном виде опрессовке** давлением, равным 1,5Рномин с выдержкой в течение не менее 3 мин при температуре окружающей среды и рабочей жидкости (25 ± 10) °С. ______________ * Элементы гидросистемы - агрегаты, трубопроводы, рукава и детали их присоединения, проходники, угольники, тройники, штуцера и др. ** Опрессовка - испытание элементов гидросистем на прочность и плотность (на отсутствие остаточных деформаций, приводящих к отказу при срабатывании, на отсутствие трещин, пористости, раковин и других дефектов в материале деталей). Значение давления опрессовки элементов гидросистем разового применения устанавливает разработчик по согласованию с представителем заказчика и указывает в технической документации. Агрегаты, арматура и трубопроводы, устанавливаемые в сливные гидролинии, опрессовываются давлением, равным 1,5Рномин в сливных гидролиниях, или давлением, равным значению максимального заброса давления, если заброс больше 1,5Рномин в сливных гидролиниях. В случае, если опрессовка агрегата в собранном виде приводит к разрегулировке (насосы, предохранительные и редукционные клапаны и другие агрегаты), то допускается опрессовывать перед сборкой только корпусные детали. 6. Каждый элемент гидросистемы должен испытываться на герметичность при температурах окружающей среды и рабочей жидкости, установленных в технической документации на элементы гидросистемы: 1) давлением, равным 1,25Рномин в напорных гидролиниях, или давлением полного открытия предохранительного клапана, если это давление больше 1,25Рномин с выдержкой в течение не менее 3 мин; 2) давлением, равным 1,5Рномин в сливных гидролиниях, или давлением заброса в сливных гидролиниях, если это давление больше 1,5Рномин с выдержкой в течение не менее 3 мин; 3) давлением столба рабочей жидкости, равного максимальному значению высоты столба жидкости на летательном аппарате, но не менее 2 м, или соответствующим этой высоте столба жидкости избыточным давлением, но не менее 0,02 МПа (0,2 кгс/см2). Время выдержки под давлением должно быть достаточным для объективной оценки герметичности, устанавливаться по согласованию с представительством заказчика, но не менее 2 ч. 7. Испытанию на герметичность разрежением (вакуумом) при абсолютном давлении 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 20 мин подвергаются элементы гидросистемы, устанавливаемые во всасывающую гидролинию. Примечание. Необходимость проведения испытания разрежением устанавливает разработчик гидросистемы по согласованию с представителем заказчика. 8. Испытания элементов гидросистемы на статическую прочность давлением до разрушения проводятся при температуре окружающей среды и рабочей жидкости (25 ± 10) °С. При этом разрушающее давление* должно быть не менее 3Рномин. ___________ * Разрушающее давление - это давление, при котором происходит механическое разрушение деталей изделия (срыв резьбы, образование трещин и другие поломки). При этом, если в процессе увеличения давления появляется течь через места уплотнений и соединений деталей изделия, допускается устанавливать в эти места любые технологические уплотнения, исключающие течь и обеспечивающие повышение давления до 3Рномин и выше. Агрегаты, арматура и трубопроводы, устанавливаемые в сливные гидролинии, испытываются на статическую прочность давлением до разрушения. При этом разрушающее давление должно быть не менее 3Рномин в сливных гидролиниях, но не менее двойного значения максимального заброса давления. Время выдержки под давлением при испытании на прочность до разрушения, а также количество образцов испытываемых агрегатов устанавливаются разработчиком по согласованию с представителем заказчика. Для элементов гидросистемы, работающих под давлением при температуре более 200 °С, значение испытательного давления повышается с учетом коэффициента падения прочности материала корпусных деталей. 9. Собранные гидросистемы должны проверяться на герметичность при температурах окружающей среды и рабочей жидкости и времени выдержки под давлением, установленных в технической документации на гидросистемы: 1) давлением, равным значению максимального давления наддува (поддавливания) гидробака; 2) в напорных гидролиниях давлением, равным максимальному давлению при работе гидросистемы с включенными и выключенными потребителями; 3) в остальных гидролиниях давлением, равным рабочему давлению при работе гидросистемы.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |