ОТРАСЛЕВОЙ
СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
Контроль
массы деталей,
сборочных единиц и покупных изделий
в серийном производстве
|
ОСТ 1 02606-86
Введен впервые
|
Распоряжением Министерства от 25
декабря 1986 г. № 299-07 срок введения установлен с 1 января 1988
г.
Настоящий стандарт устанавливает объем и порядок проведения
контроля массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий в серийном
производстве.
1.1. Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных
изделий производится:
- для проверки соответствия фактической массы деталей,
сборочных единиц массе, указанной в чертежах;
- для проверки массы покупных изделий на соответствие
техническим условиям на поставку по паспортным данным;
- для представления необходимой отчетности в адрес
разработчика и заказчика;
- для установления предельных отклонений массы деталей,
изготовленных по новым технологическим процессам или из новых видов
полуфабрикатов.
2.1. Номенклатуру деталей, сборочных единиц и покупных
изделий, подлежащих контролю массы, назначает весовое подразделение (ВП),
руководствуясь документацией разработчика самолета или вертолета, согласовывает
ее с разработчиком и утверждает у главного инженера предприятия.
2.2. Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных
изделий, подлежащих контролю массы, выпускается в виде извещений, стандартов
предприятия, приказов по предприятию с четким определением объема контроля
массы на различных этапах производства самолетов или вертолетов: при
изготовлении установочной серии (до 5 - 10 самолетов или вертолетов); в
серийном производстве (изготовление более 10 самолетов или вертолетов).
2.3. При изготовлении установочной серии контролю массы
подлежат:
- вся номенклатура деталей; количество контролируемых
деталей - от трех штук до всей партии (серии);
- сборочные единицы, устанавливаемые на самолет с помощью
грузоподъемных устройств.
При контроле массы покупных изделий операцию взвешивания
следует включать в технологию входного контроля независимо от того, указаны ли
массы в паспортах.
2.4. В установившемся серийном производстве контролю массы
подлежат:
- номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий
по перечню, составленному ВП предприятия;
- вся вновь вводимая при конструктивных изменениях в серии
номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий с указанием
количества от серии.
Для номенклатуры деталей, сборочных единиц и покупных
изделий, идущей без изменения, возможно сокращение объема или снятие контроля
массы при условии обеспечения при этом стабильности массы и центровки самолета.
2.5. Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных
изделий, по которым следует сократить объем контроля массы:
- детали из цветных металлов, изготовляемые из листа методом
холодного штампования;
- трубопроводы систем самолета;
- покупные изделия - выборочно, в зависимости от
стабильности массы конкретных покупных изделий в серии;
- сборочные единицы - вся номенклатура или выборочно, в
зависимости от применения герметиков, теплоизоляционных и других материалов.
3.1. Контроль массы является технологической операцией и
входит в технологический процесс как одна из операций контроля детали.
3.2. При разработке технологии операции взвешивания указывается
тип и марка измерительного устройства.
3.3. Перечень деталей, сборочных единиц и покупных изделий,
подлежащих контролю массы, составляется на основании документации ВП в форме
журнала контроля массы в порядке возрастания номеров чертежей и конструктивных
групп. Форма второй и последующих страниц журнала контроля массы приведена в
приложении 1.
3.4. Контроль массы производится с учетом предельных
отклонений массы. Предельные отклонения массы деталей в зависимости от методов
их обработки приведены в приложении 2. Предельные отклонения
массы деталей, изготовляемых из труб, приведены в приложении 3.
Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов и сотовых
конструкций, баллонов высокого давления, электрожгутов, панелей и щитков
приборных досок, сборочных единиц и покупных изделий приведены в приложении 4.
3.5. Если фактическая масса деталей соответствует массе,
указанной в чертеже с учетом предельных отклонений, в журнале контроля массы
фиксируется фактическая масса трех деталей, и детали пропускаются в дальнейшее
производство.
3.6. Если масса детали не соответствует массе,
указанной в чертеже, деталь предъявляется в ВП. В ВП производится расчет массы
детали по номинальным размерам чертежа. В случае, если рассчитанная масса не
совпадает с указанной в чертеже, в журнале контроля массы фиксируется решение
об уточнении массы по чертежу.
3.7. Функции, осуществляемые ВП при контроле
массы, приведены в приложении 5.
Обозначение
чертежа
|
Масса по
чертежу, кг
|
Масса
детали, кг (серия ...)
|
Гриф
контролера, дата
|
Масса
детали, кг (серия ...)
|
Гриф
контролера, дата
|
Решение ВП
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Предельные отклонения массы деталей, механически обработанных
с допусками до 8 квалитета, приведены в табл. 1.
Таблица
1
кг
Масса
детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы
|
Масса детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы
|
0,010 - 0,050
|
± 0,003
|
1,200
|
± 0,010
|
0,075
|
± 0,003
|
1,250
|
± 0,010
|
0,100
|
± 0,004
|
1,300
|
± 0,011
|
0,150
|
± 0,004
|
1,350
|
± 1,011
|
0,200
|
± 0,004
|
1,400
|
± 0,011
|
0,250
|
± 0,005
|
1,450
|
± 0,011
|
0,300
|
± 0,005
|
1,500
|
± 0,012
|
0,350
|
± 0,005
|
2,000
|
± 0,014
|
0,400
|
± 0,005
|
2,500
|
± 0,017
|
0,450
|
± 0,006
|
3,000
|
± 0,020
|
0,500
|
± 0,006
|
3,500
|
± 0,023
|
0,550
|
± 0,006
|
4,000
|
± 0,026
|
0,600
|
± 0,006
|
4,500
|
± 0,028
|
0,650
|
± 0,007
|
5,000
|
± 0,032
|
0,700
|
± 0,007
|
5,500
|
± 0,034
|
0,750
|
± 0,007
|
6,000
|
± 0,037
|
0,800
|
± 0,007
|
6,500
|
± 0,040
|
0,850
|
± 0,008
|
7,000
|
± 0,043
|
0,900
|
± 0,008
|
7,500
|
± 0,046
|
0,950
|
± 0,008
|
8,000
|
± 0,049
|
1,000
|
± 0,009
|
8,500
|
± 0,052
|
1,050
|
± 0,009
|
9,000
|
± 0,055
|
1,100
|
± 0,009
|
9,500
|
± 0,058
|
1,150
|
± 0,010
|
10,000
|
± 0,060
|
Примечание. Для деталей массой
более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 0,5
% от массы, указанной в чертеже.
2.
Предельные отклонения массы деталей, механически обработанных с допусками с 9
по 12 квалитет, приведены в табл. 2.
Таблица 2
кг
Масса
детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы
|
Масса детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы
|
0,001 - 0,009
|
± 0,001
|
1,100
|
± 0,020
|
0,010
|
± 0,002
|
1,150
|
± 0,021
|
0,020
|
± 0,003
|
1,200
|
± 0,022
|
0,030
|
± 0,004
|
1,250
|
± 0,022
|
0,040
|
± 0,005
|
1,300
|
± 0,023
|
0,050
|
± 0,005
|
1,350
|
± 0,024
|
0,075
|
± 0,005
|
1,400
|
± 0,025
|
0,100
|
± 0,006
|
1,450
|
± 0,025
|
0,150
|
± 0,006
|
1,500
|
± 0,026
|
0,200
|
± 0,007
|
2,000
|
± 0,033
|
0,250
|
± 0,008
|
2,500
|
± 0,040
|
0,300
|
± 0,008
|
3,000
|
± 0,048
|
0,350
|
± 0,009
|
3,500
|
± 0,055
|
0,400
|
± 0,010
|
4,000
|
± 0,062
|
0,450
|
± 0,011
|
4,500
|
± 0,070
|
0,500
|
± 0,011
|
5,000
|
± 0,077
|
0,550
|
± 0,012
|
5,500
|
± 0,084
|
0,600
|
± 0,013
|
6,000
|
± 0,092
|
0,650
|
± 0,014
|
6,500
|
± 0,100
|
0,700
|
± 0,014
|
7,000
|
± 0,106
|
0,750
|
± 0,015
|
7,500
|
± 0,113
|
0,800
|
± 0,016
|
8,000
|
± 0,121
|
0,850
|
± 0,017
|
8,500
|
± 0,128
|
0,900
|
± 0,017
|
9,000
|
± 0,135
|
0,950
|
± 0,018
|
9,500
|
± 0,142
|
1,000
|
± 0,019
|
10,000
|
± 0,150
|
1,050
|
± 0,020
|
|
|
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения
массы составляют ± 1,2 % от массы, указанной в
чертеже.
3. Предельные отклонения массы деталей из листа
и из плиты цветных сплавов, изготовленных вырубкой или холодной штамповкой,
приведены в табл. 3.
Таблица
3
кг
Масса детали по
чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
Масса
детали по чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
0,001
- 0,009
|
-0,002
|
1,100
|
-0,163
|
0,010
|
-0,003
|
1,150
|
-0,169
|
0,020
|
-0,005
|
1,200
|
-0,175
|
0,030
|
-0,007
|
1,250
|
-0,182
|
0,040
|
-0,008
|
1,300
|
-0,188
|
0,050
|
-0,008
|
1,350
|
-0,195
|
0,075
|
-0,012
|
1,400
|
-0,202
|
0,100
|
-0,018
|
1,450
|
-0,208
|
0,150
|
-0,025
|
1,500
|
-0,214
|
0,200
|
-0,030
|
2,000
|
-0,280
|
0,250
|
-0,037
|
2,500
|
-0,340
|
0,300
|
-0,046
|
3,000
|
-0,400
|
0,350
|
-0,056
|
3,500
|
-0,450
|
0,400
|
-0,062
|
4,000
|
-0,500
|
0,450
|
-0,070
|
4,500
|
-0,550
|
0,500
|
-0,078
|
5,000
|
-0,600
|
0,550
|
-0,085
|
5,500
|
-0,640
|
0,600
|
-0,092
|
6,000
|
-0,680
|
0,650
|
-0,100
|
6,500
|
-0,720
|
0,700
|
-0,107
|
7,000
|
-0,750
|
0,750
|
-0,114
|
7,500
|
-0,790
|
0,800
|
-0,120
|
8,000
|
-0,820
|
0,850
|
-0,128
|
8,500
|
-0,850
|
0,900
|
-0,135
|
9,000
|
-0,870
|
0,950
|
-0,142
|
9,500
|
-0,890
|
1,000
|
-0,149
|
10,000
|
-0,900
|
1,050
|
-0,156
|
|
|
Примечание. Для деталей
массой более 10,000 кг предельные отклонения составляют минус 8 % от массы,
указанной в чертеже.
4. Предельные отклонения массы деталей всех марок
материалов из прессованного профиля с частичной обработкой приведены в табл. 4.
Таблица
4
кг
Масса детали по
чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
Масса
детали по чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
0,001
- 0,009
|
±
0,001
|
1,150
|
±
0,059
|
0,010
|
±
0,002
|
1,200
|
±
0,061
|
0,020
|
±
0,003
|
1,250
|
±
0,064
|
0,030
- 0,050
|
±
0,004
|
1,300
|
±
0,066
|
0,050
|
±
0,004
|
1,350
|
±
0,068
|
0,075
|
±
0,006
|
1,400
|
±
0,070
|
0,100
|
±
0,008
|
1,450
|
±
0,072
|
0,150
|
±
0,011
|
1,500
|
±
0,074
|
0,200
|
±
0,014
|
2,000
|
±
0,092
|
0,250
|
±
0,017
|
2,500
|
±
0,108
|
0,300
|
±
0,020
|
3,000
|
±
0,122
|
0,350
|
±
0,023
|
3,500
|
±
0,133
|
0,400
|
±
0,025
|
4,000
|
± 0,140
|
0,450
|
±
0,028
|
4,500
|
±
0,148
|
0,500
|
±
0,030
|
5,000
|
±
0,151
|
0,550
|
±
0,032
|
5,500
|
±
0,155
|
0,600
|
±
0,035
|
6,000
|
±
0,158
|
0,650
|
±
0,037
|
6,500
|
±
0,163
|
0,700
|
±
0,039
|
7,000
|
±
0,166
|
0,750
|
±
0,041
|
7,500
|
±
0,170
|
0,800
|
±
0,044
|
8,000
|
±
0,175
|
0,850
|
±
0,046
|
8,500
|
±
0,180
|
0,900
|
±
0,048
|
9,000
|
±
0,185
|
0,950
|
±
0,050
|
9,500
|
±
0,193
|
1,000
|
±
0,053
|
10,000
|
±
0,200
|
1,050
|
±
0,055
|
|
|
1,100
|
±
0,057
|
|
|
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг
предельные отклонения массы составляют ± 2 % от массы, указанной в чертеже.
5. Предельные отклонения массы сварных деталей
из черных и цветных металлов приведены в табл. 5.
Таблица
5
кг
Масса детали по
чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
Масса
детали по чертежу
|
Предельное
отклонение массы
|
0,001
- 0,009
|
±
0,001
|
1,100
|
±
0,045
|
0,010
|
±
0,002
|
1,150
|
± 0,046
|
0,020
|
±
0,003
|
1,200
|
±
0,048
|
0,030
- 0,050
|
±
0,004
|
1,250
|
±
0,049
|
0,050
|
±
0,004
|
1,300
|
±
0,050
|
0,075
|
±
0,005
|
1,350
|
±
0,051
|
0,100
|
±
0,006
|
1,400
|
±
0,053
|
0,150
|
±
0,010
|
1,450
|
±
0,054
|
0,200
|
±
0,013
|
1,500
|
±
0,055
|
0,250
|
±
0,016
|
2,000
|
±
0,067
|
0,300
|
±
0,018
|
2,500
|
±
0,078
|
0,350
|
±
0,020
|
3,000
|
±
0,089
|
0,400
|
±
0,022
|
3,500
|
±
0,097
|
0,450
|
±
0,024
|
4,000
|
±
0,104
|
0,500
|
±
0,026
|
4,500
|
±
0,110
|
0,550
|
± 0,028
|
5,000
|
±
0,115
|
0,600
|
±
0,030
|
5,500
|
±
0,120
|
0,650
|
±
0,031
|
6,000
|
±
0,123
|
0,700
|
±
0,033
|
6,500
|
±
0,126
|
0,750
|
±
0,035
|
7,000
|
±
0,130
|
0,800
|
±
0,036
|
7,500
|
±
0,134
|
0,850
|
±
0,038
|
8,000
|
±
0,136
|
0,900
|
±
0,039
|
8,500
|
±
0,140
|
0,950
|
±
0,041
|
9,000
|
±
0,144
|
1,000
|
±
0,042
|
9,500
|
±
0,148
|
1,050
|
±
0,044
|
10,000
|
±
0,150
|
Примечание. Для деталей массой
более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 1,5 % от массы,
указанной в чертеже.
6. Предельные отклонения массы деталей из
литейных, алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, изготовленных из литья с
частичной обработкой, приведены в табл. 6.
Таблица
6
кг
Масса
детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы для классов
точности литья
|
ЛТ4
|
ЛТ5
|
ЛТ6
|
0,010
|
± 0,002
|
± 0,003
|
± 0,004
|
0,020
|
± 0,004
|
± 0,005
|
± 0,006
|
0,030
|
± 0,006
|
± 0,008
|
± 0,010
|
0,040
|
± 0,007
|
± 0,010
|
± 0,012
|
0,050
|
± 0,007
|
± 0,010
|
± 0,012
|
0,075
|
± 0,011
|
± 0,015
|
± 0,019
|
0,100
|
± 0,014
|
± 0,020
|
± 0,025
|
0,150
|
± 0,020
|
± 0,028
|
± 0,035
|
0,200
|
± 0,025
|
± 0,036
|
± 0,045
|
0,250
|
± 0,031
|
± 0,044
|
± 0,055
|
0,300
|
± 0,035
|
± 0,050
|
± 0,062
|
0,350
|
± 0,040
|
± 0,057
|
± 0,071
|
0,400
|
± 0,044
|
± 0,063
|
± 0,078
|
0,450
|
± 0,049
|
± 0,070
|
± 0,087
|
0,500
|
± 0,053
|
± 0,075
|
± 0,093
|
0,550
|
± 0,056
|
± 0,080
|
± 0,099
|
0,600
|
± 0,061
|
± 0,087
|
± 0,108
|
0,650
|
± 0,065
|
± 0,093
|
± 0,115
|
0,700
|
± 0,069
|
± 0,098
|
± 0,122
|
0,750
|
± 0,072
|
± 0,103
|
± 0,128
|
0,800
|
± 0,075
|
± 0,107
|
± 0,133
|
0,850
|
± 0,078
|
± 0,112
|
± 0,139
|
0,900
|
± 0,083
|
± 0,118
|
± 0,146
|
0,950
|
± 0,087
|
± 0,124
|
± 0,154
|
1,000
|
± 0,090
|
± 0,128
|
± 0,159
|
1,050
|
± 0,093
|
± 0,132
|
± 0,164
|
1,100
|
± 0,097
|
± 0,138
|
± 0,171
|
1,150
|
± 0,100
|
± 0,143
|
± 0,177
|
1,200
|
± 0,104
|
± 0,148
|
± 0,188
|
1,250
|
± 0,108
|
± 0,154
|
± 0,191
|
1,300
|
± 0,112
|
± 0,160
|
± 0,199
|
1,350
|
± 0,114
|
± 0,163
|
± 0,202
|
1,400
|
± 0,116
|
± 0,166
|
± 0,206
|
1,450
|
± 0,119
|
± 0,170
|
± 0,211
|
1,500
|
± 0,123
|
± 0,175
|
± 0,217
|
2,000
|
± 0,150
|
± 0,214
|
± 0,266
|
2,500
|
± 0,172
|
± 0,246
|
± 0,305
|
3,000
|
± 0,191
|
± 0,273
|
± 0,339
|
3,500
|
± 0,204
|
± 0,292
|
± 0,362
|
4,000
|
± 0,218
|
± 0,319
|
± 0,387
|
4,500
|
± 0,230
|
± 0,328
|
± 0,407
|
5,000
|
± 0,245
|
± 0,350
|
± 0,434
|
5,500
|
± 0,251
|
± 0,358
|
± 0,444
|
6,000
|
± 0,261
|
± 0,372
|
± 0,461
|
6,500
|
± 0,266
|
± 0,380
|
± 0,471
|
7,000
|
± 0,273
|
± 0,390
|
± 0,484
|
7,500
|
± 0,280
|
± 0,400
|
± 0,496
|
8,000
|
± 0,293
|
± 0,418
|
± 0,518
|
8,500
|
± 0,303
|
± 0,433
|
± 0,537
|
9,000
|
± 0,315
|
± 0,450
|
± 0,558
|
9,500
|
± 0,333
|
± 0,475
|
± 0,589
|
10,000
|
± 0,350
|
± 0,500
|
± 0,620
|
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения
массы составляют: для ЛТ4 ± 6 %, ЛТ5 ± 8 %, ЛТ6 ± 10 % от массы, указанной в
чертеже.
7. Предельные отклонения массы деталей из
литейных сталей, изготовленных из отливок с частичной обработкой, приведены в
табл. 7.
Таблица
7
кг
Масса
детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы для групп отливок
|
Масса детали по чертежу
|
Предельное отклонение массы для групп отливок
|
II
|
III
|
II
|
III
|
0,010
|
± 0,002
|
± 0,003
|
1,100
|
± 0,091
|
± 0,132
|
0,020
|
± 0,004
|
± 0,005
|
1,150
|
± 0,094
|
± 0,137
|
0,030
|
± 0,006
|
± 0,008
|
1,200
|
± 0,098
|
± 0,142
|
0,040
|
± 0,007
|
± 0,010
|
1,250
|
± 0,102
|
± 0,148
|
0,050
|
± 0,008
|
± 0,011
|
1,300
|
± 0,106
|
± 0,154
|
0,075
|
± 0,010
|
± 0,013
|
1,350
|
± 0,108
|
± 0,157
|
0,100
|
± 0,012
|
± 0,018
|
1,400
|
± 0,110
|
± 0,160
|
0,150
|
± 0,017
|
± 0,025
|
1,450
|
± 0,112
|
± 0,163
|
0,200
|
± 0,022
|
± 0,032
|
1,500
|
± 0,115
|
± 0,167
|
0,250
|
± 0,027
|
± 0,040
|
2,000
|
± 0,140
|
± 0,204
|
0,300
|
± 0,031
|
± 0,046
|
2,500
|
± 0,162
|
± 0,236
|
0,350
|
± 0,036
|
± 0,053
|
3,000
|
± 0,181
|
± 0,263
|
0,400
|
± 0,040
|
± 0,059
|
3,500
|
± 0,194
|
± 0,282
|
0,450
|
± 0,045
|
± 0,066
|
4,000
|
± 0,208
|
± 0,302
|
0,500
|
± 0,049
|
± 0,071
|
4,500
|
± 0,220
|
± 0,318
|
0,550
|
± 0,051
|
± 0,075
|
5,000
|
± 0,235
|
± 0,340
|
0,600
|
± 0,056
|
± 0,082
|
5,500
|
± 0,241
|
± 0,348
|
0,650
|
± 0,060
|
± 0,088
|
6,000
|
± 0,251
|
± 0,362
|
0,700
|
± 0,064
|
± 0,098
|
6,500
|
± 0,256
|
± 0,370
|
0,750
|
± 0,067
|
± 0,098
|
7,000
|
± 0,263
|
± 0,380
|
0,800
|
± 0,070
|
± 0,102
|
7,500
|
± 0,270
|
± 0,390
|
0,850
|
± 0,072
|
± 0,106
|
8,000
|
± 0,283
|
± 0,408
|
0,900
|
± 0,077
|
± 0,112
|
8,500
|
± 0,293
|
± 0,423
|
0,950
|
± 0,081
|
± 0,118
|
9,000
|
± 0,305
|
± 0,440
|
1,000
|
± 0,084
|
± 0,122
|
9,500
|
± 0,323
|
± 0,465
|
1,050
|
± 0,087
|
± 0,126
|
10,000
|
± 0,340
|
± 0,490
|
Примечание. Для деталей массой
более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для: II группы ± 5 %, III группы ± 6 % от массы,
указанной в чертеже.
8. Предельные отклонения массы деталей из
алюминиевых, магниевых и медных сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с
частичной обработкой, приведены в табл. 8.
Таблица
8
кг
Масса детали по
чертежу
|
Предельное
отклонение массы для классов точности штамповки
|
4
|
5
|
6
|
0,010
|
±
0,003
|
±
0,004
|
±
0,004
|
0,020
|
±
0,003
|
±
0,004
|
±
0,005
|
0,030
|
±
0,003
|
±
0,004
|
±
0,006
|
0,040
|
±
0,004
|
±
0,005
|
±
0,007
|
0,050
|
±
0,004
|
±
0,005
|
±
0,008
|
0,075
|
±
0,005
|
±
0,007
|
±
0,010
|
0,100
|
±
0,006
|
±
0,009
|
±
0,012
|
0,150
|
±
0,008
|
± 0,011
|
±
0,016
|
0,200
|
±
0,009
|
±
0,015
|
±
0,020
|
0,250
|
±
0,012
|
±
0,020
|
±
0,025
|
0,300
|
±
0,015
|
±
0,021
|
±
0,026
|
0,350
|
±
0,017
|
±
0,026
|
±
0,032
|
0,400
|
±
0,020
|
±
0,029
|
±
0,035
|
0,450
|
±
0,023
|
±
0,031
|
±
0,038
|
0,500
|
±
0,025
|
±
0,034
|
±
0,041
|
0,550
|
±
0,027
|
±
0,036
|
±
0,044
|
0,600
|
±
0,029
|
±
0,038
|
±
0,046
|
0,650
|
±
0,031
|
±
0,040
|
±
0,048
|
0,700
|
±
0,033
|
±
0,043
|
±
0,051
|
0,750
|
±
0,035
|
±
0,044
|
±
0,052
|
0,800
|
±
0,037
|
± 0,045
|
±
0,054
|
0,850
|
±
0,039
|
±
0,049
|
±
0,058
|
0,900
|
±
0,041
|
±
0,051
|
±
0,061
|
0,950
|
±
0,043
|
±
0,053
|
±
0,063
|
1,000
|
±
0,045
|
±
0,055
|
±
0,065
|
1,050
|
±
0,047
|
±
0,059
|
±
0,069
|
1,100
|
±
0,049
|
±
0,060
|
±
0,070
|
1,150
|
±
0,050
|
±
0,065
|
±
0,075
|
1,200
|
±
0,051
|
±
0,066
|
±
0,076
|
1,250
|
±
0,053
|
±
0,068
|
±
0,078
|
1,300
|
±
0,055
|
±
0,070
|
±
0,080
|
1,350
|
±
0,056
|
±
0,075
|
±
0,085
|
1,400
|
±
0,058
|
±
0,077
|
±
0,087
|
1,450
|
±
0,059
|
± 0,080
|
±
0,090
|
1,500
|
±
0,061
|
±
0,083
|
±
0,093
|
2,000
|
±
0,072
|
±
0,106
|
±
0,116
|
2,500
|
±
0,086
|
±
0,128
|
±
0,138
|
3,000
|
±
0,116
|
±
0,146
|
±
0,156
|
3,500
|
±
0,116
|
±
0,165
|
±
0,175
|
4,000
|
±
0,128
|
±
0,179
|
±
0,189
|
4,500
|
±
0,140
|
±
0,196
|
±
0,206
|
5,000
|
±
0,152
|
±
0,208
|
±
0,218
|
5,500
|
±
0,161
|
±
0,220
|
±
0,230
|
6,000
|
±
0,170
|
±
0,232
|
±
0,242
|
6,500
|
±
0,182
|
±
0,242
|
±
0,252
|
7,000
|
±
0,195
|
±
0,251
|
±
0,261
|
7,500
|
±
0,203
|
± 0,263
|
±
0,273
|
8,000
|
±
0,214
|
±
0,272
|
±
0,282
|
8,500
|
±
0,224
|
±
0,284
|
±
0,294
|
9,000
|
±
0,234
|
±
0,294
|
±
0,304
|
9,500
|
±
0,240
|
±
0,306
|
±
0,316
|
10,000
|
±
0,246
|
±
0,316
|
±
0,326
|
Примечание. Для деталей
массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют: для 4 класса ± 3
%, 5 класса ± 4 %, 6 класса ± 5 % от массы, указанной в чертеже.
9. Предельные отклонения массы деталей из сталей
и титановых сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой,
приведены в табл. 9.
Таблица
9
кг
Масса детали по
чертежу
|
Предельное
отклонение массы для классов точности штамповки
|
4
|
5
|
6
|
0,010
|
± 0,003
|
±
0,004
|
±
0,005
|
0,020
|
±
0,003
|
±
0,005
|
±
0,006
|
0,030
|
±
0,004
|
±
0,006
|
±
0,007
|
0,040
|
±
0,005
|
±
0,007
|
±
0,008
|
0,050
|
±
0,007
|
±
0,008
|
±
0,009
|
0,075
|
±
0,009
|
±
0,009
|
±
0,011
|
0,100
|
±
0,010
|
±
0,010
|
± 0,014
|
0,150
|
±
0,016
|
±
0,016
|
±
0,019
|
0,200
|
±
0,018
|
±
0,018
|
±
0,024
|
0,250
|
±
0,022
|
±
0,024
|
±
0,030
|
0,300
|
±
0,026
|
±
0,027
|
±
0,032
|
0,350
|
±
0,028
|
±
0,030
|
±
0,038
|
0,400
|
±
0,031
|
±
0,034
|
±
0,042
|
0,450
|
± 0,032
|
±
0,036
|
±
0,046
|
0,550
|
±
0,033
|
±
0,042
|
±
0,053
|
0,600
|
±
0,037
|
±
0,045
|
±
0,055
|
0,650
|
±
0,039
|
±
0,047
|
±
0,058
|
0,700
|
±
0,041
|
±
0,049
|
±
0,062
|
0,750
|
±
0,042
|
±
0,052
|
±
0,062
|
0,800
|
±
0,044
|
±
0,054
|
± 0,065
|
0,850
|
±
0,046
|
±
0,056
|
±
0,070
|
0,900
|
±
0,048
|
±
0,058
|
±
0,073
|
0,950
|
±
0,051
|
±
0,061
|
±
0,076
|
1,000
|
±
0,054
|
±
0,064
|
±
0,078
|
1,050
|
±
0,055
|
±
0,065
|
±
0,082
|
1,100
|
±
0,059
|
±
0,069
|
±
0,085
|
1,150
|
± 0,061
|
±
0,070
|
±
0,090
|
1,200
|
±
0,063
|
±
0,073
|
±
0,091
|
1,250
|
±
0,064
|
±
0,074
|
±
0,094
|
1,300
|
±
0,067
|
±
0,077
|
±
0,098
|
1,350
|
±
0,068
|
±
0,078
|
±
0,102
|
1,400
|
±
0,070
|
±
0,080
|
±
0,105
|
1,450
|
±
0,073
|
±
0,083
|
± 0,108
|
1,500
|
±
0,076
|
±
0,086
|
±
0,111
|
2,000
|
±
0,094
|
±
0,104
|
±
0,139
|
2,500
|
±
0,115
|
±
0,125
|
±
0,166
|
3,000
|
±
0,131
|
±
0,141
|
±
0,187
|
3,500
|
±
0,151
|
±
0,161
|
±
0,210
|
4,000
|
±
0,169
|
±
0,179
|
±
0,227
|
4,500
|
± 0,182
|
±
0,192
|
±
0,248
|
5,000
|
±
0,198
|
±
0,208
|
±
0,262
|
5,500
|
±
0,208
|
±
0,218
|
±
0,275
|
6,000
|
±
0,224
|
±
0,234
|
±
0,291
|
6,500
|
± 0,240
|
± 0,250
|
± 0,302
|
7,000
|
± 0,252
|
± 0,262
|
± 0,313
|
7,500
|
± 0,263
|
± 0,273
|
± 0,328
|
8,000
|
± 0,276
|
± 0,286
|
± 0,340
|
8,500
|
± 0,291
|
± 0,302
|
± 0,353
|
9,000
|
± 0,300
|
± 0,312
|
± 0,365
|
9,500
|
± 0,312
|
± 0,323
|
± 0,386
|
10,000
|
± 0,316
|
± 0,328
|
± 0,392
|
Примечание: Для
деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют: для 4
класса ± 4 %, 5 класса ± 5 %, 6 класса ± 6 % от массы, указанной в чертеже.
10.
Предельные отклонения массы деталей из цветных сплавов, изготовляемых методом размерного
травления (химического фрезерования), в зависимости от суммарных площадей
обрабатываемых поверхностей и предельных отклонений толщины размерного
травления, указанных в чертеже, приведены в табл. 10.
Таблица 10
Суммарная
площадь обрабатываемых поверхностей, см2
|
Предельное отклонение массы детали, кг, в
зависимости от предельных отклонений, толщины размерного травления, мм
|
± 0,05
|
± 0,10
|
± 0,13
|
± 0,15
|
± 0,20
|
± 0,25
|
200
|
± 0,002
|
± 0,004
|
± 0,005
|
± 0,006
|
± 0,008
|
± 0,012
|
400
|
± 0,004
|
± 0,008
|
± 0,010
|
± 0,012
|
± 0,016
|
± 0,021
|
600
|
± 0,006
|
± 0,012
|
± 0,015
|
± 0,018
|
± 0,024
|
± 0,030
|
800
|
± 0,008
|
± 0,016
|
± 0,020
|
± 0,024
|
± 0,032
|
± 0,040
|
1000
|
± 0,010
|
± 0,020
|
± 0,025
|
± 0,030
|
± 0,040
|
± 0,050
|
1200
|
± 0,013
|
± 0,025
|
± 0,032
|
± 0,038
|
± 0,050
|
± 0,063
|
1400
|
± 0,015
|
± 0,029
|
± 0,036
|
± 0,044
|
± 0,058
|
± 0,073
|
1600
|
± 0,017
|
± 0,033
|
± 0,042
|
± 0,050
|
± 0,066
|
± 0,083
|
1800
|
± 0,018
|
± 0,037
|
± 0,047
|
± 0,056
|
± 0,074
|
± 0,093
|
2000
|
± 0,021
|
± 0,041
|
± 0,053
|
± 0,062
|
± 0,082
|
± 0,103
|
2500
|
± 0,026
|
± 0,051
|
± 0,065
|
± 0,077
|
± 0,102
|
± 0,128
|
3000
|
± 0,031
|
± 0,062
|
± 0,078
|
± 0,093
|
± 0,124
|
± 0,155
|
3500
|
± 0,036
|
± 0,072
|
± 0,091
|
± 0,108
|
± 0,144
|
± 1,180
|
4000
|
± 0,042
|
± 0,038
|
± 0,105
|
± 0,125
|
± 0,166
|
± 0,208
|
5000
|
± 0,051
|
± 0,103
|
± 0,130
|
± 0,155
|
± 0,206
|
± 0,258
|
6000
|
± 0,062
|
± 0,124
|
± 0,157
|
± 0,186
|
± 0,248
|
± 0,310
|
7000
|
± 0,072
|
± 0,144
|
± 0,182
|
± 0,216
|
± 0,288
|
± 0,360
|
8000
|
-
|
± 0,165
|
± 0,208
|
± 0,248
|
± 0,330
|
± 0,413
|
10000
|
-
|
± 0,206
|
± 0,260
|
± 0,309
|
± 0,412
|
± 0,515
|
15000
|
-
|
± 0,309
|
± 0,388
|
± 0,464
|
± 0,618
|
± 0,733
|
20000
|
-
|
± 0,412
|
± 0518
|
± 0,618
|
± 0,824
|
± 1,030
|
25000
|
-
|
± 0,515
|
± 0,646
|
± 0,733
|
± 1,030
|
± 1,288
|
50000
|
-
|
± 1,031
|
± 1,290
|
± 1,547
|
± 2,062
|
± 2,578
|
75000
|
-
|
± 1,546
|
± 1,935
|
± 2,319
|
± 3,092
|
± 3,919
|
100000
|
-
|
± 2,062
|
± 2,580
|
± 3,093
|
± 4,124
|
± 5,155
|
11. Предельные отклонения массы деталей типа «панель»
из цветных сплавов, изготовляемых методом программного фрезерования, в
зависимости от площади детали приведены в табл. 11.
Таблица 11
Площадь
детали, см2
|
Предельное отклонение массы, кг
|
Площадь детали, см2
|
Предельное отклонение массы, кг
|
400
|
± 0,029
|
7000
|
± 0,510
|
600
|
± 0,044
|
7500
|
± 0,546
|
800
|
± 0,059
|
8000
|
± 0,584
|
1000
|
± 0,073
|
8500
|
± 0,620
|
1500
|
± 0,110
|
9000
|
± 0,650
|
2000
|
± 0,146
|
9500
|
± 0,694
|
2500
|
± 0,183
|
10000
|
± 0,730
|
3000
|
± 0,219
|
11000
|
± 0,790
|
3500
|
± 0,256
|
12000
|
± 0,850
|
4000
|
± 0,292
|
15000
|
± 0,920
|
4500
|
± 0,329
|
18000
|
± 1,050
|
5000
|
± 0,365
|
20000
|
± 1,170
|
5500
|
± 0,400
|
22000
|
± 1,280
|
6000
|
± 0,436
|
25000
|
± 1,450
|
6500
|
± 0,475
|
28000
|
± 1,630
|
30000
|
± 1,750
|
43000
|
± 2,440
|
33000
|
± 1,900
|
45000
|
± 2,540
|
35000
|
± 2,000
|
50000
|
± 2,830
|
38000
|
± 2,180
|
55000
|
± 3,100
|
40000
|
± 2,300
|
60000
|
± 3,400
|
Примечание. Для деталей,
изготовляемых из других материалов, предельные отклонения, указанные в таблице,
должны быть умножены на коэффициент:
2,7 - для стали;
1,6 - для титановых сплавов.
1. Для деталей из алюминиевых сплавов и стали, изготовляемых
из труб без последующей обработки, предельные отклонения массы устанавливаются
в зависимости от толщины стенки трубы:
- для труб из алюминиевых сплавов при толщине стенки от 0,5
до 2,0 мм - ± 10 % от массы, указанной в чертеже; при толщине стенки от 3,0 до
5,0 мм - ± 8 %;
- для труб из сталей при толщине стенки не более 1,0 мм - ± 15
% от массы, указанной в чертеже; при толщине стенки свыше 1,0 мм - ± 12 %.
2. Для труб, изготовляемых из листовой стали и листов титана
и титановых сплавов, предельные отклонения массы устанавливаются в зависимости
от толщины листа:
- для толщины листа не более 1,0 мм - ± 10 % от массы,
указанной в чертеже;
- для толщины листа свыше 1,0 мм - ± 8 %.
1.
Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов приведены в
табл. 1.
Таблица 1
Материал
|
Предельное отклонение массы
деталей, % от массы, указанной в чертеже
|
Текстиль
|
± 5
|
Фанера
|
± 8
|
Резина, стеклоткань,
пресс-порошок, стеклотекстолит и др.
|
± 10
|
2. Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых
из сотовых конструкций, массой более 0,200 кг составляют от массы, указанной в
чертеже.
3.
Предельные отклонения массы баллонов высокого давления массой более 0,200 кг
составляют ± 3 % от массы, указанной в чертеже.
4. Предельные
отклонения массы электрожгутов составляют ± 7 % от массы, указанной в чертеже.
5.
Предельные отклонения массы панелей и щитков приборных досок составляют ± 6 %
от массы, указанной в чертеже.
6.
Предельные отклонения массы сборочных единиц и покупных изделий приведены в
табл. 2.
Таблица 2
ВП выполняет следующие функции:
- разрабатывает инструкции по контролю массы;
- устанавливает предельные отклонения массы при внедряемых
методах обработки деталей;
- разрабатывает документацию по номенклатуре деталей,
сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы;
- регистрирует изменения массы для предварительной оценки
массы и центровки самолета или вертолета;
- осуществляет методическое руководство при взвешивании и
центровке самолета или вертолета;
- представляет разработчику материалы предварительного
прогноза изменения массы и центровки самолета или вертолета от вносимых
конструктивных изменений;
- принимает решения по изменению массы деталей;
- предъявляет необходимую отчетность в адрес разработчика,
представителя заказчика и т.п.;
- рассматривает предложения по снижению массы, принимает
участие в программе снижения массы самолета или вертолета;
- принимает участие в разработке мероприятий по
внедрению системы автоматизированного учета массы с передачей данных в
информационно-вычислительный центр;
- принимает участие в разработке и внедрении
системы автоматизированного учета конструктивных изменений для оперативного
контроля массы и центровки самолета или вертолета.
СОДЕРЖАНИЕ
|