| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением
Министерства
от 14 декабря 1973 г. № 087-16 Несоблюдение стандарта преследуется по закону 1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модифицируемые гидравлические системы вертолетов (в дальнейшем изложении - гидросистемы) и устанавливает требования к структуре гидросистем, защите элементов, а также требования к эксплуатационной технологичности. 2. Гидравлические системы должны проектироваться с учетом обеспечения работоспособности систем и механизмов с гидроприводом, от которых зависит безопасность полета и посадки вертолета, при любом отказе отдельного элемента одной гидросистемы, а также обеспечения работоспособности системы управления на земле на режимах малого газа двигателей и эксплуатации вертолетов во внеаэродромных условиях. Пояснения терминов, используемых в стандарте, приведены в справочном приложении. 3. Гидросистемы должны обеспечивать: - надежную работу механизмов и агрегатов на всех скоростях полета и эволюциях; - работоспособность механизмов и агрегатов за время, предусмотренное тактико-техническими требованиями (ТТТ) к вертолету. 4. Работоспособность гидросистем должна обеспечиваться на режиме авторотации несущего винта вертолета. 5. Надежность гидросистем должна обеспечиваться: - рациональным выбором структурной и принципиальной схем; - применением комплектующих элементов с высокими характеристиками надежности; - наличием элементов и устройств, предотвращающих недопустимые режимы работы систем при отказах и неисправностях; - наличием устройств контроля и сигнализации. 6. Гидросистемы должны пройти испытания на натурных стендах и вертолете с целью проверки работоспособности, установленных ограничений и надежности работы. 7. На вертолетах, управление которыми без применения усилительных механизмов невозможно или затруднено, должны быть две гидросистемы управления (гидросистема 1 и 2). При специальных требованиях к продолжению полета или выполнению задания должна быть предусмотрена аварийная гидросистема управления или аварийный источник питания. Примечания: 1. Любую из гидросистем управления допускается использовать в качестве основной или дублирующей гидросистемы. 2. На вертолетах, управление которыми возможно без усилительных механизмов, допускается одна гидросистема. 8. На вертолетах с двумя гидросистемами управления гидроприводы с механическим управлением и гидроприводы автопилота должны быть резервированы с обеспечением питания приводов по принципу пассивного резервирования. Примечания: 1. Активное резервирование допускается применять при подтверждении расчетом более высокой надежности и экономической эффективности. 2. В системах управления легких и средних вертолетов допускается применение нерезервированных гидроприводов с механическим управлением с обеспечением питания от двух систем через переключающее устройство гидропривода. 3. Допускается применение нерезервированных гидроприводов автопилота с питанием только от одной гидросистемы или от двух гидросистем через переключающее устройство гидропривода. 9. В гидросистемах с пассивным резервированием переключение питания гидроприводов систем управления с основной гидросистемы на резервную должно быть автоматическим. Элементы автоматического переключения гидросистем должны быть дублированы. 10. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для ручного переключения питания гидроприводов с одной гидросистемы на другую. При переключениях гидросистем, а также при отказе любого из элементов гидросистем, в том числе элементов переключения, должно быть исключено выключение обеих гидросистем. Время переключения гидросистем на полетных режимах работы гидроприводов при нормальной температуре не должно быть более 0,3 с. 11. В гидроприводах с управлением от автопилота должны быть предусмотрены устройства для включения и выключения летчиком в полете питания гидроприводов автопилота. 12. Переключение питания гидроприводов автопилота или их отключение от гидросистем не должно вызывать потерю устойчивости вертолета и влиять на безопасное управление вертолетом. 13. При переключении в гидросистемах управления должна быть исключена передача внешних нагрузок на органы управления полетом. 14. В гидроприводах систем управления должно быть предусмотрено кольцевание полостей гидроцилиндров при отсутствии давления питания. 15. Автоматическое переключение питания гидроприводов систем управления с одной гидросистемы на другую должно обеспечиваться независимо от положения элементов, рычагов или кнопок систем управления вертолета и от подачи электропитания к электрогидравлическим элементам и устройствам. 16. Для питания гидроприводов вспомогательных систем и механизмов на вертолете должна быть предусмотрена вспомогательная гидросистема. Примечания: 1. В технически обоснованных случаях допускается питание приводов вспомогательных систем и механизмов от основной гидросистемы управления. 2. При специальных требованиях к продолжению полета или выполнению задания допускается аварийное питание гидроприводов систем управления от вспомогательной гидросистемы. 17. Питание приводов вспомогательных систем и механизмов, важных для обеспечения безопасного полета, посадки вертолета и выполнения задания, должно быть дублировано. Примечание. В технически обоснованных случаях допускается резервное питание приводов вспомогательных систем и механизмов от аварийной пневматической системы или от гидросистем управления. 18. В каждой гидросистеме должны применяться гидронасосы переменной подачи по ОСТ 1 00964-80. Примечания: 1. При применении в каждой гидросистеме управления по два насоса один из насосов допускается использовать для питания приводов вспомогательных систем и механизмов. При переключении питания гидроприводов систем управления с основной гидросистемы на дублирующую должно быть предусмотрено автоматическое отключение вспомогательных приводов от дублирующей гидросистемы. 2. В гидросистемах допускается использование пневмогидроаккумуляторов в качестве дополнительного источника питания. 19. Должно быть предусмотрено питание гидроприводов вспомогательных систем и механизмов, работа которых требуется на земле, при неработающих основных двигателях вертолета. 20. В гидросистемах при необходимости должны быть предусмотрены устройства для гашения гидравлических ударов и колебаний давления. 21. Каждая гидросистема должна иметь отдельный гидробак, при выборе конструкции и размеров которого должно учитываться изменение объема рабочей среды в гидросистеме в зависимости от температуры, работы пневмогидроаккумуляторов, гидроцилиндров с дифференциальными поршнями. Примечание. Допускается применение как открытых, так и закрытых гидросистем. 22. Конструкция баков и их установка на вертолете должны обеспечивать надежную работу насосов при всех допустимых положениях и эволюциях вертолета. 23. На вертолетах должна быть предусмотрена закрытая заправка рабочей жидкости в гидросистемы с фильтрацией заправляемой жидкости. 24. В конструкции бака должна быть предусмотрена заливная горловина с сетчатым фильтром. Заправка рабочей жидкости в гидросистемы через заливные горловины допускается только во внеаэродромных условиях при отсутствии наземных средств для закрытой заправки. 25. В гидросистемах в качестве рабочей жидкости должно применяться масло АМГ-10 по ГОСТ 6794-75. Чистота заправляемой в систему рабочей жидкости должна быть не грубее 4-го класса по ГОСТ 17216-71. В технически обоснованных случаях допускается применение других рабочих жидкостей. 26. В дренажных линиях баков, находящихся под атмосферным давлением, должны быть предусмотрены воздушные фильтры для защиты рабочей жидкости от загрязнения механическими частицами. 27. В баках гидросистем должны быть предусмотрены устройства для компенсации перетечек из одной гидросистемы в другую. 28. Штуцер всасывания в баке должен находиться выше дна бака для защиты от попадания отстоя в систему. 28. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для слива отстоя жидкости из баков и фильтров. 30. В каждой гидросистеме должны быть предусмотрены непрерывный контроль давления в напорных линиях по дистанционным указателям давления и световая сигнализация, информирующая о наличии давления питания гидроприводов систем управления. При пассивном резервировании должна быть предусмотрена световая сигнализация, информирующая о неисправности резервной гидросистемы. 31. В каждой гидросистеме должны быть предусмотрены дистанционный контроль температуры рабочей жидкости и устройства для наземного контроля давления зарядки пневмогидроаккумуляторов и уровня жидкости в баках. 32. Отказы или неисправности систем контроля и сигнализации не должны влиять на безопасное управление вертолетом. 33. Подача ложного сигнала в систему контроля и сигнализации должна быть исключена. 34. Для зашиты гидросистем от недопустимого повышения давления в напорных гидролиниях должны быть предусмотрены предохранительные гидроклапаны. 35. В напорных и сливных гидролиниях каждой гидросистемы должны быть предусмотрены фильтры с тонкостью фильтрации не более 16 мкм. 36. Для обеспечения допустимых температур рабочей жидкости во всех эксплуатационных условиях должно быть предусмотрено охлаждение агрегатов, трубопроводов или рабочей жидкости в гидросистемах. 37. В гидросистемах, имеющих участки с замкнутыми объемами, должны быть предусмотрены устройства для предохранения этих участков от недопустимого повышения давления при изменении температуры рабочей среды. 38. Элементы и агрегаты гидросистем должны выдерживать по прочности давление в соответствии с ОСТ 1 00095-73. 39. При применении аварийной пневматической системы для резервного питания приводов вспомогательных систем и механизмов должна быть предусмотрена возможность удаления газа из гидросистемы после полета. 40. Гидросистема должна быть устойчивой, прочной и стойкой к внешним воздействующим факторам, указанным в табл. 1. Таблица 1
Примечания: 1. На частотах до 10 Гц допускается амплитуда вибраций до 10 мм, на частотах от 10 до 20 Гц допускается кратковременное повышение амплитуды вибраций до 2 мм. 2. Конкретные значения вибрационных нагрузок для каждого агрегата и элемента гидросистемы допускается устанавливать в зависимости от места установки их на вертолете. 3. Конкретные значения внешних воздействующих факторов для каждого агрегата гидросистемы задаются в ТЗ на разработку в зависимости от места их установки на вертолете. 41. Гидросистема должна быть работоспособна при значениях температур рабочей жидкости, указанных в табл. 2. Таблица 2
42. В гидросистемах не должно быть конструктивных элементов, узлов и агрегатов с резонансными частотами до 55 Гц. Примечание. Резонансные частоты допускаются при условии обеспечения устойчивости и прочности агрегатов и их креплений. 43. Крепления элементов и агрегатов гидросистем не должны вызывать недопустимых вибраций, должны исключать передачу нагрузок, возникающих при работе, на присоединенные к ним трубопроводы. 44. Вибрации гидроприводов и их соединения не должны вызывать недопустимых колебаний органов управления полетом. 45. Внешняя герметичность каждого узла уплотнения агрегатов гидросистем в установленном стандартом диапазоне температур окружающей среды и рабочей жидкости должна соответствовать ОСТ 1 00128-74: а) для неподвижных соединений группе 1 - 8; б) для подвижных соединений: - в начале эксплуатации группе 1 - 9 при отсутствии давления питания в гидросистеме и группе 1 - 10 при работе гидросистемы; - в процессе эксплуатации не более 1 см3 за 10 ч при отсутствии организованного сбора утечек; - в процессе эксплуатации при организованном сборе утечек допускается увеличение утечек по каждому узлу уплотнений до группы 1 - 13 при условии, что суммарные утечки по каждому агрегату, имеющему до четырех узлов уплотнений, также не будут превышать группы 1 - 13. При наличии в агрегате более четырех узлов уплотнений суммарные утечки допускаются из расчета не более 0,25 см3/ч на один узел уплотнения. 46. Конструкция пневмогидроаккумуляторов и других пневмогидравлических агрегатов не должна допускать перетекания жидкости в газовую полость и газа в жидкостную полость. 47. Для соединения элементов, имеющих относительные перемещения, должны быть предусмотрены устройства для компенсации деформаций. 48. Участки гидросистем с возможностью механического повреждения должны иметь специальную защиту. 49. Элементы и агрегаты гидросистем, расположенные в горячей зоне силовых установок, должны быть защищены противопожарными перегородками. 50. Для предотвращения возможности одновременного разрушения элементов нескольких гидросистем от боевых средств, пожара и взрыва элементы одной гидросистемы управления должны быть разнесены на максимально возможное расстояние от элементов другой гидросистемы или иметь специальную защиту. 51. Конструкция, расположение и установка агрегатов и элементов гидросистем должны обеспечивать: - доступ к агрегатам и элементам гидросистем с необходимым инструментом для обслуживания и замены; - легкосъёмность агрегатов и элементов; - возможность контроля; - взаимозаменяемость; - минимальное количество точек обслуживания. 52. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для проверки работоспособности гидросистем и гидроприводов от наземной установки. Примечание. При специальных требованиях допускается установка на вертолете устройств для проверки работоспособности гидросистем и гидроприводов без запуска основных двигателей. 53. Расположение бортовых штуцеров для закрытой заправки и проверки гидросистем должно обеспечивать удобное подсоединение наземных средств. Места расположения штуцеров должны иметь соответствующие надписи и обозначения. 54. Снятие фильтроэлементов должно производиться без демонтажа расположенных рядом агрегатов и трубопроводов. При осмотре и замене фильтроэлементов должно быть исключено вытекание жидкости из гидросистем. 55. Краны и штуцера слива жидкости из гидробаков и фильтров должны иметь удобный доступ и исключать загрязнение вертолета жидкостью. 56. Показатели надежности гидросистем и их значения должны соответствовать указанным в табл. 3. Таблица 3
Приложение
ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ Гидравлическая система (гидросистема) - совокупность источников питания, элементов и устройств, обеспечивающих передачу энергии к гидроприводам посредством жидкости. Гидросистема управления - гидросистема, обеспечивающая работоспособность следящих гидроприводов систем управления. Время переключения систем - промежуток времени от минимального допустимого значения давления при понижении давления в одной гидросистеме до достижения минимального допустимого значения давления при повышении давления в другой гидросистеме. Вспомогательная гидросистема - гидросистема, обеспечивающая работоспособность приводов вспомогательных систем и механизмов. Пассивное резервирование - вид резервирования, обеспечивающий включение резервного питания и работу гидроприводов от одной из гидросистем только при отказе другой. Активное резервирование - вид резервирования, обеспечивающий работу гидроприводов от двух и более независимых гидросистем одновременно. Открытая гидросистема - гидросистема, имеющая контакт рабочей жидкости в гидробаке с атмосферой. Закрытая гидросистема - гидросистема с избыточным давлением в гидробаке, не имеющая контакта рабочей жидкости с атмосферой. Основная гидросистема - гидросистема управления, предназначенная для постоянного использования в полете и на земле при пассивном резервировании. Дублирующая гидросистема - резервная гидросистема управления, предназначенная для использования только при отказах или неисправностях основной гидросистемы при пассивном резервировании.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |